496 Архимандрит Пантелеимон (в миру Павел Иванович Сапожников) бывший крестьянин из Воронежской губернии. Поступил в Руссик в 1857 году. Пострижен в мантию. Послушание проходил заведующим канцелярией, после жил на Ближней Георгиевской келлии. По приглашению Священного Синода и по благословению старцев обители в 1876 году выехал в Россию. Преставился в сане архимандрита в Киренском Тобольском монастыре. Автор книг: «Сказание о посещении Богоматерью Святой Афонской Горы и в русском монастыре»; «Об открытии и освящении Афонской часовни в Москве»; «Посещение Афона русским архипастырем Александром, бывшим епископом Полтавским»; «Письма с Афона о современных подвижниках Афонских». Оставил также дневник (АРПМА. Док. 450). Сохранились копии его записей о разных чудесных явлениях (АРПМА. Док.: 524 (оригинальная рукопись) и 518. С. 648–728). 499 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1895 год. М., 1895. С. 248. 503 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1891 год. М., 1891. 504 Жизнеописание составлено по книгам: Антоний (Святогорец), иеромонах. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилль, 1988. С. 158; Душеполезный собеседник за 1894 год. М., 1894. С. 313. 506 Схииеромонах Венедикт (Киотишвили) уроженец Шорапанского уезда Кутаисской губернии. В некоторых источниках его фамилия Маградзе. Сын священника. Прибыл на Афон в 1816 году. Жил в Иверском монастыре, а с 1834 года на келлии св. пророка Илии. Преставился в 1862 году. См. его биографию в книгах: Душеполезный собеседник за 1896 год; Антоний, иеромонах. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь, 1988; или издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. 507 Жизнеописание составлено по книге: Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1896 год. М., 1896. С.124–126.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филарета вместе с архиерейским жезлом заповедь: достойно пасти словесное стадо и «обращать ко Христу идолопоклонников и магометан, да проповедь слова Божия растет и множится». На помощь себе он взял из русских монастырей несколько монахов и, явившись в Тобольск, начал исправлять нравы русских поселенцев и содействовать успехам христианской миссии. С этою, вероятно, целию он основал несколько новых монастырей в Туринске, Алапаеве (Невьянске), Таре, Томске и на р. Тагиле, в Тобольске, Туруханске и на р. Нейве; по выражению летописи, он будто «многих неверных крестил в православную христианскую веру». Преемник Киприана Макарий получил из Москвы (1625 г.) «память», похожую на ту, какую некогда получил Гурий казанский, с указанием, как управлять епархиею и обращать неверных 11 . При нем продолжалось обращение инородцев; известен например князь Никифор Алачев Лобан с своею матерью, женою и двумя сыновьями, крестившийся в Тобольске в 1633 г. Из монастырей, основанных после Киприана, особенно большое значение для распространения христианства между окрестными инородцами имели Далматовский на р. Исети, построенный в 1644 г. старцем Далматом из Невьянского монастыря, и Троицкий на Конде, построенный в 1653 г. по просьбе 14 волостей кодских Остяков, по настоянию патр. Никона и соизволению царя. Впрочем сомнительно, чтобы церковная и светская власть усиленно заботились о крещении сибиряков; христианство передавалось им скорее само собою, путем бытовых сношений с христианами, чем путем нарочитой миссионерской деятельности. Совершенно также оно насаждалось и в Восточной Сибири, куда стали проникать Русские и где основывали свои города и остроги. В XVII в. появились церкви и монастыри: в Верхоленске, Красноярске, Киренске, Иркутске, Якутске, Селенгинске, Албазине и других местах. В 1681 г., по указу Феодора Алексеевича и благословению патр. Иоакима, была отправлена в Восточную Сибирь – в Даурию – организованная миссия. Она состояла из 12 монахов русских монастырей, во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской губ.) Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

2223 Епископ Киренский. В 1919 г. снял сан, отрекся от монашества и женился. Ок. 1922 г. жена его покинула и он подался в обновленческий раскол с титулом Енисейского. По ММЛ, 29.08(11.09) или 11(24)09.1923 «…состоялась сессия Св. Синода под председательством Св. Патриарха Тихона, на котором было заслушано заявление архп. Зосимы о добровольном снятии им сана и монашества ввиду вступления его в брак. Докладчиком на сессии был Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский. Св. Синод в числе двадцати одного святителя присутствующих архиереев … единогласно постановил снять с архиепископа Зосимы архиерейский сан и монашество и оставить его в мирском звании…» Однако сложение сана в действительности имело место гораздо ранее, а в 1922 г. Зосима уже был одним из насадителей белого (брачного) обновленческого «епископата» в Сибири. Кроме того, это совещание епископов не являлось, конечно, «сессией Св. Синода», т. к. никакого Св. Синода при Патриархе тогда не было и лишь весной 1924 г. он пытался создать его при себе (с включением в его состав покаявшегося «лидера» обновленцев протопресвитера В. Д. Красницкого), что также осуществлено не было. Вернее всего, это был тот «Малый Собор Епископов», который имел место в то время в Донском монастыре, в стенах Михайловского храма-усыпальницы кн. Голицыных (ныне – музей надгробий), на котором Святейший Патриарх Тихон решил целый ряд текущих церковных вопросов, накопившихся за время его заключения (прим. М. Е. Губонина). 2225 По ММЛ РПИ, в 1922 г. совратился в обновленческий раскол, затем (1927 г.) – в григорианский («ВВЦС»). 2227 Арестован в г. Цивильске, в Чувашии (вторая дата), осужден через 3 дня на 3 года, отбывал в СЛОН. Освобожден 18(31)03.1928. 2228 Вторая дата – определение на покой. В 1932 г. был в заключении в Бийске. Далее судьба иерарха четко не прослеживается. Скончался в ссылке или в заключении. 2236 Архиепископ Новосибирский и Барнаульский. По ММЛ РПИ, ему «…поручено непосредственное руководство Красноярской епархией, возглавляемой Красноярским еп. Софронием…» Случай уникальный, но необходимо учитывать, что Софроний (Иванцов) под мирским именем Сергия почти четверть века злостно коснел в обновленческом расколе, дослужившись там до «митрополита» Крутицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Албазинская икона Божией Матери [«Знамение» - Албазинская] (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого мужского монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинский Брусянский Спасский [Амурский] мужской монастырь ), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский мон-рь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.

http://pravenc.ru/text/64022.html

сборн. Киево-Соф. соб. библ. 168). 152 Кроме Б.-Каменского ему хотел было послужить А. И. Ермолаев. В Ростове, писал он Евгению в конце 1809 или в начале 1810 г «у протопопа нашел я роспись бывшим (там) епископам, архиепископам и митрополитам, которую и списал для себя но как сие может быть нужно для вашего преосвященства при издании росс. иерархии, то я и прошу позволения доставить сию роспись к вам». (Сб. ст. 2 отд. Акад. Наук, V, I, стр. 239). Роспись эта, действительно, была доставлена (Хран. в рук. сб. Киево-Соф. с. б. 161 л. 1–18 in fol.), но в дело не пошла (ib., 168). 153 В 1821 г. Евгений писал еще И. И. Кеппену: «В Новгороде под кровлею Софийского собора вы найдете необозримую кучу гниющих бумаг, но я опытом дознал, что их от гнилой вони и пыли нельзя разворачивать ни на два часа». (Евген. сб. п. 1, СПБ. 1871 г., стр. 26). 155 Здесь же 599) вплетены: 1., Присланная Евгению из Иркутска копия с указа 30 окт. 1728 г. в Троицкий Киренский монастырь архим. Иоанну из тобольского архиерейского приказа, относительно подведомственности 42 церквей Иннокентию, еп. Иркутскому и титулования его Иркутским и Нерчинским, и 2., Записка о Камчатской духовной миссии, исправленная рукою Евгения. Записку эту или «статью, некогда полученную из Иркутска», Евгений в 1821 г. отослал чрез Анастасевича в редакцию «Сибирского Вестника» (письмо Евгения к Анастасевичу от 19 февр. этого года, Древн. и Нов. Россия, 1881 г., февр., стр. 300), где она и была напечатана в 1822 г., ч. 17, стр. 89–98. Подписи: под статьей нет, а лишь одна помета: «Сообщено». 159 Собрав вчерне данные о Московском соборе 1557 г. о котором идет речь под этим Амвросий делает любопытную заметку: «У нас пропущено это до будущего издания». 160 Письма о Киеве. Соч. M. А. Максимовича, М. 1869 г. стр. 7. Такой, а не иной взгляд мог составиться у Максимовича после неоднократных бесед его с Евгением. 161 Рук. сб. Киево-Софийского соб. 599 – «Записки к Истории рос. иерархии относящиеся». Ненапечатанное Амвросиевское предисловие гораздо короче того «предуведомления», которое помещено при 1 ч. Истории рос. иерархии и которое, вероятно, принадлежит перу Евгения или по крайней мере им редактировано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

к сев.-зап. от села Устькуломского, близ впадения рч. Якшора в Вычегду с правой ее стороны. Основан в конце ст. первым еписк. Пермским Стефаном для распространения христианства между зырянами, жившими по рч. Вычегде. При издании штатов в 1764 г. упразднен и церковь Спасо-Преображения обращена в приходскую Ульяновского погоста, но в 1860 г. возобновлен по особому ходатайству местных жителей и духовенства, пожертвовавшего в пользу его по 2% из жалованья в продолжении 10 лет. Сверх того м-рю даны 815 дес. земли, 200 р. ежегодно проц. с капитала гр. Орловой-Чесменской и 85 р. милостынная дача Архангельского монастыря в Лальске. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 467; “Сенат. вед.”, 1860 г., 92; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 10 (возобн.); Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 79; Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.”, 79; “Из Соловецкого м-ря, Новый м-рь у Зырян”, брошюра в 8 стр. из “Духовн. Беседы”, 1866 г., 41 (здесь помещена краткая история м-ря, отъезд Соловецких монахов для устройства его и воззвание настоятеля иером. Матфея); “Дополн. к Акт. истор.”, VI, 29 (Гр. 1671 г. об отводе пустыни на содерж. братства земли; строитель Филарет); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 147, 211; “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 366 (рукопись Мельникова об Ульянов. пуст.); III, 144 (Мельников, “Опис. Спасской Ульянов. пустыни”). 525. Троицкий – Устькиренский , мужской, 2-го класса, в городе Киренске, Иркутской губернии, при впадении р. Киренги в Лену. Основан в 1663 г. по просьбе жителей игуменом Гермогеном, скончавшимся в 1690 г. и погребенным в церкви за правым клиросом, где в 1788 г. выкладена каменная гробница. В 1764 г. он положен в 3-м классе и в 1836 г. возведен на степень 2-го. Игумен Лавр. Мордовский, “Ист. опис. Киренского Свято-Троицкого мон., почерпнутое из архивн. бумаг сего монаст.”, Москва, 1841 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 367; Ратшин, 100; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 174; “Опис. монаст.”, 1817 г., 51; “Акты истор.”, V, 247 (Грам. 1695 г. Сибир. митроп. Игнатия Илимскому воеводе Богд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

силе, и в течение десятилетней давности стороны могут требовать его исполнения. (Реш. того же Депар. 1874 г. 523). Соглашение сторон относительно уничтожения письменного договора, или отказа лица от права, принадлежащего ему в силу самого договора, может выражаться не только посредством особого акта, или подписи на договоре, но и самым действием, из которого несомненно можно усмотреть намерение и согласие контрагентов отказаться от принятых по договору прав. (Реш. того же Депар. 1877 г.) 205 Настоящее определение состоялось по прошению поверенного Киренского Свято-Троицкого монастыря Коллежского Ассессора Николая Хлебникова, ходатайствовавшего об отмене постановления Совета Главного Управления Восточной Сибири, которым было отказано просителю во взыскании исполнительным порядком с мещанина Улешева оброчных денег 1800 руб., по контракту, заключенному Улешевым с Иркутской Духовной Консисторией на отдачу рыбных ловель, принадлежащих Киренскому Свято-Троицкому монастырю. 206 По примечанию к этой статье, не допускается обжалования Правительствующему Сенату решительных определений Палаты по тяжбам и искам ценою до шестисот руб., поступившим на рассмотрение Палаты в апелляционном порядке. 207 Полезно заметить, что правило о начатии вотчинных дел, представлением в подлежащий Суд искового прошения составляет столь существенное требование закона, что Правительствующий Сенат (по разным Департаментам – по Общим Собраниям) неоднократно уничтожал все производство по таким тяжебным делам, которые вопреки закону начинались без подачи искового прошения, так как чрез такое нарушение основного правила судопроизводства, весь последующий ход дела и состоявшиеся по нему решения теряют силу и не имеют значения. (Указ. Обер. Прокур. Св. Син. 28 Февраля 1877 г. 517. Дел. по част. Юриск. 30 Июля 1876 г.) 208 На основании настоящей статьи, из дел, сопряженных с казенным интересом и производящихся следственным порядком, те, по которым не допускается апелляции (ср. ст. 1005 Т. 10. Ч. 3 Зак. Меж.) в Сенат, решаются окончательно в Палатах Уголовного и Гражданского Суда и местах им равных, если только с решением их по этим делам согласны те установления, в которые решения по делам следственным сообщаются для доставления отзыва. В местностях, в которых введены мировые судебные установления отдельно от общих, дела не свыше пятисот рублей, начатые непосредственно в Палатах, не переносятся в Правительствующий Сенат, в случае непринесения апелляции со стороны частного лица и согласия подлежащих казенных управлений (ст. 573) с решением Палаты. (Ст. 575 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Росту почитания святителя способствовали результаты последующих неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: в 1833 году при вскрытии пола в Казанском приделе; в 1854 году при переделке соборного пола; в 1870 году особой комиссией во время капитального ремонта; в 1887 году. С 1870 года у гробницы святителя по четвергам совершалось богослужение, образ его чтился как святыня. В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя - от них исходило благоухание. Слава о святом Софронии распространялась все шире и приумножалась за счет чудесных знамений от его мощей. Перед Синодом было возбуждено ходатайство о причислении его к лику святых и открытии его святых мощей для поклонения и чествования. Святейший Синод учредил особую комиссию под председательством архиепископа Серафима для более тщательного расследования чудесных знамений. Этой комиссией было исследовано 65 чудес, происшедших по молитвам к святителю Софронию. Комиссия представила отчет. Тем временем, 8 марта 1909 года особой комиссией в составе архиепископа Тихона , епископа Киренского Иоанна , ректора Иркутской семинарии архимандрита Евгения , миссионера-проповедника протоиерея Иоанна Восторгова , командированного Синодом, и членов местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя. 19 июня того же года года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией. Вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при прежнем осмотре. В 1910 году состоялся Иркутский Миссионерский съезд , который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта иркутский архиепископ Тихон (Троицкий-Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством. В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим (Мещеряков) сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска. Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство. Пожелание скорейшего прославления было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/9933.html

Продолжив миссионерские труды свт. Иннокентия (Кульчицкого), И. особое внимание уделил просвещению коренных жителей Забайкалья, Якутии и Камчатки. Апостольское служение, распространение правосл. веры считал основным своим призванием. Еще в Москве, собираясь к месту своего назначения, И. подготовил и 8 окт. 1733 г. представил в Синод проект, в к-ром наметил основные направления миссионерской деятельности: организация подготовки переводчиков («научить знать Бога и закон Его потребно на языке того народа, которому преподается поучение»), контроль за соблюдением льгот для новокрещеных и устройство инородческих школ для местного населения. Знакомство с епархией И. начал с обозрения обширных территорий и общения с представителями населявших ее народностей - монголами, бурятами, якутами, тунгусами, чукчами, коряками, камчадалами. С нач. 1734 г. совершил миссионерскую поездку в Забайкалье, 10 марта того же года крестил ламу Лапсана (нареченного Лаврентием) со всем семейством и прислугой, а 7 июля - влиятельнейшего представителя знатного монг. рода Цицена Цохниева (нареченного Петром Ивановым Неруновым), усилиями владыки объявленного впосл. независимым тайшею Хатыгинова рода. В июле-нояб. 1735 г. и в 1741-1743 гг. И. ездил в Якутию, совершил много священнических хиротоний, основал неск. храмов, окрестил в общей сложности более 500 чел. Ограждая новых членов церкви от «обид и притеснений со стороны некрещеных сородичей и улусных властей», И. призывал их вести оседлый образ жизни и заниматься хлебопашеством (Иркутские ЕВ. 1870. Приб. 37. С. 462). Нередко на свои средства И. приобретал для новокрещеных одежду и различные подарки. Во время поездок И. отметил недостаточное количество храмов, особенно на северо-востоке епархии, из-за чего епископу приходилось регулярно направлять для объезда этих территорий якут. священников. Архиерей добивался от Синода средств на постройку церквей. На территории епархии при И. было возведено и освящено ок. 30 новых храмов, в т. ч. Спасский в Киренском остроге (ныне г. Киренск), Иоанно-Предтеченский (1743) в Якутске, Покровский и Никольский (1745) в пос. Залари, Никольский в с. Бадайском, Петропавловский (1740) в дер. Б. Разводной, Никольский в Карапчанском остроге, Христорождественский (1736-1738) в пос. Китой, Никольский (1733) в с. Кривая Лука, Петропавловский (1736) в с. Куяда, Свято-Троицкий (1736-1741) в с. Маркове, Никольский (1746) в с. Никола на берегу Байкала, Никольский (1732-1737) в Кежемском погосте, Успенский (1734-1740) в с. Тулуновском, Спасский в с. Усть-Кут, а также церкви на Дальн. Востоке. В Иркутске завершилось возведение каменного Богоявленского собора (1718-1746), строились ц. во имя мч. Харалампия, ц. во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских.

http://pravenc.ru/text/468739.html

Описание иконы Слово Плоть Бысть (Албазинская) Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Албазинская св. икона, именуемая также и «Слово плоть бысть», с 1666 г. находилась в бывшем городе Албазине (на Амуре), откуда в 1668 г. была перенесена в г. Благовещенск, где и пребывает поныне. Эта св. икона есть символ чревоношения Богомладенца. Божия Матерь изображена на ней в полурост, с Богомладенцем, стоящим беэ одеяния у Ее лона. Иными эта св. икона называется еще Знамением, как имеющая некоторое сходство с этой последней по изображению. Многие верующие молятся перед Албазинской св. иконою за рожениц во время их чревоношения и родов. Описание иконы Слово Плоть Бысть (Албазинская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Чудотворный образ Богоматери «Слово плоть бысть» принесен в Албазин иеромонахом Ермогеном в 1666 году из Киренского острога. Через несколько лет Ермоген вернулся в основанный им при Киренском остроге Троицкий монастырь, а чудотворный образ оставил в Сретенске. Преосвященный Вениамин, назначенный управлять Камчатской епархией, в 1868 году привез эту икону в Благовещенск на Амуре, а один из его преемников, епископ Гурий, установил ежегодное празднование иконе «Слово плотьбысть» 9 марта по всей Камчатской епархии, а также еженедельное чтение пред этой чудотворной иконой Божией Матери акафиста с молебным пением. Ввиду того что этот образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, у многих верующих укоренился обычай молиться пред ним за матерей во время их чревоношения и болезней рождения. Одна молодая женщина по своей неосторожности подверглась преждевременному разрешению от беременности. В тяжких муках она ждала уже своей кончины. Муж ее, глубоко веровавший в благода[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Слово Плоть Бысть (Албазинская)

http://pravicon.com/icon-8

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010