Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Кирилло-Белозерский монастырь 16 июня 2018 г. 22:25 16 июня 2018 года в ходе Первосвятительского визита в Вологодскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Кирилло-Белозерский монастырь. У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), глава Кирилловского района Вологодской области С.В. Усов, глава города Кириллова А.Е. Котов, генеральный директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника М.Н. Шаромазов, братия монастыря. Святейший Владыка проследовал в Успенский собор обители, затем перешел в храм преподобного Кирилла Белозерского (придел Успенского собора), где под спудом покоятся мощи основателя монастыря. Процесс передачи этого храма в собственность Вологодской епархии был окончательно завершен в 2017 году. У раки, устроенной над местом захоронения святого, Святейший Патриарх вознес молитвы преподобному Кириллу Белозерскому. На площади перед Успенским собором Предстоятеля Русской Церкви приветствовал игумен Анастасий. Наместник монастыря преподнес Его Святейшеству икону преподобного Кирилла Белозерского. Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к насельникам обители, жителям города Кириллова и паломникам.  В дар монастырю Предстоятель передал икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Библиотеке обители Святейший Владыка подарил книгу Н.К. Никольского о Кирилло-Белозерском монастыре, изданную 1897 году. Всем присутствующим Предстоятель Русской Церкви благословил раздать иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.  В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Святейший Владыка посетил монашеские кельи и ознакомился с условиями жизни братии, осмотрел территорию и строения Малого Ивановского монастыря, находящуюся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских.

http://patriarchia.ru/db/text/5222347.ht...

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) В 1-й четв. XVI в. эта икона была украшена подвесной пеленой с ростовым образом К. в среднике и 19 клеймами его жития (ГРМ). Композиции клейм, хотя и соотносятся по составу с житийной иконой, решены своеобразно (особенно в верхних рядах), отличаются лаконичным рисунком и оригинальным серебристым колоритом. Цикл открывается традиц. сценой рождения святого. По-особому изображено видение К.: из окна кельи он зрит на икону Божией Матери «Одигитрия» на высокой рукояти, подобную выносной ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 275-278). Как и на иконе, важное место занимает клеймо с чудесной помощью К. князю и княгине Белёвским - тема моления о чадородии была близка семье вел. князя Василия III. Не исключено, что знаменщиком рисунка для средника пелены был художник круга Дионисия ( Маясова. 2004. С. 29-30. Ил. 10). Интересным памятником житийной иконографии, созданным по особой творческой программе, очевидно, в Макариевской мастерской, является московская икона «Прп. Кирилл Белозерский и свт. Кирилл Александрийский, с 18 клеймами жития преподобного» 2-й пол. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 139-141. 529). Предполагают, что икона происходит из ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1571) на подворье Кириллова Белозерского монастыря в Московском Кремле (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 50-51). К. изображен, по-видимому, вместе со своим тезоименитым святым, в день памяти к-рого скончался: судя по составу клейм и расположению фигур в среднике, образ К. является ключевым. Святые предстоят в молении образу Св. Троицы в небесном сегменте, возле ног - водоем с рыбами. Сюжеты расположены в следующем порядке (в горизонтальных рядах преимущественно по 2 в клейме): рождение Космы; обучение Космы грамоте и приведение его к окольничему Тимофею Вельяминову; молитва Космы и его назначение казначеем в доме Тимофея Вельяминова; прп.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кирилл Белоезерский, прп. Описания иконы Кирилл Белоезерский, прп. - житие Преподобный Кирилл Белоезерский (память 9 июня по старому стилю) В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков — преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда число братии умножилось, преподобный дал [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Кирилл Белоезерский, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. 1424.] Прп. Кирилл Белозерский. По преданию написана преподобным Дионисием Глушицким в 1424 г., но, возможно, икона второй половины XV в. 28 х 24. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва. Файл 7382.jpg:   Размер: 937x1200, 1.12 MPix, 220 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (211) , (7) . Описание: [Москва. Н. XVI.] Прп. Кирилл Белозерский. Мастерская Дионисия. Икона. Москва. Начало XVI в. Областной краеведческий музей. Вологда. Файл 7383.jpg:   Размер: 1000x2025, 2.03 MPix, 1030 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (241) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2157

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский) (+ 1427) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Кирилл, в миру Косма, был сыном обедневшего боярина и получил воспитание в доме богатых родственников, бояр Вельяминовых. Они любили его как сына, и он управлял всем домом. Но с юных лет Косма стремился к иночеству, и родственники его, не желавшие с ним расставаться, сильно противились этому. Наконец прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), который хорошо знал Вельяминовых, сломил их противление, взял Коему под свое покровительство и отвел его в Симонов монастырь, где настоятельствовал его основатель архимандрит Феодор (память его 28 нояб.), племянник и постриженник прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Косме тогда было 30 лет. Его немедленно постригли с наречением имени Кирилл и отдали под руководство строгого подвижника — старца Михаила (ставшего впоследствии епископом Смоленским), который научил его непрестанной Иисусовой молитве и борьбе с демонами. Послушание новоначальному иноку назначили на кухне. Это было тяжелым послушанием: часто, смотря на пламя раскаленной печи, Кирилл говорил себе: «Терпи, Кирилл, дабы сим огнем избежать тамошнего». Но, трудясь на кухне, стяжал он дар умиленных покаянных слез. Когда же, желая облегчить его жизнь, поручили ему переписывать книги, слезы эти исчезли, и он стал молиться, чтобы его вернули на кухню. Желание его исполнилось, и благодатные слезы вернулись к нему. Иногда прп. Кирилл немного юродствовал ради навлечения на себя поношений и приобретения смирения. Часто прп. Сергий посещал монастырь своего родственника и ученика, но каждый раз он шел на кухню и проводил долгие часы в духовной беседе со смиренным монастырским поваром: великий прозорливец провидел в нем истинного своего преемника по духу и продолжателя его заветов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ). Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами ( Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

10 янв. 1866 г. преподобный Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах древней обители преподобного Кирилла отец Иаков обрёл главное дело своей жизни, спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году. По своему строго монашескому, милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам Святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Отца Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с Житием основателя обители. Так, подобно Преподобному, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. В 1880 г. архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского Духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялись учиться в Духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги. Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя. На основе рукописей из собрания обители им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей святого, тексты посланий сыновьям Дмитрия Донского и его Духовная грамота. Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского, а в 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Первые результаты оцифровки библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря представят уже в этом году 15 января 2024 – 15 января 2024 События С первыми результатами просветительского проекта по реконструкции рукописной средневековой библиотеки «Открытая сокровищница: библиотека Кирилло-Белозерского монастыря в виртуальной среде» можно будет ознакомиться в Петербурге в 2024 году, а полностью эта работа должна завершиться в 2027 году, в год 600-летия преставления святого преподобного Кирилла Белозерского. Всего оцифруют и выложат в открытый доступ порядка тысячи рукописей. Руководители проекта подчёркивают, что это не просто оцифровка, а реконструкция средневековой библиотеки в том режиме, виде, состоянии, в каком она была одной из важнейших библиотек русского средневековья. Проект позволит, в частности, рассмотреть водяные знаки на бумаге и тиснение переплётов, познакомиться с почерками книжников, переписывавших рукописи.  Реконструкция осуществляется на основании сохранившихся средневековых описей, часть из которых впервые будет введена в научный оборот.   Источник: Интерфакс Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6194610

1913, ГМИР). Прп. Кирилл Белозерский, с видом мон-ря. Икона. 2-я четв. XVIII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский, с видом мон-ря. Икона. 2-я четв. XVIII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Иконографический тип с образом К. на фоне созданной им обители появился относительно поздно: известные памятники датируются XVIII-XIX вв. Они в значительной степени различаются по композиции: К. мог быть изображен фронтально в центре средника, как на иконе 2-й четв. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ; см.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 208, 330. Кат. 179), где фоном является панорама мон-ря с запада и тщательно выписанный пейзаж, или же вполоборота влево, в молении образу Успения Пресв. Богородицы в небесном сегменте, как на иконе 1741 г. (согласно подписи, выполнена «тщанием» архим. Вавилы, КБМЗ),- монастырь представлен со стороны въездной Казанской башни. Более редкий вариант встречается на иконе из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в с. Едома (кон. XVIII - нач. XIX в., ЧерМО), где центральную часть средника занимает панорамный вид монастыря с зап. стороны, а К., обращенный к Спасителю в облаках, написан справа вверху, за монастырской стеной. На подобных иконах топография места и храмы обители и скита изображены с исторической достоверностью, переданы реалии времени. Это особенно заметно при сопоставлении их с гравюрами и литографиями, на к-рых вид мон-ря дополняет образ его небесного покровителя. Одна из ранних гравюр была создана в 1720 г. в С.-Петербурге А. И. Ростовцевым (повторена в литографии на основе хранившейся в монастыре медной доски в 1896); следующий («возобновленный») гравированный вариант был выполнен мастером М. Н. Нехорошевским в Москве в 1742 г. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 299. 616; Кн. 4. С. 488-490. 616 А, 616 Б; Бабушкина И. М. Кирилло-Белозерский мон-рь в изображениях XVIII-XIX вв.//Кириллов. 2001. Вып. 4. С. 126-141). К. представлен в правой части композиции, Богородица с Младенцем - слева напротив него, вверху - иконы Преображения, Успения и Введения во храм Пресв. Богородицы; здания монастырского комплекса, разделенного на 4 части (Успенский и Иоанновский мон-ри, Острог и Новый город), пронумерованы и подписаны. В это время в мон-ре была собственная «листопечатная» мастерская, где тиражировались «чудотворные листы». Известны также литография 1877 г. (ГИМ; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 176. Ил. 94), тоновая литография в память 500-летия Кириллова монастыря 1897 г., отпечатанная в мастерской В. Тиля в Одессе (КБМЗ), небольшая хромолитография 1901 г. из одесской мастерской Е. И. Фесенко (КБМЗ) с образом К. на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ) - на фоне панорамы Кириллова Белозерского мон-ря; с прп. Александром Ошевенским: на каргопольских иконах 2-й пол. XVII в. и кон. XVIII - нач. XIX в. артели И. И. Богданова-Карбатовского (АМИИ, КИАМЗ; см.: Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Кат. 3, 6). Со святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским К. представлен на обороте запрестольной выносной иконы Божией Матери «Одигитрия» ок. 1497 г., XVI в. (КБМЗ; см.: Опись. 1998. С. 68; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 415-416; Т. 2. Кат. 57), с преподобными Антонием Римлянином и Кириллом Новоезерским - на иконе XIX в. из иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (КБМЗ). На вологодских и сев. землях образ К. иногда помещали на столбиках царских врат иконостаса - напр., на «унских вратах» сер.- 3-й четв. XVII в. (ГРМ; см.: Федосеева М. В. Памятники древнерус. прикладного искусства, вывезенные акад. В. В. Сусловым из Архангельской губ.//Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1994. Вып. 6. С. 98-108). Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) На рубеже XVII и XVIII вв. появились композиции «Собор Белозерских святых» с изображением К. на одном из центральных мест. Большая храмовая икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., Белозерский КМ). Основатели монастырей и пустыней на землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

XV - нач. XVI в. (ок. 1480; ГТГ), из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ), работы мастера Георгиоса Клонцаса (кон. XVI в., собрание музея Греческого ин-та, Венеция, см.: Казанаки-Лаппа. 2009. 25. С. 74-75) - или в композициях «Страшный Суд» на иконах, напр. созданных мастером Георгиосом Клонцасом, как в виде отдельного образа, так и на створках складней (обе кон. XVI в., собрание музея Греческого ин-та, Венеция, см.: Там же. 27-28. С. 78-81). Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГТГ) Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГТГ) Образ Александрийского святителя торжественно сочетается с изображением национального святого Др. Руси прп. Кирилла Белозерского на московской иконе, в клеймах к-рой иллюстрируется Житие прп. Кирилла (2-я пол. XVI в., ГТГ). Они изображены в среднике в молении Св. Троице. Возможно, на создание такой иконы повлияло совместное празднование памяти К. и прп. Кирилла 9 июня; святитель изображен в головном уборе, соответствующем рус. митре, которую носили митрополиты в XIV-XV вв.- с уплощенной, невысокой, полукруглой тульей, отделанной крестами и меховой опушкой (подобной формы убор встречается уже в новгородской иконописи с кон. XV в., напр. на храмовой иконе из Мало-Кириллова мон-ря (НГОМЗ), без белой опушки или с ней - на столбике царских врат придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора, ок. 1558); остальное облачение К. традиционно: темная фелонь, белый омофор с крестами, епитрахиль, на правом боку - палица. Похожая митра с белой опушью есть на изображении К. в стенописи Успенского собора Свияжска (кон. XVI - нач. XVII в.). С почитанием К. как небесного покровителя прп. Кирилла Белозерского исследователи связывают редкий вариант царских врат с фигурой К. на правой створке (в паре со свт. Петром, митр. Московским) из деревянной ц. Ризоположения в с. Бородава (2-я пол. XVI в., КБМЗ): святитель в крещатой шапке, крещатой фелони с узорным подбоем, на нем омофор, епитрахиль, на левой покровенной руке - Евангелие ( Попов.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010