Слово о полку Игореве Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова «Слово ο полку Игореве» было написано в конце XII века. Поводом для создания произведения явился неудачный поход на половцев князя Новгорода-Северского Игоря Святославича в 1185 году: русское войско потерпело поражение, а возглавлявшие его князья и оставшиеся в живых воины оказались в плену. Об этом походе рассказывается также в современных событиям летописях (см. отрывки из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, публикуемые в наст. т.). Однако автор «Слова» создал не воинскую повесть, а произведение совершенно особого жанра. Злосчастный поход Игоря Святославича явился поводом для глубоких раздумии ο судьбах Русской земли, ο пагубности феодальных междоусобиц, вызвал воспоминания ο прошлом – ο славных и ο трагических периодах русской истории. Β «Слове» сочетаются как бы две художественные стихии – книжная, близкая по системе образов и поэтическим приемам κ ораторскому слову, и фольклорная, причем эта последняя объединяет в себе элементы разных жанров – «плачей» и «слав». Яркий язык «Слова», его образная система, ритмический строй, сочетание тонкого лиризма и гражданского пафоса – все эти черты памятника выделяют его среди других произведений русской литературы XII века и в то же время роднят с ними, поскольку те же художественные приемы и те же образы, хотя и не в такой концентрации и не в столь же совершенной форме, мы встречаем и в русских летописях, и в «Словах» Кирилла Туровского , и в таких произведениях XII–XIII веков, как «Слово Даниила Заточника» или «Слово ο погибели Русской земли». Рукописная судьба «Слова» сложилась крайне неблагоприятно. До нового времени сохранился лишь один список памятника. Он входил в состав сборника, принадлежавшего известному ценителю русских древностей, графу А. И. Мусину-Пушкину. Но в 1812 году вся коллекция рукописей графа погибла в пожаре Москвы. Сгорел и сборник, содержавший «Слово ο полку Игореве». Мы располагаем сейчас только изданием памятника, осуществленным в 1800 году А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Виноградов Событие СОБЫТИЕ Слово событие, представляющее собою образование от глагола събытися, вошло в русский литературный язык из языка старославянского. Оно отмечено в древнейших церковно-письменных памятниках русского языка XI в. (например, в Минее 1096 г.). В Новгородском Стихираре 1163 г.: «видяще събытие чьстьныихъ прорицании». В Каноне на Пасху (по рук. Coф. XII в.): «Събытья зьряще, веселимъся» Ср. събывание (например, в Повести временных лет под 6448 г. по Переяславскому списку: «Се же не дивно, яко от bлъxobahia cбыbahia сбываютсяи чародиства»). Ср. также глаголы събытися и събыватися (например, в Минее 1096 г.: «събысться въпиющаго пророчество»; в Житии Андрея Юродивого: «Просящи бо онои, да бы ся збыла мысль ея») (Срезневский, 3, с. 653 и 654). Значение слова събытие очевидно: «исполнение, осуществление» (т. е. обозначение действия по глаголу событься, сбыться). Например, в Слове Кирилла Туровского в неделю цветную: «О немъ же пророчьскаа nucahia cбыmιie npiaшa» (там же, с. 654). В древнерусском языке событие и сбытие выступают как фономорфологические варианты одного и того же слова. Есть основания думать, что форма сбытие – в силу омонимии со словом сбытие (от глагола сбыть – в значениях: 1) «выгодная продажа, передача». По сбытии лошади; 2) «убыль, уменьшение». По сбытии воды) – еще в русском языке XVII – XVIII вв. сократилась в литературном употреблении (однако ср. употребление этой формы – сбытие – в языке Ломоносова, Хераскова и других писателей XVIII в.). Чаще она применялась в культовом, церковнославянском языке со значением: «исполнение, осуществление». Например: «Образовъ сбытие зряще. Канон Пасхи. Радуешися нынзря проречений сбытие. Мин. мес. янв. 2» (сл. 1867–1868, 4, с. 199). В значении действия по глаголу событься слово событие употребляется до самого конца XVIII – начала XIX в., постепенно вытеснив форму сбытие. Например, у Державина: И се уж возвещают громы Событие блаженных дней. (Шведский мир) Событье слушает времен. (На победы в Италии)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Предисловие Историческая Хрестоматия Церковнославянского и Древнерусского языков имеет двоякое назначение: во-первых, служит руководством к изучению этих языков, и, во вторых, предлагает образцы для древнего периода истории нашей словесности. В первом отношении эта Хрестоматия состоит в связи с Опытом Исторической Грамматики Русского языка, во втором с Историей Русской Литературы г. Галахова, принятой в число учебных руководств для Военно-учебных Заведений. Хрестоматия расположена в хронологическом порядке самых рукописей, а не сочинений. Таким образом, напр. Летопись Нестора (XI—XII в.) отнесена к XIV столетию, по Лаврентьевскому списку, писанному в 1377 году; Русская Правда — к XIII в., по Синодальному списку Кормчей 1282 года; сочинения XII века: Слова и Сказания Кирилла Туровского — к XIII и XIV вв.; Хождение Игумена Даниила, Слово о Данииле Заточнике, Слово о Полку Игореве — к XV в. Принятая в Хрестоматии система оказалась необходимой для изучения языка, а вместе с тем и удобной в размещении множества таких статей, которые относительно времени своего первоначального происхождения еще нс определены: таковы например: слова русского сочинения в Златой Цепи (XVI в.), Слово Христолюбца в Паисиевском сборнике (XIV в.) и в той же Златой Цепи. Еще удобнее оказалась эта система для таких сочинений, которые составлялись и видоизменялись в течении столетий, как напр., Русская Правда. Тоже правило принято в помещении рукописей, дошедших до нас в позднейших списках. Так рукопись Упиря Лихого, 1047 г., помещена в списке Библии 1499 г. Хрестоматия делится на два отделения. Первое содержит чтения из Священного Писания и Богослужебных книг, начиная с древнейших письменных памятников до исправленного текста Библии. Второе отделение содержит все остальные произведения Церковно-Славянской и Древне-Русской литературы. Тексты, взятые прямо из рукописей, напечатаны с удержанием всех особенностей древнего правописания; взятые же из печатных изданий напечатаны так, как были изданы. Кто затруднится чтением первых текстов, может обратиться сначала к последним, в которых уничтожены сокращения и постановлены знаки препинания. Для чтения же текстов из древнейших рукописей Св. Писания служит пособием, приложенный в конце первого отделения, исправленный текст большей части, взятых из рукописей, текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Архив Пн В Турове состоялись торжества в честь 840-летия со дня преставления святителя Кирилла Туровского 12 мая 2023 г. 10:40 11 мая 2023 года, в день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин прибыл с архипастырским визитом в город Туров и возглавил богослужение по случаю 840-летия со дня преставления святителя Кирилла Туровского. Епископат, духовенство, представители власти, прибывшие гости и паломники встречали Патриаршего экзарха у памятника воинам Великой Отечественной войны, откуда крестным ходом проследовали к памятнику 1000-летия со дня основания Туровской епархии . Митрополит Вениамин вместе с преосвященными архипастырями возложил цветы к памятникам. У воинского мемориала после минуты молчания была провозглашена «Вечная память». Затем торжественное шествие направилось к Замковой горе для участия в праздничном богослужении. Божественная литургия, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси, совершалась в павильоне над фундаментом древнего собора Туровских епископов, разрушенного землетрясением в XIII веке. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Светлогорский Амвросий , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , епископ Друцкий Евсевий , ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков, протодиакон Роман Куява, протодиакон Александр Коледа, духовенство Белорусского экзархата . Литургические песнопения исполнил архиерейский мужской хор Туровской епархии под управлением протодиакона Георгия Тывонюка. На богослужении присутствовали: председатель Гомельского областного Совета депутатов Е.А. Зенкевич; начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Д.В. Езерский; председатель Житковичского райисполкома Н.Н. Пьявко; председатель Туровского городского исполнительного комитета И.Л. Митюрич; начальник Мозырского пограничного отряда полковник С.В. Савчук; начальник исправительной колонии 20 города Мозыря полковник внутренней службы Д.И. Микулич; начальник Мозырского районного отдела по чрезвычайным ситуациям полковник А.Ф. Цалко; заместитель начальника отдела внутренних дел Мозырского райисполкома по идеологической работе и кадровому обеспечению подполковник милиции В.Н. Коваленко и другие официальные гости.

http://patriarchia.ru/db/text/6026296.ht...

И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 1. Поучения: Луки Жидяты, митр. Илариона, Феодосия Печерского и Кирилла Туровского Источник Выпуск 3 → Содержание I. Поучение Луки Жидяты, архиепископа новгородского И. Е. Евсеева Поучение архиепископа Лоукы к братии II. Преподобный Феодосий Печерский и его поучения I. Слово святого Феодосия о терпении и о любви II. Слово святого Феодосия о терпении и о любви III. Поучение святого Феодосия о терпении и милостыни IV. Поучение святого Феодосия о терпении и о смирении V. Поучение святого Феодосия о хождении к церкви и о молитве III. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения, Ф. Г. Калугина О законе Моисеом данеемъ и о благодати и истинне Иисус Христомь бывшим и како закон отъиде, благодать (же) и истина всю землю исполни, и вера в вся языки простреся и до нашего языка русьскаго, и похвала кагану нашему Владимеру, от негоже крещени быхом (и молитва к Богу от всеа земли нашеа) IV. Св. Кирилл, епископ Туровский и его поучения. Проф. А. И. Пономарева Поучения св. Кирилла, епископа Туровского I. На неделю цветоносную I. Слово на Пасху II. На Фомину неделю III. Слово в неделю третью по пасхе (Похвала Иосифу Аримафейскому и мироносицам) IV. Слово о расслабленном, в четвертую неделю по Пасхе V. В неделю о слепом – шестую по Пасхе VΙΙ. На вознесение Господне VIII. Слово на собор святых отцов IX. Слово на пятидесятницу X. Слово о поучении церновном XI. Притча о хромце и слепце Предпринимаемое нами издание имеет в виду соединить в одном общедоступном сборнике все выдающиеся произведения древнерусской церковно-учительной письменности. Но так как наша древняя письменность до XVII в. включительно почти вся по преимуществу богословского и церковно-учительного содержания и направления, то считаем нужным предварительно и прежде всего установить для читателей, какие именно памятники древнерусской письменности войдут в наше издание. В него войдут как собственно древнерусские церковные слова и поучения наших известнейших церковных пастырей и учителей, так и церковно-учительные произведения, однородные с ними по форме, содержанию и направлению, хотя бы и анонимные, переводные или такие, которые не назначались прямо для церковного употребления (напр. многие церковно-учительные статьи и рассуждения в разных древнерусских сборниках), но которые несомненно имели и имеют более или менее важное значение в церковном, в религиозно-образовательном и нравственно-воспитательном отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Туров. Кафедральный собор Кирилла и Лаврентия Туровских. Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских Собор. Действует.   Престолы: Кирилла и Лаврентия Год постройки:Между 2010 и 2013. Адрес: Беларусь, Гомельская область, Житковичский район, г. Туров, ул. Ленинская, д. 97А. Координаты: 52.070842, 27.730225 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство кафедрального собора г. Туров началось в середине 12 века. В 13 веке величественный храм был разрушен, в ходе татарских набегов бывшее удельное Туровское княжество утратило свое политическое значение, но не утратило духовного авторитета. На протяжении нескольких столетий Туров продолжал оставаться кафедральным городом и вопрос о строительстве нового собора поднимался неоднократно. В начале 20 века священномучеником Митрофаном, архиепископом Минским и Туровским началось осуществление этого проекта. Были собраны средства на строительство храма, но начало Первой мировой войны, большевистский переворот, гражданская война и террор отсрочили начинание святителя на целое столетие. Заботой Преосвященного Стефана, епископа Туровского и Мозырского, была создана община в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. 5 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время приема в Патриаршей Резиденции в Москве Преосвященнейшего Стефана, епископа Туровского и Мозырского, благословил строительство кафедрального собора в г. Туров в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. 11 мая 2010 года Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был заложен первый камень в основание будущего собора. 11 мая 2011 года Его Высокопреосвященство Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси совершил освящение крестов на купола строящегося кафедрального сбора. 5-6 августа 2011 года состоялось поднятие куполов и крестов на строящийся кафедральный собор в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Туров. 11 мая 2012 года Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил закладку фундамента колокольни, строящегося комплекса кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских в г. Туров.

http://sobory.ru/article/?object=24815

Архив Пн Митрополит Нижегородский Георгий освятил храм преподобного Серафима Саровского в г. Жлобине (Гомельская область) 17 сентября 2012 г. 17:36 15 сентября 2012 года в городе Жлобине (Гомельская область) по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета  состоялось освящение новопостроенного храма в честь преподобного Серафима Саровского. Чин великого освящения и Божественную литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , инициатор и попечитель строительства, уроженец города Жлобина. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий  и  епископ Гомельский и Жлобинский Стефан . На богослужении молился секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич. По окончании Литургии он огласил приветственное послание митрополита Филарета. По благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси епископ Стефан вручил высокие церковные награды: митрополит Георгий был награжден орденом святой праведной Софии Слуцкой, исполнительный директор Благотворительного фонда прп. Серафима Саровского С.В. Габестро был удостоен ордена святителя Кирилла Туровского I степени, заместитель председателя  Синодального информационного отдела И.В. Мещан — ордена святителя Кирилла Туровского II степени. В дар храму глава Нижегородской митрополии передал икону преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. Вечером в Минском епархиальном управлении в белорусской столице состоялась встреча митрополита Георгия с митрополитом Филаретом. Во встрече также участвовали протоиерей Николай Коржич, помощник митрополита Нижегородского и Арзамасского священник Виталий Груданов, И.В. Мещан. Нижегородский архипастырь поблагодарил Патриаршего экзарха за благословение совершить освящение храма в Жлобине и рассказал о современном положении митрополии. В свою очередь митрополит Филарет выразил благодарность за реализацию проекта по созданию нового храма в Белоруссии. Пресс-службы Нижегородской митрополии /Патриархия.ru

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Поучение на Пятидесятницу. Святого Кирилла, епископа Туровского Бог, всегда желая нашего спасения, восхотел, по милосердию Своему, обновить нашу природу, обветшавшую от греха, – поэтому и облекся действительно в наше тело, желая направить ноги наши на путь истинный. Ибо Бог не терпел видеть, что тот, которого Он создал по Своему образу и поставил в раю владыкою всей твари, прельщен завистливым диаволом и подвергся тлению. И вот, Господь добровольно пострадал за нас, умерщвляя наши прегрешения, воскрес из мертвых, опять взошел на небо и сел одесную Отца, и в нынешний пятидесятый день ниспослал Святого Духа, раздавая ученикам Своим огненные языки, как обещал им по воскресении Своем, говоря: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему ( Ин. 20:17 ). Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Параклит, т. е., Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду ( Ин. 16:7 ), умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, и в вас будет Дух истины, ( Ин. 14:16–17 ). И Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам. ( Ин 14:26 ). И воздвиг руце, Господь благослови их (апостолов) ( Лк. 24:50 ), и рече: идите, седите во Иерусалиме вместе, дóндеже облечетеся силой свыше. ( Лк. 24:49 ). И сказав это, Господь вознесся пред ними на небо. Ныне апостолы приняли силу Святого Духа и начали говорить всеми языками, как Дух давал им провещавать ( Деян. 2:4 ) и, отправившись в путь, прошли весь мир, как молния ( Иез. 21:16 ), уча и наставляя всех познать Бога, говоря каждому на его родном языке. Такова-то милость Божия к нам и честь настоящего дня, открывающего нам, что Бог не хочет смерти грешников, но их обращения и покаяния, ибо Он Сам сказал: не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мк. 2:17 ; Лк. 5:32 ). Посему и мы, имея такого милостивого Владыку, не будем предаваться лености, но, отвергнув от себя всякую злобу, зависть, клевету, студодеяние и всякие дела неподобные, – с чистой совестью придем в Божью церковь и, стоя в ней со страхом, будем просить у Господа отпущения грехов и вечной жизни, да достойны будем приступить к пречистым тайнам Тела и Крови Господа, ибо достойных причастников Он творит общниками царства небесного; а те, которые принимают тайны, не очистив себя, подлежат огню вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Память 28 апреля Блаженный Кирилл был сын богатых родителей, родился и получил воспитание в городе Турове 2821 . Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание. Когда наступило время, он пришел в монастырь 2822 . Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу больше всех иноков, постом и бодрствованием изнуряя тело свое, и чрез это сделал себя чистым обиталищем Святого Духа. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать его, как Бога, и во всем слушаться его и говорил, что тот монах, который не имеет послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столп, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. По усердной просьбе князя 2823 и граждан города митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова 2824 , носившего в то время такое название и находившегося вблизи Киева. В сане епископа блаженный Кирилл доблестно подвизался в управлении церковью Божиею. Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца 2825 , названного так в поругание, и предал его проклятию 2826 . Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и князю Андрею Боголюбскому 2827 , а также посылал ему поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие душеполезные свои сочинения. Написав всё это и составив множество других сочинений, блаженный Кирилл распространил их среди своей паствы. Его трудами и до сих пор пользуются православные русские люди, просвещая и утешая себя 2828 . Проведши в таких благочестивых подвигах свою жизнь и достойно управив врученное ему стадо, блаженный Кирилл отошел в вечный покой бесконечной жизни 2829 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

У освячено кафедральний собор на честь Кирила та Туровських 12 травня 2013 р. 14:22 11 мая 2013 года, в субботу Светлой седмицы, день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского, в городе Туров (Гомельская область Белоруссии) состоялось освящение кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Чин освящения и Божественную литургию по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета возглавил управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий . Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , епископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . По окончании богослужения архиепископ Гурий огласил приветственный адрес митрополита Филарета, в котором, в частности, отмечалось: «Своим замечательным житием святой Кирилл Туровский показал, что в душе, обретшей единство со Христом и Его Церковью, могут гармонично сочетаться вера и разум, глубочайшая религиозность и разносторонняя образованность. В образе святителя мы также можем видеть и то, что активная, творческая жизненная позиция может сопрягаться с кротостью и смирением. Аскеза и даже затворничество — не помеха самореализации, в основе которой лежит прославление Творца. Будем же и мы, дорогие отцы, братья и сестры, прославляя из мертвых тридневно воскресшего Христа Жизнодавца, уподобляться святителю Кириллу, епископу Туровскому: восходить от силы в силу в понимании Евангельской Истины, и в разумении тайн окружающего нас мира, и в возрастании в любви». Затем архиепископ Гурий вручил ктиторам храма церковные награды. Первые сведения о кафедральном соборе в Турове относятся к XII веку. В XIII веке величественный храм был разрушен. В ходе татарских набегов бывшее удельное Туровское княжество утратило политическое значение, но не утратило духовного авторитета. На протяжении нескольких столетий Туров продолжал оставаться кафедральным городом, и вопрос о строительстве нового собора поднимался неоднократно. В начале ХХ века по инициативе священномученика Митрофана, архиепископа Минского и Туровского, начался сбор средств на строительство. Но начало Первой мировой войны, большевистский переворот, гражданская война и террор отсрочили начинание святителя на столетие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2965650...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010