95). Так в настоящее время православная Церковь совершает присоединение римских христиан ( 84 ). Если же при обращении таких иноверцев будет известно, что они не помазаны в своей Церкви миром, или будет не известно, помазаны ли, то они должны быть без всякого сомнения помазаны в православной Церкви ( 85 ). Отступившие от Церкви в ереси или расколы, также в иные вероисповедания, если в свое время помазаны были св. миром, по новом обращении к Церкви не помазуются снова, а воссоединяются с нею только молитвами и покаянием ( 86 ). В чин православной Церкви о миропомазании присоединяемых к Церкви иноверцев упоминаются и восприемники, на случаи, когда присоединяемый из иноверцев, по каким-либо причинам, не может давать сам от себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священного действия. Но общего правила о необходимости восприемников при св. миропомазании нет ( 87 ). Помазание св. миром царей, при вступлении их на престол, установлено самим Богом. Бог , освятив царскую власть в израильском народе, повелевал помазывать избранных на царство, при самом избрании их. Так помазаны были Саул, Давид и прочие цари еврейского народа ( 1Цap. 10, I. 16, 12 и пр.). Что это было не внешним только торжественным обрядом, но таинственным действием, видно из того, что помазание сопровождалось особенным дарованием Св. Духа. Так сказано, что после помазания ношашеся Дух Господень над Давидом, от дне того, и потом ( 1Цар. 17,13 ). На этом богоучрежденном основании, и с таким же понятием, христианская православная Церковь совершает таинство миропомазания над православными государями, при венчании их на царство. Это не есть особое таинство: ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и во всяком случае прав. Церковь признает неизменно только семь таинств; не есть и повторение того же таинства: ибо имеет исключительное значение и употребление; общее же таинство Церковь признает неповторяемым. Это есть только особый вид таинства миропомазания, или, так сказать, высшая степень его, так как в нем сообщаются помазаннику особенные, высшие дары благодати, соответственно его высшему назначению в мире и в Церкви Христовой, где он должен править общественную жизнь Христианского, миропомазаннаго рода. 75 Св. Киприан: ер. 73. ad Jubaj. Златоуст на деяния апост. 18. Августин: de bapt. Иероним: ad Lucifer, cap. 4. 77 Диописий Apeon. о церк. иер. 5. св. Игнатий бог. к смирн. Тертулл. de bapt. cap. XVIl. Иероним ad Lucifer, cap. 4. 79 Concil. trident, sess. 7. can. 3. «Si quis dixerit sanctae confirmationis ordinarium ministrum non esse solum episcopum, sed quemvis simplicem presbyterum, anathema sit». Ib. sess. 23. can. 7. Cath. rom. 2, 3. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Общие правила о совершении миропомазания. Таинство миропомазания совершается через помазание освященным миром частей тела, по крещении его, с произношением слов: «печать дара Духа Святого», чем выражается исполнение верующего благодатными дарами Св. Духа и укрепление его в жизни христианской, духовной ( 69 ). В апостольские времена таинство это совершалось через, возложение рук, которым выражалось в этом деле преимущество власти апостольской. Впрочем, есть в апостольских посланиях указания и на помазание, как видимое знамение невидимой благодати Св. Духа (Деян., 8, 17. 19, 6. Евр. 6, 1. 2. 2 Коринф. 1, 21. 22. 1Иоан. 2, 20 ). Учители Церкви первых веков говорят совокупно и о помазании, и о возложении рук, впрочем, преимущественно о первом ( 70 ). Но восточная Церковь постоянно признавала одно помазание главнейшим и необходимым действием в сем таинстве. Так утверждено древними соборами, вселенскими и поместными (II всел. 7. VI. всел. 95. лаодик. 48. карф. 6). Слова, произносимые при помазании частей тела, и выражающие силу таинства, находим в правилах II вселенского собора, который впрочем сам замечает, что излагает свое определено по древнему чиноположению и обычаю, – след. по преданию от первоначального времени Христианства (II всел. 7). Действительно, это есть выражение апостольское (2 Коринф. 1, 21. 22). Слово: печать (σφραγις) употребляется вообще всеми отцами Церкви о таинственном миропомазании ( 71 ). Миропомазание необходимо для всех крещающихся, как возрастных, так и младенцев (лаод. 48). Но оно не повторяется. Веществом таинства должно быть миро благовонное, составленное из отборных трав, мастей, елея, и освященное епископом ( 72 ). Епархиальные начальства и священники обязываются наблюдать, чтобы в церквях миро было без оскудения, хранилось не иначе, как в алтаре, с честью и предосторожностями, подобающими святыне. Епархиальное начальство распоряжается своевременным получением св. мира, откуда следует (из Москвы, или Киева) и раздачею по церквям ( 73 ). 70 Клим, алекс. Quis dives salvus. § 40, et Strom, lib. 2, § 3. Тертулл. de bapt. cap. 7. Св. Киприан. ер. ad Jubajanum 73. Св. Кирилл иерусал. mystag. 3. § 1. 3. 6. 7. cf. Const. Apost. 7, 22. Ориген : comment, ad Ephes, cap. 6. opp. t. 4. Св. Григорий богослов : о крещении сл. 40. Августин: de bapt. 3,16. ct contra Petilian. 2,101. al. 71 См. вышеуказ. отцов и учителей Церкви. От священника в особенности требуется, чтобы он умел незапинательно выговаривать священно-таинственные слова помазания. см. книг. о должност. пресвит. ст. 89. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии//Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

68.3–4). Согласно свт. Киприану, епископ обладает следующими функциями: он есть надзиратель, предстоятель, пастырь, управляющий, начальник и священник (Ер. 69.5 802 ; 58.1 803 ). В целом можно сказать, что основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду 804 . Во-первых, епископ есть пастырь (pastor), мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов (Ер. 52.15; 57.4–5; 55.14 805 ; 71.2). Во-вторых, епископ – это «священник, замещающий Христа» (sacerdos vice Christi), который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ер. 63.14) 806 . Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ер. 73.7) 807 . Священнический авторитет и власть (sacerdotalis auctoritas et potestas) епископа утверждаются Божественным достоинством (de divina dignitatione fir matur, Ер. 55.18). В-третьих, епископ – это учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл Божественного домостроительства и единства (ratio divinae dispositionis atque unitatis, Ep. 73.20). Епископ должен наставлять в истинной вере (dare fidei veritatem) также тех, кто возвращается в Церковь из ереси (Ер. 70.3;73.22). При этом свт. Киприан замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ер. 74.10). Наконец, в-четвертых, епископ – это «судья, на время замещающий Христа» (ad tempus judex vice Christi), имеющий судебную власть над своей церковью и ее членами (Ер. 55.5; ср. Ер. 52.3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ер. 55.18) 808 . Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и в других дисциплинарных взысканиях в отношении клириков и лаиков (Ер. 65.3; 62.4; 28.1;28.3–4; 36.4; 48.2; 49.3; 52.4; 55.1; 67.2; 67.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

ad Quintum. 534 Epist. 72 с соборными постановлениями; на сем третьем соборе присутствовало 87 Епископов. Ему предшествовал в том же 256 г. Собор 71 Епископа; о сем же соборе Epist. ad Jubacianum. 73. Того же 256 г. Ер. 74 ad Pompeium, где опровергает возражения Стефана; Ер. 75. Firmiliani ad Cyprianum с подтверждением мнениям Киприана. 535 Понтий § 14–18. В 256 г. писано письмо к Немезиану и другим исповедникам, где утешал их в страданиях, (Ер. 77–79 к Киприану). В 258 г. писаны Ер. 80. ad Successum с извещением о жестоком указе Валериана по мученической кончине П. Сикста; Ер. 81. последнее увещание народу пред кончиной. 536 Acta martyrii proconsularia s. Cypriani у Руинарта 2, 46. 47. По актам св. Киприан скончался 14 Сент. Память св. Киприана в греч. церкви 31 Авг. в римской 16 Сент. 537 Epist. 13. 24. 28 ad presbyt. Quando a primordio episcopatus mei statuerim nihil sine consilio vestro et sine consensu plebis mea privatim sententia gererem. 539 Лучшие издания сочинений: Ригальтово. Paris 1666 г. с замечаниями Памелия и Ригальта; Феллево с критикой текста, биографией и рассуждениями, с замечаниями Персона на хронол. порядок писем Oxonii 1680. Вгетае. 1690. Paris 1700. Балюзиево изданное Мараном в Париже 1726 г. в Венеции 1728 г. в Вюрцбурге 1786. В Христ. чтении напечатаны в переводе, кроме книги к Донату (пр. 3) сочинения о поведении девственниц 1825, о зависти и злобе 1825, о терпении 1832, о милостыне 1835, о смертности 1836, о молитве Господней 1839, о единстве церкви 1837. 1 к Деметриану 1836 пять писем 1832, 837, 838, 839. Вот перечень писем Св. Киприана в хронологич. порядке их, по Оксфордскому изданию их: 1) Письма 249 г. Epist. 1 ad presbyteros Furnis consistentes о пресвитере Викторе, назначавшем пресвитера Фавстина в распорядителя по своему имению; Ер. 2 ad Eucratium fratrem о новокрещенном комедианте, которому запрещается вперед заниматься своим ремеслом. Ер. 3 ad Rogatianum о диаконе, поносившем Еп. Рогациана. Ер. 4 ad Pomponium 4. Письма 250 г. Ер. 5 ad clerum Carmhagen.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

73.7), или с их согласия – через других членов клира (диаконов, Ер. 12.1, см. выше). Позицию новациан, считавших, что грешники должны быть исключены из Церкви, свт. Киприан сравнивает с точкой зрения стоиков (Stoicorum ratio), которые полагали, что все грехи (страсти) равны и что мудрец, достигший бесстрастия, не должен поддаваться никаким страстям. Однако христиане не должны придерживаться этой точки зрения, ибо она происходит не от милосердия Божия, а от надменности суровой философии (Ер. 52.16). Никого не должно лишать плода покаяния и надежды примирения, ибо из учения Божественного Писания мы знаем, что грешники призываются к принесению покаяния и что кающимся не отказывается в прощении и помиловании (Ер. 52.27) 855 . Так как после смерти («во аде») нет исповедания, то нельзя никого побудить к покаянию, если у него отнимается плод покаяния (Ер. 52.17). В отличие от Тертуллиана свт. Киприан полагает, что всякий грех может быть отпущен кающемуся, в том числе идолопоклонство и прелюбодеяние (Ер. 52.6; 20; 26). Отпуская грехи на земле, предстоятели Церкви не предваряют Господа, Который будет в конце веков судить всех людей, ибо если Он найдет покаяние грешника полным и искренним, то утвердит тогда то, что постановлено ими здесь; если же кто-то обманет священника притворным покаянием, то сердцеведец Бог будет судить о том, чего предстоятели Церкви не досмотрели, и исправит приговор Своих рабов (Ер. 52.18). По мнению свт. Киприана, священники не должны быть ни столь суровыми и неумолимыми, чтобы отвергнуть покаяние грешников (как новациане), ни столь податливыми и слабыми, чтобы безрассудно облегчать им прощение (как Новат и Фелициссим, Ер. 52.19) 856 . Согласно свт. Киприану, покаяние состоит из трех частей: 1) публичной исповеди (exomologesis, confessio), 2) удовлетворения (satisfactio), соответствующего тяжести совершенного греха 857 , и 3) отпущения греха (remissio) и примирения с Церковью (pax, reconsiliatio), происходившего посредством возложения рук епископа и клира (De lapsis, 29 858 ; Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В неподчинении власти епископа свт. Киприан видит причину возникновения расколов и ересей (Ер. 69.5) 809 . Своим поведением и нравами епископ должен являть достойный пример для всех остальных верующих (Ер. 62.3). В своих действиях епископ руководствуется самой истиной (vertias) –Евангельским законом (lex Euangelii), заповедями Господними (praecepta dominica), правилом (regula); с ними как с общеобязательной нормой он должен согласовывать местные обычаи (consuetudo) своей церкви (Ер. 73.13;74.9 810 ). Если епископ сохраняет союз согласия с другими епископами и единство со вселенской Церковью, он может действовать самостоятельно, имея дать отчет в своих намерениях одному Господу (Ер. 52.21 811 ; Ер. 55.14; 72.3 812 ; 73.26 813 ). В споре с Римским папой Стефаном о крещении еретиков свт. Киприан, председательствовавший на Африканском соборе в сентябре 256 г., высказал следующее мнение об отношениях междуепископами: «Никто из нас не должен делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать своих коллег к необходимости подчинения, потому что каждый епископ в силу свободы и власти имеет право своего собственного выбора и как не может быть судим другим, так и сам не может судить другого; но будем же все ожидать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один только имеет власть поставить нас для управления Своей Церковью и судить о наших действиях» (Sententiae episcoporum, PL 3 , 1085С; 1053А–1054А) 814 . h11 5.3.2. Пресвитеры и диаконы Эти два таинства свт. Киприан, так же, как и Тертуллиан , рассматривает вместе. Крещение (baptisma, baptismum) означает «второе, духовное рождение, которым мы рождаемся благодаря купели возрождения» (Ер.74.5) 829 . По словам Киприана, «все, кто переходят к Божественной купели для освящения в крещении, благодатью спасительной купели отлагают ветхого человека и, обновленные Святым Духом, в новом рождении очищаются от нечистот древней скверны» (De hab. virg., 23) 830 . Действительно, крещение есть таинство, в котором умирает наш ветхий человек и рождается новый (Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Эти качества обеспечили ему выдающееся значение и влияние как среди современников, так и вообще в древней Церкви. Но они же имели своим следствием то, что тринитарный, Христологический и сотериологический вопросы нашли мало места в его творениях – центром его Богословия было раскрытие учения о Церкви. До Киприана вопрос о Церкви уже подвергался более или менее широкому обсуждению (у святого Игнатия, Иринея, Тертуллиана ), но святой Киприан объединил добытые раннейшей догматической мыслью результаты, подробнее развил их, дополнил новыми догматическими положениями, и его учение о Церкви представляется уже в виде сравнительно цельной системы. Рассматриваемая со стороны своих видимых элементов, « Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере» (Ер. 33:1; в Русск. пер. письмо 17; сравн.: 66:8:54). По своей мистической сущности Она – Невеста Христова, духовно раздающая сынов Богу (Decath. eccl., 4–6; Ep. 74:6:61). Церковь одна хранит и обладает всею властью Своего Жениха и Господа (Ер. 73:7:60); в Ней благодать и всякая истина, потому что благодать и истина одна (Ер. 71:1:58). На основании Мф. 16:18 далее Церковь утверждается на епископах, и им принадлежит право руководить и управлять «отсюда (то есть, из Мф. 16:18 далее) последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... это основано на Божественном законе»... (Ер. 33:1:17). «Епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви» (Ер. 66:6:54). Пресвитеры и диаконы, разделяющие его труды, должны подчиняться ему и только по его поручению исполнять все то, чего требует Церковное управление (Ер. 5:2:27). Епископы – преемники Апостолов, избраны Самим Господом и Им поставлены в сей должности, как предстоятели и пастыри: «Апостолов, то есть епископов и предстоятелей избрал Сам Господь..., который поставляет епископов (Ер. 3:3:4). Мысль о преемственной от Апостолов власти епископов в Церкви раскрывал раньше святой Ириней, но для него преемство епископов было историческим аргументом в пользу истинности церковного предания – святой Киприан переносит вопрос на чисто догматическую почву и говорит о Богоучрежденности преемственной иерархии в Церкви: епископы – преемники Апостолов не только в историческом смысле, но и лично и именно чрез дарование Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Практический комментарий к своим словам об ап. Петре в их применении к значению римской кафедры дал сам св. Киприан. В письме к римскому епископу Корнилию Киприан резко осуждает тех схизматиков, которые осмеливаются предпринимать путешествие и к кафедре Петра и к Той главной Церкви, от Которой изошло священническое единство, считает справедливым и законным, чтобы дело каждого выслушивалось там, где совершено преступление, утверждает, что управляемые не должны бегать туда и сюда, не должны нарушать согласия епископов своим лукавым и лживым поведением: «разве только немногим отчаянным и потерянным людям может казаться малою важность епископов, поставленных в Африке, которые уже судили о них». В споре о крещении еретиков Киприан решительно восстает против притязаний Римского епископа на главенство. «Не должно предписывать на основании обычая там, где следует доказать рассуждением. Ибо и Петр, которого первого избрал Господь и на котором основал Свою Церковь , когда впоследствии Павел вступил с ним в спор об обрезании, ничего не присваивал себе нагло и не говорил с высокомерием, что ему, как первоизбранному, должны повиноваться новички последующие: он не пренебрег Павла, не принял совет истины и легко согласился на законное рассуждение, отстаиваемое Павлом, предоставляя нам пример терпения и согласия» (Ер. 71:3–58). В письме к Помпею (74:61) Киприан беспощадно порицает высокомерие Стефана, его слепоту, лукавство и жестокое упорство. Святой Киприан впервые решительно формулировал положение, что вне Церкви нет Спасения (Ер. 73:21:60). Это было естественным выводом из его учения о единстве Церкви и о том, что только в Церкви благодать и истина и все, что необходимо для Спасения. Поэтому, как погибли все бывшие вне дома Раави в Иерохоне, так погибнут и все находящиеся вне Церкви (Ер. 69:4:62). Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для Нее чужд, непотребен, враг Ея. Тот не может уже иметь Отцем Бога, кто не имеет матерью Церковь . Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-нибудь из находящихся вне ковчега Ноева» (De cath. eccl., 6). III. Святой Ипполит, епископ Римский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Бог невидим, непостижим и неоценим (inaestimabilis); Он безграничен в пространстве, всюду присутствует целиком (ubique totus diffusus) и наполняет этот мир, словно храм (De idol, vanit., 6;9). Из всех имен Божиих Ему в собственном смысле подходит только одно имя – «Бог» (Deus, ibid., 9). О существовании единого Бога говорит всеобщее согласие людей, обращающихся к Нему с такими словами, как «О Боже!», «Бог видит», «Препоручаю Богу», «Бог воздаст» и т. д. (ibid., 9) 736 . Поэтому множество богов, которым поклоняются язычники, на самом деле суть не истинные, а ложные боги (falsi dii, Ad Demetr., 16). Это либо обожествленные после смерти правители (De idol,vanit., 1–4), либо демоны (ibid., 6–7; Ad Demetr., 15), либо бездушные идолы – изделия рук человеческих (в которых часто скрываются демоны), либо мировые стихии (De exhort, martyr., 1). По мысли свт. Киприана, христианский монотеизм не нарушается признанием существования Сына Божья, Который есть Его Слово (Sermo), Сила (virtus), Разум (ratio), Премудрость (sapientia) и Слава (gloria, De idol, vanit., 11). Христос, Первородный (primogenitus) Сын Божий, есть Премудрость, посредством Которой все было создано (Test. adv. Jud ., II.1; 2); Он есть Слово Божие (Sermo Dei, ibid., II.3), Рука и Мышца Господня (ibid., II.4), Ангел (ibid., II.5), наконец, Он – Бог (Deus Christus, ibid., II.6; De bon. pat., 6) 737 . Наряду с Сыном свт. Киприан упоминает и о Святом Духе, хотя говорит исключительно о Его икономической роли. Св. Дух глаголал через пророков 738 , был послан Христом на землю (De orat. Dom., 2), сошел на апостолов в третий час (ibid., 34); Он подается верующим в крещении (Ер. 63.8; Ер.73.9), исполняет их как храм (Ad Donat., 4; 15; Ер. 76.15), совершает Церковные священнодействия (Ер. 64.4). Между Отцом, Сыном и Св. Духом существует единство (unitas), происходящее от Божественной крепости и соответствующее небесным таинствам; оно является образцом для церковного единства (De unit. Eccl., 6; De orat. Dom., 23). 3. Антропология и амартология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

688 Св. Златоуст: «если евангелие надобно брать омовенными руками и ты берешь его с блвгоговением, со страхом и трепетом: то как же ты безрассудно обносишь языком владыку евангелия?» Hom. 7 ad popul Antioch. p. 106 t. 2. 690 Epist. 25 св. Игатий: «без епископа непозволительно ни крестить, ни совершать вечери любви». К Смирн. § 8. 691 Гангр. соб. пр. С. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет и презирая церковь церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. Той же 6 вселен, соб. пр. 31. перво-втор. соб. пр. 12. Русские раскольники попали на ту же дорогу, по которой шла реформация. Для них превосходная беседа м. Филарета к глаголемому старообрядцу о священноначалии. 692 Августин: «что касается до видимого служения, крестят и добрые и худые: но невидимо крестит чрез них Тот, Коему принадлежит и видимое крещение и невидимая благодать. Погружать могуг и добрые и худые; но омывает совесть – только Тот, Кто всегда благ». Cont. Crescontium 2, 21 § 26. Амвросий de sacram. 2, 5. § 14. 693 Пациан (4 в.): «крестим ли, или, приводя к покаянию, прощаем кающегося совершаем это не сами, но по действию Христа; тебе остается смотреть, может ли сделать это Христос, соделал ли Христос»? Ad Symphor. ep. 3. § 7. 696 In Pentecoste hom. 1. § 4 сл. на Матфея бес. 50. § 3. (в русск. пер. т. 2. стр. 357. изд. М. 1839). 697 Ер. ad Casulam. Подробно о церковных постановлениях в двух письмах ad Iannuarium ер. 54. 55. Подобное св. Киприан ер. ad Nepotianum 73. 698 Orat. 2. de imagin. § 11. Имп. Юстиниан в 83. Новелле пишет: «если преступление – есть преступление церковное, для которого нужно церковное наказание: то пусть рассмотрит это боголюбивый епископ, а областные судьи не должны вмешиваться. Мы не хотим, чтобы светские судьи рассматривали такие дела по священным и божественным правилам, с которыми соображаются и наши законы». И далее говорит, что если бы император выдал новые законы о церковном благочинии: то они не имели бы никакой силы, когда бы не были приняты и одобрены церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010