Вместе с этим, Священное Писание изображает и пороки нерадивой жены. Так апостол Павел осуждает сластолюбивых молодых вдовиц, праздно проводящих время ( 1Тим. 5:5, 6, 11–13 ). В книге Притчей говорится: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная» ( Прит. 11:22 ); «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» ( Прит. 12:4 ); «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» ( Прит. 21:19 ); «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» ( Прит. 25:24 ); «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны…» ( Прит. 27:15 ). Древнегреческий поэт Гесиод писал: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. И ничего не бывает страшнее жены нехорошей» (цит. по 31:195). Святитель Гавриил (Кикодзе) , епископ Имеретинский о злой жене пишет: «Жить со злой женщиной – большая беда и серьезная опасность. Злоба женщины хуже всего потому, что изначально Господь дал женщине нежное сердце и мягкий характер. Но если женщина изменит данный природой характер и сделается злой, то противней этого ничего не может быть. Если женщина командует мужем, это большой стыд. Насколько бы жена ни была лучше, образованней и разумней своего мужа, все же она должна подчиниться ему. Это не помешает благополучию семьи: уважение и подчинение мужу может хорошо сочетаться с трудом и заботой о семье. У мужа злой жены лицо всегда горестное, а сердце в язвах; а муж доброй и рассудительной супруги всегда весел и долго живет на этом свете. И в Ветхом, и в Новом Завете женская стыдливость, немногословие, доброта, забота о семье и семейном хозяйстве всегда прославляются и одобряются. Предназначение женщины-христианки в том, чтобы быть защитницей чистоты, порядочности и нравственности, укреплять супружество, хранить христианскую любовь между собой и мужем, между членами семьи, быть опорой мужу, хранительницей семейного очага и пособницей благосостояния семьи. Блаженны та страна и тот народ, что имеют женщин чистой нравственности. Такая страна всегда будет сильной, процветающей и счастливой. Напротив, несчастны та страна и тот народ, где женщины забыли о своей роли и своем предназначении и живут, попирая христианскую мораль и нравственность. Такая страна и такой народ скоро ослабеют и придут в упадок» (201).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Экуменисты постоянно повторяют слова «МИР», «ЛЮБОВЬ», «ЕДИНЕНИЕ». Но вкладывает в них смысл далеко не христианский, и не к таким ли проповедникам относятся слова Священного Писания :…от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены ( Иер. 6, 13–15 )? И еще говорит Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня… ( Мф. 10, 34–37 ). Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин. 14, 27 ). Нельзя, недопустимо забывать, что в этом мире идет постоянная борьба Бога с дьяволом , Истины с грехом. Борьба эта идет в самом мире, на земле и на небе, не только в сердце человека, но и в самой природе его, включая ум и тело, борьба, которая охватывает всю вселенную. Поэтому нам еще очень и очень далеко до «мира» и до «единства», пока мы должны искать пути примирения с Богом – и именно через борьбу с грехом и со всем греховным, через разделение с теми, кто неправильно учит о спасении, кто грешит и учит грешить других, через постоянную жестокую брань с самими собой, со всем страстным и порочным в себе. Поэтому и от пастырей требуется прежде всего слово обличения, слово часто жесткое, секущее, разящее грех и ложь, отрезвляющее, страшащее. Близится Страшный Суд, не время говорить сладостные, обольщающие, тешащие, ласкающие слух речи. Вспомним недавно прославленного святого Грузии – епископа Гавриила Кикодзе , его горячие, рожденные болью и любовью к своему народу обличительные проповеди : он не льстил слуху паствы, но раскрывал пред ней все язвы отступнического мира. Именно сегодня нужны такие слова – больше, чем когда-либо! «Жесток путь спасения, – говорила известная подвижница игуменья Арсения, – жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, – это меч, обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Большие полушария малого мозга содержат наибольшее число нервных волокон, кои прошедши длинный путь, становятся орудием высших способностей души, воли и сознательных стремлений. Здесь оканчиваются и большие нити зрительного нерва. – Что же касается до нервов слуховых, то и они без сомнения имеют свои завороты в малом же мозге. Но главнейшее орудие для душевных способностей есть большой мозг. Наблюдения показали, что все нервные волокна, идущие от поверхности покровов, бесчисленные нервы туловища, особенно лица, имеют в нем свой центральный заворот. В большом мозгу душа устроила для себя орган сознания внешнего мира, умственных отправлений. Кленке представляет, след. распределение пребывания душевных способностей в мозгу. А. Малый мозг. – Место побуждений, вожделений, движения, инстинкта, полового вожделения, чувствования звука. В. Четверохолмие.– Место образовательной деятельности и бессознательных её впечатлений и противодействий, центральный пункт симпатической нервной системы, место чувствования света. С. Передней большой мозг. – Место умственного познания, рассудка, сознания, чувствования запаха. D. Большие полушария над четверохолмием. – Место сознательного чувствования и противодействия, происходящих из образовательной жизнедеятельности, высшей потенции общего чувства душерасположения. Е. Большие полушария над малым мозгом. Место сознательного желания, произвола и высшего познания. Что сказанное распределение верно, то, по словам Кленке, подтверждено множеством опытов, часть которых мы представили в первой главе и подобное описание коих находится во многих физиологиях.32 §161. Следствия из этого описания частей мозга Из подробного изучения частей мозга и их соотношения между собою и к органам всего тела выходит, что нервная система, особенно нервный центр, имеет непосредственную связь и влияние на душу человека, и что по развитию мозговых частей можно судить о душевных его свойствах. Но это лишь отчасти. Вполне же безошибочно угадывать о всех способностях и состоящих душевных по знакомству с мозгом нет возможности: ибо вещество мозга столь утонченно, что не допускает никаких исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но в человеке сосредоточены и поставлены в равновесие все те органические системы, которые как бы рассеяны по многим классам животных. Человек тем отличается от всех животных, что в нем развиты в равной степени все системы, так что ни одна не преобладает над другой в такой степени, как в других животных. Посему в человеке каждая органическая сфера имеет свое равномерное отношении к душе и ест как бы телесное выражение души; каждая сфера должна быть выражением особого направления души. След., в каждой органической сфере человека находится какая-либо основная идея, и в тоже время каждая сфера, посредством своих нервных волокон, доводит до сознания известные впечатления. Первое можно узнать из наблюдений над основным значением органических систем и их нормальным и ненормальным состоянием. Что же касается до второго, т.е. до впечатлений, которые системы доводят до сознания, это также увидим далее. Мы удостоверимся, как всякое состояние органической системы приводит к сознанию не только свойства жизненной её идеи, но даже происшедшие от влияния внешнего мира перемены сфер органических. §167. Некоторые другие доказательства действия систем на душу Врачи давно уже заметили, что страдания легких, кишечного канала, половых органов, печени и пр. имеют и в нравственном отношении свой особенный отпечаток и производят особые душевные состояния. Состояние крови здоровое, или расстроенное, отражается в душе точно также, как душа и свои состояния сообщает крови. Здоровое отправление или расстроенное состояние желудка, как всякому известно, также отражается в душе. Кленке прекрасно объясняет общее отношение крови к душе человека, а слова его о некоторых частных, исключительных явлениях так замечательны, что мы не можем не выписать их здесь, не смотря на то, что уже слишком много пользуемся этим правом. «Известное в суеверии открывание кладов посредством волшебного прутика есть так называемая рабдомантия индивидуума. Объяснение здесь очень просто. Каждый организм находится и развивается среди жизни природы, и потому находится в связи со всеми членами земной планеты: ибо каждая вещь, которую можно себе представить, зависит от совершенного сочленения всех бесконечных противоположностей и проходит в бесконечно-разнообразное внешнее притяжение и отторжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Посему каждый организм получает впечатление от целой цепи планетных предметов: ибо существование оных зависит от взаимной противоположности и полярности. Каждое особое: существование изменяется всеми внешними предметами в большей или меньшей силе, вблизи или в отдаленности находящимися, и всегда противодействует оным, поскольку без этого противодействия оно вовсе не могло бы существовать. Каждое внешнее тело должно, поэтому находиться в таинственном взаимном отношении с организмом, и органические сферы, как способные принимать впечатления всех форм, существующих в природе, должны постоянно изменяться и возбуждаться к противодействию. Организмы, которые возвысились до известной степени самостоятельности своею особенною, идеальною независимостью жизни, т.е. самосознанием, должны также освободиться и выйти из под влияния цепи планетной: ибо самостоятельность в индивидууме приобретается всевозможным обладанием над внешней природой. Поэтому идеи внешних существ и самые внешние предметы могут производить слабые только изменения в самостоятельном организме, и то большей частью в бессознательных жизненных сферах. Но с теми организмами, которые достигли меньшей самостоятельности, бывает совсем иначе. Животные большей частью находятся в такой тесной связи с теллурическим состоянием, что их всегда считали предвестниками будущих внешних изменений; они ощущают отдаленное действие тысячи внешних предметов, коих действие в нашем собственном организме ускользает от нашего ощущения». «Есть такие организмы, которые по своему особенному образованию и основному строю постоянно находятся в живейшем отношении с членами теллурического организма, – организмы, коих подчиненность общей жизни гораздо очевиднее, нежели у многих других; или нервная система у таких неделимых бывает слишком восприимчива, и она, при малейших ощущениях и изменениях нервных частей, получает особенный строй и посредством сильной иннервации проводит оный к мозгу; или же болезненные состояния обыкновенных организмов причиняют иногда усиленное взаимное отношение к земной жизни, по которому впечатления становятся ощутительнее и передаются противодействующим органам те, которые в прежнем нормальном состоянии индивидуума были для него незаметны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Все эти зеркала остаются чистыми и целыми только при частом употреблении оных, т.е. необходимо частое провождение подобных изображений извне, или повторительное смотрение на них изнутри, чтобы зеркало сохранило свое действие. Но мало по малу легко может случиться, что от недостаточного употребления, или внешнего повреждения и пр., все зеркала тускнеют и делаются для магика негодными к употреблению; они могут потерять способность магнитным способом привлекать новые для магика изображения, а он не будет в состоянии вызывать изнутри на старых зеркалах те изображения, которые сделались его собственностью. Несмотря на это, изображение, прежде доставшееся ему посредством зеркал, остаются на всегда; кто может сомневаться в том, что они хранятся у него в продолжение всей его жизни, хотя бы он никогда не мог устроить новой панорамы зеркал свыше данною ему силою? " 31. В подтверждение того, что каждое почти представление должно иметь свой соответствующей орган в мозгу, или соответствующую перемену его частей, Кленке приводит пример больного, который вдруг потерял от местного поражения мозга одно представление – пить из стакана, между тем, как орудия представления остались без перемены, и во время питья ему нужно было только поддерживать стакан. Другой пример представлял один солдат, который, потеряв через трепанацию част мозга, вдруг забыл числа 5 и 7 и едва после долгого времени мог снова выучить оные. Но никто не в состоянии указать в мозгу органов сих частных представлений; ибо органы мозга, его пузырьки столь нежны, столь недоступны анализу, что невозможно их изучать даже и посредством лучших микроскопов. §159. Замечание о сущности души Воспользуемся предыдущими фактами, чтобы снова подтвердить то, что мы старались доказать в первой главе на основании устройства мозга, именно – нематериальность и неделимость того существа, которое воспринимает все впечатления мозга. В самом деле, те самые факты, которые указывают на тесную зависимость отправлений души от мозга, вместо того, чтобы служить опорою материализму, составляют сильнейший, непоколебимый и ничем неоспоримый довод в пользу неделимости и духовности души человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Ни в каком органе душа не выражает себя и не обнаруживает так ясно своих чувств, мыслей и воли, как в глазах. Каждый человек и даже каждое высшее животное имеет свой особенный взгляд. Во взгляде выражаются различно не только разные состояния души, но одинаковые состояния у разных людей выражаются различно. Нервный ток, или иннервация, распространяется по всей поверхности глазной, сетчатой оболочки и даже, как показывают опыты, переходит за пределы глаза и достигает до других лиц и предметов. Этим только и можно объяснить влияние взгляда на некоторых зверей и людей. Многие животные не могут сопротивляться влиянию взгляда других животных. Взгляд змей и некоторых других хищных животных оцепеняет маленьких птичек. Некоторые люди взглядом своим укрощают диких зверей. Собаки часто понимают взгляд своих господ. Некоторые люди, вообще, имеют особую способность выражать энергию воли во взгляде. Эти и многие другие примеры на самом деле подтверждают, что из глаз человека должна истекать какая-то тончайшая эфирная материя, быть может, тоже нервное начало, или нервный ток, и этим также можно объяснить влияние так называемого дурного глаза. Разумеется, что большая часть рассказов о дурном глазе бывает преувеличена; но нет сомнения, что основание их справедливо: ибо есть случаи, когда взгляд некоторых людей на самом деле действует дурно, особенно на детей. Состояния душевные, каковы: любовь, радость, гнев и пр., без сомнения, должны существенно изменить и нервный ток; и потому не удивительно, что глаза человека со злою душой испускают из себя дурной, вредный ток, который может произвести вредное влияние на тех, к кому они обращены. Но чтоб понять, от чего во взгляде так хорошо выражается душа, надобно помнить, что во взгляде человека участвуют не одни глаза, а все части лица, все черты физиономии. Лицевые мускулы способны выразить все состояния души разными линейными изменениями. Известно, что хороший физиономист живописец двумя, тремя линиями умеет выразить радость, страх печаль, зависть и пр. След., все сии чувства изменяют не только вид глаза, но и все черты лица; и взгляд зависти, или любви, выражается кроме глаз и всеми лицевыми мускулами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Когда питательный сок наполняет кровь и последняя тяжелеет, замедляет движение, в голове опять чувствуется тяжесть, вялость, наклонность ко сну; когда от усиления дыхания, напр., при восходе на гору, мы чувствуем себя сначала живыми и бодрыми, то это происходит опять от усиления нервного тока. Вообще много есть примеров, которые доказывают, что кровообращение содействует или ослабляет нервный ток. И так, если нельзя не признать, что перемены и напряжения малейших мозговых пузырьков имеют ближайшее отношение с деятельностью мозга, а кровообращение, со своей стороны, имеет сильное влияние на эти напряжения: то понятно и очевидно влияние крови на деятельность душевных представлений. Тончайшие частицы крови окружают, проникают и химически соединяются с тончайшими пузырьками покрывочной массы: след., кровь возбуждает, увеличивает, а иногда препятствует напряжениям и вообще отправлению этих мозговых частиц; почему состояние крови должно иметь влияние и на отправление представлений. От сего близкого влияния крови на представления происходит, что в человеке ряд представлений движется и волнуется подобно крови. Мы не в состоянии оставить представлений, возникающих невольно одно за другим, производящих полет мысли, в котором одни представления органически связаны с другими, что было нами объяснено прежде в статье об ассоциации идей. §169. Физиологические факты, доказывающие предыдущее Много есть физиологических фактов и примеров, доказывающих предыдущее. Весьма замечательно, напр., что сильно возбужденное кровообращение в лихорадке производит полет представлений, и так называемые субъективные ощущения. С другой стороны, если кровеносная деятельность замедлилась от сидячей жизни, и кровь делается тихою, венозною: то происходит и медленность представлений, так что каждое частное представление сильно укореняется в мозгу. Это задерживание особенного напряжения частиц мозга происходит от нервного тока, возбужденного однообразием жизни, и обнаруживается тем, что, при сидячей жизни, происходит часто преследование одной и той же идеи и одностороннее углубление в нее, от чего в человеке иногда рождается даже так называемая idee fixe. Большая часть сновидений, бывающих вскоре после засыпания и не за долго до пробуждения, совершенно зависит от течения крови и прежних, наяву бывших, ощущений. Перед наступлением, или при неполном пробуждении, когда наши чувства иногда бывают в полубодрственном состоянии, ряды видений возникают перед нами: мы видим, чувствуем, обоняем и пр. совершенно субъективно. Если все эти явления сличим с состояниями крови, то увидим параллель между ними. Сильные и многочисленные сновидения всегда бывают следствиями измененной кровеносной деятельности: они бывают у людей, страдающих геморроем; – у женщины, которая расстроила месячные очищения и проч. §170. Влияние пищеварительной системы на умственную деятельность

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Дурные состояния действуют вредно и тем вреднее, чем они сильнее и продолжительнее. Печаль и скорбь замедляют обращение крови, стесняют дыхание, а при высшей степени производят смертные болезни, как-то чахотку и т.п. Гнев волнует кровь, заставляет приливать ее к голове, к сердцу и даже производить паралич. Вообще, в ком эти чувства живы и сильны и часто повторяются, тот никогда не бывает слишком здоров. Напротив того, один вид здорового и толстого человека ясно показывает, что в нем нет этих страстей, что он – спокойного темперамента. §123. Следствия некоторых душевных состояний Но влияние душевных состояний, в некоторых исключительных случаях, бывает особенное, страшное. Они иногда производят расстройство разума, или душевную болезнь. В самом деле, некоторые душевные болезни суть прямые следствия описанных выше состояний и страстей, и объясняются ими вполне. Они суть напряжение, или высшая степень душевных ощущений, превратившихся в продолжительное и нормальное состояние. Объясним это примерами. Меланхолия, очевидно, есть продолжительное, постоянно скорбное расположение духа. Меланхолик в душе чувствует тоже, что и всякий человек печальный, только с тем различием, что состояние меланхолика непрерывное, а не временное. Описывая гнев, мы сказали, что на высшей степени он доводит до безумных поступков, до самозабвения. Но представьте себе, что человек ежеминутно предается бешеному гневу, что этот гнев постоянно помрачает его разум – и вы будете иметь совершенный образец известного помешательства (mania furibone1a). Легко может случиться, что такое напряжение гнева превратится в непрерывное состояние, и тогда разум окончательно померкнет, и человек сделается помешанным. Вообще всякое сильное напряжение страстей есть само по себе род помешательства. Ум, ослепленный какой бы то ни было страстью, рассуждает и понимает совершенно превратно, вопреки здравому своему состоянию. В страхе человек видит и слышит совершенно не так, как в нормальном состоянии; ненависть рисует ему предметы в другом свете, а любовь также – в ином. Словом, как мы заметили еще выше, при сильном действии страстей человек всегда близок к помешательству. Когда же страсть постоянно поддерживается на высшей точке; то значит – ум постоянно молчит, и человек становится сумасшедшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Здесь мы рассмотрим, во 1-х, влияние душевных состояний на нравственную сторону человека и во 2-х, на организм его. Можно принять за общее правило, что душевные состояния приятные, каковы: любовь, сожаление, радость и проч. делают человека лучше и добрее. Кто не знает, что искренняя любовь, имеющая предметом лицо или занятие достойные, облагораживает человека и побуждает его к самоусовершенствованию. Любящий человек старается сделать себя достойным предмета своей любви, а потому старается ему нравиться хорошими качествами. Радость делает человека мягким, добрым. В радости он готов скорее сделать добро, простить оскорбление, забыть зло. Чем сильнее чувство радости, тем человек становится общительнее: он как бы хочет, чтобы все были с ним счастливы. Из состояний или чувствований неприятных только некоторые и притом в особенных случаях приносят пользу человеку. Так, напр., скорбь и особенно вид её – сожаление. Последнее впрочем, есть уже проявление хорошей стороны души. Скорбь заставляет человека углубиться в самого себя и узнать себя. Она смиряет гордость и тщеславие, делает его снисходительнее к другим. Кто испытал много горя, тот лучше сочувствует страданию ближнего; но все это в известной степени и при известных обстоятельствах. Все же другие состояния души суть как бы болезни её, и потому вредны и унизительны. Возьмите, напр., страх: он унижает душу, отнимает силы и способности и даже совершенно отупляет её. В гневе человек теряет ум и совершает поступки непростительные. Ненависть ослепляет душу, делает ее недоступною и нечувствительною к добру. Влияние страстей еще сильнее. Они совершенно порабощают разум и волю. Таким образом, все дурные состояния души сходятся в том, что они омрачают ум и покоряют или ослабляют волю. Влияние душевных состояний на организм, как отчасти было объясняемо прежде, не менее сильно. Впрочем, не всякая страсть обнаруживает себя в видимых признаках, и притом это зависит от силы воли и привычки человека. За общее правило и здесь можно принять то, что приятные ощущения поддерживают здоровье, а неприятные, напротив, вредят ему. Любовь , радость, надежда оживляют человека, производят кровообращение, способствуют пищеварению: иногда внезапная радость вылечивает больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010