XX. Г. М. Прохоров. Преподобный Кирилл Белозерский Преподобный Кирилл Белозерский – личность столь же крупного исторического масштаба, как его современники преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан. Они – осуществители, реализаторы (но, конечно, не только они) православного возрождения Великой Руси, явления чрезвычайно исторически важного, имевшего результатом этногенез нового народа, великороссов, и возникновение мощного православного государства – Московской Руси. Люди, которых я назвал, – личности яркие, со своими характерными чертами, особенностями. Что же представляет собой Кирилл Белозерский именно как личность, достойная нашего внимания, насколько мы о ней знаем? Мы знаем, прежде всего, его как создателя, основателя Кирилло-Белозерского Успенского монастыря в Белозерской, ныне Вологодской, земле. Рассказывали, что еще до появления там, на берегу Сиверского озера, инока Кирилла, окрестные жители слышали колокольный звон и пение, разносившиеся отсюда по лесу, а когда приходили посмотреть, никого не обнаруживали. Но, начав при Кирилле, в течение столетий затем пела здесь в храмах, молилась по кельям, трудилась по службам, ведала обширным хозяйством, руководила духовной жизнью окрестного населения многочисленная монашеская братия. Одновременно с иноческой обителью появилась и росла здесь библиотека, скоро ставшая одним из богатейших на Руси книгохранилищ, где не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя, – богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически широкие по содержанию. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями. Житие Кирилла Белозерского, главный источник наших о нем сведений, написано Пахомием Логофетом, или Сербом, в 1462 году по словам «самовидцев» – людей, знавших Кирилла при жизни. Оттуда мы узнаём, что Козьма (так звали Кирилла до пострижения в монахи) был родственником Вельяминовых, одного из знатнейших и богатейших родов Московской Руси: умирая, возможно, от чумы, опустошавшей страну в середине XIV века, его родители отдали сына на воспитание «сроднику своему Тимофею» – окольничему великого князя Дмитрия Ивановича Тимофею Васильевичу Вельяминову.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский) (+ 1427) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Кирилл, в миру Косма, был сыном обедневшего боярина и получил воспитание в доме богатых родственников, бояр Вельяминовых. Они любили его как сына, и он управлял всем домом. Но с юных лет Косма стремился к иночеству, и родственники его, не желавшие с ним расставаться, сильно противились этому. Наконец прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), который хорошо знал Вельяминовых, сломил их противление, взял Коему под свое покровительство и отвел его в Симонов монастырь, где настоятельствовал его основатель архимандрит Феодор (память его 28 нояб.), племянник и постриженник прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Косме тогда было 30 лет. Его немедленно постригли с наречением имени Кирилл и отдали под руководство строгого подвижника — старца Михаила (ставшего впоследствии епископом Смоленским), который научил его непрестанной Иисусовой молитве и борьбе с демонами. Послушание новоначальному иноку назначили на кухне. Это было тяжелым послушанием: часто, смотря на пламя раскаленной печи, Кирилл говорил себе: «Терпи, Кирилл, дабы сим огнем избежать тамошнего». Но, трудясь на кухне, стяжал он дар умиленных покаянных слез. Когда же, желая облегчить его жизнь, поручили ему переписывать книги, слезы эти исчезли, и он стал молиться, чтобы его вернули на кухню. Желание его исполнилось, и благодатные слезы вернулись к нему. Иногда прп. Кирилл немного юродствовал ради навлечения на себя поношений и приобретения смирения. Часто прп. Сергий посещал монастырь своего родственника и ученика, но каждый раз он шел на кухню и проводил долгие часы в духовной беседе со смиренным монастырским поваром: великий прозорливец провидел в нем истинного своего преемника по духу и продолжателя его заветов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Январь 12-й день. Преподобные Мартиниан и Галактион Белозерские Уроженец деревни Березкино (близ которой стоит теперь Сямский монастырь, прославленный иконой Богоматери), отрок Михаил на тринадцатом году оставил родителей и родину и прямо с поля, где боронил вспаханную отцом полосу, тайно ушел к преподобному Кириллу Белозерскому, о котором слышал от многих. «Возьми меня к себе, господине!» – говорил блаженный отрок святому старцу, упав ему в ноги. Кирилл отдал отрока учиться грамоте к мирскому дьяку Олешу (Алексею) Павлову, который занимался перепиской книг и обучением детей. Михаил скоро обучился, и преподобный взял его к себе. Когда преподобный Кирилл молился в своей келлии, Михаил клал поклоны; он первый являлся по благовесту в храм к утреннему славословию; смущавшие его помыслы открывал святому старцу. Испытав Михаила послушаниями, преподобный Кирилл постриг его с именем Мартиниана и позволил ему жить в особой келлии, но зорко смотрел за его духовной жизнью. Раз Мартиниан зашел из церкви в келлию одного брата. «Зачем нарушаешь устав обители?» – сказал ему Кирилл. «Войдя в свою келлию, сомневаюсь, чтобы захотел я выйти из нее, а мне нужно было быть в келлии брата», – отвечал Мартиниан. «Наперед иди в свою келлию, чтобы сотворить там должную молитву, и келлия научит тебя всему», – сказал святой старец. По просьбе святого игумена Мартиниан посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Преподобный Кирилл любил блаженного Мартиниана. Это возбуждало в иных зависть, язвившую Мартиниана оскорблениями; Мартиниан терпел. По воле преподобного Кирилла Мартиниан списывал для него книги; такое послушание преподобный игумен назначил только двум ученикам: Христофору и Мартиниану. Еще цел в обители Канонник, списанный Мартинианом. Послесловие его особенно драгоценно: оно показывает, какими чувствами дышала душа Мартиниана. Вот оно: «В 1423 году, сентября 1-го, написана сия книга душеполезная в обители Пречистой Богородицы по благословению господина старца Кирилла игумена в славу Святыя Троицы, аминь. О Дево Богоизбранная! О Отроковице Богоневестная! О Владычице мира, Пречистая Богородице! Во всемирных Твоих молениях к Сыну и Богу, помяни милостивая Госпоже, и мене, грешного, недостойною рукою писавшего сие. Всякому делу благому начало и конец Христов. Ему слава в бесконечные веки, аминь. Господи Иисусе Христе! Спаси писавшего и имеющего читать. Господин старец Онуфрий, сотвори любовь, помяни в святых своих молитвах грешного Мартиниана, инока ложного, а не истинного». Так смиренно отзывался сам о себе праведник!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие преподобного Мартиниана Белозерского 284 Преподобный отец наш Мартиниан родился от благочестивых родителей и при крещении получил имя Михаил. Вырос мальчик благоговейным и чистым, разумным и послушным своим родителям. Когда пришло время учиться грамоте, не оказалось никого, кто бы мог его обучать. Совсем маленьким родственники привели его к Кириллу Белозерскому. Мальчик стоял, глядя на святого как на ангела, рассматривающего его, и не знал, что сказать, только с умилением припал к ногам Кирилла и стал просить: «Возьми меня, господин, к себе». Блаженный же, видя мальчика, с умилением стоящего, смилостивился и пожалел его как добрый отец. Почувствовала благородство душа его, и он принял отрока как Богом ему данного. В те времена жил близ обители святого человек по имени Олеш Павлов, дьяк монастырский. 285 Он переписывал книги и учил детей грамоте. И делал он это очень искусно. Кирилл позвал его и попросил: «Друг, сделай по-божески: научи этого отрока грамоте. И прошу тебя перед Богом: храни его как зеницу ока от всякой грязи». Тот, с благословением взяв мальчика, стал усердно его обучать и вскоре с Божией помощью научил его грамоте. Михаил выучился хорошо и так быстро, что все удивлялись: «Как во сне прошла учеба молитвами святого». Учитель привел мальчика и передал в руки преподобного. Святой взял отрока и благословил обоих. Когда Михаил был еще маленьким, Кирилл наблюдал за ним и размышлял, какое бы дать ему испытание. И велел святой учиться мальчику книгам. Осторожно расспросив о Михаиле (ведь мальчик пришел к Кириллу не из дальних стран, а из ближних владений святого, называемых Сяма), видя кротость и смирение, особенную душевную чистоту и незлобие, полюбил его святой и постриг в иноки, дав имя Мартиниан. И сделал его блаженный своим учеником, и велел жить в своей келье. И стал Мартиниан его любимым учеником. Видя преподобного отца, Мартиниан возревновал о его праведности и всем умом повиновался ему, с пристрастием наблюдая ангельскую его жизнь, безгневную и мудрую, в молитвах протекающую и трудолюбии. Видя его безмерные труды, даже в такой старости напрягающегося, юноша старался ему подражать. И повиновался он старцу, как ангел Христу, и радовался душою, благодаря Бога, что дал ему Господь Бог в наставники такого святого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Наш долг - бережно хранить память о владыке Предстоятель Русской Церкви совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) 18.10.2016 593 Время на чтение 5 минут 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) на Бромптонском кладбище, сообщает Патриархия.ru. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сурожский Елисей, викарий Сурожской епархии архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: « Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинг рад, и вместе с приснопамятным покойным владыкой митрополитом Никодимом совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/pa...

Июнь 9-й день. Преподобный Кирилл Белозерский При великом князе Димитрии Иоанновиче жил в Москве у родственника своего, боярина Тимофея Вельяминова, Козьма, сирота с ранней юности. Боярин любил кроткого юношу и поручил ему присмотр за хозяйством и слугами, но Козьма, не чувствуя расположения к светской жизни, стремился душой на служение Господу. Не надеясь, что боярин отпустит его в монастырь, он открыл сердце свое преподобному Стефану, игумену Махрищскому, который пришел в Москву по делам обители. Стефан, провидя в юноше будущего подвижника, решился просто облечь его в рясофор и, назвав его Кириллом, предоставил прочее на волю Божию. Сам он пришел к боярину; Тимофей, обрадованный посещением известного старца-подвижника, с честью встретил его в дверях своего дома и просил благословения. «Богомолец твой Кирилл благословляет тебя», – сказал ему Стефан. «Кто сей Кирилл?» – с изумлением спросил боярин. Игумен отвечал ему: «Козьма, бывший твой сродник, ныне же инок, работающий Господу и о вас молящийся». Боярин прогневался на Стефана, но преподобный, не переступая его порога, сказал: «Повелено нам от Спаса нашего Господа Иисуса Христа пребывать там, где нас послушают и приемлют, а если нет, то отрясать и прах, прилепившийся к ногам нашим, во свидетельство неприемлющим нас» 99 . Стефан удалился; но богобоязненная жена боярина, услышав такое слово, более Христово, нежели Стефаново, начала увещевать мужа своего: как решился он оскорбить такого старца, и боярин, раскаявшись, послал возвратить его. Оба они взаимно испросили друг у друга прощение; боярин позволил нареченному Кириллу исполнить желание его сердца, и Кирилл раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел нового инока в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия. Феодор с радостью принял Кирилла и совершенно облек его в иноческий образ, поручив наблюдению старца Михаила, который проводил весьма строгую жизнь в обители и впоследствии был епископом города Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 17 октября 2016 г. 21:01 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения  митрополита Сурожского Антония (Блума)  на Бромптонском кладбище. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Сурожский Елисей , викарий  Сурожской епархии   архиепископ Керченский Анатолий ,  архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Богородский Антоний ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ,  епископ Скопинский и Шацкий Матфей , многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства  Санкт-Петербургской митрополии . В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой  митрополитом Никодимом  совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://patriarchia.ru/db/text/4643956.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский) (+ 1483) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 янв. в день преставления, 6 июля тесте с Собором Радонежских святых, 7 окт. в день обретения мощей В 1410 г. бедные крестьяне из окрестности города Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому (память его 9 июня) своего юного сына Михаила. У него было сильное желание учиться. Увидев святого настоятеля, мальчик упал ему в ноги с мольбой: «Возьми меня к себе, господине!» Преподобный был тронут. Он отдал Михаила ученому дьяку Павлову учиться книгам и, когда его образование окончилось, постриг его с наречением ему имени Мартиниан и приблизил к себе. Проходя монастырские послушания на кухне и в хлебопекарне, Мартиниан занимался перепиской богослужебных книг. В Кирилло-Белозерском монастыре хранили до последнего времени переписанный его рукой «Правильник». Он разделял молитвенное правило своего настоятеля и старался подражать его подвигам. Прп. Кирилл зорко следил за ним и руководил им. Раз увидел он, что его ученик после богослужения вошел в чужую келью. Он позвал его и сказал: «Зачем ты нарушаешь устав?» — «Сомневаюсь, чтобы, войдя в мою келью, я захотел бы из нее выйти,— ответил Мартиниан, — а у меня было к брату дело». На что святой игумен ему заметил: «Сначала войди в твою келью и сотвори молитву, и келья сама тебя всему научит!» Приходилось преподобному и сдерживать чрезмерную ревность молодого подвижника: так, Мартиниану хотелось наложить на себя строгий пост, но он получил только благословение не есть досыта. С благодарностью принимал ученик все наставления своего наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили прп. Мартиниана в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любили его, а своих немногочисленных недругов он победил своим всегда ровным, ласковым и почтительным отношением. По кончине прп. Кирилла (9 июня 1429) прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на озере Воже, где он основал маленькую обитель, потом по просьбе иноков Ферапонтова монастыря присоединился к ним. Когда же прп. Фера-понт (память его 27 мая) перешел в Можайские пределы для основания там Лужецкого монастыря, то настоятелем вместо него стал прп. Мартиниан.

http://sedmitza.ru/lib/text/436787/

В Вологодской митрополии возрожден исторический Ферапонтов мужской монастырь 19 октября 2018 г. 20:44 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В связи с прошением  митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) ( журнал 96 ). В ходе состоявшего 16-17 июня сего года визита  в Вологодскую митрополию исторический Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Тогда же Святейший Владыка указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». 19 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Игнатий. В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферпаонтовым монастырем глава митрополии в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. За богослужением молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие епархиальных монастырей в священном сане. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

Вертлино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Храмы в Вертлинском (Вертлине) существуют с третьей четверти XVI в. Существующий кирпичный храм во имя Архангела Михаила с приделом прп.Кирилла Белоозерского в трапезной построен в 1825-1833 гг. на средства прихожан по " плану и фасаду..., сочиненному согласно правилам гражданской архитектуры " . Храм - характерный образец стиля ампир с четвериком, увенчанным купольной ротондой, полуциркульной апсидой, небольшой бесстолпной трапезной и двухъярусной, с полуярусом, колокольней, увенчанной шпилем. Церковь была закрыта в 1941 г., впоследствии перестроена под школу и клуб. В 1964 г. здание было заброшено; к моменту передачи верующим в начале 2000-х гг. была практически в руинированном состоянии - отсутствовали крыши и перекрытия, полностью утрачена колокольня. С 2006 г. храм активно восстанавливается и ныне возрожден. Церковь Архангела Михаила в д.Вертлино Солнечногорского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 21 апреля 2015 г. Село Вертлинское на реке Сестре (таково старинное название современной д. Вертлино), впервые встречается в летописях 1570 г., когда Вертлинское уже было селом и принадлежало Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю. Известно, что Вертлинское с деревнями и пустошами Кирилловскому монастырю пожертвовал царь Иоанн Васильевич, когда еще храма в нем не было. Церковь была построена на средства монастыря и ее престол по монастырской традиции освятили в честь преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца. Деревянный храм преподобного Кирилла существовал до начала XVII столетия, когда подобно многим подмосковным церквям он был сожжен, а само село превратилось в пустошь. Во второй половине XVII столетия (1676 г.) в царствование Алексея Михайловича пустошь Вертлинская была вновь заселена монастырскими крестьянами. В 1680 г. по благословению настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Никиты на старом церковном месте в селе Вертлинском Дмитровского уезда Лутосенского стана была построена новая деревянная церковь. Тогда храм в Вертлинском получил новое посвящение в честь Святого Архистратига Михаила, а старый престол во имя преподобного Кирилла был перенесен в отдельный придел.

http://sobory.ru/article/?object=20970

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010