10 ноября вечером Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где возглавил всенощное бдение в Троицком соборе Миссии. По завершении богослужения начальник Русской духовной миссии архимандрит Исидор (Минаев) обращаясь к Святейшему Патриарху со словами приветствия, отметил, что в этот день исполняется отмечается 140 лет со дня освящения Троицкого собора. В ответном слове Патриарх поздравил всех собравшихся со знаменательной датой и вкратце напомнил нелегкую историю собора и духовной миссии в двадцатом веке. " Когда мы с высоты сегодняшнего дня взираем на те прошлые дни, то, обращаясь к Господу, не можем не сказать: " Ты еси Бог, творяй чудеса " (Пс. 76:15). Ибо новая реальность явилась довольно внезапно, перечеркнула все человеческие средостения, все человеческие лукавые замыслы, и сегодня мы имеем возможность прикасаться к святыням этой земли, черпать силу Божественной благодати от Живоносного Гроба, увозить домой яркие и сильные духовные переживания, которые нигде нельзя получить, кроме как здесь, в этом месте " , - сказал Предстоятель Русской Церкви. В память о богослужении Святейший Патриарх передал архимандриту Исидору (Минаеву) Евангелие, которое некогда находилось на престоле Троицкого храма Русской духовной миссии, а впоследствии оказалось в России. " После моей интронизации кто-то пришел с этим Евангелием, сказав, что знает: оно из Иерусалима, и просил вернуть его в этот Троицкий собор, как только состоится мой Патриарший визит, — рассказал Святейший Патриарх. Вечером 11 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения, где Предстоятели совершили ночную Божественную литургию. По ее окончании, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, Предстоятель Иерусалимской Церкви подчеркнул: " Это совместное служение двух Патриархов является наивысшим проявлением нашего полного согласия, общения и исповедания в догматах, предании и практике нашей Православной Церкви. Сие таинство Тайной Вечери есть наша совершенная и наивысшая радость и веселие в этом мире. Оно же есть подтверждение и залог нашей надежды и упования на то, что, согласно истинному обетованию Господа нашего Иисуса Христа, мы будем пить новое вино в царстве Отца Его (Мф. 26:29) " . В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Феофила " за возможность поклониться иерусалимским святыням, приглашение, общую братскую молитву, теплое слово и радушный прием " и преподнес Предстоятелю Иерусалимской Церкви лампаду.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Афанасия Александрийского Богословие св. Афанасия Александрийского Дидим Александрийский Сведения о жизни Дидима Литературная деятельность Дидима Каппадокийцы Св. Василий Великий Краткие сведения о жизни св. Василия Великого Творения св. Василия Великого Учение Василия Великого о Св. Троице Св. Григорий Богослов Краткий очерк жизни св. Григория Богослова Литературная деятельность св. Григория Богослова Богословие св. Григория Св. Григорий Нисский Сведения о жизни св. Григория Литературная деятельность св. Григория Нисского Догматическое учение св. Григория Нисского Св. Кирилл Иерусалимский Сведения о жизни св. Кирилла Иерусалимского Литературная деятельность св. Кирилла Иерусалимского Догматическая точка зрения св. Кирилла Иерусалимского и значение его творений   Н. И. Сагарда читал лекции по патрологии в Санкт-Петербургской духовной академии в течение 13 лет (1905–1918). Несколько раз издававшийся литографическим способом, курс этот постоянно дорабатывался автором. Кандидат богословия, преподаватель кафедры патрологии Киевской духовной академии диакон Андрей Глущенко провел большую работу по подготовке к публикации двух источников. В основу настоящего издания положены уникальные (хранящиеся в Киеве в частных архивах) экземпляры – авторская рукопись и редчайшая авторизованная литография, в которой содержится ряд глав, отсутствующих в литографических экземплярах, доступных в Санкт-Петербурге, именно:, разделы по Игизиппу, свт. Александру Александрийскому , Дидиму Слепцу , свтт. Григорию Богослову , Григорию Нисскому и Кириллу Иерусалимскому , важнейшая глава о богословии апологетов, сведения о так называемых «меньших апологетах». Не исключено, что подготовленные к изданию экземпляры рукописи и машинописей были привезены самим Н. И. Сагардой на Украину после революции как наиболее ценные и полные варианты читанного им патрологического курса. Сравнение с санкт-петербургскими экземплярами курса выявило и некоторые сокращения текста, сделанные Н. И. Сагардой в отдельных главах, что позволило автору, стесненному определенным количеством часов, отведенных в Академии на лекции по патрологии, увеличить число рассмотренных в курсе древнецерковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Описывая божественное крестовидное сияние славы Божией св. Угодник старается этим повлиять на императора и отклонить его от нечестивого учения арианства, чтобы на радость христиан он, как и прочие, прославил Единосущную Троицу 13 . Но еретики настолько опутали его своим лжеучением, что уже никто не мог избавить его от этой пагубы. К арианской ереси принадлежал и Акакий, епископ Кесарийский. Причем, последний враждебно относился к св. Кириллу. В вероучении между ними возникло несогласие 14 . К тому же присоединились споры о первенстве кафедр 15 . Акакий, возвышая свою кафедру, всячески старался унизить честь и достоинство епископа Иерусалимского, независимо от того, что первый Вселенский собор в одном из определений дал преимущество чести кафедре Иерусалимской Церкви. Святой Кирилл защищал права последней от притязаний Акакия и тем самым еще больше обострял положение. Акакий со своими приверженцами обозлился не только против св. Кирилла, но и против всех православных епископов, сообщавшихся с ним. Их начали смещать с кафедр и поставлять арианствующих 16 . Получив широкий размах в захватничестве православных престолов, они начали искать удобного случая, чтобы лишить кафедры и св. Кирилла. Такой случай, действительно, вскоре им представился. В Иерусалиме настал страшный голод. Жители города, лишаясь всяких средств на поддержание жизни, толпами стекались в святой храм и молитвенно просили своего Архипастыря о помощи. Тот всячески помогал им. Когда же были розданы все церковные деньги, св. Кирилл вынужден был продавать церковную утварь и за вырученные средства поддерживать страждущих своих духовных чад. Узнав об этом, Акакий и обвинил св. благодетеля перед царем в расточении церковного имущества. Его вызвали в Кесарию на суд. Но святой Отец на этот суд не явился. В течение двух лет Акакий требовал его к себе, а св. Кирилл все не являлся 17 . Тогда Акакий созвал в 357 г. собор, на котором присутствовали исключительно его единомышленники, заочно осудил св. Кирилла и изгнал с кафедры 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

  ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о проведении Дней славянской письменности и культуры. Справка: 24 мая 2011 года, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В богослужении участвовали: митрополит Прусский Элпидофор, глава прибывшей в Москву делегации Константинопольского Патриархата; митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всея Африки при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь); сонм иерархов Русской Православной Церкви; епископ Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат); архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Закхей (Вуд), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане; представители духовенства Москвы и Подмосковья.  После крестного хода из Успенского собора Кремля к Покровскому собору на Красной площади и молебна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, на Васильевском спуске началось торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры. Во время церемонии руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкин огласил приветствие Главы Российского государства Д.А. Медведева. Затем к участникам праздника обратился Святейший Патриарх Кирилл. Также прозвучали приветствия заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова и мэра Москвы С.С. Собянина.  Среди собравшихся на Васильевском спуске были иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители органов государственной власти Российской Федерации и дипломатических миссий стран православной традиции, участники крестного хода, пришедшего из Успенского собора Кремля, представители традиционных религий России, делегации религиозных, общественных и молодежных организаций, студенты московских вузов, прихожане храмов Москвы. Прямая трансляция церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры велась по телеканалу «Россия-1». 

http://patriarchia.ru/db/text/1498448.ht...

В 381 году св. Кирилл, вместе с другими знаменитыми представителями православной церкви, заседал на втором вселенском соборе в Константинополе. В следующем году от другого собора Константинопольского отправлено было на Запад послание, в котором восхваляются заслуги его для христианской веры, а церковь Иерусалимская названа «матерью всех церквей». После этого, св. Кирилл прожил не долго. Он скончался 18 марта 386 года, в какой день и празднуется память его. Из творений св. отца, писанных на греческом языке, сохранились до нашего времени следующия: «Огласительныя слова», числом 18 и «Слова тайноводственныя», числом 5. Они произнесены были св. Кириллом в 347 или 348 году: «огласительныя» назначались для научения в вере готовящихся ко крещению и говорены в течение четыредесятницы, а «тайноводственныя» имели целию укрепление в вере новокрещенных и говорены были в течение Пасхи, после того, как оглашенные удостоились крещения. Содержание этих «словъ» такое: в предварительном слове, предшествующем огласительным, св. отец говорит об обязанностях христианина вообще и увещевает надлежащим образом приготовиться к приятию крещения; затем в 1-м слове говорится о важности крещения; во 2-м о тяжести и происхождении греха и указывается на покаяние, как на средство к получению божественной благодати; в 3-м говорится о крещении, как спасительном средстве; в 4-м заключается краткое обозрение всех главных предметов христианского учения; в 5-м речь идет о значении веры и символа веры . В остальных 13 огласительных словах св. отец объясняет весь символ веры , именно, местный символ, Иерусалимский, несколько отличный от Никейского вселенского символа. Проповедник подробно изъясняет, по порядку, член за членом, в символе: здесь сначала он раскрывает сущность того или другого христианского учения, а потом опровергает различныя заблуждения, противныя этому учению. В 5-ти «тайноводственных словахъ» св. Кирилл истолковывает сущность и обряды таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Преосвящ. Филарет, архиеп. Черниговский, в своем сочинении: «Историческое учение об Отцах церкви» делает такой отзыв о достоинствах и значении «словъ» св. Кирилла: «св. Кирилл беседует спокойно, предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо. Описание священных обрядов в оглашениях его соединяет со внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени. Обряды, описываомые св. Кириллом, поражают и радуют сына православной церкви. Читая это описание, описание IV века, как бы видим то самое, что совершается в православных храмах XIX века». – Кроме вышеуказанных творений св. Кириллу приписываются: «Беседа о разслабленном при купели» и «Послание к царю Констанцию о явившемся на небесах знамении креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В это время он глубоко проникся церковными идеалами святителя Василия и начал помогать ему, в частности в деле распространения монашества в Каппадокии. Однако святитель Василий, хорошо зная неопытность брата в церковных делах, в 376 году отклонил предложение некоторых епископов включить его в число членов посольства в Рим к папе Дамасу I 12 . В 378 году Григорий мог вернуться в Ниссу и занять свою кафедру. Здесь он с торжеством был встречен народом. Однако торжество возвращения было омрачено семейным несчастьем: 1 января 379 года скончался высокочтимый им брат святитель Василий Великий . На погребении его святителем Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего 13 . Григорий оказался очень преданным братом. Он стал продолжателем деятельности святителя Василия Великого и в дальнейшем закончил ряд его литературных работ, в частности полемику «Против Евномия» и «Шестоднев» 14 . В том же году святитель Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском соборе. На этом Соборе (по другим данным позже, на II Вселенском в 381 г. 15 ) определено было послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине, где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения мира и веры избран был святой Григорий 16 . Но он получил известие о болезни своей старшей сестры Макрины, с которой не встречался уже десять лет и тотчас же поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины, но застал ее уже на смертном одре. Последний разговор с этой замечательной христианской подвижницей, ее кончину и погребение святитель Григорий описал в двух сочинениях – в «Послании к монаху Олимпию» и в трактате «О душе и воскресении» 17 . До нас также дошла его удивительно трогательная надгробная речь в честь Макрины. Затем он с успехом окончил в Аравии данное ему на Антиохийском соборе поручение (возможно это было после II Вселенского Собора 381 г. 18 ); но в Иерусалиме, где с благоговейной радостию он посетил священные места, не мог совершить всего того, что было ему поручено, и со скорбью писал, что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей 19 . Его поразили враждебные отношения христиан друг к друту и к святому Кириллу Иерусалимскому , который тринадцать лет пробыл в ссылке. Ссылаясь на свои личные наблюдения, святитель Григорий восстает против паломничеств в Святую Землю. Свои мысли об этом он изложил в произведении: «О тех, которые предпринимают путешествия в Иерусалим» 20 . Между тем в отсутствие святого Григория в его епархию снова было занесено арианство, которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Ваше всесвятейшее блаженство, движимое божеским рвением, устроило в св. Граде арабскую типографию и приказало напечатать арабский пентикостарий (цветную триодь), переведенный некогда с эллинского, а изготовление и исправление его поручило здешним почтеннейшим учителям. Эти учителя, как говорят, уже исполнили свое дело и перевели заново некоторые тропари, недостающие в помянутом пентикостарии. Но так как известно, что один из них никогда не учился арабскому языку ни древнему, ни новому, другой же не только не знает греческого языка, но и не умеет сложить первых греческих слогов, поэтому всех умеющих здраво судить о делах смущает недоумение, верно ли учителя эти перевели некоторые тропари? Какую поруку может дать ваше блаженство остальным патриархам, вашим во Христе братьям, и святым синодам в России и в Греции, что печатаемый здесь арабский пентикостарий во всем согласен с эллинским прототипом его? Если вследствие простоты или незнания, или невнимания, или невежества некоторых лиц введены будут в эту церковную книгу какие-нибудь ошибки, недостатки или изменения, не последует ли раскол или смута, особенно в Сирии, где могут быть замечены и обнаружены ошибки здешних переводчиков? Да охранит Бог церковь в Палестине и в Сирии от новой раны, подобной той, которая поныне существует в России со времен блаженной памяти патриарха Никона . Итак, как член единой святой кафолической и апостольской церкви, приемлю смелость явиться пред лицом вашего священнейшего блаженства и смиренно и сыновне прошу вас приказать не печатать переведенный и исправленный тут (Бог знает как) арабский пентикостарий, раньше чем внимательно сличат его живущие в богоспасаемом Дамаске высокоуважаемые Иоанн Пападопуло и Иосиф Хури, которые уже издали на арабском языке священный катихизис и некоторые другие книги, правильно переведенные у них с греческих оригиналов. Лучше и безопаснее подвергнуть их суждению помянутый перевод, чем впоследствии раскаяться в деле не благополучно исполненном. Мудро сказано: один – никто, брат же брату помогающий становится сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ветхозаветная книга пророчила о Христе – Премудрости Божией. Сын Божий построил Себе обиталище в человеческом теле и человеческой душе, отдал Себя на заклание за грехи всего мира, послал апостолов обращать неразумных людей, призвать всех на Его евхаристическую трапезу. Подготовкой к Христовой трапезе и является аскеза. Для большинства верующих – это аскеза семейного человека. В Книге Притчей мы находим примеры ветхозаветных духовных упражнений, аскезы. Если их вдумчиво читает христианин, то много полезного найдет для своей жизни. скрыть способы оплаты Комментарии Кирилл 8 апреля 2012, 03:03 Андрею: Христианство неразрывно связано с ветхозаветной религией. Сам Господь сказал, что пришёл не нарушить Закон, а исполнить. Ни Спаситель, ни апостолы, ни отцы не ссылались бы на Ветхий Завет в таком количестве для наставления христиан, если бы он был нам чужд. Просто есть ветхие установления, которые для нас неактуальны, которые утратили своё значение, ибо были нужны для воспитания человека в совсем других условиях. У нас есть христианский ориентир, по которому мы можем понять, что нам нужно из старого, а что - отжило. Повторюсь, что первые христиане молились вместе с иудеями в иерусалимском храме до его разрушения. А вопрос о том, нужно ли христианам соблюдать Закон Моисеев, потребовал созыв апостольского собора, то есть не был тривиальным. Впоследствии, к концу 1-го века установилось чёткое разграничение между христианами и иудеями. Во времена апостола не было новозаветного канона Библии. Тогда были отдельные книги, письма апостолов, собранные воедино лишь впоследствии. Какие-то были отвергнуты как апокрифы, другие признаны подлинными, а кое-где отцы даже делали правки, вставив фрагменты из одной книги в другую. Андрей 6 апреля 2012, 11:19 Кириллу: «основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён – Псалтирь» – это откуда взято? Этот «факт», в существенном смысле, ни о чем не говорит. К чему домыслы? Не только Иоанн Златоуст, но и прежде сам Господь, а затем и все святые отцы ссылались на Ветхий Завет. Но к чему такое замечание? То ли Вы статью не читали, то ли мои комментарии, то ли и то и другое. Кстати, мои изначальные вопросы были риторическими и основаны не на моих личных домыслах, а на согласном мнении святых отцов. Думаю, почти двух тысяч лет христианской апологетики и ее плодов вполне достаточно, чтобы это можно было заметить.

http://pravoslavie.ru/52620.html

Говорим это, потому что Иерусалимской Церкви на протяжении веков было известно о глубоком благочестии славных царей и простых верующих Руси и об их благоговении ко святым местам. Иерусалимские Патриархи, в свою очередь, преисполненные чувством отеческой любви к благочестивому русскому народу, часто посещали Русь, принося верующим благодать и благословение Святой Земли. С тех пор и до сего дня Иерусалимская Церковь с братской любовью следит за процветанием Русской Церкви и принимает участие в ее важных событиях. Так и сегодня Матерь всех Церквей сорадуется сей исторической вехе — возведению Вас на Патриарший Престол Русской Церкви. Это событие для Вашего Святейшества, как преемника блаженнопочившего Патриарха Алексия II, является особенно важным, потому что Вы, Ваше Святейшество, трудились, чтобы возвысить Церковь России. Вы возвысили ее, достойно представляя ее на всеправославных и межхристианских форумах, Вы возвысили вместе с ней и Православие вообще. С высоты нового для Вас Патриаршего свечника продолжайте Ваш благой труд ради мира Божия, «который превыше всякого ума» (Флп. 4. 7). Продолжайте, Ваше Святейшество, благой подвиг борьбу веры, о которой Вы так сильно радеете и до, и после Вашего восшествия на Патриарший Престол Русской Церкви. И сегодня, Ваше Святейшество, от имени Матери Церкви и Его Божественного Блаженства и досточтимого Отца нашего и Патриарха господина Феофила III, я вручаю Вам этот жезл, чтобы Вы вели им благочестивую паству Христову ко спасению.   Приветственное послание Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, оглашенное митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом Его Святейшеству Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе дорогой собрат! Сегодня наши сердца наполняют слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». От имени всей полноты Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно присоединяемся к многочисленному ряду поздравляющих Вас с интронизацией на Патриарший Престол Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/549153.htm...

Его нет в древнейших манускриптах и Вульгате (только: аминь), оно не было известно Тертуллиану , Киприану, Оригену , Кириллу Иерусалимскому , Иерониму, Августину, Григорию Нисскому и другим. Евфимий Зигабен прямо говорит, что оно «приложено церковными толкователями». Вывод, который можно сделать из 2Тим.4:18 , по словам Альфорда, скорее говорит против славословия, чем в пользу его. Единственное, что можно сказать в его пользу, это то, что оно находится в древнем памятнике «Учение 12 апостолов»(гл. 8) и в сирском переводе Пешито. Но в «Учении 12 апостолов» оно имеется в такой форме: «потому что Твоя есть сила и слава во веки»; а Пешито «не стоит вне подозрений в некоторых интерполяциях и прибавках из лекционариев». Предполагают, что это была богослужебная формула, с течением времени внесенная в текст Молитвы Господней ( 1Пар.29:10–13 ). Первоначально было внесено только, может быть, слово «аминь», а затем эта формула была распространена отчасти на основании существовавших богослужебных формул, а отчасти прибавкою произвольных выражений, подобно тому, как распространены в нашей церковной песне «Богородице, Дево, радуйся» евангельские слова, сказанные архангелом Гавриилом. Для толкования евангельского текста славословие не имеет или вовсе значения, или имеет только небольшое. Епископ Михаил (Лузин) Твоё царство: Тебе принадлежит владычество над всей вселенной, вообще, и в благодатном Царстве – Церкви Твоей, в особенности. И сила: могущество и власть – исполнить или не исполнить всё, что мы просим в молитве. И слава: Тебе принадлежит слава, – не наша слава, но Твоя, сияющая во всем мире, видимом и невидимом, и имеющая сиять во веки веков. Аминь: еврейское слово, означающее подтверждение чего-либо, – так, действительно, истинно, да будет. Оно было произносимо народом в синагогах после молитв, произносимых кем-либо одним или членами семейства при семейных религиозных торжествах, например в праздники, после молитвословий, произносимых отцом семейства или старшим. Отсюда взошло оно и в христианскую церковь ( 1Кор.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010