(II.) Евсевий: Η. Ε. VI. 43, 44, 45. Иероним: De Vir. ill. 66, 70; Ep. 36 ad Damas. – , Apol. adv. Ruf. II. 19. Сократ: Η. Ε. IV. 28. Послания Киприана и Корнелия, касающиеся раскола Новациана (Киприан, Ер. 44, 45, 49, 52, 55, 59, 60, 68, 69, 73). Епифаний: Haer. 59; Сократ: Η. Ε. IV. 28. Феодорит: Haer. Fab. III. 5. Фотий: Biblioth. 182, 208, 280. (III.) Walch: Ketzerhistorie II. 185–288. Schoenemann: Biblioth. Hist. lit. Patr. Latinorum, I. 135–142. Lumper: Dissert, de Vita, Scriptis, et Doctrina Nov., в Migne, III. 861–884. Neander, I. 237–248, 687 (Am ed.). Caspari: Quellen zur Gesch. des Taufsymbols, III. 428–430, 437–439. Jos. Langen (старокатолик): Gesch. der röm. Kirche (Bonn 1881), p. 289–314. Harnack: Novatian в Herzog 2 X (1882), p. 652–670. Также труды о Киприане, особенно Fechtrup. См. список литературы в § 199. Об учении Новациана о Троице и личности Христа см. Dorner, Entwiclungsgesch. der L. v. d. Pers. Christi (1851), I. 601–604. («Dem Tertullian nahe stehend, von ihm abhängig, aber auch ihn verflachend ist Novatian».) Новациан, второй римский антипапа (первым, вероятно, был Ипполит), ортодокс в плане учения, но схизматик в плане дисциплины, в обоих отношениях весьма напоминавший Ипполита и Тертуллиана , жил в середине III века и стал основателем секты, носившей его имя 1604 . Это был человек безупречный, хотя и суровый, он прекрасно знал Библию и философию, обладал талантом теоретика и красноречием 1605 . Он, после Виктора и Минуция Феликса , входит в число первых римских богословов, писавших на латинском языке, причем писал он умело. Мы можем сделать вывод, что в его время латинский язык стал или быстро становился главным языком Римской церкви, особенно в переписке с Северной Африкой и Западом, однако к восточным епископам и Новациан, и его соперник Корнелий обращались по–гречески. Эпитафии пяти римских епископов III века, Урбана, Антера, Фабиана, Луция и Евтихиана (между 223 и 283 г.), на кладбище Каллиста, написаны на греческом, но эпитафия Корнелия (251 – 253), вероятно, принадлежавшего к знатной римской семье, – на латинском («Cornelius Martyr Ε. R. Χ.») 1606 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

170 Должно заметить, что «римские общества, которые носили промысловые имена, но которые прежде всего были обществами дружескими, религиозными и погребальными» (Waltzing, вышеуказанное сочинение, стр. 166), – состояли часто из многих сотен членов; смотр. Wilmanns, Exempla inscrip., t. II, index, p. 637 в слове «Centuriae in collegiis». 172 Cum probi, cum boni co§unt, cum pii, cum casti congregantur, non est factio dicenda, sed curia... Тертуллиан , Apol. 38, 39, 40. Одна из приведенных фраз: «non est factio dicenda, sed curia», была переводима всегда: «это не партия, а совет (un Senat)». Но, быть может, она имеет иной смысл. В проконсульской Африке мало находят надписей, относящихся к обществам (погребальным) в собственном смысле; но тексты надписей, которые упоминают об обществах, носящих имя курий (curiae, которые не имеют никакого отношения к городским советам), встречаются в большом количестве. Эти curiae очень похожи на корпорации и на collegia tenuiorum и представляют, кажется, один из видов их, собственно принадлежащий Африке (Toutain,Les cites romaines de la Tunisie, 1896, p. 285). Таким образом возможно, что Тертуллиан хочет сказать здесь только, что собрание христиан, состоящее из добрых и честных людей, есть «не партия, но curia», т.е. правильное, законное общество. 180 Либерийский список и записки Понтиана и Антера, у Duchesne, Liber pontificalis, t. I, p. 4, 5, 145, 147. 184 Anrelins Victor, De Caesarib. 28; Brev. IX, 3; Евсевий, Chron. Ad Olymp.257; Cohen, Medailles imperials, t. IV, p.146–147, n-os 34 et 39. 192 Св. Дионисий Александрийский , у Евсевия, Hist. Eccl. VI, 42, 1 . Папирусы, изданные (1893) и Wessely (1894), суть удостоверения в принесении жертвы, выдававшияся в двух египетских селениях. Смотр. Nuovo Bull, di archeologia cristiana, 1895, p. 68–73 et pl. VIII; сравн. Theol. Literat.-zeitung, t. XIX (1894), p. 37 и 162. 202 De Rossi, Roma sotterran., t. Π, p. 7–10, 89; Inscr. Christ, urbis Romae, t. II, p. 109, n. 62. 212 В 253-м году Валериан присоединил к себе сына своего Галлиена, с титулом августа, а в 255-м году объявил цезарем своего внука Валериана. 214 Relegatio или ссылка не влекла за собою обыкновенно (исключение делалось только по отношению к христианам) совершенной потери имущества, что бывало последствием только смертной назни. Смотр. Digest. XLVIII, XXII, 1, 4. 220 Этим гонением ежедневно занимаются в Риме префекты, с тем, чтобы наказывать всех, кто будет приведен к ним, а имущество их обращать в казну. Св. Киприан, Ер. 80. 226 Малоосновательные сомнения Гёрреса (Gorres)omhocumeльho исторического существования главных мучеников этого гонения: Jahrb. fur protest.Theolog.,1891, n.1. 229 Vopiscus, Aurelianus 5, 14, 25, 31, 35; Aurelius Victor, De Caesaribus; Зосима I, 60; Eckhel, Doctr. numm., t. VII, p. 483, Marquardt, Röm. Staatsverw., t. III, p. 82, 236; Bull, della comm. arch. com., 1887, p. 225. Читать далее Источник: С.-Петербург. Синодальная типография, 1898 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74.6) 831 ; в этом таинстве крещаемый умирает и погребается для грехов ветхого человека и совоскресает со Христом в небесном возрождении (De zel. et liv., 14) 832 ; он отлагает ветхого человека (De hab. virg., 23) и облекается во Христа (Christum induere, Ер. 74.5). Кроме того, в крещении человек, рождаясь от Матери-Церкви, усыновляется Богу и становится сыном Божиим (De orat. Dom., 9 833 ; Ad Demetr., 25; De bon. pat., 5; Ep. 63.8 834 ; 74.6–7 835 ). В этом таинстве человеку даруется отпущение грехов (remissio/remissa peccatorum) не только личных, но и прародительского (De op. et eleem., 2; Ep.59.5 836 ; 70.1–2; 73.18; 74.5). Крещаемый произносит символ веры (Symbolum) и отвечает на вопросы (interrogatio quae fit in baptismo), в частности: Веришь ли в жизнь вечную и отпущение грехов через Святую Церковь ? (Ер. 70.2; 76.7) 837 . Очистить грехи и освятить человека вода может только тогда, когда имеет Духа Святого; так что крещение невозможно без Св. Духа 838 ; кроме того, невозможно облечься во Христа без Духа, как и Духу отделиться от Христа (Ер. 74.5). Поэтому прежде крещения вода должна быть очищена и освящена священником (Ер. 70.1) 839 . Свт. Киприан настаивает, что недостаточно крестить во имя одного Господа Иисуса Христа, но крещение должно совершаться во имя Святой Троицы (Ер. 73.5 840 ; 18 841 ). Хотя обычно крещение совершается через погружение, свт. Киприан признает и крещение через обливание, в случае крайней необходимости (например, в болезни, Ер. 76.12) 842 . Возможно также, что во время крещения священником совершались экзорцизмы (см. De idol, vanit., 7; Ер. 76.15). Подобно Тертуллиану , свт. Киприан говорит и о «втором крещении» – «крещении кровью» (sanguinis baptisma), то есть мученичестве, которое намного превосходнее первого (De exhort, martyr., praef., 4 843 ;Ep. 73.22). После крещения крещаемый через молитву предстоятелейи возложение рук принимает Св. Дух 844 и запечатлевается «печатью Господней» (signaculo dominico), т. е., по-видимому, крестообразно (?) помазывается миром (Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

73.9 845 ; 74.7 846 ; 72.1 847 ). «Тому, кто крещен, – говорит свт. Киприан, – необходимо быть помазанным, чтобы, приняв помазание (chrisma, id est, unctio), он мог стать помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову; крещеные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается Евхаристия» (Ер. 70.2) 848 . Поскольку с миропомазанием связано принятие Св. Духа, свт. Киприан называет его «духовным помазанием» (unctio spiritalis, ibid.). Наконец, свт. Киприан особенно настаивает, что крещение одно и может совершаться только в Церкви (Ер.70.1 849 ; 73.1; 9 850 ; 24); так что всех, крестившихся вне Церкви, следует крестить заново (Ер. 70.1; 71.1 851 ; 73.1 852 ; 21). 6.2. Покаяние В вопросе о таинстве покаяния свт. Киприан придерживался традиционной практики Древней Церкви против двух крайностей: с одной стороны, неумеренной снисходительности отдельных представителей карфагенского клира (Новата и Фелициссима) и исповедников, которые в его отсутствие без разбора и должного основания даровали прощение всем падшим, а с другой стороны, практики новациан, которые исключали из Церкви всех, согрешивших тяжкими грехами 853 . Киприан настаивает, что Церкви дано право (permissum est) отпускать грехи (peccata solvere, remissio peccatorum, remissa peccatorum, Ep. 70.2; 73.7; 9; 24; 76.7), причем не только те, которые были совершены до крещения, но и совершенные после него (De op. et eleem., 1–2; Ep. 52 passim). Действительно, власть разрешать что-нибудь на земле так, чтобы это было разрешено на небе, Сам Господь сначала дал ап. Петру ( Мф.16:18–19 ), а после Своего воскресения – и всем апостолам ( Ин.20:21–23 ). Отсюда ясно, что отпускать грехи могут в Церкви только предстоятели, имеющие основанием евангельский закон и Господнее распоряжение; а вне Церкви ничего не может быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто мог бы связать что-нибудь или разрешить (Ер.73.7) 854 . Только то удовлетворение и прощение угодно Господу, которое совершается через священников (satisfactio et remissio facta per sacerdotes, De lapsis, 29; Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

8) «О благотворении и милостынях» (De opere et eleemosynis) – имеет целью побудить состоятельных членов Церкви к поддержанию нуждающихся братьев; написано, вероятно, во время тех же бедствий. Святой Киприан указывает на многоразличные и великие Божественные благодеяния, которыми устрояла и постоянно устрояет наше спасение – щедрая и богатая милость Бога-Отца и Христа, и именно в Искуплении человека Сыном Божиим и в спасительном попечении о полном сохранении уже искупленного человека. Божественная любовь открыла некоторое средство к сохранению спасения, указавши на дела правды и милосердия, научив посредством милостыни омывать те скверны, которыми мы запятнали себя впоследствии. Милостынею и делами правды погашается пламя грехов, всегдашнее непрестающее благотворение снова возвращает нам милость Божию. Божественный голос никогда не умолкал – в Священных Книгах как Ветхого, так и Нового Завета – всегда и везде призывать народ Божий к делам милосердия и вменять в обязанность творить милостыню. Напрасны опасения, чтобы, начавши много благодетельствовать и иждивши все свое состояние чрез щедрость, самому не впасть в нищету: откуда производится трата для Христа, чем приобретается Небесное Богатство, там не может быть оскудения. 9) «О благе терпения» (De bono patientia) – написано во время спора о Крещении еретиков (Cipr. Ер. 73, 26), вероятно, летом 256-го года, с целью показать и собственное мирное настроение и успокоить разгоряченных обсуждением этого вопроса членов Церкви; но о самом предмете спора Киприан совершенно не упоминает. Оно написано под влиянием произведения Тертуллиана «De patientia»; но Киприан самостоятельно и своеобразно ввел целые ряды новых мыслей. Заповедь Господня – со всяким тщанием хранить терпение. О нем заботились и философы, но их терпение было так же ложно, как была ложна и их мудрость, ибо как мог быть мудрым и терпеливым тот, кто не имел понятия ни о мудрости, ни о терпении Божием. Христиане же, будучи философами не на словах, а на деле, должны в духовном повиновении проявлять то терпение, которому научаемся из Божественных наставлений. Эта добродетель у них обща с Богом; от Него терпение начинается, и необходимо подражать терпению Владыки и Отца. И Киприан далее изображает примеры долготерпения Божия. И Иисус Христос не словами только, но и самым делом учил терпению. Патриархи, пророки и все святые, которые прообразовательно носили образ Христа, при похвале за свои добродетели особенно дорожили похвалою за то, что с твердым и постоянным спокойствием духа хранили терпение. Терпение не только хранит доброе, но и предотвращает злое; напротив, недостаток терпения причиняет много зла. Поэтому святой Киприан призывает быть непоколебимыми и прилежными в трудах и твердо пребывать во всяком терпении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

41 F. Drasekë in “Gesammelte patrlstische Untersuchungen», Altona, 1889, 169—207. 42 Le Bachelet, op. cit. col. 2164. 43 См. Архим. Киприан (Керн): «Антропология Св. Григория Паламы». УМСА – PRESS, Париж, 1950, стр., 139—144. 44 «Против Ариан», I, 14. 45 Ibid. I, 17. 46 Ibid. I, 20. 47 «Против Ариан», I, 22. 48 «Против Ариан», I, 39. 49 Ibid. II, 45. 50 Ibid. II, 46. 51 «Против Ариан», II, 47. 52 Ibid. II, 57. 53 Ibid. III, 1.4. 54 «Против Ариан», III, 30. 55 Ibid. III, 20. 56 Его можно найти и у писателей раннего христианства: Татиан, «Против язычников», 5; Ориген, «Против Целса», I, 3; VIII, 67; чтобы не говорить о позднейших. 57 Н. Е. II, 6. 58 Выражение церковного историка Сократа. Н. Е. II, 41. 59 Metaphys. V, 16. 60 Болотов, op. cit., 39—40. 61 «О Соборах», 26. 62 Ibid., 25. 63 Ер. I, 1. 64 J. Lebon, Introduction. Lettres a Serapion. S.CH. 15, Paris, 1947, pp. 31—39. 65 Stricken, op. cit. 66 Ер. 1, 10—12. 67 P.G. 25, 685—90. 68 Ер. 8 и 13. 69 «The festal letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version». London, 1848. 70 T. Vll 1. — Roma, 1863. 71 P.G. 26, 1351—1432; 1431—44. 72 A. Puech: “Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. III, p. 313. 73 cf. A. Puech: «Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. Ill, pp. 261—262. 74 Stanislas Giet: «Homйlies sur l.Hexaйmйron». SCH. 26. Paris, 1950, pp. 5-.69. 75 Cruicë “Essai critique sur l " Нехайтйгоп de Saint Basile», Paris, 1844. 76 Kari Gronau; «Posidonius, eine Quelle fьr Basilius " Hexahemeron», Braunschweig, 1912; «Posidonius, und die jьdischchrismliche Genesis-Exe-gese», Leipzig-Berlin, 1914. 77 J. Levië «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l " Нехайтйгоп». Musйe belge, 1920, pp. 113—149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн». 1900, сентябрь, стр. 79—106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

   17 веков тому назад один из величайших западных христианских писателей — Киприан — писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est». (Ер. 55). Это означает, что единая Христова церковь, мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церквицерковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... и вы тело Христово, а порознь члены» (I Кор. 12, 12, 13, 27). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело.» (I Кор. 12, 19) Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь. В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется, как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение o церкви, как o теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделения, а Киприан своим учением o вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос — divisus est Christus? (I Кор. 1, 13), спрашивал апостол. «In multa membra divisa est» — отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а, следовательно, как целое, существует ранее своих частей — отдельных церковных общин, тем не менее, при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3720...

Мученичество христиан Источники Игнатий: Epistolae. Martyrium Polycarpi. Тертуллиан : Ad Martyres. Ориген : Exhortatio ad martyrium (προτρεπτικς λγος εις μαρτριον). Киприан: Ер. 11 ad mart. Пруденций: Περ " ι στεφνων hymni XIV. См. список литературы к § 12. Труды Sagittarius: De mart, cruciatibus, 1696. H. Dodwell: De paucitate martyrum – Dissertationes Cyprianicae. Lond. 1684. Ruinart (католик): Praefatio generalis in Acta Martyrum. F. W. Gass: Das christl. Märtyrerthum in den ersten Jahrhunderten, in Niedner " s «Zeitschrift f. hist. Theol.» 1859- " 60. Ε. de Pressense: The Martyrs and Apologists. Перевод с французского. London and Ν. Y. 1871. (Ch. II p. 67 sqq.). Chateaubriand: Les martyrs ou le triomphe de la rel. chrét. 2 vols. Paris 1809 и многие другие издания (лучший перевод на английский О. W. Wight, N. York 1859.) Не имеет критической и исторической ценности, только поэтическую. См. также Jameson: Sacred and Legendary Art. Lond. 1848. 2 vols. На эти длительные и жестокие гонения церковь ответила не революционным насилием, не плотским сопротивлением, но моральным героизмом страданий и смерти за истину. Однако этот героизм был самым светлым ее украшением и самым эффективным оружием. Этим своим героизмом церковь доказала, что достойна своего божественного Основателя, Который принял смерть на кресте ради спасения мира и даже молился о прощении Своих убийц. Патриотические добродетели Древней Греции и Рима проявились здесь в самой возвышенной форме, в самоотречении ради небесной страны, ради венца, который никогда не увядает. Даже дети становились героями и со священным энтузиазмом устремлялись к смерти. В эти тяжелые времена люди руководствовались словами Господа: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» 75 ; «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» 76 . И ежедневно сбывались обещания: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 77 ; «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По 2Езд.4Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,» а по 1Езд.1:7—11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но напротив отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2; 4Цар.25:13—16; 1Езд.1:7). По 2Езд.4все иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36—37) такой свободы не было дано.    Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 2Езд.3—5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (2Езд.4:1—12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (2Езд.3:18—24) и распутством (4:24—31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепегцут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, а истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает одно справедливое… И нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство и власть, и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2Езд.4:35—40). Кто и из современных читателей неспособен тронуться этим возвышенным гимном истине, раздавшимся в эпоху междоусобиц, кровопролитий, насилий сильных над слабыми?.. Кто, при чтении этих возвышенных слов, не в состоянии забыть и отнестись безразлично к точному определению, при ком они произнесены: при Кире или Дарие, или после них, лишь бы были произнесены. Таково и вообще значение всей рассматриваемой книги — не хронологически-историческое, а моральное, коим она и занимает место в Библии. На этот отдел преимущественно обращали внимание отцы Церкви и его прославляли: Киприан (Ер. 74, 9), Августин (De civit. Dei. 18, 36), Ориген (Нот. IX in Iosuam. Сот. in Iohan. t. VI, 1). Августин видел здесь даже пророчество о Христе, названном «истиною» (De civit. Dei 18, 36).    Кроме морального значения вторая книга Ездры (в отделах, соответствующих каноническим повествованиям) имеет историческое значение, как памятник древнего иудейского понимания канонических исторических писаний, параллельный переводу LXX. Климент Александрийский цитирует, как историческое, повествование 3 главы (Strom. 1, 21), а Иосиф Флавий всю книгу в этом смысле повторяет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Молчание Диакона Понтия об этих случаях подало мысль Баронию и др. утверждать, что в этом повествовании смешиваются два лица – Киприан карфагенский и Киприан ант. Но а) Евсевий не знал ни в Никомидии, ни в Антиохии Епископа Киприана, – равно не видно его ни у кого из древних. б) Понтий говорит: «fuerint licet studia et bonae artes devotum pectus imbuerint, tamen illa praetereo: nondum enim ad utilitatem, nisi saeculi, pertinebant т.е. отказываясь говорить о занятиях язычника, он различает в предметах занятий Studia et bonas artes науки и изящные искусства». В числе наук была тогда и магия – наука о тайных силах природы. Во всяком ее случае молчание Понтия не дает права ни предполагать двух Киприанов, ни опровергать повествования св. Григория в) другая обстоятельства Киприана карфагенского – богатство, знаменитость рода и сана, мученическая кончина описываются св. Григорием, Пруденцием и Евдокией точно так же, как представляется то же самое у Понтия и по другим памятникам древности. 516 В 249 г. писаны: Ер. 1. ad presbyteris Farnis consistentes с запрещением пресвитеру быть распорядителем по завещанию; Ер. 3. ad Evcratium о новокрещенном комедианте, которому запрещается заниматься своим ремеслом; Ер. 3. ad Rogatianum fratrem о пресвитере, оскорбившем бранью Епископа; Ер. i. ad Pomponium. 521 Ер. 5–7. Римский клир Ер. 8 укорял его за оставление паствы; укоризна – недельная. Письмо Киприана 250 г.: к страдавшим за веруЕр. 9–11. 13. Ер. 12 к клиру об обязанностях к исповедникам; Ер. 14 к нему же с убеждением заботиться о бедных. Ер. 37–40 с похвалами за терпение. 522 Ер. 15 ad confessores – не давать без разбора прощения падшим; Ер. 16–27. 29–39. по делу о падших. 523 Ер. 41–43. 49–50 по делу о Фелициссиме. О нем отзыв: pecuniae sibi commissae fraudator, stuprator virginum, malrimoniorum mallorum depopalator atque corruptor dicitur. Вот какие люди могут быть начальниками раскола! 532 Определения in Ер. 10. ad Jannuarium. Того же года о том же Ер. 69 ad Magnum. Ер. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010