Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии Источник Вступление Прежде чем начать повествование о Кирилло-Белозерской обители, – в виду совершившегося юбилейного торжества 500-летия со дня ее основания, мы считаем необходимым кратко проследить вообще историю постепенного возникновения монастырей и развития православного русского монашества в пределах России. Оно может быть подразделено на три отдела: Южно-Русское, Московское и Ростовско-Северное. В поступательном движении русских монастырей от Черного к Белому морю, мы видим, что Кирилло-Белозерское общежитие было третьим выдающимся средоточием после Киево-Печерского и Троице-Сергиева. Источниками при составлении сего краткого исторического очерка главны образом служили: 1) Труд г. Никольского «Кирилло-Белозерский монастырь» – СПБ. 1897 г. 2) Н. Успенского – «О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря». Москва 1896 г. 3) «Русская Фиваида». А.Н. Муравьева. СПБ. 1894 г. 4) «Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре», составленное архимандритом Варлаамом. Москва 1859 г. 5) «Летопись Кирилло-Белозерского монастыря» за 1893 г. 6) Некоторые другие исторические указания. Это историческое описание Кирилло-Белозерского монастыря составлено мною по следующему обстоятельству: В конце прошлого 1896 г. достопочтенный о. Архимандрит Никодим просил письмом (от 3 декабря за Преосвященного Анастасия, Епископа Воронежского и Задонского, уволить меня на время в Новгородскую епархию во вверенный ему Кириллов монастырь для составления означенной статьи, нужной в виду наступавшего юбилея 500-летия основания Кирилло-Белозерской обители. Как со стороны Епархиального начальства, так и со стороны досточтимого отца настоятеля Задонского Богородичного монастыря священно архимандрита Иоаникия, препятствий к увольнению меня из Воронежской епархии в Новгородскую не оказалось. Я прибыл сюда в конце апреля сего 1897 года и тогда же принялся за исполнение порученного мне литературного дела во имя святого послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1397. Ссылки:     Адрес: Россия, 161100, Вологодская область, город Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Координаты: 59.858315, 38.371112 Проезд: На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе из Череповца. На автомобиле из Вологды надо выезжать по трассе Р-5 (на Медвежьегорск) и ехать 130 километров — до поворота на Кириллов (около пятнадцати километров от трассы). Город очень небольшой, поэтому Кирилло-Белозерский монастырь вы найдете без труда. Планируя поездку, необходимо учитывать, что условий для размещения паломников в Кирилло-Белозерском монастыре нет, а гостиниц в городе не так много. Летом, когда открыта навигация, следует быть особенно предусмотрительным и бронировать гостиницу заранее. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Краткая летопись монастыря: 1397 - основание монастыря монахом Кириллом, пришедшим из Москвы. 1447 - посещение монастыря Василием Темным. 1528 - приход на богомолье Василия III со своей женой Еленой Глинской. 1557 - большой пожар уничтожает большинство построек. 1584 - в монахи монастыря, незадолго до своей смерти, постригается Иван Грозный. 1600 - закончена постройка первой каменной крепостной ограды. 1601 - монастырю принадлежат 3 волости, 1 слобода, 51 село, 880 деревень. 1612-1618 - оборона от польских войск. 1654-1680 - строительство второго каменного кольца укреплений - " Нового Города " .

http://sobory.ru/article/?object=00500

И.А. Кочетков, О.В. Лелекова, С.С. Подъяпольский Введение Небольшой городок Кириллов, раскинувшийся на берегу Сиверского озера недалеко от Волго-Балтийского водного пути и в 130 километрах от Вологды, стал в наши дни одним из наиболее известных центров туризма. Пробудившийся широкий интерес к художественной культуре прошлого привлек внимание к двум древним монастырям БелозерьяКириллову и Ферапонтову, в которых сосредоточены замечательные сокровища русской архитектуры, живописи и прикладного искусства. Кирилло-Белозерский монастырь находится в самом городе. Его грозная крепость, поражающая своими размерами, гордо вздымается над тихими водами озера. В противоположность этому, небольшой Ферапонтов монастырь, удаленный от Кириллова на 20 километров, расположен среди живописной сельской природы. Не имеющий крепостных стен, наполовину скрытый обступившими его деревьями, он при приближении как бы незаметно вырастает из окружающего пейзажа. Казалось бы, такие разные между собой, они в действительности глубоко связаны не только историческими судьбами, но и общей культурно-художественной средой, которая наложила отпечаток на сохранившиеся в них памятники искусства. В далекие времена роль монастырей в жизни государства была очень велика. Их деятельность не ограничивалась одной лишь религиозной сферой. Многие из монастырей являлись центрами огромных феодальных хозяйств. В XVI и особенно в XVII веке крупные монастыри превратились в сильные, надежно защищенные крепости. Вместе с тем, в них сосредоточивалась культурная и художественная жизнь своего времени. Летописание, собирание и переписка книг издавна связаны с монастырями. В их архитектурных ансамблях, в великолепных стенных росписях, в иконах и богатой церковной утвари нашли отражение мировоззрение и художественные идеалы эпохи. Кириллов и Ферапонтов монастыри в XV-XVII веках были тесно связаны с религиозной, политической и культурной жизнью всего государства. Их памятники воплотили в себе и блестящий подъем московского искусства конца XV-XVI века, и самобытные черты творчества местных мастеров. Без них история русского искусства осталась бы для нас далеко не полной. Кирилло-Белозерский монастырь с его могучими стенами и богато украшенными храмами, Ферапонтов монастырь со всемирно известными фресками Дионисия принадлежат к числу наиболее значительных творений русской художественной культуры. Кирилло-Белозерский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Севернорусский свод 1472 г. во многих отношениях может считаться замечательным литературным памятником. Завершение свода известием ο смерти Юрия Дмитровского, как и ряд известий ο его военных подвигах, позволяет связывать свод с этим князем; однако перед нами не местная летопись Дмитровского княжества, а общерусский свод, для которого Юрий Васильевич является лишь одним из важных персонажей – наряду с опальным воеводой Федором Басенком, сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь, князем Михаилом Андреевичем Белозерским и его сыном Василием и т. д. Связь целого ряда персонажей свода с Кирилло-Белозерским монастырем (Юрий Дмитровский был одним из крупных вкладчиков монастыря), а также отражение Северно-русского свода в ряде кратких кирилло-белозерских летописцев позволяют видеть в нем летопись, составленную в этом монастыре – одном из важнейших культурных центров Древней Руси (подробнее см.: Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XVI вв. Л., 1976, с. 168–209). Кирилло-Белозерский монастырь постоянно занимал самостоятельную позицию в борьбе между основными политическими силами XV в., в монастыре переписывались разнообразные, в том числе и сугубо «неполезные», с точки зрения официальной церковной идеологии, памятники. Скептическая позиция, которую занимал составитель публикуемого свода в рассказе 1463 г. ο ярославских чудотворцах, соответствует позиции бывшего игумена монастыря Трифона, занимавшего в 1462–1467 гг. ростовский архиепископский престол и вынужденного оставить его из-за того, что он не признал новоявленных чудотворцев; вероятно, свод был создан в кругу кирилловских сподвижников Трифона. Многими чертами этот свод перекликается с литературной деятельностью кирилло-белозерского книгописца Ефросина (см. ο нем коммент. ниже), включавшего в свои сборники ряд «отреченных» сочинений, которые он сам не рекомендовал «честь в зборе» и показывать многим; краткий летописчик Ефросина связан с публикуемым Севернорусским сводом. Признавая московского великого князя «великим осподарем», севернорусский летописец позволил себе, однако, резкую и яркую критику действий этого государя и его воевод – особенно в описании казни серпуховских дворян в 1462 г. и рассказе ο ярославских чудотворцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитриева З. В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560–1630-е гг. Рукописное наследие Кирилло-Белозерского монастыря включает несколько тысяч документов и книг XV–XIX вв. Без преувеличения можно сказать, что оно является одним из крупнейших монастырских собраний. По степени сохранности кирилловский архив, пожалуй, можно сравнить только с архивом Соловецкого монастыря. В составе монастырских архивов значительное место занимает хозяйственная документация, появление которой непосредственно связано с управлением монастырским хозяйством и в конечном счете – с необходимостью обеспечения монастырского строительства и подвижнической жизни монашествующих. Число насельников в Кирилло-Белозерском монастыре во 2-й половине XVI – 1-й четверти XVII в. составляло несколько сотен человек. По смете доходов и расходов, составленной государевыми писцами в результате ревизии монастыря в июле 1601 численность монастырской братии исчислялась 184 человеками, включая игумена, соборных старцев, священников, диаконов, крылошан и рядовых «и с теми, что на Москве и в Офонасьеве слуг, и служебников и всяких мастеровых людей 391 человек. И обоего 575 Тогда же в монастыре проживали «в больницах нищих 90 человек да в богадельне 12 В начале 1620-х гг. в монастыре число насельников превышало 650 Чтобы прокормить сотни людей, требовались значительные запасы продуктов питания. Трапеза в монастыре регламентировалась Уставом и дополнялась записями в кормовых Казначеи фиксировали поступление «потребного» в приходо-расходных книгах, келари контролировали их расход. Н. К. Никольский так определял обязанности келаря: он «должен был подчиняться распоряжениям игумена и собора и без них не предпринимал никаких важных расходов. Все низшие чины хозяйственного управления в монастыре… были подчинены ему. Круг деятельности его сосредотачивался на монастырском хозяйстве. В частности, он заведовал: трапезою, погребами, кладовыми… всеми естественными продуктами, которые получал монастырь с вотчин, например, хлебом, сырами, яйцами… он же заведовал покупкой нужной для монастыря провизии, расходованием ее… Для памяти келарь имел для этого келарский обиходник. Кроме расходования провизии “по службам и на поминки”, келарь заведовал расходами по пропитанию братии и других лиц, живших в монастыре… Выдавая провизию, келарь должен был сообразоваться с требованиями монастырского и церковного уставов и кормовыми памятями, вследствие чего выписки из них находились в келарских В настоящее время выявлено 15 келарских обиходников 1560—1650-х По характеру сведений они дополняют сохранившуюся и опубликованную кирилловскую учетно-денежную

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла. Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм. Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Закрыть itemscope itemtype="" > Жемчужина русского Севера - Кирилло-Белозерский монастырь Почему национальная православная святыня пребывает в плачевном состоянии 05.08.2019 760 Время на чтение 3 минуты В конце июля довелось мне побывать в старинном городе Кириллове, что лежит в 130 километрах к северо-западу от Вологды. Сам по себе городок мало чем примечателен и его название ассоциируется, прежде всего, с Кирилло-Белозерским монастырем – грандиозным комплексом старинных монастырских строений, окруженных неприступными стенами. Вид всего этого великолепия, особенно, если смотреть со стороны Сиверского озера – завораживает. Вот об этом монастыре, вернее о его нынешнем состоянии, хотелось бы поговорить поподробнее. Практически весь монастырский комплекс сегодня занимает музей, который официально называется историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монахи (а их всего 10 человек вместе с игуменом) пребывают в положении дальних обнищавших родственников, живущих из милости в имении богатого помещика. Ежедневно десятки огромных экскурсионных автобусов, заполненных нашими и иностранными туристами приезжают под стены обители. К их услугам различные тематические экскурсии, на любой вкус и кошелек. Отовсюду доносится разноязыкий щебет экскурсоводов, все фотографируют себя на фоне святынь, работают кафе и закусочные. Одним словом, старинные постройки – для музея постоянный источник дохода в рублях и валюте. От множества народа (увы, не паломников, а туристов с фото-кинокамерами и в шортах, т.к. день был жаркий,) голова шла кругом. Нашел действующий храм – крохотная церковь, постоял вечерню: кроме меня было 3 монаха и 4 паломника. Единственный, островок спокойствия и тишины в бурлящем потоке ино и русо туристо. Состояние построек монастыря местами довольно плачевное. Восстановительные работы ведутся, но как-то вяло, почему-то первой приходит в голову мысль о их недостаточном финансировании. Напомню читателю, что музей на месте монастыря действует аж с 1924 года. Почти сто лет прошло. Разграбленные и разрушенные монастыри, значения, равного Кирилло-Белозерскому (Оптина пустынь, Дивеево, Нилова пустынь и т.д.), переданные Русской Православной Церкви после краха СССР и атеистической идеологии, за прошедшие 28 лет восстановлены в былом величии. Как говорится, «почувствуйте разницу». А ведь монахи деньги на туристах не делали.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/05/zh...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты Первая церковь Кирилла Белозерского была построена в 1585-1587 годах. Церковь была бесстолпной и одноглавой, к 1773 году церковное здание очень сильно обветшало, подпиралось контрфорсами и имело много трещин – все это послужило основанием для возведения новой каменной церкви. В 1782 году прежняя церковь была полностью разобрана, и началась закладка новых фундаментов. Полная перестройка церкви осуществилась в 1825 году. Храмовые формы соответствуют эпохе позднего барокко. Стоит отметить, что новая церковь Кирилла Белозерского была не просто тщательно, а профессионально спроектирована; ее возведение осуществлялось согласно присланному чертежу, над которым трудился архитектор. Во всем внешнем виде храма отчетливо прослеживаются ордерные формы, а его пропорции можно признать удачными. Храм достаточно красив, хотя и немного зауряден для своего времени. На сегодняшний день церковь не имеет небольшого притвора, хотя на снимках 1972 года его еще можно увидеть. К сожалению, внутреннее убранство церкви не сохранилось: резной иконостас Кирилловского храма был разобран и передан в церковь Иоанна Предтечи, в которой находится и сейчас. Резной покров Кирилловой раки также утрачен, а его крышка нашла свое место в Оружейной палате в качестве ценного вклада. Узорчатая роспись стен была осуществлена под конец 19 века. Источник информации Среди древнерусских архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место не только благодаря своим масштабам, но и благодаря своей сохранности. Из одиннадцати каменных храмов, воздвигнутых здесь в XV-XVII веках, до нас дошло десять. Утрачен лишь один - церковь преподобного Кирилла, поставленная над его гробом. В 1780-е годы она была сломана и заменена существующим ныне зданием, не лишенным своего художественного интереса, но относящимся уже к иной эпохе и никак не связанным с местной традицией, характерной для кирилловского церковного строительства допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=05138

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010