Третья (III, 3) и четвертая (III, 4) разновидности сказания о перенесении мощей восходят частью к летописи под 1072 и 1115 гг. (ср. «яже стоит и доныне» 106, 8 и «кде ныне лежита» в Ипат, летоп.: «и въземъше пьрвое Бориса на возиле» 106, 9–10 и «и взяша раку Борисову и въставиша и на возила» в Ипат. летоп.), частью к какому-то другому, неизвестному источнику (ср. «митрополита обиде гроза» 105, 20–21; «въставиша и кречелы» 105, 23). Источниками пятой (III, 5) и седьмой (V) разновидностей является, повидимому, Сказание, а относительно первой (III, 1) и второй (III, 2) трудно сказать что-нибудь положительное. Сказание о перенесении мощей свв. Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск на Смядынь (в 1191 г.) 46 издаётся по рукописи Троице-Сергиевой Лавры 793, XVI в. (Ср. Н. К. Никольский . Материалы для истории древнерусск. дух. письмен. СПБ. 1907, стр. 114–15) 47 . V . Паримийные чтения издаются по рукописи Имп. Публичн. библиот. Q. п. I. 13. Паримийник 1271 г. Для вариантов взяты списки: 1) Московск. Типографск. библиот. 156 (54). Паримийник XII–XIII в. (= Т 1 ); 2) Троице-Сергиевой Лавры 4. Паримийник XIII в. (= Л ); 3) Московск. Типографск. библиот. 158 (51). Паримийник XIII–XIV в. (= Т 2 ); 4) Имп. Публичн. библиот. Q. п. I. 14. Паримийник XIV в. (= Б . Ср. Полн. Собр. Русск. Летоп. I, 252–54); 5) Имп. Московск. и Румянц. Музея 302. Паримийник 1369 г. (= Р ); 6) Кирилло-Белозерского монаст. XII. Сборник XV в. (= К . Ср. Варлаам. Обозр. рукоп. собственной библиот. преп. Кирилла Белозерского, 42–45); 7) библиот. Московск. Духовн. Академии 77. Общая минея XV–XVI в. (= А ); 8) Иваническая служебная минея 1547 г. (= И . Ср. «Чтения в Обществе Нестора Летописца », кн. XIV, вып. 2); 9) Московск. Синодальн. библиот. 796. Служебная минея 1570 г. (= С ). Происхождение паримийных чтений чрезвычайно загадочно. Паримии не из библейских книг – нечто беспримерное в история нашей богослужебной практики. Вероятно, эти чтения были составлены не с целью строго-богослужебного употребления и в богослужебные книги (Минею и Паримийник) попали каким-нибудь случайным образом или по недоразумению 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Год смерти Стефанески, указанный здесь, совпадает с тем, который указан в AASS; см. у меня стр. 145. Упомянутое произведение в честь Целестина V имеется в рукописи 93 (Bibliotheca Alexandrina, бум., лл. 363–411 об.: «Jacobi sancti Georgii ad velum Aureum diaconi cardinalis carmina de S. Petro Caelestino». 656 Замечание о составе Толковой Палеи, в. 1, стр. 14 (где разбирается вопрос о сказании о столпотворении). Г. Истомин, которому показалось, что «теперь пора было бы высвободить Толковую Палею «из-под спуда Тихонравовской теории» – (результаты этого «высвобождения из-под спуда» разобраны Истриным: «Из области» etc., стр. 178–194) – «сокращает, если не совсем сводит к нулю» количество источников сказания, вопреки Истрину – И. А. Н. (1905, т. X, кн. I, стр. 175. 657 Срв. Лавр. л., 87, 9 и Т . П . 706, 8–4 и 706, 4–6 . Срв. ещё с Т . П ., 191, 13–18 Лавр. л., 87–88: и дьяволъ радовашеся, рьна: «се, его же Богъ почти, азъ створихъ ему отпасти Бога, и се нын плачь ему налзохъ». – В истории Авраама есть указания составителя Палеи на козни диавола. См. Истрина «Замечания» etc., стр. 18. 658 Этот и вышеприведённый (707, 20–24 ) отрывки проф. Владимиров (Др. р. л-ра, стр. 44) сближает с местами у Нестора и митр. Илариона. – Все, следовательно, восходят к одному источнику. Какому? Какая-нибудь церковная песнь? 661 На этот список указывал уже Тихонравов. См. Соч. т. I, прим., стр. 78. Проф. Кирпичников писал, что списков чуда раньше XVI в. не встречал. Так как Толковая Палея даёт нам драгоценное хронологическое указание, важное при изучении отдельных русских текстов легенды, то отчасти на основании этого обстоятельства я и начал изучение русских списков с палейного. 667 Срв. Истрина, Ж. Μ. В. П., 1904, 2, стр. 260. См. выше. – Неисправности Коломенского списка в счёт не идут. 669 В. М. Истрин в Изв. А. Н., Х, 4, стр. 168–9, прим., уже приходит к заключению, что Кирилло-Белозерская Палея и «была по-видимому той самой, если не тождественной с той, которая была под руками автора полной Палеи». Указанные В. М. черты сходства полной Палеи с Кирилло-Белозерской так поразительны, что В. М., приведя их, сказал, м. пр., по поводу сходных добавочных статей там и здесь: «очевидно, автор, доведя самостоятельно свой труд до начала Руси, опять обратился к своему источнику и списал добавочные статьи». Вообще, приведённые В. М. фактические указания окончательно убедили меня в редакционных свойствах Кирилло-Белозерского списка. Иначе очень много «случайностей». Но срв. в Изв. А. Η., XI, кн. I (1906), стр. 34, где В. М. опять подчёркивает, что К.-Б. Палея «не будет представлять к. л. разновидности среди других Палей» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья по пол 3 алтына. Олешке Заплетайку, Власу Тихвинцу. Итого 2 человека, денег дано 5 алтын. Статья по 2 алтына. На задней двор нищим: Митке, Сергутке, Проне, Треньке, Русинку, Игнашке Санниковскому. Итого 6 человек, денег дано 12 алтын. Статья по алтыну. На гору в мирскую больницу: Осипу Волосатому, Третьяку Хретоне, Онкудину, да на задней двор осми человеком. Итого 11 человек денег дано 11 алтын 1389 … Книги приходные и росходные. Кирилова монастыря игумен Матфеи и старцы соборные старец Мисаило Протопопов, старец Иосиф Монастырев, старец Иларион Конанов, старец Исаия Кирьяков, келар старец Боголеп, старец Еустафеи Григоров, старец Феодосеи Борков,старец Паисея Ананьину старец Измаило Животов считали казначея старца Илинарха Вязмятина в приходе и в росходе. И в приходе у него денег по книгам 117-го марта с 1-го числа да 118-м году августа по 31-е число четыре тысещи семьсот двенатцат рублев тритцат два алтына пят денег, а в росходе у нево денег в году и во шти месяцех по то ж число три тысещи четыреста девят рублев двенатцать алтын пол третьи деньги. Да по малои тетради девятсот пятдесят шесть рублев тритцат алтын пол 3 деньги. Да в лицех у нево осталос денег двесте семьдесят шесть рублев дватцат три алтына 2 деньги. И приход у нево с росходом сшелся. И те деньги, что осталис от росходу – двесте семьдесят шест рублев дватцат три алтына 2 деньги и малую тетрат отдали казначею старцу Илинарху в новои год. Приписал на книгах чернец Иларион Конанов. XXXVII. Книги приходные казначея чернеца Иринарха (Вязмятина) с 1 сентября 1610 года по 1 сентября 1611 года. (Издаются по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 36–636, в полдесть, пис. скорописью на 121 л.; см. л. 1–24 об.). Книги приходные и росходные. Кирилова монастыря игумен Матфей и старцы соборные: старец Мисаило Протопопов, старец Иосиф Монастырев, старец Иларион Конанов, старец Исаия Кирьяков, келар старец Боголеп, старец Еустафеи Григорьев, старец Феодосеи Борков, старец Паисея Ананьин, старец Измаило Животов считали казначея старца Илинарха Вязмятина в приходе и в росходе, и в приходе у него денег по книгам 119-го сентября с 1-го числа да того ж году августа по 31-е число пят тысящ девятсот шестьдесят три рубли сем алтын две деньги, а в росходе у него денег четыре тысящи пятсот шесть рублев четырнатцать алтын полторы деньги; да по малои тетрати тысяща четыреста дватцать семь рублев четыре алтына пол шесты деньги; да в лицех у него осталось денег дватцат девять рублев дватцат один алтын три деньги. И приход у нево с росходом сшелся. И те деньги, что остались от росходу – дватцать девят рублев дватцать один алтын три деньги. И малую тетрат отдали казначею старцу Илинарху в новой год. Приписал на книгах чернец Исаия Кирьяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В древнерусской рукописной традиции библейский рассказ о потопе вместе со сказкой о дьяволе встречается в обширных компиляциях – Палеях: в Барсовской Палее (ГИМ, собр. Барсова 619, начала XV в.); в сборнике монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, составившего свою компилятивную Палею (РНБ, собр. Кирилло-Белозерское, 11/1068, XV в.; в Сокращенной Палее русской редакции РНБ, собр. Софийское, 1448, XVI в.; опубликована А. Поповым – Книга бытия небеси и земли (Палея историческая с приложением Сокращенной Палеи русской редакции). М., 1881. Приложение. С. 9–13). Рассказ о дьяволе встречается и в Сказании Мефодия Патарского , но только в оригинальной русской редакции XV в. (публикацию текста см.: Тихонравов Н. Летописи русской литературы и древности. М., 1859. Т. 1. С. 158–160; Пыпин А. Н. Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 17–18). В других Палеях, известных в древнерусской книжности, – Толковой (Коломенская Палея 1406 г.) и Хронографической (называемой Толковая Палея 1477 г.), легенды о дьяволе в Ноевом ковчеге нет. Положение зтой легенды в Палеях и Сказании Мефодия Патарского позволяет предположить, что до XV в. она могла существовать как самостоятельное произведение, устное или письменное. Сходство текста легенды о дьяволе в разных компиляциях указывает на общий протограф этого текста. В настоящем издании рассказ о потопе и о дьяволе в Ноевом ковчеге публикуется по списку Сокращенной Палеи русской редакции (РНБ, собр. Софийское, 1448, XVI в.), опубликованной А. Поповым . В этой компиляции фрагмент о потопе имеет более четкий и законченный вид, чем в Палеях XV в. В Барсовской Палее он разбит повторами и толкованиями, в Ефросиновской Палее сильно сокращен (см. публикацию текста Ефросина: Каган-Тарковская М. Д. Легенда о дьяволе в Ноевом ковчеге по древнерусским рукописным сборникам//Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 106–110). Однако и текст Сокращенной Палеи не безупречен, с многочисленными случаями неправильного употребления форм глагола и причастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восьмой список — Кир.-Бел. 84/1322. Рукопись в 4°, на 103 листах, писана полууставом, переходящим в скоропись, с киноварными инициалами, тремя близкими почерками: первый (основной) — л. 1—95, второй — л. 96—98 об., третий — л. 99—103. Переплет из тисненой кожи в сумку, застежки утрачены, сохранились металлические пробои. На обороте передней крышки скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев». На л. 1а основным почерком книги: «Обиходник келарский Кирилова монастыря». По нижнему полю скрепа тем же почерком (л. 1—6): «Обиходник старца Варфоломея Кирилова монастыря собинной». Рукопись включает: кормовую книгу (л. 1—45), праздничную книгу (л. 46—67), «устав по праздником, на которые празники дворовым людем не делати» (л. 69); памяти келарей (л. 70—98 об.), уставную грамоту 31 марта 1593 г. (л. 99—101 об.), соборные приговоры о площадном доводчике и деревенских ключниках (л. 102—102 об.); соборный приговор 1621 г. «прикащиком по селам про себя сварити годом 4 пива» (л. 102 об.—103). Уставная грамота 1593 г. отделена от келарских памятей чистым листом. Филигрань: Кувшинчик одноручный с полумесяцем на крышке и с литерами СН/L на тулове (2 формы), та же бумага, что Абеленцева 66—69 (1614—1632 гг.). Рукопись по дате последней уставной грамоте датируется 1620-ми гг. Памяти келарей (л. 71—98 об.) имеют заголовок скорописью XVII в. на отдельном листе (л. 70): «Книга келарская росходная поминком и по службам дают запас». Девятый список — Соф. 1167. Рукопись в 8° на 165 листах, писана одним почерком, мелкой каллиграфической скорописью XVII в. Переплет — доски в тисненой коже, сильно поврежден, застежки утрачены, корешок отделен от переплета. На переплетном листе передней крышки написано содержание почерком XIX в. На л. 1—7 — оглавление, почерком книги, первая строка киноварью — «Главизна книги ся». Состав рукописи: кормовая книга (л. 1—67); праздничная книга (л. 68—108), памяти келарей (л. 118—144), соборный приговор «о сорокоусте» (л. 148), уставная грамота 1593 г. (л. 149—151); соборные приговоры о площадном доводчике и деревенских ключниках (л. 151 об.—152); соборный приговор 1594 г. о строительстве Звозского еза (л. 153, 153 об.), соборный приговор о посылке слуг на Холопей (л. 153 об.), список игуменов («О начале обителнаго») (л. 154—157 об.), чин встречи в Кирилло-Белозерском монастыре 16 января 1622 г. архиепископа Вологодского и Великопермского (л. 158 об.—159 об.), чин встречи бояр Федора Ивановича Мстиславского (1616 г.) и Ивана Васильевича Голицына (1624 г.), список церковных властей Московского государства (л. 161—165).

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

В 1989 году на колокольне проводилась реконструкция главы, частично обследовались фундаменты. В 2006-2007 годах выполнено восстановление декоративно-защитного покрытия стен и сводов в интерьерах и отреставрировано деревянное перекрытие на ярусе звона. Частично сохранился механизм боевых часов, который экспонируется на четвертом ярусе колокольни. Планируется воссоздание колоколов и часов. Кирпичная колокольня расположена в центре монастыря и является доминантой его архитектурного ансамбля. Из переписных книг XVII века известно, что деревянная колокольня Кирилло-Белозерского монастыря была заменена каменной 3-х ярусной «о трех верхах» в 90-е годы XVI века. В 1653 году местной строительной артелью во главе с Семеном Шамом и Иваном Шабаном был надстроен четвертый ярус колокольни, в котором размес­тилась звонница, крытая шатром. В I757-I76I годах каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Федор Жуков " со товарищи " перестраивает 4 ярус, а звонни­цу устраивает в пятом ярусе, завершенном восьмигранным барабаном (часовой палаткой) с лукович­ной главой, которая во второй половине XIX века была заменена на шпиль. В это же время колокольня была покрашена охрой. В 40-е годы XX века был утрачен завершавший колокольню шпиль. В 1987 году архитекторами В/О «Союзрестварация» Н.В. Каменевым и С.Б. Куликовым разработан эскизный проект завершения колокольни, который был согласован Министерством культуры. После чего Кирилловским реставрационным участком была воссоздана существующая главка с крестом. Памятник представляет собой высокий четырехъярусный четверик, на котором расположен восьмерик звона, завершенный фигурной кровлей с восьмериком часовой палатки над ней. Это очень грузное здание, выдержанное в формах провинциального северно-русского барокко. Отдельно взятое, оно не кажется особенно удачным, однако хорошо вписалось в общий силуэт монастыря. На рисунке наличников и карнизов сказались еще не изжитые традиции допетровского зодчества. Каждый ярус четверика, кроме первого, имеет по три окна, расположенные по вертикальным осям. Углы четверика обработаны плоскими лопатками, под кровлей проходит раскрепованный карниз. В первом ярусе северного фасада находится проездная арка с перспектив­ным порталом с килевидным завершением. По сторонам от арки расположены два арочных окна, обрамленные полуваликом с бусинами на вертикальных тя­гах. Второй ярус выделен го­ризонтальными профилированными тягами, заходящими на лопатки. Окна второго и третьего яруса имеют одинаковые рамочные наличники с фронтончиками в завершении. Над центральным окном второго яруса на север­ном фасаде помещен киот. Окна третьего и четвертого ярусов южного фасада не имеют наличников. Основание восьмерика звона украшено поясом ширинок, по верху восьмерика проходит пояс " зубчиков " . Аналогичный пояс украшает верх часовой палатки.

http://sobory.ru/article/?object=48851

С большой долей уверенности можно предполагать, что известие попало в Москву вскоре после события. Бумага, на которой переписан наиболее ранний список (РНБ, Кирилло-Белозерское собр. 9/1086, л. 514 об.—516 об.) имеет филигрань «подобно Брике, 9745 (1451 г.)». Разумеется, эту дату нельзя рассматривать как год написания текста. Приходится учитывать возможные погрешности в датировке филиграней, залежность бумаги, время, которое необходимо для доставки сообщения в Москву. В любом случае речь шла об относительно свежей новости, а не о тексте исторического характера. Однако, как это зачастую случалось с переводами новостей, со временем информационное сообщение стало частью литературного памятника. Рассматриваемый здесь список попал в руки монаха Кирилло-Белозерского монастыря книгописца Ефросина (2-я половина XV в.). Ефросин был незаурядной личностью и одним из начитаннейших людей своего времени. А. Г. Бобров предположил, что это ни кто иной, как ушедший в монахи князь Иван Дмитриевич Шемякин (сын великого князя Московского Дмитрия Шемяки), следы которого теряются в Литве, куда он бежал после смерти отца. Ефросин интересовался богослужебными, учительными и другими текстами религиозного характера, а также летописными известиями, переводными хрониками, сочинениями по географии, зоологии, медицине и т. п. Любознательный монах не только переписывал тексты, но и комментировал их. К примеру, на полях «Александрии» хронографической редакции он объяснял будущим читателям, кто такие «рахманы», встреченные Александром Македонским. В некоторых случаях Ефросин выступал как организатор книгописной работы. Интересовался он и «отреченной литературой», апокрифами. Среди вошедших в его сборники текстов – «Палея» (сочинение византийского происхождения, излагающее ветхозаветную историю и включающее некоторые апокрифические тексты). Были ему известны «Шестоднев», рассказывающий о сотворении мира, и «Физиолог» – переводной сборник энциклопедического характера, восходящий к поздней античной традиции. Из «Пчелы» Ефросин позаимствовал рассказ Плутарха о победе афинян при Марафоне. Интересовала его и античная мифология. «Филологические» интересы кирилловского монаха характеризует помещенная в сборник табличка, в которой приведены названия месяцев по-«римьски», -«египетски», -еврейски» и -«еллиньски». Впрочем, приводимые им подсчеты языков, с современной точки зрения, критики не выдерживают: «язык человеческых 72, четвероногых же род 54, а рыбыя род 102, а змиина рода 103».

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

Найденные в нем останки длительное время хранились в доме, где размещалась администрация диспансера, а затем на чердаке Покровской ц. Здесь они были обнаружены в 1992 г. сотрудниками Кирилло-Белозерского музея и перевезены в музей. Поскольку возникло их почитание как мощей Н., в Вологодской епархии было принято решение исследовать предполагаемое место захоронения Н.; комиссию возглавил игум. Дамаскин (Орловский; ныне архимандрит); археологические работы проводили старший научный сотрудник ИА РАН Ю. А. Смирнов и профессор ГЖИ РЭА Л. И. Верещинский-Бабайлов. В результате исследований, проведенных 23 мая 2001 г., были найдены череп и неск. костей, описанные в «Деле о мощах» 1842 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548). Найденные останки, а также те, что хранились в Кирилло-Белозерском музее, отправили на экспертизу в Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава. Экспертиза показала, что среди представленных останков находятся фрагменты 7 скелетов, возраст одного из них восходит к рубежу XV и XVI вв. В химическом составе его костной ткани было обнаружено нек-рое содержание никеля (Ni), металла, к-рый отсутствует в пробах воды из местности, где находится Нилова пуст., но содержится, к примеру, в воде из источников Св. Горы Афон. В своем отчете зав. Отделом судебно-медицинской идентификации личности проф. В. Н. Звягин заключил: «Каких-либо признаков, исключающих принадлежность костного скелета 2 преподобному Нилу Сорскому (1433-1508), не обнаружено. Вместе с тем полученная идентификационная информация (пол, возраст, давность и место захоронения) недостаточна для решения этого вопроса в категорической форме, поэтому принадлежность групп костей 2а, 11 и 12а именно Нилу Сорскому не может считаться окончательно и практически доказанной» ( Мокиевский. 2010. С. 7). В 2007 г. найденные останки были возвращены на прежнее место. В рапорте на имя архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко; с 2004 архиепископ Песоченский и Юхновский) игум. Дамаскин сообщал: «Экспертиза убедительно показала, что могила преподобного Нила Сорского была разрушена еще при строительстве храма, а воля преподобного основателя пустыни, зафиксированная в тексте его завещания, была исполнена при строительстве храма руками строителей, скрывших его мощи среди останков братии» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

XXI. Книги приходный из сел хлебу, 1605–1606 (114) года. (Издается по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря, 20–620, в полдесть из 22 листов.). Книги приходные 114-го году ис сел хлебу. Лета 7114-го году месяца ноября в 19 день по благословению государя отца нашего игумена Селивестра и по приговору соборных старцов память житнику чернцу Паисие Кирилова монастыря, принимал ис сел оброчнои, и приполоннои, неполнои, и четвертнои, и пустотнои хлеб в оброчную в монастырскую меру и около монастырские пашни приполонново, и четвертново, и пустотново хлеба, и что взято на около монастырных крестьянех оброчново хлеба. По грамотам старца Иосифа Монастырева ис села с Колкачя и с Милубодова привезли оброчные ржы 42 чети с осминою и пол 2 черпка, да приполонные ржы 30 четии, четверътные ржы 5 четии. И обоего оброчные и приполонные и четвертные ржы 77 четии с осминою и пол 2 черпка. Оброчные пшеницы 3 чети с полосминою и с третником, приполонные пшеницы четь. И обоего оброчные и приполонные пшеницы 4 чети с полуосминою и с третником. Оброчного ячмени 13 четии с осминою и пол 4 черпка. Приполонного ячмени 6 четии. Четвертново ячмени 9 четии с осминою. И всего оброчново и приполонново и четвертново ячменя 29 четии и пол 4 черпка. Оброчного овса 194 чети с черпком. Приполонного овса 17 четии с полуосминою. Четвертного овса 28 четии с осминою и 3 черпки. И всего оброчного и приполонного в четвертного овса 240 четии с полуосминою. И все(го) с села с Колкачя и с Милубодова всякого хлеба оброчного и приполонного, и четвертного: ржы, и пшеницы, и ячменя и овса 351 четь с осминою, и с третником, и с черпком. Да по грамотам же старца Иосифа Монастырева села Сизмы оброчные ржы 105 четии с осминою и с полуосминою, приполонные ржы 119 четии, четвертные ржы 5 четии с осминою. И всего оброчные и приполонные, и четвертные ржы 230 четии с полуосминою. Приполонные пшеницы 5 четии, четвертные пшеницы 3 черпки. Оброчного ячмени 28 четии с полуосминою и с третником. Приполонного ячмени 61 четь с черпком, четвертъного ячмени 7 четии с осминою и с черпком, да вкладного ячмени 30 четии. И всего оброчного, и приполонного, и четвертного и вкладного ячмени 127 четии с третником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1-я редакция представлена, по М. Славнитскому, 16 списками: РНБ, ОР, Соф. 382 (датирован XIII в.) и еще 15 списков: Соф. 386 (XIV в.), Соф. 209, 362–364 (XV в.), Соф. 365, 368, 401, 410–411, 414 , КБ 354/611, 453/710, 456/713, ПДА, А1/8 (XVI в.). М. Славнитский ограничил свое исследование Кирилло-Белозерским и Софийским собраниями Публичной библиотеки (РНБ). Не учтена «Минея новым чудотворцам» 1494 г. РНБ ОР, Сол. 518/537. Точная аналогия списку Соф. 382 читается в Минее на июнь-июль РГБ, ОР, ф. 304 (Тр.), 570 (XVI в.). В июльской Минее Тр. 571 (XVI в.) помещена служба свв. Кирику, Улите и Владимиру, совпадающая с Соф. 386 . В службе 1-й редакции были стихиры на «Господи, воззвах», канон. В качестве дополнений по большинству списков М. Славнитский указал: тропарь «Уподобивыи ся купьцу....», светилен «Тихое пристанище, просв тителю земли Русьт и...», самогласен «Начальника благочестия и пропров дика в р ...». Это не верно, так как самогласен поется в Соф. 382 на стиховне, а в Соф. 386 это славник стихир свв. Кирику и Улите на хвалитех. В Соф. 386 есть и светилен, он же повторен в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (РНБ, ОР, Сол. 518/537) и многих других. Тропарь гласа 4-го «Уподобивыися купьцу....» есть в Сборнике 1414 г. М. А. Момина в рукописном примечании, приложенном к Трефологию Соф. 386 , указывает, что для рукописей, переходных со Студийского устава на Иерусалимский, характерны пропуски тропарей. Особые варианты службы 1-й редакции отмечены М. Славнитским в списках КБ 453/710, 456/713, Соф. 401 , Соф. 410–411 . В КБ 456/713 тропарь «Правов рию наставниче...», кондак и икос из канона отмечены им как особые, но впервые они встречаются в Сборнике Матвея Кусова 1414 г. М. Славнитский указывает, что в списке КБ 453/710 этот кондак помещен как седален. В нем же добавлены особые стихиры на хвалитех, которые были использованы в опубликованной ученым 3-й редакции службы в качестве стихир на «Господи, воззвах» (см. далее). Служба свв. Кирику, Улите и Владимиру из Минеи XVI в. Соф. 401 , разобранная М. Славнитским, впервые встречается в оставшемся ему неизвестным списке РГБ, ОР, ф. 304 (Тр.), 577, XV в. Особые стихиры на стиховне и славник из этой службы помещены в йотированном Кирилло-Белозерском стихираре (РНБ, ОР, КБ 586/843) в качестве стихир на литии на лл. 6707671, о чем ученый также не знал. Они переписаны дважды. Один раз с нотацией, второй раз с разбивкой на 5, 6, 7 и 8 гласы. Эти стихиры вошли в службу 2-й редакции по Минее 1611 г. КБ 391/648, что указано М. Славнитским ниже на с. 215. Светилен «Св тилиници просв тивше вселенную...» есть во 2-й редакции службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010