А.М. Смулов Глава II. Всероссийские монашеские съезды 1909 и 1917 гг. 2.1. Съезд представителей иночества 89 (1909 г.) Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 05 по 13 июля 1909 г. (см. Приложение 7), и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митр. Владимира (Богоявленского) , а председателем – Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества». Таблица 13. Состав 90 участников иноческого съезда 1909 г. по священному сану и праву голоса Священный сан С правом решающего голоса С правом совещатель-ного голоса Итого, чел. Митрополит Епископ Архимандрит Схиархимандрит Игумен Иеросхимонах Иеромонах соборный Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Схимонах Без сана Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 97] Таблица 14. Состав участников иноческого съезда 1909 г. по должности участника и праву голоса Должность С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Итого, чел. Епархиальный архиерей Викарный архиерей Настоятель Наместник Лавры Наместник монастыря Благочинный Лавры Благочинный монастыря Строитель скита Экклесиарх Лавры Келлиарх Лавры Начальник скита Казначей скита Заведующий подворьем Настоятель Сербского подворья в Москве Епархиальный миссионер Миссионер Управляющий типографией Лавры Типограф Лавры Правитель дел Лавры Ректор семинарии Преподаватель семинарии Помощник смотрителя духовного училища Секретарь архиепископа Игумен Иеросхимонах Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Студент Духовной академии Письмоводитель Лавры Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 3–97] Как видно из табл. 13 и 14, в составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов , †1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский , †1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали один ректор духовной академии (Преосвященный Евдоким (Мещерский, †1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и пять ректоров семинарий. Кроме того два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ (Никольский Евгений Иванович; 21.01.1860, с. Серебрянь Алексинского у. Тульской губ.- 18.01. 1922, Москва), митр. Крутицкий. Из семьи священника. Окончил Тульское ДУ и Тульскую ДС. В 1881 г. поступил в МДА, которую окончил кандидатом богословия. В канд. соч. «Предсказание пророка Исаии о Деве и Еммануиле» дал разбор с православной т. зр. работ ряда протестант. авторов о 1-м мессианском пророчестве Исаии. Определен в Могилёвское ДУ, служил учителем рус. и церковнослав. языка (с 1885). Помощник смотрителя (с 1888). Одновременно занимал должность члена Могилёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета, исполнял обязанности делопроизводителя училищного управления. 3 авг. 1893 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий, 5 авг. рукоположен Гдовским еп. Николаем (Налимовым) во диакона, 6 авг.- во иерея. 11 сент. назначен в состав С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 18 окт. во изменение предыдущего указа определен на должность ректора Иркутской ДС. 6 нояб. возведен в сан архимандрита. Помимо ректорства и преподавания в Иркутской ДС был председателем епархиального училищного совета, редактором «Иркутских ЕВ», членом Иркутского миссионерского об-ва. Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) 24 янв. 1897 г. хиротонисан во епископа Киренского. Назначен викарием Иркутской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в иркутском в честь Вознесения Господня мужском монастыре , возглавил Иркутский и Верхоленский архиеп. Тихон (Троицкий-Донебин). 4 окт. того же года назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Прибыл в Благовещенск 4 февр. 1898 г. В связи с разделением Камчатско-Благовещенской епархии утвержден 24 дек. 1898 г. епископом Владивостокским и Камчатским (решение вступило в силу 1 янв. 1899). На всей огромной территории новоучрежденной Владивостокской епархии насчитывалось лишь 69 церквей, а также Уссурийский во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/187367.html

Тальцы. Церковь Казанской иконы Божией Матери из Илимского острога. Казанская привратная церковь Илимского острога Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1667. В 1679 расширена трапезной, в 1985 восстановлена на новом месте в размерах 1667 г.. Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, д. 20 Координаты: 51.995897, 104.664138 Проезд:От Иркутска авт. на Листвянку до ост. " Тальцы " , пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Привратная Казанская церковь Илимского острога построена в 1679 г. Острог основан казаками на правом берегу реки Илим, правого притока р. Ангары, в 130 км от устья, у ленского волока. Острог состоял из 8 башен, три из которых были въездными. Постепенно около острога сложилось поселение, которое в 1764 г. было преобразовано в окружной город Илимск, а с 1775 г. в заштатный город Киренского уезда Иркутской губернии. В 1975 г. территория города была затоплена водами Усть-Илимского водохранилища. Он находился в 20 км к северо-западу от города Железногорск-Илимский, райцентра Нижнеилимского района и 534 км на север от музея " Тальцы " . Высокий четверик алтарной части храма завершён " бочкой " ; с запада к ней примыкала поздняя обширная пониженная основная часть храма, перекрытая двускатной кровлей с папертью. Углы церкви рублены " в обло " . Перевезена в музей " Тальцы " в 1970 г. Реставрация закончена в 1985 году, в результате которой восстановлен облик храма вт. пол. XVII в., т.е. взамен прежней основной церкви поставлен малый сруб. В 1991 г. освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. В 2011-2013 гг. в урочище Введенское-Борисовка Наро-Фоминского района Московской области (с 2012 г.- Троицкий округ Москвы) для Крестьянской оратайской школы по проекту архитектора А.Б. Бодэ была построена близкая " копия " Казанской церкви. В 1999 г. АЭМ «Тальцы» приобрел у археологического института (Санкт-Петербург) копию метрик всех илимских церквей, составленных в 1887-1888 г.г. по просьбе археологической комиссии священником Спасской церкви заштатного города Илимска Яковом Ларевым. Одна из этих метрик посвящена Казанской привратной церкви Илимского острога и составляет 14 листов крупного формата. Из метрики следует, что храм был основан в 1679 г., фамилии строителей неизвестны.

http://sobory.ru/article/?object=17511

Губернский город Во дворе Сарапульской слободы Вятской Итого: VIII. Иркутской епархии В Иркутске Губернский город 18 – 251 В Нерчинске Иркутской В Якутске 72 – 230 В Селенгинске 50 – 180 В Удинске, в пригороде 36 – 300 В Киренском монастыре 60 – 560 В Нижнекамчатском остроге 86 – 790 В Барлуцкой слободе 50 – 452 В Нерчинском заводе 42 – 164 Итого: IX. Казанской епархии Казанская десятина, г. Казань Казанской Дворцовая слобода Рыбная Пригород Старошемшинск Дворцовое село Елабуга Вятской Город Уржум Пригород Малмыж Болгары при заштатном монастыре Город Свияжск Казанской Город Чебоксары                Город Царевококшайск Город Царевосанчурск Вятской Город Симбирск Симбирской Город Сызрань Город Самара  Город Корсунь Дворцовое село Малыковка Город Оренбург Оренбургской 80 – 500 Город Ставрополь Симбирской 10 – 122 Город Спасск Казанской 15 – 120 Пригород Сергиевск Итого: X. Коломенской епархии В городе Туле Губернский город В городе Серепухове Московской В городе Алексине Тульской В городе Епифани Итого: XI. Костромской епархии В Нерехте Костромской В Судиславе В Любиме Ярославской В Галицком Костромской 10 – 300 Итого: XII. Крутицкой епархии В г. Можайске Московской В г. Боровске Калужской В Малоярославце В Покровском Добром монастыре г. Лихвина В Перемышле В Серпейске В Мещовске В Козельске В Тарусе В Масальске В с. Адамовском В Загородской примосковской десятине, в с. Ангелове Московской В Белеве Тульской Итого: XIII. Могилевской епархии (Белорусской) В г. Мстиславе Могилевской В Орше (Оршаве) В м. Гомеле В м. Кричеве Итого: XIV. Московской епархии В Калуге, в Лаврентьевском монастыре Калужской В Звенигороде Московской При Троицкой лавре В Хатунской десятине Итого: XV. Нижегородской епархии В г. Алатыре Симбирской В с. Норецком В с. Саранске   Пензенской 10 – 170 В г. Курмыше Симбирской В г. Балахне Нижегородской В с. Лыскове В с. Мурашкине В с. Павловском 40 – 130 В с. Вирганском 45 – 350 В с. Терюшевском В с. Катунском В с. Мануловском Итого: XVI. Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Киренск. Троицкий Киренский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Как рассказывают в местном историко-краеведческом музее, в 1663 году священник Амвросий Леонтьев-Толстоухов подал челобитную Илимскому воеводе Лаврентию Обухову о дозволении построить монастырь на берегу великой реки Лены, а строителем назначить иеромонаха Ермогена. Он сразу же приступил к делу: собрал людей и основал в устье реки Киренги небольшую обитель, которую назвали Усть-Киренской пустынью. Затем иеромонах получил от архиепископа Тобольского Симеона согласие на возведение первой деревянной Троицкой церкви. С этого и начинается долгая и временами трудная история монастыря, первого на иркутской земле. По словам сотрудников музея, о Ермогене информации сохранилось мало, но ясно, что он был выдающейся личностью. Откуда он родом и как оказался на берегах Лены, тоже неизвестно, историки считают, что он попал сюда вместе с казаками землепроходца Ерофея Хабарова. Кстати, монастырь возник на том самом месте, где Хабаров поставил большой деревянный крест. Рядом и заложили Троицкий храм, это случилось в 1665 году, но Ермогену было не суждено освятить им же устроенную церковь: разбойники, убившие воеводу Обухова, увезли иеромонаха на Даурскую землю (Амур), где ему тоже удалось заложить церковь и монастырь. Старец смог вернуться на родную Киренскую землю только через 23 года. Встретили его с большой радостью, но жить иеромонаху оставалось недолго – в 1690-м он умер, и его похоронили за алтарём храма во имя преподобного Алексия, который не сохранился. Над мощами старца вплоть до XX века служители церкви совершали панихиды, к его могиле приезжали поклониться сибиряки. Храм пережил своего создателя на 67 лет, в 1757 году деревянное здание сгорело. За несколько лет до этого монастырь постигло ещё одно несчастье – сильное наводнение. Из-за этого в 1758 году его перенесли на возвышенность и отстроили новую, очень большую деревянную церковь –Николаевскую.

http://sobory.ru/article/?object=39370

Киренск. Троицкий Киренский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Старинная деревянная церковь построена в 1756 году в Киренском монастыре. " Размер ее, для деревянного здания, огромный. На ней было девять глав; каждая имеет основанием отдельную пирамидальную башенку. А окна и балконы тянутся в несколько рядов, с прихотливыми уступами и резными фигурами " - пишет Н.А. Пономарев из поездки преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд. Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.) По сведениям Императорской Археологической Комиссии, Киренская надвратная церковь устроена в 1693 году. В 1758 году она была переустроена иеромонахом Вениамином, а в 1853 году обновлена Киренским купцом Марковым, «в воспоминание древности и в признательность Императору Николаю, возведшему монастырь во второй класс», и освящена во имя святителя Николая чудотворца. С начала 1860 гг. служение в этой церкви не производится, потому что по ветхости она опасна для молящихся и приходит в разрушение; однако она не разобрана, «что опечалило бы все местное и окрестное население, так как она дорога как воспоминание возстановления города, и находится в первоначальном положении» (Известия Имп. Археологической Комиссии, вып. 50) . По всей вероятности, настоящий свой облик Киренская Николаевская надвратная церковь сохраняет с 1758 года. По словам о. протоиерея П.К. Кокоулина, кругом Киренской надвратной церкви на высоте второго этажа снаружи были устроены такие приспособления в роде хоров, по которым, очевидно, можно было ходить кругом церкви, но теперь от этих приспособлений остались только следы. http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_90.htm#9 " Киренский монастырь расположен на северной стороне города, при устье р. Киренги; основан в 1663 г. Вид от монастыря на Лену угрюм, но величав: скалы левого противоположного берега могли бы с честию занять место хоть у берегов океана.

http://sobory.ru/article/?object=38616

Использованная литература Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 т. – Издание Императорской С-Петербургской Духовной Академии, 1895–1906. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския. В 7 т. – Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1900–1902. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. В 2 ч. – Санкт-Петербург, 1912. Творения святого Григория Нисского . В 8 ч. – М., 1862–1872. Матфей Властарь. Алфавитная синтагма Матфея Властаря . – М., 1892. Творения преподобного Исидора Пелусиота /Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 34–36. – М., 1859. Творения святаго Кирилла Александрийского . В 11 т. – М., 1887–1898. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова . – М.: Мартис, 1994. Преподобного отца нашего Исаака Сирина Слова подвижнические. – М.: Лепта-книга, 2007. Синезий Киренский. О царстве/Пер. М.В. Левченко//Византийский временник. 1953. Т. 6. Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – М., Синодальная типография, 1893. Афанасий Великий , свт. Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV веке. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Благолюбие. Т. 1–4. – М.: Из-во Братства во имя Святой Троицы, 2010. Святой Дионисий Ареопагит . Собрание творений. В 6 т. – СПб.: Алетейя, 2001. Марк Исповедник, прп. О законе духовном//Добротолюбие. Т. 1. – М., 1990. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные по учения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, ю-е изд. – Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1913. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры . – СПб., 1894. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. – Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Албазинская икона Божией Матери [«Знамение» - Албазинская] (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого мужского монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинский Брусянский Спасский [Амурский] мужской монастырь ), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский мон-рь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.

http://pravenc.ru/text/64022.html

Иркутская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Иркутской области [ править править код ] Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети: “И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы... И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися...” Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр. Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Иркутская епархия: создание, миссионерство и рост территории В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них - Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири - Иркутского Знаменского.

http://azbyka.ru/palomnik/Иркутская_обла...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Георгий (Орлов). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) (Орлов Георгий Поликарпович; 1840, с. Подхватиловка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 11.06.1912, г. Ялта Таврической губ.), архиеп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье диакона. Окончил Нижнеломовское ДУ, учился в Пензенской ДС. В 1858 г. поступил в Тобольскую ДС, в 1859 г. был переведен в Томскую ДС, к-рую окончил в 1860 г. В 1861 г. Орлов был рукоположен во иерея Томским еп. Порфирием (Соколовским) , служил в Казанской ц. Чарышской ст-цы. В 1866 г. овдовел. 18 июня 1868 г. переведен в томский кафедральный Богоявленский собор. Состоял законоучителем во Владимирском приходском уч-ще и в Мариинском детском приюте, секретарем и казначеем епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1870 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1874 г. со степенью канд. богословия за сочинение о распространении христианства в Сибири в XVII в. Служил преподавателем греч. языка в Томской ДС, с 1877 г.- инспектором, с 1878 г.- ректором Томской ДС, с 17 окт. 1881 г.- инспектором Благовещенской ДС, с 1885 г.- ректором Благовещенской ДС. В 1883 г. Орлов был возведен в сан протоиерея, 6 апр. 1889 г., после пострижения в монашество, возведен в сан архимандрита. 26 окт. 1892 г. Г. был назначен епископом Селенгинским, 1-м викарием Иркутской епархии. Хиротонию 24 янв. 1893 г. в иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре совершили Иркутский еп. Тихон (Троицкий) и Киренский еп. сщмч. Агафангел (Преображенский) . 12 марта 1894 г. назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В том же году в Чите организовал духовную консисторию, в 1895 г.- епархиальное жен. уч-ще, приобрел место для ДС. 27 сент. 1898 г. перемещен на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Состоял почетным членом губ. ученой архивной комиссии, в 1902 г. открыл отд-ние Палестинского православного общества . 27 апр. того же года Г. был назначен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Прибыл в Астрахань 17 мая и включился в подготовку празднования 300-летнего юбилея Астраханской епархии, к-рое проходило 17-19 мая 1903 г.

http://pravenc.ru/text/164277.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010