В Устюге в то время подвизался преподобный Киприан , начальник и основатель Устюжско­го Архангельского монастыря . С любовью и уважением относился Иоанн к преподобному Киприану, удивлялся его великим трудам и терпению, приходил в умиление и восторг от рассказов о его подвигах, так как не слыхал ничего подобного на своей родине. Ещё более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету другой избранник Божий - преподобный Прокопий , рождённый и воспитанный хотя в христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший святую веру уже в совершенных летах, много лет проходивший в Устюге подвиг самопроизвольного юродства ради Христа. Он нередко заходил в дом Иоанна и Марии, и, оставляя на время юродство, любил с ними беседовать от всего сердца, укрепляя их в благочестии и утешаясь их верой и смирением. Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержную и чистую жизнь, с каждым годом восходя от силы в силу в жизни духовной, снискали всеобщую любовь и уважение и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных. Скончались они уже в старости, как и изображались на иконах, и были погребены при городской Вознесенской церкви . Впоследствии, при построении новой церкви, место погребения их вошло внутрь здания храма, над гробницей устроена была рака и им отправлялось празднование по особо составленной службе. После многократных перестроек Вознесенской церкви единственным памятником места погребения их служил их образ, стоявший под окном, на внешней стороне стены, в нише. В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга. Использованные материалы Редакция текста от: 26.09.2017 04:39:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11206.html

Иона , в февр., июне, окт. 1671, в сент. 1672, в апр. 1673. Алимпий Уньковский определён из келарей 1673–80. Пафнутий , 1681 и 82. Игнатий Римский-Корсаков , 1683 и 84, 7 сент. перев. в Новоспасский. Арсений Костюрин , 1684, а 9 янв. 1687 перев. в Спасо-Андрониев. Иларион Смирного 9 янв. 1687 перев. из Соловецкого, а 1 февр. 1691 хирот. в митрополита Псковского. Иосиф 19 февр. 1691 перев. из Угрешского; по 1699, июня (sic) 1700. Каллист Поборский [упом. в июле (sic) 1702] 21 февр. 1703 хирот. в архиепископа Тверского. Иосиф [упом. в сент.] 1703–1714. Тихон Писарев , 1714–1718, 7 нояб. перев. в Троицкий Сергиев. Киприан Скрыпицын , с 1719, а в авг. 1723 перев. в Новый Иерусалим. Афанасий Кондоиди 10 сент. 1723 перев. из Тольгского, а 9 окт. 1726 хирот. в архиепископа Вологодского. Аарон , с 1727, а в июле 1734 перев. в Чудов. Карион Голубовский , 1734–1737, 19 июля перев. в Новый Иерусалим. Рафаил перев. из Ростовского Богоявленского, 1737–42. Георгий , 1743 и 44, упом. 21 дек.; † ... Иосиф 1745 перев. из Борисоглебского на Устье; до июля 1747. Варфоломей Любарский 1747 перев. из Пафнутиева Боровского, а 19 июня 1758 хирот. в еписк. Вятского. Иларион Завалевич 14 мая 1758 перев. из Ростовского Яковлевского; он же 11 сент. перев. из Тольгского в Ростовский Спасский, на Песку; в 1759 – на Перерву, (упом. в мар. 1759); в 1761 – в Борисоглебский на Устье. Владимир Каллиграф , перев. из Устюжского Архангельского в сент. 1759 и 1760; † ... Тихон Якубовский , с 1760, из архим., бывших в Кёнигсберге, а 8 авг. 1764 хирот. в викария Московского (еписк. Севского). Арсений Бузановский в исх. 1764 произведён из префектов Александро-Невских, а 2 апр. 1776 перев. в Хутынь. Павел Зернов 9 апр. 1775 перев. из ректоров Троицкой семинарии, и вскоре в Саввин Сторожевский. Иоиль , с 1776; 3 июля 1787 уволен на покой, а мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, под Ростовом, при озере, основан св. Авраамием (в отдалённые времена). Ныне второклассный. [III, 63; V, 718.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не превосходство христианства перед язычеством, но один только страх смерти побудил баскака принять святое крещение. Господь явил Себя не искавшему Его и открылся не вопрошавшему о Нем, но воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни скоро тронула его сердце и заставила полюбить при­нятую им русскую веру. Дикий сын степей с умилением слушал рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами и требованиями Православия, тем более прилеплялся к нему сердцем. Скоро он сделался примерным христиани­ном и приобрел всеобщую любовь и уважение граждан. Так Господь различные случаи и обстоятельства, даже самые беды и несчастья, встречающиеся в жизни человека, направляет к его пользе и спасению. По тогдашнему обычаю богатых людей, однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Утомившись от езды, сошел он с коня и прилег отдохнуть, скоро и уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегося о имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи». Поспешно возвратившись домой, Иоанн рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил: «Кто такой Иоанн Предтеча?» Мария объяс­нила ему, показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, и советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. И вскоре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора вместо сокольей стала называться Ивановской. Благочестивые супруги бога­то украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Божиими. В Устюге в то время подвизался прп. Киприан, начальник и основатель Устюжско­го Архангельского монастыря. С любовью и уважением относился Иоанн к прп. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Преподобный Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший святую веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения вся­кого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца, укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верой и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Града Устюга Святыя 294. Святый Праведный Иоанн и Святая и праведная Мария сестра его, иже бысть начальник великаго града Устюга, положены же быша мощи их у церкви Вознесения Господня на посаде в лето 6000 Буга или Багу был татарским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он в 1262 году взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение с именем Иоанна и обвенчался с Мариею. Народ примирился с ним, а Бану-Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по монгольской привычке Багу забавлялся соколиною охотою, построен был храм Предтечи с обителию. Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви (Архангельск. лет. 59. Устюж. лет. у Карам. IV, пр. 106. III, пр. 186). 295. Святый и блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый, преставися в лето 6811 месяца июля в 8 день Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, плененный уставами и учением православной церкви, отказался от папизма и принял православие. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав все имение бедным и частию в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства. Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюге. Он нашел полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На ее паперти Прокопий стал проводить ночи в молитве; а днем ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили и били. Утешением для подвижника была преведная чета Иоанна Буна и Мария; другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители; но и у него не искал он плотского покоя. В 1290 году, воззванием к народу о покаянии и своею горячею молитвою пред образом Благовещения Богоматери в соборном храме, он отвратил от Устюга страшную черную тучу: она разразилась в 20 верстах от города, в дебри Котовальской, падением множества раскаленных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда Прокопий пришел в Устюг, были еще в живых престарелые супруги Иоанн и Мария, заслужившие от современников название праведных. Юродствуя по городу, он иногда заходил к ним в дом, беседовал с ними о пользе души, что доставляло старцам несказанное удовольствие, так как и он и они, хотя и различными путями, стремились к одной и той же цели. Но особенным другом и собеседником его был преподобный Киприан, основатель устюжского Архангельского монастыря. При всем том ни у Иоанна и Марии, ни у Киприана самопроизвольный мученик не искал покоя для своей плоти и не хотел пользоваться никакими удобствами земной жизни. После их блаженной кончины ближе других к юродивому был благочестивый клирик соборной церкви Симеон, впоследствии родитель святого Стефана Пермского. В продолжение многих лет Симеон был очевидным свидетелем пребывания Прокопия на соборной паперти и умел усмотреть в нем под кровом юродства великую духовную мудрость и обилие благодати Божией. Ему мы обязаны приведением в известность и сохранением для потомства следующего дивного события из жизни блаженного Прокопия. В Устюге, как и вообще на Севере, зимою бывает очень холодно, чему не мало способствует и то, что он находится на возвышенной и открытой местности. В последний год жизни Прокопия зима была столь жестока и сурова, что такой не запомнили старожилы. Сильная вьюга, продолжавшаяся две недели, занесла снегом дома даже внутри города, а мороз и северный ветер так были резки, что птицы падали мертвыми и много погибло скота. Людей же, особенно нищих и странных, и по дорогам и в городе замерзло и занесло снегом столько, что на Ивановской горе у Предтеченской церкви наполнено было ими несколько убогих домов. Можно представить себе, каково было в этот лютый мороз нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на высокой холодной соборной паперти и кроме ее не имел нигде себе пристанища. Ослабевший от старости и терзаемый нестерпимым морозом, он вышел было из паперти и пытался найти теплый угол, чтобы хотя сколько-нибудь погреться, но когда это не удалось, принужден был возвратиться на прежнее место и здесь, забытый и оставленный всеми, переносил неимоверные страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Объявите ему благоволение Иисуса Христа, свидетельствуемое мною, и чтобы он явился ко мне. Я его не обременю; он увидит во мне отца, а паче брата, состраждущаго изнеможением его. Молю Иисуса Христа, да почиет на нем дух Его» 186 . Между тем, в 1794 году, вследствие прошения Шелехова, св. синод назначил для американских островов миссию. Начальником ее был Валаамский иеромонах Иоасаф Болотов, получивший полное семинарское образование. Как он, так и другие девять иноков, избраны были на Валааме, с благословения м. Гавриила, прозорливым игуменом Назарием 187 . Трогательны меры обращения и увещевания раскольников, какие, в пастырской ревности, принимал преосвященный Гавриил, в отношении к заблудшим, когда они были присылаемы для увещания в Алекс. Невский монастырь. Из числа их более известен Устюжский раскольник Ксенофонт, иночестве Киприан, а в схиме Кириак. Присланный в 1784 году в монастырь для увещания, он сначала показал пред митрополитом немало упорства и грубости. Между тем преосв. Гавриил, действуя на него духом кротости, посылал к нему для увещания посторонних лиц 188 и позволял ему давать старопечатные книги для занятия. Однажды хранится образ Воскресения Христова с надписью на приклеенной бумажке: «Сей образ дан в церковь великомученика Димитрия, в поминок Новгородского купца Маркелла Кукина и его супруги Ирины с чадами, 1797 года марта 19, в неделю цветоносную». Об этом Маркелле рассказывают, что он имел большую начитанность и в продолжении шести недель ходил к митрополиту для прения о православной вере, и наконец, силою молитвы, обращен к православию. Преосвященный молился о расколоучителе целую ночь, потом привел его в Софийский собор, снова молился об озарении его благодатью св. Духа и потряс душу его так, что он вышел из собора с раскаянием в своих заблуждениях. После обращения Маркелл весьма часто видался и беседовал с митрополитом; он был долгое время церковным старостою при Димитриевской церкви и потом при Софийском соборе. Кукину доверяемы были поручения тайных дел любви и милостыни христианской со стороны преосвященного; именно чрез него, на иждивение владыки искупаемы были в остроге сидящие должники, устрояемы трапезы для бедных и раздаваема милостыня 192 . Преосвященный Гавриил, с любовью принимал и беседовал с раскольниками Иргизскими 193 , Белорусскими 194 и Черниговскими. Белорусские, по делу о присоединении их к единоверию, многократно обращались с письменными просьбами к преосвященному сначала чрез старца Герасима, потом Никодима и наконец, Виталия 195 . В числе этих писем особенно замечательно предсмертное письмо строителя иеромонаха Никодима (1784) 196 , исполненное умиления и всецелой преданности митрополиту; оно может свидетельствовать, сколь велико было влияние любвеобильного архипастыря на раскольников 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В житии, написанном Епифанием, об этом двусмысленном событии, относящемся к начальной поре дружбы Сергия с Москвой, не рассказывается, и большинство летописей, перечисляя членов посольства, имя Сергия опускает, как бы стыдясь о нем упоминать. Это умолчание и некоторые другие факты указывают на то, что преданность Сергия Москве не была безоговорочной. Пахомий упоминает о «тяжести велией», которую испытывал подвластный Москве Ростов, так что семья Сергия вынуждена была перебраться в Радонеж. С другой стороны, мы видели, что возглавлявшееся Сергием монашество было связано с митрополитом Киприаном, который сопротивлялся созданию в Москве отдельной митрополии, не распространявшей своей юрисдикции на всю территорию Руси. Вряд ли может быть чистым совпадением то, что за самым славным патриотическим актом преп. Сергия — благословением князя Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой — последовало возвращение Киприана в Москву. Поэтому есть основания считать, что Сергий стоял на тех же политических позициях, что и Киприан: одобряя объединение Руси вокруг Москвы, он был противником как московских, так и литовских тенденций, ведущих к разрушению единства, унаследованного от киевской эпохи и укрепленного влиянием Византии. Высокий духовный потенциал религиозного возрождения XIV века виден не только в несравненной по значению личности преп. Сергия, патриарха русского монашеского возрождения, наделенного, помимо человечности, даром духовного водительства. Он виден также в деятельности его современника, ученого и миссионера, святителя Стефана Пермского (1340-1396 гг.). Житие Стефана, как и житие Сергия, тоже составил Епифаний Премудрый, монах Троицкого монастыря. На примере св. Стефана мы видим, какое серьезное влияние оказывали на некоторые одаренные русские умы греческие рукописи и их славянские переводы. Епифаний сообщает, что Стефан, сын причетника Устюжского собора, имел возможность научиться дома «всей грамотичней хитрости и книжней силе». Со временем Стефан постригся в монахи в Ростове, где ему покровительствовал местный епископ Парфений (возможно, грек).

http://sedmitza.ru/lib/text/438213/

Терпя утраты в областях юго-западных, Митрополия Русская делала значительные приобретения на северо-востоке. Сын устюжского причетника, научившись от своего отца грамоте и отправлению церковной службы, нашел случай в торговом городе познакомиться с грамматическою хитростию, и желая более распространить круг своих сведений, отправился в кафедральный город своей епархии, Ростов. Здесь он вступил в монастырь св. Григория Богослова , близ которого жил и Епископ; он избрал эту Обитель именно потому, что в ней было много книг. Непривязанный ни к чему мирскому, юноша решился навсегда отречься от мира. Игумен Максим его постриг и нарек Стефаном. Это было при Е. Парфении 94 . Стефан еще более углубился в чтение духовных книг; любил часто беседовать с мудрыми старцами; все неудобовразумительное старался уяснить себе. Конечно, с этим намерением он выучился и греческому языку. При ростовской кафедре могли найтись книги греческие: потому что за столетие пред сим, при Е. Кирилле было в обычае даже и службу церковную отправлять в соборном храме левому лику на греческом языке, а правому на славенском 95 . Но Стефан показал себя не менее ревностным и в трудах иноческих, чем в учении. – Сему-то инку вложил Бог мысль о просвещении христианством язычников, близких к его отечеству. В двинской области, к которой принадлежал и Устюг, коснели но мраке идолопоклонства многие тысячи Зырян, или, как тогда называли, Пермян. Их поселения начинались тогда в шестидесяти верстах от Устюга вверх по Двине, со впадения в нее р. Вычегды 96 . Очень вероятно, что Стефан еще в детстве был знаком с их языком. Возымев желание быть их просветителем, ревностный инок более обратил на него внимание, может быть, и нарочно отправлялся в Устюг для его изучения 97 , потом составил для него свою азбуку, и начал переводить на этот язык церковнослужебные книги. С сими трудами он явился наконец в Москву. Здесь охотно приняли его святое намерение. Епископ Коломенский Герасим, поставив его в иеромонахи, благословил и напутствовал его своими наставлениями, снабдил его св. муром, антиминсами и другими священными вещами. А Великий Князь, хорошо знавший его и прежде, имея в Перми своих чиновников 98 , мог Стефана обезопасить своею грамотою в его действиях. Таким образом благовестник Христов отправился на дело апостольское (1379).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Св. блгв. кн. юрьевский Димитрий (3 февраля; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1270, 19 июля Св. блгв. кн. рязанский Роман, мученик. † 1275, 12 июня Свт. Серапион, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1276, 29 сентября Прп. Киприан Устюжский (3-я неделя по Пятидесятнице –Собор Вологодских святых). † 1278, 13 декабря Св. блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (23 мая –Собор Ростово-Ярославских святых). † 1281, 6 декабря Свт. Кирилл II (III), митр. Киевский и всея Руси (25 мая). Прп. Харитина Новгородская (кнж. литовская) (5 октября). † ок. 1281–1284 гг. Св. блгв. кнг. ярославская Мария (22 июля). † 1285, 3 февраля Св. блгв. кн. угличский Роман. † ок. 1285 г., 20 сентября Св. блгв. кн. брянский Олег (в крещении Леонтий, в иночестве Василий). † 1286, 26 ноября Свт. Феодор, еп. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). † ок. 1287 г. Св. блгв. кн. ярославский Михаил (19 сентября). † 1288, 28 мая Свт. Игнатий, еп. Ростовский. † ок. 1288 г. Св. блгв. кн. смоленский Михаил (19 сентября; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1289, 3 февраля Свт. Симеон, еп. Тверской. Св. блгв. кнг. ярославская Анна (в иночестве Анастасия) (19 сентября). † после 1289 г. Св. блгв. кнг. ярославская Ксения (24 января). † 1290, 29 июня Прп. Петр, царевич Ордынский (30 июня). Св. блгв. вел. кн. владимирский Димитрий (26 октября; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1295, 3 июля Свт. Василий, еп. Рязанский (10 июня; 12 апреля). † 1299, 4 марта Св. прмч. Иоасаф Снетогорский и с ним семнадцать иноков преподобномучеников. † 1299, 4 марта † 1299, 4 марта Св. прмч. Василий Мирожский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Иосиф пресвитер, Псковский. † 1299, 4 марта Св. сщмч. Константин пресвитер. Псковский. † 1299, 20 мая Св. блгв. кн. псковский Довмонт (в крещении Тимофей). † 1299, 19 сентября Св. блгв. кн. смоленский и ярославский Феодор (5 марта). XIII в. Св. сщмч. Анфим, еп. Сарский (11 июня). XIII в. Свт. Василий, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным и частью в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства 111 . Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюг. Он нашёл полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На её паперти Прокопий стал проводит ночи в молитве; а днём ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили, били; это делали и дети, и те, у которых духовный смысл ещё менее развит был, чем у детей, чтобы понимать поступки духовного человека. Блаж. Прокопий молился за них молитвой Распятого: «Господи! не постави им греха сего». Отдыхать ложился он то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда на нём была изорванная и в ней он переносил северные морозы. Это был мученик, обрёкший себя на неприятности и лишения всякого рода. Утешением для праведного Прокопия служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга или Багу был Монгольским чиновником в Устюги; дозволяя себе своеволия, как и другие подобные ему баскаки, он (1262 г.) взял силой в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение и вступил в брак с Марией. Народ примирился с ним, а Багу Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по Монгольской привычке Багу забавлялся соколиной охотой, построен был храм Предтечи с обителью 112 . Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви 113 . Праведный Прокопий по временам посещал их, но не пользовался удобствами земной жизни их. Другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители: но и у него не искал он покоя для плоти своей. Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга забросала снегом дома, а мороз и ветер северный так были резки, что птицы падали мёртвые на землю, даже скот и люди замерзали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010