Не имея таковой суммы, он призвал келейника, чтобы посоветоваться, где взять денег, и ни под каким видом не хотел беспокоить старшую братию, потому что акафисты заказаны были печатать им лично для раздачи богомольцам. Не успел выйти от него келейник, как ему навстречу попадается благодетель и жертвует батюшке 100 руб. В другое время требовалось 200 руб., но и тут Промысл Божий не оставил его; приходит он от утрени в придел преп. Кирилла к ранней обедне и едва успел приложиться к раке угодника, как подходит старушка и вручает ему деньги. Нет сомнения, что старец был глубоко проницателен и даже прозорлив. Однажды приходит к нему келейник и старец предложил ему несколько душеполезных наставлений. Но окончивши их и посмотрев на келейника, он сказал, указывая на его голову: „Ты, кажется, ничего не забрал сюда из сказанного?” Тот, действительно ничего не понял из его слов и хотел переспросить его о наставлениях, но старец предупредил его и вновь с глубоким благоговением и вместе с твердостью в тоне повторил свои наставления, которые на этот раз и были усвоены келейником. В другой раз вышло разногласие между старшей братией, в которое, между прочим, замешан был и его старший келейник старец. И вот когда келейник подавал ему чай, то сей последний, посмотрев на него, уразумел его расстроенные чувства и стал спрашивать о причине скорби. Как ни пытался скрыть от него келейник дело, но все-таки пришлось высказать истину. Тогда старец тотчас же собрал старшую братию, разрешил недоумение и разногласие и всех примирил . Одному купцу, г. Кириллова, ведущему обширную торговлю водкой, старец советовал оставить гибельную для народа торговлю. Купец и особенно жена его отговаривались, что не они, так другие будут торговать водкой; а, ведь, и им надо же чем-нибудь заниматься. Старец говорил на это: „Придет время, – сами пожелаете оставить торговлю... но будет поздно”. И что же вышло? Сам купец скоро помер, старший сын его впал в распутство, и торговля с этого времени не только прекратилась, но и дом этого купца со всем имуществом опечатали.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

В бесспорно в Пахомиевском «Житии Кирилла Белозерского» 22 читаем о том, как Кирилл «отворив оконце келии, видит свет велий, сияющ к полунощным странам Белоозера». «И всю нощь бдяще, – заканчивает автор свой рассказ, – дивяся бывшему с гласом видению, и не бяше ему она нощь, но яко день пресветлый». Совершенно те же обороты встречаем в «Житии Сергия». 23 Даже если некоторые рассказы восходят к Епифанию, Пахомий не мог не усилить эти «светоносные» черты. Сюда же относится рассказ о «видении божественного огня» и «о видении ангела», лицо которого «светящеся яко солнце, яко не могущим зрети на нь, ризы же его быша белы паче снега, необычныи, на них же яко злато пружие частовидно истканно и преизмечтанно видящеся». 24 При исследовании «Жития Сергия» ни Ключевским, ни Тихонравовым не было учтено значение редакции Н (текста, помещенного в Никоновской летописи под 1392 годом). Между тем, эта редакция сохранила ряд особенностей первоначального, не дошедшего до нас протографа. По большей части редакция Н ближе всего подходит к редакции А. Но в ряде случаев имеются совпадения с редакцией Е, которая как редакция сводная естественно должна была вобрать в себя и элементы редакции Н. Сравнительное изучение редакций Е и Н позволяет обнаружить некоторые элементы ранней, Епифаниевской редакции. 25 В редакциях Е и Н глава «О преселении родителей святого» содержит наибольшее количество конкретных подробностей и имен. Автор приводит причины переселения родителей: притеснения жителей Ростова московскими боярами после присоединения княжества Ростовского к Москве. Весь большой кусок, начиная со слов «Как же и чего ради обнища» и до слов «И таковыя ради нужда», не только отсутствует в других редакциях, но и не нашел в них никакого отражения. Отсутствует также и последующее перечисление жителей Ростова, переселившихся вместе с отцом Сергия, Кириллом. Оба куска, по видимому, восходят к Епифанию. 26 Следом за ними идет характерное епифаниевское «плетение словес»: «Отрок же предобрый, предоброго родителя сын, о нем же беседа воспоминается, иже присно воспоминаемый подвижник» и т. д. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Говорится обыкновенно, что у печати стоял и землю завел сам продавец; но иногда встречаются и другие лица при обоих действиях. Означается также имя писавшего грамоту – священника, дьякона, дьяка, церковного дьяка. В начале купчей Кирилла Белозерского сказано, что она совершена с ведома тиуна княжеского. В приданных записях означались имена обоих родителей, равно как имена зятя и дочери; в конце грамоты писались также имена послухов и прикладывалась печать, при которой стоял отец. В раздельных грамотах делившиеся родственники, например дядя с племянником, уговаривались, что если у одного из них не будет детей (отрода) или захочет он свой участок променять, продать, приказать кому-нибудь, то он не должен этого делать мимо другого отделившегося родственника. При разделе свидетелями с обеих сторон были люди добрые; за нарушение условий нарушитель в Новгороде обязан был дать князю и владыке известную сумму денег. В духовных грамотах завещатели, имея жену, приказывают имущество матери своей и сыновьям, отчину и дедину, землю и воду по отцовской грамоте и по владенью; распоряжаются челядью дерноватою; в других завещаниях имение приказывается жене и сыновьям; жена если, оставшись вдовою, станет сидеть в имении мужа, то будет господарынею в этом имении; если же выйдет замуж, то берет в наделок известную сумму денег; также берет назад все свое приданое; в некоторых же завещаниях говорится, что в таком случае нет ей участка ни в чем. Если по смерти завещателя родится у него сын, то ему равная доля со старшими братьями, если дочь, то братья выдают ее замуж по силе; при распоряжении имуществом иные земли завещатель делит между сыновьями, другие оставляет им в общее владение. Если завещатель оставляет малолетних сыновей, то до их возраста родственник, например брат, ездит по селам и владеет людьми, а хлеб, деньги и дары идут матери и сыновьям. В случае смерти сыновей завещатель отдает половину своего имения брату, а другую половину велит продать и вырученное раздать по церквам на поминовение, челядь дерноватую отпустить на волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Почитание памяти усопших праведников начиналось часто не с момента официального причтения к лику святых, а со дня кончины. Это почитание выражалось не только в возношении молитв (в виде служения панихид, заупокойных литургий, вписывания имени усопшего в поминальные синодика), но и в виде устроения известных памятников вещественных и чествования этих памятников, каковы надгробницы, имевшие вид раки с мощами и покрывавшиеся иногда сделанными во весь рост изображениями подвижников, а также поясные изображения или иконы, помещавшиеся даже и в самих церквах. Автор желает думать, что такие иконы не были иконами в собственном смысле, а были просто портретами (274–278 и ср. 193). Но так как сам же он говорит, что служение панихид по умершим не исключало и служения молебнов ему, а «иконы-портреты» смешивались с иконами в собственном смысле, то едва ли не вероятнее будет думать, что те, для кого писались и кем помещаемы были в церквах подобные изображения, особенно если они писались с нимбом, смотрели на них не как на портреты, а как на иконы в собственном смысле. – Заметим также, что едва ли есть надобность в том предположении, которое считает необходимым проф. Голубинский (стр. 90–91), что макариевскому собору 1547 г. непременно должен был предшествовать указ о канонизации 15-ти святых, которые на этом соборе рассматривались уже, как бесспорно общепочитаемые: общепочитаемость могла утвердиться и выясниться ко времени собора без всякого указа, как это и самим автором допускается относительно Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Говоря о процедуре, предшествующей канонизации, автор различает следующие стадии: записывание чудес, донесение о них церковной власти, с присоединением или без присоединения прямого ходатайства о канонизации, дознание церковной власти об истинности чудес и наконец самую канонизацию. Почтенный профессор вступает даже в бой с «некоторыми», не называемыми им, противниками, утверждающими, что совершение обыска или дознания о чудесах с течением времени более и более осложнялось и превратилось наконец в «продолжительное, сложное и иногда мелочное следствие, носящее на себе все следы канцелярских формальностей».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 70-80-х гг. XX в. не прекращалось молитвенное почитание прп. Кирилла. У стены Кирилловского храма молились местные жители, над местом погребения преподобного читали акафист сотрудники Кирилло-Белозерского музея. 22 июня 1991 г., в день памяти прп. Кирилла, состоялось 1-е богослужение в К. Б. м.: всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель Богоявленской ц. в с. Ферапонтове. 15 авг. 1992 г. молитву прп. Кириллу над местом его погребения прочитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 22 июня 1993 г. состоялся 1-й архиерейский крестный ход на территории обители во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) . Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский мон-рь передан в бессрочное пользование РПЦ. В том же году над могилой прп. Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. 6 окт. 1998 г. на территории Иоанновского мон-ря была открыта муж. обитель. С 10 окт. 2009 г. по 22 окт. 2015 г. наместником мон-ря являлся игум. Игнатий (Молчанов). К 2014 г. в помещениях старого Успенского мон-ря работал музей. Ист.: Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 46-105; Куприянов И. К. Выписки из кормовой книги Кирилло-Белозерского мон-ря//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 18-23; Извлечения из архивных книг и дел Кириллова Белозерского мон-ря/Сообщ.: архим. Иаков (Поспелов)//Древности: Тр. МАО. М., 1880. Т. 8. С. 135-154; Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1900; АСЭИ. 1958. Т. 2; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского мон-ря 1559-1601 гг./Сост.: А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983. 3 вып.; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря: 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347; Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв.//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 261-269; она же. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв. СПб., 2003; она же. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1645-1660 г.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 442-463; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского мон-ря 1601-1637 гг./Сост.: З. В. Дмитриева. М.; СПб., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Арх.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1755. О службе в Риме настоятеля церкви при Русском посольстве. 1853 г.; Там же. Ед. хр.1830. Формулярный список настоятеля Кирилло-Новоезерского мон-ря Иакова 1858; Об определении настоятелем Кирилло-Белозерского мон-ря Иакова//Там же. Ед. хр. 1928; 1 февр.- 17 июля 1866; Формулярная ведомость настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря архим. Иакова//Там же. Ед. хр. 2083, 1879 г.; Ед. хр. 2072, 1878 г.; Ед. хр. 1982, 1870 г.; Ед. хр. 2059, 1877 г.; Ед. хр. 2094, 1880 г.; Переписка благочинного Иакова с Новгородской духовной консисторией и настоятелями мон-рей//Ед. хр. 2069, 1878 г. Соч.: Путешествие в Бар-град на поклонение мощам свт. Христова и чудотворца Николая (в 1855 г.). СПб., 1859; Краткие заметки о Римской Церкви. СПб., 1859; Пастырь по отношению к себе и пастве. СПб., 1880; Смирением ищи благодать: Наставления. Письма игум. Арсении (Корчагиной). М., 2002. Публ.: Житие прп. отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца. СПб., 1875, 18962; Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского мон-ря//Древности: Тр. МАО. 1880. Т. 8. С. 135-154; Иванова Г. О., Смирнова А. В. Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347. Лит.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 520-521; Измайлов А. Памяти отца архим. Иакова, бывш. настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 383-390; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Авг. С. 465-466; Б-овъ И. Иаков (Поспелов)//ПБЭ. 1905. Т. 6. Стб. 154-156; Смирнова А. В. Об авторе «Летописи событий Кирилло-Белозерского монастыря»//К свету. М., 1997. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 20-21. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/200185.html

Вологодская епархия получила в собственность храм, в котором покоятся мощи Кирилла Белозерского 15 февраля, 2017. Новостная служба Храм преподобного Кирилла Белозерского и братский корпус Кирилло-Белозерского монастыря перешли в собственность Церкви 15 февраля. ПРАВМИР. Вологодская епархия получила в собственность храм преподобного Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) и братский корпус (монастырский архив) Кирилло-Белозерского монастыря. В храме под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского, основателя одного из крупнейших в Европе монастырей. Также в собственность Великоустюжской епархии переданы Успенский и Прокопьевский соборы в Великом Устюге, сообщает пресс-служба Московской патриархии. В 2016 году было принято решение о передаче 13 объектов, расположенных на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в пользование Вологодской епархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2018 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/vologodskaya-eparhiya-...

Богоявления в с. Ферапонтове. Литургия завершилась многолюдным крестным ходом вокруг монастыря. 15 авг. 1992 г. молитву К. над местом его погребения прочитал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первый архиерейский крестный ход на территории мон-ря во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) состоялся 22 июня 1993 г. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. В наст. время мощи К. почивают под спудом в посвященной ему церкви. Ист.: Иаков (Поспелов), архим. Житие прп. отца нашего Кирилла Белозерского чудотворца. СПб., 1875; Краткое Житие Кирилла Белозерского// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 2. С. XXXIV-XXXVII; Житие Кирилла Белозерского// Яблонский В. М., свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. Прил. С. I-LXIII; Похвала прп. и богоносному отцу нашему Кириллу, игумену Белозерскому, чудотворцу//ЖМП. 1977. 12. С. 25-29; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Сост.: Г. М. Прохоров и др. СПб., 1993. С. 50-167; Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2000; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Прп. Кирилл Белозерский/Сост.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011. С. 69-174; Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII вв. СПб., 2012. С. 140. Лит.: Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 5-6; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Уваров А. С. Киот 1614 г. в Кирилло-Белозерском мон-ре//Древности: Тр.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Разделы портала «Азбука веры» 2 Авг 2023 Фото: ru.wikipedia.org По словам художника-реставратора Ивана Федышина, на процесс восстановления ушел один год ТАСС, 31 июля. Реставрация редкой иконы XVIII века с изображением неизвестного святого, проведенная в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, помогла установить, что на ней запечатлен образ основателя монастыря — преподобного Кирилла Белозерского, сообщили ТАСС в музее. “Долгое время одна редкая икона XVIII века в учетных документах значилась как “Неизвестный святой”, и только после реставрации на памятнике открылся образ основателя крупнейшего православного монастыря не только России, но и Европы — преподобного Кирилла Белозерского”, — привела пресс-служба слова генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова. Раскрытие иконы проходило в реставрационных мастерских Кирилло-Белозерского музея. Изображение находилось под покровной пленкой потемневшей от времени, почти черной олифы. По словам художника-реставратора Ивана Федышина, который реставрировал икону, восстановление было сложным. В некоторых местах наблюдались “выкрошки” и утраты красочного слоя до грунта. На работу ушел год. Серебряный оклад восстанавливала реставратор по металлу Светлана Смирнова. В ходе работы удалены загрязнения и продукты коррозии, выполнены консервация и монтаж оклада на планшет. Кроме того, сохранился венец от иконы с тремя крупными камнями, закрепленными в глухих кастах. После апробации в Северной государственной инспекции пробирного надзора в Великом Устюге стало ясно, что предметы выполнены из серебра. Венец и оклад от иконы сейчас находятся на хранении в коллекции драгоценных металлов музея, а икона с раскрытым образом преподобного Кирилла Белозерского представлена на всеобщее обозрение в открытом фондохранилище икон в Вологодской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника. По словам директора музея, собрание памятников древнерусской живописи насчитывает более 87 тыс. предметов церковного и народно-прикладного искусства, письменных и археологических источников. Основой музейных фондов является собрание иконописи. На сегодня в него входит 5% от общего числа экспонатов. Это памятники XV — начала XX века, происходящие из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни, из приходских церквей города Кириллова, Белозерска, Кирилловского, Белозерского, Вашкинского районов Вологодской области. Среди них можно увидеть как подписные памятники, так и не атрибутированные, одним из которых до недавнего времени была и икона “Неизвестный святой”.

http://azbyka.ru/news/restavracija-ikony...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010