Толкование литургии Глава I. Краткая история толкования литургии на Востоке и на Руси Краткая история толкования литургии на востоке и на Руси. Св. Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст , Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник , патриарх Герман и Феодор Андидский, Иаков Эдесский, Симеон Солунский и Николай Кавасила , как толкователи литургии. Задачи, приемы и сущность их толкования.–Перевод толковательных трудов древних восточных литургистов на славянский язык. Толковые статьи при славянских служебниках. Мистико-апокрифические толкования литургии. Толковательные сочинения XVII–XIX веков. Мы покончили с внешнею историей литургии и представили главные эпохи в ее развитии. Перейдем теперь к объяснению ее обрядов; но предварительно сделаем несколько замечаний о том, что мы разумеем в данном случае под толкованием, а для этой цели проследим историю толкования литургии на востоке и отметим его главные направления. Перво-христианская литургия, пока она находилась еще в состоянии развития и была тесным образом связана с жизнию тогдашнего общества, не могла быть предметом внешнего изучения и составляла непосредственный факт внутренней жизни, одно из средств самовыражения духа. Поэтому она была для всех ясна и понятна. Осмысление и объяснение ее началось с того времени, когда она начала утрачивать свой непосредственный характер и сделалась обрядовою формою, существование которой надо было оправдать, а содержание уяснить. Как при нормальном состоянии организма никому не приходит в голову наблюдать за органическими процессами и задумываться над отправлениями сердца и легких, так и в области внутренней жизни: пока продолжается нормальный ход мысли, связь между нею и ее выражением, между словом и делом у остается ясною сама собой. С чего и когда начинается толкование литургии на востоке? Первые опыты этого рода появляются в конце IV века и принадлежат двум замечательным деятелям того времени – Кириллу Иерусалимскому и Златоусту. Кирилл Иерусалимский , по обязанности катехета, объяснял учение веры и обряды таинств оглашенным, чтобы привести их к сознательному усвоению христианского вероучения и таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Сие слово в Прологе февраля 2 дня приписано Св. Кириллу Архиепископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Св. Кириллу Иерусалимскому , но до взятия Цареграда не было в оном архиепископа, именем Кирилл, Иерусалимскому же Св. Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения установлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове. «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй радость, дщи Иерусалимля» ( Зах 9:9 ): ликуйте людие «града Божия» ( Пс 47:2 ): взыграйте врата и стены Сиона, и вся земля: «возопийте горы и холми» ( Ис 44:23 ), в восторгах «взыграйте» ( Пс 113:6 ): «реки восплещите руками» ( Пс 97:8 ), и «людие Сион обымите» ( Пс 47:13 ), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом: ибо здесь Христос Небесный и земный пребывает. Окрест Небесного, умные Силы ликуйте: земного, земнородные со Ангелами воспойте. Ибо ныне «явится Бог богов в Сионе» ( Пс 83:8 ): «ныне преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс 86:3 ) Иерусалиме " граде Царя великаго» ( Пс 47.3 ). Отверзи ( Пс 23:7 ) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери Тому, Кто отверз врата гробные ( Мф 27:12 ) на Кресте (вися), кто «сокрушил» ( Пс.106.16 ) »адовы " ) ( Иов. 38.17 ) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно ( Исх 20:1 ), исполняет закон, «под законом бывая» ( Гал 4:4 ) раболепно. Ныне «Бог от Фемана» ( Авв. 3:3 ) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. «Дщери» Иерусалима ( Песн 3:11 ), изыдите в сретение Ему. Светильники светло свету истинному возожгите: ризы душевные Жениху Христу ( Мф 25:6 ) благоукрасите. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь... небо и земля славы Его» ( Ис 6:3 ): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Довольно обширная корреспонденция блж. Августина Иппонского насчитывает около 300 писем, адресованных им различным лицам, проживающим в подавляющем большинстве случаев в западной части тогда еще единой Римской Империи 1 . И только три письма этого огромного собрания имеют адресатами епископов греческого, по языку и культуре, Востока. Одно из этих писем (Ep. 179) – к Иоанну, еп. Иерусалимскому – уже давно было известно ученому миру, остальные два (Ep. к свт. Кириллу Александрийскому и Ep. к Аттику Константинопольскому ) были открыты относительно недавно, в конце 1970-х гг., профессором Венского университета Иоганном Дивжаком (Johannes Divjak) наряду со многими другими письмами блж. Августина . Когда И. Дивжак просматривал рукописи муниципальной библиотеки г. Марселя, к нему в руки попал манускрипт XV в. (Massiliensis lat. 209), происходящий из южной Франции и содержащий текст иллюстрированных миниатюрами 29 доселе неизвестных писем, 26 из которых принадлежат блж. Августину и относятся к последним годам его жизни. Готовя к публикации эти письма, текст которых в марсельской рукописи полон лакун и ошибок, И. Дивжак неожиданно обнаружил в Парижской национальной библиотеке другой, более древний и важный манускрипт готического письма (Par. lat. 16861), датирующийся XI–XII вв. 2 . На основе этих двух рукописей в рамках т. н. «Венского корпуса» было осуществлено критическое издание новооткрытых писем 3 . В сентябре 1982 г. в Париже по предложению того же И. Дивжака был проведен круглый стол, посвященный филологическому, историческому и богословскому анализу новой коллекции писем 4 . В настоящее время уже почти никто не сомневается в их подлинности: как по языку и по риторическому стилю, так и по содержанию они схожи и содержат многочисленные параллели с безусловно подлинными письмами Иппонского епископа 5 . Хотя новооткрытые тексты и не содержат каких-то значительных догматических данных, которые позволили бы по-новому взглянуть на богословие их автора, тем не менее, в них можно найти ряд интересных сведений о характере той эпохи, о жизни и пастырской деятельности блж. Августина . В частности, историк обнаружит в них много ценной информации, касающейся последней стадии развития донатизма, присциллианства и пелагианства на Западе, случаев апелляции к авторитету Римской кафедры, а также сведения о монашеской жизни в кругах, близких блж. Августину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Н. И. Сагарда читал лекции по патрологии в Санкт–Петербургской духовной академии в течение 13 лет (1905—1918). Несколько раз издававшийся литографическим способом, курс этот постоянно дорабатывался автором. Кандидат богословия, преподаватель кафедры патрологии Киевской духовной академии диакон Андрей Глущенко провел большую работу по подготовке к публикации двух источников. В основу настоящего издания положены уникальные (хранящиеся в Киеве в частных архивах) экземпляры — авторская рукопись и редчайшая авторизованная литография, в которой содержится ряд глав, отсутствующих в литографических экземплярах, доступных в Санкт–Петербурге, именно:, разделы по Игизиппу, свт. Александру Александрийскому, Дидиму Слепцу, свтт. Григорию Богослову, Григорию Нисскому и Кириллу Иерусалимскому, важнейшая глава о богословии апологетов, сведения о так называемых «меньших апологетах». Не исключено, что подготовленные к изданию экземпляры рукописи и машинописей были привезены самим Н. И. Сагардой на Украину после революции как наиболее ценные и полные варианты читанного им пат–рологического курса. Сравнение с санкт–петербургскими экземплярами курса выявило и некоторые сокращения текста, сделанные Н. И. Сагардой в отдельных главах, что позволило автору, стесненному определенным количеством часов, отведенных в Академии на лекции по патрологии, увеличить число рассмотренных в курсе древнецерковных писателей. Анализ сокращений показал, что они касаются в основном изложения общего содержания творений и некоторого уменьшения ссылок на иностранных авторов, совершенно не затрагивая концептуальных вопросов. Поэтому мы сочли возможным издать «Лекции» без восстановления авторских сокращений, возможного по другим экземплярам. Лекции о представителях антиохийской школы читались в Академии А. И. Сагардой, братом Н. И. Сагарды, и потому отсутствуют в издаваемом курсе. Отсутствие главы о свт. Григории Чудотворце объясняется наличием специального исследования (докторской диссертации) Н. И. Сагарды об этом святом. При издании был сохранен несколько тяжеловесный авторский стиль, характерный для многих русских ученых конца XIX — начала XX в. и сложившийся под влиянием синтаксиса древних классических и немецкого языков. Значительная стилистическая правка была бы допустимой, если бы записи были осуществлены только студентами, но наличие авторской рукописи и авторизованных экземпляров с правкой Н. И. Сагарды заставило нас отказаться от подобной переработки. Подробнее об источниках текста и принципах публикации сказано в предисловии «От редактора».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Душа — 1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства ( Быт.1:26 ); 2) отличная от тела часть человеческой ипостаси ( Быт.2:7 ); 3) человек ( Быт.46:26 ); 4) животное ( Быт.1:24 ) и его жизненная сила ( Быт.1:30 ). Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна , ибо обладает разумной силой и свободной волей . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Следуя св. Кириллу Иерусалимскому , душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику , душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину : «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем. Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи. Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения. Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

http://azbyka.ru/dusha

Ч. III. Архимандрит Леонид В начале 1864 г. на место отзываемого преосвященного Кирилла Мелитопольского был назначен начальником Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид, состоявший в то время настоятелем посольской церкви в Константинополе 1277 . Назначение это совпало с изменением в Петербурге тех руководящих личностей, которые заведовали нашими палестинскими делами, а так как в подобных случаях нередко личности обусловливают систему, то и рассмотрение сей последней оказалось бы не полно и не ясно, если бы мы предварительно не усвоили себе характер тех личностей, которые призваны были вводить и применять новые начала. Когда в сентябре 1857 г. начальником Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен инспектор Петербургской Духовной Академии архимандрит Кирилл (впоследствии епископ Мелитопольский), то назначение его состоялось по желанию Министерства иностранных дел. Из инструкции, данной ему, видно, что министерство имело в виду поставить его так высоко и так независимо, как подобало представителю в Иерусалиме не только русского правительства, но и Русской Церкви. Министерство [по крайней мере на бумаге] 1278 признавало, что только духовное лицо может быть представителем Церкви и правительства в Иерусалиме. [Такое выдающееся положение нашей Духовной Миссии было признано Портою. Таким же признавали его и наши политические агенты на Востоке.] Наш посол в Константинополе постоянно сообщал преосвященному Кириллу всю свою переписку и все бумаги, касавшиеся церковных дел и, в особенности, относившиеся до Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской Патриархий. Н.К. Гирс (тогда генеральный консул в Египте) доставлял ему, по приказанию Министерства [иностранных дел], все сведения о положении православия в Египте 1279 . Таким образом, Министерство иностранных дел смотрело на начальника Духовной Миссии в Иерусалиме как на одного из своих агентов. Но еще раньше назначения нашей Духовной Миссии поднялся в начале 1857 г. [на стороне] полуофициально один из многочисленных иерусалимских вопросов, который вошел впоследствии в инструкцию Министерства иностранных дел как прямая обязанность Духовной Миссии, а именно – вопрос об улучшении быта поклонников Святой Земли. Возникновение этого вопроса частным образом тесно связано с возникновением в то же время Русского Общества Пароходства и Торговли 1280 , которое одною из целей своего существования выставляло не только облегчение пути для паломников, но и устройство их быта на месте. С этою целью еще в 1857 г. был послан в Иерусалим Б.П. Мансуров 1281 , как агент Русского Общества Пароходства и Торговли, для составления путеводителя и для соображения на месте, что может сделать Общество для улучшения быта и в особенности помещения поклонников в Иерусалиме и в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Патриархи Русской и Иерусалимской Церквей совершили молебен у памятника святым Кириллу и Мефодию 24 мая, 2013. Новостная служба В богослужении приняли участие студенты православных вузов, представители православной общественности, духовенство и верующие Москвы. 24 мая. ПРАВМИР. Предстоятели Русской и Иерусалимской Православных Церквей совершили праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве, сообщает РИА Новости . В богослужении приняли участие студенты православных вузов, представители православной общественности, духовенство и верующие Москвы. «Сегодня, в центре первопрестольного града Москвы, мы с благодарностью вспоминаем память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы вспоминаем их как основоположников нашей культуры и с ними связываем все последующее духовное развитие нашего народа и всех славянских народов», — сказал патриарх Кирилл после молебна. Он отметил, что Слово Божье, переведенное Кириллом и Мефодием, стало «нравственным фундаментом» всей славянской культуры, и до тех пор, пока русский народ будет сохранять верность традиционным нравственным ценностям, которые утвердились на Руси благодаря трудам братьев-просветителей, он будет существовать как «народ независимый», способный «оказывать духовное влияние на других». Иерусалимский патриарх Феофил III пожелал главе Русской церкви быть «достойным продолжателем подвига святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 мая, 2022 24 мая, 2021 24 мая, 2020 23 мая, 2018 24 мая, 2017 7 марта, 2017 24 мая, 2016 24 мая, 2016 27 февраля, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarxi-russkoj-i-ie...

В контексте обсуждения темы положения христиан на Ближнем Востоке митрополит Иларион передал Его Блаженству текст заявления Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире в переводе на различные языки, подчеркнув, что Русская Церковь с большой озабоченностью наблюдает опасное развитие политической ситуации в ряде ближневосточных стран. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский поблагодарил председателя ОВЦС за предоставленную информацию и рассказал о состоявшейся 1 августа в Иордании встрече Предстоятелей Антиохийской , Иерусалимской и Кипрской Православных Церквей при участии представителя Александрийской Церкви ; на встрече также обсуждалась ситуация в ближневосточном регионе и была учреждена Инициатива Глав ближневосточных Православных Церквей, имеющая своей целью более тесную координацию регионального межправославного взаимодействия. Тот же круг вопросов планируется обсудить на встрече Предстоятелей Константинопольской , Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Церквей в Стамбуле 1 сентября 2011 года. Блаженнейший Патриарх Феофил передал свои благопожелания Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, отметив, что внимательно следит за Предстоятельскими трудами Его Святейшества, направленными к духовному возрождению народов России и других стран, входящих в пределы Русской Православной Церкви. Во встрече принимали участие генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, а также заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , заместитель начальника Русской духовной миссии игумен Феофан (Лукьянов), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и Л.М. Севастьянов, исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова, оказавшего поддержку в подготовке поездки. После встречи с Патриархом Иерусалимским Феофилом митрополит Волоколамский Иларион направился в Русскую духовную миссию. Владыку сопровождали начальник Миссии архимандрит Исидор (Минаев), заместитель начальника игумен Феофан (Лукьянов) и члены делегации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1605232...

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре декабря 2015 В день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря в Московской области и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Копылова) во епископа Семилукского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Воронежский и Лискинский Сергий, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископы Солнечногорский Сергий, Россошанский и Острогожский Андрей, Валуйский и Алексеевский Савва, московское и воронежское духовенство. За богослужением молились настоятельницы и насельницы нескольких монастырей Русской Православной Церкви. В храме присутствовали заместитель министра культуры РФ Георгий Пирумов, спикер Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, руководители органов власти Московской и Воронежской области, благотворители Крестовоздвиженского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор МДА под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 19 декабря, в праздник святителя Николая, проходит День милосердия и сострадания ко всем " во узах темничных находящимся " , в связи с чем в сугубую ектению были включены прошения о заключенных. После сугубой ектении были вознесены молитва о всех православных христианах, во узах темничных пребывающих, и молитва о мире на Украине. За богослужением был рукоположен в сан иеродиакона монах Викторин (Гуров), насельник Оптиной пустыни. Святейший Патриарх совершил славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятельница обители игумения Екатерина (Чайникова), приветствуя Предстоятеля, преподнесла ему список Иерусалимской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. Был оглашен патриарший указ, согласно которому в главном храме монастыря благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по " Отче наш... " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После краткого брифинга огонь доставят в храм Христа Спасителя и передадут патриарху Московскому и всея Руси Кириллу непосредственно перед началом пасхальной службы. 9 апреля. ПРАВМИР. Самолет с благодатным огнем, который ежегодно сходит на Пасху в Иерусалиме, прибудет в московский аэропорт «Внуково» поздно вечером 14 апреля, сообщает « Интерфакс-Религия «. За полтора часа до Пасхи его доставит специальным авиарейсом делегация Фонда Андрея Первозванного, которую возглавят глава попечительского совета Фонда, руководитель «РЖД» Владимир Якунин и епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии, наместник Новоспасского монастыря. Раздача благодатного огня верующим Москвы, Подмосковья и других епархий Русской православной церкви состоится в здании аэропорта «Внуково-1». После краткого брифинга огонь доставят в храм Христа Спасителя и передадут патриарху Московскому и всея Руси Кириллу непосредственно перед началом пасхальной службы. В течение всей Светлой седмицы огонь можно будет получить в офисе Фонда Андрея Первозванного на Большой Ордынке, 35 (с 9:00 до 21:00), за ним следует прийти со своей лампадой. Схождение Благодатного огня происходит ежегодно в Великую субботу в иерусалимском храме Гроба Господня. Во время особой церковной службы греческий патриарх, сняв большую часть своего облачения, уходит с двумя пучками свечей в часовню-кувуклию, где в одиночестве молится перед Гробом Господним, после чего происходит таинство схождения огня, который затем раздается собравшимся верующим. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/za-poltora-chasa-do-pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010