879 Имеются в виду Письма 118 (Троилу), 119 (Трифону), 131 (Пилемену), цель которых – обеспечить Диогену поддержку влиятельных друзей в Константинополе (письма, адресованные Симпликию и Проклу, до нас не дошли). 880 Прокл – константинопольский друг Синезия (по меньшей мере с 399–402 гг., когда Синезий был в Константинополе с посольской миссией). 884 Это имя было широко распространено. Нет никаких доказательств идентичности этого Юлия с упомянутым в Письмах 1 (95); 2 (52) и 15 (79). 885 У Синезия здесь игра слов: имя Трифон и прилагательное, характеризующее изысканность даров (τρυφντα δρα). Ср.: Письмо 45 (83), 3–4 и прим. 39 там. 888 Письмо написано в конце второго – начале третьего квартала 406 г., отправлено из Кирены в Гераклею Понтийскую. 903 Вероятнее всего, речь идет о Клавдии Никострате – философе-платонике, жившем в Афинах во II в. н. э., – и его трактате «О Категориях Аристотеля». 908 С началом навигации восстанавливалось сообщение между Константинополем и Киренаикой, так что под «весенними письмами» подразумевается вся накопившаяся за зиму корреспонденция. Любопытно, что такое положение дел сохранялось вплоть до конца XIX в., когда Киренаика принадлежала Турции. 912 Т. е. в Константинополь. Фракия была административным округом, в который входила столица империи. Синезий нередко применяет это расширительное выражение, говоря о столице. Ср., например: Письма 74 (61); 109 (88); 129 (70). 914 Письмо написано предположительно в 408 г., отправлено из Кирены в Константинополь. О Пилемене см. выше прим. 45 к Письму 50 (102). 920 σφενδαμννω – букв.: «обладающим кленовой крепостью, кондовым». Ср.: Аристофан. Ахарняне, 180: «народ суровый, кряжистый...» (пер. С. Апта). 921 Письмо написано в ноябре 402 г., отправлено из приграничных территорий на юге Пентаполя в Фикус. 922 Письмо написано в марте/апреле 405 г., отправлено из сельской местности вблизи Кирены в Фикус. 923 О воздухе Киренаики и о лихорадках, от которых она страдала не только в эпоху Античности, но вплоть до XIX в., ср.: A. Rainaud, Quid de natura et Fructibus Cyrenaicae Pentapoleos Antigua documenta cum recentioribus collate nobis tradiderunt (Paris, 1894), р. 63 (автор цитирует Теофраста, СР, VI. 18, 3, который хвалит чистый воздух Киренаики, и Антифана-комика, который утверждает, что люди в Киренаике часто страдают лихорадкой).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

На конференции было отмечено, что Алжир как влиятельный сосед Ливии, образно говоря, пока находится в спящем режиме, хотя алжирские власти периодически организуют встречи между соперничающими ливийскими группировками. В чём Алжир точно не заинтересован, так это в дестабилизации своей границы с Ливией, растянувшейся почти на 1 тысячу километров. Сдержанность Алжира объясняется, как считает Андрей Чупрыгин, старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, предстоящим уходом с поста президента 80-летнего Абдель Азиза Бутефлики, опасениями насчёт конфликтного сценария передачи власти, а на этом фоне - проникновением ИГ из Ливии на территорию Алжира. Что касается другого соседа Ливии - Туниса, там тоже осторожничают, опасаясь вторжения в страну ливийского хаоса, который подорвёт выгодный тунисской экономике итальянский проект стыковки в Тунисе, у терминала Эль-Хаурия, двух газопроводов из Магриба в Италию - ливийского «Зелёного потока» и Транссредиземноморского газопровода, подающего газ из Алжира через Тунис по дну Средиземного моря в Сицилию, далее в материковую Италию и Словению. Нескольку иную позицию занимает третий арабский сосед Ливии - Египет. О. Пересыпкин и А. Чупрыгин отметили усиление в Египте кампании за максимальную автономию граничащей с Египтом восточноливийской Киренаики и созданием там египетских военных баз. Эти планы связаны, прежде всего, с наличием на востоке Ливии крупных нефтедобывающих, нефтепроводных мощностей и нефтеэкспортных терминалов. Отсюда и заинтересованность Египта в подчинении ему Ливийской национальной армии, контролирующей почти все эти объекты и преобладающую часть Киренаики. «Египет давно хочет стать крупным нефтегазовым игроком, - говорит А. Чупрыгин, - а Киренаика очень подходит для этого. Хотя в Каире, на мой взгляд, стремятся к минимальному варианту: контролю за нефтяным сектором региона и к военным базам там, а не к созданию некоего государства в Киренаике или её включению в состав Египта». Египетские эксперты отмечают также вовлечённость в борьбу за ливийские энергоресурсы европейских и ряда арабских держав. Так, каирское информационное агентство Noon Post указывает, что «видным игроком в Ливии стали Объединённые Арабские Эмираты», их цель - «при помощи лояльных ливийских групп... иметь возможность добывать там нефть и контролировать ливийское побережье».

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/21/ot...

Подобная позиция была характерна и для гедонистических учений. Эпикурейцы, прибегавшие к натуралистической логике для обоснования своего тезиса о страдании как высшем З., одновременно утверждали конвенциональный характер морального З.: «Несправедливость не есть зло сама по себе; это - страх от подозрения, что человек не останется скрытым от тех, кто карает за такие действия» ( Diog. Laert. X 151). Природный эгоизм побуждает людей заключить договор о том, чтобы «не вредить и не испытывать вреда», а потому такой договор может обозначаться и как «справедливое по природе» (τ τς φσεως δκαιον - Ibid. 150). Киренаики также признавали понятие морального З. конвенциональным, призывая все же сообразовываться с общественными условностями из эгоистических мотивов: «Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем. Однако знающий человек воздерживается от дурных поступков, избегая наказания и дурной славы, ибо он мудр» (Ibid. II 8. 93) Общей альтернативой этическому натурализму был этический релятивизм, предполагавший полное отрицание каких бы то ни было объективных критериев блага и З. Среди софистов релятивистскую позицию, по-видимому, занимал Протагор (ср.: Arist. Met. 1062b). Противниками натурализма также были приверженцы античного скептицизма , отвергавшие натурализм прежде всего на том основании, что укорененные в природе ценности должны были бы быть универсальными и приниматься всеми, чему противоречит фактически имеющий место плюрализм моральных позиций: «Если существует какое-либо благо по природе, оно есть благо для всех; и, если есть какое-либо зло по природе, оно есть зло для всех. Но… ни благо, ни зло не общи для всех. Следовательно, нет никакого блага или зла по природе» ( Sext. Adv. Math. XI 71). По их мнению, именно скептическое воздержание от суждений о благе и З. ведет к душевной безмятежности и счастью (Ibid. 130), тогда как «тем, кто допустил [существование] блага и зла по природе, предстоит несчастная жизнь» (Ibid. 111).

http://pravenc.ru/text/199913.html

663 В заключение же книги исследование Фергюссона резюмируется так: Идею пользоваться камнем для выражения своей мысли нецивилизованные страны Европы заимствовали у римлян или, если угодно, у греков, подобно тому, как и индийцы научились употреблять камень, как строительный материал, впервые у бактрийских греков. В обделанном виде индийцы стали употреблять камень только около половины 3-го века до Р. Хр. Что же касается употребления камня в грубом виде, то, хотя мы не знаем с точностью его начала, но мы знаем то, что в Индии образцов грубых каменных памятников не могло существовать от времени более раннего, чем первый или второй век по Р. Хр. Начавшись тогда, грубые каменные памятники не прекращались постройкой на востоке до последнего времени. На западе история мегалитических памятников несколько иная. Начиная со второго века до Р. Хр. (не один, из европейских мегалитов не может быть отнесен к более раннему времени, чем второй век до Р. Хр.), грубые каменные памятники воздвигались здесь до того времени, пока не потеряла значения дольменостроительная раса и пока западные страны не стали вполне христианскими, а именно: во Франции и Англии до 8 или 9 века, в Швеции и Норвегии до 11 или 12 века. 664 Какой же именно расе принадлежала миссия дольменостроительства? Сколько мне известно, читаем у Фергюссона, ни один классический писатель не говорит о какой-либо связи, существовавшей между крайними восточными, индийскими и крайними западными странами дольменов. Но в самой Индии найден документ, утверждающий древние связи между этими землями дольменов. Это – эдикт индийского царя Асоки, вырезанный на скале, по которому, около 257 года до Р. Хр., царь Асока имел сношения с правителем африканской провинции Киренаики, весьма богатой дольменами. На основании этого факта можно предполагать, что влияние Индии на африканском берегу продолжалось и в последующее время и что североафриканские мегалиты суть плод этого влияния и может быть современны мегалитам Индии. 665 Дальнейшее основание для предположения связи, существовавшей в первые века христианства между Индией и западными странами мегалитических памятников, Фергюссон находит в буддизме, в буддийских элементах, якобы бродивших в то время на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

в Джанаваре (V-VI вв.) близ Варны или по сторонам алтаря, тогда композиция храмов напоминала базилику 32 в Бинбир-килисе (М. Азия), базилику в Ереруйке (Армения) ( Чанева-Дечевска. С. 99, 176). 8 церквей VI в. в Царичин-Граде демонстрируют связь со столичной традицией: использование пропилеев, атриума, нартекса, 3-гранных апсид, обычной для Фессалоники техники кирпичной кладки. Мн. резные детали балканских храмов являются интерпретацией к-польских или фессалоникийских образцов. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Своеобразная школа визант. архитектуры, связанная с рим. традицией, развивалась в Сев. Африке, где кроме стандартных (укороченных) базилик часто встречаются огромные 7- и 9-нефные постройки: в Типасе, в Алжире (сер. V в.), базилика комплекса Дамус аль-Карита в Тунисе (IV в.) с полукруглым атриумом почти в середине. Хоры над боковыми нефами, парапеты в интерколумниях, отделяющие боковые нефы от центрального, возникли под влиянием к-польской архитектуры (V в.; Тебесса, Алжир). В Египте при имп. Зиноне стал распространяться стиль Эгейского побережья после возведения мон-ря Абу-Мина (490), в к-ром Большая базилика (66,5 ´ 50 м) принадлежит крестово-трансептному типу и, подобно др. сооружениям этого типа, считается копией ц. св. Апостолов в К-поле. Из Александрии , города, находящегося под влиянием столицы, этот стиль проник на запад, в обл. Киренаику (территория совр. Ливии), где появились похожие церковные постройки в Аполлонии (ныне близ г. Эль-Байда), а также на юг, в Ср. и В. Египет, где распространение получили базилики, имевшие трансепт с 3 экседрами либо алтарь с 3 конхами. Такая форма алтаря появилась сначала в 401-402 гг. в церкви около погребения св. Феликса в Ноле, близ Неаполя, и затем в Средиземноморье; подобного типа алтарь был в ц. Белого, или еп. Шенуте, мон-ря (ок. 440, близ г. Сохаг). Архитектура в районах Палестины и Иордании, начатая храмоздательством имп. Константина Великого, формировалась под влиянием искусства эгейского мира и К-поля, а также монастырских и сельских церквей соседней Сирии. Строительство важнейших храмов в этом регионе по-прежнему проводилось под покровительством имп. власти, напр. из К-поля имп. Евдокией в 401 г. был прислан крестообразный план церкви в Газе и 32 колонны зеленого греч. мрамора ( Mango. 1976. P. 27), при ее же участии была построена базилика св. Стефана в Иерусалиме (437-460), повторившая тип церкви Студийского мон-ря с колонным нартексом и атрием, колоннадами, разделяющими нефы, апсидой с внешней граненой формой.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Он, впрочем, отказался от искусственного выборного принципа, введенного Диоклетианом, и на сей раз разделил Империю между своим потомством; однако даже семейное правление сыновей Константина привело к тяжелым и кровавым осложнениям. Тем не менее системы разделения Империи придерживались и далее, и наличие нескольких человек у власти было правилом и впоследствии. Предпринятое Диоклетианом реформирование провинциального управления подвело черту под особым положением Италии и ликвидировало ставшее бессмысленным разделение провинций на императорские и сенатские. Впредь управление всеми провинциями было подчинено только императору, и подобно всем остальным частям Империи Италия, некогда страна-владычица, была разделена на провинции и подвергнута налогообложению. Не менее показательным является и то, что более крупные провинции были разделены на меньшие по площади. Так, количество провинций значительно возросло: со времени Диоклетиана в Империи насчитывалось приблизительно 100, с V столетия – даже более 120 провинций. Далее, Диоклетиан разделил территорию Империи на 12 диоцезов; к концу IV в. их количество возросло до 14 84 . И наконец, при Константине Империя была разделена на префектуры, так что каждая префектура насчитывала несколько диоцезов, а каждый диоцез – достаточно большое количество провинций; таким образом, провинции были подразделениями диоцезов, а диоцезы – подразделением префектур: централизованная, иерархически устроенная административная система. Размеры и количество префектур поначалу колебались, и только с конца IV в. их границы стали твердо очерченными. Огромная префектура Восток (praefectura praetorio per Orientem), которая состояла из пяти диоцезов – Египта, Востока, Понта, Асианы и Фракии, охватывала Египет с Ливией (Киренаикой), Переднюю Азию и Фракию. С ней граничила префектура Иллирик (praefectura praetorio per Illyricum), которая была составлена из диоцезов Дакии и Македонии, т.е. охватывала Грецию и Средние Балканы. К италийской префектуре (praefectura praetorio Illyrici, Italiae et Africae) относились, кроме Италии, большая часть латинской Африки и, с другой стороны, Далмация, Паннония, Норик и Реция. Галльская префектура (praefectura praetorio Galliarum) состояла из римской Британии, Галлии, Иберийского полуострова и противолежащей ему восточной части Мавритании. Таким образом, каждая из префектур распространялась на территорию, которую занимают многие современные государства. Во главе каждой префектуры стоял префект претория, иногда должность занимали на коллегиальной основе два префекта. Префект претория Востока, который имел резиденцией Константинополь, и префект претория Италии были высшими чиновниками Империи; за ними следовали префекты претория Иллирика, который сидел в Фессалонике, и префект претория Галлий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

518 Финикийцы (Φοινκοι ) – жители Восточного Cpeдuзeмhoмopьz, области Древней Сирии, главными городами которой были Тир и Сидон. Занимались мореплаванием и торговлей. Высказывалось мнение, что финикийцы не коренное население, а переселенцы, зahzbшue часть древней страны Ханаан, их иногда omoждecmbлzюm с xahahezмu, которых не смогли вытеснить со своих исконных мест иудеи (см. коммент. 470). 519 Геродот и Эратосфен называли Ливией всю известную в то время Африку, в соответствии с этой традицией ливийцами называли африканцев вообще. Гомер, а затем римские и византийские географы употребляли название Ливия (греч. Λιβη ) в узком смысле длz oбoзhaчehuz северо-африканских земель к западу от Египта. В нашем случае ливийцы в узком смысле, как обозначение haceлehuz в обитаемой полосе от средиземноморского noбepeжьz на севере до Ливийской пустыни на юге, от границ Египта на востоке до области, примыкающей к заливу Сидр на западе. В свою очередь Лubuz делилась на две части: Киренаика на западе, Мармарика на востоке. 520 Мармариды (Μαρμαρδαι ) – жители области Мармарика (Μαρμαρς ) в Северной Африке, примыкающей с востока к Киренаике (npuбpeжhaz bocmoчhaz часть Ливии на границе с Египтом). 521 Карийцы (Κρες ) – малоазийское nлeмz, упоминаемое Гомером, Геродотом, Страбоном и др.; haceлzлu область Карию (Καρα) на юго-западе Малой Азии. Главные города: Галикарнас, Милет, Книд, Миласа, Marhecuz. – А.М.К. 522 Псиллы (Ψυλλται ) – nлeмz в Ливии, ynoмuhaemcz Геродотом, Страбоном и др. В cлabzhckoм названии спльлильтъ произошла метатеза труднопроизносимого coчemahuz пс > сп. – А.М.К. 523 Мисийцы (Μυσο ) – население Мисии (Μυσα), северо-западной горной части Малой Азии, с севера Mucuz граничит с Троадой, с северо-востока – с Вифинией, с востока – с Фригией, с юга – с Лидией. 524 Мосинеки (Μοσυνο ) – По Ипполиту 26), потомки сына Арама Маша (внука Сима), следовательно, nлeмz Симово, а не Хамово и в перечень хамитов попало ошибочно. По Страбону, мосинеки то же, что гептакомиты – nлeмz на горе Скидис над Колхидой; «Все жители горных областей совершенно дикие, однако гептакомиты npebocxoдzm в смысле прочих. Некоторые живут даже на дepebьzx или в бaшhzx, древние называли их мосинеками, так как башни haзыbaюmcz мосинами» (Страбон. 12.3.18). – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В 402 г. Синесий возвращается в Кирену. Пребывание Синесия в Кирене было очень недолгим. Видимо, уже через год, в 403 г., он вновь отправляется в Александрию. На вопрос, почему он так мало пробыл на родине, Синесий в письме к Полимену 12 дает уклончивый ответ. «Обстоятельства вынудили», – пишет он, не желая посвящать Полимена в курс дела. Однако из письма, написанного уже в Александрии, мы узнаем, что Синесий скорее всего оставил родной город из-за неприятностей со своим врагом Юлием 13 . В Александрии Синесий женится. Имени его супруги мы не знаем, очевидно, она была из знатной христианской семьи, т. к. сам патриарх Феофил благословил их брак. Синесий имел от этого брака трех сыновей, старшего из которых звали Исихий 14 . Пробыв два года в Александрии, Синесий возвращается на родину. Он жил либо в Кирене, либо в своем имении, где он был занят садоводством, охотой, научными и литературными делами. К этому периоду принадлежит большая часть его ходатайственных писем, в которых он просит за тех или иных лиц, а также писем, в которых описываются набеги варваров на Киренаику. Синесий принимал деятельное участие в отражении этих набегов. В 410 г. Синесий был избран жителями города Птолемаиды епископом. Это событие стало для него совершенно неожиданным и сильно смутило его 15 . Размышлениям Синесия на эту тему посвящено письмо 105 к Феофилу Александрийскому. Синесий прибыл в Александрию и после семи месяцев, в течение которых он, по видимому, активно изучал учение Церкви 16 , был крещен и рукоположен в епископы 17 . В 411 г. Синесий возвращается в Кирену. Уже в сане епископа он ведет борьбу с Андроником, жестоким правителем города Кирена, разрешает разнообразные споры между представителями клира. Вскоре один за другим умирают сыновья Синесия, что стало для него тяжелым ударом; он теряет также связь с друзьями. Что касается времени смерти Синесия, то оно остается неизвестным. Последнее письмо его, адресованное к Гипатии, говорит о том, что Синесий тяжело болен. Отсутствие в письмах Синесия сведений о трагической гибели Гипатии в 414 г., которая, безусловно, должна было бы сильно на него подействовать, дает нам право думать, что Синесий не дожил до этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Сассаниды, иранская династия, правившая в III-40;UU вв. на Ближнем и Среднем Востоке. Ардашир I, основатель государства Сассанидов, в 224 г. разбил парфянского царя Артабана V, положив конец существованию Парфянского царства. Уже при образовании государства сассаниды опирались на иранское жречество, а зороастризм стал государственной религией и одной из главных политических сил страны. В V в. цари местных династий Армении, Албании Кавказской, Иберии были заменены наместниками Сассанидов. С начала VI в. происходили войны между Византией и государством Сассанидов. Война Хосрова II с Византией в начале VII в. привела к захвату восточных провинций Византии. При Иездегерде III (632–651 гг.) государство Сассанидов было завоёвано арабами. Османы (оттоманы) – основное население Османской империи (1453– 1918 гг.). В XI веке огромные территории Азии, включая территории нынешних Турции и Туркмении, оказались под властью государства турок-сельджуков. В XIII в. одно из туркменских племён – кайы под предводительством Эртогрула двинулось на Запад и остановилось в Малой Азии, где они оказали содействие султану крупнейшего из турецких государств – Румского (Конийского) султаната – Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византией. За это Алаэддин отдал Эртогрулу в ленное владение пространство земли между Ангорой и Бурсой. Осман I, сын и наследник Эртогрула (1288–1326), в борьбе с бессильной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Конии. В 1299 г., после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от подчинения румским султанам. По имени Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами. К 1487 году османы подчинили всех турок Малоазиатского полуострова. Название «османы» стало более престижным, чем «турки», поэтому постепенно все турки Османской империи стали называть себя османами. К XVIII веку османы подчинили весь Балканский полуостров, Венгрию, Хорватию, Египет, Тунис, Киренаику, Алжир, Месопотамию, Кавказ, Крым и значительную часть Аравийского полуострова. После падения Османской империи Мустафа Кемаль предложил поменять самоназвание и называть народ не османами, а турками, а государство, расположенное на Малоазийском полуострове – Турецкой Республикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Будущий майор Динклаге тогда еще был обер-лейтенантом в Киренаике, Шефольд занимался во дворце Лималь изучением творчества одного из мастеров фламандской миниатюры XIV века и не подозревал о существовании Хеммереса, и даже Кэте Ленк еще не появилась в Винтерспельте, а ходила по Берлину, брала уроки английского (каждую пятницу вечером) у фройляйн Хезелер на Доротеенштрассе и часто встречалась со своим тогдашним другом Лоренцем Гидингом. На следующий день Аримонд и Хайншток поручили нотариусу Нёсгесу в Прюме составить договор о купле-продаже, подписали его и отправились с этим документом в окружную сберегательную кассу, директор которой, получив поручительство Аримонда, санкционировал кредит-денег этих Хайншток хак и не увидел, ибо с помощью простейших бухгалтерских операций их перечислили на счет акционерного общества «Туф и базальт» в Майене; в тот же день они посетили бюро инвентаризации земельной собственности и подали ходатайство о переводе участка площадью ровно в два гектара севернее дороги из В интерспельта в Бляйальф на имя Венцеля Хайнштока. — Почему этот Аримонд попросту не подарил тебе свою каменоломню? — спросила Кэте Ленк, когда Хайншток рассказал ей эту историю. — Он об этом говорил, — сказал Хайншток. — Он сказал, что такой подарок был бы нарушением добрых купеческих обычаев. «Кроме того, — сказал он, — если бы я подарил вам эту кучу камней, вы бы не чувствовали себя обязанным превратить ее во что-то стоящее». Впрочем, в качестве подарка я бы и сам ее не принял, — добавил Хайншток. Но он готов был признать, что из диспутов о капитализме и коммунизме Аримонд вышел победителем, причем с помощью средства, которое философски образованная (интеллектуальная) Кэте назвала «индуктивным умозаключением» («установление общих правил и законов через частные факты, познание на основе опыта»): ему удалось сделать Хайнштока если не капиталистом, то, во всяком случае, собственником определенного вида полезных ископаемых. Возможно ли, что Аримонд помог Хайнштоку стать владельцем винтерспельтской каменоломни не потому, что хотел довести ad absurdum его марксистские убеждения, а совсем по другой причине: он заметил, что об этом известняковом карьере человек из Чехии говорит другим тоном, иначе, чем об остальных участках, за которыми должен был следить? Или он как-нибудь тайком, внезапно нагрянув, наблюдал за Хайнштоком, когда тот, закурив трубку и прислонившись к каменной глыбе на заброшенной площадке под утесом, рассматривал светлую стену, где ничего нельзя было разглядеть, тем более человеку, который жил под нею уже не один день? Этого мы не знаем и не можем судить о характере и причинах проявленной Маттиасом Аримондом чуткости.

http://azbyka.ru/fiction/vinterspelt/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010