Была зарегистрирована монашеская община, назначен исполняющий обязанности настоятель (сейчас им является игумен Игнатий (Молчанов)). Фактическая передача Малого Иоанновского монастыря общине состоялась в конце 1998 года. Братия обители ещё не очень многочисленна, да и посетители Кирилло-Белозёрского монастыря приезжают сюда, как правило, не в качестве паломников, а в качестве туристов. Многие даже не знают, что здесь существует монашеская община. Хотя помолиться у мощей преподобного Кирилла приходят многие. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Кельи и хозяйственные постройки монастыря Здание Архимандричьего корпуса было построено в 1647-1648 г.г. В XVII-XIX в.в. в нём размещались приемные и жилые покои архимандритов монастыря, а также гостиные кельи для богатых и знатных богомольцев. Изначально игуменские и гостиные кельи были одноэтажными по парадному восточному фасаду и двухэтажными по западной служебной половине. Вдоль фасада располагались кельи с красивыми сводами, за ними, в глубине, помещались засенья – длинные холодные сводчатые палаты, окна которых выходили на хозяйственный двор. Облик фасада здания определяли красивые окна с килевидными наличниками и высокие открытые крыльца - лестницы, которые вели на второй этаж. В толще внутренней стены были устроены широкие каменные лестницы, ведущие наверх. В конце XVII в. над кельями возвели ещё один этаж. Здание стало двухэтажным по главному фасаду и трёхэтажным со двора. Верхние кельи сразу же были сделаны без сводов, с прямыми потолками. Здание получило сложную структуру с двумя этажами по главному фасаду и тремя со двора. Позднее здание неоднократно переделывалось. Особенно крупные перестройки произошли в 1821 г. Сломали все своды, уничтожили промежуточный этаж дворовой части, заложили внутренние лестницы, растесали окна. Главный фасад здания украсил четырехколонный портик с аттиком над ним. В архитектурно-стилистическом отношении Настоятельский корпус относится к памятникам русского классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=00500

В Старом Подозерье высияно ржи на крестьянские десятины на 7 десятин 13 четвертей. На Новом Подозерье в Коровье деревне высияно на крестьянские десятины на 16 десятин ржы 30 чети. На Маурино высияно на крестьянские десятины на 12 (десятин) ржы 23 чети с осминою. И всего ржы высеяно в монастыре и по службам 105 чети с осминои. X. Книги посевные на монастырскую пашню, 1613 (7121) года (Издастся по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 44–644, в полдесть, из 4-х писанных листов). Книги посевные 121-го году. Лета 7121 году маия в 16 день память чернцу Венедикту житнику Кирилова монастыря, где сколько которого хлеба высеяно на монастырскои пашне. Под монастырем на поли на 14-ти десятинах с полудесетиною высеяно 44 чети овса, 5 чети ярицы. Под монастырем же на монастырскои пашне, что даточные люди пахали на шти десетинах с полудесетиною, высеяно 29 чети овса. В Старом Подозерье на 4-х десетинах с полудесетиною высеяно 18 чети овса. В Новом Подозерье в Коровье деревне на 13-ти десетинах высеяно 43 чети овса, 3 чети ячмени, 2 чети пшеницы. На Маурине высеяно на 9-ти десетинах 27 чети с осминою овса, 3 осмины ячмени, полторы осмины пшеницы, осмина гороху, 3 черпни семени канопелного. На Белеозере на Живляковских огородех около саду высеяно 6 чети овса, 2 чети ячмени, пол осмины пшеницы. И всего овса высеяно под монастырем на поли: и в Старом, и в Новом Подозерье, и на Маурине, и на Белеозере на Живляковских огородех 167 чети с осминою овса, 6 чети с осминою ячмени, 5 чети ярицы, 3 чети пшеницы, осмина гороху, 3 черпки семени канопелного. И всего всякого ерового хлеба высеяно на десетинах под монастырем на поли: и в Старом, и в Новом Подозерье, и на Маурине, и на Белеозере на Живляковских огородех 176 чети бес черпка. Да ко 122-му году сеена рожь. Под монастырем в Тропове на крестьянской nan(sic)he и что даточные люди пахали на 22 десетинах высеена ржи 44 чети. В Новом Подозерье в Коровье деревне на 13-ти десетинах с полудесетиною высеена 27 чети ржи. В Старом Подозерье высеяно на 4-х десетинах с полудесетиною 9 чети ржи. На Маурине на 8-ми десетинах с полудесетиною высеяно 17 чети ржи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Статья по 7 алтын: Офонке Ерголскому, Онашке Санниковскому, Тютрюму Великоселцу, Трошке Романовскому, Шестунке Ержанину, Первуне токарю, Бажину Мочялу, Калинке Вашковскому, Климку Боровитину. Итого 9 человек, денег дано им рубль 29 алтын 4 деньги. Игнашке Сиземъскому 2 гривны. Богдашку Бежеченину 2 гривны. Карпушке Романовскому 2 гривны. Никифорку Тереботунскому 6 алтын. Ивашку Зую 6 алтын. Да слугам ж и дворовым людем дано за рожественъскые рубахы: Василью Тебенкову, Роману Колкацкому, Федору Гвоздеву, Мите Ноугородцу, Итого им дано 32 алтына. Завьялку Голышу Рукинъскому 5 алтын. Микулке Ферапонтовскому 3 алтына. Фетьке Кемъскому 3 алтына. Самутке Шолоху за успенскые рубахи дано 8 алтын. Даваны деньгы слугам нежаловалным за сермягы ко обменам для государевы службы: Пороше Троецкому 8 алтын 2 деньги, Ивану Дмитровцу 8 алтын 2 деньги, Мите Ноугородцу 8 алтын 2 деньги, Ермушке Куроглинъскому 8 алтын 2 деньги, Калинке Вашковскому 8 алтын 2 деньги, Игнашке Сиземскому 8 алтын 2 деньги, Леве Лозскому 10 алтын, Карпушке Романовскому 10 алтын. И всего в месяце феврале в росходе денег 431 рубль 2 алтына пол 6 денег. И всего в росходе во шти месяцах – марта с 1 числа 115-го году да того ж году августа по 31 день 1345 рублев 7 алтын 3 деньги. И обоево в розходе в году месяца марта 115-го году с 1 числа да до марта ж по 1 число 116-го году 2804 рубля 21 алтын 5 денег. XXXIII. Книги приходные казначея чернца Паисия Ананьина с 1 марта 1608 года по 1 марта 1609 года (Издаются по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря, 29–629, в полдесть, пис. на 93 л. скорописью. См. л. 1–18 об). Кирилова монастыря игумен Матфеи и старцы соборные Пахомеи Григоров, старец Иосиф Монастырев, старец Иларион Конанов, старец Исаия Кирьяков, келарь старец Филарет Володимерец, старец Феодосеи Борков, старец Еустафеи Григорьев, старец Гедеон, старец Игнатеи Суворов считали казначея старца Паисею Ананьина в приходе и в росходе. А в приходе у него денег по книгам 116-го году марта от 1-го числа да 117-го году марта по 1-е ж число 4949 рублев 26 алтын 2 деньги; а в росходе у него денег по тож число в году 3603 рубля 13 алтына, да по малои тетрате 1297 рублев 1 алтына 2 деньги, а в лицех денег осталос 49 рублев 12 алтын; и приход с росходом сшелся. И те деньги, что осталис от росходу – 49 рублев 12 алтын, и малую тетрат отдали казначею старцу Илинарху Вязметину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Пшеницы 9 чети с осминою, ячмени 13 чети, гороху 2 чети с осминою, семени конопелного 8 чети с осминою и с полуосминою. И обоево всякова яровова хлеба высеено ко сту седмому надесять году 364 чети с осминою и с полуосминою. VII. Тетрадь семянная на около монастырскую пашню, на 1609–1610 (7118) год (Издается по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 32–632, в полдесть, из 8 писанных листов). Тетрать семенная, что на около монастырскую пашню сеено ржи ко сту осмому надесять году. Лета 7117-го году память чернцу Измаилу Кирилова монастыря житнику, что высеено на около монастырскую пашню на крестьянскые десятины ко сту седмому надесять году ржы. В монастырское поле за житницами на семь десятин крестьянскые пахоты семью вытми высеено ржы 14 чети, да в том же поле дворовые люди пахали, высеели ржы 42 чети с осминою. И обоего высеено ржы 56 с осминою, за семяны приполону Бог послал с монастырские пашни ржы 112 чети с полуосминою; да с крестьянских десятин приполону Бог послал ржы 44 чети с осминою и с черпком. И обоего 156 чети с осминою и 3 черпки. Того ж 118-году высеяно всякого яровово хлеба в монастырское поле за конюшнею на крестьянские десятины высеяно овса 28 чети, да в том же поле дворовые люди пахали, высеяно овса 35 чети с осминою. И обоево овса высеяно 63 чети с осминою. И тот овес взят на конюшню невеином овсом 300 чети. Пшеницы дворовые люди высеяли 6 чети, приполону пшеницы 8 чети с осминою, ячмени 3 чети, семени конопелного 2 чети без полуосмины. Приполону ячмени 10 чети с осминою, приполону семени 2 чети с осминою. На Маурине высеено ржы на десять десятин с полу десятиною десятми вытми с полувытью 21 четь, за семяны приполону Бог послал ржы 46 чети; да на Маурине ж высеяно на крестьянские ж десятины: овса 45 чети, пшеницы четверть, ячмени 3 чети, гороху четверть, семени конопелного 3 черпки. За семины Бог послал овса 60 чети, пшеницы приполону осмина, ячмени приполону 6 чети, гороху приполоку осмина, семени конопелного приполону 3 черпки. И всего на Маурине приполону Бог послал: ржы, и ячмени, и пшеницы, и гороху, и семени за семяны 113 чети 3 черпки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

69 и другия). Относительно же паникодил мы не имеем сведений, местного ли они производства или покупные. Правда составители «Краткого описания Новгородского музея» (Новгород, 1893, стр. 45) утверждают, что в числе хранящихся там древностей имеются два «мельхиоровых паникадила нюренбергской работы конца XVI века, пожалованные Борисом Годуновым Кирилло-белозерскому монастырю». Но вкладные книги не упоминают об этом пожертвовании. 518 Приводим описание алтаря Успенского собора, сделанное в 1601 году: «В церкви Успения ж Пречистые Богородицы в олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы Одегитрия. Оклад и венцы серебрян золочен басмян. Гривна басмянная золочена, 5 гривен витых золочены, у Спасова образа 4 гривны витые ж, у того ж образа на другой стране образ Николы чюдотворца да Леонтей ростовский да Кирил чюдотворец, венцы и оклад басмян золочен, 13 гривен серебряны золочены витые. Престол оболочен камкою багровою, крест сажен жемчюгом, репьи (?) серебряны золочены. Пелена у престола от царьских дверей, а на ней шит золотом и шолки образ Пречистые Богородицы Воплощение со святители по бархату червчяту. На престоле крест благословеной обложен серебром золочен. Евангильо тетр в десть оболочено камкою багровою, евангилисты и застежки серебряны золочены. Другая евангилие апракос писмяное оболочево бархатом цветным, евангилисты и застешки серебряны. Покров на престоле камка желта чешуйчата, а на ней крест шит золотом и серебром. Другой покров празничной отлас золотной по черной земле серебряник отлас червчят. Да по левую сторону престола свеча постьная (sic) невелика с красками, налеп железной. 3 образы выносные в киотех. Образ Пречистые Богородицы Умиление обложен серебром, венцы скапные, в венце яхонт лазорев, да две берюзы, да камень как хрусталь, да камень червец, цата серебряна золочена, восм гривен витые серебряны золочены, две гривны не золочены, пелена бархат вишнев сажена жемчюжком мелкии, на пелене крест сажен жемчюгом, промеж жемчюгу репейки серебрены золочены. Образ Николы чюдотворца, оклад и венец басмян серебрян золочен, в венце камышок лазорев да два сердолики, гривна басмяна серебряна золочена, около киота оклад медной золочен, пелена бархат зелеп з золотцом, крест шит серебром по червчятону бархату. Образ преподобного чюдотворца Кирила, венец серебрян золочен сканной, а в нем 2 жемчюга да камышек лазорев, 6 гривеи серебряные витые да гривна басмяна золочена, оклад басмян золочен, киот обложен медью золочен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Итак, в первое время преобладающим объектом приобретений Кириллова монастыря были необработанные земли Белозерского и Вологодского княжеств. После некоторого перерыва, в первой половине XVI-ro века до 1572-го года в составе монастырской вотчины усиленно входят земли служилые подмосковных областей и городские дворы. С 1572-го года главным элементом приобретений становятся промысловые учреждена в северном Поморье. В истории монастырской вотчины с XV-ro века по вторую четверть XVII-ro по преобладающему характеру приобретений осуществились, следовательно, четыре момента: земледельческий (Белозерский), противо-вотчинный, вотчинный (понизовый) и торгово-промысловый (поморский) и братия от менее сложных форм поземельной собственности постепенно переходила к более сложным, сообразуя качество и место своих приобретений с действующими постановлениями и общественными течениями. Таким образом главными факторами в развитии кирилловских поземельных владений были: благосклонное отношение правительства, сочувствие общества и умелая деятельность братии. (См. также ниже приложение I). 2) Сообразно с тройственною разносоставностью владений монастыря (земледельческих, вотчинных и промысловых) создавались три главных способа разработки земель: монастырская пашня, оброк и промыслы. Чтобы оценить сравнительное участие этих источников дохода в развитии экономического благосостояния монастыря, обратимся к рассмотрению каждого из них в отдельности. Так как фактических сведений о продуктивности вотчины до второй половины XVI века сохранилось немного, то нам предстоят ограничиваться главным образом данными о доходности вотчины со второй половины XVI века, делая отсюда посильные заключения о предшествующем времени. В половине XVI столетия наибольшая сумма поступлений с вотчины извлекалась братьею не из земли непосредственно (т. е. не с пашни монастырской), но с поселенцев на ней, занимавших ее на разнообразных условиях. Доходность вотчин поэтому зависела прежде всего от количества тяглецов или платежных сил, к привлечению которых на монастырские земли были направлены усилия братии уже со времени преп. Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Искусство прядения было известно уже более 2000 лет назад. Основными орудиями здесь служили веретено и прялка. К прялке прикреплялась кудель льна и с помощью веретена волокно превращалось в пряжу, которая на него и наматывалась. Веретено известно народам всех частей света. На выставке представлены главным образом прялки, собранные в окрестностях монастыря, но есть и привезенные из деревень Печенгского сельского совета, находящегося на границе Кирилловского района и Архангельской области. Это корневые прялки, отличающиеся своими размерами от местных. Особо выделяются мезенские прялки с характерными растительными и животными орнаментами. В настоящее время в собрании музея есть только вертикальные самопрялки. У русских самопрялки появились в XV веке, а широко распространились они с XVIII века. В дальнейшем напряденные нити перематывали и подготавливали для работы на ткацком станке. Традиционное название ткацкого станка в деревнях – кросна. Само слово это древнее и практически все народы индоевропейской языковой группы так называют ткацкий стан. На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна. В подклете церкви Благовещения – выставка народной керамики. Это пивные и варочные горшки, растворники, кринки, латки, братины, топники, подойники, кувшины и рукомойники. Формы и приемы их изготовления в большинстве своем древнего происхождения, не менявшиеся на протяжении многих веков. Это позволило использовать в реконструкции братской трапезы керамическую посуду, найденную в окрестных деревнях. К сожалению, многие секреты древнего производства сейчас утрачены, и представленные изделия – лишь воспоминание о былой славе местных мастеров. Еще совсем недавно производилась чернолощеная посуда в деревнях Павлоково, Деницино, Игнатьево, а в Печенгской округе выделывались сосуды с зеленовато-глянцевыми разводами (поливная керамика). На выставке представлены подойники (горшки с рыльцем) для топления масла, кринки-разливчики, рукомойники с двумя ручками и двумя рыльцами, утица (сосуд для сбора талой воды с лотков зимних рам), привезенные из этих деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приступив к воссозданию коллекции старых печатных и рукописных книг в Ферапонтове, коллектив Музея начал с нуля. В августе 1993 года была приобретена в Ярославле первая старопечатная книга: Минея общая единоверческой печати XIX века. Но через пять лет ферапонтовское собрание насчитывает уже более 500 старопечатных книг и более 50 рукописных книг XV-XX веков. За немногими исключениями все они принесены Музею в дар частными лицами и благотворительными организациями. По общему числу старопечатных изданий ферапонтовская коллекция занимает ныне третье место в Вологодской области и догоняет такое старое собрание аналогичного рода, как собрание Вологодского областного историко-художественного музея-заповедника. Если же говорить о качестве экземпляров, то ферапонтовский музей прочно занял ведущее место в области: в его собрании 8 изданий XVI века (во всех других вместе взятых собраниях их только 5), отличный подбор редких изданий XVII и XVIII веков, десятки экземпляров с владельческими и вкладными записями (в том числе и царскими), много изданий с гравюрами и рисунками и художественно оформленными окладными переплетами. Особое место в собраниях Ферапонтовского музея занимают архивы и фотоархивы. Мы говорим о них во множественном числе, поскольку они распадаются на ряд именных фондов. По количеству ценнейших документов первое место следует отвести фонду Валентины Ивановны Антоновой, около тридцати лет заведывавшей Отделом древнерусского искусства в Третьяковской галерее. В этом многотысячном архиве представлена и вся служебная документация названного отдела, так что его история не может быть восстановлена без обращения к архивам Ферапонтова. Замечательными документами богаты и архивы других дарителей: Г.И.Вздорнова, А. А.Сидорова , Т.А.Буткевич, Е.Ф.Каменской. Выдающийся фотограф Дмитрий Владимирович Белоус принес в дар Музею свой многолетний фотоархив – 14500 большеформатных негативов, на которых запечатлены тысячи произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства в музеях Российской Федерации, а также памятники русской архитектуры. Не менее богат и фотоархив Г.И.Вздорнова – в нем не менее 15000 фотоотпечатков и негативов, причем существенно, что в основной своей части это снимки с памятников древнерусского изобразительного искусства («архитектурная» часть этого фотоархива находится в институте истории материальной культуры Российской Академии наук в Петербурге.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стены Нового Города имеют по высоте три яруса (около 11 метров), в каждом из которых прорезаны многочисленные бойницы. Верхний ярус кроме обычных снабжен дополнительно бойницами косого боя, через которые во время приступа могли не только стрелять, но и лить горячую воду на осаждающих. Изнутри монастыря, в нижнем ярусе, устроено множество небольших камер, предназначавшихся, очевидно, для размещения гарнизона на случай осады. Два верхних яруса выходят внутрь монастыря в виде широких открытых галерей. По бокам въездных башен к стене изнутри пристроены помещения для караула. Часть стены между Косой и Белозерской башнями имеет в нижнем ярусе большие сводчатые палаты, чередующиеся местами с сенями, маленькими тесными кладовками и отхожими местами. Со стороны монастыря окна палат украшены кирпичными наличниками, в проемах сохранились деревянные колоды. Эта часть стен, расположенная на месте прежнего деревянного гостиного двора, повторяет устройство гостиных келий Троице-Сергиева монастыря. Есть предание, что позднее здесь устроили монастырскую тюрьму. В этой части стены имеются еще одни въездные ворота, без башни, носящие название Троицких. В них сохранились массивные, окованные металлом створки, подобные тем, что висят в арке Казанской башни. Есть некоторые особенности и у участка стен около Кузнечной башни, возводившегося самым последним. Предшествовавшие сооружения здесь сломали не полностью. Около самой башни в толще новых стен хорошо читаются остатки старой кузницы, вероятно, относящейся к концу XVI века. Кузница продолжала существовать какое-то время уже после возведения новой ограды. В нижнем ярусе со стороны монастыря в глубине за двумя большими открытыми арками можно увидеть ее окна, ниши и часть сводов. Остаток стены кузницы прослеживается и вне новой стены, в нижнем ярусе выходящей к озеру ограды Ивановского монастыря. Основания остальной утраченной части ее стен вскрыты во время археологических раскопок. Это была большая квадратная палата, близкая по устройству с палатой под Малой Мереженной башней. Кроме кузницы, сохранена почти на всем протяжении кладка основания старой каменной ограды Ивановского монастыря, которая включена в объем новых стен.Увидеть ее можно внутри имеющихся в нижнем ярусе стены камер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позже других сооружений, лишь с середины XVII столетия начали возводить в Кириллове каменные кельи. До этого кельи были деревянными. К рубежу XVII-XVIII веков в большом Успенском монастыре все они постепенно были заново перестроены в камне. Кельи располагались традиционно по периферии монастыря, вдоль стен. Строительство каменных келий начала в 1647 и 1648 годах артель монастырских каменщиков во главе с Яковом Костоусовым. Есть все основания полагать, что это известие относится к стоящему против западного фасада собора Настоятельскому корпусу, прежде состоявшему из двух отдельных половин архимандричьих и гостинных келий. Структура этого сооружения была необычной. Вдоль фасада располагались кельи с красивыми сводами на распалубках, объединенные в две группы, каждая с сенями посредине. За ними в глубине помещались засенья – длинные холодные, тоже сводчатые палаты, растянувшиеся во всю длину каждой из групп. Засенья разделялись на два этажа деревянным накатом. Наверх вели широкие каменные лестницы, устроенные во внутренней стене. Окна главного фасада имели довольно простые, мелко профилированные рамочные наличники, окна засений, выходившие на хозяйственный двор, вообще не были украшены. В конце XVII века над кельями возвели верхний этаж. При этом слишком высоко поднятые своды засений сломали, заменив их деревянным накатом, а длинные помещения разгородили внутренними стенами. Верхние кельи сразу же были сделаны без сводов, с гладким потолком. Здание получило сложную структуру с двумя этажами по главному фасаду и тремя со двора. У окон верхнего этажа выложили характерные для XVII века богатые наличники, обрамленные полуколонками и увенчанные сложного рисунка завершением. Такие же наличники имелись и у большинства других кирилловских келий. Со стороны главного фасада пристроили лестничные крыльца с восьмигранными столбиками и двойными арками с висячей «гирькой». Здание неоднократно переделывалось в позднее время. Едва ли не каждый новый настоятель стремился хоть как-то обновить доставшуюся ему от предшественника резиденцию. Варварская перестройка произошла в 1821 году. Тогда сломали все своды, на новом уровне уложили междуэтажное перекрытие, уничтожили промежуточный этаж дворовой части, сломали остававшееся к тому времени крыльцо. Все окна растесали, особенно пострадали проемы верхнего этажа. От их наличников сейчас сохранились лишь незначительные следы. Главный фасад украсил четырехколонный портик с аттиком над ним, его детали отличались грубым исполнением. Здание приобрело черты заурядного провинциального ампира. К настоящему времени заканчивается реставрация памятника. В основном удалось вернуть ему прежнюю внутреннюю структуру, главный же фасад оставлен в стиле провинциального ампира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010