К первой – отошли северная часть Сирии и страна Коммагена, ко второй – Финикия и масса мелких владений, именно: Гелиополь, Емеза, Дамаск, Пальмира, Авронитида, Батанея и Трахонита 171 . Кроме последнего деления Сирии, произведенного около конца II века, со времени Траяна никаких изменений в провинциальном делении востока вплоть до времен Диоклетиана произведено не было. Как не было никакого определенного плана в распределении провинций, так точно не существовало никакой системы и в управлении римскими провинциями. В одних – Азия, Африка, Македония, Ахаия, Крит и Киренаика, Кипр и Вифиния – имело место сенатское управление, в других – Дакия, Каппадокия, Сирия, Галатия, Памфилия и Линия, Киликия, Арабия, Месопотамия, Ассирия, Фракия, Епир, Египет – императорское. Но и в каждом из них органы управления были не одинаковы. В сенатских провинциях действовали в одних – проконсулы (Азия и Африка), в других – пропреторы (Македония, Крит и Киренаика, Кипр, Вифиния). Особенно было разнообразно императорское управление: в одних были legati Angusti с титулом прокуратора (Дакия, Сирия), в других преторы (Галатия, Киликия), в третьих, напр. в Египте организация управления была совершенно особая, не имевшая ничего общего с другими частями Империи. Были, наконец, такие страны, где сохранялись и действовали туземные правители из древних царских фамилий, наприм. Армения. Все эти многочисленные формы римского административного управления нисколько не отражались на внутренней жизни провинции. Благодаря строгому консерватизму римлян, отсутствию всякой инициативы и существованию принципа удерживать для покоренных народов их собственное устройство 172 , страны, из которых составлялась провинция, жили своею особою жизнью. Провинциальная связь являлась обстоятельством чисто внешним, а иногда даже случайным. Вопреки утверждению Любека, опоры в исторических, этнографических и лингвистических особенностях в административном делении Империи на провинции в это время (первые три века) не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Мореном и Р. Бартом). 114. доказательство для уличения, улика (греч.). 115. не предчувствовал вкуса и сочности… — игра слов, широко распространенная во французской традиции: saveur — сочность; savoir— ученость, или знать, ведать. 116. распознавания, различения (лат.). 117. Лк. 23:34. 118. прощать (греч.). 119. не ведают (греч.). 120. Деян. 3:17. 121. по неведению сделали (греч.). 122. сознательном выборе, своей воле (греч.) — термин из «Никомаховой этики» (см., например: Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 99—191). 123. двусмысленность, сомнительность (греч.). 124. в равносильности (греч.). 125. природы предвосхищающей (лат.). 126. совершение греха (лат.). 127. докса (греч. δξα) — мнение; видимость; недостоверное суждение. 128. этология (греч.) — наука о поведении. 129. Мишле Жюль (1798—1874) — французский писатель и историк. «Библия человечества» (1864). 130. киренаики (по названию греко–египетского города Кирены)—философская школа, основанная Аристиппом, учеником софиста Протагора. Некоторые киренаики (Эвгемер) отрицали существование богов. Влияние этой школы испытывали эпикурейцы и французские материалисты XVIII в. 131. Гегесий Киренский (IV—III вв. до н. э.) — по прозвищу «пейститанатос» — то есть «проповедник смерти». Представитель крайнего крыла киренаиков, проповедовал самоубийство, поскольку жизнь, по его мнению, недостойна того, чтобы жить. Считал, что в мире не существует никакого блага. 132. симбиоз сомы и психеи… — сома (греч.) — тело; психея (греч.)—душа; амфибия (греч.)—двоякоживущий; здесь: живущий двоякой жизнью. 133. признак себя и лжи (лат.). «Истина — пробный камень самой себя и лжи» — фраза из «Этики» Спинозы (см.: Словарь латинских крылатых слов. М., 1988. С. 846). 134. «Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему» (лат.). Овидий. Метаморфозы, VII, 20—21 (Словарь латинских крылатых слов. С. 853). 135. «Вижу и одобряю» (лат.). 136. следовать (лат.). 137. худшему следую (лат.). 138. одобряю (лат.). 139. следую (лат.). 140. Имеется в виду диалог Платона «Государство» (см.: Платон.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

Обдумывай же эти и подобные советы днем и ночью, сам с собою и с тем, кто похож на тебя, и тебя не постигнет смятение ни наяву, ни во сне, а будешь ты жить, как бог среди людей. Ибо кто живет среди бессмертных благ, тот и сам ни в чем не сходствует со смертными». Гадание он отрицает в других своих сочинениях, например в «Малом обзоре» 862 ; он говорит: «Гадания не существует, а если бы оно существовало, то предсказываемое следовало бы считать совершающимся помимо нас». 136 Таковы его мнения об образе жизни; в других местах он рассуждает об этом пространнее. От киренаиков он отличается представлением о наслаждении: те не признают наслаждения в покое, а только в движении, Эпикур признает и то и другое наслаждение как души, так и тела и говорит об этом в книгах «О предпочтении и избегании», «О конечной цели», в I книге «Об образе жизни» и в письме к митиленским философам. То же самое говорит и Диоген в XVII книге «Выборок», и Метродор в «Тимократе»: «Наслаждение имеется в виду как то, которое в движении, так и то, которое в покое». А сам Эпикур в книге «О предпочтении» пишет так: «Наслаждения в покое – это безмятежность и безболезненность, наслаждения в движении – радость и удовольствие». 137 Другое его отличие от киренаиков: те полагают, что телесная боль хуже душевной, потому и преступники наказываются телесной казнью; Эпикур же считает худшей душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные. В доказательство, что конечная цель есть наслаждение, он указывал, что все живые существа с самого рождения радуются наслаждению и уклоняются от страдания, делая это естественно и без участия разума. Стало быть, предоставленные самим себе, мы сторонимся боли; даже Геракл, снедаемый отравленным хитоном, кричит: ...Грыз и вопил, и стонам откликались Локриды горы и Евбеи скалы... 863 138 Точно так же и добродетели для нас предпочтительны не сами по себе, а ради приносимого ими наслаждения, как лекарство – ради здоровья, – так пишет Диоген в

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

до Р. Х. существовало 4 направления: собственно К., т. е. те, кто стремились точно следовать учению Аристиппа и Аристиппа Младшего, а также гегесианцы (Ηγησιακο), анникеридовцы (Αννικρειοι) и феодоровцы (Θεοδρειοι), в тех или иных вопросах отклонявшиеся от этого учения (Ibid. 93-97). У Секста Эмпирика философы 1-го направления называются «киренаики», тогда как представители др. направлений - «киренцы» (ο π τς Κυρνης), т. е. происходящие из школы К. в широком смысле (см.: Sext. Adv. math. VI 53; VII 11, 15, 190; ср.: Mannebach. 1961. P. 86-88, 92-93). Насколько представительными были эти направления - неизвестно, поскольку источники сохранили лишь отрывочные сведения о жизни некоторых основателей направлений, а также краткий пересказ главных положений их учения. I. Арета и Аристипп Младший. О жизни Аристиппа Младшего и его матери ничего не известно. Диоген Лаэртский сообщает лишь, что Аристипп «давал своей дочери Арете превосходные наставления, приучая ее презирать всякое излишество» ( Diog. Laert. II 72). На основании прозвища Аристиппа Младшего «ученик матери» исследователи делают вывод о том, что он либо вообще не встречался с дедом, либо был слишком мал, чтобы учиться непосредственно у него (см.: SSReliq. IV B 1-4). Не исключено, что некоторые сочинения Аристиппа Младшего были впоследствии приписаны Аристиппу вслед. невнимательности переписчиков. В XX в. была выдвинута гипотеза, что ряд свидетельств древних писателей, в к-рых обсуждается учение К., относится к той его форме, которую оно имело у Аристиппа Младшего, а не у самого Аристиппа (см.: Antoniadis. 1916. S. 85-87; ср.: Бриссон. 2006. С. 175-176). Единственным косвенным подтверждением этой гипотезы является цитата из трактата «О философии» перипатетика Аристокла из Мессены (II в.), приводимая Евсевием, еп. Кесарии Палестинской. В ней Аристокл заявляет, что Аристипп Младший придал жизненным принципам своего деда строгую форму философского учения о наслаждении, излагает суть этого учения и критикует его; это учение почти полностью совпадает с теми воззрениями, которые у других древних авторов приписываются Аристиппу и всем К.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

В Египте и Киренаике синагоги продолжали действовать и после войны с Римом, но храм в Леонтополе был закрыт в 73 г. В том же году была уничтожена вся иудейская аристократия в Кирене. Известно, что иудеи облагались дополнительными налогами и страдали от поборов местных властей. В 113 и 115 гг. произошло неск. массовых выступлений против иудеев в Александрии. Ответом на них стало иудейское восстание 116-117 гг. в Месопотамии, Киренаике, на Кипре, в Ливии и во мн. местах в Египте. В результате все евреи были изгнаны из Александрии. До IV в. крупных общин в Египте уже не было. Синагоги начинают восстанавливаться иммигрантами из Палестины только в кон. III в. Множество иудейских общин было на западе Римской империи. В Сев. Африке самые крупные находились в пределах Карфагена. В Италии самой многочисленной была евр. община Рима. Сохранялись общины в Причерноморье и М. Азии. О Вавилонии в этот период сведений практически нет (возможно, из-за свирепствовавшей там эпидемии чумы). Раввинистические источники говорят о том, что Санхедрин во II в. находился в г. Уша, на севере Галилеи, а затем переезжал в Шфарам, Бейт-Шеарим, Сепфорис и Тивериаду. Согласно раввинистическому преданию, после разрушения храма рабби Иоханнан бен Заккай основал академию в г. Ямния (Явне), который ему подарил имп. Веспасиан. Поскольку история сохранилась по крайней мере в 4 версиях (Мидраш Эйха Рабба. 1. 31 (на Плач 1. 4); Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56a-b; Авот де-рабби Натан (А). 4; Авот де-рабби Натан (В). 6) и все они содержат маловероятные с исторической т. зр. детали, их достоверность в целом вызывает большие сомнения у исследователей. По мнению Д. Бойарина, миф об академии в Ямнии появился лишь в период завершения Вавилонского Талмуда и не имеет под собой исторической основы ( Boyarin. 2005). Тем не менее в раннераввинистический период несомненно существовали группы раввинов, имевшие учеников и занимавшиеся систематическим изучением Торы. Т. н. дома учения (    ) были в Ямнии, Лидде и др. городах (Тосефта. Сота. 7. 9; Тосефта. Ядаим. 2. 16; Тосефта. Песахим. 3. 11; 10. 12). Они строились по модели греч. философских школ. Один или неск. авторитетных учителей занимались с учениками в пределах частного дома или на природе (ср.: Тосефта. Берахот. 2. 13; 4. 18; Тосефта. Шаббат. 2. 5; Тосефта. Сота. 13. 3; Мишна. Шаббат. 1. 4; в Мишне Авот. 1. 4 содержится увещевание: «Да будет дом твой домом собрания»). Поэтому наиболее часто упоминаемые в раввинистической лит-ре «дом Гиллеля» и «дом Шаммая» можно понимать и как группу учеников, регулярно собиравшихся в частном доме вокруг учителя, и как родственников этих раввинов, образовавших династии учителей. Дома, где собирались раввины с учениками, могли помечаться особыми вывесками (Иерусалимский Талмуд. Мегилла. 4. 12 (75c); в 1969 на Голанских высотах была найдена надпись: «Это дом учения рабби Элиезера ха-Каппара»).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Другие ученики Сократа пошли по другим направлениям. Так Аптисфен, основатель школы циников односторонннм образом развил мысль Сократа о самообладании или самообуздании. Истинный мудрец должен чувствовать себя самодовольным и независимым от всяких случайных потребностей; условные нормы общежития для него необязательны; довольствуясь сознанием своей добродетели, он даже прямо изолирует себя от общества. У позднейших представителей этого направления цинизм более и более вырождался в высокомерие и бесстыдство. Третий ученик Сократа Аристипп из Кирены, основатель школы Киренаиков, односторонннм образом развнл мысль Сократа о счастии или блаженстве и об удовольствин ( δον – отсюда название киренаиков гедонистами). Высшее благо и высшая цель жизни человека есть счастье или блаженство. А счастливым или блаженным делает человека то чувство удовольствия, которое он ощущает в себе в данный момент. Испытывать удовольствие в настоящем – это и есть наша истинная задача, потому что только настоящее находится в нашей власти. Удовольствие нужо понимать не в смысле бурного аффекта, который может иметь своим последствием огорчение и неудовольствие, а в смысле кроткого или спокойного движения чувства. Нет таких удовольствий, которые были бы, сами по себе, дурны, или, иапротив, имели бы предпочтительную цену пред другими. Все дело в том, чтобы правильно пользоваться удовольствием минуты, а для этого требуются размышление и добродетель. Истинный мудрец есть тот, кто, пользуясь удовольствием, не делается его рабом, а остается господином пад ним, так что он избегает опасности настолько предаться удовольствию, чтобы отсюда произошли огорчение, болезнь и несчастие. Учение Сократа в его всецелости было усвоено и самостоятельно развито знаменитейшим из его ученнков – Платоном. § 6. Платон Учение об идеях. Платон (род. около 427 г. до Ρ Хр.) на основе учения Сократа, но также принимая в соображение и учения предшествующих философов (Гераклита, Пифагора, Анаксагора и Парменида) построил цельную оригинальную философскую систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

На это обстоятельство мы указывали в своей предыду­щей статье, опираясь на книгу Кассия Диона; теперь почитаем не лишним представить некоторые тирады из ис­торического изследования проф. П. Гидулянова – „Митропо­литы первых трех веков» – как вполне подтверждаю­щие нашу мысль. „Римское управление на Востоке, говорить Моммсен, ни­когда не было организовано систематически, а по мере того, как отдельные области поступали в состав империи, из них образовывались римские административные округи без всякого существенного изменения их прежних границ. В 133 году пред Р. X. умер последний царь Пергама Аттал III, завещав свое царство Риму. В 124 г. оно было организовано в Римскую провинцию под именем Азии. Провинция эта заключала Мизию с Эолидой, Лидию, Ионийские города, Карию и дорийские города, кроме Родоса и стра­ны Речаса, бывших независимыми. Что касается других частей Пергамского царства, то их постигла различная судьба, Херсонес фракийский был присоединен к Македонии. Великая Фригия была сначала отдана Митридату V, царю Понтийскому, а затем после его смерти объявлена свободной»... 10 . Как не было никакого определенного плана в распределении провинций, так точно не существовало никакой системы и в управлении римскими провинциями. В одних – Азия, Африка, Македония, Ахаия, Крит и Киренаика, Кипр и Вифиния–имело место сенатское управление, в других–Дакия, Каппадокия, Сирия, Галатия, Памфилия импе­раторское. Но и в каждом из них органы управления были не одинаковы. В сенатских провинциях действо­вали: в одних – проконсулы (Азия и Африка), в других – пропреторы (Македония, Крит и Киренаика, Кипр, Вифиния). Особенно было разнообразно императорское управление: в одних были legati Augusti с титулом прокуратора (Дакия, Сирия), в других – преторы (Галатия, Киликия) в третьих, напр. в Египте организация управлений была совер­шенно новая, не имевшая ничего общего с другими ча­стями империи. Были, наконец, такие страны, где сохрани­лись и действовали туземные правители из древних царских фамилий, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Арета, дочь киренаика Аристиппа и мать Аристиппа-младшего («Метродидакта») II 72, 86 Ариараф V Каппадокийский, царь Каппадокии в 163–130 (?) гг., благосклонный к греческому образованию и культуре IV 65 Аридик, возможно, философ Средней академии и ученик Аркесилая IV 42 Арией, отец Геродота Тарсийского IX 116 Аримнест, брат Аристотеля V 15 Аримнест, один из душеприказчиков Феофраста V 57 Аристагор Милетский, современник Платона, писавший о Египте. См. Ук. ист. Аристагор, сын Евдокса Книдского, отец медика Хрисиппа Книдского VIII 89 Аристид Справедливый (ок. 540 – ок. 467), афинский государственный и военный деятель, участник Марафонского и Саламинского сражений, организатор I Афинского морского союза II 26 Аристид, философ мегарской школы, современник Стильпона, отбивавшего у него учеников II 113 Аристид, один из душеприказчиков Стратона V 62 Аристипп Киренский II 65–93; I 19; II 47, 60, 61, 62, 103; III 36; IV 40; VI 19, 25, 32; X 4; соим. II 83; ср. Ук. ист. Аристипп-младший, Метродидакт, внук предыдущего, ученик своей матери Ареты, учитель Феодора Безбожника II 83, 86 Аристобул, брат и единомышленник Эпикура, которому последний посвятил некоторые сочинения и панегирик после его смерти X 3 Аристогитон, вместе с Гармодием участник заговора против Писистратидов, прославленный как тиранноубийца I 56; VI 50; IX 26 Аристодем, полулегендарный спартанец, включавшийся в число семи мудрецов I 30, 31, 41, 42, 94 Аристодем, обвинитель Менедема Эретрийского, добившийся его изгнания II 142 Аристодем, адресат Платона III 61 Аристодик, отец афинского скульптора Аркесилая IV 45 Аристокл, предок Платона III 4 Аристокл, истинное имя Платона III 4, 43 Аристокл, кифаред, любимец Антигона Гоната VII 13 Аристократ, царь аркадского Орхомена во втор. пол. VII в., предводитель аркадских войск во II Мессенской войне I 94 Аристокреонт, племянник и ученик стоика Хрисиппа, адресат многих сочинений последнего VII 185 Аристоксен, ученик Аристотеля, написавший трактат о гармонике, находился под влиянием пифагореизма, автор жизнеописаний Платона и Пифагора. См. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Сцена эта, хотя и довольно грубой техники, исполнена не без художественного смысла и не лишена оживления. Погибель войска фараона передана неловко, но и тут есть фигуры, хорошо сочиненные, как, например, всадник, оборачивающийся назад, и его лошадь. Контраст между вооруженными, скачущими в погоню, воинами фараона и толпою безоружных израильтян, спокойно удаляющихся с своими детьми, выражен удачно и имеет даже что-то трогательное; в этом отношении, художник достиг своей цели. Пластика в Галлии подвергается той же участи, как и в Италии; она с каждым столетием теряет в художественном отношении. В заключение можно сказать, что христианская скульптура, переняв формы пластики мира классического – правда, уже падавшей и терявшей свои главные достоинства, но все еще богатой изящными мотивами, наследство художественного развития предшествовавших веков – не дала этим формам новой жизни, не сохранила их красоты и передавала их из поколения в поколение постоянно в более низшем виде. Памятники живописи первых христиан на востоке XXV Подобно тому, как верующие Италии, христиане востока первых веков должны были, там, где грунт земли позволял устройство подземных кладбищ, украшать их фресками религиозного содержания. Что, верующие на востоке, в тех странах, где была распространена классическая культура и не преобладало удаление от фигуративного искусства – наследство прежних верований – имели религиозные изображения, мы уже видели выше, из слов писателей церкви (см. гл. II). Но восток христианский не так хорошо исследован, как запад, и то, что находили до сих пор по этой части в восточных странах, сделалось известно совершенно случайно и в последние только годы. Самые ранние памятники христианской живописи на востоке, дошедшие до нас, находятся в Киренаике; они были открыты г-м Pacho 925 . Между ними, всего замечательнее фреска на стене ипогея, находящегося в развалинах города Кирены. Она изображает доброго Пастыря 926 , имеющего вид молодого человека без бороды, в тунике, с венком из зелени на голове; он представлен между двумя деревьями, неся на плечах заблудшую овечку, окруженный овцами своего стада, которые поднимают к нему голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стр. 281. Тир – в древности знаменитый финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Разрушен мусульманами в 1291 г. На месте Тира сейчас находится г. Сур в Ливане. Тарс – в древности главный город Киликии. Теперь – остатки поселения на окраине современного г. Тарсуса в Турции. Пенязи – название серебряной монеты в Древней Руси. ...образ его посреди града поставиша. – Эпизод раздачи Аполлоном хлеба гражданам Тарса, пострадавшим от неурожая, и помощь в отстраивании города воспроизводит характерные черты греческой жизни первых веков н. э. Соответствует реальной действительности и сооружение на форуме («посреди града») статуи Аполлона за оказанную им щедрую помощь городу. Обычай отливать и ставить на площадях медные статуи основателям, восстановителям и благодетелям городов был широко распространен в то время. ...Пентополь (Пентаполь) – со времен Птолемеев название Киренаики с ее пятью городами. При римском владычестве вновь вошло в употребление прежнее название страны. Стр. 282. ...шумерскими... науками утешается. – Шумеры, шумерийцы – древний народ, населявший Южное Двуречье. В первой половине II тысячелетия до н. э. шумеры и восточные семиты слились в один аккадский народ. Шумерский язык оставался в Двуречье языком науки и религии до II–I вв. до н. э. Стр. 285. Ефес (Эфес) – город на западном побережье Малой Азии, основанный в XII в. до н. э. греками. От древнего Эфеса сохранились руины некоторых построек. Стр. 286. ...упроси ю, еже стояти ей в большей божнице вместо богини или вместо властелинии... – Данное место искажено при переводе с польского на русский язык. В латинской повести Архистратида (Лучница) служит в храме богини-девы Дианы (в польской – в храме богини Весты) и в силу этого обязана соблюдать целомудрие. ...В та же лета ни брады, ни главы голити, ни тело свое мыти завещася. – Выражение скорби, традиционное для язычников. Стр. 287. Мельхин – искаженное Мерсин – древний город в Малой Азии недалеко от Тарса. Сейчас – развалины близ современного г. Мерсин на юге Турции. Повесть о царице и львице

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010