Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Это спасение совершается Христом и во Христе не столько как освобождение человека от проклятия в юридическом смысле, но как освящение и обожение человеческой природы. Проиллюстрируем эти аспекты соответствующими местами из ветхозаветных толкований святителя Кирилла. Прежде всего, о том, «что вочеловечившееся Слово долженствовало духовно совершить нечто такое, об этом засвидетельствовал Бог Отец, говоря: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф ( Мал 3, 1–3 )». Известно объяснение того, почему Сын Божий назван Словом – это слово Бога о Себе Самом. Божественное откровение совершилось во всей полноте именно в Боговоплощении. Действительно, как пишет святитель Кирилл, «Владыка всех Бог как бы вписывает в нас знание воли своей, пользуясь для этого Сыном в Духе как бы тростию: потому что так назвал Он Его чрез Давида, говоря: «язык мой трость книжника-скорописца» ( Пс. 44:2 ) 13 . В толковании на пророка Исаию говорится, что Слово называется мышцею Бога и Отца 14 . Ветхозаветные жертвы понимаются как прообраз бескровной жертвы, которую будут совершать не только в Израиле: «по Его словам все народы будут приносить Ему курение и жертву чистую» 15 . Это будет совершаться в Церкви, «ибо церковь Христова дивна и, находясь как бы на горе, ведома всем; а названа она истинною не как служащая в образах и тенях, напротив, как принявшая истину, которая есть Христос и совершающая служение в духе и истине» 16 . Заслуживает внимания и то, что воззрения святителя Кирилла на ветхозаветные события как прообразы новозаветных, используются даже исследователями пережитков ветхозаветных жертв в византийском приходском православии. Говоря о заклании двух тельцов, святитель Кирилл отмечает, что здесь подразумеваются два народа – народ Израиля и обращенные из язычников, объединение которых происходит в овне – Христе 17 . Тем самым, по мнению автора, «толкование св. Кирилла, авторитет которого на христианском Востоке был исключительно высок, давало кровавой жертве, хотя бы и в духовном переосмыслении, возможность интеграции в богословскую мысль» 18 . Вполне естественно, что автор оговаривается, «что в данном контексте не имеет смысла затрагивать христианское богословие жертвы в аспекте толкования распятия Христа» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29—30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней : «если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно...» б) Афинагор : «надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;» в) Климент Александрийский : «учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατα μρος );” г) Киприан : «говорить, что ничто даже малейшее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;» д) Кирилл Александрийский : «к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы.» Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, — то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что н е хочет . Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 ); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29–30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней: “если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из су­ществ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно..”. 1548 б) Афинагор: “надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но по­печение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;” 1549 в) Климент Александрийский : “учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и Промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατ μρος);” 1550 г) Киприан: “говорить, что ничто даже малей­шее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;” 1551 д) Кирилл Александрийский : “к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы”. 1552 Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если Промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, – то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что не хочет. Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Гал.2:20: .. .уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия. В этом стихе - ключевая для антропологии, собственно христианская мысль: через веру во Христа, Сына Божия, т.е. через самого Него человек преображается телесно. Но преображение достигается через Крест Христов. Его Пречистое Тело и Пречистая Плоть через Крест возводят к небесному и наше тело и плоть. В этом вопросе мы вступаем в догматически выверенную, особенно деяниями IV Вселенского (Халкидонского) Собора, область понятий. Именно " Халкидонский орос " утверждает во Христе человеческое тело и человеческую душу, " неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно " соединенные с божественным естеством. 4.3. Тело и плоть Христа Одно из значений этого понятия есть Церковь. По своей огромной сложности оно выходит далеко за рамки нашей темы. Будем говорить собственно о теле Иисуса Христа в прямом смысле. 4.3.1. Общие свойства Во времена догматических споров это положение подвергалось сомнению, поэтому многие святые отцы и учители доказывали его со всею силою данной им благодати ума. " Тело Его было истинным... ибо оно было таким же, как наше " (Святитель Афанасий Александрийский) " Если кто говорит, что Тело Христово нетварно, и исповедует, что Он - нетварное Слово Божие, от тварной человеческой природы восприявшее плоть и вочеловечение, как написано, да будет анафема " (Святитель Григорий Неокесарийский) " Если Господь ничего не воспринял от Марии... то сорок дней... постясь, не взалкал бы, когда тело стремилось к свойственной ему пище " (Священномученик Ириней Лионский) Как видим, тело Его было, по учению отцов, тем же, что и у нас, и оно не только требовало пищи, сна, отдыха, но страдало и умирало. " Ибо Божество поистине совершает спасение чрез тело, которое у Него Самого, чтобы страдание было у плоти, а действование - у Бога " (Святитель Григорий Нисский) " Так как страдание это претерпело тело, бывшее Его собственным телом, то и говорится опять, что Он Сам пострадал за нас; Он [был] бесстрастен в страдающем теле " (Святитель Кирилл Александрийский)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Еще и еще раз, с нежностью и любовью, Иисус Христос обращается к поникшим, опечаленным ученикам: Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. И далее, чтобы хоть как-то вывести их из грустного оцепенения: Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня. Слова эти звучат, может быть, даже с некоторым упреком. Нет, Христос знает, что Его ученики действительно любят Его и потому так расстраиваются, но они еще не умеют любить духовно, их любовь сильна, но недостаточно самоотверженна, потому что она еще носит земной, человеческий характер. Господь внушает Своим последователям, что падать духом не стоит. Обещая им встречу с Собой, Христос побуждает учеников внутренне согласиться на недолгую разлуку, которая даст Сыну Божию возможность взойти к Отцу Небесному, чтобы получить подобающее Ему прославление. Ради этого можно потерпеть. Для любящего человека интересы любимого всегда стоят на первом месте, и он охотно, с радостью жертвует собой, только бы любимому было хорошо. Если этой жертвенности и самоотверженности нет, то нет и истинной любви. Да, как бы трудно и грустно тебе ни было, как бы ни угнетала тоска, но если расставание на пользу любимому, то любящий человек не будет ему препятствовать. Разве в своей жизни, братья и сестры, вы с этим не сталкивались? Далее Господь говорит: ..Отец Мой более Меня. Что имеется в виду? Одни святые отцы (святители Кирилл Александрийский , Афанасий Александрийский, блаженный Августин) трактовали это выражение, как сравнение славы Сына Божия с той славой, в которой неизменно пребывает Бог Отец. Другие же учители Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Иоанн Дамаскин ) усматривали здесь мысль о происхождении Сына Божия от Отца, Который есть «вина и начало Рожденному от Него». И то и другое мнение, впрочем, согласны во взгляде на смерть Христову не только как на прекращение земной жизни и скорбь потери, но и как на начало отшествия Иисуса Христа к Отцу Небесному и Его полное, действительное прославление.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе Он же: «Возложил Авраам на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест» (ibid. стр. 140). «Исаак нёс дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно агнцу: и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас» (ibid. стр. 141). Св. Кирилл Александрийский : «На Исаака отец своими руками возлагает бремя дров, нужных для всесожжения и отправляется до места жертвоприношения. Ибо и Христос, неся на плечах крест Свой, „пострадал вне врат” ( Евр.13, 12 ) по совету Бога и Отца» (ч. 4, стр. 147–148). Св. Иоанн Златоуст : «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест» (тв. т. 2, стр. 789–790). «Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осуждённого... Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нёс дрова. Только тогда все дело ограничилось произволением отца, так как то было прообразование, а теперь всё исполнилось самым делом, потому что это была истина» («Толкование на Евангелие от Иоанна» т. 2, стр. 494). Св. Климент Александрийский : «Исаак нёс дрова для жертвоприношения: подобно этому Господь нёс крестное древо» («Педагог» кн. I, гл. 5, стр. 20). Бл. Иероним: «Исаак был прообразом Христа, когда сам нёс древо для своей будущей смерти» (тв. т. 12, стр. 302). Гл. 22, 9 приидóста на место, éже речé емý Бóг: и создá тáмо Авраáм жéртвенник и возложи дровá: и связáв Исаáка сына своегó, возложи егó на жéртвенник верхý дрóв И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров Гл. 22, 10 И прострé Авраáм рýку свою, взяти нóж, заклáти сына своегó И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Св. Григорий Богослов замечает: «Авраам принёс необычайную жертву – образ великой Жертвы» (ч. 3, стр. 31). По мнению ап. Варнавы, Исаак служит ясным прообразом страждущего Христа, именно «когда был возложен на жертвенник» (посл. гл. 12, 47); и по мнению св. Киприана Карфагенского , в этом случае Исаак «предызобразил жертвоприношение Господа» (ч. 2, стр. 286): а по мнению св. Иоанна Златоуста , – даже ещё «ведомый на жертву» (тв. т. 1, стр. 432), а тем более, когда «приносим был в жертву, ибо под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Но с таким исключением 4-го стиха нельзя согласиться ввиду того, что такие авторитеты, как Александрийский кодекс, святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский и почти все латинские церковные писатели, Вульгата, Коптский перевод имеют у себя слова 4-го стиха 24 . Что же касается того, как сам евангелист относился к народному верованию в чудодейственную силу воды этой купальни, об этом нельзя сказать ничего определенного. По-видимому, он просто сообщает здесь воззрение, которое существовало в его время у иудеев, которые обычно видели в необыкновенных и непонятных им явлениях природы действия небесных духов, имевших в своем ведении ту или другую область или стихию природы. В Апокалипсисе также упоминается об Ангеле вод ( Откр.16:5 ), и это обстоятельство подает повод предположить, что и сам Иоанн не был чужд общеиудейскому представлению о существовании особых Ангелов, действующих на людей посредством разных стихий природы. И эта мысль в общем согласна с верой в бытие божественного промысла тем более, что евангелист говорит, что это действие Ангела на воду совершалось не регулярно в известные сроки, а через довольно неопределенные промежутки времени ( «по временам» – выражение неопределенное, которое обозначает именно неодинаковые промежутки между схождениями Ангела, что и обозначено выражением κατ καιρν). Ин.5:5 .  Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Ин.5:6 .  Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Ин.5:7 .  Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. В купальне находился страдалец, который лежал в парализованном состоянии целых 38 лет. Его, вероятно, приносили сюда или принесли откуда-нибудь издалека, и около него не было постоянного сидельца, который бы окунул его в воду тотчас по возмущении ее. Или от самого больного, или от кого-либо из его соседей Христос узнал о его несчастной судьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис. 53:2–4 ). Так думали, преимущественно, африканские и сирийские христиане; среди их новое учение, при появлении своем, приняло аскетический характер, которого оно не имело в Риме и в Италии. Тертуллиан несколько раз выразился об этом предмете в своих сочинениях, с тем увлечением и той пылкостью, которые он, обыкновенно, вносил в разрешение догматических вопросов и в теологические споры. По его понятиям, лицо и тело Иисуса не должны были быть прекрасны. «Если, – говорит он, – Христос не красив перед глазами людей, если черты Его лица грубы и непривлекательны, то я узнаю в нем моего Бога». Точно так же Кирилл Александрийский (V ст.) говорит: «Дабы мы поняли, что плоть, сравненная с божеством, есть ничто, Сын Божий принял образ самого некрасивого из людей, и таинство искупления сделалось, потому, еще более великим». Мученик Иустин и Климент Александрийский (оба II ст.) были того мнения, что Христос, дабы остаться вполне верным тому унижению, которое Он на Себя принял, явился на свет некрасивым. Последний прибавляет, что Спаситель для того воплотился в тело обыкновенное, невзрачное, чтобы красота Его наружного вида не отвлекала внимания от Его учения. Прелесть Сына Божия, согласно ему, заключалась не в прекрасной плоти, представляющейся главам, а в красоте души и тела; первая состояла в Его наклонности делать всем добро, а вторая – в Его бессмертии. Точно так же, историк церкви Евсевий думает, что Христос явился на землю в униженном и рабском виде. Когда Спаситель, говорит он, хотел принимать божественный вид, то Он делал это, как, например, в минуту Преображения. Мнение, что Христос был некрасив и невеличествен, сделалось орудием в руках языческих писателей, противников новой веры. Так, например, философ Цельс (II ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) Источник Содержание Ошибка Оригена Устойчивый библейский оборот Святоотеческие толкования Тринитарное прочтение Богословие имени и личности Использованные источники:     Православный подход к толкованию Священного Писания обязует нас согласовать его с тем, как изложили его уже прежде «светила и учители Церкви в своих писаниях» (Правило 19 VI Вселенского Собора, 3, с. 280). История протестантского движения, которое недавно отметило свое 500-летие, ярко демонстрирует, что произвол в толковании Писания приводит к бесконечному множеству индивидуальных, или «личных» мнений, которые толкуют одни и те же священные тексты не только не в согласии с Преданием Церкви, но и разделяя самих протестантов на сотни разнящихся суждений и экзегетических направлений. Но и в православной среде отход от атмосферы боговдохновенных святоотеческих мыслей очень быстро приводит к разного рода заблуждениям 1 . Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству. Ошибка Оригена В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария). Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010