553 Cp. 1 Clem. 44, 2: почитаем несправедливым лишать служения тех, которые... служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и безпорочно, и притом в течение долгого времени от всех получали одобрение. Из этих слов явствует, что в случае не безукоризненного поведения епископов община могла удалять их с должности. 554 Ср. случай с пресвитером (епископом древнего стиля cp. Sohm Bd. 1. S. 186 anm. 19) Валентом в Филиппах. Замечательно, что Поликарп убеждает Филиппийскую общину исправить их (Валента и его жену), как члены страждущие и заблудшие, чтобы здраво было все тело ваше (Поликарпа, 9 кон. русс, перевод стр. 326). 555 Hippolyt. Philosoph. IX, 12: Κλλιστος δογμτισεν πως ε πσκοπος μρτοι τι, ε κα πρς θνατον, μ δεν κατατθεσθαι. 556 Ипполит считает это положение новшеством и ставит его на вид Каллисту. Киприан признает несомненным, что недостойный епископ ео ipso перестает быть епископом. Ср. ер. 66. 67 также 55, 11; 68, 5; 65, 2 и т. д. Более подробно см. Sohm S. 218 anm. 21 и Harnack, De Aleatoribus in Texte Bd. 5 Heft 1 S. 88. 557 Христианские общины в Астурине и Эмерите (в Испании) сместили с должности своих впавших в идолопоклонство епископов и избрали на их место новых. Римский епископ Стефан, к которому апеллировал один из смещенвых епископов, потребовал восстановления их прав: Сург. ер. 67, 5: reponi in episcopatum. Большинство испанских епископов последовало за ним и приняло в общение отрешенных епископов. Тогда испанские общины обратились к Киприану, который, рассмотрев дело на своем Карфагенском соборе, согласно с древней практикой, признал, что недостойный епископ само собою лишается должности. Это не имело никакого действия. Общины на своей стороне имели только трех епископов, именно тех, которые рукоположили новых епископов ер. 67, 8. Победа осталась за Стефаном. Воззрение Киприана держалось только в Латинской Африке и то не долго. Нагпаск, Dogmengesch. Bd. 1 S. 372 anm. 1. 0. Ritschl Cypr. S. 138. 561 Bonwétsch art Montanismus in Prot. Real-Encyklopaedie Bd. 13 S. 417 ff. Harnack Dogmengesch. Bd. 1 S. 407. 409. Sohm S. 221 anm. 24. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

cf. Celestini papae ep. ad episcopos Narbonensis provinciae: . «nullus invilus detur episcopus; cleri plebis et ordinis consensus reauirator» cf. Leonis M. Ep. 39. Synesii. Ер. 76. 21 Так напр. по единогласному желанию народа избран был св. Афанасий во епископа александрийского, св. Амвросий во епископа медиоланского. V. d. Athanasii apolog.2 Gregorii Nazianz. Orat in laudem Athanasii. Socrat. Histor. Ecclesiast. 4. 30. Theodoret, 4.6. 22 Из истории церковной видно еще, что назначение на важнейшие епископские кафедры требовало соизволения и утверждения государей. Euseb. de vita Const. 3, 61. Socrat. 4, 21. 30. 6, 2. Sozom. 6, 16, 7, 8. 23 Изложенный здесь порядок избрания епископов в древние времена был общий, как на востоке, так и на юге, и на западе. На востоке он существовал до VIII века, как видно из правила VII всел. собора (прав. 3), а на западе до XIII столетия, как говорит: Petrus de Marca: de consencu sacerdotii et imperii lib. 6, cap.2 24 Послание см. в актах Собора карфагенского 419 г. и в книге правил. Подобным образом еще св. Киприан писал к папе Корнелию Ер. 55. Древность и всеобщность этого правила можно видеть из свидетельств первых веков. Dionys. Alexandr. Ep ad Fabium. (ap. Euseb. H.E. 6, 44). Epist. cleri romani ad S. Cyprianum; inter epistolas hujus 3. 31. Concil Arelat I. can. 14. Aurelian 2. can. 3. 12. Toled I can. 18 cæt. Item concil Carthag. 4.can 77. Впрочем св. Киприан требовал, чтобы падшие и отлученные представляли при смерти свидетельства за себя православных исповедников, и только по их ходатайству были сподобляемы св. таин. S. Cyprian. Ep.13, 14, 15. В некоторых также Церквах западных за некоторые грехи (напр, за отпадение от веры, за вторичное грехопадение после покаяния, и пр.) не было прощения даже при смерти (Concil. Eliber. can. 1. 2.3. 8). Но папа Иннокентий 1 († 412) писал: «был у нас вопрос: как поступать с теми, которые всю жизнь проведши в пороках, при смерти приносят покаяние и просят о разрешении и причащении св. тайн? Прежде о таких были строгие правила, но потом смягчены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Eccl., 16; De mortal., 25; De exhort, martyr., praef. 1; Ep. 56.1–2; 68.7–8 и др.). Основания для такого убеждения свт. Киприан видит отчасти в Св. Писании, отчасти – в философии 869 .С одной стороны, видя приближающиеся новые гонения и угнетение христиан, стихийные бедствия и эпидемии, упадок веры и отсутствие согласия среди самих христиан, свт. Киприан рассматривает это как ясный признак наступления конца света, указанный в Св. Писании. «На нас наваливается бремя преследований и угнетения, – писал он Фортунату, – и в конце и свершении мира уже приблизилось жестокое время антихриста» (De exhort, martyr., praef. 1). «Вы должны знать и быть совершенно уверенными, – говорил он в письме фиваритянам, – что день скорби уже над головою и что приблизилась кончина века и время антихриста. Будем же все готовы к битве и будем помышлять только о славе вечной жизни и о венце за исповедание Господа» (Ер. 56.1). Охваченный бурями мучительных бедствий, мир уже разрушается (De mortal., 25) 870 ; уже близок конец шестого тысячелетня·. «Противник, с которым мы ведем войну, – старый (adversarius vetus) и неприятель древний (hostis antiquus); прошло уже почти 6000 лет (sex millia annorum jam pene complentur), с тех пор как диавол нападает на человека» (De exhort, martyr., praef. 2) 871 . С другой стороны, свт. Киприан осмысляет все эти происходящие в мире события с философской точки зрения: «Мир уже постарел, онне держится теми силами, какими держался прежде, нет в нем уже той крепости и устойчивости, какими он был богат ранее. Даже когда мы молчим и не приводим никаких доказательств этого из Св. Писаний и Божественных пророчеств, сам мир говорит об этом и в разрушающихся вещах представляет ясное доказательство своего конца... Необходимо, чтобы умалялось то, что с приближением кончины склоняется к дряхлости и истощению... Такой приговор дан миру, такой закон Божий: все начавшееся должно прийти к концу, возросшее постареть 872 , сильное ослабеть, великое умалиться, а ослабевши и умалившись, окончиться» (Ad Demetr., 3) 873 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В это время вышел новый эдикт, повелевающий казнить всех предстоятелей. Киприан знал содержание эдикта и спокойно ожидал последнего допроса. Он отказался последовать совету друзей о бегстве и только еще раз тайно посетил Карфаген. 13-го Сентября 258-го года он был схвачен по приказанию нового проконсула Галерия Максима. 14-го Сентября он был представлен на допрос еще раз исповедал свою веру и отказался принести жертву; тогда последовал смертный приговор, которым, он как враг Римских богов, присуждался к усечению мечем. Киприан ответил: «Deo gratias». Казнь совершена была на площади пред городом. Громадная толпа народа сопровождала его туда. Здесь он разделся, преклонил колена и молился; двое из его клириков завязали ему глаза. Он велел выдать палачу 25-ть золотых. Дрожащими руками глубоко тронутый палач выполнил приговор. Христиане похоронили тело мученика вблизи места казни. II. 2. Литературная деятельность святого Киприана Вся литературная деятельность святого Киприана стоит в тесной связи с его епископским служением. Он был муж практики, а не теории и умозрения, и его трость всецело служит практическим целям и интересам. Почти все его трактаты и даже некоторые письма имеют характер пастырских Посланий, и их форма показывает, что они мыслились автором в качестве речей. Он не входит в теоретические разъяснения, а обращается к Христианству и Церковному сознанию верующих. На содержании литературных произведений святого Киприана сильно сказалось влияние Тертуллиана : многие из них имеют заглавия, одинаковые с произведениями Тертуллиана («De habitu virginum», «De dominica oratione», «De bono patientiae»). Это свидетельствовал уже Иероним, заметивший (Ер. 84), что «блаженный Киприан пользуется Тертуллианом учителем, как доказывают его произведения». Но как ни велика его зависимость, однако, всюду обнаруживаются характерные особенности его своеобразной личности и его литературного дарования. Насколько он близко соприкасается с Тертуллианом в мыслях, настолько решительно отличается от своего «учителя» по форме изложения. Его произведения носят печать спокойного, уравновешенного духа, ясного мыслителя и благородного мягкого человека. Спокойное и логическое развитие мыслей, тонкое эстетическое чувство, поэтически риторическая окраска, симметрия и плавность речи придают им привлекательность и поучительность. Часто в них встречаются с большим вкусом выбранные и с любовью раскрытые образы и аллегории, которые в значительном числе перешли и в позднейшую литературу. Его речь дышит живостью и теплотой чувства. У него нет темной краткости, сентенциозности, язвительного сарказма Тертуллиана .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

756 de illa sublimitate caelesti ad terrena descendens non aspernatur Dei Filius carnem hominis induere et cum peccator ipse non esset aliena peccata portare. Im mortalitate interim posita, fieri se et mortalem patitur, ut innocens pro nocentium salute perimatur. 757 Cp. De opere et eleem., 2: Delicta... illa Christi sanguine et sanctificatione purgantur. Свт. Киприан учит, что Христос как Первосвященник Бога Отца (summus sacerdos Dei Patris) первый принес Самого Себя в жертву Отцу (sacrificium Patri se ipsum primus obtulit), очевидно, для искупления наших грехов (Ер. 63.14). 759 Hanc gratiam Christus impertit, hoc munus misericordiae suae tribuit, subigendo mortem trophaeo crucis, redimendo credentem pretio sanguinis sui, reconciliando hominem Deo Patri, vivificando mortalem regeneratione caelesti. Hunc, si fieri potest, sequamur omnes, hujus sacramento et signo censeamur. Hic nobis viam vitae aperit, hic ad paradisum reduces facit, hic ad caelorum regna perducit. Cum ipso semper vivemus, facti per ipsum filii Dei; cum ipso semper exultabimus, ipsius cruore reparati. Erimus Christiani cum Christo simul gloriosi, de Deo Patre beati, de perpetua voluptate laetantes semper in conspectu Dei, et agentes Deo gratias semper. Ср. Ер. 56.6: Quam vero gravis causa sit hominis Christiani servum pati nolle, cum prior passus sit Dominus, et pro peccatis nostris nos pati nolle, cum peccatum suum proprium non habens passus sit ille pro nobis? Filius Dei passus est ut nos filios Dei faceret, et filius hominis pati non vult ut esse Dei Filius perseveret! 760 Multa et magna sunt, fratres charissimi beneficia divina quibus in salute nostram Dei Patris et Christi larga et copiosa clementia et operata sit et semper operetur, quod conservandis ac vivificandis nobis Pater Filium misit, ut reparare nos posset, quodque Filius missus esse et hominis filius fieri voluit ut nos Dei filios faceret. Humiliavit se, ut populum qui prius jacebat erigeret: vulneratus est, ut vulnera nostra curaret: servivit, ut ad libertatem servientes extraheret: mori sustinuit, ut immortalitatem mortalibus exhiberet. Cp. Ep. 56.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

569 χρασις ενδοθι της πλης ν τ νρθηκα νθα στ- ναι χρ τον ημαρτηκοτα, εως των κατηχουμνων, κα ντεδεν ξργεσθαι. κοων γαρ, ςρησ, τν γραφν κα της διδασκαλας, κβαλλεσω, και " μη ξιουσθω προσευχς. 578 О падших. Тертуллиан , говоря, чего требует исповедь (exomologesis) употребляет выражения, которыя как будто повторяет за ним Киприан: de ipso quoque habitu atque victu mandat, sacco et cineri incubare, corpus sordibus obscurare, animum moeroribus dejicere etc. De poenit. с. VIII. 585 Погребение умерших возлагает на кающихся Собор VI: mortuos poenitentes ecclesiae efferant et sepeliant. can. 81. 604 Напр. соб. карфаг. IV. с. 68: ex poenitentibus, quamvis sit bonus, clericus non ordinetux. Si per ignorantiam episcopi factum fuerit, deponantur a clerp. etc. 611 Кипр. ер. 66: quse nunc ratio et forma in clero tenetur ut qui in ecclesia Domini ordinatione clerica promoventur in nullo ab administratione piviua avocentur etc. 615 Кипр. ер. 65: meminisse nutem diaconi debent quoniam apostolos, id est, episcopos et praepositos, Dominus elegit, diaconos autem... apostoli sibi constituerunt Если между епископами и пресвитерами различия не полагается в сущности, – то возвышенте епископского достоинства на практике неизбежно должно было вызвать специфическое разграничение этих степеней священства и в теории. 616 Ordinationes eorum temerariae, leves, inconstantes: nunc neophytos conlocant; nunc saeculo obstrictos; nunc apostatas nostros... Jtaque alius hodie episcopus, cras alius; hodie diaconus, qui cras lector; hodie praesbyter, qui cras laicus. Nam et laici sacerdotalia munera injungunt. 618 Haeres XXX. § 15. 18: παρθεναν ου δχονται, ναγ- κζουσ κα πρ λικιαν κγαμζουσι τος νους..., πιτρπουσιν χρι κα δευτρου κα τρτου κα εβδμου γμου. 631 В послании Игнатия к Поликарпу говорится: πρπεε τοΓς γαμαοα: κα τας γαμοσας μετ γνμης τοο πσκκου την εν ωσιν ποιεΓςθαε, tva ο γμος κατ κορν, κα μ κατ’ βττθυμαν. 632 Тертул. de monog. с. XI: ut igitur in Deo nubas secundum legem et Apostolum, si tamen hoc curas, qualis es, id matrimonium postulans, quod eis a quibus postulas, non licet babere ab episcopo monogamo, a presbyteris et diaconis ejusdem sacramenti (i. e. qui etiam ad monogamiam sunt obligati), a viduis, quarum sectam in te recusasti ect.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

d. röm. Kirche zu d. Kleinasiat. vor d. Nicaen. Konz.; Sohm, Bd. 1. S. 382. 383. 791 Hippolyt. Philosoph. IX, 12: π Καλλστου ρξαντο πσκοποι ка πρεσβτεροι κα δικονοι δγαμοι κα τργαμοι καθστασθαι εςκλρους ε δ κα τις ν κλρ ν γαμοη, μνειν τν τοιοτον ν τ κλρ ς μ μαρτηκτα. 793 Euseb. h. е. VI, 43, 10: Ε v ες μετ’ ο πολ πανλθεν ες τν κκλησαν, ποδυρμενος κα ξομολογομενος τ αυτο μρτημα, κα κοινωνσαμεν ς λακ, πρ ατο δεηθντος παντς το παρντος λαο. 794 Это видно из продолжения цитированного в прям. 26 места: κα τν λοιπν δ πιοκπων διαδχους ες τος τπους, ν ος σαν, χειροτονσαντες πεστλκαμεν. 796 Северная Италия в это время была еще весьма мало христианизирована (Harnack, Die Mission S. 500 ff.), почему непосредственной областью римского епископа надо считать главным образом среднюю и южную Италию. Что острова также входили в сферу правовой власти римского епископа, это ясно видно из соборного послания сардинского собора 343 года к папе Юлию с. 5: tua autem excellens prudentia disponere debet, ut per tua scripta qui in Sicilia, qui in Sardinia et in Italia sunt fratres nostri, quae acta sunt et quae definita, cognoscant Сицилия и Сардиния еще в половине IV века являлись непосредственной областью римского епископа. Ср. epist. Liberii ad Constant, а. 354 с. 2 (Coustant, Epistolae Romanorum Pontificum. Par. 1721 p. 426: quam (Sententiam) Similiter recitavimus atque insinnavimus episcopis Italis. Sohm Bd. 1. S. 391 anm. 30. 797 Euseb. h. e. Ill, 30, 19: ος ν o κατ τν ταλαν κα τν ‘Ρωμαων πλιν πσκοποι το δγματος τηστελαιεν. 799 Ориген путешествовал в Рим, желая, по собственным его словам, увидеть τν ρχαιοττην Ρωμαων κκλησαν (Euseb. h. e. VI, 14, 10). Сург. ер. 48, 3: ut ecclesiae catholicae matricem et, radicem (Рим) agnoscerent. и т. д. 802 Поучительный пример представляет Сург. ер. 8. Когда слух о том, что Киприан во время гонения 251 г. покинул карфагенскую общину, достиг Рима, то пресвитерий равным образом осиротевшей римской общины написал в Карфаген утешительное и соболезновательное нисьмо, мотивируя это следующим: cum incumbat nobis qui videmur praepositi esse et vice pastorum custodire gregem, si neglegentes inveniamus, dicetur nobis – – .no-lumus ergo, fratres dilectissimi, mercennarios inveniri, sed bonos pastores, cum sciatis tum non minimum periculum incumbere, si non hortati fueritis fratres nostros stare in fide immobiles – –.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

О том же письмо Ер. 13. Во втором сочинении, которое читали и древние 542 , св. Киприан говорит: цель воплощения Сына Божьего – восстановить падшего человека; для того, чтобы возвести его на высоту нравственную, предписано ему творить дела милосердия, которыми очищаются грехи, соделанные после крещения; так установил Господь, там предписали Пророки и Апостолы» (§ 1–8). Опасение за детей при раздаянии милостыни – напрасно: все в воле Божьей; если Бог благословил детьми, тем более надобно искать для них благословения Божьего в делах милосердия (§ 9–21). Время коротко, чтобы опускать случаи для дел добрых; а благотворительность так высока: она торжество для Ангелов, победа над диаволом, она без мученического подвига доставляет венец. Благотворительный подражает Отцу Небесному. Господь ясно возвестил, что в день суда Он будет спрашивать о делах милосердия (§ 22–126). В трактате о смертности, убеждая не унывать среди язвы, а помогать друг другу, кто бы то ни был, язычник ли или верный, живыми красками изображает величие христианина, пренебрегающего опасностями для спасения других. О том же предмете в письмах Ер. 7. 14. г) Книга о падших заключает в себе превосходные постановления о покаянии. Пастырь а) оплакивает в ней падения падших в грех (§ 1–4); б) исследует причины падения и главную указывает в недостаточном покаянии о прежних грехах (§ 5–16); в) представляет примеры истинного покаяния и описывает, как должно каяться, (§ 17–36): «Бог, говорит он, милостив и благ как Отец; но надобно бояться Его, как земного судью. Если тяжко грешим, то горько должны плакать. Глубокую рану тщательно и долго надобно лечить; пусть покаяние равняется величию преступления» (§ 35). § 59. Апологетические сочинения Апологетические сочинения против язычников: книга к Деметриану и о тщете идолов. Последнее – не во многом оригинально. В первой из трех частей его говорит о происхождении и о пустоте идолов (§ 1–7); во второй – о единстве Божества и об откровении (8. 9); в третьей – о Божестве Христа Иисуса и о вочеловечении (10–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

664 Еще в 20-х годах III в. повсеместно не принимали обратно падших и убийц. Об этом свидетельствует Тертуллиан (De pudicitia, 12): Hinc est quod neque idolatriae neque. sanguini pax ab ecclesiis redditur («…поэтому церкви не дают мира (т. е. прощения, примирения. – С. С.) ни идолослужению, ни убийству»). 665 На это указывает и св. Киприан: «Вина прелюбодея гораздо» тяжелее и хуже вины откупившегося запискою от мучения (libellatici); этот согрешил по необходимости, тот – по своей воле…» (Corpus script, eccl. lat. 2. Ер. LV. P. 644; рус. пер.: Т. I. С. 236). 669 Это можно заключать из двух посланий св. Дионисия Александрийского к Фабию, еп. Антиохийскому, и Конону, еп. Ермополь- скому (Творения; рус. пер.: Казань, 1900. С. 55–57; Евсевий. Церковная история. Кн. VI. гл. 42, 44; рус. пер.: С. 353, 360–361). Из последнего видно, что возникало затруднение в тех случаях, когда умирающий и получивший разрешение снова выздоравливал: возникал вопрос, не следует ли снова отлучать его от Церкви и от Святых Тайн до новой тяжкой болезни. Дионисий советует считать выздоровевшего грешника воссоединенным. 670 Таковы постановления Ельвирского собора, 1-е и 2-е правила, и др., по которым падшие и другие тяжкие грешники исключались вовсе из Церкви. См.: Mansi. Concilorum collectio. Vol. II. Col. 5–6. Ср.: Harnack A. Dogmengeschichte… В. I. S. 406, Anm. 3). 672 См.: Harnack A. Novatian//RealEncyclopedie… S. 236–238; Dogmengeschichte… Bd. 1. S. 407–415; Молчанов А. Св. Киприан Карфагенский … С. 314–324; Касицын Д. Ф. Расколы первых веков христианства: монтанизм, новацианство и донатизм и влияние их на раскрытие учения о Церкви. Прибавления к Творениям св. отцев. Т. 44. С. 364. 673 См.: Furik. Op. cit. S. 163–164. В таком порядке явлений покаянная дисциплина развивалась в большинстве Церквей и Запада и Востока. Но на основании сирского памятника Didascalia apostolorum ученые Ахелис и Флемминг справедливо предполагают, что в Сирской Церкви не было правила о грехах непростительных: разрешались виновные в прелюбодеянии и идолослужении. Значит, вся история покаянной дисциплины здесь сложилась иначе. См.: Texten Hnd Untersuchungen. Т. 25. S. 304–307, cfr. 38–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

749 Ер. XXVI confes. rom. ad Cypr. n. 7: in secretis cordis fidelis novellandus et consecrandus est animus. 750 Lib. De lapsis. «Никто пусть не обманывает себя, никто пусть не обольщает себя. Один только Господь может помиловать. Он только один, понесший грехи наши, за нас болезновавший и преданный Богом за грехи наши, может даровать прощение грехов (veniam peccatis) против Него соделанных. Человек не может быть выше Бога и раб не может по своему снисхождению отпустить или даровать то, что в тяжком грехе соделано против Господа (nec remittere aut donare servus potest, quod in Dominum delicto graviore commissum est c. 17)». «Если кто безрассудный, в неблаговременной поспешности, думает, что он может всем даровать отпущение грехов (cunctis remissionem peccatorum), то он не только не помогает, но и вредит падшим». (с. 18). В дальнейшем развитии резкость первого положения ослабляется выражениями: «по своему снисхождению» и «всем». 752 Ibid. с. 28. Qui, quamvis nullo sacrificii aut libelli facinore constricti, quoniam tamen de hoc vel cogitaverunt, hoc ipsum apud sacerdotes Dei dolenter et simpliciter confitentes exomologesin conscientiae faciunt, animi sui pondus exponunt salutaram medelam parvis licet et modicis vulneribus exquirunt. 753 Ibid. c. 29. Confiteantur singuli... delictum suum, dum adhuc qui deliquit in seculo est, dum admitti confesio ejus potest, dum satisfactio et remissio per sacerdotes apud Dominum grata est. 754 Ibid. c. 16. Spretis his omnibus, atque contemptis, ante expiata delicta, ante exomologosin factam criminis, ante purgatam conseientatiam sacrificio et manu sacerdotis etc. Что разумеет Киприан под sacrificium? Это выражение не относится к евхаристии, так как очищение жертвою должно быть условием вкушения евхаристии: оно относится к приведенному выше (с. 15 вместе с 1 Кор. гл. 10 и 11) месту вз Лев. (7:19–20) о жертве мирной, мясо которой может есть всякий чистый (с. 15) и выражает понятие удовлетворения через разного рода подвиги покаяния (satisfactio или exomologesis).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010