Османская империя захватила все земли Византийской империи эпохи ее расцвета, что намного облегчило контакты правосл. народов Балкан, Анатолии и Ближ. Востока. Развивалось христ. паломничество к св. местам Палестины. Паломники прибывали в Св. землю 2 маршрутами. Морем с запада приходили греки с Балкан и из Зап. Анатолии, славяне, румыны, немногочисленные западноевропейцы; на финальном отрезке пути к ним присоединялись егип. копты. Паломники прибывали в Яффу в нач. осени; османские власти присылали солдат для сопровождения паломнического каравана в Иерусалим. Охрана обходилась паломникам недешево, и зачастую была неэффективна: на горной дороге между Рамлой и Иерусалимом путники постоянно подвергались нападениям и грабежам окрестных феллахов. Др. поток паломников приходил с севера (грузины, армяне, разноязычные православные из Вост. Анатолии, яковиты и несториане из Месопотамии, сир. правосл. арабы). Зимой и весной паломники жили в иерусалимских монастырях, обходили места поклонения. Самым сложным было путешествие к Иордану также под военной охраной во избежание нападений бедуинов. Ближе к Пасхе в Иерусалим сходились арабы-христиане из окрестностей. По данным османской статистики 1581-1582 гг., до 2/3 паломников составляли правосл. арабы (29% из провинций Дамаск и Халеб, 20% из различных местностей Палестины и Заиорданья, ок. 16% из ближайшей округи Иерусалима). Выходцы с Балкан, из Анатолии и с Кавказа - 17%, египтяне - 13%, «франки» (европейцы) - чуть более 1%. Неимущие паломники (ок. 4%), за к-рых пошлины уплатили состоятельные единоверцы, фигурируют в источниках единой группой, без разбивки по регионам ( Peri. 2001. P. 163-164, 166, 172). Численность паломников от года к году могла сильно колебаться в зависимости от политической и экономической ситуации в Османской империи. Так, правосл. паломничество почти прекращалось на рубеже XVI и XVII вв., в кон. XVII в., в 20-х гг. XIX в. В среднем, исходя из свидетельств XVII-XVIII вв., можно заключить, что из удаленных стран в Палестину приходило до 2 тыс. чел. в год, а к Пасхе число богомольцев увеличивалось до 5-10 тыс. за счет окрестных арабов-христиан ( Вольней. 1793. С. 423; Мелетий. 1798. С. 180; Григорович-Барский. 1885. Ч. 1. С. 305; Гагара. 1891. С. 31; Иона Маленький. 1895. С. 19; Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 67; Он же. Двадцатилетие. 1901. С. 154, 158, 162; Ипполит (Вишенский). 1914. С. 95, 98; Peri. 2001. P. 179). Нек-рое представление о болг., серб. и румын. паломничестве в XVI-XVIII вв. дают многочисленные записи этого времени слав. хаджиев (монахов и мирян), сохранившиеся на славянских рукописях, находившихся до сер. XIX в. в лавре св. Саввы (см.: СКСРК, XI-XIII, 262; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 299-300, 316-318, 324-325; Иванова К. Из истории славянской письменности на Святой земле//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2008. Vol. 20: The Holy Land and the Manuscript Legacy of Slavs. P. 60-86).

http://pravenc.ru/text/293788.html

При выборах митрополитов прихожане аналогично выдвигают 200 специальных делегатов, а те в свою очередь - 33 генеральных делегата из мирян. Одновременно духовенство епархии избирает в генеральные делегаты 17 клириков. Кроме специальных делегатов от мирян и духовенства в Избирательном собрании участвуют члены Свящ. Синода, игумены 3 ставропигиальных мон-рей Кипра, игумены мон-рей данной епархии (имеющих не меньше 5 насельников), 6 заслуженных представителей духовенства по старшинству рукоположения (2 представителя черного духовенства епархии, 2 представителя черного духовенства Архиепископии и 2 представителя приходского духовенства епархии). В отличие от архиепископа и митрополитов хорепископы избираются Свящ. Синодом, а не Избирательными собраниями. Хорепископы в КПЦ являются помощниками архиепископа и митрополитов. Они участвуют в заседаниях Свящ. Синода с правом совещательного голоса и имеют право голосовать только при отсутствии кворума. Уставная хартия 1979 г. предусматривала создание 3 новых центральных органов управления церковной собственностью, действующих под руководством Свящ. Синода: Церковного экономического совета, Отдела контроля и Центральной церковной кассы. В Центральную церковную кассу перешли взносы упраздненных Вспомогательных касс клира и излишки доходов митрополий и ставропигиальных мон-рей. Эта касса выделяет материальную помощь духовенству в малооплачиваемых приходах, предоставляет средства на поддержку церковного образования (в т. ч. на содержание семинарии), на издание офиц. периодического органа КПЦ ж. «Апостол Варнава» и на деятельность Церковного экономического совета и Отдела контроля, а также оплачивает участие КПЦ в межцерковных симпозиумах и др. расходы, запланированные и одобренные Свящ. Синодом. Миряне избираются членами епархиальных и приходских комиссий, центральных и периферийных органов управления церковной собственностью (эти органы состоят целиком или в большинстве своем из мирян). Миряне также могут участвовать в церковных судах по семейному праву.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Положивший начало реформам указ (хатт-и шериф) султана Абдул-Меджида (3 нояб. 1839) гарантировал всем подданным вне зависимости от вероисповедания и национальности неприкосновенность их жизни, чести и имущества. При наместнике острова действовал диван, к-рый первоначально состоял из 8 членов и в него входили 3 представителя христ. населения: грек, армянин и маронит. В мае 1839 г. Общее собрание постановило открыть в Пафосе и Киринии школы, где применялся метод взаимного обучения. В 1840 г. бывш. экзарх Архиепископии Иоанникий, имевший могущественных покровителей в К-поле среди тур. знати, получил берат о назначении предстоятелем КПЦ. Архиеп. Панарет был вынужден подписать отречение. Попытки его сторонников сместить Иоанникия (авг. 1842, 1845, 1846, 1847) оканчивались неудачей благодаря связям, к-рые архиепископ имел в К-поле. Иоанникий управлял КПЦ «разумно и достойно» ( Θιλππου. 1975. Σ. 152), он участвовал в строительстве церквей по всему острову, предоставил К-польскому патриарху материальную помощь для содержания богословской школы на о-ве Халки. По его инициативе были проведены сборы средств в России для нужд КПЦ, также в 1848 г. на Кипре в пользу Великой Лавры. В 1842, 1845 и 1848 гг. Иоанникий безуспешно просил Высокую Порту об уменьшении налогов в связи с засухой и нашествием саранчи (в 1848 во время личного визита). Иоанникий был 1-м предстоятелем КПЦ, награжденным османским орденом (1846). На Пасху 3 апр. 1849 г. Иоанникий скончался от инсульта. Кирилл I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Кирилл I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) После его смерти архиепископскую кафедру занял Кирилл I (1849-1854), племянник архиеп. Киприана. Он был избран в апр. 1849 г. собранием, в к-ром помимо митрополитов участвовало 39 представителей мирян и духовенства. Однако противники Кирилла обратились к османским властям с жалобой на то, что в выборах принял участие ограниченный круг лиц. По указу вел. везира 10 июля 1849 г. собрание из 3 митрополитов, 87 клириков и мирян снова избрало на архиепископскую кафедру Кирилла. В 1852 г. постоянным представителем интересов греков-киприотов в К-поле был назначен Г. Гликис.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Канонические выборы нового архиепископа Кипрского не могли быть проведены из-за невозможности созыва Свящ. Синода. Когда митр. Леонтий заявил о необходимости избрания нового предстоятеля, против этого возражали как брит. власти, так и сосланные митрополиты, к-рые являлись главными претендентами, но не могли принять участия в выборах. Предстоятели К-польской, Александрийской и Иерусалимской Церквей пытались решить возникшую проблему, предлагая созвать Синод с участием иерархов соседних Патриархатов или принять от сосланных митрополитов заявления об отставке с кипрских кафедр взамен предоставления им митрополий в Греции, а на их место избрать новых митрополитов Кития и Киринии. На просьбу митр. Леонтия к брит. властям гарантировать ему право вернуться на Кипр, если он поедет в Афины или в Иерусалим для встречи с сосланными митрополитами, губ. Палмер ответил, что запретит ему возвращение в случае продолжения антиправительственной деятельности. В янв. 1935 г. Никодим Китийский и Макарий Киринийский встретились в Иерусалиме и заявили о необходимости отсрочить выборы. К-польский патриарх Фотий II (1929-1935) предложил им Касторийскую и Превезскую кафедры, но они отказались. В 1937 г. попытка созыва Синода кипрских архиереев вне Кипра не состоялась из-за того, что епархиальная комиссия отказалась оплатить расходы. В июле 1937 г. греч. власти разрешили митр. Леонтию прибыть в любой из портов Греции, но запретили сходить на берег. Митр. Леонтий прибыл в Пирей и встретился на борту корабля «Аттика» с Киринийским митр. Макарием. Макарий согласился на проведение выборов и обещал назначить для созыва Синода своего представителя, если все 3 митрополита (Леонтий, Никодим и Макарий) откажутся от выдвижения своих кандидатур. Оба иерарха ничего не имели против кандидатуры митр. Трапезундского Хрисанфа (Филиппидиса; впосл. архиепископ Афинский Хрисанф I ), к-рый в предшествующие годы принял деятельное участие в урегулировании проблемы замещения Кипрской архиепископской кафедры как представитель К-польских патриархов Фотия II и Вениамина I . После этого митр. Леонтий отправился в Иерусалим для встречи с митр. Никодимом, к-рый согласился назначить своего представителя, но отклонил кандидатуру Хрисанфа. 13 сент. 1937 г. Никодим скончался в Иерусалиме в возрасте 48 лет. После этого митр. Леонтий стал также местоблюстителем Китийской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Следующий халиф - аз-Захир (1021-35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового Патриарха и епископов. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. Последующие фатимидские халифы так же терпимо относились к христианам и допускали их на важнейшие гос. должности. Это, впрочем, не мешало мусульм. властям время от времени решать свои финансовые проблемы за счет христ. общины. Под давлением мусульм. простонародья халифы иногда смещали христ. чиновников и облагали зиммиев тяжелыми поборами. Особенно часто подобные меры практиковались после начала крестовых походов . Эпоха крестовых походов. Айюбиды (1099-1250) С появлением на Ближ. Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших там христ. гос-ва, Египет на 2 столетия стал передним краем борьбы мусульм. и западнохрист. цивилизаций. Неск. раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. Иерусалимский кор. Балдуин I дважды (1101-1102, 1118) вступал в борьбу с Фатимидами, но не добился успеха. Кор. Амальрик I взял Дамиетту и, воспользовавшись конфликтом Фатимидов с прибывшей из Сирии армией Ширкуха, сумел даже войти в Каир, но вынужден был отступить (1167-1168). Тогда он заключил союз против египтян с визант. имп. Мануилом I (стоит отметить, что на его коронации в К-поле в 1143 г. присутствовал и Александрийский Патриарх Софроний III). Но совместная экспедиция Амальрика и визант. флота также оказалась безрезультатной (1169). В итоге отразивший христ. войска Ширкух стал фактическим правителем Египта; его племянник и наследник Салах ад-Дин сместил слабого фатимидского халифа (1171) и основал династию Айюбидов , объединив исламские силы Египта и Сирии. Через 16 лет Салах ад-Дин наголову разбил крестоносцев и вступил в Иерусалим. В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218-1221) христиане после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248-1250 гг. вторгшаяся в Египет армия франц. кор. Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христ. владения на Востоке оказались в руках мусульман, папы Римские и европ. рыцари не оставляли попыток завоевать Египет. В 1365 г. кипрский кор. Петр Лузиньян на короткое время захватил Александрию, но, не сумев удержаться там, разграбил город и отступил.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Писании и Символе Веры в связи с авторитетом Св. Предания и семи Вселенских Соборов. Православная делегация, руководствуясь указаниями воззвания Вселенского Патриарха по вопросу о воссоединении Церквей, формулировала свои предложения, которые впрочем существенно расходились с взглядами Конгресса. Эти предложения имели в виду преимущественно практические, нежели доктринальные средства для воссоединения Церквей, а именно: 1) Полное прекращение прозелитизма между Христианскими Церквами и дружеское соглашение по вопросу о миссионерской деятельности среди нехристианских народов; 2) взаимная любовь между Христианскими Церквами; 3) союз и сотрудничество между Церквами в целях восстановления и укрепления христианских принципов и создание единого фронта против всякого рода антихристианских течений; 4) взаимное ознакомление Церквей и изучение вопросов, возникающих в связи с этой задачей; 5) объединение мелких сродных общин в целях осуществления христианского единства; 6) воссоединение всех Церквей в «Вере и Устройстве», как конечная цель 22 . Эти предложения были приняты и Армянской Церковью и переданы на рассмотрение Конгрессу, который в свою очередь переслал их Постоянному комитету. За этим последовал шестилетний период, в течение которого продолжались организационные заседания, подготовляя таким образом второй конгресс «Веры и Устройства», состоявшийся в Лозанне, в августе 1927 г. На этом конгрессе участвовало более 400 лиц, представлявших около 100 церквей и христианских общин, а именно: православные, англикане. старокаюлики и протестанты. Со стороны Римско-католической Церкви присутствовали неофициально два немецких богослова. Со стороны Православной Церкви участвовали представители Вселенской Константинопольской Патриархии, а также Патриархий Иерусалимской и Александрийской, затем Церквей Греческой, Кипрской, Русской заграничной 23 , Сербской, Румынской, Болгарской и Православных Церквей в Польше и Грузии. На этом конгрессе обсуждались следующие вопросы: 1) Воззвание о воссоединении Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заключение, объясняя свою позицию, Архиепископ Макариос сказал, что в этих условиях он был вынужден заявить англичанам: желание восстановить мир в стране ни в коем случае не могло заставить его предать основные права народа Кипра и отказаться от требований об учреждении демократического правительства на переходный период в ожидании применения принципа самоопределения, который продолжает оставаться целью борьбы киприотов. (См.: Э. Дзалепи. Правда о Кипре. М.: Изд. иностран. литер., 1958. С. 48-50). Блаженнейший Макариос призвал киприотов не прекращать борьбы, пока английское правительство не пересмотрит своих позиций. Но вслед за этим Архиепископ вместе с митрополитом Киренийским Киприаном по приказанию губернатора Хардинга 9 марта 1956 г. был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова в Индийском океане. И здесь Архиепископ Макариос оставил о себе добрую память, построив на свои средства школу для детей местного населения. Месяцем раньше высылки Архиепископа Макариоса — в феврале — Кипр покинул митрополит Пафский Фотий. На Кипре остались лишь митрополит Китайский Анфим и хорепископ Саламинский Геннадий. Отправляя в ссылку Архиепископа Макариоса, англичане надеялись на то, что, обезглавив национальное движение, они смогут легко подавить его. Но их надежды не оправдались. В связи со ссылкой Блаженнейшего Макариоса и митрополита Киприана Китийский митрополит Анфим 12 марта 1956 г. направил протест Предстоятелям Православных Церквей, Архиепископу Кентерберийскому, Всемирному Совету Церквей и целому ряду политических деятелей мира. В тот же день он обратился к православной пастве с посланием, в котором говорилось: «Вождь греческого кипрского народа вынужден был оставить порабощенный народ в сиротстве и отправиться в изгнание... Антихристианская и тираническая деятельность британского правительства вызывает боль и негодование в сердцах преданного своему этнарху народа» . А хорепископ Геннадий заявил протест британскому губернатору. В храмах стали возноситься молитвы о здравии сущего в изгнании Предстоятеля Церкви. Возмущенные расправой, учиненной английскими властями над Архиепископом, киприоты, несмотря на карательные экспедиции Хардинга, с еще большей решимостью встали на борьбу.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Дух отношения Кипрской Православной Церкви к Старокатолической Церкви можно выразить словами представителя Кипрской Православной Церкви на заседании Межправославной Богословской Комиссии в Белграде в сентябре 1966 г. по диалогу со старокатоликами архимандрита Хризостома Киккотиса. От лица своей Церкви он заявил тогда в своей речи: «Будем решительными, и с верой в успех диалога со старокатоликами не остановимся перед непреодолимыми препятствиями и побочными вопросами, не приносящими вреда вероучению. И не опуская ни одной йоты из православных догматов, будем стремиться, чтобы их лучше познать чтобы они нас познали. И я уверен, что достигнем введения их в православную паству» . Еще более благоприятно смотрят деятели Кипрской Православной Церкви на контакты с Древними Восточными Церквами (Коптской, Эфиопской, Армянской, Малабарской и др.). Они считают, что между этими Церквами и Православием существуют в христологии различия по преимуществу терминологического характера и достижение единства с этими Церквами укрепит Православие в его общении и контактах с западными христианами и перед лицом последних сделает более сильным и авторитетным. Что касается отношения Кипрской Православной Церкви к борьбе за мир во всем мире, то следует отметить, что ее делегаты во главе с митрополитом Китайским Хризостомом были участниками деяний Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (июнь 1977, Москва). 10. Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей были всегда истинно братские, ни разу не омраченные какими-либо прискорбными событиями или недоразумениями. Посещая Святую Землю, многие русские паломники заезжали поклониться и святыням Кипрской Православной Церкви, о чем потом рассказывали в описаниях своих паломничеств (в «Хождениях»). Так, в начале XII в. русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нем людий, и обилен есть всем добром.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

по случаю 60-летия Архиепископа Макариоса произошел обмен телеграммами между Святейшим Патриархом Пименом, митрополитом Ленинградским и Новгородским Никоди-мом, митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием, с одной стороны, и Архиепископом Макариосом, с другой. Подобный обмен телеграммами был и к Дню независимости Кипра — в октябре 1973 г. Осенью того же 1973 г. на Кипре находился заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата епископ Зарайский (ныне архиепископ Виленскии и Литовский) Хризостом в составе делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Общества дружбы «СССР — Кипр». Епископ Хризостом нанес визит в Архиепископию, где епископу Саламинскому Варнаве передал послание Святейшего Патриарха Пимена, адресованное Архиепископу Макариосу (Архиепископ в то время находился в Эфиопии). В июле 1974 г. в связи с военным мятежом на Кипре Святейший Патриарх Пимен в специальном заявлении решительно осудил творящееся насилие «над волей кипрского народа», выразил согласие с позицией законного президента страны Архиепископа Макариоса, заявил «о своей солидарности со справедливой борьбой патриотов с путчистами», обратился с призывом ко всем главам Церквей, «к руководителям всемирных и региональных организаций, ко всем христианам» — «возвысить голос протеста против бесчинств, творимых на Кипре греческими офицерами, и усилить поддержку борьбы киприотов за восстановление прав своего законного правительства и мира на своей земле». «Мы, — говорится в заявлении, — глубоко сожалеем о неблаговидной роли, какую играют в этих событиях те церковные круги, которые некоторое время назад заняли раскольническую позицию против своего законного Первосвятителя, а ныне санкционируют и усиливают беспорядки» . Последовало также заявление и президента Христианской Мирной Конференции митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима . В сентябре 1974 г. в ответ на телеграмму митрополита Пафского Хризостома, призывавшего протестовать «против варварских и кощунственных актов на Кипре турецких захватчиков», Святейший Патриарх Пимен осудил «вмешательство извне» и сообщил митрополиту, что копия его телеграммы направлена во Всемирный Совет Церквей на имя генерального секретаря доктора Филиппа Поттера .

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Начало полунезависимого (автономного) существования «Кипрской Истинно-Православной Церкви» было положено 1/14 сентября 1948 г., когда епископом Вресфенским Матфеем (Карпафакисом) была единолично совершена хиротония игумена Гедеона (Пасиоса) во епископа Тримифунтского, местоблюстителя Кипрской Архиепископии, с наречением ему имени Спиридон 1061 . Однако, спустя девять месяцев, епископ Спиридон по настоянию канонической церковной власти был выслан в Грецию. Покидая остров, он предложил архимандриту Хризостому отправится вместе с ним для епископского посвящения, но последний не сумел получить греческую визу 1062 . Следующим кипрским старостильническим архиереем стал избранный из киприотов и рукоположенный в 1957 г. митрополит Китийский Епифаний (Панаиоту), так же, как и митрополит Спиридон (Пасиос), получивший титул местоблюстителя Кипрской Архиепископии. Присвоение титула местоблюстителя фактически возводило митрополита Епифания на должность Предстоятеля автономной «Кипрской Истинно-Православной Церкви». Данное назначение произвело большое смущение и было оспариваемо митрополитом Тримифунтским Спиридоном (Пасиосом), занимавшим должность местоблюстителя с 1948 г., но проживавшего за пределами Кипра. Конфликт был разрешен в пользу митрополита Епифания 1063 , который вплоть до своей смерти в 2005 г. пребывал на Китийской кафедре в должности местоблюстителя Кипрской Архиепископии. С весны 2005 г. временно управляющим Китийской митрополией являлся родственник почившего митрополита Епифания архимандрит Севастианос (Ставро) 1064 . 7 февраля 2007 г. иерархами «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции архимандрит Севастианос был рукоположен в архиерейский сан и с титулом «митрополит Амафунтский», который осуществляет возглавление «Кипрской Истинно-Православной Церковью». Заслуживает внимания то обстоятельство, что архиерейское посвящение митрополита Стефаноса не нашло одобрения со стороны отдельных клириков, которые обвинили новопоставленного иерарха в склонности к содомскому греху и перешли в другую церковную юрисдикцию 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010