На Христа Спасителя Дух Святой сошел именно для того, чтобы «привыкать обитать в роде человеческом... творя в людях волю Отца и обновляя их от ветхости во обновление Христово» (Contr. haeres., III, 17, 1). Характеризуя новозаветное время, св. Ириней говорит, что Дух Святой «в последние времена новым образом излился на нас.. от чего верующие Богу и следующие Его Слову получают даруемое от Него (Слова) спасение» (там же, IV, 33, 15). Дар Духа Святого, ниспосланный «на всю землю» Словом, св. Ириней называет даром «Духа, носящегося над Церковью » (там же, III, 11, 8). Отцы Церкви IV в., полностью разделяя наследованное ими древнецерковное учение, изложенное нами в трех пунктах, стремились раскрыть его нагляднее и полнее. Так, св. Кирилл Иерусалимский говорил в своих огласительных поучениях, что Дух Святой сошел на Иисуса Христа для того, чтобы, «по изъяснению некоторых, начатки и преимущественные дары Святого Духа, сообщаемые крещаемым, были сообщены человечеству Спасителя, подающего таковую благодать (Catech., XVII, 9). В другом месте он утверждал, что Христос крестился, «чтобы крещаемым даровать Божественную благодать... чтобы мы, став причастниками пришествия Его во плоти, сделались общниками Божественной Его благодати» (там же, III, 11). Решительно утверждая, что непосредственным источником нашего благодатного освящения является Спаситель Богочеловек, св. Кирилл подробно говорит о том, что крещаемые получают благодать Отца чрез вочеловечившегося Сына только в Церкви, где обитает и действует Дух Святой, ее Освятитель. «Жизнь в подлинном и истинном смысле есть Отец, Который чрез Сына во Святом Духе источает небесные дары» (Catech., XVIII, 29). Дух Святой есть «Освятитель всех сотворенных Богом чрез Христа разумных существ – и ангелов и человеков» (там же, XVII, 2). В Ветхом Завете Его освящающая благодать подавалась «отчасти», а в Новом Завете совершается «обильное даяние благодати» (там же, XVI, 25, 26). «Там приобщились Святого Духа, а здесь всесовершенно крещены (αυτοιελς οραπτισθσαν) Им» (там же, XVII, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

71 Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7. 72 Он же. Homil. 30, 8. 73 Он же. Homil. 24,2. 74 De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2—3. 75 Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64. 76 Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9. 77 Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4. 78 Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3. 79 Ориген. In Rom. V,9; V,1. 80 De moribus eccles. cathol. 1,40. 81 Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum. 82 Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961. 83 Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?..» (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея). 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых), отпевание. 88 Рим.1:21—31; Пс.13:1—3; 52:1—4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4. 91 Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV,40. 95 Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7. 97 De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2. 98 Concil. Trid. sess. V,5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27. букв. «о-смертили себя». — Прим. пер. букв. «о-греховил». — Прим. пер. букв., «о-смертил». — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

1 . «Слова огласительные и тайноводственные» – наиболее известное произведение святителя. Это 24 проповеди , произнесенные «без подготовки» (экспромтом) в 348 г. в храме Гроба Господня и адресованные готовящимся к принятию св. Крещения. В Предогласительном слове св. Кирилл говорит о смысле предстоящего оглашения (цикл лекций о христианской вере), а также о самом Таинстве Крещения. Он предупреждает, чтобы оглашаемые соблюдали строгую секретность и не пересказывали «внешним» то, что они услышат (disciplina arcani). Далее следуют 18 Огласительных слов, из которых первые три говорят о покаянии и Крещении, четвертое содержит краткое изложение основных христианских догматов, a пятое посвящено основам веры в Бога. Следующие 12 слов являются толкованием Иерусалимского Символа веры , текстуально весьма близкого Никео-Цареградскому Символу 381 г. В 18-м Огласительном слове содержится определение Церкви, ставшее классическим: « Церковь называется кафолической (всеобщей, слав. – «соборной»), потому что она в целой Вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, что должно входить в состав человеческого знания, – догматы о видимом и невидимом, небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род – и начальников и подначальных, ученых и неученых... И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои. И не просто также: где Церковь ? – но: где Церковь кафолическая? Ибо это есть отличительное имя сей святой общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа». Пять Тайноводственных слов произнесены св. Кириллом сразу же после Крещения оглашенных и посвящены трем основным Таинствам Церкви: первые два посвящены Крещению, третье – Миропомазанию, четвертое – учению о Евхаристии, в пятом излагается последование Божественной литургии. «Огласительные и тайноводственные слова» св. Кирилла содержат ценнейшие сведения о литургической практике Иерусалимской Церкви IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником " бога времени " следовал светлый праздник " бога солнца " , как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца. За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: " Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан " и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

http://zavet.ru/a/rss_1084351409.html

Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных. 3011 Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, – всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры , который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в. 3012 По нашему счету около 9 часов утра. – Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею. 3015 Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта. 3016 Созомен – церковный историк V в. Его «Церковная история» обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. – Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей «Церковной истории», в главе 5. 3017 Явление креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена – господство арианства. Ровно 10 лет (по 371 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361–363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364–378 г.). Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Проблемы, к-рые был вынужден решать К., взойдя на Патриарший престол, заключались, во-первых, в чрезмерной концентрации в К-поле архиереев, не желавших подолгу находиться в своих митрополиях, а во-вторых, в нестабильности финансового положения Патриархата. К. принял меры для решения этих вопросов. Январем 1751 и 1755 гг. датированы распоряжения об удалении архиереев из столицы. В сент. 1755 г. К. создал комиссию для исправления тяжелого экономического положения Патриархата, в к-рую вошли митрополиты Ираклийский, Никомидийский и Критский, служащие ведомства Великой ц. и представители ремесленных объединений К-поля ( Mansi. T. 38. Col. 633-640). По инициативе К. в 1752 г. была основана больница в Адрианополе, в 1753 г.- в К-поле. Особое внимание К. уделял вопросам просвещения: маем 1750 г. датирован патриарший сигиллий об управлении и о финансировании Афонской академии (Афониады) (Ibid. Col. 547-548). 7 июля 1753 г. К. подписал сигиллий о назначении преподавателем в Афониаду богослова Евгения (Булгариса) . О просветительских трудах К. писал в 1768 г. его близкий друг поэт Кесарий Дапонте в сб. «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ). К. уделял много внимания отношениям с католиками. Он активно поддерживал патриарха Антиохийского Сильвестра в его борьбе с католич. прозелитизмом, а также занял жесткую позицию в вопросе о повторном крещении католиков и армян, переходящих в Православие. Необходимость повторного крещения отстаивал добившийся большой популярности в народе проповедник Авксентий Диакон , против его учения выступали мн. иерархи, в т. ч. патриарх Паисий II и преемник К. патриарх Каллиник IV. Вопрос о принятии инославных в Православие впервые встал перед К. уже в 1748 г., однако особую остроту он приобрел во время его 2-го Патриаршества. 28 апр. 1755 г. втайне от патриарха 18 архиереев во главе с митр. Кизическим Ананией составили синодальный декрет против повторного крещения (Ibid. Col. 609-618). В ответ К. в июне опубликовал послание, в к-ром предал анафеме всех принимавших этот декрет. Архиереи, подписавшие декрет, были удалены из столицы, а послание К. прочитано с амвона во всех церквах. В июле 1755 г. К. издал орос о крещении приходящих в Православие, согласно к-рому «крещения еретиков» назывались «бесполезными водами», а приходящие в истинную веру еретики считались некрещеными (Ibid. Col. 617-622). Единственным истинным крещением признавалось совершаемое согласно правилам II Вселенского и Трулльского Соборов, т. е. нагим, с троекратным погружением в купель с освященной водой и елеем, с провозглашением имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении. Не имея возможности опереться на прокатолически настроенных архиереев К-польской Церкви, К. обратился за поддержкой к вост. патриархам. Орос был подписан патриархом Александрийским Матфеем Псалтом (1746-1766) и патриархом Иерусалимским Парфением (1737-1766).

http://pravenc.ru/text/1840371.html

24 сент. 1638 г. в К-поле под председательством К. состоялся Собор, в к-ром приняли участие патриархи Иерусалимский Феофан IV и Александрийский Митрофан (Критопулос) . Собор предал анафеме Лукариса и его учение: Лукарис обвинялся в том, что «оклеветал всю Восточную Христову Церковь, будто бы она мыслит, как Кальвин (καλβινοφρονοσαν)» ( Καρμρης. 1968. Σ. 652-655). В нач. 1639 г. К. обязал клириков и мирян приносить ему лично на проверку любые сочинения, подписанные именем Лукариса ( Hofmann. 1929. S. 109-111). Однако уже в послании к кард. Антонио Барберини (младшему) от 18 апр. 1639 г. К. писал, что по совету последнего опубликовал синодальное послание о предании огню творений Лукариса без специального расследования ( Idem. 1933. S. 20-21). Летом 1638 г. представители католич. гос-в и Папского престола получили от К. устные уверения в готовности подписать католич. исповедание веры. Одним из первых распоряжений К. удовлетворил прошение франц. посланников о позволении отправлять службу по католич. обряду в ц. св. Феодора в Саталии (Атталии, ныне Анталья) ( Idem. 1930. S. 35-37). Переговоры продолжались всю осень, а 15 дек. 1638 г. в присутствии Шмида фон Шварценхорна и патриаршего викария Анджело Петрикки К. подписал католич. исповедание веры и подтвердил свою верность папе Римскому Урбану VIII (Ibid. S. 37). Это вызвало негодование как иерархов К-польской Церкви, так и султана. В июне 1639 г. К. был низложен (при этом формальные обвинения, выдвинутые против К., были связаны с финансовыми злоупотреблениями: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 97-102), арестован и сослан в Тунис. 30 марта 1640 г. он прибыл в г. Сус и отправил оттуда послание кард. Барберини с просьбой дать ему денег на подкуп османского чиновника, отвечавшего за его охрану ( Hofmann. 1933. S. 23-24). Впосл. К. продолжал писать и Барберини, и лично Урбану VIII (послания от 15 апр. 1640 г.: Idem. S. 24-27), однако те не оказали ему поддержки. 24 июня 1640 г. К. был задушен по приказу османского паши, вынуждавшего его принять ислам.

http://pravenc.ru/text/1840365.html

512-514 514-515 515-519 519-520 КИРИЛЛ (Павлов Иван Дмитриевич; 1919-2017), архим., духовник братии Троице-Сергиевой лавры, один из почитаемых старцев РПЦ 520-521 521-522 522-523 523-524 524-525 525-530 КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель 530-540 540-543 КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию 543-546 546-547 КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский 547-551 551-553 КИРИЛЛ I ЛУКАРИС (1570 или 1572 - 1638), патриарх Александрийский (1601-1620), К-польский (1620-1623; 1623-1633; 1633-1634; 1634-1635; 1637-1638) 553-559 559-560 КИРИЛЛ V Каракалла (Каракала) (кон. XVII в. - не ранее 1775), патриарх К-польский (1748-1751; 1752-1757) 560-562 562-563 563-564 564-565 565-566 566-567 567-568 568-571 КИРИЛЛ VI [Кирилл Танас] (1680-1759), униат. патриарх Антиохийский (1724-1759), 1-й глава Мелькитской католической Церкви 571-574 КИРИЛЛ II (в миру Константин Критикос; между 1790 и 1795 - 1877), патриарх Иерусалимский (1845-1872) 574-579 579-580 КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. 580-581 581-582 582-583 583-584 584-586 586-588 588-589 589-590 590-592 592-594 КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 594-598 598-599 599-601 КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 601-604 КИРИЛЛА И АННА (кон. III - нач. IV в.?), мученицы (пам. 5 июля; пам. визант. 4 и 5 июля; пам. греч. 4 июля) 625-626 КИРИЛЛ И МАРИЯ (2-я пол. XIII в. - нач. 40-х гг. XIV в.), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

В 381 году св. Кирилл, вместе с другими знаменитыми представителями православной церкви, заседал на втором вселенском соборе в Константинополе. В следующем году от другого собора Константинопольского отправлено было на Запад послание, в котором восхваляются заслуги его для христианской веры, а церковь Иерусалимская названа «матерью всех церквей». После этого, св. Кирилл прожил не долго. Он скончался 18 марта 386 года, в какой день и празднуется память его. Из творений св. отца, писанных на греческом языке, сохранились до нашего времени следующия: «Огласительныя слова», числом 18 и «Слова тайноводственныя», числом 5. Они произнесены были св. Кириллом в 347 или 348 году: «огласительныя» назначались для научения в вере готовящихся ко крещению и говорены в течение четыредесятницы, а «тайноводственныя» имели целию укрепление в вере новокрещенных и говорены были в течение Пасхи, после того, как оглашенные удостоились крещения. Содержание этих «словъ» такое: в предварительном слове, предшествующем огласительным, св. отец говорит об обязанностях христианина вообще и увещевает надлежащим образом приготовиться к приятию крещения; затем в 1-м слове говорится о важности крещения; во 2-м о тяжести и происхождении греха и указывается на покаяние, как на средство к получению божественной благодати; в 3-м говорится о крещении, как спасительном средстве; в 4-м заключается краткое обозрение всех главных предметов христианского учения; в 5-м речь идет о значении веры и символа веры . В остальных 13 огласительных словах св. отец объясняет весь символ веры , именно, местный символ, Иерусалимский, несколько отличный от Никейского вселенского символа. Проповедник подробно изъясняет, по порядку, член за членом, в символе: здесь сначала он раскрывает сущность того или другого христианского учения, а потом опровергает различныя заблуждения, противныя этому учению. В 5-ти «тайноводственных словахъ» св. Кирилл истолковывает сущность и обряды таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Преосвящ. Филарет, архиеп. Черниговский, в своем сочинении: «Историческое учение об Отцах церкви» делает такой отзыв о достоинствах и значении «словъ» св. Кирилла: «св. Кирилл беседует спокойно, предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо. Описание священных обрядов в оглашениях его соединяет со внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени. Обряды, описываомые св. Кириллом, поражают и радуют сына православной церкви. Читая это описание, описание IV века, как бы видим то самое, что совершается в православных храмах XIX века». – Кроме вышеуказанных творений св. Кириллу приписываются: «Беседа о разслабленном при купели» и «Послание к царю Констанцию о явившемся на небесах знамении креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010