Чувствования и движения имеют в нас неразрывную связь. Внутреннее сознание уверяет нас, что члены наши двигает тоже существо, которое получает ощущения. В человеке то ощущения бывают причиной движения, то некоторые движения производят некоторые особые ощущения. Когда я отдернул ногу, почувствовав в ней боль, то очевидно, что это движение произвело тоже самое существо, которое почувствовало боль, оттого-то между этими двумя явлениями, т. е, болью и движением ноги, проходить столь малое время, что они кажутся единовременными. Но если движущее начало тождественно с ощущающим, то очевидно, что оно заключается не в мозгу, ибо мы прежде доказали, что ощущающее начало не есть мозг. Во всех телесных движениях наших, не смотря на их множество и разнообразие, заключается удивительное единство и согласие, что было бы невозможно, если бы движения не имели другого источника, кроме мозга. Мы видели, что движениями тела заведует не один пункт мозга, а несколько; что повреждение одной стороны большого, или малого или продолговатого мозга, производить паралич в одной половине тела, а повреждение другой стороны их лишает движения другую часть тела. Но что приводить в согласие эти части мозга? Очевидно, что не сами они взаимно себя согласуют, а есть какое то, особое невидимое существо, которое через них согласно движет всеми членами. Зададим себе следующий простой вопрос: одно ли и тоже существо двигает наши правую и левую руки? Сознание, внутреннее ощущение отвечает нам, что одно и то же; но если мы, кроме мозга, не допустим особого невещественного начала, то выйдет, что левую руку двигает одно существо, а правую – другое. Наконец неоспоримее всего убеждает нас в невещественности и духовности двигающего начала разумность и намеренность наших движений. Движения членов человеческого тела тем отличаются от движений всех прочих безжизненных материй, что здесь каждый член двигается с намерением, рассчитано, следовательно их двигает не слепая какая либо сила, а разумная. Поэтому надобно поневоле допустить, что источник движения их есть сила разумная, невидимая, духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Всякий знает, что мы видим предметы по тем изображениям, которые они производят в глазах. Следовательно, мы видим их в себе, в своем органе, а между тем воображаем, что видим их на тех самых местах, где они находятся. Это происходит от привычки, приобретенной в самых юных летах, в то время, когда ни рассудок, ни понятия наши не были развиты. Известно, что дети, не привыкшие еще судить о расстоянии предметов, ловят ручонками отдаленные вещи у самых глаз, очевидно принимая глазное изображение оных за самую вещь; но после нескольких неудачных опытов они, мало-помалу, догадываются о расстоянии вещей и приучаются различать их отдаленность. В последствии это обращается им в саму природу, так что взрослый человек, по впечатлению предмета, так быстро судит о его расстоянии, что для него ощущение глазного изображения неразрывно сопровождается механическим, бессознательным пониманием самого расстояния предмета. Если к этому прибавим столь же быстрое механическое действие воображения, которое мгновенно переносит, и как бы поставляет нас подле видимого вдали предмета; то легко поймем, почему мы так твердо уверены в том, что видим предметы на тех же местах, где они находятся. Эта уверенность такова, что человеку не изучившему физики и не умеющему анализировать свои ощущения покажется нелепостью мысль, что он видит предметы не там, где они на самом деле находятся, а в себе, в своем органе. Точно такова сила привычки и во всех других впечатлениях и ощущениях. Слушая человека, играющего на скрипке, мы воображаем, что эти звуки, эта гармония, эти переливы тонов, находятся именно там, под его смычком. Нам и в голову не приходит сколько расстояния, сколько сред и изменений, должны были пройти волны воздуха, колеблемые смычком игрока, чтоб отразиться в нашем сознании в виде звуков. Мы и не воображаем, говорю, что смычек и струны производит лишь одни механические явления, а звуки слышатся в нашем ухе, даже и не в ухе, а еще далее. Но это заблуждение, если только это можно назвать заблуждением, происходит опять от привычки; ибо младенец, слыша звуки, сначала не обращает головы в ту сторону, откуда звуки происходят, но только в последствии, опыт научает его относить ощущения звуков к известным причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно – быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя. Быть христианином – это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми – злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир – море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие – копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием. Грех Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя б о льшую беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

2-е. Физиологическое впечатление, или перемены органов чувств, труднее определить во всех частях, т.е. можно узнать, что происходит в самих наружных частях органов, но следить далее за впечатлениями очень трудно. В органе зрения составляется физическое изображение предмета; орган слуха сотрясается, или приходит в дрожание; перепонка носа и языка известным образом раздражаются; но что потом происходит с нервами зрения, слуха, осязания, обоняния и другими? Каким способом они переносят впечатления до мозга? Физиология отвечает, что посредством кругового движения какого-то нервного начала, или нервной жидкости. Еще труднее понять, в каком виде отражаются в мозгу сии впечатления или, иначе, что происходит от них в мозгу? Вероятно опять какие-либо механические раздражения или, быть может, некоторые химические изменения мозговой мякоти и вероятно, различные, от различных нервов. Наконец 3-е. Следствием всех сих физических причин бывает ощущение, т.е. зрение, слух, запахи, вкусы, боль, жар, холод и пр. В первой главе было уже доказано, что сами эти ощущения суть явления духовные. §51. Об отношении наших ощущений к самим явлениям Из анализа чувств, представленного в первой главе, мы отчасти видели также какое есть отношение между нашими ощущениями и бытием самих вещей и явлений природы. Зрение состоит из ощущений цветов, фигур, величин, расстояния и пр., все сии ощущения, очевидно, имеют свои причины в соответствующих им явлениях, но ощущение цветов, не похоже на физическую причину, его производящую. Свет, как наше ощущение, не похоже на то физическое явление, которое произвело его в нас. Наружная причина, производящая в нас это ощущение, действительно существует в природе, иначе пришлось бы думать, что мы сами в себе возбуждаем ощущение света; но говорю, что она отлична от самого ощущения. Но все прочие свойства вещей, изучаемые зрением, как то: фигура, величина, расстояние, без сомнения, таковы же в природе, каковы и в нашем ощущении. Тела, конечно, имеют крайние линии и очертания, кои мы называем фигурою; они также имеют относительную величину и расстояние и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Во 2-х, физиология ясно доказала, что все впечатления органов, переносятся к мозгу и оттуда к душе: это говорю, неоспоримый физиологический факт. Здесь же, напротив, утверждается, что душа сама выступает из мозга и поставляет себя в соприкосновение с предметами. Но неужели перерезка зрительного нерва мешает душе выступать из мозга и поставлять себя в соприкосновение с телами? Да и для чего такое принаровление глаз к законам света и – ушей к законам звуков, если душа должна из них только выступать? Физиология приводит тысячи доказательств того, что без раздражения глазного нерва, без впечатления, произведенного на него физическою причиною, нет ощущения света. – Вот один простой опыт, который нам представился сейчас, и который можно сделать всякому, во всякую минуту. Закройте глаз и прижмите пальцем веку так, чтобы глазное яблоко подалось назад: вы увидите или ощутите круг темный внутри, но окаймленный светлым ободочком, составленным из нескольких цветов радуги, особенно ярко будет в нем блистать желтый цвет. Спрашивается, от чего произошло это ощущение и куда выступила душа для его получения? Очевидно, что здесь ощущение произошло единственно от раздражения зрительного нерва, и душа ощутила это раздражение, не выступая никуда. Таков и тот опыт, о котором мы говорили в первой главе, именно: если пропускать гальванический ток через каждый из пяти нервов главных чувств, то человек получает соответствующие каждому органу ощущения. И сколько смешного в этой теории! Из неё следует напр.: что, если Гершель видел на небе в своем гигантском телескопе туманные пятна, то это произошло от того, что душа его сквозь телескоп поставила себя в соприкосновение с ними. Славные же скачки производила душа Гершеля! В 3-х, говорится, что нервная система устроена не для принятия чувственных впечатлений, а для выступления по ней сознания; что душа воспринимает впечатления на месте раздражения нервов и проч. Все это еще более противоречит опыту, физиологии и физике. Повторяю еще раз – и не перестану повторять всегда, что если Психология будет ставить себя в такое явное противоречие с доказанными фактами, то она потеряет последнее доверие точных умов. Эти уклонения от фактов и опыта были причиной упадка философии, причиной охлаждения и пренебрежения к ней общества, а подобные чувства весьма вредны для успехов мышления. Вместо того чтобы противоречить опытным наукам, не лучше ли пользоваться ими при исследованиях и объяснениях свойств души! §54.Что человек приобретает посредством ощущений?

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Если мы внимательно вникнем в причину, почему приведенные выше суждения и множество других заключают в себе всеобщность и необходимость, то легко увидим, что это происходит единственно от свойства самой речи. Слово «снег» в самом себе необходимо заключает признак белизны: ибо люди между собою как бы условились придавать название снега только такому веществу, которое между прочими свойствами непременно имеет белизну, так что никакая не белая вещь не будет снегом. Также слово «лёд» относится только к веществу холодному: оно в себе самом заключает признак холода, так что люди как бы условились, что слово «лёд» будет означать такой предмет, который между прочими свойствами непременно заключает признак холода. Для чего же нужно было такое условие? Для того, что иначе и нельзя было бы передавать друг другу мыслей, или вести разговор. Надобно же сделать слова определенными и придавать им постоянное и неизменное значение, иначе, повторяю, не было бы языка и разговора. Но разберем лучше сам пример, приводимый Кантом, чтобы увидеть верность нашего мнения. Кант приводит следующее суждение: всякая перемена происходит от какой-либо причины, или, наоборот, всякая причина производит перемену. Очевидно, что необходимость и всеобщность этих суждений зависит единственно от самих слов «причина» или «перемена». Что такое причина? Какие признаки соединяем мы в уме с тем понятием, которое выражено в этом слове? Слово «причина» на человеческом языке означает именно то, что производит действие, а то, что произведено причиною мы называем переменою, действием. Свойство нашей речи, необходимость сообщать друг другу определенные и точные мысли, по необходимости, заставляют нас давать словам однажды навсегда определенны значения. Поэтому мы как бы условились называть причиной именно то, что непременно производит перемену, а переменою называем именно то, что произошло вследствие какой-либо причины. Говоря: всякая причина производит перемену, мы как бы говорим: нечто, всегда производящее перемену, всегда производит перемену, или, говоря, всякая перемена имеет причину – мы как бы говорим: нечто, всегда происходящее от причины, имеет всегда причину. §88. Всеобщность и необходимость принадлежат одним тождественным предложениям

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Участие, какое принимает память в мышлении, весьма обширно и легко понятно всякому. Мы мыслим, можно сказать, на основании памяти: ибо она доставляет весь материал мыслей, т. е. представления, факты, соображения, прежде бывшие в душе, и вообще, все что необходимо для мышления. Важность её видна еще из того, что она сохраняет все плоды нашего мышления, т.е. все наши познания. Если мы внимательно подумаем о некоторых из известных нам ученых, удивляющих нас богатством ума: то увидим, что все преимущество их часто заключается в обширной памяти. §74. О деятельности воображения Сущность сей способности мы объяснили в первой главе, а здесь скажем только, какое принимает она участие в мышлении и познании. Хотя, при соображении сущности сей способности, можно подумать, что она не очень может способствовать к мышлению и особенно к умножению познаний; но так как душа, при мышлении, действует всеми своими силами, то и воображение принимает в нем несомненное участие. Это участие состоит в том, что воображение старается сделать мысли нагляднее, воплотить самые отвлеченные представления. Язык человека носит множество признаков, доказывающих это. Этой творческой способности обязаны своим происхождением множество живописных выражений, украшающих язык человеческий. Разберем несколько таких выражений, чтобы видеть как их составило воображение. Напр. алмазна сыплется гора – выражение, произошедшее от того, что воображение поэта соединило представление об алмазе с представлением о льющейся воде. Выражения: летит как молния, волоса как снег, смертельная обида, черный как ночь, из глаз летят молнии, из уст его речи текли рекою и тысячи других суть произведения воображения, которое соединяет представления по сходству их между собою. Вся прелесть поэзии основывается на этом действии воображения, так что поэты, можно сказать, мыслят больше воображением, чем умом. Б. Об ассоциации идей §75. Определение ассоциации идей и влияние её на мышление В душе человеческой представления, суждения, понятия и вообще все её содержания, находятся не отрывочно, а имеют связь, образуют некоторую систему; так что одни представления вызывают из памяти другие, одни мысли и происшествия напоминают нам о других мыслях и происшествиях, одни лица и виды возбуждают образы других лиц и мест: это самое явление называется ассоциацией или связью идей. Влияние ассоциаций идей на человеческое мышление и действование, даже на характер, весьма значительно; так что им легко объясняются многие душевные явления, для объяснения коих придумывали самые невероятные гипотезы, и без подробного разбора коих трудно уразуметь жизнь души и образ её бытия; а потому постараемся разобрать, какая бывает в душе ассоциация и какие явления она производит. §76. Причины, производящие ассоциацию идей

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но человек не мог дать особого названия каждой и отдельной единице: ибо пришлось бы выдумывать бесчисленное множество слов, а это невозможно, да если бы и было возможно, то обременило бы язык излишними словами и затруднило бы сообщение мыслей. Чтобы устранить такое неудобство, человек не стал придумывать названия для каждой отдельной единицы предметов, но разделил все предметы, в природе существующие, на классы или разряды, назвав эти классы родами и видами, и только им дал названия. Напр. при взгляде на царство растительное нам представляются миллионы особей; каждой из них давать отдельное название нет возможности; но к счастью, особи эти похожи друг на друга, вот почему мы разделили их на группы и назвали, напр.: деревьями – такие растения, коих ствол поднимается до некоторой высоты, разделяясь на многие сучки. Главный этот класс назвали мы родом. Заметив потом, что деревья различны по величине своей, по строению, по плодам, этот главный род мы разделили на классы, подчиненные первому и сии последние назвали видами. Повторим еще раз, что подобное разделение предметов на классы весьма благодетельно. Представьте себе, что всякая отдельная единица в природе имела бы свое название; тогда речь наша уподоблялась бы той грамоте, в которой нет букв и каждый предмет и каждое слово обозначается особым знаком; тогда у нас не достало бы времени на одно заучивание названий. Между тем природа сама облегчила человеку труд такого деления вещей на виды и роды: ибо она производит единицы, всегда схожие между собою, т.е. одаренный одними и теми же признаками. Отсюда очевидно, что на языке человеческом все слова, за весьма малым исключением, означают понятия общие. Видя как полезна и сколь необходима для успехов образования и языка подобная классификация, можно бы подумать, что она есть следствие глубоко соображенного плана, что ее составил в первый раз какой-либо умный философ, и что всякий человек понимает ее лишь вследствие долгого изучения: ничего не бывало! Можно сказать, что одна природа научила нас делать подобную классификацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но внимание наше может вдруг устремиться на такие предметы и образы, кои хотя находятся в природе, но отдельно. И в таком случае душа соединяет в один образ такие представления, соответственные предметы коих существуют в природе отдельно. Напр., оно может отобрать от всех людей самые лучшие их качества: мудрость, геройство, милосердие, красоту, любовь и пр. и соединить все в одном лице, что составит так называемый идеал человека. Это действие души зависит от способности воображения. Его называют творческой способностью, и в самом деле, оно как бы творит предметы: ибо соединяет такие качества и свойства, кои в природе существуют раздельно. Высшая степень сей способности называется фантазией, и ей преимущественно принадлежит творчество. В фантазии сильнее всего проявляется свобода души: ибо, при всех других действиях, она стесняется и ограничивается уже тем, что предмет познания есть не что данное, и познание вполне должно с ним согласиться, а фантазия сама творит для себя новый мир и новые предметы. Вот почему произведения поэтов и художников называются плодами свободного творчества. §34.Умствование или умозаключение Некоторые из суждений, выраженных словами, заключают в себе скрытно другие суждения. Напр., когда я говорю: Петр есть человек, то в этом суждении заключаются еще другие суждения: – Петр смертен, Петр имеет душу и тело и пр. Ибо если я Петра назвал человеком, то тем самым приписал ему и все то, что прилично человеку. Или если я сказал: камень тяжел: то этим самым сказал и то, что он будет падать вниз, потому что в понятии тяжесть заключается понятие о падении. Последние суждения суть следствия первых, и стоит только вывести из них эти следствия, как явится новое суждение. Такое нахождение новых суждений, скрывающихся в других суждениях, и вывод их, называется умствованием, или умозаключением. Действие умозаключения можно еще определить так: умозаключение есть способность поверять или, так сказать, измерять два предложения третьим, связующим их между собою. Так в первом примере два предложения: Петр есть человек – следовательно, Петр смертен, поверяются и измеряются третьим предложением, истинность которого очевидна, именно, человек смертен. Петру приписывается смертность от того, что ему приписывается понятие человека, которому в свою очередь, принадлежит смертность. Таким образом очевидно, что умозаключение есть дальнейшее развитие внимания, и оно имеет зародыш свой в том общем источнике, из которого истекают все наши способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали " апостолом Абхазии " . Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его " мужем великого разума " , живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский. Для владыки не существовало различия между просителями: и стар и млад, князь и крестьянин, родственник, знакомый и незнакомец - все были для него равны и равно могли рассчитывать на его помощь, поддержку и защиту. Он не терпел беззакония и безнравственности, почему нередко обличал нечестивых дворян не взирая на их высокое положение. Так, незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и продолжал с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К. К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице, где стоял его экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно. К. К. и другие главари разошедшихся дворян растерялись: " победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли " , - проговорил взволнованным голосом К. К.

http://drevo-info.ru/articles/13844.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010