Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киприан Скрыпицын (1732–36) с 1719 г. был архимандритом Спасо-Ярославского монастыря; с 24 сентября 1722 г. асессором московской духовной дикастерии; в августе 1723 г. переведен в Воскресенский (Новый Иерусалим). Он и по увольнении (16 декабря 1726) от присутствия в московской дикастерии продолжал жить в Москве, на Пресне (а не на монастырском подворье), за что и был отрешен от управления монастырем 11 сентября 1727 г., а 27 числа того же месяца и года назначен настоятелем Борисоглебского в г. Дмитрове монастыря (Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, т. 7, стр. 215). Указом св. Синода от 10 января 1732 г. переведен в московский Знаменский монастырь, но указом 20 того же января велено ему жить в том монастыре, в каком пожелает, до нового назначения; управлял монастырем (Знаменским) до 18 февраля того же года (Описание этого монастыря, архим. Сергия, М. 1866, стр. 93), а потом назначен в Спасо-Андрониев (упоминается в книге: Феофан Прокопович и его время, стр. 432; сн. Решиловское дело. Спб. 1861, стр. 5). С 1734 г. был членом московской синодальной канцелярии, которой подчинены были все, находящиеся в Москве учреждения синодального ведомства; в мае 1736 г. переведен в Чудов монастырь; в 1737 г. 31 декабря хиротонисан в епископа Вятского, но не быв в Вятке (в 1738 г. он был в С.-Петербурге, как асессор-член св. Синода), 18 мая 1739 г. переведен в Коломну; † в июне 1740 г. в С.-Петербурге. При нем основана Коломенская семинария (История Российской Иерархии I, 191. 248). Герман Барутовичь (1737–43), родом малоросс, постриженник Киевобратского Богоявленского монастыря, в январе 1730 г. определен настоятелем Назарет-Благовещенского, в Нежине, монастыря черниговской епархии; в 1732 г. (не позже мая) переведен в казанский Спасо-Преображенский монастырь и произведен в архимандрита преосв. Иларионом. Он был учителем и управителем семинарской конторы в Казани, а как настоятель много потрудился к украшению и умножению средств вверенной ему обители. Преемник пр. Илариона Гавриил, архиепископ казанский, в 1736 г., по недостатку якобы средств, распустил всех учеников, оставив в семинарии только 35 человек, о чем тогдашний казанский губернатор – князь Голицын послал донесение в собственный Ее Величества кабинет. Наряжена была комиссия. Следователями назначены были: Герман Барутовичь, бывший тогда (с 1737 г.) в сане андрониевского архимандрита, и казанского Зилантова монастыря настоятель архимандрит Епифаний Адамыцкий. По представлении следственного дела в кабинет Ее Величества, от 9 марта 1738 г. состоялось Высочайшее определение о переименовании пр. Гавриила архиепископом Устюжским (Правосл. Обозр. т. 27, 1868, стр. 357–8). Герман с 1742 г. состоял членом московской дикастерии; в исходе 1743 г. отбыл в Киев и там скончался (История Российской Иерархии, т. 5, стр. 637).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Нек-рые детали текста предания позволяют видеть в нем местную запись XIII в. По мнению А. Н. Насонова, посылка кн. Александром Невским грамоты в Устюг о сопротивлении монголам является вполне возможной, поскольку в нач. 60-х гг. XIII в. на Русь приезжали сборщики дани не от хана Золотой Орды Берке, но от имп. Монгольской империи Хубилая. Вслед. этого изгнание в 1262 г. монголов из рус. городов не должно было вызвать и не вызвало карательных мер со стороны Золотой Орды, и, т. о., кн. Александр Ярославич мог быть одним из инициаторов восстания (см.: Н асонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва: Ист.-геогр. исслед. Монголы и Русь: История татар. политики на Руси. СПб., 2002. С. 254-258). Другим свидетельством в пользу древности рассказа об И. и о М. в устюжском летописании является упоминание о вече, к которому обратился Багуй, поскольку в XIV в. сообщения о вечевых собраниях в городах Сев.-Вост. Руси перестают встречаться в источниках. В сказании об И. и о М. заметны мотивы народных преданий о богатырях. Вероятно, рассказ об И. и о М. первоначально бытовал как устное предание и благодаря этому в нем сохранены нек-рые фольклорные черты. Данное сказание вошло в Устюжский летописный свод наряду со сказанием о преподобном Киприане († 1276) - основателе устюжского во имя архангела Михаила монастыря . В поздних версиях церковного Предания современниками и собеседниками И. и М. названы Устюжские святые прп. Киприан и блаженный Прокопий († 1303), но это не подтверждается источниками. И. и М. почитались в Устюге как праведные супруги. В ряде списков «Описания о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) М. названа сестрой И. С XVI в. известна гробница святых близ устюжской Вознесенской ц. на Старом торгу, упоминаемая в Похвале блж. Иоанну Устюжскому: «И древних онех чюдотворцех того града Устюга: о праведницех о Иоанне и Марии, положенных у Вознесения Христова...» (РГБ. Муз. 1365. Л. 195, XVI в.). При построении в 1648 г. каменной Вознесенской ц. на месте сгоревшего деревянного храма погребение святых оказалось в приделе в честь Воздвижения Креста Господня близ сев. стены, под окном. Согласно писцовой книге 1676-1683 гг., гробница И. и М. в Вознесенской ц. была украшена покровами и образом святых; в храме также хранился «образ святых праведных Иоанна и Марии, писаны на листовом золоте». В результате многократных перестроек храма гробница была утрачена, в память о ней на внешней стороне стены, в нише под окном, находился образ святых. Канонизация И. и М. подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г.

http://pravenc.ru/text/471227.html

Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня/9 июля, также 15/28 октября). Святитель был задержан в Киеве литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно–послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн. У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2–ю неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево–Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в службу этого праздника (служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, типография Киево–Печерской Успенской лавры, 1866 г.). Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево–Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе службы на 28 сентября об этом сказано так: «Восхвалити по едному, кто возможет, святых Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена наряцаяй, яви им мольбы наша…» Сентябрь 29 Киприан Устюжский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Я. Э. Зеленина, Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Т. Г. Петрова Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/178323.html

6 марта 1401 г. И. по приглашению митрополита отправился в Москву «о святительских делех». Вместе с архиереем поехал посадник Юрий Онцифирович - свидетельство того, что на переговорах должны были обсуждаться вопросы не только церковной жизни. В Москве И. был задержан и помещен в Никольский мон-рь (см. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). Летом по повелению вел. кн. Василия I московские войска в нарушение мирного соглашения напали на Двинскую землю, затем осадили Торжок. Ход событий заставляет предполагать, что действия митр. Киприана и вел. кн. Василия I были согласованы. И. вернулся в Новгород 15 июля 1404 г., в Москве «у Киприяна митрополита» он был задержан на 3 года и 4 месяца (НПЛ. 1950. С. 398). В Новгородской V летописи (Бобров датирует ее временем ок. 1447) и в Летописи Авраамки (отразившей свод Новгородского архиеп. Ионы , составленный до 1471) приводится пространный рассказ о задержании в Москве «честного старца» И. по воле митр. Киприана и об освобождении его по распоряжению вел. кн. Василия Димитриевича через 3 года, 3 месяца и 3 недели (ПСРЛ. Т. 4. С. 144; Т. 16. Стб. 147-148). Согласно Устюжской летописи 1-й четв. XVI в., И., приехавший в Москву к вел. князю «бити челом о Торшку», был посажен «за сторожи» в Чудовом мон-ре по приказу Василия Димитриевича за непредоставление митрополиту месячного суда (ПСРЛ. Т. 37. С. 81). Согласно митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), длительное пребывание И. в Москве «в наказании и смирении» было санкционировано Архиерейским Собором, на к-ром И. был осужден и был вынужден, как и Луцкий еп. Савва, отказаться от кафедры, причем митр. Киприан приказал им не покидать Москву (ПСРЛ. Т. 11. С. 185; ср.: Там же. С. 190-191). Вероятно, в данных летописях отразились позднейшие домыслы сводчиков. Никитский и Бернадский видели истинную причину задержания Новгородского архиерея в борьбе за Двинскую землю (арест стал наказанием со стороны московских властей за благословение, данное И. на отвоевание Заволочья; см.: Никитский. 1879. С. 111; Бернадский. 1961. С. 229-231). Голубинский считал причиной ареста вопрос о месячном суде митрополита в Новгороде ( Голубинский. История РЦ. Т. 2/1. С. 318-319). Хорошев писал, что месячный суд митрополита в Новгороде после ареста И. был ликвидирован ( Хорошев. 1980. С. 83), однако это неверно, поскольку данный вопрос регулярно поднимался позднее, при митр. св. Фотии .

http://pravenc.ru/text/469552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 3.05.1416, Ростов), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский. 19 марта 1396 г. в Москве Г. был хиротонисан на кафедру «Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; см. также: Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-514). Хиротонию возглавил Киевский митр. Киприан , в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Г. запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его «священноепископом... Ростовским и Ярославским» (Ярославский музей-заповедник. Инв. 15473, 1406-1410 гг.). В 1397 г. Г. посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1398 г., когда Г. собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью к-рых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров Г. и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался 2-тысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину Г. новгородскими летописцами (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 383-384; Т. 6. Вып. 1. Стб. 515-516; Т. 16. Стб. 143). В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него неск. икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: «Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород», где на них «напала слепота». Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн , поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 г. они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон (Там же. Т. 37. С. 80-81).

http://pravenc.ru/text/166531.html

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был " приписан " к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края. Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987. С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь. Описание Зверинского В.В. «Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае, он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю». Описание Зверинского В.В. 1615: «Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».

http://sobory.ru/article/?object=00245

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010