" И слово стало плотью... " Миниатюра из Евангелия еп. Бернварда Хильдесхаймского. 993 - 1022 гг. (Б-ка собора в Хильдесхайме. Hs. 18 Fol. 174r) О том, какая природа человека соединилась с Богом Словом, в Свящ. Писании существуют прямые свидетельства. Так, в момент Благовещения арх. Гавриил говорит Пресв. Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Описывая совершенное И. Х. спасение человека, ап. Павел указывает, что Бог Отец «не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5. 21). Ап. Петр наставляет верных: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот вопрос раскрывается в Свящ. Предании: соборных решениях, писаниях св. отцов и учителей Церкви. В определении IV Вселенского Собора исповедуется вера в И. Х., «совершенного в божестве и совершенного в человечестве (τλειον τν ατν ν νθρωπτητι), истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха (κατ πντα μοιον μν χωρς μαρτας)...» (ДВС. Т. 3. С. 48). Смысл выражений «совершенного в человечестве» и «во всем подобного нам кроме греха» получают ясное толкование в Томосе папы св. Льва Великого, его послании к архиеп. К-польскому Флавиану, одобренном Собором: «Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя» (ДВС. Т. 2. С. 233). В отношении тех, «которые стараются извратить таинство домостроительства», IV Вселенский Собор «принял... соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря Александрийской Церкви, к Несторию и к восточным...» (ДВС. Т. 3. С. 47).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

146 . Кирилла, архиеп. Александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов. С. 23–53 [Т. 1. С 415–144]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII capitulorum contra Orientales (CPGS 5221t; cp. CPG 6373, 8661, 8663)//PG 76, 316–385. АСО I, 1.7, 33–65 24). Mansi V, 20–81. 5000/1. 147 . Послание Кирилла, архиеп. Александрийского, к Евоптию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом. С. 53–54 [Т. 1. С. 445–446]. Cyrilli Alexandrini Epistula LXXXIV: Ad Euoptium episc. Ptolemaidis (CPG 53840//PG 76, 385–388. АСО I, 1, 6, 110–111 167–169). Mansi V, 81–84. 5000/1. 148 . Послание Феодорита, еп. Кирского, к Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 54–55 [Т. 1. С. 446–447]. Theodoreti ер. Cyri Epistula ad Iohannem Antiochenum (CPG 6264l)//PG 76, 389–392 (=PG 83, 1413–1416). AGO 1,1. 6, 107–108 167–169). Mansi V. 84–85. 5000/1. БУ TCO 1260. 213 149 . Возражения Феодорита на каждую из двенадцати глав Кирилла... и опровержения Кирилла на каждое возражение Феодорита. С. 55–81. [Т. 1. С. 447–473]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum (CPG 5222t; cp. CPG 6214, 8660, 8662)//PG 76, 392–452. ACO I, 1, 6, 108–110, 111–146 167–169). Mansi V, 85–140. 5000/1. 150 . Кирилла, архиеп. Александрийского, о воплощении Бога Слова. С. 81–82. [Т. 1. С. 473–474]. Cyrilli Alexandrini Exposilio et interrogatio de incarnatione Verbi Dei Filii Patris [Sp.] (CPG 5430)//PG 75, 1413–1416. ACO I, 1, 5, 3–4 140). Mansi V, 169–172. 5000/1 214 . 151 . Прение о том же. С. 82–83. [Т. 1. С. 474–475]. Disputatio de eodem (CPG 5430)//PG 75, 1416–1420. ACO I, 1, 5, 4–6 141) 215 . Mansi V, 173–176. 5000/1. 152 . Определения епископов, бывших на соборе в Никее, о воплощении Бога Слова, Сына Отца, и... против Павла Самосатского. С. 83– 84. [Т. 1. С. 475–476]. Confessio Antiochena (CPG 3736)//ACO I,1, 5, 6–7 142). Mansi V, 176. 5000/1 216 . 153 . Беседа Кирилла, архиеп. Александрийского, сказанная в Ефесе. С. 84–85. [Т. 1. С. 476–477]. Cyrilli Alexandrini Homilia 1: Ephesi habita, valde pulchra (CPG 5245t)//PG 77, 981–985. ACO I,1,2, 96–98 77). Mansi V, 177–180. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

183 . Того же Кирилла послание к Донату, епископу Никополя и древнем Эпире. С. 161–163. [Т. 1. С. 553–555]. Cyrilli Alexandrini Epistula XLV111: Ad Dunatum episc. Nicopolis (CPG 5348t; cp. CPG 8863)//PG 77, 249–253. ACO I, 1, 4, 31–32 129). Mansi V, 348–352. 5000/1. 184 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Максимиану, еп. Константинопольскому. С. 163–164. [Т. 1. С. 555–556]. Cyrilli Alexandrini Epistula XLIX: Ad Maximianuin Constantinopolitanum (CPG 5349t; cp. CPG 8856)//PG 77, 253–256. ACO I, 1, 4, 34 131). Mansi V, 352. 5000/1. 185 . Того же Кирилла к благочестивейшему еп. Валериану, против мыслящих по догматам Нестория. С. 164–173. [Т. 1. С. 556–565]. Cyrilli Alexandrini Epistula L: Ad Valcrianuin episc. Iconii (CPG 5350; cp. CPG 8867)//PG 77, 256–277. ACO I, 1. 3, 90–101 119). Mansi V, 353–372. 5000/1. 186 . Послание папы Сикста к Кириллу Александрийскому по заключении мира между Кириллом и Иоанном. С. 173–175. [Т. 1. С. 565–567]. Xysi episc. Romae Epistula ad Cyrillum [=Cyrilli Alexandrini Epistula LI] (CPG 5351; cp. CPL. 1655)//PG 77, 277–282 (=PL 50, 602–606), ACO I, 2, 107–108 30). Mansi V, 371–374 222 . 187 . Сикст списком – Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 175–177. [Т. 1. С. 567–569]. Xysti episc. Romae Epistula ad lohannem Antiochenum [=Cyrilli Alexandrini Epistula LII] (CPG 5352; cp. CPG 8860, CPL 1655)//PG 77, 283–286 (=PL 50,607–610). ACO I, 2,108–110 31). Mansi V, 379–380 223 . 188 . Кирилла, архиеп. Александрийского, на святой Символ. С. 177–189. [Т. 1. С. 569–581]. Cyrilli Alexandrini Epistula LV: Ad Anastasium, Alexandnim, Martinianum, lohannem, finagorium presb. et Maximum diac. ceterosque monachos orientales (CPGS 5355t)//PG 77, 289–320. ACO I,1,4, 49–61 135). Mansi V, 384–408. 5000/1. 189 . Послание того же Кирилла, еп. Александрийского, к Иоанну, еп. Антиохийскому, и к собору, собравшемуся в Антиохии. С. 189–191. [Т. 1. С. 581–583]. Cyrilli Alexandrim Epistula LXVII: Ad lohannem Antiochenum et synodum Antiochenum (CPG 5367t)//PG 77, 332–337. ACO I, 1, 4, 37–39 133). Mansi V, 408–413. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

К., 1889; Schäfer A. Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien in der römischen Kirche//ThQ. 1895. Bd. 77. H. 3. S. 421-447; Michaud E. St. Basile de Césarée et St. Cyrille d " Alexandrie sur la question trinitaire//RIT. 1898. T. 6. P. 354-371; idem. St. Cyrille d " Alexandrie et l " Eucharistie//Ibid. 1902. T. 10. P. 599-614, 675-692; Тареев М. М. Учение св. Кирилла Александрийского о самоуничижении Иисуса Христа, в связи с христологией Феодора Мопсуэстского// Он же. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа: Флп II 5-11: Экзегет. и ист.-крит. исслед. М., 1901. С. 64-113; Rehrmann A. Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien: Systematisch dargestellt. Hildesheim, 1902; Пономарев П. П. Учение св. Кирилла Александрийского об Евхаристии//ПС. 1903. 5. С. 659-694; 6. С. 695-736; Kraatz W. Koptische Akten zum ephesinischen Konzil vom Jahre 431. Lpz., 1904; Weigl E. Die Heilslehre des hl. Cyrill von Alexandrien. Mainz, 1905; idem. Christologie: Vom Tode des Athanasius bis zum Ausbruch des Nestorianischen Streites (373-429). Münch., 1925; Mahé J. Les anathématismes de St. Cyrille d " Alexandrie et les évêques orienteaux du patriarcat d " Antioche//RHE. 1906. Vol. 7. P. 505-542; idem. La date du Commentaire de St. Cyrille d " Alexandrie sur l " Évangile selon Saint Jean//BLE. Ser. 3. 1907. T. 9. P. 41-45; idem. L " Eucharistie d " après St. Cyrille d " Alexandrie//RHE. 1907. Vol. 8. P. 677-696; idem. La sanctification d " après St. Cyrille d " Alexandrie//Ibid. 1909. Vol. 10. P. 30-40, 469-492; idem. Cyrille (saint), patriarche d " Alexandrie//DTC. 1911. T. 3. Pars 2. Col. 2476-2528; Вишняков А. В. Имп. Юлиан Отступник и лит. полемика с ним св. Кирилла, архиеп. Александрийского. Симбирск, 1908; Писарев Л. И. Кирилл, архиеп. Александрийский//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 246-279; Lebon J. Le Monophysisme sévérien. Louvain, 1909; idem. Les citations patristiques grecques du «Sceau de la foi»//RHE. 1929. Vol. 25. P. 5-32; idem. Autour de la définition de foi du Concile d " Éphèse//EThL.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

понимании), и разными божествами. Кирилл, веривший в аутентичность герметических текстов, считал, что Гермес имел истинное, т. е. христ., представление о Боге. Когда Кириллу казалось, что Гермес выражался неясно, он дополнял его в христ. духе. «Умом, происшедшим от Ума, и Светом от Света, я полагаю,- пишет архиеп. Кирилл,- он [Гермес.- Н. Ш.] называет Сына. Упоминает он также и Св. Духа» (Ibid. Col. 556 B). Т. о., архиеп. Кирилл считал Гермеса древним егип. мудрецом, родоначальником егип. цивилизации, к-рый вплотную подошел к истинной религии, исповедовал Пресв. Троицу, поэтому его сочинения могут принести определенную пользу. Архиеп. Кирилл и использовал их в полемике с Юлианом. Ряд его замечаний проливает свет на историю формирования Герметического корпуса. Сочинение свт. Кирилла Александрийского дает возможность судить о том, как представляли в сер. V в. Гермеса Трисмегиста, и отражает отношение мн. образованных христиан того времени к герметическим сочинениям и к Гермесу. Лактанций на Западе и архиеп. Кирилл на Востоке способствовали христианизации образа Гермеса Трисмегиста и введению герметических сочинений в христ. контекст. Они стояли у истоков традиции позитивного отношения к Г., к-рая существовала в средневековье и достигла расцвета в эпоху Ренессанса. Однако не все христ. богословы придерживались подобного взгляда на Гермеса. Блж. Августин в соч. «О граде Божием» (кн. 8, главы 23-26) резко критиковал «Апокалипсис Асклепия» и трактат «Асклепий». Его внимание привлекли рассуждения о статуях, в к-рых автор «Асклепия» излагает устами Гермеса Трисмегиста следующее учение: верховный Бог «является творцом небесных богов, а человек - творцом тех богов, к-рые живут в храмах, довольствуясь близостью людей...» (Ascl. 23). Это учение блж. Августин критикует с христ. позиций, высмеивая Трисмегиста за его слова о необходимости поклоняться богам, сделанным человеческими руками. Он указывает на противоречия у автора трактата, признающего, что почитание кумиров возникло из-за неправильного представления о божестве, и вместе с тем оправдывающего поклонение этим кумирам.

http://pravenc.ru/text/164833.html

Königsberg, 1774. Pt. 1. P. 73-89; 1775. Pt. 2. P. 829-848 (рус. пер.: Зерникав А. Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца/Пер. под ред. Б. Давидовича. Почаев, 1902. Т. 1. С. 102-139; Т. 2. С. 368-389); Краткое сведение о св. Кирилле Александрийском//ХЧ. 1840. Ч. 2. С. 356-396; Rosenmüller G. Historia interpretationis librorum sacrorum in Ecclesia Christiana Graeca. Lpz., 1813. Pars 4. P. 142-180; Порфирий (Попов), архим. Св. Кирилл, архиеп. Александрийский//ПрТСО. 1854. Ч. 13. С. 250-322; Hefele J., von. Conciliengeschichte: Nach den Quellen bearbeitet. Freiburg i. Br., 1856. Bd. 2. S. 126-271 (= Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2/1. P. 219-422); Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 2. С. 71-89; Payne Smith R., ed. St. Cyril of Alexandria: A Commentary upon the Gospel according to St. Luke. Oxf., 1859. 2 vol.; Newman J. H., card. On St. Cyril " s Formula: μα φσις σεσαρκωμνη// Idem. Tracts Theological and Ecclesiastical. L., 1874. P. 283-336; Pusey Ph.-E., ed. St. Cyril of Alexandria: Commentary on the Gospel according to St. John. Oxf., 1874, 1885. Vol. 1-2; idem, ed. St. Cyril of Alexandria: Five Tomes against Nestorius. Scholia on the Incarnation. Christ is One. Fragments against Diodore of Tarsus, Theodore of Mopsuestia, the Synousiasts. Oxf., 1881; О жизни и творениях св. Кирилла, архиеп. Александрийского//ТСОРП. 1880. Т. 47. Кн. 1. С. 1-7; Neumann C. J., ed. Iuliani imperatoris Librorum contra Christianos quae supersunt. Insunt Cyrilli Alexandrini fragmenta syriaca ab Eb. Nestle edita. Lpz., 1880; Kopallik J. Cyrillus von Alexandrien: Eine Biographie nach den Quellen bearbeitet. Mainz, 1881; Ehrhard A. Die Cyril von Alexandrien zugeschriebene Schrift «Περ τς το Κυρου νανθρωπσεως»: Ein Werk Theodorets von Cyrus//ThQ. 1888. Bd. 70. H. 1. S. 179-243; H. 3. S. 406-450; H. 4. S. 623-653; idem. Eine unechte Marienhomilie des hl. Cyrill von Alexandrien//RQS. 1889. Bd. 3. S. 97-113; Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

1 Текст проповедей св. Кирилла мы читали на греческом языке, в 77-м томе «Curs. compl. Patrol. gr. Migne; потому и ссылки всегда будут указываться нами на этот 77-й том издания Migne. В этом же томе мы читали и письма св. Кирилла, на которые нередко будем ссылаться. В ссылках мы указываем как на проповеди (или письма) по изданию Migne, так и на часть проповеди (под литерами α’ β’ϒ и дд-) и на страиицу. При этом инициалы h. р. приияты нами как сокращение слов: homilia paschalis; h. d. – инициалы слов: homiliae diversae; ер. – epistola. Страницы указываются по изданию Migne, а не Обертовскому. Далее, все ссылки на проповеди и вообще то или другое место 77-го тома. Curs. compl М. будут помещены в самом тексте – в виду их многочисленности и почпи невозможности рассчитать для них место под чертой. Только примечания и выдержки, равно как ссылки на сочинения с пространным заглавием, будут помещены под чертой. 2 Те или другие сведения о Кирилле почерпаем вообще из следующих источников: Церковная История Сократа Схоластика ; Церковная История Евагрия; Минеи-Четьи под 9-м июня (житие составлено по Никифору Каллисту); биография Кирилла в Христ. Чтен. 1840 г., составленная главным образом по Четьи-Минеям ; монография архимандр. Порфирия (Попова) в Приб. к Твор. Св. Отец, т. 13-й; Историческое Учение об Отцах Церкви, Филарета Черниг.; Mich. Le Quien, Oriens Christianus, 1740 г. и др. 3 Прямых сведений об этом у историков не находим ; но судя по тому, что в 403 г. Кирилл был уже пресвитером и присутствовал вместе с дядей своим архиеп. Феофилом на соборе, осудившем Златоуста, можно думать, что ему в это время было около 30 лет ; затем в одной из сказанных в старости проповедей (h. d. 10, р. 1021 – 24) Кирилл говории о глубокой своей старости, согбенности и нетвердости в походке; следовательно можно думать, что ему было в это время (т. е. около 440–444 г.) около 70 лет. Если же так, то годы рождения Кирилла падают именно на указанное нами время. 4 Передаваемыя в Четьи-Минеях, в которых житие Кирилда составлено по Никифору Каллисту (12 в.), а затем и в Христианск.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

в ст. Иисус Христос ). Особая заслуга в детальной разработке этого учения в контексте полемики с Несторием и его единомышленниками принадлежит свт. Кириллу , еп. Александрийскому. В соответствии с его рассуждениями, воплотившееся Слово есть прежде всего неделимое целостное живое существо (ν ζον - Суг. Alex. Ep. 46. 2 [=Ad Succensum II]). Оно состоит из божества и человечества, которые во Христе не разделяются, но лишь различаются «в одном только умозрении» (θεωρ μν - Idem. Quod unus. 736). Хотя божество и человечество во Христе и после соединения остаются для свт. Кирилла неизменяемыми реальностями, это не две реальности, но одна. Эта единая реальность воплотившегося Слова описывается с помощью формулы «единая воплощенная природа Бога Слова» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη - Суг. Alex. (Ps.). Liber de sacrosancta Trinitate. 19//PG. Vol. 77. Col. 1160); в сочинениях свт. Кирилла встречается еще одна похожая формула: «единая природа воплощенного Сына» (μα φσις Υο σεσαρκωμνου - Idem. Quod unus. 737). Вместе с тем свт. Кирилл использовал в сходном контексте и слово «ипостась» (см.: Cyr. Alex. Ep. 3 ad Nestorium//АСО. T. 1. Vol. 1 (1). P. 38. 22; Idem. Adv. Nest. 2. 8//АСО. T. 1. Vol. 1 (6). P. 46. 29), по-видимому, понимая «единую природу» именно как «единую ипостась», т. е. как самостоятельно существующее единство живого Христа. Понимание «единой природы» как «единой ипостаси» было свойственно большинству правосл. последователей свт. Кирилла, развивавших его христологическое учение в период монофизитских споров. Так, свт. Прокл , архиеп. К-польский, разъясняя в «Томосе к армянам» христологические идеи свт. Кирилла, писал: «Я исповедую единую Ипостась воплотившегося Бога Слова» (μαν μολογ τν το σαρκωθντος Θεο Λγου πστασιν - ACO. T. 4. Vol. 2. P. 191). Именно свт. Прокл впервые строго противопоставил понятия «природа» и «ипостась» в христологическом контексте: «Есть единый и единственный единородный Сын и Слово Божие, Который не разделяется Своими [двумя] природами на две ипостаси, но у Которого по неизреченному Промыслу две природы соединяются в одну Ипостась» ( Proclus CP.

http://pravenc.ru/text/673779.html

Сам Несторий, пытаясь объяснить свою позицию, создал учение о так называемом «лице единения» (греч. πρ σωπον ν σεως). В своем богословском видении он признавал во Христе два лица, два различных субъекта – Божественный и человеческий. Эти два лица сходятся в некоторое третье лицо, которое Несторий и называет термином «лицо единения». Иначе говоря, Христос предстает перед нами в Евангелии как единое Лицо только субъективно, по отношению к внешнему наблюдателю Он есть единое Лицо, но в Самом Себе Он заключает два лица – Божественное и человеческое. Сам Несторий никогда не утверждал, что во Христе два лица, но весь образ его мысли свидетельствует о том, что он полагал во Христе второй ипостасный центр, человеческий, отличный от Ипостаси Бога Слова. Таким образом, получалось, что Сын Божий и Сын Марии ипостасно разделены: между ними существует только нравственная связь, подобная той, которая существовала между Богом и ветхозаветными праведниками, единство Божества и человечества оказывалось внешним – это единство власти, чести, силы или благоволения, а, следовательно, путь к реальному обожению для человека по-прежнему оставался закрыт. Несторианские споры, в которых ясно проявились недостатки антиохийской христологии, начались в 428 г., когда император Феодосий II пригласил антиохийского пресвитера Нестория занять Константинопольскую кафедру. Став архиепископом столицы империи, Несторий стал проповедовать, что Деву Марию нельзя называть Богородицей, т. к. Она родила не Бога, а человека. Наименование «Богородица», которое к V в. уже широко распространилось и воспринималось как часть Предания, Несторий допускал в лучшем случае как некий риторический прием. Учение свят. Кирилла Александрийского Проповеди Нестория вызвали резкое противодействие со стороны свят. Кирилла, архиеп. Александрийского 978 . В учении Нестория он увидел реальную опасность «рассечения» единого Христа на «двоицу сынов». В противоположность Несторию, свят. Кирилл Александрийский предложил учение об ипостасном (в терминологии свят. Кирилла также и природном) единстве двух природ во Христе 979 . Свят. Кирилл был убежден, что Бог Слово, соединив Собой ипостасно (καθ π στασιν) плоть, одушевленную разумной душой, неизреченно и непостижимо для нашего ума стал человеком и наименовал Себя Сыном Человеческим. «Если бы мы стали отвергать соединение по ипостаси (τ ν καθ π στασιν νωσιν), – писал Александрийский архиепископ, – как что-то непонятное и странное, то мы должны были бы признать двух сынов... и одного называть собственно человеком, удостоенным звания Сына, а другого – собственно Словом Бога как имеющего имя и достоинство сыновства по своему естеству. Посему не должно разделять единого Господа Иисуса Христа на два сына» 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010