23, 23, 24)? И еще: на всяком месте очи Божии видят хороших и плохих (Притчи 15:3). И когда мы пришли вместе с братьями, и когда совершаем Божественные жертвы со священником Божиим, то должны помнить о целомудрии и дисциплине, не искушая Господа, говорящего: что помышляете худого в сердцах ваших (Мф. 9:4)? И в другом месте: Все церкви узнают, что Я испытующий сердца и утробы (Откр. 2:23). Неужто блаженный Киприан говорит, что Бог, Который, по его словам, везде присутствует, все слышит и видит, и проникает в полноте величия Своего в сокровенное, и Сам есть Слушатель не голоса, но сердца, и не предупреждаемый воплями, видящий мысли; Он также являет Себя говорящим: что вы думаете нечестивого в сердцах ваших? И в другом месте: Все церкви узнают, что Я исследую утробы и сердце. Но кто не знает этих слов, реченных Сыном Божиим, как свидетельствуют Апокалипсис и Евангелие? Потому Сын (как утверждает св. Киприан) везде присутствует, Он все слышит и видит, и в полноте величия Своего проникает даже в сокровенное, и видящий помыслы не нуждается в предостережениях. С этим смыслом согласуются слова евангелиста Иоанна, который говорит о некоторых: «Потому что Иисус не поверил им, потому что Сам знал их всех, и потому что Ему не нужно было, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Он сам знал, что было в человеке (Иоан.2, 24).  17. Христос никогда не оставляет Своих людей одних, потому что Он везде с ними. Богу все ясно . Блаженный Киприан, писавший о безмерности Сына Божия, свидетельствует о чем-то подобном в этих словах: Не один тот, кому Христос сопутствует в бегстве; Он не один охраняет храм Божий, где бы он ни был, он не без Господа, Христос видит Своего воина, где бы он ни сражался.  И в Послании к Лапсису, кто пожелает, найдет эти вставленные: Он видит сердца и груди каждого и будет судить не только о наших делах, но и о наших словах и мыслях. он заглянет в умы и воли всех задуманных в самые тайники еще закрытого сундука " . Итак, Сын Божий и Божественной властью, и верным и истинным мнением святых отцов, по Божественному естеству, оказывается бесконечным и неизмеримым, вездесущим, все наполняющим, Он Свидетель ныне о помыслах и делах, будущий Судья и Воздаятель всего. Потому что Тот же Сын Божий, истинный Бог, рожденный от Бога Отца, стал для нас истинным Человеком от человека (ибо Он был создан от семени Давидова по плоти [Рим.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   17 веков тому назад один из величайших западных христианских писателей — Киприан — писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est». (Ер. 55). Это означает, что единая Христова церковь, мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церкви — церковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... и вы тело Христово, а порознь члены» (I Кор. 12, 12, 13, 27). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело.» (I Кор. 12, 19) Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь. В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется, как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение o церкви, как o теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделения, а Киприан своим учением o вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос — divisus est Christus? (I Кор. 1, 13), спрашивал апостол. «In multa membra divisa est» — отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а, следовательно, как целое, существует ранее своих частей — отдельных церковных общин, тем не менее, при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3720...

По его глубокому убеждению, каждая церковь во главе с епископом является наследницей Петра - основанием единства Церкви в целом. Это отражение природы местной христианской общины, вне которой нет спасения: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Конкретно, говоря о «кафедре Петра», св. Киприан имел в виду свои, карфагенский епископат, а вовсе не римский, как истолковали это понятие защитники папства и богословы Первого Ватиканского собора. Они защищают точку зрения, что Римская Церковь как бы охватывает собою весь мир, а папа - единственный «подлинный» епископ. Все епископы обязаны подчиняться ему, ибо власть Петра не связана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавляющему вселенскую Церковь. Такое толкование в корне противоречит учению св. Киприана: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере...» («О падших»). Итак, Киприан говорит, что слова Господа, обращенные к Петру, устанавливают епископское служение, а не примат Рима. Известно, что в первые 10 лет существования церковной общины в Иерусалиме ее возглавлял апостол Петр. Если можно говорить об епископстве св. Петра, то только в этом контексте, поэтому можно предположить, что, когда Господь говорил Свои слова Петру, Он имел в виду именно это: Петр первым возглавит местную иерусалимскую Церковь. Петр действительно председательствовал на первой евхаристии в Иерусалиме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Семнадцать веков тому назад один из величайших западных христианских писателей – Киприан – писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est» (письмо 55) 151 . Это означает, что единая Христова церковь , мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церкви – церковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одною тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор. 12: 12, 13, 27 ). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело» ( 1Кор. 12: 19 ). Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь . В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение о церкви как о теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделение, а Киприан своим учением о вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос – divisus est Christus?» ( 1Kop. I: 13 ), – спрашивал апостол, «ln multa membra divisa est», – отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а следовательно, как целое, существует ранее своих частей – отдельных церковных общин, тем не менее при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

«Хлебом нашим мы называем Христа, потому что вкушаем Тела Его, как Сам Он говорит: »Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век« ( Uoah. VI, 51 )» – (Св. Киприан). «И еще молясь о хлебе насущном, мы молимся и о живом хлебе небесном, всесвятом теле Слова Живаго, не вкушающий Которого не будет жив» (Пр. Симеон); «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Uoah. VI, 53 ). Прошение о хлебе насущном не следует понимать, как нечто иносказательное, но как выражение потребности в Таинстве Причащения. Насущный означает, что это хлеб, по существу, выше всего существующаго. «Когда говорится: днесь, то показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, – в убеждении нас такою каждодневною нужностью его во всякое время, изливать сию молитву . .» (Св. Кассиан), т. е. «каждый день доколе можно говорить: ныне» ( Ebp. III, 13 ). 92. Как объясняется прошение: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим? «Для устранения довольства собою, как бы невинными, для избежания опасности погибнуть чрез высокомерие, нам повелевается ежедневно молиться о грехах и тем дается напоминание и наставление, что мы и грешим ежедневно» (Св. Киприан); «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ( 1Uoah. I, 8–9 ).. «К этому Господь ясно присовокупил и прибавил Закон, ограничивающий нас известным условием, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги, так как и мы оставляем должникам нашим» (Св. Киприан). «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Mpk. XI, 25 ) «Поэтому, представляя в уме, взамен чего и что получаем, не станем ждать и медлить друг другу прощением» (Св. Кирилл Иерус). «Таким образом сие отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд произносимый о нас» (Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Почему необходимо покаяние и отпущение грехов и в Новом Завете? «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). 4. Какое обетование оставил Господь Апостолам о таинстве Покаяния? «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле , то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). 5. Когда Христос Спаситель дал власть эту Апостолам, а в лице их и всем преемникам их? «Иисус же (явившись после Своего воскресения) сказал им вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). 6. Как говорит слово Божие об устном покаянии верующих в апостольское время? «Многие из уверовавших приходили (к Апостолам), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). О Божественном установлении таинства Покаяния, его необходимости и важности очень ясно и определенно говорят мужи апостольские и св. отцы первых трех веков христианства. Св. Климент Римский (жил в первом веке) в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Лучше исповедать грехи пред человеком, нежели ожесточать сердце» (гл. 51). «Господь владеет всем, ни в чем не нуждается, кроме того, чтобы мы исповедовали (свои грехи) пред Ним» (гл. 52). «Покоритесь пресвитерам и получите внушение в покаяние» (гл. 57). «Господь всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния и утвердил это всемогущею Своею волею» (гл. 8). Св. Игнатий Богоносец в послании к Филадельфийцам пишет о покаянии так: «Бог прощает грехи всем кающимся, если они прибегнут к единению со Христом и в собор епископа. Верую в благодать Иисуса Христа, Который разрешит вас от всяких уз» (гл. 8). Св. Киприан Карфагенский : «И по вере более и по страху лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нем, исповедают однако же это с сокрушением и в простоте пред иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают пред ними бремя души своей, ищут спасительного врачевства, хотя малым и неопасным ранам... Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедуем каждый свой грех , доколе согрешивший еще находится в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом» (О падших, гл. 28, 29). Падшие в случае крайней опасности для жизни могут, пишет Киприан, «исповедать свой грех пред всяким, какой случится, пресвитером, или, если не будет пресвитера, то даже пред диаконом, чтобы по возложении на них руки в покаянии они отошли ко Господу с миром» (Письмо 12 к клиру). «На небе может быть разрешено только то, что разрешено здесь в Церкви» (Письмо 49). 5. Таинство Брака

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Удивляется святой Киприан, вспоминая разбойника на кресте: как такой грешник, всю жизнь свою в убийствах и прочих беззакониях проживший, при кончине своей краткою молитвою рай себе отверз, и спрашивает Господа: «Что даровал, Господи, Стефану, большее разбойника сего? Что большее принял возлюбленный ученик Твой, который возлежал на перси Твоей на вечери? Чем более упокоены Павловы поты? Чем столь многих Святых многообразные муки, раны и смерти вознаградились? В один час тому разбойнику воздалась та мзда, какую они столькими трудами и скорбями получили».    Но не дивись, святой Киприан! Я тебе слова твоего небесного сожителя в ответ приведу, святого Амвросия, который говорит тебе, как верой великой, хоть и в малой молитве, райскую себе разбойник дверь отверз. Ибо когда Господь наш во время Своего вольного страдания был всеми оставлен, когда и обещавшим с Ним умереть Петром отвержен был, тогда лишь один разбойник веровал Ему и, исповедуя Его, Господом Царствующим нарек: «Помяни меня, Господи, когда приидеш в Царствие Твое!» (Лк. 23:42).    Здесь можно было видеть великую веру разбойника: когда у всех вера оскудела, когда все веровавшие соблазнились о Христе, он не соблазнился, но с верою Ему помолился, за что и услышал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Так говорит святой Амвросий: «В тот час, когда рай принял Христа, — принял и разбойника».     Но такую славу разбойнику подала сама вера, о чем рассуждая, некто обращается к нему: «Непобедимый мученик! От всецелого мирского неплодия в тебе первородное веры Христос принял; ты — Петр на кресте, Петр же во дворе Каиафове разбойником стал».    Слышим ли, что вера может? Так будем стяжать и мы ее себе в молитве нашей, чтобы смогли получить просимое.     Сам Господь наш учит нас: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). И Иаков святой наставляет: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:5—7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

“Вземлется от земли жизнь” Христова, ибо “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16). Через смерть Христову — жизнь человечества. “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (крестное. — С. Ф .), дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (1 Пет. 2, 24). Медленно произносит священник священные слова (они взяты из 53-й главы книги пророка Исайи), и мы опять слышим: “Жрется (приносится в жертву. — С. Ф .) Агнец Божий, вземляй (взявший. — С. Ф .) грех мира за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира. — С. Ф .)”. Эти слова бесконечно повторяются по их смыслу в различных древних христианских литургиях, в творениях отцов и в молитвах. “Ты сочетал, о Господи, Твое Божественное с нашим человеческим и наше человеческое с Твоим Божественным, Твою жизнь с нашей смертностью и нашу смертность с Твоею жизнью. Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое” (Сирийская литургия Иакова) . Но Бог сделался не только человеком, но человеком распинаемым, Бог стал закалаемым Агнцем. Вот почему св. Киприан Карфагенский, говоря о литургии, писал: “При всякой жертве мы воспоминаем страдания Господа, ибо жертва, приносимая нами, есть Его страдание” . Все преображение человека и мира причиной своей имеет только одно: страдания и смерть Христову. Вот почему апостол Павел, говоря о литургии, пишет: “Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11, 26). Как поется в молитве Великого поста, заменяющей на литургии Херувимскую, “Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”. “Приходит (сейчас. — С. Ф.) заклатися”... Так в молитве перед причастием: “Присно (вечно. — С. Ф .) закалаемый”. Или как в древней сирийской литургии Иакова: “Небесные силы стоят вместе с нами в святилище и совершают службу у Тела Сына Божия, закалаемого в нашем присутствии” . Архимандрит Киприан пишет, что в воспоминании “Христовых страданий творит-с я самое действие страстей (страданий. — С. Ф .) Господних” .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

  Глава 4. Четвертое прошение молитвы Господней: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»     7. Четвертое прошение звучит: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф.6:11 ). Здесь блаженный Киприан показывает, каким образом и эти слова могут пониматься в качестве прошения о пребывании. Ибо он говорит среди прочего: «И мы просим так: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», для того, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в качестве спасительной пищи, если вдруг случится какое тяжкое прегрешение, не оказались бы отделенными от тела Христова, будучи удерживаемы от небесного хлеба, поскольку находимся под запрещением и не участвуем в общении» 7 . Эти слова святого человека Божия показывают, что святые, несомненно, просят у Бога пребывания, когда говорят: «Хлеб наш... дай нам на сей день», с тем намерением, чтобы не быть отлученными от тела Христова, но остаться в той святости, благодаря которой они не допускают никакого прегрешения, способного заслуженно отделить их от нее.     Глава 5. Пятое прошение: «Прости нам долги наши»     8. В пятом прошении молитвы мы говорим: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Кажется, что в одном этом прошении мы не просим о пребывании. Ведь те грехи, об оставлении которых мы молимся здесь, – это грехи прошлые, тогда как пребывание, которое делает нас спасенными в вечности, хотя и необходимо во время этой жизни, но не в прошедшее [время], а в то, которое еще остается до ее конца. Однако не напрасно будет ненадолго обратить внимание на то, каким образом и в [объяснении] этого прошения язык Киприана, как некое непобедимое орудие истины, еще тогда поразил еретиков, появившихся спустя довольно длительное время после него. Ведь пелагиане среди прочего отваживаются говорить, что праведный человек в этой жизни вовсе не имеет никакого греха, и из подобных людей составляется уже в нынешнее время Церковь , «не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ), и одна лишь эта Церковь есть невеста Христова; как будто не невеста Его та, которая по всей земле говорит то, чему научилась от Него: «Прости нам долги наши». Но посмотрите, как уничтожает их славнейший Киприан. Объясняя это место молитвы Господней, он среди прочего говорит: «И сколь неизбежно, сколь предусмотрительно и спасительно убеждаемся мы в том, что мы – грешники, поскольку [Господь] побуждает нас молиться за свои грехи, дабы, прося оставление [прегрешений] у Бога, душа вспомнила [о голосе] своей совести. Для того чтобы никто не воображал о себе, что он невинен, и не погиб вскоре из-за превозношения, [эта молитва] наставляет и учит [человека], что он грешит ежедневно, поскольку ежедневно повелевается ему молиться о своих грехах. И Иоанн в своем Послании говорит, утверждая это: " Если мы говорим, что не имеем греха, – то обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), и прочее» 8 , что было бы долго приводить здесь.  

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В мир пришел Мессия – Иисус Христос из Назарета. О Нем сказано: По прошествии восьми дней от рождения, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус (Иешуа), нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве ( Лк. 2:21 ). Христос принял обрезание и имя. Восьмидневный, Он пролил первые капли крови. Потом, на кресте, кровные потоки от Его ран омыли землю и души. Исполнен закон, дана благодать крещения. И уже апостолы в новозаветных Писаниях не видят более нужды в обрезании. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). О том, что кончилось время плотского обрезания, сменившись на духовное, многократно говорят и св. отцы. Св. Иоанн Златоуст считает время обрезания законченным, а само обрезание, ныне не имеющим никакого значения. Так он говорит: «Но, если и они [иудеи настоящего времени – Г.Ф.], по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует ( Гал. 5:2 ), – для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте ( Гал. 5:4 )» 579 . Св. Киприан Карфагенский говорит, «что за упразднением первого плотского обрезания постановится второе – духовное. У Иеремии: сия глаголет Господь мужем Иудиным и обитателем Иерусалимлима: поновите себе поля и не сейте на тернии; обрежитеся Богу вашему и обрежите жестокосердие ваше, да не изыдет яко огнь ярость Моя и возгорится и не будет угашаяй ( Иер. 4:3–4 ). Также Моисей говорит во Второзаконии: (в последние дни) очистит (обрежет) Господь сердце твое и сердце семени твоего, любите Господа Бога твоего ( Втор. 30:6 )... Да и первый человек Адам сотворен от Бога необрезанным; таким же был и Авель праведный, и Енох, угодивший Богу и преложившийся, и Ной, избранный для сохранения рода человеческого в то время, как земля и люди были погубляемы за беззакония, и Мелхиседек-священник, по чину коего обещан Христос. Итак, знамение семени не для всех полезно, а знамением Господним знаменуются все» 580 . Св. Киприан изъясняет, что обрезания не было изначально, не было его у Мелхиседека, благословившего и самого Авраама, отца обрезания, нет его и в последние времена Мессии, когда явилась благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010