VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449 хода. – Диоскор – главный вождь врагов унии. – Характеристика собора разбойничьего, обскурантизм. – Исключительное тяготение к символу никейскому и отрицательное отношение к символу константинопольскому. – Лжетолкование унии. – монофизитство. – Победа врагов унии над защитниками ее в Ефесе (440 г.). – Флавиан, Домн, Феодорит, Ива и др. страдальцы за привязанность к унии Отступник, зверь, поистине самый упорный н боговраждебный, еще не успокоился, еще не расстался с поселившеюся в нем злобой; постоянно раздражаясь ненавистью к св. церквам, он в дерзости своей обращает против догматов истины необузданные языки людей нечестивых и невежественных. Св. Кирилл. Паступил 449 год христианской эры. Церковь переживает величайший кризис. Враги унии, крайние александрийцы, противники, ожесточенные противники всего, что носило хотя малейшую печать антиохийского богословского направления, торжествуют. Но, слава Богу, не надолго! Мы говорим о соборе разбойничьем и его деяниях, или правильнее – злодеяниях. Это было удивительное время в истории церкви; события сменяют одно другое с неимоверной быстротою. Явления следуют одно за другим, как при чтении книги. Церковь сильно волновалась. Давно ли состоялась уния между александрийцами и антиохийцами, давно ли жил Кирилл, этот истый александриец, приветствовавший унию радощами своими? Но вот уже наступили новыя времена. Великое явление – разумеем унию, – считается позором церкви, друзья унии объявляются врагами церкви, православия: противники унии провозглашают себя истинными носителями истинной веры! Монофизитство также высоко поднимает свое знамя, как арианство во времена Констанция. Видя все это, можно воскликнуть с Василием Великим , пораженным в свое время бурями арианизма: „вера и церковь гибнуть!”. Но промысл Божий не дремлет, – так утешал св. Лев скорбящую церковь рассматриваемого времени, и, действительно, туча оказалась мимолетной. Душою, вождем, неутомимым деятелем монофизитства, как известно, был Диоскор, патриарх александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  Слово в Неделю о Закхее Преподобного Павла Фивейского (341) Всенощное бдение 27 января 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крещения Господня Церковь вступает во время подготовки к Великому Посту. Завтра мы услышим Евангелие о Закхее, а затем будет Неделя мытаря и фарисея, и прозвучит первое великопостное песнопение: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . На предстоящей неделе - праздники преподобных отцов, которые просияли в подвиге покаяния и поста: таких, как Антоний Великий, Макарий Великий и Евфимий Великий; как святители Кирилл и Афанасий Александрийские, связанные с подвигом преподобничества; как преподобные Кирилл и Мария - родители преподобного Сергия, игумена Радонежского, и как преподобный Максим Исповедник. Сегодня память преподобного Павла Фивейского, который является отцом православного монашества. Он жил в IV веке. Когда начались гонения на Церковь Христову при императоре Декии, он бежал в пустыню Фиваидскую, которая находится в Египте, и, поселившись в пещере у скалы, в течение более чем девяноста лет жил в уединении, никем не знаемый, кроме Бога. Он питался пищею, которую ему приносили вороны (это были хлеб и финики), и одевался листьями пальмового дерева. О жизни Павла Фивейского стало известно от другого столпа монашества - преподобного Антония Великого, которому было откровение от Бога после дивных подвигов в пустыне. Когда преподобному Антонию пришел помысел, что нет, наверное, никого, кто был бы выше его в подвиге подвижничества, Господь сказал ему: " Антоний, ты не знаешь человека по имени Павел, который выше тебя. Он живет в глубине пустыни. Иди и узнай, что это за человек " . Преподобный Антоний отправился в глубь пустыни, и ангел-хранитель помог ему найти подвижника, который вышел из пещеры, когда Антоний к ней приблизился, и назвал его по имени. Они обнялись, и между ними произошла длительная, благодатная беседа о тайнах жизни, о тайне Бога и человека, во время которой к ним прилетал ворон и приносил хлеб, чтобы подкрепить их телесные силы.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение 20 ноября 2016 г. 16:44 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет. Богослужение возглавили:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольская Православная Церковь ); митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынская Православная Церковь ); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Димитриадский Игнатий ( Элладская Православная Церковь ); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви   Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

Введение Общепризнано, что Послания св.апостола Павла, наряду с Евангелием от Иоанна, имели решающее влияние на формирование богословской мысли свт. Кирилла Александрийского 1 . Он объяснял их «с редким проникновением, вплоть до постижения их духа» 2 и постоянно обращался к ним в своих творениях. Ключевыми в сотериологии святителя были заимствованное у апостола (см. Еф.1, 10 ) учение о «возглавлении» (νακεφαλαωσις) во Христе обновлённого человечества 3 и его же типология Христа как второго Адама (см. 1Кор.15, 22.45 ), ставшая и своего рода объединяющим принципом его библейской экзегезы 4 . Обширные отделы ряда его триадологических и христологических трактатов представляют собой последовательность полемически заострённых толкований избранных мест Нового Завета, где на первом месте по объему стоят Павловы послания 5 . К сожалению, из творений святителя, непосредственно посвящённых их экзегезе, до нас дошли только фрагменты четырех трактатов (толкования на Рим.,1 Кор.,2 Кор. и Евр.) 6 , главным образом в греческих катенах 7 . Но и в виде этих фрагментов они представляют собой важную часть письменного наследия свт.Кирилла и в самое последнее время вновь привлекли к себе серьёзное внимание исследователей 8 . 1. Изначальная форма толкования В опубликованных катенах на Послание к Римлянам лишь отмечаются принадлежащие святителю схолии («Кирилла») без обозначения источника. Но один фрагмент толкования (3, 31) 9 цитируется в катене на Деяния свв. апостолов с надписанием: «Святого Кирилла из (послания) к Римлянам второго тома», а свт. Никифор Константинопольский в третьем «Антирритике против Константина Копронима» приводит другое место (1, 3–4), вводя его словами: «Ибо так говорит он [т.е. свт.Кирилл], объясняя (πομνηματζων) Послание к Римлянам божественного апостола» 10 . Можно сделать вывод, что это был экзегетический комментарий (ξγησις πομνηματικ, πμνημα), разделённый на «томы» (τμοι), – форма, избранная святителем в большинстве его экзегетических творений, в том числе и на остальные Павловы послания. Сведениями об общем количестве томов толкования мы не располагаем. 2. Дата написания

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии 1714 . Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню вглубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию. Затем он пришел в Палестину, в конце царствования Феодосия Младшего 1715 , и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии , был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское; святые отцы осудили их. После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория 1716 . Таков был один инок Феодосий, зараженный нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков, он согнал блаженного Ювеналия , патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий ; за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский 1717 в житии . Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава IV. Четвертый Вселенский Собор 1. Предварительные замечания Ход заседаний Халкидонского Собора Соглашение, которого удалось достигнуть в 433 г. Кириллу Александрийскому и Иоанну Антиохийскому, не могло положить конец христологическим спорам, поскольку они достигли такой стадии, что положить конец дальнейшему их развитию оказалось невозможным. Кроме того, несмотря на «Формулу соединения», экстремисты обеих сторон отнюдь не сложили оружие. Многие епископы диоцеза Востока хотели, чтобы св. Кирилл прямо отказался от своих анафематизмов; они также считали несправедливым низложение Нестория. И наоборот, многие друзья св. Кирилла с неудовольствием восприняли принятие им «Формулы соединения». Св. Кирилл скончался в 444 г., преемником стал его архидиакон Диоскор. Энергичный архиерей, действующий иногда грубо, напрямик, он начал с того, что заставил семью своего предшественника вернуть Церкви собранные ими богатства 889 . Он стремился утвердить первостепенное значение своей кафедры на всем Востоке, в богословии он желал полного торжества доктрины александрийской школы. Как в диоцезе Востока, так и в столице империи он мог рассчитывать на поддержку монашества. Сирийское монашество стало его союзником против епископов, которые защищали идеи антиохийской школы. Так, народ Эдессы возмутился против Ивы, своего архипастыря с 435 г. и одного из столпов антиохийской мысли. Его обвинили в несторианстве; дело Ивы рассматривалось сначала в Бейруте, затем около 448 г. в Тире 890 . В Константинополе александрийская партия имела своего ревностного и влиятельного сторонника в лице Евтихия. Архимандрит Евтихий после кончины Далмата был моральным главой столичного монашества 891 . Будучи безусловным сторонником св. Кирилла, он и после Эфесского Собора продолжал бороться против всех заподозренных им в несторианстве. Из-за аскетической жизни его считали святым человеком, однако его знание богословия было очень неглубоким. Св. Лев писал о нем, что он multum imprudens et nimis imperitus [весьма неосмотрителен и слишком несведущ] 892 . Крестником и духовным сыном Евтихия был евнух Хрисафий, который, будучи кувикулярием двора, фактически с 441 г. управлял делами империи. Диоскор пользовался Евтихием для того, чтобы убедить двор в оживлении несторианской ереси. Императора Феодосия подталкивали к прямому вмешательству в церковные дела в связи с процессами Ивы Эдесского и низложением Иринея Тирского 893 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

– Говоря о реакции против рационализма Евномия в познании Бога, мы, главным образом, останавливаемся на трех великих каппадокийцах – свт. Василии Великом , свт. Григории Нисском и свт. Григории богословск ойБогослове, Назианзине. Каппадокия в IV в. – средоточие мысли, где продолжает решаться великая задача – христианизация философской техники греческого мира. Мистический интеллектуализм Александрии окажется превзойденным и преобразованным, обретя в этом доктринальном синтезе богомыслия – как его завершение – догмат о Святой Троице. Гноза Климента и Оригена будет низведена до весьма подчиненной роли; богословие (как созерцание Бога) не будет более определять некую духовность “бегства”, возвращения к Богу через разум 1 ; оно явит себя как один из необходимых элементов в общении с Богом-Троицей. Хотя эллинистические реминисценции, размываясь, все еще чувствуются у христиан Александрии (Синесий 2 , например, более обязан платонизму, чем Ориген ), в IV в. существуют и другие богословские круги, остающиеся чуждыми всему ущербному в греческом интеллектуализме. Это прежде всего – мир сирийской духовности: Афраат 3 , преп. Ефрем Сирин . У последнего очень сильна связь с Библией . Апофатический момент доминирует у него, когда он говорит о Боге, ставя акцент на религиозном страхе. Сознавая бесконечное расстояние, отделяющее творение от Творца, он отказывается от всякого достижения богопознания, ибо Неприступный по природе – страшен. Преп. Ефрем резко выступает против “испытую­щих” – рационалистов-евномиан; для него недопустимо также, когда ищут мистических даров, делая из богосозерцания цель христианской жизни. Большое место в его богословской мысли занимает Церковь как средоточие освящения, где единение с Богом реализуется в Таинствах. Из грекоязычных богословов Сирии и Палестины этот сакраментальный (таинственный) аспект созерцания Бога особенно развивает свт. Кирилл Иерусалимский (315–386). Он говорит о Боге скорее в терминах “отрицательных”: только Сын и Святой Дух обладают “чистым” видением e„likrinoj) природы Отца, которой Они совершенно причастны. Так, он заявляет, что только Сын видит Отца и что Святой Дух проницает глубины Божии (ср. 1Кор 2 – Пер.). Именно со Святым Духом и через Святого Духа Сын являет Божество ангелам – в меру, присвоенную их чинам, соответственно посильным возможностям каждого чина. Хотя ангелы “малых сих” всегда созерцают Лик Отца (ср. Мф 18 – Пер.), они не видят Бога Таким, Каков Он есть, но – настолько, насколько способны понять и вместить. Если так обстоит дело с ангелами, то и человек не должен быть смущен своим неведением. Мы можем знать о Боге только то, что различает (кесигнкеп) в Нем человеческая природа: столько, сколько может вынести наша немощь Для тех, кто находится вблизи Бога, величайшее познание заключается в признании своего неведения 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Кому именно она адресована, в самом тексте прямо не сказано, что прежде вызывало разноречивые суждения исследователей 6 . Уточнить это позволил составленный сторонниками Халкидонского Собора в конце V в. «Кириллов сборник» (Florilegium Cyrillianum). В нем эта книга названа «посланием к царицам Аркадии и Марине» 7 , то есть к младшим сестрам императора Феодосия II, в отличие от третьей книги, обозначенной как «послание к благочестивейшим царицам Пульхерии и Евдокии» 8 , то есть к его старшей сестре и его супруге. Это хорошо согласуется с теми данными, которые можно извлечь из самого текста. В книге к царевнам святитель называет своих адресатов «невестами Хритовыми» и говорит, что они украшены «славой девства» (гл. 1, 2:20). В книге к царицам он очевидным образом различает адресатов обоих посланий, также обозначая предыдущую книгу, как написанную для «святых дев» 9 , а отмеченную самим автором ее сравнительную ясность и простоту 10 естественно объяснить тем, что она была предназначена для «младших» цариц. В некотором противоречии с этим стоят слова императорской грамоты к свт. Кириллу, откуда можно заключить, что было лишь два послания святителя к царским особам, из которых одно написано для Феодосия II и его супруги, а другое – для св. Пульхерии 11 . На основании этого свидетельства, а также ввиду отсутствия в книге к царевнам какого-либо заключения, иерей Т. Лященко (будущий еп. Тихон) сделал вывод, что оба послания к царственным женам являются одним сочинением, разделенным на две части, или две книги (λγοι), адресатами которого были св. Пульхерия и ее сестры 12 . Иером. Пантелеимон (Успенский) , в свою очередь, предположил, что свт. Кирилл изначально действительно задумывал написать к царицам одну книгу, но из-за разросшегося объема оборвал ее изложение и написал для Евдокии и св. Пульхерии особое сочинение, куда вошла оставшаяся часть предполагаемого плана. А поскольку первая книга «оказалась необработанной и довольно элементарной по содержанию», он посвятил ее младшим сестрам императора. Таким образом, он определил адресатов посланий к царственным женам именно так, как сообщает «Кириллов сборник», поставивший точку в этом вопросе еще прежде его публикации. Слова императорской грамоты иером. Пантелеимон удачно объясняет тем, что послы свт. Кирилла в Константинополе вручили одно послание императору, посчитавшему, что оно предназначено и его супруге, а два других – св. Пульхерии 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР КЛАРОНЦАН [Греч. Νικηφρος Κλαροντζνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV , который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей. В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис . Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом ( Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες . 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г. Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010