Синесий (370413 или 414) уроженец Киренаики в Северной Африке, родившийся в языческой семье богатых землевладельцев и получивший традиционное философско-риторическое образование в Александрии. В школе Ипатии он постигал «тайны священной геометрии» (письмо 92). В 399 г. Синесий был отправлен послом в Константинополь, где он пробыл до 402 г., а затем возвратился на родину. После победы, одержанной его противником, он вынужден был уехать в Александрию (403405 гг.). О деятельности Синесия, о его участии в общественно-политической жизни провинции известно из многочисленных писем (сохранилось ок. 170), написанных им в 395–413 гг. Среди них – послания префекту претория Аврелиану, облегчившему подати для жителей Киренаики, воспитателю императорских детей Анастасию, брату Евоптию, друзьям Исихию и Олимпию, Ипатии, которой он сообщал о «слабости тела», вытекающей «из болезни духа». В ряде писем Синесий рассказывал о военных действиях против авсуриан (405409 гг.), разрушавших церкви и осквернявших священные сосуды, об укреплении дисциплины и восстановлении военной обороны провинции, о незавидном положении риторов, о судах и судебных тяжбах. В письмах нашли отражение и события личной жизни Синесия: морское путешествие 402 г. из александрийского порта в Бендиде, когда во время бури на пассажиров обрушилась переломленная мачта; его брак с христианкой, благословленный александрийским патриархом Феофилом; избрание епископом Птолемаиды (совр. Ливия) в 410 г. и последующее крещение в Александрии в 412 г.; смерть трех сыновей (411413 гг.). Свое отношение к различным проблемам времени, главными из которых были взаимодействие центральной власти и провинций и заселение варварами византийской территории, Синесий выразил в речи «О царстве» и в своеобразном политическом романе «Египетские рассказы, или О провидении», который завершался изгнанием варваров и падением интригана и взяточника Тифона. В речи «О царстве», произнесенной перед императором Аркадием (395408), он выступил против тирании, против увеличения численности государственного аппарата и против создания придворной гвардии. Не признавая божественного происхождения императорской власти, Синесий в то же время утверждал, что поскольку Бог это «первообраз разумных вещей» и «причина всякого блага», император должен ему подражать, окружая себя разумными и образованными советниками. Он должен быть исполнителем «общественных обязанностей», соединенных с «благом подданных». Синесий считал опасным для государства использование варваров, лишенных ромейского патриотизма, в армии и в государственном аппарате, так как они разлагали византийское общество изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Королевский дворец в Триполи. 1923 г. В нояб. 1949 г. ГА ООН приняла решение о подготовке к признанию независимости Л. до нач. 1952 г. Национальное учредительное собрание, имея равное число представителей от Триполитании, Киренаики и Феццана, начало работу в дек. 1950 г., в окт. 1951 г. приняло конституцию, объявлявшую Соединенное Королевство Ливия федеративным гос-вом, а в дек. утвердило Идриса на троне (с именем Идрис I) и сформировало федеральное правительство. Новое гос-во представляло собой ограниченную монархию - федерацию Триполитании, Киренаики и Феццана; в каждой из областей функционировало собственное правительство. Из 2 палат парламента выборной была только нижняя. Оппозиция жестко подавлялась на основании Закона 1952 г. о запрете политических партий, декрета 1955 г., предоставлявшего правительству право введения ЧП, Закона 1956 г. об ограничении собраний и демонстраций и запрещении забастовок. К нач. 50-х гг. XX в. Л. считалась одной из беднейших стран Африки. Подавляющее большинство жителей было неграмотным (на 1954 - более 87%), многие вели кочевой или полукочевой образ жизни или существовали за счет сельскохозяйственного труда. В основном земля находилась в руках латифундистов и шейхов племен - главной опоры королевского режима, а большинство селян владели мелкими участками или были безземельными. С принятием арабского языка в качестве официального итальянский, ранее весьма популярный, особенно среди образованных ливийцев, уступил место англ. языку, позиции к-рого укрепились за годы правления брит. администрации (1943-1951) и позднее, благодаря доминированию англо-амер. капитала. Пользуясь тяжелым положением Л., Великобритания и США в обмен на существенную экономическую и техническую поддержку навязали ей неравноправные соглашения: британско-ливийский договор (июль 1953) предусматривал военную взаимопомощь сроком на 20 лет, в т. ч. финансовое содействие королевству Л. в обмен на право пребывания здесь брит. подразделений; американо-ливийское соглашение (сент. 1954) предоставило США право арендовать территории под военные базы (крупнейшая - Уилус-Филд в Меллахе), полностью контролируемые Пентагоном, а американские ВВС получили право полета над любой частью территории Л.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

И деятельность, и взгляды Синезия, верно служившего в течение всей жизни интересам своей классовой группировки, показывают, что в высших классах все больше и больше верили в те же мифы, что и в народе. Нас не должна вводить, в заблуждение враждебность Порфирия или Ямвлиха к христианству, противопоставление двух религиозных истолкований мира, одного более рафинированного и аристократического, представленного неоплатонизмом, другого – более народного и конкретного, представленного христианством, так как оба эти толкования основываются на общих положениях. Языческая философия в последние века Римской империи все больше сближалась с богословием. Поэтому Синезий, прошедший хорошую математическую школу под руководством Ипатии, сам конструировавший астрономические и физические приборы, в то же время, так же, как большинство его современников, испытывал постоянную тягу к религии, верил в сны, приметы, предсказания, написал целый трактат о возможности предвидеть будущее посредством снов и наконец, быстро и легко превратился из философа-неоплатоника в христианского епископа-митрополита Киренаики. Общественные действия людей подчинены общественным законам исторической необходимости. Но это, однако, не значит, что отдельные люди и тем более, общественные классы пассивно подчиняются исторической закономерности. Люди, независимо от того, играют ли они прогрессивную или реакционную роль, вносят в историческую действительность свою сознательную волю и творческую активность. Письма Синезия показывают, что восточно-римские рабовладельцы, напуганные революционным движением рабов и колонов, повлекшим за собой Адрианопольскую катастрофу 378 г., напуганные еще больше событиями на Западе, в основной своей массе сознавали необходимость сплочения вокруг императорской власти и сохранения централизованного государства. Поэтому и Синезий не только идеологически защищал устои рабовладельческого государства, но и выступал с оружием в руках на его защиту: на собственный счет организовал ополчение для защиты Киренаики, добывал для него оружие и уже занимая епископскую кафедру, был душой обороны Птолемаиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Но и среди куриалов Пентаполя тоже наблюдалось разложение. Синезий был, несомненно, умным и талантливым представителем куриальского сословия. Он пользовался поддержкой многочисленной клики своих родственников и сторонников в Киренаике. Он сумел завязать дружественные отношения с влиятельными кругами в Константинополе и Александрии, которые оказывали ему всяческую поддержку. Он гордился (до своего избрания на епископскую кафедру) тем, что он «был окружен почестями и не испытывал никакого бесчестья» 177 . Однако и он имеет в Пентаполе сильных врагов, которые разрушают его планы, направленные на упрочение положения провинции, травят его родственников, причиняют ему всякие неприятности. В Киренаике масса доносчиков, процветает сутяжничество. Солдаты восточно-римской армии, которых грабят их командиры, в свою очередь, грабят население, не щадят даже епископские конюшни. Стратиот Карнас самовольно увел епископского коня, предложив за него собственнику ничтожное вознаграждение. Эти данные показывают, что было бы глубокой ошибкой считать Восточную Римскую империю государством, в котором обеспечивались бы права и соблюдались законы. Мы видим, что центральная императорская власть настолько слаба, что не в состоянии контролировать действительное управление провинций, в которых начинает развиваться процесс феодализации и сильные люди, как показывают письма Синезия, при молчаливом содействии продажной провинциальной администрации самовольно захватывают земли и другое имущество. При таком положении, естественно, нечего было и думать осуществить мечтания Синезия о возвращении «древних славных времен» римской рабовладельческой империи, так как разложение рабовладельческого общества зашло и на Востоке достаточно далеко. Синезий в конце своей жизни должен был видеть крушение всех его патриотических стремлений и семейных привязанностей. В «Катастасисе» он говорит: «Пентаполь умер, он задавлен, он кончил свое существование, он убит, он погиб, он не существует более ни для нас, ни для императора. Нельзя назвать владением императора то, что не приносит ему никакой пользы. А какую пользу можно извлечь из пустыни?» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Наконец, Памфилия и Писидия были также сделаны свободными. В 74 г. до Р. X. к римлянам перешла по завещанию Никомеда III Филопатора Вифиния 134 . К последней в 65 г. до Р. X. еще до смерти Митридата Понтийского была присоединена западная часть Понтийского царства 135 . В 96 г. до Р. X. тем же путем, как и Вифиния, по завещанию Птоломея Ариона досталась Риму Киренаика с пятью дорийскими городами Киреной, Баркой или Птолемаидой, Евесперидой или Береникой, Аполлонией или Созусой и Тевхирой или Арсиноэ. Около 74 г. из Киренаики образована была провинция под управлением questor pro praetore 136 . В 68 году до Р. X. по случаю войны с разбойниками был занять Крит 137 . При обращении последнего в провинцию с ним была объединена Киренаика. Так составилась одна соединенная сенатская провинция Creta-Cyrenae или Creta et Cerenae 138 . В 66 году по миру, заключенному с Митридатом к Риму перешла восточная половина Киликии – Cilicia campestris 139 . Чрез два года она была организована в особую провинцию, в которую кроме Cilicia aspera и Cilicia campestris 140 вошли еще Памфилия, Исаврия, Ликаония, весьма значительная часть Великой Фригии и остров Кипр. Но отдельное существование этой провинции было не продолжительно. В 36 г. Кипр и Cilicia aspera были отданы Антонием Клеопатре, Cilicia campestris сыну последней – Птолемею, а Памфилия, Исаврия и Ликаония – Галатскому царю Аминте 141 . Что же касается части Великой Фригии, то она, по-видимому, еще в 49 году была обратно присоединена к провинции Азия 142 . Одновременно с подчинением Киликии совершилось присоединение обширной страны, лежащей на восточном берегу Средиземного моря, именно Сирии, в состав которой входили: 1) собственно Сирия, 2) Финикия, 3) Иудея и целый ряд мелких владений, находившихся под управлением собственных туземных династий, как то: Коммагенской 143 Халкисской 144 Абилена 145 , Сампсигерам 146 (Sampsiceramus, Σαμψιγραμος), царство Набата с замком Петра 147 и др. Вся эта страна была поставлена в зависимость от Рима Помпеем и в управлении объединена с Киликией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Тут добром считалось уже не просто удовольствие, а злом не просто страдание. Феодор полагал, что удовольствие и страдание вовсе не есть добро или зло. " Целью он полагал веселость или дурное настроение. Одно основано на разумном усмотрении, другое - на глупости. Мышление (phrone " sis) - благо, а противоположное состояние - глупость, средним же является удовольствие и мучительное усилие (ponos) " (98). Это прямая путаница понятий, поскольку здесь привходят такие совершенно некиренейские понятия, как " справедливость " или " благо " . В худшем же случае это, несомненно, прогресс аморализма и анархизма. В религии Феодор, вопреки мнению большинства исследователей, тоже не очень устойчив. Правда, он получил прозвание " безбожник " или даже " бог " (масса текстов). Если последнее прозвище безусловно иронично, то первое просто пока еще ни о чем не говорит, поскольку отрицание мифологических богов было традиционным уже в период ранней классики, а также и в такой зрелой классике, как Платон и Аристотель. Кроме того, в данном вопросе игнорируют свидетельства Климента Александрийского (Paedagog. 15d) о том, что Феодор отрицал только ложных богов, но вовсе не отрицал тех богов, которых считал истинными. По поводу безбожия Феодора у Диогена Лаэрция (101, 116) читаем разные шуточки. А ученик Феодора Бион, проповедовавший своим ученикам безбожие по Феодору, стал пользоваться амулетами, как только заболел, и " раскаялся в том, в чем грешил против богов " (IV 54). Итак, наслаждение, которое началось у киренаиков с минутного наслаждения, стало тотчас же осложняться, с одной стороны, немногими положительными и весьма неясными элементами, а с другой стороны, стало трактоваться как нейтральное ко всякому добру и злу, ко всяким удачам и неудачам в жизни, ко всяким преступлениям, как некоторого рода полное " безразличие к вещам и к их переживаниям, то есть как адиафория (безразличие) " , - термин самих киренаиков. Пока дело ограничивалось только эстетикой бескорыстного, это еще было кое-как понятно, поскольку любые безобразия жизни, в порядке аморального бесчувствия, действительно еще можно кое-как созерцать эстетически.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

404 Здесь нужно понимать Сирию в широком смысле, которая простирается на юге до Аравийской пустыни. В пространном смысле под Сирией понимали все приморские земли к западу от Евфрата до пределов Египта. В узком – полосу земли от пределов Киликии до реки Елевфера и к востоку до Евфрата. 405 Вероятно, здесь указывается так называемый Нижний Египет, область в нижнем течении Нила, соответствующая римским провинциям Египет, Августампика и Аркадия. 406 Мысль о том, что Индия и Африка соединены перемычкой, приписывалась Псевдо-Аристотелем (Inundo Nili) персидскому царю Артаксерксу III Оху (358–338 гг. до н. э.). Александр Великий перед отправлением вниз по Инду предполагал, что попадет в Египет (Strabo XV. 1. 25). 408 Нил назван рекой эфиопов согласно Ветхому Завету ( Быт. 2:13 ). Геродот полагал, что Нил течет из Ливии, затем проходит через Эфиопскую землю и впадает в море в Египте (Her. II. 22). Об истоках Нила см.: Her. II. 28; Plin. Nat. Hist. V. 51–53; VIII. 77; Amm. Marc. XXII. 15. 8. 412 Конъектура Дюканжа (Ducangii nota 23). Кирена – главный город в Киренаике, основанный греками в VII в. до н. э. Страбон посвящает ему небольшое историческое описание (Strabo XVII. 3.21). 413 Мармарика (Мармарида) – область, названная позднее Диоклетианом провинцией Ливия Нижняя, расположенная южнее Киренаики. 415 Насамоны (назамоны) жили ближе к Киренаике. Они пользовались дурной славой грабителей кораблей, потерпевших крушение. 416 Мацеи обитали в пустынях, западнее насамонов. Из племени мацеев псиллы известны как врачеватели от укусов змей. 417 В данном случае говорится о Северной Африке от района так называемой Карфагенской Африки до западной оконечности Средиземноморского побережья материка. В «Хронике» Ипполита текст более обширный (§ 146–149): «Ливия Вторая, которая простирается от Большой Лепты до Сирта Малого; Нумидия, Массурида, Мавритания, простирающаяся до Геракловых столпов напротив Гадиры». 418 Город Большая Лепта (Лептис Магна) расположен в Сиртской области между Большим и Малым Сиртами к востоку от современного Триполи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

последовательности в учении излагаемой школы. Удовольствие и страдание объявляются у киренаиков чисто физическими состояниями. Но этот физицизм на каждом шагу нарушается у Диогена другими, более глубокими переживаниями и душевного и духовного характера. Удовольствие определяется как «легкое», а страдание как «резкое» душевное переживание (II 86). Что такое «легкость» или «резкость " –это понять не трудно, поскольку термины эти в изложении Диогена не выходят за рамки обыденных разговоров и вполне обиходной речи. Но при чем тут «душа» и как вообще понимать эту «душу», согласно киренайскому учению,– об этом у Диогена ни слова. Наоборот, судя но последующему, правда весьма спутанному, изложению, киренаики особенно следовали этому принципу удовольствия. Физическое удовольствие прямо объявляется в качестве безусловного принципа, настолько безусловен, что презирает вообще всякую мораль. Он вполне естествен и дан человеку от природы (II 88). Не нужна никакая натурфилософия (II 92) и никакая мудрость, которая бы не сводилась к обыкновенному и единичному физическому удовольствию (II 91). Даже друзей мы любим ради выгоды, как и о теле и его частях мы заботимся только ради собственной выгоды (там же). Особенно в такой оценке моральных благ прославились сторонники Гегесия, тоже киренаика (II 93), а также сторонники Феодора, ученика киренаика Анникерида (II 99). Этот Феодор в самой наглой форме, и притом и форме якобы силлогистической точности, проповедовал любовь в максимально обнаженном виде (там же). Киренаики различали счастье как совокупность всех удовольствий и единичные удовольствия (II 87–88). А так как счастье, согласно киренаикам, невозможно (II 94), то остается, следовательно, признать одни лишь единичные акты удовольствия (II 91). Удовольствие обладает высшей активностью; здесь киренаики спорят с Эпикуром, признававшим удовольствие только лишь в виде отсутствия страдания (II 89). Все удовольствия совершенно равны одно другому (II 87, 94, 96) t и в сравнении с этим всеобщим человеческим удовольствием являются вполне относительными, условными и

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

На исходе XX в. страна сохраняла значительную региональную раздробленность, связанную прежде всего с многовековой исторической обособленностью 3 основных областей: в Триполитании в основном проживали оседлые крестьяне и горожане, земля была в частной собственности; в Киренаике преобладали кочевники и полукочевники и племена коллективно владели землей; своеобразием отличалась социальная организация пустынного Феццана. Эта неоднородность лишь отчасти преодолевалась постепенным небольшим ростом численности торговцев, чиновников, менеджеров и квалифицированных специалистов. Различались и религ. симпатии населения: в Триполитании исповедовали маликитский мазхаб суннизма, высоким авторитетом пользовались богословы (улама); в Киренаике был широко распространен суфизм сенусийи, общая численность приверженцев тариката достигала чуть менее 1/3 всех мусульман страны. Благодаря быстрым темпам роста рождаемости (в 70-х гг. XX в. ежегодно более 4%) население страны увеличилось за 1973-1998 гг. с 2,2 до 5,7 млн чел. Совр. структура образования возникла только после «сентябрьской революции» под эгидой гос-ва: в 1969 г. образование стало обязательным на начальной ступени, в 1973 г.- бесплатным на всех ступенях и обязательным в возрасте с 6 до 15 лет. В 1973 г. Ливийский ун-т в Бенгази был разделен на 2 самостоятельных (Эль-Фатах в Триполи и Гар-Юнис в Бенгази). Увеличилось число специальных вузов (связи, технологии, электроники, банковского дела, нефтяной промышленности и др.). Благодаря программе по ликвидации неграмотности, принятой в нач. 70-х гг. XX в., к 1985 г. уровень грамотности среди взрослого населения достиг 67%. Во 2-й пол. 80-х гг. расходы на образование составляли 7,5% ВНП ежегодно. В 90-х гг. XX в. действовали 10 ун-тов и 10 педагогических ин-тов. Из 14 научно-исследовательских центров большинство ориентировались на изучение религ. дисциплин. Гос-во материально поддерживало исламские вузы, в т. ч. ун-т в Эль-Байда, являвшийся и центром теологических наук. По состоянию на 2009 г. уровень грамотности в Л. составлял 87% (в 1968 - 27%).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Ибо для того, чтобы тело и душа находились в здравом состоянии, необходимо молиться и трудиться. И в таком спокойствии я проводил годы до моего избрания на священническую должность» 30 . Таким образом, Синезий сам признает, что он любил выступать ходатаем по делам своих соотечественников и что он был проситель влиятельный, т. е. его ходатайства почти всегда увенчивались успехом. Он забывает только прибавить, что он действовал почти исключительно в интересах своих друзей, родственников, людей и лиц, принадлежащих к той же классовой группировке. И мы не имеем оснований считать, что Синезий переоценивал свои заслуги. Он имел влиятельных друзей, как в Константинополе, так и в Александрии. Как уже отмечалось, в Константинополе другом Синезия был префект претория Аврелиан; он оставался другом софиста Троила, который, по сообщению Сократа, был первым советником префекта претория Анфимия 31 . Он долгое время находился в дружественных отношениях с воспитателем императорских детей Анастасием; в Александрии его друзьями были praefectus augustalis Пентадий, Геркулиан, Ипатия, дружеские связи с которой никогда не прерывались. Эти связи Синезий умел использовать, как для обеспечения классовых интересов в масштабе целой провинции, так и ради отдельных друзей. Об этом откровенно пишет он сам в письме 29, адресованном августалию Пентадию: «В том, что я тебя постоянно беспокою, обвиняй самого себя. Ты показал всем ясно, что держишь меня в большой чести и потому открыл путь ко мне всем, кто испытывает какое-нибудь несчастье» 32 . Из переписки Синезия до нас дошло не менее 20 писем, в которых автор о чем-либо просит или относительно Киренаики в целом, или относительно отдельных лиц. К письмам, касающимся всей Киренаики, относится, например, письмо 73 Троилу, в котором автор просит присылать в Киренаику правителей, которые не знают киренцев и им неизвестны, и которые могут судить по справедливости, не руководствуясь личным пристрастием и капризами 33 . В письме к занимающему высокий военный пост в Константинополе Симпликию 34 , который был comes et magister utriusque militiae per orientem c 396 по 398 г., писатель жалуется, что присланный Симпликием на должность военного комита Кереалий скоро покрыл позором и себя, и приславшую его власть, привел оборону провинции в полный беспорядок, заставил самого Синезия защищать свою родину и потому, занятый этими военными делами, он не имеет времени вынимать из шкафов книги и заниматься поэзией 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010