Разделы портала «Азбука веры» архиеп. Кирилл (Гундяев) Процесс преодоления схоластических влияний в русском богословии В Избранное Доклад на Международной церковно-научной конференции «Богословие и духовность» (Москва, 11–18 мая 1987 г.), 12.05.1987 1 Заглавие настоящего доклада предполагает существование некого негативного фактора, повлиявшего на историческую судьбу русского богословия. Этот фактор именуется «схоластическим влиянием». Сразу же необходимо оговориться: само понятие «схоластическое влияние» заимствовано из литературы, посвященной истории богословской мысли в России. К сожалению, это понятие стало неким штампом, стереотипом, а это в значительной степени затрудняет беспристрастное рассмотрение трудных страниц истории отечественной богословской мысли. Но такое рассмотрение необходимо уже по одному тому, что выявление подлинных причин исторических неудач русского богословия помогает ответить на фундаментальный вопрос: каких принципов следует придерживаться и каких опасностей нужно избегать в развитии богословской мысли. В этой связи необходимо предварительно сказать нечто о самом понятии «богословие», о характерных особенностях возникновения богословия в России, а также попытаться выяснить, что на самом деле представляла из себя схоластика, ставшая чуть ли не синонимом косного, оторванного от жизни, бесплодного умствования. Поскольку основной задачей Церкви является спасение людей, их духовно-нравственное совершенствование, то и основным критерием оценки церковной жизни, а, следовательно, и богословия может быть только сотериологический критерий: насколько эта жизнь и богословие служат спасению людей, живущих в конкретных исторических культурных и социальных условиях. Церковь , в частности, призвана провозглашать весть о спасении, проповедовать Христа, распятого и воскресшего, и эта проповедь является задачей исторической по своему характеру. Это означает, что вечные и неизменные религиозные истины должны быть переданы не абстрактному человеку вообще, но конкретному человеку, живущему в определенное время, в определенном обществе.

http://azbyka.ru/process-preodolenija-sh...

Русская Православная Церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33930.html 25 октября 2006 Сергей Филатов Русская Православная Церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала Источник:  http://www.starlightsite.co.uk/keston/ " Русское ревью " 1. " Русская цивилизация " – доктрина, определяющая эстетическую позицию РПЦ Современная идеология РПЦ в речах и проповедях ее священнослужителей от патриарха до авторитетных священников имеет своим содержанием в первую очередь призыв к возрождению национальных традиций. Возвращение к русским обычаям, формам организации общества, культурным нормам доминирует в церковном сознании: " часто раздаются голоса, что нужно найти национальную идею. Её ищут где-то за океаном, в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея в нашем трудном и славном прошлом. Необходимо вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом верующим, нравственно чистым... " (1. ЖМП, 1999, с. 41.). По сравнению с этим призывом, собственно евангельская проповедь занимает сегодня скромное место в том послании, с которым Церковь обращается к российскому обществу. " Русская цивилизация " – термин, внедрённый в церковную лексику несколько лет назад митрополитом Кириллом (Гундяевым) приобретает в церковных кругах сакральный, " парарелигиозный " смысл. Верность русской цивилизации осмысляется в качестве долга православного христианина: " у России более чем тысячелетняя история, в которой основные события церковной и государственной жизни – практически одна плоть и кровь. И сегодня, как много веков назад, Русь собирается и созидается на основе отеческой веры. Именно так – и только так! – мы сумеем восстановить свои силы и красоту свою. Именно в верности нашему исконному духовному пути кроется надежда на лучшее будущее " (2. Патриарх Алексий II – цит. по: Архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир " Слово растворенное любовью " изд-во Московской патриархии М, 2001. с. 93). Если " события церковной и государственной жизни – одна плоть и кровь " , то, естественно, что история русского народа в каком-то смысле священна.

http://religare.ru/2_33930_1_21.html

Русская Церковь при Патриархе Кирилле РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_61900.html 02 февраля 2009 Виктор Милитарев Русская Церковь при Патриархе Кирилле Источник:  http://www.apn.ru/column/article21273.htm АПН Итак, с 27 января у нашей Церкви новый Патриарх. Это уже второй Предстоятель Русской Церкви в послесоветскую эпоху. Послесоветская эпоха для Церкви это, в первую очередь, не только отсутствие гонений со стороны государства, но и отсутствие прямого вмешательства государства в выборы Первоиерарха РПЦ. Если Святейший Патриарх Пимен, как и его предшественники, патриархи Сергий и Алексий I выбирались на Соборах единогласно, то уже при избрании Святейшего Патриарха Алексия можно было увидеть явную предвыборную борьбу. Тогда Алексий II победил во втором туре выборов с небольшим преимуществом над митрополитом Владимиром, нынешним Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Видимо, уроки тогдашних " предвыборных схваток под ковром " , одним из результатов которых был раскол на Украине, инициированный недовольным исходом выборов Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко), крепко запомнились нашим архиереям. В том числе и поэтому, голосование на январском Поместном Соборе нашей Церкви было гораздо более консолидированным, чем в 1990 году. Святейший Патриарх Кирилл победил, выражаясь " по-светски " , можно сказать, конституционным большинством, собрав более трех четвертей голосов, с троекратным преимуществом над митрополитом Климентом Калужским и Боровским. Причем эта предвыборная фора в виде троекратного преимущества выявилась уже на Архиерейском Соборе в процессе выдвижения кандидатов на Поместный Собор. Таким образом, избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) Патриархом Московским и всея Руси выразило консолидированную волю и российского епископата, и представителей священства, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://religare.ru/2_61900_1_21.html

Святейший Патриарх Кирилл и хор Санкт-Петербургской духовной академии. 4 сентября 2018 года, вечер памяти митрополита Никодима (Ротова) ЖМП 11 ноябрь 2021 /  20 ноября 2021 г. 13:00 Хоровая школа на Монастырском острове КАК ЖИВУТ И УЧАТСЯ БУДУЩИЕ РЕГЕНТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ — ФЛАГМАНЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора».  PDF-bepcuя. Спецоперация в три этапа, или Полуподпольные музыканты в «городе трех революций» Зарождалось же это образовательное подразделение в разгар эпохи государственного атеизма в прямом смысле подпольно. Ленинградскую духовную академию власти терпели как экзотику для любивших посещать город на Неве зарубежных туристов. Но все активнее ходили слухи о переселении той в Печоры или в Тихвин, подальше от «колыбели революции». По словам стоявшего у истоков возрождения регентского профессионального образования тогдашнего ректора академии архиепископа Выборгского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, если и было в Советском Союзе катакомбное Православие, то оно существовало в начале обучения регентов в Ленинградских духовных школах. Огромных усилий стоило доказать светским структурам, что в современном мире, тем более в северной столице, в советское время девушки могут учиться и формироваться как будущие служители Церкви. 

http://e-vestnik.ru/db/horovaya_shkola_n...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Духовные основы общественной жизни 1575. Аксючиц В. В. Христианское мировоззрение и современный мир//РЧ, 6-е. 1998. С. 280–286. 1576. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Слово к участникам и гостям VII Междунар. Рождественских образовательных чтений//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 7–12. О духовных ценностях христианства в совр. секуляризованном мире. 1577. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. «Я с надеждой смотрю на XXI век»: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» 28 янв. 1999 г./Беседовал: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1999. 1(8). С. 8–21. 1578. Баркер А. Кто же победит?: Национальные религии и религиозные меньшинства в посткоммунистическом обществе/Пер. с англ.: А. Киселев//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 105–136. Новые религиозные движения. 1579. Вышеславцев Б. П . [Рец. на:] Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию//АиО. 1998. 2(16). С. 191–194. Ср. 1582, 1606. 1580. Глубоковский Н. Н. Православие по его существу//ЦиВр. 1991. 1. С. 3–18. Перепеч. изд.: Православие по его существу. СПб., 1913. Православие, конфессионализм, национальный вопрос, традиция. 1581. Грейг У. Б. Опыт христианского просвещения в США/Пер. с англ.: В. И. Швыряев//РЧ, 4-е. 1996. С. 119–131. Опыт построения о-ва на принципах свободы вероисповедания. 1582. Доброхотов А. Л. К публикации фрагментов книги С. Л. Франка «Духовные основы общества»//АиО. 1998. 1(15). С. 169–175. Ср. 1579, 1606. 1583. Зубов А. Б. Победа над «последним врагом»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 40–53. Тенденции развития европейской цивилизации с точки зрения православия и стремление к спасению. 1584. Иннокентий (Павлов), игум. Христово и кесарево: Церковь и интересы государства: [Докл. на науч. конф. «Религия и общество в России и Германии» (Москва, 28–29 нояб. 1997 г.]//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 201–208. 1585. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. «Обстоятельства нового времени»: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 79–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

slideshow_new_no=1; slideshow_cur_no=1; slideshow_count=3; slideshow_transition=0; function slideshowTransition() document.getElementById( " df_slide_ " document.getElementById( " df_slide_ " slideshow_transition++; if (slideshow_transition> 5) slideshow_transition=0; document.getElementById( " df_slide_ " +slideshow_cur_no).style.visibility="" ; slideshow_cur_no=slideshow_new_no; clearInterval(slideshowmotion); function DFSlideJump(param,cnt) if (slideshow_transition==0) slideshow_new_no=param; shift_pager=0; if (cnt 19)//document.getElementById( " df_slider_pagebar " " df_slider_pagebar " ).style.left=shift_pager; .ch112_cnvs position: relative; float: left; width: 600px; max-width: 600px; min-height: 100%; text-align: center; margin-left: 0px; margin-right: 0px; margin-top: 0px; margin-bottom: 10px; padding-left: 16px; padding-right: 16px; padding-top: 20px; padding-bottom: 20px; background-color: #ffffff; border-stylw: none; text-decoration: none; p.m_ttl display: inline-block; position: relative; font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 36px; color: #214584; line-height: 36px; text-align: left; margin-top: 20px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; p.m_sttl font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 20px; color: #505050; line-height: 22px; text-align: left; margin-top: 10px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; .m_info font-family: inherit; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 16px; text-align: left; text-decoration: none; margin-top: 5px; margin-bottom: 5px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; a.m_dt:link, a.m_dt:active, a.m_dt:visited, a.m_dt:hover font-family: " oscb " ; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 20px; text-decoration: none; p.m_dscr font-family: " Arial " ; font-size: 14px; color: #445566; line-height: 16px; text-align: left; margin-top: 5px; margin-bottom: 0px; p.m_src font-family: " Arial " ; font-size: 11px; color: #666666; text-decoration: none; margin-top: 15px; margin-bottom: 2px; a.m_bind:link, a.m_bind:active, a.m_bind:visited, a.m_bind:hover position: relative; display: block; float: none; min-height: 45px; font-family: " Arial " ; font-size: 13px; color: #445566; line-height: 15px; font-weight: normal; margin-left: 70px; text-align: left; text-decoration: none; margin-bottom: 15px; img.m_bind_icon position: absolute; top: 0px; left: -70px; width: 60px; height: 45px; border: 23 октября 2022 Святейший Патриарх Кирилл посетил дом-музей " Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев " в Лукоянове ВКонтакте

http://religare.ru/2_121594.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Выборы перед лицом Всевышнего 26.11.2003 292 Время на чтение 5 минут Предвыборная гонка, которая не имеет фасада Фасад парламентской гонки - это кривляющийся и дерущийся Жириновский, слабение КПРФ, гадательные шансы глазьевской " Родины " . Фасад гонки президентской - кадровые перестановки в Администрации Президента, споры вокруг смены или несмены курса, конкуренция между разными версиями нового " проекта Путин " . Однако сейчас на наших глазах происходит одна предвыборная гонка, которая вовсе не имеет фасада - и вместе с тем результаты этой гонки и этих выборов едва ли не более значимы для России, чем итог даже президентских выборов - не говоря уже о парламентских. Это - кампания по выборам нового Патриарха всея Руси, предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий II, ставший главой Церкви в 1990 году - тяжело больной человек. Молитва за его " многая лета " возносится ежедневно на каждой литургии в каждом храме, но за последний год видно, насколько сильно и резко он сдал - особенно после событий на Дубровке. Человек, большую часть своего патриаршества служивший по 360 литургий в году, добрую половину нынешнего года в больницах. Из " конфиденциальных источников " сарафанного радио более звучит слух о том, что болезнь Патриарха - смертельная, и сегодня на месяцы. Однако главный признак резкого увеличения внутрицерковной активности - совсем не этот. За последние месяцы в общенациональных новостях чаще стали мелькать знаковые, поворотные сюжеты, связанные с Церковью. Напомню лишь два самых громких - это решение Синода о переводе митрополита Мефодия из Воронежа в Казахстан и встреча президента Путина с иерархами Зарубежной церкви. Первый сюжет - с воронежским митрополитом - трактовался СМИ в том духе, что за решением о " ссылке " Мефодия стоит митрополит Кирилл, являющийся сегодня вторым лицом в церковной иерархии - имелось в виду, что в лице Мефодия Кирилл устранил главного соперника в борьбе за патриарший престол. Митр. Кирилл (Гундяев) - знаковая, если не сказать, одиозная фигура в сегодняшней Церкви; о Мефодии известно гораздо меньше. Однако для узкого круга Кирилл - же несколько меньшее зло, чем Мефодий. К тому же всяческий негатив, связанный с личностью Кирилла, уже много лет полощется в СМИ, и мы его знаем едва ли не наизусть, тогда как Мефодий по потенциалу своего " компромата " - благодатнейший объект для специализирующихся на тематике " оборотней в рясе " " московских комсомольцев " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

Новости Дан старт широкому обсуждению «Русской доктрины» -- проекта модернизации России 21.08.2007 10:19 Москва, 21 августа, Благовест-инфо. Новый масштабный проект модернизации России – «Русская доктрина» – был представлен создателями на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора (ВРНС), которые состоялись 20 августа в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). «Русская доктрина» представляет собой стратегию экономического, политического, культурного развития России на основе «духовно-нравственных ценностей, традиционных принципов русской цивилизации». Эта программа была создана еще в 2005 г. по инициативе общественной организации -- фонда «Русский предприниматель». Доктрина издана отдельной книгой в 800 страниц, над ней работали  70 экспертов. Как сказано в пресс-релизе, эта «программа консервативных преобразований за 4-5 лет способна вернуть страну в нормальное состояние». С высокой оценкой Доктрины в начале слушаний выступил заместитель главы ВРНС, председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).  Он подчеркнул, что «фундаментальным ядром» программы является идея о том, что «модернизация страны может осуществиться только на основе базисных ценностей российской цивилизации». Митрополит убежден, что проблема этих ценностей  должна стать предметом широкого общественного обсуждения, что, в свою очередь, «оградит наше общество от опасности потрясения его основ в результате очередных выборов», «снизит уровень конфронтации в обществе». В своем вступительном слове митрополит Кирилл коснулся вопросов государственного строительства, национального развития, экономики и финансов, демографических проблем и миграционной политики – разработка этих глобальных вопросов в Доктрине получила одобрение руководства ВРНС. Было признано, что главные инициативы ВРНС за последние годы и стратегия Доктрины «во многом созвучны друг другу». Обсуждению данной стратегии будет посвящена конференция, которая пройдет 2 ноября в храме Христа Спасителя в рамках выставки-форума «Православная Русь», сообщил митрополит Кирилл. «Русская доктрина» -- это «не идеология, а разумный, нормальный ход мыслей», -- заявил митрополит Кирилл журналистам после обсуждения  документа. Он отметил, что далеко не со всеми практическими разработками Доктрины готов согласиться, но главная идея концепции – модернизация на основе традиционных ценностей – им полностью разделяется.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010