Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Киприан (Старорусенков) архиепископ, рукоположен с 8.09.1620 по 12.12.1624 митр. Сарский и Подонский Макарий (Кучин) епископ, рукоположен с 19.12.1624 (1625) † 24.07.1635 Нектарий (Теляшин) архиепископ, рукоположен с 7.02.1636 по 7.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни; † 15.01.1667 Герасим (Кремлев) архиепископ, рукоположен с 31.05.1640 †16.07.1650 Симеон архиепископ, рукоположен с 9.03.1651 по 16.02.1664 на покое; † позже 1678 Корнилий архиепископ, рукоположен с 24.07.1664 митрополит с 25.05.1668 † 23.12.1678 (1677) Павел митрополит, рукоположен с 21.07.1678 † 4.02.1692 Игнатий (Римский-Корсаков) митрополит, рукоположен с 3.04.1692 по 1700 † 13.05.1701 Димитрий (Туптало) митрополит, свт., рукоположен с 23.03.1701 по 4.01.1702 митр. Ростовский и Ярославский Филофей (Лещинский) митрополит, рукоположен с 4.01.1702 по 1711 на покое, в схиме с имен· Феодор, с 1715 вновь управлял епархией Иоанн (Максимович) митрополит, свт., бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с 11.03.1711 † 10.06.1715 Филофей (Лещинский) митрополит, повторно с 1715 по 1721 (прибыл 20.03.1717) на покое; † 31.05.1727 Тобольская и Сибирская (Тобольская и всея Сибири) Антоний (Стаховский) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с декабря 1721 † 27.03.1740 Никодим (Скребницкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 29.05.1740 по 1741 (на епархии не был) на покое, с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Арсений (Мацеевич) митрополит, рукоположен с 26.03.1741 по 28.05.1742 митр. Ростовский и Ярославский Антоний (Нарожницкий) митрополит, рукоположен с 26.09.1742 † 9.10.1748 Сильвестр (Гловацкий) митрополит, рукоположен с 6.07.1749 по 9.10.1755 митр. Суздальский и Юрьевский Павел (Конюскевич) митрополит, свт., рукоположен с 23.05.1758 по 11.01.1768 на покое; † 4.11.1770 Варлаам (Петров) епископ, свт., рукоположен с 5.10.1768 архиепископ с 6.11.1792 † 27.12.1802

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В первые месяцы 1613 г. фактическое управление страной осуществлял Земский собор. П. был его участником, о чем свидетельствует его подпись на жалованной грамоте Д. Т. Трубецкому на вотчину Вагу в янв. 1613 г. ( Забелин И. Е. Минин и Пожарский. М., 1883. С. 291). В мае 1613 г. П. подписал Утвержденную грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова (СГГД. Ч. 1. 203. С. 637), а 11 июля 1613 г. принял участие в чине венчания Михаила Феодоровича на царство - он приносил царский скипетр «к месту» (Там же. Ч. 3. 16. С. 79). В 1613 г. П. был поставлен игуменом новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря в оккупированном шведами Новгороде. Он управлял мон-рем до 1623 г. К этому времени мон-рь уже сильно пострадал, был дважды разорен. В Новгороде каждая обитель либо выставляла определенное количество вооруженных воинов, либо платила за них деньги. По данным на 1612 г., Антониев мон-рь занимал 3-е место по сумме сборов после Хутынского и Юрьева мон-рей. Напр., в кон. 1612 г. за даточных людей за 3 месяца с Антониева мон-ря были взяты 186 р. (за 21 человека конного и за 21 пешего воина) ( Рабинович Я. Н. Новгородские страницы биографии Астраханского архиеп. Онуфрия//НИС. 2015. Вып. 15(25). С. 190-191; см. также: Account of an Occupied City: Cat. of the Novgorod Occupation Archives 1611-1617/Ed. E. Löfstrand, L. Nordquist. Stokh., 2009. Ser. 2. P. 78-79). 12 окт. 1623 г. П. был поставлен во архиепископа Псковского и Изборского на место архиеп. Иоакима († 24 апр. 1624). 31 дек. 1626 г. переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (называвшуюся также Крутицкой по московскому подворью) в сане митрополита. Его предшественник, митр. Киприан (Старорусенков (Старорусенников)) , 20 окт. 1626 г. занял вакантную Новгородскую кафедру ( Строев. Списки иерархов. Стб. 1035). Возглавив Крутицкую епархию, П. стал ближе к царскому и патриаршему дворам. Так, через месяц по поставлении, 28 янв. 1627 г., он вместе с др. «властями» участвовал в панихиде «по патриархех и по митрополитех Московских и всеа Руси» и получил от патриарха Филарета (Романова) милостыню в 1 р. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 1. Расходная книга Патриаршего Казенного приказа. 7135 г. Л. 221; Соловьев. 1894. С. 73). 18 февр. того же года, на масляной неделе, он по поручению патриарха вместе с Астраханским митр. Макарием провел такую же панихиду, получив 1 р. милостыни. В церемонии участвовали протодиакон и певчие дьяки П. (МИАС. 1884. Ч. 1. Стб. 116). В 1629 г. по царскому указу П. организовал перепись церквей в своей епархии: «...посылал... в городы и в уезды домовых своих приказных детей боярских дозирать святых Божиих церквей и приходских жилых дворов и церковных земель» ( Соловьев. 1894. С. 73).

http://pravenc.ru/text/2578471.html

С. С. Тихонов, Э. П. Р. Религия Большинство верующих - православные. К окт. 2018 г. в О. о. зарегистрирована 321 религ. орг-ция, из которых 173 представляют РПЦ (входят в Омскую митрополию ). Имеются община старообрядцев, 2 прихода Русской Истинноправославной Церкви, 2 общины Армянской Апостольской Церкви, 10 - Римско-католической Церкви, 2 - Российской греко-католической церкви (Российской католической церкви византийского обряда), 61 орг-ция протестантов, община молокан, 63 орг-ции мусульман, иудейская, буддистская и индуистская общины, орг-ция Богородичного центра , община международного об-ва «Сознание Кришны» , община шаманистов. Православие Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. В регионе появилось с первыми рус. переселенцами в кон. XVI в. В основанной в 1594 г. Таре в том же году был построен 1-й деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1620 г. земли региона входили в Сибирскую и Тобольскую епархию, 1-м архиереем к-рой стал архиеп. Киприан (Старорусенков; впосл. митрополит). По его благословению в Таре основаны Спасский мужской (упразднен в 1764) и Параскево-Пятницкий женский (упразднен ранее 1764) мон-ри. По благословению митрополита Тобольского свт. Филофея (Лещинского) в 1716-1717 гг. во вновь основанной Омской крепости построен 1-й храм - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1718-1719 гг. был возведен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в слободе Чернолуцкая (ныне с. Чернолучье Омского р-на), освященный 12 апр. 1719 г. при участии митрополичьего наместника иером. Феофана (Канорского). В 1753-1776 гг. на месте ранее существовавшего Спасского мон-ря возведен собор в честь Нерукотворного образа Спасителя в Таре, считающийся старейшим сохранившимся каменным зданием О. о. Во 2-й пол. XVIII в. в Таре были также построены и другие каменные церкви: во имя свт. Николая Чудотворца (1771-1774) на средства купца Я. Перминова; в честь Казанской иконы Божией Матери (1777) на средства купцов Нерпиных; Успенский собор (1774-1792) на пожертвования горожан; кладбищенская ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1784-1789) на средства купца И. Ф. Нерпина; ц. во имя Параскевы Пятницы (1791-1825) на средства купца И. Ф. Нерпина и его зятя гр. П. И. Ивелича.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

При патриархе Филарете возобновились сношения Руси с восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать их представители. Выдающимся событием для Русской Церкви в патриаршество Филарета было принесение из Персии Ризы Господней и установление празднования ей. В феврале 1625 года прибыли в Москву персидские послы, а в марте, представляясь царю и патриарху, поднесли Филарету золотой ковчег, украшенный камнями и бирюзой, говоря: «Государь, Аббас-шах прислал к тебе, великому святителю, ковчег золот, а в нем Великого и Славного Иисуса Христа срачица». Патриарх принял ковчег с благодарностью. После долгих испытаний о том, действительно ли это Риза Господня, патриарх собрал Собор, после которого торжественно было объявлено синклиту и народу о Ризе Господней, и она положена в «медной каморе», устроенной патриархом Филаретом. В 1626 году по благословению патриарха митрополит Киприан (Старорусенков) написал службу празднику на Положение честной Ризы Господней в Москве. Патриарх Филарет не был сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твёрдо на службе государя в «безгосударное время». Любил во всем порядок, был расчётлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шёлковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом. Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. На каменной гробнице патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1 октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Фёдоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец. Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божией милостью Патриарх Московский и всея России».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1586 г. был заложен первый русский город Тюмень с храмами свт. Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1587 г. близ разоренной столицы Искер — г. Тобольск, «укрепленный церковью во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса и святителя Николая Чудотворца» С. 462]. Затем последовал царский указ, поощряющий переселение русских в Сибирь. Каждому переселенцу давались три коня, три коровы, три свиньи, пять овец, два гуся «да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да раз по двадцать пять рублев деньгами» С. 462]. Одновременно из Сибири пошли караваны с драгоценной пушниной. К 1607 г. там возникло еще двенадцать городов. Духовное попечение о Сибири первоначально было возложено на архиепископа Вологодского и Великопермского. Первые группы священников для Сибири были посланы из Вологды и Великого Устюга. Православие мирно укоренялось в Сибири вместе с государственной властью. Жившие по Оби остяки к 1600 г. начали массово принимать православие во главе с князем обдорским Андой, который крестился с именем Василий и построил у себя храм во имя своего святого покровителя Василия Великого. Через два года крестился остяцкий князь Игичей и построил храм во имя святых Зосимы и Савватия. Появились и первые сибирские монастыри: в 1601 г. — в Тобольске во имя святых Зосимы и Савватия, в 1604 г. — во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Епанчине (Туринске) и в 1616 г. — Преображенский в Тюмени. Наконец, в 1620 г. государь Михаил Феодорович с Патриархом Филаретом учредили для Сибири святительскую кафедру в г. Тобольске. Первый тобольский архиеп. Киприан (Старорусенков) (1620—1624) С. 236] за три года своего святительства основал несколько монастырей, церквей, упорядочил жизнь обителей и приходов, пресек бесчинства и своеволие сибирского воеводы и других правителей. При нем была составлена Первая сибирская летопись с именами Ермака и первых русских героев-сибиряков. Было установлено особое их поминовение в Неделю Православия. Однако случалось, что деятельность нового архиерея была не по душе местным чиновникам и другим служилым людям, о чем свидетельствует царская грамота: «Ведомо нам учинилось, что в Сибирских городех служилые и всяких чинов люди в духовных делех, богомолца нашего Архиепископа Кипреяна и его десятилников слушати и под суд к нему ходити не хотят, и научают меж себя на Архиепископа служилых и всяких чинов людей во всех Сибирских городех шуметь, а вы воеводы им в том потакаете…» С. 166—167].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Павел митрополит, упоминается в 1612, 1613 † неизвест. Иона (Архангельский) митрополит, рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещен в священно-служении; † 29.03.1627 Исаия митрополит, упоминается после 1612 † неизвест. Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший архиеп. Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митр. Новгородский Павел митрополит, бывший архиеп. Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион митрополит, свт.. рукоположен с 1.01.1637 по 1651 на покое: † 2.05.1653 Сильвестр митрополит, рукоположен с 10.07.1653 † 20.08.1654 Питирим митрополит, рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митр. Новгородский и Великолуцкий Павел митрополит, рукоположен с 22.08.1664 † 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит, бывший архиеп. Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 6.09.1681 митр. Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков- Еропкин), митрополит бывший митр. Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 † 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит, рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митр. Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов) митрополит, рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митр. Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 20.07.1699 † 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит, рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митр. Белгородский и Обоянекий Феодосий (Вадбольский) епископ, рукоположен с 25.03.1711 † 13.08.1712 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 еп. Вятский и Великопермский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 8.09.1721 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид архиепископ, рукоположен с 18.02.1722 по 1.09.1742 на покое; † 18.02.1743 Платон (Малиновский) епископ, рукоположен с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 5.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией, архиеп. Московский и Севский Иларион (Григорович) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новгородская епархия являлась 2-й по значимости и количеству церквей в Русской Церкви после Патриаршей области. В сер. XVII в. в ней насчитывалось ок. 2 тыс. церквей ( Покровский. 1897. С. 95), в 1679 г.-1227 церквей, в 1682 г., после учреждения Холмогорской и Важской епархии,- 976 храмов (Там же. С. 372), к 1702 г.- 1017 ( Водарский. 1977. С. 83). Ко 2-й пол. XVII в. в Новгородской епархии существовало до 150 мон-рей ( Покровский. 1897. С. 95). В течение столетия было основано 34 мон-ря и пустыни (из них 2 женские). Лествица духовных властей в епархии, согласно указу 1673 г. митр. Иоакима, выглядела следующим образом: игумены Кириллова Белозерского, Клопского, Деревяницкого, Аркажского, Отенского, Лисицкого, Николаевского Белого, Колмова, Ковалёва мон-рей, протопресвитеры Софийского, Знаменского, Николо-Дворищенского соборов в Новгороде, далее следовали протопопы др. соборов и игумены малых мон-рей (ПСРЛ. Т. 3. С. 170-171; АИ. Т. 4. 232. С. 504). Устройство Софийского архиерейского дома в XVII в. В 1-й пол. XVII в. полномочия Новгородских владык подвергались ограничениям, что исследователи связывают с недоверием правительства к кафедре вслед. шведской интервенции нач. XVII в. Напр., в 1630 г. митр. Киприан (Старорусенков (Старорусенников)) был лишен права «ведать... в управных делах» архимандритов, игуменов и строителей, братии монастырей, монастырских слуг и крестьян, назначать игуменов и строителей; эти функции были переданы светской власти ( Греков. 1960. С. 91). Лишь в 1651 г., когда епархию возглавлял митрополит Никон (Минов; впосл. патриарх), по царскому указу суд над духовенством был возвращен в архиерейские приказы, за исключением «татинных, убивственных и разбойных дел». Во 2-й пол. XVII в. 3 Новгородских митрополита были избраны на Патриарший престол - Никон (Минов), Питирим и Иоаким (Савёлов). Новгородские владыки вели борьбу за ослабление адм. контроля из столицы. Напр., митр. Корнилию удавалось назначать самостоятельно почти всех дьяков и приказных людей (Там же. С. 96). В 1687 г. патриарх Иоаким распорядился о необходимости собирать церковную дань в Новгородской епархии по образцу Патриаршей области, но митр. Корнилию удалось получить разрешение не вводить это правило в своей епархии (НИИА СПб ИИ РАН. Ф. 171. Переплет 8. 385. Стб. 87).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

45 ААЭ. Т. 3. С. 403. 264. Ср. материалы Собора 1274 года: РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI– XV â.). Èçä. 2. ÑÏá., 1908. Ñòá. 86.  ñâîþ î÷åðåäü äàííûé òåêñò âîñõîäèò ê áèáëåйским пророчествам; см. Лаушкин А. Митрополит Кирилл II è îñìûñëåíèå îрдынского ига во второй половине XIII âåêà//Áîãîñëîâñêèé ñáîðíèê. Ì., 2002. Âûï. 10. Ñ. 216–217. 49 Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Смесь. С. 18–31. 54 Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 3. М., 1836. С. 263–267. 56 См. о нем: Священник М. Едлинский. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. М., 2001. С. 423–426; Ромодановская Е. К. Киприан Старорусенков//СКиКДР. Вып. 3: ( XVII â.). ×. 2: È–Î. Ñ. 156–163. Åãî ñëóæáó Ïоложению Ризы Господней см.: Минея. Июль. М., 1988. Ч. 1. С. 508–520. 58 Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 5: История России с древнейших времен. М., 1990. С. 175. См. также: Либрович С. Царь в плену. М., 1991. С. 72–83. 65 ММК. 1238. Вкладная книга Соловецкого монастыря XVI–XVII вв. Л. 23–23 об. Другие данные о вкладе Патриарха см. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII веков. Л., 1977. С. 41–42. 66 Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001. С. 234–235. См. также: Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий… С. 62–63. 68 Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1. С. 292; Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. С. 176–178. 69 Покровский И. Рукописи и приписки к ним по существующим описаниям (К истории рукописной книги на Руси)//Православный собеседник. Казань, 1897. Октябрь. С. 498. 70 Рамазанова Н. В. “Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим” (служба Святому в источниках XVII– XVIII ââ.)//Ðóêîïèñíûå ïàìÿòíèêè. Ïóáëèêàöèè è èññëåäîâàíèÿ. ÑÏá., 1997. Âûï. 4. Ñ. 7–18.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Прп. Нил Столобенский, с видом Ниловой пустыни. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР) С первых посещений о-ва Столбного прп. Герман записывал рассказы паломников о жизни прп. Нила. Видимо, ок. 1595-1596 гг. (вторично в 1598) прп. Герман направил эти записи иноку вологодской Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье Филофею (Пирогову) с просьбой составить Житие прп. Нила и службу ему. Вероятно, после завершения работы над Житием (кон. XVI - нач. XVII в.) в обители началось богослужебное празднование памяти прп. Нила. Трудами прп. Германа и братии были построены трапезная, 6 келий на острове, келья на берегу озера, хозяйственные сооружения. В Осташкове имелся монастырский двор с кельей и трапезной. Обитель пострадала в Смутное время от неурожая и голода. Преемником прп. Германа (по его завещанию) стал свт. Нектарий (Теляшин ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский). В 1620 г. митр. Новгородским и Великолуцким Макарием II иером. Нектарий был возведен в сан игумена. Он управлял пустынью в 1614-1636 и 1647-1667 гг. Своей деятельностью новый настоятель привлек к Н. С. п. внимание Новгородских архипастырей, кн. Б. М. Лыкова, в вотчине которого находилась обитель, митр. Ростовского и Ярославского Варлаама II , архим. Троице-Сергиевого монастыря прп. Дионисия (Зобниновского) , князей А. Н. Трубецкого, Д. М. Пожарского , боярина И. Н. Романова, патриаршего боярина С. В. Колтовского и др. В 1628 г. митр. Новгородский Киприан (Старорусенков) освободил Н. С. п. от посещений десятильников с целью сбора церковной дани (впосл. грамота митр. Киприана подтверждалась Новгородскими митрополитами в 1636, 1650, 1653, 1655) ( Успенский. 1902. С. 16). В 1647 г. по ходатайству игум. Нектария (Теляшина) царь Алексей Михайлович освободил пустынь от подсудности ржевским воеводам. Период 2-го игуменства свт. Нектария стал временем подъема обители, когда ее поддерживали патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) , князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М. и И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Игум. Нектарий ввел в пустыни строгий общежительный устав: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. 165. С. 218). Вероятно, по уставу свт. Нектария предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться установленным правилам.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в направлении государственных дел и придворных отношений. Пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе патриарха Филарета была произведена перепись населения. Это был очень важный шаг, так как подати собирались с народа по старым писцовым книгам несправедливо, отчего, как писал патриарх, «одним теперь легко, а другим тяжело, и всем людям из Московского государства скорбь конечная». В делах церковных он всячески поддерживал чистоту Православия. С восшествием на патриарший престол Филарета возобновилось исправление богослужебных книг. По его благословению был исправлен и напечатан несколько раз Требник и Служебник, кроме того, Минеи, Октоих, Шестоднев, Псалтирь, Апостол, Часослов, Триодь Цветная и Постная, Евангелие напрестольное и учительное. Патриарх Филарет сознавал, что для исправления книг нужна была подготовка, и прежде всего знание греческого языка. В связи с этим он учредил в Москве греко-латинское училище при Чудовом монастыре и назначил его руководителем греческого иеромонаха Арсения, который и занялся тщательным исправлением книг. При патриархе Филарете было напечатано больше книг, чем вышло за все периоды от начала создания типографии. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось печатание их, без прибыли, а в Сибирь – бесплатно. По благословению патриарха Филарета были возобновлены и вновь отстроены многие монастыри. Он был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нём составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. Устрояя церкви Божии в земле Московской, патриарх Филарет не забывал и далёкую Сибирь. Там была учреждена архиепископская кафедра в городе Тобольске. В 1620 году патриарх созвал Собор, на котором был избран на кафедру Тобольского архиепископа архимандрит Новгородского Хутынского монастыря Киприан (Старорусенков; † 1634). Патриарх наказывал ему озаботиться исправлением нравов русских поселенцев Сибири и обращать ко Христу племена инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010