Патриаршее Богослужение в Сретенском монастыре ФОТОРЕПОРТАЖ 28 декабря 2015 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, где покоятся честные мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского и насельника Сретенского монастыря иеродиакона Алексия (Годлевского) во пресвитера. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, архиепископ Петергофский Амвросий, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Воскресенский Савва, епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Егорьевский Тихон, протоиерей Владимир Диваков, протоиерей Олег Клемышев, игумен Антоний (Гутник), клирики Удмуртской митрополии, а также насельники Сретенской обители в священном сане, духовенство г. Москвы. Проповедь перед Причастием произнес насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Сарапульского и Можгинского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона. От лица участников богослужения епископ Егорьевский Тихон приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви. Владыка Тихон огласил письмо Василия Степановича Гундяева, деда Святейшего Патриарха Кирилла, написанное 3 октября 1923 года священномученику Илариону (Троицкому), и преподнес Его Святейшеству материалы данного архивного исследования. В заключение Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://pravoslavie.ru/89251.html

поиск:   разделы   рассылка Илья Архипов Два мира – две морали Церковь корректирует Всеобщую декларацию прав человека Источник:  НГ-Религии В Москве в начале апреля под эгидой Русской Православной Церкви (РПЦ) прошел Всемирный Русский Народный Собор. На нем была принята " Декларация о правах и достоинстве человека " . Представители РПЦ, в частности, заявили, что в Декларации ООН, принятой в 1948 году, " нет места традиции православного Востока " . Эта проблема долгое время рассматривалась преимущественно в церковных кругах и теперь, во время Собора, была вынесена на широкое общественное обсуждение. Авторы Декларации заявляют: " Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру " . Однако только в одном этом утверждении содержится залог будущих дебатов. Как и кто определит, что такое добро, которому призваны служить права и свободы человека? Очевидно, что у религиозного и светского сознаний будут разные ответы на этот вопрос. Собор говорит, что этому должна " содействовать религиозная традиция, имеющая своим первоисточником Бога, так как голос совести человека может быть заглушен грехом " . Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) в своем выступлении объяснил, о чем идет речь: " С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека " . Митрополит Кирилл призывает не отделять проблемы нравственности от прав человека. Причина падения нравственности общества, по его мнению, в слишком широком понимании прав и свобод: " Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства, а не в том, чтобы выпускать из бутылки джинна, который начинает рубить иконы на выставках в Манеже, проводить выставки " Осторожно: религия! " , а потом убивать людей только потому, что они принадлежат к другой национальности. Это все звенья одной цепи.

http://religare.ru/2_28600.html

поиск:   разделы   рассылка Станислав Минин Бег на месте В наследство архиепископу Паоло Пецци достались неразрешимые проблемы Источник:  НГ-Религии В конце минувшей недели католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич, завершивший свое 16-летнее служение в России, прибыл в Минск. 10 ноября в соборе Пресвятой Девы Марии состоится торжественное богослужение по случаю вступления Кондрусевича на Минско-Могилевскую кафедру. Он покинул Россию, успев посвятить в епископы своего преемника Паоло Пецци. В Москве вовсю заговорили о потеплении в отношениях католиков с Русской Православной Церковью: дескать, на место поляка, олицетворения " недружелюбного " понтификата Иоанна Павла II, назначен итальянец, " компромиссная фигура " . Сам Пецци накануне посвящения в епископы 27 октября успел дать несколько блицкомментариев российским СМИ. В частности, он сказал, что рассчитывает на " доброжелательный, здравый и содержательный диалог с восточно-христианской традицией, представленной в России преимущественно Русской Православной Церковью Московского Патриархата и глубоко укорененной в российском обществе " . Оптимистично настроены и в Русской Православной Церкви (РПЦ). Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции в Интерфаксе 30 октября выразил надежду на то, что Пецци будет " содействовать преодолению тех трудностей, которые существуют между Церквами " . По словам иерарха РПЦ, во время прощальной встречи они с Кондрусевичем " нелицеприятно " поговорили о прошлом, " потому что были проблемы " . Судя по всему, проблемы сохранятся и при Пецци. От фигуры иерарха здесь зависит не слишком много. Митрополит Кирилл считает, что во взаимоотношениях двух Церквей " суровые заморозки " сменились " оттепелью " : католики и православные понимают, что на международной арене им необходимо выступать единым фронтом и отстаивать общие идеи и интересы. Для описания диалога РПЦ с католиками " оттепель " – очень меткое определение. Оттепель – это еще не весна, а лишь перерыв между заморозками. Во взаимоотношениях православных и католиков периоды потепления и похолодания меняются циклично. Медленное движение навстречу друг другу, о котором совсем недавно говорил в Москве кардинал Роже Эчегарай, порой напоминает бег на месте. Такой бег, быть может, и согревает на морозе, но лишь на время.

http://religare.ru/2_47178.html

Репортажи Актуальные вопросы современной практики совершения церковных таинств обсуждались в Москве 19.11.2007 12:19 Москва, 19 ноября, Благовест-инфо. Актуальные проблемы церковной практики, связанной с совершением православных таинств, обсуждались на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». В последний день работы форума, 16 ноября, состоялся круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии». На круглом столе присутствовали: председатель Синодальной богословской комиссии РПЦ, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), представитель Константинопольского патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич), архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев); некоторые из них принимали живое участие в обсуждении темы. Заседание прошло под председательством главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который в начале выступил с докладом «Таинства в жизни Церкви». Он говорил о таинствах как об основе всей церковной жизни, о сочетании «неизменности» и «исторического динамизма» в таинствах и богословии, об истоках православных таинств. Вопрос о числе таинств митрополит Кирилл относит к области схоластики: так, Великое освящение воды, монашеский постриг, помазание на царство, находясь за пределами списка из семи принятых церковных таинств, не могут восприниматься только как ритуалы или обычаи. Докладчик разъяснил, что ритуал не связан с обретением благодати Св. Духа, тогда как основная цель таинств – «очищение человека от греха и приобщение его к благодати Божьей». Полемично по отношению к утверждению митрополита Каллиста об «объективности» таинств прозвучала мысль главы ОВЦС о том, что «таинства не действуют автономно, как самодостаточные силы, но связывают верующих со Христом и Церковью». К схоластическому наследию прошлого митрополит Кирилл относит также прагматичное понимание таинств как «узкого канала для получения благодати», например, широко распространенное «какое таинство от чего помогает».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Как выбирали Патриарха К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года Станислав Рыжов   20:58 28.01.2024 2213 Время на чтение 49 минут Фото: http://www.patriarchia.ru/ 15 лет назад, 27-28 января 2009 года в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран новый - шестнадцатый в истории РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ (Гундяев). 1 февраля в храме Христа Спасителя состоялась Божественная Литургия с чином Интронизации Новоизбранного Патриарха. Своими воспоминаниями об этом историческом событии делится участник Собора, постоянный автор РНЛ журналист, член Союза писателей России,бакалавр религиоведения Станислав Рыжов (Магадан). « ПРИЗРИ, ВСЕБЛАГИЙ ВЛАДЫКО, НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СОБОР…» Поместный Собор 2009 года подвел итоги минувшего двадцатилетия. Напомним, что предварил его Архиерейский Собор, состоявшийся 25-26 января 2009 г. Поместный Собор начался 27 января с Божественной литургии в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Правили ее члены Священного Синода во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Кириллом…

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/27/...

  разделы   рассылка  распечатать Надежда Горлова И Игорь Логвинов Миссия России в XXI веке Источник:  Литературная газета 4 апреля 2006 г. в зале церковных соборов храма Христа Спасителя приступил к работе X юбилейный Всемирный русский народный собор на тему: " Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке " . После молитвы со вступительным словом к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия в адрес Собора зачитали от президента РФ В. Путина полномочный представитель президента по Центральному федеральному округу Г. Полтавченко, от председателя Совета Федерации С. Миронова – его заместитель А. Торшин, от спикера Государственной Думы РФ Б. Грызлова – вице-спикер Л. Слиска. С докладом, в котором были обозначены основные болевые точки соблюдения прав человека в глобальном мире, выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), который, завершая выступление, сказал: " Очень плохо и греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, ограничивается свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться общество, в эту борьбу должна включиться Церковь. С православной точки зрения, в этом и состоит смысл правозащитной деятельности сегодня. В июле 2005 г. Собор получил статус при Социальном и экономическом совете ООН. Это открывает для нас дополнительные возможности для диалога и сотрудничества на глобальном уровне во имя выработки совместного подхода к решению ключевых проблем современности: подлинно универсального понимания прав и достоинства личности " . С краткими докладами выступили: министр иностранных дел РФ С. Лавров, генеральный прокурор РФ В. Устинов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. Соколов, уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, по поручению мэра г. Москвы Ю. Лужкова – министр правительства В. Виноградов, руководитель РАО " Российские железные дороги " , " Центра национальной славы " и " Фонда Андрея Первозванного " В. Якунин, руководитель Счётной палаты и Российского книжного союза С. Степашин, представители основных религиозных конфессий России, представители Русской православной церкви за рубежом и другие официальные лица.

http://religare.ru/2_28270.html

  разделы   рассылка  распечатать Проводники для праведников Источник:  Коммерсантъ-Деньги Русская Православная Церковь начала кампанию по лоббированию поправок в законодательство, направленных на отделение православного паломничества от светского туризма и освобождение его от налогов. Корреспонденты " Денег " Сергей Петухов и Павел Коробов попытались разобраться, выиграют ли от этого паломники. Святое дело В конце октября члены Совета федерации встретились с членами Межрелигиозного совета России. В последнем представлены все четыре ведущие религиозные традиции России – православие, ислам, иудаизм и буддизм, но первую скрипку в общении с людьми из верхней палаты парламента играла Русская православная церковь (РПЦ). Во-первых, место встречи обязывало: членов СФ и священнослужителей попросили приехать в гостиницу Московской патриархии " Даниловская " , а во-вторых, во всем, что касается получения льгот от государства, РПЦ последние годы играет роль локомотива, который тащит за собой остальные традиционные для РФ конфессии. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) поблагодарил членов СФ за принятые ими поправки в Налоговый кодекс и в земельное законодательство, по которым земля, находящаяся в бессрочном пользовании религиозных организаций, передается им в собственность. А затем призвал законодателей не останавливаться на достигнутом и освободить от налогов все социальные и благотворительные программы церкви. Таких программ у РПЦ и остальных конфессий много, но в данный момент лоббистский потенциал священнослужителей обращен к паломничеству. За несколько дней до переговоров в гостинице " Даниловская " в паломническом центре Московского патриархата прошла общецерковная конференция " Православное паломничество: традиции и современность " . Паломнический центр РПЦ расположен в бывшей гостинице МГУ " Университетская " . Под нужды православных паломников переоборудован примыкающий к гостинице бывший кинотеатр " Литва " . Хозяйство даже по московским меркам немалое, но, к сожалению, пока облагаемое налогами, как, впрочем, и сами паломнические поездки по России и за рубеж.

http://religare.ru/2_11912.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция об актуальных проблемах пастырства состоялась в рамках VII выставки-форума " Православная Русь " Источник:  Благовест-инфо Конференция на тему " Пастырство: традиции и современность " состоялась 8 ноября, в день открытия VII выставки-форума " Православная Русь – – ко Дню народного единства " . Общецерковный форум был посвящен 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В пленарном заседании, которое прошло под председательством Патриарха Алексия II, приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль), представители высшей государственной власти, супруга президента РФ Светлана Медведева. Открывая форум, Патриарх говорил о св. прав. Иоанне Кронштадтском как " образце доброго пастыря, " полагающего жизнь свою за овец " и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви " . " Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков " , – – сказал далее Алексий II. По его словам, каждый пастырь " призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал " , при этом духовный наставник не должен, " поддавшись искушению тщеславия и гордости " , " заграждать собой Христа " . Подлинное пастырство, подчеркнул Патриарх, возможно лишь тогда, " когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви " . " Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием " , " послушание пастыря законной иерархии " должно быть важной частью " экклесиологического сознания " каждого пастыря. К современному священнику время предъявляет новые требования: " В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон " , " идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее " . Не стараясь " укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов " , пастырь должен использовать для проповеди Евангелия все информационные возможности современности. " Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную " , – – напутствовал священство Алексий II.

http://religare.ru/2_59258.html

А.С. Смыкалин Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука. 1. Православное учение о Церкви Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале ХХ в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке. Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью). С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера». Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории 1 . Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни» 2 . 2. Богочеловеческая природа Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Архиепископ Клинский Лонгин 7 ноября 2014 г. 14:20 Архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии (+ 25.08.2014) 25 августа 2014 года на 69 году жизни отошел ко Господу Преосвященный архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии. Почивший архипастырь (в миру Юрий Владимирович Талыпин) родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки в семье эмигрантов. Его отец Владимир Дмитриевич Талыпин до революции жил в Санкт-Петербурге. Он происходил из дворянского рода, был сыном полковника русской армии, воспитывался в Александровском кадетском корпусе, в годы Гражданской войны принимал участие в Белом движении. Мать — Татьяна Александровна Талыпина, урожденная Яковлева, дочь коммерческого советника, почетного гражданина города Выборга. Среди предков владыки были прибалтийские немцы. Благодаря своей бабушке Эльзе Карловне фон Розенталь будущий архипастырь с детства знал основы немецкого языка, которым впоследствии, во время служения в Германии, овладел в совершенстве. Как вспоминал архипастырь, с детства ему было совершенно ясно, что он хочет стать священником. В возрасте восьми лет Юрий начал прислуживать в Успенском кафедральном соборе Хельсинки (Финляндская Автономная Церковь). На духовное становление будущего архиерея большое влияние оказали монахи Нововалаамского монастыря, где Юрий часто бывал. Основу братии этой обители составляли насельники Старого Валаама и Коневского монастыря, перебравшиеся в Финляндию в 1939 году. Духовным наставником будущего святителя в эти годы был архимандрит Симфориан (Матвеев; †1981). В 1959 году епископ Хельсинский Александр (Карпин) благословил Юрию носить подрясник, что знаменовало вступление юноши на стезю служения Церкви. В течение двух лет он был чтецом кафедрального собора в Хельсинки, а также иподиаконствовал во время архиерейских богослужений. В это время он познакомился со многими иерархами Русской Православной Церкви, посещавшими Финляндию. Так, он неоднократно принимал участие в богослужениях, совершавшихся митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). В 1963 году состоялось его знакомство с митрополитом Никодимом (Ротовым), который вскоре пригласил молодого человека посетить Советский Союз. В январе 1966 года Юрий Талыпин впервые посетил Москву, Ленинград и Псков. Во время этой поездки он познакомился с иподиаконом мит-рополита Никодима Владимиром Гундяевым — ныне Святейшим Пат-риархом Кириллом. Это знакомство переросло в крепкую дружбу в годы совместной учебы в Ленинградской духовной семинарии, на заочное отделение которой Юрий поступил в 1967 году.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010