Схематически план больницы Ивановского монастыря (по наброску Н. П. Успенского. От А до В семь окон разной величины, от А до С пять, от С до Д шесть. Большинство их заделано). Рис. L. Ненумерованный. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году (с медной доски 1720 года, в натуральную величину). Рис. LI. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома К. М. Бороздина, 1809 года (из рукописи И. П. Библиотеки, уменьшенная копия). Рис. LII. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома Н. Мартынова (из рукописи И. О. Л. Д. П., инвент. 1097), в натуральную величину. Указатель сокращения При ссылках на рукописи. Рукоп. Акад. библ.=Рукопись библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии, по дополнительному каталогу. Рукоп. И. О. Л. Д. П.=Рукопись библиотеки Императорского Общества Любителей Древней Письменности. Рукоп. И. П. Б.=Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. Рукоп. Кирил. библ.=Рукопись Кирилло-белозерской библиотеки, ныне С.-Петербургской Духовной Академии. Рукоп. Кирил. мон.=Рукопись Кирилло-белозерского монастыря (в его архиве) и ризнице). Рукоп. моей библ.=Рукопись из коллекции, приобретенной мною в 1892 году от московского антиквария П. П. Шибанова. Рукоп. Соф. библ.=Рукопись Софийской библиотеки, ныне С.-Петербургской Духовной Академии. 976 Рукоп. Кир. библ. 90–1328, в полдесть, пис. скорописью XVII-ro века, на 645 (писанных) листах. Рукопись заключает в себе акты и выписки из писцовых и переписных книг, относящиеся к черте прежних владений Кирилло-белозерского монастыря. 977 Так названа издаваемая роспись в оглавлении рукописи (см. Рукоп. Кир. библ. 90–1328, л. 7 об.). 979 М. И. Горчаков, О земельных владениях всеросс. митрополитов, патриархов и Свят. Синода (986–1738). СПБ. 1871, стр. 343. 980 См. там же стр. 341–345. Сравн. А. Лаппо-Даниловского, Организация прямого обложения в моск, государстве со врем, смуты до эпохи преобразований, СПБ., 1890, стр. 192. 983 В «росписи» Матюшкин не назван яселничим (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

С. 402-403), однако собственно лицевой характер рукописи не изучен. Создание подобной рукописи не было уже характерно в период повсеместного книгопечатания. Рукопись выделялась, с одной стороны, монументальностью, с другой - наличием создавших праздничный колорит многочисленных рисованных и раскрашенных иллюстраций ( Розов. 1970. С. 235; в сводной таблице иллюстраций см. сюжеты, связанные с экземпляром из К. Б. м.- Там же. С. 239, 241, 243, 245, 247, 249, 251, 253, 255). Арх.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.//РНБ ОР. Кир.-Бел. 71/1310 (опубл.: Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998. С. 42-232); РНБ. Погод. 1908 (опись К. Б. м. 1615 г.); РНБ. Кир.-Бел. 73/1312 (опись 1621 г.); Там же. Кир.-Бел. 75/1314 (опись 1635 г.); РГАДА. Ф. 1441. Д. 11. Оп. 7; РНБ. Q.IV.393 (2 текста описи 1668 г., оба со скрепами); РНБ. Кир.-Бел. 103/1339 (опись ризницы 1773 г.); Опись, учиненная 1802 г. Новгородской епархии Первокласнаго Кириллова-Белозерскаго мон-ря. Кн. 1-3//РНБ. Кир.-Бел. Д. 115/1350, 116/1351, 118/1353. Ист.: Опись отправленным в 1785 г. в Москву в Московскую Свят. Правит. Синода Контору из Кириллова Белозерского мон-ря ризничным украшенным разными драгоценными каменьями и жемчугом вещам//ВАИ. 1911. Вып. 21. С. 89-248 (2-я паг.); Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998. С. 42-232. Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь: Вакационные дни в 1847 г. М., 1850. 2 ч.; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 1. Отд. 3. С. 1-104; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. 1-кл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897-1910. Т. 1. 2 вып.; Макаренко Н.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Гравюра 1720 года, изображающая общий вид Кирилло-белозерского монастыря, в числе однородных его чертежей и планов не была, повидимому, первою по времени, как показывает надпись на ней: «новоиздадеся». На доске этого вида обозначено, что он рисован и гравирован в С. Петербурге, тогда как компановка подробностей чертежа обнаруживает, что художник рисовал с натуры. Возможно предполагать, что гравюра, исполненная в 1720 году, была лишь копией с более ранних нам неизвестных изданий и стояла к ним в таком же отношении, в каком стояла к изданию 1720 года последующая перепечатка ее 1742 года 1246 . Но оттисков и досок с этих предполагаемых рисунков мы не имеем и прилагаемый здесь вид Кириллова монастыря с издания 1720 года остается для нашего времени древнейшим. Гравюра 1720 года принадлежите резцу Алексея Ростовцева, известного ученика Пикара 1247 , и исполнена на медной доске размером в 56х63 сантиметров. Д. А. Ровинский, не имел, повидимому под руками ни этой доски, ни оттисков с нее. В IV книге «Русских народных картинок» (СПБ. 1881, стр. 490), сославшись, на экземпляр «Пуб. биб. Собр. Даля, 80», он пояснил, что существует «вид Белозерского монастыря на образе преподобного Кирилла Белозерского, в большой лист с надписью: «Ново издадеся тиснением изобразися апскг при архимандрите иринархе в санкт питер бурхе. Грыдоровал Алексе ростовцев». Но на подлинном рисунке надпись гораздо полнее (см. прилагаемый оттиск), год гравирования показан не 1723-ий (апскг), а 1720-ый (апск) и самая гравюра представляет собою не образ преп. Кирилла, а такую же композицию, что и гравюра 1742-го года 1248 . К настоящему времени доска 1720 года, принадлежащая Кирилло-белозерскому монастырю 1249 , сохранилась в значительно поврежденном виде. Вследствие многих неровностей, лишающих возможности печатать с нее непосредственно как «холодным» так и «горячим» способами 1250 , для прилагаемого оттиска с нее пришлось удовольствоваться одним отпечатком, полученным после долгих усилий холодным путем, и затем перевести этот снимок для печати на литографский камень 1251 . Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 17:03 01.05.2024 Оцифровку средневековой библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря представят в Петербурге в этом году 18.01.2024 11:59:57 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Результаты просветительского проекта по реконструкции рукописной средневековой библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начнут представлять в Петербурге в 2024 году, сообщил врио генерального директора Российской национальной библиотеки (РНБ) Денис Цыпкин журналистам. " В этом году мы начнем публичное представление результатов начатого в прошлом году проекта " Открытая сокровищница: библиотека Кирилло-Белозерского монастыря в виртуальной среде " . Этот проект должен завершиться в 2027 году, в год юбилея преставления святого преподобного Кирилла Белозерского, крайне значимой фигуры для русской духовной жизни, для русской культуры " , - сказал Д. Цыпкин, сообщает Седмица.ru со ссылкой на " Интерфакс Северо-Запад " . Он подчеркнул, что РНБ рассчитывает на внимание общественности и ученых к проекту ввиду его уникальности. При содействии министерства культуры специалисты сформировали приборную, аппаратную базу и коллектив, который намерен к 2027 году представить в открытом доступе более тысячи рукописей. " Но это не просто оцифровка. (...) Это реконструкция средневековой библиотеки в том режиме, виде, состоянии, в каком она была одной из важнейших библиотек русского средневековья. Такой реконструктивный проект осуществляется впервые " , - подчеркнул Д. Цыпкин. По его словам, проект позволит, среди прочего, увидеть водяные знаки бумаги, теснение переплётов, познакомиться с почерками книжников, которые переписывали рукописи. Реконструкция осуществляется на основании сохранившихся средневековых описей, часть из которых впервые будет введена в научный оборот. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2024/01/18/ocifrovku-...

Конференция, посвященная 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла в Вологодской епархии 15 сентября 2009 г. 11:05 V научная конференция «Культура Белозерья Х-ХХ веков», приуроченная к 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла 10-11 сентября в г. Кириллове Вологодской области, в конференц-зале музея. Перед открытием форума участникам были показаны отреставрированные памятники архитектуры караульные кельи Казанской башни и Домик келаря. Также к 85-летию музея в его стенах были представлены фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и иконы из частного собрания коллекционера В. Гулько. Директор музея Галина Иванова, посвятившая свой доклад «итогам и перспективам» музея, рассказала о новых экспозициях музея, в частности, посвященных археологическим находкам. Она отметила «чувство безвыходности», поскольку все более ощущается «государственное негативное отношение к музеям». Г. Иванова напомнила, что в правительстве подготовлен проект закона о передаче Церкви имущества религиозного значения. «В целом, отметила Г. Иванова, закон не вызывает возмущения и отторжения». Беспокойство вызывает непроработанность некоторых формулировок, положений, касающихся музейных фондов. «В законе вообще не проговаривается будущее музеев, которые находятся в храмах или монастырях, сказала директор. Не говорится о том, что им должны быть предоставлены другие помещения или условия существования». И если вдруг, предположила Г. Иванова, завтра возникнет вопрос передачи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Церкви, то в условиях города Кириллова прочие коллекции девать будет некуда. И потому, подчеркнула она, «закон настораживает, даже пугает». И хотя музейное сообщество России ставит эти вопросы, ответа на них по-прежнему нет. Уповать приходится «только на добрую волю владык»: там, где отношения музеев и епархиальных управлений складываются благополучно, может не произойти негативных явлений, связанных с уничтожением музеев. В этом смысле Кирилло-Белозерскому музею повезло: с архиепископом Максимилианом, который много лет возглавляет Вологодскую епархию , сложились сотруднические отношения; такие же отношения складываются и с Кирилло-Белозерским монастырем, действующим сейчас на территории музея. «Все, что возникает с той и другой стороны, разрешается путем простого обсуждения, мы находим общий язык», рассказала Г. Иванова.

http://patriarchia.ru/db/text/742130.htm...

Разделы портала «Азбука веры» 19 Сен 2023 Фото: www.blagovest-info.ru Вологда, 18 сентября. Редкие книги XVIII-XIX веков из коллекции старопечатных изданий Кирилло-Белозерского музея-заповедника отреставрировали. Теперь они готовы для дальнейших исследований, передает телеканал «Культура». Хранилище старопечатных книг – место, куда обычным посетителям вход недоступен. Здесь работают люди, сохраняющие историю до каждой буквы. Недавно сюда доставили очередную партию отреставрированных редчайших книг кириллической и гражданской печати. Всего восемь памятников XVIII и XIX bekob. «В числе этих книг – «Поучительные слова, сказанные архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иоакимом Карпинским». Человек был очень грамотный, учёный. Называли его, знавшие его люди, даже Цицероном. Эта книга интересна тем, что она происходит из Кирилло-Белозерского монастыря», – рассказала хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника Альбина Смирнова. Вернувшиеся в Музей книги происходят из церквей и монастырей. На переплёте и страницах были разрывы, отсутствовали фрагменты листов. Реставрировать столь ценные экземпляры взялись специалисты суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры. Задача непростая – вернуть фолиантам первозданный вид, сохранив все записи, пометки, штампы и печати. «Вот так выглядела книга гражданской печати XVIII столетия. Реставраторы, как видите, сделали новый переплёт, несомненно, сохраняются фрагменты-элементы оригинальных старых переплётов», – добавила Альбина Смирнова. В процессе работы проведены визуальные и лабораторные исследования, обеспыливание, демонтаж, промывка, восполнение утрат. В некоторых случаях – закрепление печатей, записей, применялась также химическая обработка. Сейчас отреставрированные книги находятся в коробах, сделанных из бескислотного картона, который максимально убережёт раритетную начинку от невидимых глазу воздействий. Восстановленные издания занимают своё особое место в специальном фондохранилище, где постоянно для них поддерживается идеальный для сохранности книг режим – влажность около 50%, температура воздуха +18 – 20 градусов.

http://azbyka.ru/news/v-kirillo-belozers...

502 Вытная книга ключа Старого Волока Славинского Кирилло-Белозерского монастыря 1655 года (подготовка к печати З.В. Дмитриевой). – Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993, с. 49–51. 503 Выть – единица обложения крестьян повинностями в пользу государства и монастыря, исчислялась в зависимости от размеров и качества земли. На землях Кирилло-Белозерского монастыря в XVI– XVII веках система обложения отличалась от государственной. Можно выделить две основные особенности: 1) выть не была унифицирована, на одну выть приходилось от 3 до 10 четвертей пашни в одном поле; 2) в вытном письме была только часть обрабатываемых земель. – Аграрная история Северо-Запада России XVII века (население, землевладение, землепользование). Отв. ред. А. Л. Шапиро. Л., 1989, с. 176–178. 505 Вытные книги – вотчинные кадастры – составлялись монастырской администрацией для упорядочивания системы обложения, учета тяглых земель, а также крестьян, плативших оброки монастырю. 506 Рукопись хранится в СПбФ ИРИ, кол. 115, д. 1071, л. 4–24 об.; ее текст опубликован: Вытная книга ключа Старого Волока Славинского..., с. 49–60. 508 Опубликована З.В. Дмитриевой: Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620–1660-х годов. – Кириллов краеведческий альманах, вып. 2. Вологда, 1997, с. 230–241. 510 Там же, кол. 115, д. 1072, л. 2. Подробно об этом: Дмитриева З.В. Некоторые аспекты метрологии вытных книг. – Вспомогательные исторические дисциплины, вып. XVI. Л., 1984, с. 148–154. 511 РНБ, СПб ДА, АП/41, л. 3 (далее АП/41). Подробное описание этой рукописи: Дмитриева З.В. Вытная книга келаря Кирилло-Белозерского монастыря старца Матфея Никифорова 1665 года. – Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). Сост. и отв. ред. В.М. Загребин. СПб., 1998, с. 371–378. Описание села Рукина Слободка опубликовано – Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620–1660-х годов, с. 242–272. 514 Размер четверти ржи колебался от 4 до 8 пудов (Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975, с. 103–113). В данном расчете принята минимальная четверть – 4 пуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, перед нами сочинения еще одного русского писателя–исиха- ста, человека, пытавшегося реформировать скитское монашеское жительство, средний, или «царский», подвижнический путь, возводя частный случай — жития в келье по двое или по трое — в ранг правила. Их полемический задор направлен против тех, кто считал, что в кельях иноки должны жить по одному. Судя по традиции Нило–Сор- ского скита, в этом был убежден и сам Нил Сорский, которого он пристрастно комментировал. Как реформатор их автор потерпел неудачу, а как писатель остался неизвестным, хотя они получили — чаще всего без его имени или с чужим именем — широкое распространение благодаря русским эмигрантам в Молдавии, Румынии и Болгарии и оптинским издателям. Незаметно, однако же, чтобы их яркая смысловая особенность и полемичность были кемто приняты во внимание: уже одно это не позволило бы считать их автором Василия Поляномерульского. Теперь к этому аргументу добавилась их атрибуция Иннокентию в четырех списках, о которых мы говорили. Они, я думаю, дают нам право восстановить Иннокентия Комельского в его авторских правах, хотя, конечно, очень желательна находка списка «Надсловия», «Пристежения» и трактата «О внутреннем делании» предшествующего XVIII веку времени, — чтобы говорить о втором, после Нила Сорского, писате- ле–исихасте Древней Руси с абсолютной уверенностью. Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» инока Иннокентия воспроизводится здесь по списку РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 25/1102, Сборник «Ниловы главы», лл. 162 об. и 284 об-287. Вся книга писана одной рукой в сер. XVI в. В письме часты графические грецизмы, например, «у» — в виде греческого «о». Приводить разночтения по другим известным спискам «Завета» (РНБ, Кирилло–Белозерское собр., сер. XVIb., лл. 392–396 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 20/1259, XVI в., лл. 400- 401 об.; РНБ, собр. Кирилловского музея, 12, сер. XVIII в., лл. 13–15 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 61/1300, XIX в., лл. 10 об-12 об.) представляется бессмысленным, так как смысловых разночтений они не дают.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

В Российской национальной библиотеке планируется оцифровать средневековую библиотеку Кирилло-Белозерского монастыря 10 января 2023 г. 11:47 Коллектив ученых Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга намерен полностью оцифровать хранящуюся в ее стенах средневековую библиотеку Кирилло-Белозерского мужского монастыря и создать ее трехмерную виртуальную копию. Заявка на финансирование проекта подана в Минкультуры РФ, сообщил 7 января 2023 года старший научный сотрудник отдела рукописей РНБ Иван Поляков. Уникальность этой монастырской библиотеки состоит в том, что в ней из всех сохранившихся средневековых русских библиотек осталось больше всего рукописей XV века, считающихся большой редкостью, отметил И. Поляков. «Еще одна уникальная черта этой библиотеки в том, что от XVII века остались очень подробные описи всего монастырского имущества. Поскольку библиотека находится у нас в буквальном смысле в ручном доступе, мы с коллегами определили, как соотносятся библиотечные пометы и шифры, и сейчас мы с вероятностью 85% можем сказать, где какая книга находится. Тем самым мы можем дать возможность людям буквально оказаться " внутри " монастырской библиотеки XVII века, прикоснуться и почитать оцифрованные рукописи», — рассказал И. Поляков. По его словам, эта монастырская библиотека до сих пор полностью не исследована. «Ею очень давно занимаются, однако занимаются классическими темами: рукописями Кирилла Белозерского, рукописями монаха Ефросина, рукописями XV века, первой половины XVI века. Однако в целом состав, структура и история формирования библиотеки по-прежнему исследованы недостаточно», — пояснил сотрудник библиотеки. Ученые планируют оцифровать все 1,5 тысячи рукописей и сделать их научное описание, для этого предполагается привлечь специалистов Института русской литература (Пушкинского дома) РАН, Санкт-Петербургского института истории РАН и других учреждений науки и культуры. В рамках проекта также планируется объединить в виртуальном пространстве рукописи монастыря, попавшие в другие учреждения. «То, что есть в московских и петербургских архивах, музеях, — это буквально единицы. Их тоже придется " подстегнуть " к этой большой библиотеке», — отметил Иван Поляков. Кроме того, будут сделаны референсы ко всем известным описям (есть описи от конца XV до конца XVIII века).

http://patriarchia.ru/db/text/5994406.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010