Макарий, митр. Китийский. Фотография. 40-е гг. XX в. Макарий, митр. Китийский. Фотография. 40-е гг. XX в. Основными направлениями деятельности Макария III стала подготовка народа к борьбе за независимость, обеспечение поддержки национально-освободительного движения Грецией, привлечение внимания мировой общественности к кипрской проблеме и, наконец, организация вооруженного восстания против колониального режима (подробно о событиях национально-освободительной борьбы см. в ст. Кипр ). Архиеп. Макарий являлся политиком-реалистом в отличие от таких радикальных церковных деятелей, как требовавший немедленного энозиса митр. Киприан Киринийский. В 1951 г. архиеп. Макарий основал Всекипрскую Национальную Организацию молодежи (ΠΕΟΝ, Παγκπρια Εθνικ Οργνωση Νεολαας), к-рая развила столь активную политическую и общественную деятельность, что была запрещена колониальными властями. Национально-просветительская работа с сельским населением велась через посредство Всекрестьянского союза Кипра (Παναγροτικ Ενωσις Κπρου) и ряда др. религ. орг-ций. Архиеп. Макарий инициировал проведение национальных собраний для обсуждения политических, экономических, социальных и др. проблем с участием представителей от населения всего Кипра (1-е Национальное собрание состоялось в Никосии 25 апр. 1952). Для обеспечения международной поддержки освободительной борьбы в апр. 1955 г. Макарий III принял участие во встрече лидеров 29 афро-азиат. стран в Бандунге (Индонезия), заложившей основу Движения неприсоединения, окончательно оформившегося в 1961 г. в Белграде. 1 апр. 1955 г. национально-освободительное движение вступило в новую стадию - началась вооруженная борьба ЭОКА (Национальной организации кипрских борцов; Εθνικ Οργνωσις Κυπρων Αγωνιστν) с брит. колониальным режимом. Архиеп. Макарий долго колебался, но дал согласие на ведение боевых действий тогда, когда стало ясно, что это единственный способ заставить англичан изменить свою позицию по кипрскому вопросу. Командир ЭОКА Г. Авксентиу. Фотография. Сер. — кон. 50-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Относительно вопроса о нарушении (или ненарушении) автокефалии каждая из сторон утверждала противоположное. 26 февр. 1903 г. сторонники Китийского митрополита Г. Россидис, Заннетос и Феодоту подали Верховному комиссару доклад, в к-ром говорилось, что для успешного проведения выборов необходимо назначить местоблюстителем митр. Кирилла Китийского. 25 марта брит. власти направили обращение к Свящ. Синоду с предложением в случае проволочек с выборами назначить местоблюстителем Кирилла Китийского. Свящ. Синод ответил письмом только через год - 8 марта 1904 г., т. к. митр. Кирилл Киринийский все это время не покидал свою епархию. В письме вина за задержки была возложена на митр. Кирилла Китийского, а также указывалось, что тот в свое время сам согласился на передачу Свящ. Синоду функций местоблюстителя; Синод просил помощи в проведении новых выборов под руководством 6 епископов. После этого до 1907 г. для решения «архиепископской проблемы» не было предпринято никаких действий. В результате выборов 1906 г. в Законодательном совете 8 мест получили сторонники митр. Кирилла Китийского и 1 - приверженцы митр. Кирилла Киринийского. В марте 1907 г. в Законодательном совете началось обсуждение предложенного лимасольским депутатом И. Кириакидисом законопроекта об архиепископских выборах, но он был отвергнут Свящ. Синодом и К-польским патриархом Иоакимом III, указавшими на недопустимость вмешательства в дела Церкви светской иноверной власти. Проект предусматривал применение данного закона о выборах лишь единственный раз. В состав Свящ. Синода должны были войти 3 представителя от др. правосл. Церквей. Процедура выборов в целом оставалась прежней, но генеральные делегаты избирались непосредственно паствой, а не специальными делегатами, и вводилась строгая регламентация подачи и рассмотрения апелляций по выборам (в т. ч. в состав комиссии, рассматривающей апелляции, ввели 3 чиновников окружных судов с наибольшим стажем). Этот законопроект ставил проведение выборов под гос. контроль. На избирательных участках должны были присутствовать служащие судов, запечатанные урны передаваться комиссарам округов, к-рые считают голоса в присутствии председателей участков и кандидатов и сообщают результат генеральному секретарю брит. правительства. Законопроект был передан на рассмотрение комиссии, состоявшей из 2 правительственных членов (генерального секретаря и адвоката короны) и 4 депутатов Законодательного совета (Созоса, С. Араузоса, Кириакидиса и Хами Эфенди).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Ист.: Κυπριανς, ρχιμ. Ιστορα χρονολογικ τς νσου Κπρου. Βενετα, 1788; Καλλνικος (Δελικνης), ρχιμ. Τ ν τος κδιξι το Πατριαρχικο Αρχειοφυλακεου σωζμενα πσημα κκλησιαστικ γγραφα. Κωνσταντινοπολις, 1904. Τ. 2: Τ φορντα τς σχσεις το Οκουμενικο Πατριαρχεου πρς τς Εκκλησας Αλεξανδρεας, Αντιοχεας, Ιεροσολμων κα Κπρου (1574-1863); Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908; Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; Ioannou B. Les archives de l " archevêché de Chypre aux XVIIe et XVIIIe siècles: Présentation préliminaire//Études balkaniques. P., 1998. T. 5. P. 109-122; Σταυρδης Θ. Οκουμενικ Πατριαρχεο κα Κπρος: Τ Πατριαρχικ γγραφα τν τν 1600-1878. Λευκωσα, 2001; idem. Πατριαρχεο Ιεροσολμων κα Κπρος: Επιστολς, 1731-1884. Λευκωσα, 2007; Pippidi A. Chypre au XVIIe siècle: Deux rapports inedits//RESEE. 2003. Vol. 41. P. 207-214. Лит.: Hackett J. A History of the Orthodox Church of Cyprus from the Coming of the Apostles Paul and Barnabas to the Commencement of the British Occupation (A. D. 45 - A. D. 1878). L., 1901. P. 190-237; Χκεττ Ι., Παπαωννου Χ. Ι. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας τς Κπρου. Αθναι, 1923. Τ. 1. Σ. 249-334; Χρυσστομος (Παπαδπουλος), ρχιεπ. Η Εκκλησα Κπρου π τουρκοκρατας: 1571-1878. Αθναι, 1929; Hill G. A History of Cyprus. Camb., 1972. Vol. 4. P. 305-380; Θιλππου Λ. Η Εκκλησα Κπρου π τουρκοκρατας. Λευκωσα, 1975; Κρρης Κ. Π. Εκκλησα Κπρου//ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 375-380; Τ. 5. 1986. Σ. 5-7; Παυλδης Α. Κριλλος Α//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 122-124; idem. Μακριος Α//Ibid. 1988. Τ. 9. Σ. 249-250; idem. Χριστδουλος Α αρχιεπσκοπος//Ibid. 1990. Τ. 13. Σ. 81-86; Μιτσδης Α. Ν. Ο πρτος κατ τν τουρκοκρατα κανονικς ρχιεπσκοπος Κπρου Τιμθεος Κυκκτης (1572-1587/8)//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1990. Τ. 1. Σ. 25-30; idem. Ο ρχιεπσκοπος Κπρου Νικηφρος Κυκκτης (1641-1674)//Ibid. 1993. Τ. 2. Σ. 141-147; Παλος (Εγγλεζκης), ρχιμ. Εκοσι μελται δι τν Εκκλησαν Κπρου (4ος ως 20ς αν). Αθναι, 1996. Σ. 315-440; Μιχαλ Μ. Ν. Η Εκκλησα της Κπρου κατ την Οθωμανικ περοδο (1571-1878): Σταδιακ συγκρτηση της σε θεσμ πολιτικς εξουσας. Λευκωσα, 2005; idem. (Michael M. N.). An Orthodox Institution of Ottoman Political Authority: The Church of Cyprus//Ottoman Cyprus: A Collection of Studies on History and Culture/Ed. M. N. Michael, M. Kappler, E. Gavriel. Wiesbaden, 2009. P. 209-230.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Лит.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church. L., 1850. Pt. 1: General Introduction; Hackett J. A History of the Orthodox Church of Cyprus from the Coming of the Apostles Paul and Barnabas to the Commencement of the British Occupation (A. D. 45 - A. D. 1878). L., 1901; Hackett J., Παπαωννου Χ. Ι. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας τς Κπρου. Αθναι, 1923. Τ. 1; Κονιδρης Γ. Ι. Α Μητροπλεις κα Αρχιεπισκοπα το Οκουμενικο Πατριαρχεου κα «Τξις» ατν. Αθναι, 1934; idem. Η θσις τς Εκκλησας τς Κπρου ες τ Εκκλησιαστικ Τακτικ (Notitia Episcopatuum) π το Η μχρι κα το ΙΒ ανος//Πρακτικ το Α Διεθνος Κυπριολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1972. Τ. 2. Σ. 81-120; idem. Τ ατοκφαλον τς Εκκλησας Κπρου//XVe Congrès Intern. d " études byzantines: Rapports et Co-rapports. Athènes, 1976. T. 5. N 2. P. 3-29; Hill G. F. A History of Cyprus. Camb., 1949. Vol. 1; Laurent V. La succession épiscopale des derniers archévequers grecs de Chypre, de Jean le Crétois (1152) à Germain Pesimandros (1260)//REB. 1949. T. 7. N 1. P. 33-41; Χατζηψλτης Κ. Η καθαρεσις το Αμαθοντος Ιωννου π Αρχιεπισκπου Κπρου Ιωννου Κρητικο (1152-1174) κα τ κ τατης ξαχθντα συμπερσματα//Κυπριακα σπουδα. Λευκωσα, 1954. Τ. 18. Σ. 38-45; Dikigoropoulos A. The Church of Cyprus During the Period of the Arab Wars, A. D. 649-965//GOTR. 1965/1966. T. 11. P. 237-279; Μιτσδης Α. Τ ατοκφαλον τς Εκκλησας Κπρου//XVe Congrès Intern. d " Études byzantines: Rapports et Co-rapports. 1976. T. 5. N 2. P. 3-18; idem. Η Εκκλησα τς Κπρου π τν δετερο μχρι τν πμπτο ανα//Ιστορα τς Κπρου. Λευκωσα, 2005. Τ. 3. Σ. 107-127; idem. Τ ατοκφαλον τς Εκκλησας Κπρου//Ibid. Σ. 129-154; Kyrris K. P. History of Cyprus. Nicosia, 1985; 19962; idem. (Κρρης Κ. Π.). Αμμχωστος: Προστορα και ιστορα επαρχας Αμμοχστου//ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 53-66; idem. Αρχιεπσκοποι Κπρου//Ibid. Σ. 350-354; idem. Εκκλησα Κπρου//Ibid. 1986. Τ. 4. Σ. 361-372; Παλος (Εγγλεζκης), ρχιμ. Εκοσι μελται δι τν Εκκλησαν Κπρου (4ος ως 20ς αν). Αθναι, 1996; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993; Οκονμου Χ. Η εσαγωγ το Χριστιανισμο κα θεμελωση τς Κυπριακς Εκκλησας//Ιστορα τς Κπρου. 2005. Τ. 3. Σ. 23-105; Browning R. Η Κπρος κα ο Αραβες//Ibid. Σ. 235-291.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Он установил хорошие отношения с архиепископом Кентерберийским. В 1889 г., во время визита в Лондон во главе делегации киприотов, архиепископу был оказан прием на высшем уровне, а Оксфордский ун-т присудил ему степень доктора богословия. Вопреки придворному этикету Софроний III не поцеловал руку кор. Виктории. После перехода Кипра под брит. управление возникли благоприятные условия для возвращения в лоно Церкви криптохристиан («тайных христиан»). В кон. XIX в. их обращением занимался гл. обр. Хрисанф (Иоаннидис-Ладас), митр. Киринийский (1880-1889), особенно в Тиллирии, где им была основана школа для криптохристиан. Но в целом КПЦ в этот период не могла приложить должных усилий в этом направлении. Обосновавшаяся в Лимасоле католич. миссия успешно вела работу среди криптохристиан. Период брит. правления также связан с расцветом протестант. пропаганды. В 1896 г. Ассоциация Вост. Церквей, ставившая своей целью поднять уровень образования кипрского духовенства, открыла на Кипре свою миссию. Ее деятельность вызвала у киприотов подозрения в прозелитизме, однако англ. авторы категорически это отрицают ( Hill. 1972. P. 571). Солсберийский еп. Джон Вордсворт после посещения в 1898 г. Кипра предложил министру по делам колоний Дж. Чемберлену создать комиссию по церковным делам для сбора налогов с прихожан, управления церковным имуществом и просвещения клира, но это предложение было отвергнуто греч. депутатами Законодательного совета. Весь период брит. владычества характеризовался упадком монашеской жизни в ставропигиальных монастырях. Возрождение киновиального (общежительного) устройства кипрских обителей началось благодаря деятельности старца Дионисия (Христидиса), внесшего традиции афонского монашества (ранее он подвизался в Кавсокаливийском скиту). Старец Дионисий вместе со своим послушником Поликарпом (впосл. иером. Паисий) поселился в заброшенном мон-ре Ставровуни (1875-1877), затем возвратился на Афон. В 1882 г. он вернулся на Кипр и остановился в келье недалеко от мон-ря Троодитисса, в 1889 г.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Из-за ссылки половины членов Свящ. Синода не была доработана и введена в действие новая Уставная хартия КПЦ, которая начала составляться в 1924 г. для замены Уставной хартии 1914 г. Проект был отправлен для замечаний Александрийскому патриарху Мелетию II (Метаксакису) и профессору церковного права Афинского ун-та К. Раллису. 1 июня 1929 г. Уставная хартия была одобрена Свящ. Синодом и направлена депутатам Законодательного собрания, где вызвала дискуссии. После этого Уставная хартия должна была быть утверждена брит. администрацией, но из-за событий окт. 1931 г. этого не произошло. Основные изменения в Уставной хартии касались вопросов церковного имущества и др. экономических вопросов, надзор мирян за которыми должен был возрасти: планировалось учреждение Центрального смешанного совета, в к-рый кроме архиепископа, митрополитов, игумена Киккского мон-ря должны были войти 4 мирянина (избираемые по одному от 4 епархиальных комиссий), и Отдела контроля (Ст. 132-133, 204-205, 224-230). Предполагалось, что Центральный смешанный совет будет осуществлять высший надзор за управлением всей церковной собственностью и принимать решения по всем экономическим вопросам (Ст. 142. 3). Этот орган также должен был распоряжаться общей церковной кассой, ее доходы состояли из 10%-го взноса от дохода епархиальных касс и ставропигиальных мон-рей, а также от судебных сборов, взимаемых секретариатом Свящ. Синода (Ст. 144). КПЦ собиралась учредить «Церковный банк» для предоставления ссуд на благоприятных условиях земледельцам и церковным об-вам (Ст. 223). Также предполагались изменения в вопросах выборов клириков членами избирательных собраний и семейных отношений (напр., отмена договора о приданом как обязательного для помолвки - Ст. 96). Высшей церковной властью являлся Свящ. Синод (Ст. 2). Уточнялось, что в случае отсутствия кворума Свящ. Синод приглашает епископа не просто одной из «ближних» правосл. Церквей, а одной из «ближних» Греческих Православных Церквей (Ст. 12). В архиепископских выборах должно было участвовать 79 делегатов (28 от приходского духовенства и 51 от мирян) (Ст. 32).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Виднейшим Кипрским Архиепископом нашего времени был Блаженнейший Макариос III (1977). Макариос III родился в 1913 году в деревне Ано Панайя на Кипре в семье благочестивых крестьян. С детских лет помогал семье пасти скот, работал в поле. Получив начальное образование в родной деревне, в возрасте 12 лет поступил послушником в один из местных монастырей, где обучался в монастырской школе, а затем во Всекипрской гимназии. В 1938 г. принял сан диакона и был направлен на Богословский факультет Афинского университета, который закончил в 1943 году. Затем в течение двух лет изучал юридические науки в том же университете. В 1946 г. был посвящен в иереи и послан в США, где изучал в Бостонском университете социологию религии. В 1948 г. по возвращении на Кипр был посвящен в сан митрополита Китайского. Будучи митрополитом и секретарем, а затем председателем Совета этнархии, развил широкую деятельность за свободу и независимость киприотов. Через два года православные киприоты избрали его главой своей Церкви. В 1950 г. состоялась интронизация Архиепископа Макариоса. 13 декабря 1959 г. он был избран президентом Кипра, в феврале 1968 г. состоялось переизбрание его на этот пост, а в феврале 1973 г. Макариос был объявлен главой государства на следующий срок. Президент Кипрской Республики Архиепископ Макариос был и лидером правительственной партии «Патриотический фронт» (создана в 1960 г.). Архиепископ Макариос, человек редких духовных дарований, «выдающийся церковный и государственный деятель, мудрый кормчий Христовой Церкви и кипрского народа» , все свои силы отдавал на благо Святой Православной Церкви, а также делу свободы и прогресса своего народа. Возглавлявшееся им правительство проводило политику неприсоединения к политическим и военным блокам и выступало за развитие добрых отношений с нашей страной. В интервью американской радиовещательной корпорации «Си-би-эс» Его Блаженство заявил, что усилия кипрского правительства направлены на обеспечение полной независимости Республики. «Кипр сделает все возможное, чтобы противодействовать любой попытке извне навязать ему решение (кипрской) проблемы» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

13 декабря 1959 г. Архиепископ Макариос был избран президентом, а 15 августа 1960 г., когда была провозглашена Республика Кипр, принял дела. Провозглашение Республики — это большая победа киприотов, но далеко не полная, ибо, согласно навязанному Кипру Цюрихско-Лондонскому соглашению, Англия сохранила за собой часть Кипра под свои военные базы. Провозглашение на Кипре Республики активизировало деятельность противников независимости киприотов. В конце декабря 1963 г. извне были спровоцированы вооруженные столкновения между греческим и турецким населением Кипра, приведшие к многочисленным жертвам. Под прикрытием Цюрихско-Лондонских соглашений Англия, Турция и Греция вмешались в конфликт и фактически осуществили военную оккупацию Кипра с целью навязать ему свои планы «урегулирования» конфликта. На остров были введены войска ООН, а общины сгруппированы по нациям. В июне 1964 г. в Вашингтоне был создан так называемый «план Ачесона», предусматривающий присоединение острова к Греции. Все это создавало немалые трудности для деятельности Архиепископа Макариоса. Тем не менее с первых же дней после своего избрания на президентский пост Архиепископ и руководимые им православные киприоты продолжали вести национально-освободительную борьбу против остатков колониализма на острове, за полную независимость Республики, за право кипрского народа самому, без вмешательства извне, решать свою судьбу. В апреле 1964 г. правительство Кипра расторгло договор 1960 г. о пребывании на Кипре греческих и турецких войск. Архиепископ Макариос призвал Грецию и Турцию вывести свои войска с острова. Летом 1964 г. парламент Кипра принял резолюцию о праве народа на самоопределение, о выводе с территории Кипра английских войск, против размещения на острове иностранных баз. Характерно в этом отношении заявление Архиепископа Макариоса: «Все мы — греки и турки — граждане одной страны, и нам самим надлежит вершить дела в своем государстве. Мы отвергаем любое вмешательство в наши дела со стороны НАТО. Мы против баз иностранных войск на Кипре». (Брагин Н. Правда жизни//Правда. 1 октября 1968 г. С. 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

158 Сходное повествование находится в одной из версий «Древнего патерика» (в «Апофтегмах»). См.: PL. Т. 73. Col. 995. 159 Это выражение ( σχεδν δικζεσθαι) предполагает прямой смысл «судиться, выступать на суде», то есть инок как бы осмелился устроить тяжбу с Богом. 160 Или «гордость» ( περηφανα). Об этом величайшем грехе С. М. Зарин пишет так: «Если “тщеславный” услаждается своими подвигами и достоинствами, видя в них средство достижения известности, славы, почета от людей, то “гордый” уже прямо и неприкровенно усвояет их себе и, вознося собственную личность на пьедестал величия, утверждает свою полную независимость от кого бы то ни было, свое самодовлеющее достоинство, способность собственными силами, без Божественной помощи, осуществлять свое идеальное, истинно человеческое назначение – признавая совершенную достаточность своих сил для осуществления добродетели... Замкнувшись в себе, человек утверждает свою духовную самодовлеемость, признает себя существом этически и религиозно самостоятельным, независимым от внешнего авторитета, – бытием самоценным, имеющим задатки и необходимые средства для бесконечного самостоятельного развития. Другими словами, человек считает себя способным осуществить свое высшее назначение без Божественной помощи, помимо реальных отношений к Безусловному и Абсолютному бытию, – стремится жить для себя и по себе» (Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 297–298). Св. Григорий Нисский по поводу этого греха замечает: «Желание быть выше других, гордость – это тяжкая страсть, которую если кто назовет корнем всякого греховного терна, не погрешит в истине» (Свт. Григорий Нисский . О девстве. 4//Творения святого Григория Нисскаго. Ч. VII. М., 1865. С. 308). 162 Перевод свободный; в тексте: που φθασθ, κε κα πγει, ετε ες τν μαρταν, ετε ες τν μετνοιαν. 163 Перевод гипотетичный; в тексте σπερ γονορρης τ χαυντητι το γρους κα συνθεας γεναμενης. 164 Так, как нам представляется, можно перевести фразу λλ μνον ποσπερει. Ср. у св. Епифания Кипрского , который, полемизируя против манихеев, замечает: «Бог, через научение ( δι τς διδασκαλας), сеет в людях благо, а диавол посредством [своего] коварства ( δι τς κακομηχανας) тайно сеет в них лукавые дела» (Epiphanius. III. Panarion haer, 65–80. De fide/Hrsg. von K. Holl und J. Dummer. Berlin, 1986, S. 105).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Эти слова не понравились Вселенскому Патриарху Афинагору, и через своего представителя он сделал заявление Генеральному секретарю: " Мы просим Всемирный Совет Церквей не употреблять это новое наименование и отложить всякое начинание в этом направлении " (14). Афинагора поддержали Александрийский Патриарх, Кипрская и Элладская Церкви. Днем позже последовало другое заявление (первое датировано 16 января 1971 года). Авторы указывают, что речь идет не только об изменении названия. " Фактически же речь идет об изменении канонического статута церковной православной единицы в Америке. Согласно каноническому порядку и практике православной изменение канонического статута, имеющее всеправославное значение, действительно лишь тогда, когда оно осуществляется согласно канонам и получает одобрение со стороны всех других Православных Церквей в мире. В данном случае этого нет. Напротив, целый ряд Патриархатов Автокефальных Православных Церквей не признают нового статута, другие же еще не высказались. Таким образом, вопрос изменения церковного канонического статута вышеупомянутой русской Митрополии остается неразрешенным " (15). Противники автокефалии напомнили, что в Америке существуют Церкви различных православных юрисдикций - Вселенского Патриархата, Антиохийского, Сербского, Румынского. Имеются также русские общины, не входящие ни в какую юрисдикцию. " Ввиду такой ситуации претензии одной церковной единицы в Америке именоваться " Православной Церковью в Америке " и желание взять на себя монополию Православия в Америке вообще представляется нам как действие недопустимое " (16). И такое решение со стороны Американской Церкви авторами писем-заявлений " категорически отвергалось " . Страсти накалялись. Представитель Антиохийского Патриархата предложил " отложить просьбу до тех пор, пока Православные Церкви не займут ясной позиции. Такая акция со стороны Митрополии помогла бы без сомнения Церквам рассмотреть эту просьбу более объективно и, кроме того, не создавалось бы впечатления, что ВСЦ оказался вовлеченным в межправославную проблему " (17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010