Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича († 1123). Впервые Г. Я. в летописях упоминается под 1144 г., когда он женился на дочери кн. Всеволодка Городенского (не известной по имени). К 1149 г. не имевший собственного княжества Г. Я. стал одним из влиятельных советников ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в его борьбе за киевский стол с племянником владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , владевшим «отчиной» Г. Я. Последний побуждал Юрия Долгорукого к военным действиям и отказу от мирных переговоров, о к-рых после потери Киева и ряда др. неудач просил кн. Изяслав. В частности, во время осады Луцка в 1149 г. Г. Я. возражал против переговоров о мире, к-рые предлагал начать Изяслав. Обличение позиции Г. Я. летописец вложил в уста блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского , к-рый начал «молитися отцу глаголя, не слушаи Ярославича, примири сыновьца, не губи отчины своея». На этот раз Юрий Долгорукий прислушался к мнению сына, и в Пересопнице был заключен мир (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 325-326; Т. 2. Стб. 391-392). В 1154 г. Юрий Долгорукий послал Г. Я. во главе войска в Пересопницу против Мстислава (Федора) Изяславича, к-рый в результате этого похода был изгнан в Луцк. В правление на юге Руси Юрия Долгорукого Г. Я. не рассматривался как кандидат на стол в Турове, сюда киевский князь посадил на княжение своего сына блгв. кн. Бориса Юрьевича . После смерти Юрия Долгорукого (15 мая 1157) ситуация изменилась. Ростовцы и суздальцы были изгнаны из Киевской земли, и, очевидно по приглашению местных бояр, в том же году Г. Я. стал правителем Туровского княжества. Летом 1157 г. укрепившийся в Киеве черниговский кн. Изяслав Давидович вместе с большой коалицией князей предпринял поход против Г. Я., желая «под ним взяти Туров и Пинеск» и затем передать Туров Владимиру Мачешичу - младшему сыну киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича . Севший в осаду Г. Я. сумел отстоять столицу своего княжества. В 1160 г. Г. Я. вместе с половцами предпринял поход на Путивль - владение северских князей, к-рые претендовали на часть припятских земель, входивших в состав Туровского княжества. Во время похода Г. Я. подчинил Зартый, потерпел неудачу под Вырем, где половецкие отряды в составе его войска были разбиты черниговской ратью во главе с Олегом Святославичем.

http://pravenc.ru/text/164469.html

Завершилась поездка председателя Отдела внешних церковных связей в Беларусь 7 марта, 2012. Новостная служба 6 марта 2012 года в Минске в конференц-зале храма-памятника во имя Всех святых состоялась пресс-конференция председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона. 7 марта. ПРАВМИР. 6 марта 2012 года в Минске в конференц-зале храма-памятника во имя Всех святых состоялась пресс-конференция председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона, сообщает Патриархия.ru . Встреча с представителями белорусских и российских средств массовой информации была посвящена итогам поездки в Республику Беларусь, проходившей 4-6 марта по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Митрополит Иларион поделился впечатлениями от посещения храмов и монастырей Беларуси, ответил на многочисленные вопросы журналистов. По окончании пресс-конференции председатель ОВЦС направился в международный аэропорт г. Минска, откуда отбыл в Москву. Владыку Илариона провожали управляющий делами Белорусского экзархата архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, проректор Института теологии Белорусского государственного университета епископ Бобруйский и Быховский Серафим, настоятель Всехсвятского прихода белорусской столицы протоиерей Феодор Повный, секретарь Ученого совета Минской духовной академии имени святого Кирилла Туровского протоиерей Александр Болонников. В ходе поездки в Беларусь митрополит Волоколамский Иларион посетил Минское епархиальное управление, Администрацию Президента Республики Беларусь, Свято-Духов кафедральный собор, Свято-Елизаветинский монастырь, храм-памятник во имя Всех святых, Дом милосердия г. Минска с храмом во имя святого Иова Многострадального, Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, Минскую духовную академию, Институт теологии Белорусского государственного университета. В Минской духовной академии состоялось вручение владыке Илариону степени почетного доктора богословия.

http://pravmir.ru/zavershilas-poezdka-pr...

С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. 11 мая, ПРАВМИР. Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей. С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись. Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческимп творениями.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Кирилл, Епископ Туровский (+ 1183) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 апр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Святитель Кирилл полагал начало иноческого жития в Туровском Борисоглебском монастыре, где принял схиму и подвизался на столпе. Многие иноки и миряне пользовались его руководством. Наконец по общему желанию всей Туровской епархии он был возведен на епископскую кафедру и был ее пятым епископом (Туров находился в Минских пределах). Но за год до кончины он вернулся на покой в свою обитель и в 1183 г. окончил свою жизнь в строгих иноческих подвигах. Его творения, поражающие своей духовной красотой и силой, показывают его знакомство с греческим языком и святоотеческой литературой. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны и в других славянских странах. Особенно любил их вел. князь Андрей Боголюбский. До нас дошли 24 молитвы святителя Кирилла, покаянный канон и 12 проповедей, посвященных главнейшим праздникам и монашеской жизни. Древнее житие называет его «русским Златоустом, златословесным учителем, светлым учением Богоразумия своего просветившим русские концы». Из «Слова на Пасху» : «Видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: Ты еси Бог наш и разве Тебе иного не знаем. Человече видимый и Бог разумеваемый! Вся земля да поклонится Тебе; помилуй нас, долги душ наших... Вчера с разбойником мы распинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою. Вчера с Лонгином взывали: „Воистину Божий Сын Ты еси " , а ныне со ангелы говорим: „Воистину, Христос воскресе! " Вчера с Никодимом с Креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя воскресшего...» Из «Слова в Неделю жен-мироносиц» : «Иосиф, приступив к снятию со Креста пречистого Тела, взывает: „Солнце незаходимое, Христе, Творче всех и Господи тварей! Как я прикоснусь пречистому телу Твоему, когда Тебя не прикасаются сами силы небесные, со страхом служащие Тебе? Какими плащаницами обвию Тебя, Покрывающего землю мглою и небо облаками? Или какое благовоние возлию на Твое святое Тело, когда цари персидские, принесшие Тебе дары с благовониями, поклонялись Тебе как Богу, прообразуя Твое за весь мир умерщвление? " »

http://sedmitza.ru/lib/text/437117/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель. Впервые упоминается в статье Киевской летописи кон. XII в. (сохранившейся в составе Ипатьевской летописи и отчасти в Лаврентьевской летописи и Московском своде 1479 г.- см. Летописание ) как игумен выдубицкий, участвовавший по приглашению киевского кн. Рюрика Ростиславича в пире по случаю освящения 6 дек. 1197 г. построенной последним кафедральной каменной ц. св. Апостолов в пригороде Киева Белгороде. В кон. XII в. настоятель Выдубицкого мон-ря Адриан (Андреян) был поставлен епископом Белгородским, имя непосредственного его преемника неизвестно, вполне возможно, что им был М. В игуменство М., в кон. XII в., кн. Рюрик Ростиславич поручил архит. Петру Милонегу построить опорную стену ниже собора арх. Михаила Выдубицкого мон-ря, которая бы укрепила в данном месте берег Днепра с целью предотвращения обрушения монастырского собора (стена заложена 10 июля 1199). 24 сент. 1199 г. сооружение было освящено, после чего состоялись торжества, посвященные данному событию, в котором наряду с М. и киевским духовенством приняли участие сам князь, члены княжеской семьи и киевская знать. Перед собравшимися М. прочитал с новопостроенной стены составленное им от имени братии Выдубицкой обители Похвальное слово кн. Рюрику Ростиславичу (по др. версии, произведение исполнялось как кантата всеми членами монашеской братии мон-ря). Сочинение М. составлено в лучших традициях риторического искусства и представляет собой выдающийся памятник древнерусского красноречия. Автор приводит многочисленные библейские реминисценции, использует, согласно О. В. Творогову, риторические приемы, близкие к тем, что имеются в текстах свт. Кирилла II Туровского. Как показал Ю. К. Бегунов, выдубицкий игумен не только ссылается на сочинения Мефодия Патарского (см. Мефодий , сщмч., еп. Олимпийский), но и подражает им. В XV в. Похвальное слово М. использовал в качестве образца для своего сочинения тверской инок Фома при написании Похвального слова Тверскому вел. кн. Борису Александровичу (ок. 1453).

http://pravenc.ru/text/2563986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАМАН В рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17. П. изготовляется из ткани или кожи, вручается постригаемому при совершении чина малой схимы и носится на спине под одеждой на шнурах, прикрепленных к его 4 углам и перевязанных крестообразно на груди (шнуры пропускаются через специальные «ушки» на кресте). Символизирует принятие ига Христова и обуздание греховных страстей. Слав. «параман» (встречается также в формах «парамант», «параманд», «парамандия» и т. п.) восходит к греч. παραμντιον или παραμνδυον. Эти греч. термины фиксируются в источниках только с XII в. ( Theod. Prodrom. Τ σχδη το μυς. II 64// Papademetriou J. T. Τ σχδη το μυς: New Sources and Text//Classical Studies: Presented to B. E. Perry. Illinois, 1969. P. 221-222) и употребляются крайне редко, в основном уже в поствизант. эпоху. П. происходит, видимо, от монашеского паллия (παλλον) (см. прямое отождествление в чинах пострига в греч. Евхологиях XV-XVII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 935, 945), представлявшего собой наплечник или короткую мантию ( Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina. R., 1968. P. поэтому в древнерус. источниках П. именуется также «малой мантией» или «малой переманаткой», см.: Макеева И. И. «Сказание о черноризском чине» Кирилла Туровского в русских Кормчих//Лингвистическое источниковедение и история русского языка, 2006-2009. М., 2010. С. 355-381). Поскольку прообразом П. из-за его внешнего вида и способа ношения считался ветхозаветный ефод , в греч. источниках он иногда называется πωμς (поэтому, возможно, именно П. под именем «оперсник» фигурирует среди облачений в новгородской берестяной грамоте 648 (датируется кон. XII - нач. XIII в., см.: Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993. С. 44). В зап. традиции подобный элемент облачения духовенства известен как амикт .

http://pravenc.ru/text/2578980.html

Новости 11 мая, 2013 Выходит в эфир документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона «Православие в Китае» Создание и показ фильма приурочены к визиту в Китай Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — первому в истории посещению Поднебесной Предстоятелем Русской Православной Церкви. 11 мая, 2013 Патриарх Кирилл обсудил с директором Государственного управления КНР по делам религий положение Православия в Китае 10 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в Пекине с директором Государственного управления Китайской Народной Республики по делам религий Ван Цзоанем. 11 мая, 2013 Церковь чтит память святителя Кирилла Туровского С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. 10 мая, 2013 В фонде «Город без наркотиков» была проведена силовая операция По словам Ройзмана, в результате налёта полиция забрала из центра практически всех пациентов, которых теперь убеждают написать заявление на фонд. 10 мая, 2013 10 мая, 2013 В Жуковском сгорел храм Архангела Михаила В ночь с 8 на 9 мая на территории храма и воскресной школы в подмосковном Жуковском произошел пожар. Как сообщил " Интерфаксу " глава города Андрей Войтюк, огонь перекинулся с церкви на крышу соседнего здания - воскресную школу, однако пожарным удалось быстро потушить возгорание. 10 мая, 2013 Церковь чтит память священомученика Илариона (Троицкого) Пожалуй, самой яркой чертой будущего святителя в детстве была жажда знания, желание учиться. Когда ему было пять лет, он задумал идти на учебу в Москву. Прихватив с собой букварь, мальчик взял за руку трехлетнего братишку, и, никому ничего не сказав, они пошли по дороге в направлении Москвы. Спустя некоторое время в доме обнаружили исчезновение детей. От волнения мать потеряла сознание; отец Алексей же запряг в телегу лошадь и помчался на поиски

http://pravmir.ru/category/news/page/446...

Поздравительное послание Святейшего Патриарха Алексия в связи с тысячелетием Туровской епархии 19 вересня 2005 р. 19:52 ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ, МИТРОПОЛИТУ МИНСКОМУ И СЛУЦКОМУ, ПАТРИАРШЕМУ ЭКЗАРХУ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВ ПО СЛУЧАЮ 1000-ЛЕТИЯ ТУРОВСКОЙ ЕПАРХИИ Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Экзарх! Преосвященные архипастыри, Всечестные отцы, братья и сестры! Всем сердцем сорадуюсь торжеству в честь 1000-летия основания Туровской епархии на земле Белой Руси. Одна из самых древних епископских кафедр Русской Православной Церкви, епархия в Турове была на Белой Руси второй после Полоцкой епархии, основанной при жизни святого равноапостольного великого князя Владимира, и включала в себя обширную территорию, став праматерью образовавшихся позднее белорусских православных епископий с центрами в Пинске, Новогрудке, Гродно, Бресте, Минске. История святости Туровской земли неизменно связывается с именем святителя Кирилла, названного современниками и летописцами «Златоустом, паче всех возсиявшим нам на Руси». Житие и труды святителя Кирилла Туровского, его литературное и богословское наследие в течение веков пребывают источником вдохновения для ученых исследователей и верующих христиан, приносящих обильные плоды своих изысканий в области истории Церкви и Отечества, богословия и гомилетики, литературы и научной полемики. Подтверждением тому становятся не только настоящие торжества, но и научные Чтения, посвященные сей достопамятной годовщине, издания книг и обилие публикаций светского и церковного характера, новые археологические исследования и иные многочисленные свидетельства живой связи времен, крепко соединяющей поколения православных жителей Туровщины, современной Белоруссии и всего великого явления нашего общего прошлого и настоящего, которое именуется Святой Русью. Значение события 1000-летней давности, которое в эти дни празднуется в Белоруссии, обретает в нынешние времена особый смысл. Во время формирования Белорусского Экзархата в начале 90-х годов ХХ столетия епископская кафедра в Турове была возобновлена специально для церковного окормления и душепопечения о жителях полесских земель, тяжко пострадавших от последствий ядерной катастрофы в Чернобыле. Верю, что их мужество и сила духа, подкрепляемые заботой государства, возродят жизнь в этом прекрасном крае.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201905...

Презентация русскоязычного издания сборника докладов V Международного Восточноевропейского симпозиума исследователей Нового Завета состоялась в Минске 19 октября 2018 г. 18:21 16 октября 2018 года в Национальной библиотеке Беларуси в рамках работы круглого стола «Современные библейские исследования» состоялась презентация русскоязычного издания сборника докладов V Международного Восточноевропейского симпозиума исследователей Нового Завета «Евангельские образы Господа Иисуса Христа в церковной традиции и библейской науке», сообщает Христианский образовательный центр . Симпозиум был организован Восточноевропейской комиссией Общества исследователей Нового Завета (Eastern European Liaison Committee of Studiorum Novi Testamenti Societas) и проходил в сентябре 2010 года на базе Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау. С белорусской стороны организаторами симпозиума выступили Белорусская Православная Церковь , Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета и Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского. Проводимый симпозиум был призван содействовать обмену научным опытом ведущих мировых и отечественных специалистов в области исследования Священного Писания Нового Завета. Представители белорусской библейской науки с 2005 года плодотворно сотрудничают с Обществом исследователей Нового Завета (SNTS), объединяющей ученых в области новозаветной библеистики. Восточноевропейская комиссия SNTS, возглавляемая в данный момент профессором доктором Карлом-Вильгельмом Нибуром (Университет имени Фридриха Шиллера, Йена, ФРГ), уже в течение многих лет осуществляет поддержку новозаветных исследований на территории Восточной Европы и стран СНГ, а также развитие научных библейских библиотек в Санкт-Петербурге, Софии и Белграде. При содействии комиссии подобные международные форумы проводились в Нямеце (Румыния, 1998), Рыле (Болгария, 2001), Санкт-Петербурге, (Россия, 2005), в академии Самбата де Сус (Румыния, 2007), Белграде (Сербия, 2013) и Москве (Россия, 2016).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010