2:4 ). Для тех, кто сознательно отвергает слова Священного Писания, спасение невозможно: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). О язычниках и не имеющих возвещенного закона Божиего Священное Писание нам говорит: «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:12-16 ). Таким образом, вопрос о церковной жизни и посещении храма отпадает сам собой, если хотя бы кратко познакомится с соответствующими темами православной экклезиологии. Примечания: 1. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 212. 2. Протоиерей Владислав Цыпин . Курс церковного права. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002. С. 1. 3. Епископ Иларион (Алфеев) . Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С. 125. 4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви./Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С. 132. 5. См.: Архимандрит Иларион Троицкий . Христианства нет без Церкви. М., Православная беседа. 1992. С. 14. 6. Там же. С. 15. 7. Там же. С. 20. 8. Архим. Киприан Керн . Антропология св. Григория Паламы . М., Паломник. 1996. С. 396. 9. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 211. 10. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания. Свято-Троице-Сергиева Лавра . 1900. С. 188/Цит. по: Игумен Петр Бирюков.

http://azbyka.ru/nuzhno-li-vocerkovlenie...

309 ]. По словам сщмч. Иринея Лионского, «Адам сделался началом умирающих» [ 310 ]. Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность — это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… в членах моих вижу… закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген († 251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения» [ 311 ], а свщмч. Киприан Карфагенский († 258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение…» [ 312 ]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «…и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» [ 313 ]. Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia). В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека [ 314 ]. Различают два ряда последствий первородного греха: а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

30 Ср. Ориген, In Ex. hom. 4, 6: «И что жезл, посредством которого все сие совершается, посредством которого Египет повергается и Фараон одолевается, есть Крест Христов, посредством которого сей мир побеждается и посредством которого одерживается верх над князем мира сего со начальствами и силами его». 31 Ср. Тертуллиан, Adv. Jud. 13: «Ибо именно это дерево участвовало тогда в таинстве, в котором Моисей усластил горькую воду, отчего народ, погибавший от жажды в пустыне, ожил, напившись. Так и мы, которые избавлены были от бедствий мира сего, где мы пребывали, погибая от жажды, то есть лишенные Божественного слова, испивая крещальной воды древа Страстей Христовых, через веру в Него ожили». Ср. также Киприан, De zel. et liv. 17: «Всякая горечь, поселившаяся в душе, пусть умягчится Христовой сладостию. От таинства Креста ты приемлешь и пищу, и питие. Дерево, каковое близ Мерры помогло усластить вкус в прообразе (in imagine), пусть тебе поможет обрести смягчающую душу кротость в действительности (in veritate)». Ср. также Ириней, Contra haer. IV, 10, 2; Tract. Orig. 15, р. 164; Лактанций, Inst. 4, 18; Августин, Contra Faust. 12, 30. 2—91. 32 Ср. Втор. 21:23; Галат. 3:13: «Ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». 33 Ср. Кол. 2:14: «и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту...». 34 См. Рим. 1:17: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». 35 «Мерра» по-еврейски означает «горечь». 36 Имеются в виду семьдесят учеников, посланных Иисусом на проповедническое служение, см. Лук. 10:1—17. 37 См. Лук. 10:17—20: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: ... тому не радуйтесь, что духи вам повинуются...» 38 Седьмой день — это Суббота, день субботнего покоя. 39 Ср. Ориген, In Ex. hom. 7, 4: «О, неблагодарный народ: по Египту тоскует тот, кто видел истребление египтян! требует мяса египетского тот, кто видел, как тела египтян были отданы рыбам морским и птицам небесным!» Ср. там же, 7 и 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

37 «Господь заповедал ( Мф.18:19 ) сперва единодушие», – пишет святой Киприан Карфагенский , – «указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви , что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом ( 1Ин.4:16 ) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией». 38 Господь Иисус Христос основал единую Церковь , а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный – «Божие строение» ( 1Кор.3:9 ; ср. Еф.2:21–22 ). Сектанты не строят, а «разоряют храм Божий» ( 1Кор.3:17 ), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). Таких «строителей» (расточителей) апостол осудил ( Гал.1:8–9 ), и «покарает Бог» их ( 1Кор.3:17 ; ср. Мф.21:44 ), и «делу» их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В 1Кор.3:10–23 апостол Павел внушает своим преемникам – пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви («строения Божия»), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

3Езд.5:47 Я же сказал Ему: невозможно это, но должно быть по времени. 3Езд.5:48 Тогда Он сказал мне: и Я дал недрам земли способность посеянное на ней возращать по временам. 3Езд.5:49 Как младенец не может производить того, что свойственно старцам, так Я устроил созданный Мною век. 49 . В своем развитии мир проходит те же возрасты, что и отдельный человек. «Как не может рождать младенец, и та, которая уже состарилась, так и Я распределил созданный Мною век». 3Езд.5:50 Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил Мне, молода ли еще, или приближается к старости? 50 . Славянский перевод высказывает мысль, что хотя мир по времени своего существования и должен быть признан молодым, однако, по всем остальным признакам он приближается к старости. По мнению Фолькмара и Цеклера Ангел в предшествующей речи дал понять, что мир еще молод. Это и побуждает автора вновь поставить вопрос о близости конца. Однако, гораздо естественнее видеть в данном стихе вопрос, выраженный в разделительной форме. Такое значение он имеет в сирском, армянском и нашем русском переводе (Hilgenfeld, Fritzsche, Bissel, Bensly, Gunkel). Это тот же вопрос, который задавал Ездра в предыдущем видении (IV:33), о времени, остающемся до наступления нового века. Мысль об одряхлении мира встречается у языческих (Лукреций ), еврейских (Филон . De mundi opificio, S. 49) и христианских (Киприан . Послание к Деметриану) писателей. Амвросий (De bono mortis, 10) приводит обширную выдержку из нашей книги (V:50–55), чтобы объяснить измельчание человечества, замечавшееся в его время: «Писание не утаило, почему родившиеся в прежнее время выше на вид, а родившиеся позже слабее. Оно сравнивает порождения настоящего века с чревом матери; ведь рожденные в цветущей юности бывают крепче, а рожденные в старости слабее. От множества родившихся настоящий век одряхлел; подобно ложеснам родильницы и состарившейся твари он теряет юношескую мощь вследствие ослабления сил».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

41, стр. 210). Св. Иоанн Златоуст также говорит, что «дитя обрезывается в восьмой день, потому что в восьмой день (т. е. в первый после Субботы) надлежало быть воскресению Господню, обрезанию всего мира» (тв. т. 2, стр. 875) или, как св. Киприан Карфагенский яснее говорит, «восьмому дню надлежало быть тем днём, в который Господь воскрес, оживотворил нас и даровал нам обрезание духовное» (Письмо 46: тв. ч. 1, стр. 189). Гл. 18, 1 Явися же емý Бóг у дýба Мамврийска, седящу емý пред двéрьми сени своея в полýдни И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр [свой], во время зноя дневного Гл. 18, 2 Воззрев же очима своима, виде, и сé, триé мýжие стояху над ним: и видев притечé в сретение им от двéрий сени своея: и поклонися до земли Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр [свой] и поклонился до земли Св. Иустин Мученик в «Разговоре с Трифоном Иудеем» высказал мысль, что в числе трёх странников, явившихся Аврааму, был именно Сын Божий и с Ним два ангела (гл. 56, стр. 223). Св. Афанасий В. также утверждает, что «Ему (т. е. Сыну Божьему) поклоняется Авраам в куще» (тв. ч. 2, стр. 215), так что «если кто станет утверждать, что Авраам видел не Сына... анафема» (ч. 3, стр. 146). Св. Иоанн Златоуст также говорит: «беседовавший с Авраамом в куще был Сын» (на Евангелие Иоанна ч. 1, стр. 386; его тв. т. 7, стр. 614 и 881). Св. Ириней Лионский говорит: «Авраам, наученный Откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и через Его пришествие будет Семя его как звёзды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и увидев Его посредством Духа пророчественного, он возрадовался» ( Ин.8, 56 ) («Против ересей» кн. IV, гл. VII, 1, стр. 423–424), ибо именно «Сын Божий беседовал с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу» (ibid. гл. X, 1, стр. 434). Такое понимание этого Богоявления встречается и в церковных песнопениях: а) «В сени Авраам узре, еже в Тебе, Богородице, таинство, Сына бо Твоего бесплотного прият» «В шатре Авраам увидел совершившееся в Тебе, Богородица, таинство; ибо он принял к себе бесплотного Сына Твоего» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

49) Приведу теперь из двух вышеозначенных Писателей образцы слога высокого. Оба они сильно нападают на тех женщин, кои красят или, лучше, безобразят лице свое румянами. Киприан, рассуждая о сем предмете, между прочим, говорит: «Если бы искусный живописец самым верным телесным цветом изобразил на картине лице и стан человека; и если бы в то время, когда картина уже нарисована и отделана, другой кто-нибудь, почитая себя искуснее, наложил на нее свою руку, чтобы, как ему представляется, поправить то, что уже верно сделано и живо представлено, то последний причинил бы первому художнику тяжкую обиду и возбудил бы справедливое негодование. А ты думаешь избежать наказания, если дерзкою и нечестивою твоею безрассудностью нанесешь оскорбление Художнику Богу? Под соблазнительными цветами и прикрасами ты хочешь от людей утаить свой стыд и распутство; но чрез сие делаешься ты гнуснейшею любодейцею, испортивши и растливши в себе то, что Бог создал! Думая украсить лице и искусно убрать волосы, ты разоряешь этим творение Божие и предаешь истину. Вот и голос Апостола, убеждающий тебя: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5, 7–8 ) . Но может ли торжествовать и праздновать чистота истина там, где чистое оскверняется поддельными цветами где истинное и подлинное превращается в ложь аптекарскими при тираньями? Господь твой говорит: «что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» ( Мф.5, 36 ), ты же хочешь быть сильнее Господа твоего, чтобы одержать победу над словом Его! С дерзким тщанием и святотатственной небрежностью красишь ты свои волосы: злополучное предвестие! Сим самым ты пророчишь себе в будущем огненные власы ада». Дабы не сделаться обширным, не выписываю дальнейших мыслей Киприана. 50) Св. Амвросий, беседуя о том же предмете, говорит: «Отсюда-то происходят первые зародыши пороков, что женщины расписывают лица свои выисканными цветами; боясь не понравиться мужчинам, они подделывают наружный вид свой, а подделкою наружности портят и внутреннюю чистоту нравственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

50:10 «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». 494 Вопрос первой части стиха подразумевает, что далеко не все из народа Израильского боятся Господа. При этом констатируется непосредственная связь между страхом Ягве и вниманием голосу Его Слуги – Второисаия хочет подчеркнуть, что те немногие, кто боятся Господа, непременно должны слушаться гласа Его Раба. 495 50:11 » Вот (МТ: ; IQISª – , 496 иная форма), все вы (МТ: , «все вы»; lQIsª – , 497 " все они»), которые возжигаете огонь ( ), вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламен огня ( ) вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете». Здесь Второисаия рисует нападки противников Слуги Ягве в образе зажигательных стрел, раскалённых в огне ( , «эш»). По мнению И. Ф. Григорьева, под образом огня ( , «эш») здесь представлен «пламень нечестия и богохульства» (как в Ис. 9:17 ). 498 После прославления Мессия обратит огонь Своих врагов против них же, и нечестивые умрут «в мучении». Но это возможно только в том случае, если после прославления Мессии Господь передаст Ему суд над всеми народами. Через представленные образы Второисаия развивает идеи первой части книги Исаии о Мессии как праведном Судье. Христианские толкователи (св. Иустин Философ , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Киприан Карфагенский , Евсевий Кесарийский , блаж. Феодорит Кирский , Прокопий Кесарийский и другие) видели в третьей песни Слуги пророческое предсказание о страданиях Иисуса Христа. 499 6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13–53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии Четвёртая песнь Слуги Ягве – самая известная из всех. Она исключительно важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа книги Исаии считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 6. Свт. Игнатий. К ефесянам, 5. 7 . Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. XXVII. 8 . Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 9. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на евангелиста Иоанна. LXXXV п. 3. 10 . Постановления св. апостолов. VIII, 13. 11. Св. Киприан. Письмо LXIII к Цецилии. 12 . Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. X, 16; XI, 22, 27, 30. 13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I. 14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.  БЕСЕДА ВТОРАЯ О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы. Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы — сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании. Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает : И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26—29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии. Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

—609— Между другими постановлениями относительно разных еретических убеждений V Вселенский Собор сделал и такое: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема» 992 . Во всех этих случаях Вселенские соборы имели, конечно, в виду и то христианское сознание, которое еще ранее ясно выражено словами Св. ап. и ев. Иоанна Богослова: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:2–3 ). Таким образом, то, чему поучал Толстой, осуждено Церковью уже давно и притом такими ее органами, как вселенские соборы. Уже в силу этого Св. Синод обязан был признать Толстого отпавшим от Церкви. Иначе Русский Синод мог подвергнуться тяжелому обвинению в том, что он не хранит в России чистоту оснований христианской веры. Св. Синод, как видим, явно действовал в этом случае от имени Вселенской Церкви. Признание же самим Толстым в его ответе Синоду справедливости возводимых на него обвинений в отрицании оснований христианской веры, казалось бы, для всех должно было уже вполне ясно подтвердить правильность постановления Синода о Толстом, хотя бы с формальной стороны этому постановлению и следовало состояться при ином порядке церковного суда. Вообще по отношению к гр. Толстому представители Православной Церкви обязаны были действовать твердо и решительно и по примеру св. Григория Богослова «не заключать мира во вред учению истины, уступая что-нибудь ради славы именоваться снисходительными» 993 . С Толстым и его учением связан большой соблазн. —610— В мире давно уже замечается все более и более усиливающаяся тенденция к появлению мнений и учений, который, пользуясь христианскими формами, словами и заповедями, влагают в них, однако, иной, чуждый христианству дух. Они, как выразился еще св. Киприан Карфагенский , тонко под покровом истины предлагая ложь, обольщают людей простодушных. В общем, они стремятся разорвать связь нравственной жизни человечества с Божественной Личностью Христа Спасителя. К числу распространителей таких мнений и учений нужно отнести и Толстого. Для многих слабых духом и колеблющихся подобные учения представляют тонкую сеть, в которой современный человек легко запутывается, чему немало способствует и свойственный ему религиозный индифферентизм и все более и более обнаруживающееся в сознании человека затемнение церковной идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010