Laert. I 96; II 23, 49; III 29; IV 19; SSReliq. IV A 151-158) является псевдоэпиграфом, неизвестный автор к-рого, вероятно, описывал жизнь и мнения Аристиппа под его именем. Большинство других сочинений, названия которых приводят доксографы, также, по-видимому, были псевдоэпиграфами, приписанными Аристиппу намеренно или по ошибке (подробнее о сочинениях см.: Mannebach. 1961. P. 76-85; Giannantoni. 1990. P. 155-168; D ö ring. 1998. S. 249-250). О содержании сочинений Аристиппа можно судить лишь по заглавиям; никакие философски значимые отрывки и цитаты из них не сохранились. Трактаты доксографов и сборники высказываний философов содержат значительное число рассказов об Аристиппе и приписываемых ему изречений. Использование их в качестве надежного источника затруднено тем, что авторы этих свидетельств предназначали их не столько для описания точного исторического облика Аристиппа, сколько для создания яркого образа легендарного основателя школы К., вслед. чего приписывали ему поступки, к-рые были призваны выразить его философское мировоззрение и наглядно представить свойственный ему характер. Оценивая в целом образ жизни Аристиппа, Диоген Лаэртский отмечает: «Он умел примеряться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всей обстановкой... он извлекал наслаждение из того, что было в этот миг доступно, и не трудился разыскивать наслаждение в том, что было недоступно» ( Diog. Laert. II 66). Мн. свидетельства иллюстрируют, как, приспосабливаясь к любой жизненной ситуации, Аристипп получал от жизни и окружавших его людей все, что только можно получить: богатство, роскошь, удовольствия, славу. Однако при этом сильнее всего он дорожил собственной независимостью и свободой, поэтому в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонт приписывает ему слова о том, что его путь - это «путь не через власть, не через рабство, а через свободу, который вернее всего ведет к счастью» ( Xen. Mem. II 1. 11). Свой жизненный принцип, ставший важнейшим основоположением всей школы К., Аристипп емко выразил в ответе тем, кто упрекали его в частых встречах с коринфской гетерой Лаидой: «Я обладаю ею, но она не обладает мной» (χω λλ οκ χομαι - Diog.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

Сообщается, что нек-рое время он жил при дворе царя Птолемея I в Александрии и был отправлен им в качестве посла к фракийскому царю Лисимаху (306-281 гг. до Р. Х.). Передаваемые доксографами рассказы о беседах Феодора с Лисимахом и его придворными свидетельствуют о свободолюбии и философской дерзости Феодора, близких к киническому идеалу «свободной речи»; так, на угрозу предать его смерти Феодор ответил: «Воистину возвеличишься ты, царь, сравнявшись силой с цикутой» ( Stob. Anthol. III 2. 32; ср.: SSReliq. IV H 7-9). Незадолго до смерти Феодор вернулся в родной город, где он пользовался покровительством киренского царя Магаса (276-250 гг. до Р. Х.), пасынка царя Птолемея I (см.: Diog. Laert. II 102-103). Диоген Лаэртский и Секст Эмпирик свидетельствуют, что Феодор был автором несохранившегося соч. «О богах», предположительно сильно повлиявшего на теологию Эпикура (Ibid. 97; Sext. Adv. math. IX 55). По мнению совр. исследователей, создателем сочинений «О школах» ( Diog. Laert. II 65; другой вариант перевода заглавия, «О предпочтении», позволяет предположить, что трактат был направлен против философского гедонизма в целом и мог быть создан упоминаемым у Диогена Лаэртского стоиком Феодором - Bredlow L. A. Some Notes on Diogenes Laertius//Hermes. 2007. Bd. 135. H. 3. S. 370) и «Против Эпикура» ( Diog. Laert. X 5), автора к-рых Диоген Лаэртский называет Феодором, был не киренаик, а некий др. Феодор (см.: Winiarczyk. Theodoros Ο Αθεος. 1981. S. 84-87; Giannantoni. 1990. P. 190; D ö ring. 1998. S. 262-263). Сообщение Диогена Лаэртского о существовании внутри школы К. в нач. IV - кон. III в. до Р. Х. 4 направлений заставляет предполагать, что в это время К. были достаточно многочисленны и их взгляды пользовались относительной популярностью в греч. обществе. С критикой взглядов К. в этот период выступали мн. сократики: так, мегарик Стильпон написал против К. диалог «Аристипп или Каллий» ( Diog. Laert. II 120), еще один диалог, «Аристипп Киренский», был создан платоником Спевсиппом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

Понятие «претерпевания» (τ πθη), занимающее центральное место во всем учении К., не поддается однозначному переводу. Уже в ранней лат. традиции, у Цицерона, этот термин был переведен не дословно, как passiones, т. е. страсти, а объяснительно, как permotiones intimae, т. е. «глубочайшие [внутренние] движения [души]» ( Cicero. Acad. II 46. 142; пер.: Н. А. Фёдоров). В рус. переводах источников он передавался как «аффекты», «аффекции» ( Sext. Adv. math. VII 191; пер.: А. Ф. Лосев), «страсти» ( Diog. Laert. II 92; пер.: М. Л. Гаспаров), «состояния души» (Ibid. 86), «внутренние состояния», «ощущения», «восприятия» (см.: Бриссон 2006. С. 174). Наиболее подробное изложение представлений К. о природе и схеме познавательных актов человека было дано Секстом Эмпириком ( Sext. Adv. math. VII 191-198); хотя он использовал для передачи учения К. терминологию стоиков и скептиков, в содержательном отношении его сведения согласуются с сообщениями др. источников (анализ см.: D ö ring. 1988. S. 8-32; Tsouna. 1998; Бриссон. 2006. С. 190-196). Согласно Сексту Эмпирику, претерпевания - это особый вид человеческих реакций, возникающих при соприкосновении органов чувств с чем-то, воздействующим на них извне. Как мн. античные философы, К. считали, что предметы или внешние обстоятельства взаимодействуют с органами чувств путем непрерывных актов движения (κινσεις): воздействие на орган «движет» (т. е. изменяет) его, производя претерпевание в широком смысле, т. е. производят единичный акт взаимодействия, в результате к-рого человек оказывается «неким образом чем-то подвигнут» ( Plut. Adv. Colot. 24). В непрерывном потоке материальных претерпеваний чувства субъекта под руководством разума выделяют претерпевания в узком смысле, т. е. подлежащие объективации душой (сознанием) комплексы материальных воздействий. Все претерпевания вначале непосредственно переживаются в их физическом характере; за физическим переживанием следует целенаправленное вычленение содержания некоего претерпевания уже как материально-ментального целого, т. е. его объективация в целостном «ощущении» (ασθησις). Этой объективации соответствует первичная вербализация: согласно К., человек не может корректно описать свое переживание с помощью субъектно-предикатного высказывания: напр., «я вижу, что нечто - белое», а может описать его лишь с помощью пассивной формы личного глагола: напр., «я обеляюсь» или «я был обелён» (λευκανομαι; λευκαντικς διατεθναι), т. е. я претерпел некое воздействие и идентифицировал его в качестве ощущения, известного мне как ощущение белизны ( Sext. Adv. math. VI 192). С помощью подобных неологизмов К. пытались подчеркнуть, что претерпевание субъективно связывается человеком с неким уже пережитым ранее ощущением, впосл. обобщенным разумом и соотнесенным с условным воздействующим объектом, тогда как действительный воздействующий объект всегда остается неизвестным, так что он не может быть назван с достоверностью ( Tsouna. 1998. P. 26-30; D ö ring. 1998. S. 253-254).

http://pravenc.ru/text/1840167.html

[Государство Ливия; араб. ], гос-во в Сев. Африке. Площадь - 1759,54 тыс. кв. км. На севере омывается водами Средиземного м.; на востоке граничит с Египтом , на юго-востоке - с Суданом , на юге - с Чадом и Нигером , на западе - с Алжиром , на северо-западе - с Тунисом . Столица - Триполи (1019 тыс. чел., по данным на 2012). Крупнейшие города (по данным на 2012): Бенгази (633 тыс. чел.), Мисурата (286 тыс. чел.), Тобрук (138 тыс. чел.), Себха (99 тыс. чел.), Бени-Валид (91 тыс. чел.). Офиц. язык - арабский; с 2012-2013 гг. в адм. практику допущены берберские языки. Включает 3 исторические области - Триполитанию (северо-запад), Киренаику (восток) и Феццан (юго-запад). Административно-территориальное деление (c 2007) - 22 района (шаабии). Сохраняется членство Л. в ООН (1955), ЛАГ (1953), МВФ (1958), МБРР (1958), ОПЕК (1962), АС (1963, до 2002 ОАЕ), Организации Исламская конференция (1969). География. Большая часть территории - в геологическом отношении часть сев. склона Африканской тектонической платформы - представляет собой плато (высотой в среднем до 600 м), разделенное обширными понижениями на отдельные участки субтропических полупустынь (на севере) и тропических пустынь (на юге). Береговая линия (1770 км) расчленена слабо: единственный крупный залив - Сидра (Б. Сирт), к западу от которого берега низкие, песчаные, окаймлены лагунами, к востоку - обрывистые, гористые. Вдоль побережья растянулась низменная равнина (высота до 200 м), постепенно расширяющаяся к востоку. На северо-востоке простирается плато Эль-Джебель-эль-Ахдар (до 705 м), на северо-западе - Хамада-эль-Хамра, которое у прибрежной низменности Джефара обрывается уступом Джебель-Нефуса (до 967 м), к югу уступом Тингерт (до 661 м) возвышается над котловинами Идехан-Аубари и Идехан-Мурзук с песчаными грядами длиной от десятков до сотен километров при относительной высоте 150-200 м. На востоке эти пустынные котловины ограничены вулканическими горами Эс-Сауда (до 840 м) и Эль-Харудж-эль-Асвад (до 1200 м), которые отделяют Феццан от Ливийской пустыни. К югу от них расположены плато Бин-Гунайма (до 740 м) и горы Туммо (до 1043 м). В юж. районах на территорию Л. заходят отроги вулканического нагорья Тибести высотой до 2267 м (гора Бетте - высшая точка страны).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Хотя в дальнейшем династии Караманлы удалось ненадолго восстановить свои позиции, эпоха Танзимата (1839-1876) положила конец ее влиянию. В 1869 г. Триполийский эйалет был разделен на Триполитанский вилайет (Тарабулус-эль-Гарб; подразделялся на 5 санджаков), куда назначался полномочный генерал-губернатор (вали), и особый округ (санджак) Бенгази, во главе которого стоял губернатор (мутасарриф), к-рого присылали из Стамбула (в 1879 санджаку Бенгази присвоен статус вилайета). Однако в т. н. 2-й период османского доминирования (1835-1912) влияние центральной администрации не распространялось далеко во внутренние р-ны Ливийского нагорья, где новые порядки вызывали недовольство местных жителей. В Триполитании и Феццане восстание под рук. Абд аль-Джалиля Сайф ан-Насра (1838-1842) получило продолжение под началом Гумы аль-Махмуди (ок. 1840-1856), а в Киренаике развил активность суфийский тарикат сенусийя, основанный в 1837 г. в Мекке алжирцем Мухаммадом ибн Али ас-Сенуси (1787 или 1791-1859). Вначале он действовал в Хиджазе, но в 1843 г. перенес свою деятельность в оазисы Киренаики и в 1855 г. поселился в одном из них - в Джагбубе (северо-восток Ливийской пустыни). Его сыновья и преемники упрочили могущество тариката и в 1894 г. перенесли свою ставку юго-восточнее - в оазис Куфра. Мн. жители Киренаики и прилегающих к ней частей Сахары - кочевники и отчасти оседлые земледельцы и горожане - считались последователями верховных шейхов сенусийи. В такой обстановке в сер. XIX в. зарождались предпосылки возникновения самобытного очага политогенеза на территории Л. на основе образованной сети сенусийских обителей (завий), превратившихся в военно-адм. и торговые центры своеобразного протогос-ва, опиравшегося на лояльность племенной верхушки, крупное землевладение шейхов и их право на сбор налогов и податей (к 1884 в регионе насчитывалось до 100 таких завий). Создав под лозунгом джихада против «неверных» собственное военно-политическое объединение теократического типа, сенусийя возглавила движение арабо-берберских племен против османского господства и британской оккупации в Египте, позднее - французской экспансии в Центр. Африке и Алжире в 80-90-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

1037 Вероятно, Нарзес также был евнухом и служил кубикуларием прежде Антиоха (кубикуларии, как правило, были евнухами, родом из-за границы). 1041 Письмо написано предположительно в ноябре 405 г. (или 410 г.), отправлено из Кирены в Фикус. Упоминающийся в письме Кастрикий по другим источникам неизвестен. 1042 Т. е. 12 ноября. Использование египетского календаря в Киренаике восходит ко временам правления Птолемеев, присоединивших Кирену к Египту в 308 г. до н. э. 1045 Письмо отправлено из Кирены в Фикус. Относительно даты мнения исследователей расходятся: оно могло быть написано либо до 399 г., либо в 406 г., либо в 409/411 г. 1049 Классический греческий обычай требовал воздавать почести умершим на 3-й, 9-й и 40-й день после похорон. В христианской среде к IV веку вместо 9-го дня стал чтиться 7-й (например, Амвросий Медиоланский произносит речь о своем брате на его могиле на 7-й день после похорон). Говоря о 7-м дне после похорон Эсхина, Синезий свидетельствует, что его семья придерживается христианской традиции поминовения. 1051 Некоторые из эллинистических богинь, в местах, где они признавались покровительницами городов (например, Афина в Афинах), изображались с диадемами в виде башен или крепостных стен. Этот богословский сюжет нам известен по иконографии Богородица «Нерушимое Стено». Богиню анатолийского происхождения Кибелу, как правило, изображали с башней на голове, в сопровождении львов или на колеснице, запряженной львами (невеста во время свадебной церемонии также двигалась к дому жениха на колеснице, в которую, правда, запрягали мулов или быков), – ирония Синезия очевидна: «дикая», лишенная всякого благочестия девушка уподобляется «дикой» же богине, а ее желание украситься сверх всякой меры лишь довершает сходство. 1052 Функцию «привратника», по обычаю, исполнял один из друзей жениха: когда за новобрачными закрывалась дверь, он был призван охранять ее, а остальные в это время громко пели свадебный гимн. 1054 Упоминание Кекропа (легендарного царя Афин) свидетельствует о древности рода, к которому принадлежал Гармоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

107 В Африке обыкновенно объектом заговаривания служит Naja haje, один из видов аспида, а в Индии – другой вид, известный под именем Naja tripudians (Tristram, Nat. Hist. of Bible p. 272). 108 Mémoises géographiques et historiques sur l’Egypte, – par Et. Quatremère t. I, p. 203. Paris 1811. Только один Страбон, говорит аббат Souchay (Discours sur les Psylles в Histoire de l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres, 1733, t. VII, p 273) указывает более или менее точное географическое положение древних псиллов: по описанию Страбона псиллы жили в средине Киренаи, между насамонами, разбойничьим народом, опустошавшим границы Ливии, и гетулами, диким, воинственным племенем, – в несчастном климате, где солнце проливает ослепительный свет и где природа не производит ничего кроме змей (Strabo lib. VII). Среди этих-то чудовищ, продолжает Souchay, жертвой которых были иностранцы, псиллы, если верить древним авторам, жили без страха, как бы вне опасности, – привилегия настолько редкая, что по Диону природа согласилась на наследственную передачу её только в мужском поколении. 110 Hist. de l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres, t. VII, p. 273–286. «Мы из неоспоримых свидетельств узнаем, говорит Souchay, что в Египте всегда существовали люди, которым это искусство было близко знакомо». 111 Les charmeurs de serpents du Caire в Journal Officiel, 14 mars 1874, p. 1983. Эта корпорация новейших псиллов отличается, по свидетельству путешественников, кастовой замкнутостью, «Псиллы, читаем в Description de l’Egypte, t. XXIV p. 82, составляют корпорацию, одной из idées fixes которой составляет то, что если бы какой-нибудь египтянин вздумал подражать им, такой, если только он не произошел от отца – псилла, никогда не успеет в очаровании змеи». «C’est ainsi, говорит так же аббат Souchay, que les Psylles faisaient de leur art un mystére qu’ils n’avaient garde de révéler à leurs femmes même» (Histoire de l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres t. VII, p. 285). Предполагают, что эта кастовая замкнутость составляла отличительную черту и древних етипетских чародеев, которые на протяжении целых тысячелетий передавали свое искусство от отца к сыну, строго охраняя его тайну от непринадлежащих к их корпорации, принадлежавшей к жреческому сословию (Uhlemann, Handbuch der ägyptischen Alterthumskunde, 2 Th., S. 270. Cp. Cook в Speaker’s Bible I, 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Исходя из такого понимания личности Синезия, вполне оправданным выглядит его обращение к философии неоплатонизма как завершающего течения в античной философии. Знакомство с Ипатией оказало внимание на последующую жизнь Синения – до своей смерти он переписывался с ней. Впечатления от общения с Ипатией он передает, например, в письме 136: «Гомер, чтобы восхвалить Улисса, говорит, что он многому научился во время его долгого путешествия, многих людей города посетил и изучил их нравы; но то были не граждане, а лестригоны и циклопы. Каким же образом возможно воспеть наше путешествие, которое дало нам возможность убедиться в том, что молва казалась нам невероятной? Ибо мы сами были очевидцами и слушателями истинного руководителя священных таинств философии». (Ep. 136). Вероятно, обучение Синезия не ограничивалось рамками философии, и он изучал также математику и астрономию. 13 После завершения образования в Александрии Синезий совершил путешествие в Афины, однако, точное время поездки неизвестно. Письмо 136 Синезий написал из Афин, но уже после поездки в Александрию. (Ep. 136). 14 Причины, побудившие совершить эту поездку, приводятся Синезием в его письме брату (Ep. 54). В нем речь идет о снах, которые предвещают несчастья Синезию, если он не совершит поездку в Афины. (Ep. 54), но можно предположить, что не только такая неясная причина побудила Синезия отправиться в путь. Несмотря на упадок философских школ в IV в., Афины оставались городом со славной историей и местом развития философской мысли V-IV вв. до н. э., и можно предположить, что для Синезия, тяготевшего в своем творчестве к классическим образцам, было необ-ходимо побывать в этом городе. Однако в письме 135 Синезий выражает явное разочарование Афинами. «Афины, которые были некогда государством – жилищем мудрых, ныне славятся только приготовлением меда». (Ep. 135). После возвращения из Афин в Кирену Синезий был избран депутатом в Константинополь от городов Киренаики с целью исходатайствовать облегчение податей и налогов и защиту от варваров. Синезий по рождению принадлежал к классу куриалов, что предполагало выполнение общественных обязанностей, против выполнения Синезий стремился отказаться. 15 Единственным поручением, которое выполнил Синезий, является посольство в Константинополь в 399 г. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В-третьих, несостоявшаяся «цветная революция» в Ливии и откровенно провальная военная кампания против этой страны могут иметь следствием превращение М.Каддафи в некоего Че Гевару наших дней, в символический образ противостояния развивающихся стран (то есть основной части человечества) «золотому миллиарду», его гедонистическим моделям поведения и их агрессивной защите. Возникает естественный вопрос: а нужно ли такое противостояние Соединённым Штатам и Западу в целом - в их нынешнем непростом состоянии? Наконец, в-четвертых, продолжение «ливийского кризиса» может иметь следствием качественное усиление влияния Китая на ход мировых событий, а равно и массированное наращивание вооружений обычного типа. Мало того: о нераспространении ядерного оружия придется вообще забыть. Так что же все-таки пытается Запад найти в знойных пустынях Ливии? Думаю, что его замысел имел, прежде всего, геополитическоепроисхождение. Кто бы ни затевал беспорядки в Северной Африке и на Ближнем Востоке, Запад оказался не подготовленным к «арабским революциям» начала 2011 года. Доводы об «управляемом хаосе» как действенном средстве контроля над ситуацией в стратегически важном районе мира срабатывают лишь отчасти. Между тем, внутренний конфликт в Ливии (упрощенно говоря, противоборство запада и востока страны, Триполитании и Киренаики), казалось бы, сулил легкодоступную геополитическую компенсацию, ибо мог создать впечатление - с помощью хорошо оплаченных СМИ - полного восстановления контроля над Северной Африкой и всем Арабским Востоком. Однако оба сценария достижения желаемого результата - демонтаж существующего режима под воздействием массовых народных выступлений («тунисский вариант») либо «маленькая победоносная война» при поддержке «повстанцев» - оказались проигрышными. Не сработал и «югославский сценарий»; не пришла на помощь подвергшейся агрессии Ливии и Россия, где «ливийский кризис» только усилил консервативные настроения в обществе, сложившиеся, разумеется, не вчера. Откровенно говоря, не хотелось бы, чтобы консервативная консолидация российского общества происходила на антизападнойоснове (чему США и НАТО очень способствуют своей политикой.) Продолжение «ливийского кризиса» может оказать ущербное воздействие на внутриполитическое развитие ведущих стран Западной Европы, общественность которых начинает выходить из летаргического состояния и задавать своим руководителям все более сложные вопросы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Епископ не знал, что философ был погребен с его грамотой. Призвав в то же утро сыновей философа, епископ сказал им: – Что вы положили в гроб вместе с философом? – Ничего, владыко, кроме обычных погребальных одежд. Они предположили, что епископ спрашивает о деньгах. – Как?! – сказал епископ. – Разве не положили вы с ним грамоты? Тут они вспомнили – они никак не могли представить себе, что дело идет о грамоте, – и отвечали: – Точно так, владыко. Умирая, отец дал нам какую-то грамоту и сказал: «При погребении вложите мне в руки грамоту, так чтобы никто об этом не знал». Тогда епископ рассказал им свой сон, который видел в ту ночь. Потом, взяв детей, духовенство, знатных жителей города и некоторых из простых граждан, пришел к могиле философа. Могилу разрыли, раскрыли гроб, философ лежал и держал в руках грамоту. Взяв грамоту из рук умершего, они развернули ее и нашли только что сделанную собственноручную подпись философа… Вот что было написано: «Я, Евагрий философ, тебе, святейшему епископу господину Синезию, желаю радоваться. Я получил по твоей расписке, вполне удовлетворен и не имею никакой претензии на тебя из-за того золота, которое я дал тебе, а чрез тебя Христу Богу и Спасителю нашему». Все присутствовавшие были поражены этим и долго взывали: «Господи, помилуй!» Все прославляли Господа, творящего чудеса и подающего вечное воздаяние рабам Своим. Тот же господин Леонтий утверждал вместе с тем и то, что грамота с собственноручной подписью философа сохраняется доныне и находится в сокровищнице церкви киренской. Всякий вновь вступающий в свою должность ризничий вместе со священными сосудами принимает и эту грамоту и бережно хранит ее. Сдавая другому, вместе с сосудами передает и грамоту в полной неповрежденности. К главе 195 Пентаполъ – см. прим. к гл. 152-й. Об Апамее см. прим. к гл. 81. Киренаика – область в северной Африке к западу от Египта, с главным гор. Киреной. Пентаполь – там же. Об Евлогии см. прим. к гл. 77-й. Феофил занимал Александрийскую кафедру от 385–412 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010