1. В 1602-1829 гг. подвластные России земли Сев. Кавказа в церковном отношении были подчинены Астраханской епархии. В 1745 г. с целью распространения христианства среди местных народов была создана Осетинская духовная комиссия , центрами ее деятельности были Кизляр и Моздок. Принимая во внимание необходимость улучшения миссионерского дела в обширной Астраханской епархии, 19 апр. 1793 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала указ об учреждении М. в. Викарный архиерей с титулом «Моздокский и Можарский (Маджарский)» должен был «исполнять те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую Комиссию касательно просвещения народов, в близости находящихся». Штат Моздокского архиерейского дома и средства на содержание нового вик-ства были теми же, что и в епархиях 3-го класса. Моздокскому епископу поручалось управление церквами Кавказской линии, устроение новых церквей, «производство из тамошних обитателей в священники и причетники», посещение «новопросвещенных» селений, устроение 2-классных муж. и жен. мон-рей «для обучения юношества тамошнего обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным». В жен. мон-ре для надзирания за воспитанием предполагалось давать прибежище «вдовам беспомощным». Моздокскому архиерею предписывалось совместно с кавказским генерал-губернатором подготовить планы и сметы строительства в Моздоке архиерейского дома и др. зданий. Императрица поручила Синоду представить ей знающих осет. язык кандидатов для замещения М. в., из предложенных кандидатов ею был выбран 1-й (главный) член Осетинской духовной комиссии архим. Гаий (Такаов ; впосл. архиепископ). Его архиерейская хиротония состоялась 29 мая 1793 г. в С.-Петербурге. До конца года он оставался в столице. В связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина; † 14 нояб. 1793) еп. Гаий временно управлял епархией, находясь в Астрахани. В Моздок он отбыл только весной 1794 г. При архиерее была создана духовная консистория, в Моздоке построен архиерейский дом, при котором существовали хор и богадельня; в городе также были основаны Преображенский мужской и Успенский женский мон-ри. Однако школы при обителях открыты не были. Под рук. еп. Гаия был создан осет. алфавит и в 1798 г. в Москве напечатана 1-я книга на осет. языке «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» с параллельным церковнославянским текстом. Согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. М. в. было упразднено по причине того, что в ведении вик-ства находилось «токмо 69 церквей». В том же году были упразднены и оба моздокских мон-ря; еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563942.html

аланов, но все же во время византийско-хазар. войны в 913-914 гг. аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме визант. армии. Но уже ок. 932 г. аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали визант. священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X в. в результате похода дружины рус. кн. Святослава в 965 г. В XIII в. Сев. Кавказ, в т. ч. территория И., был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды. В кон. XIV в. Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья И., в район совр. селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В нач. XV в. ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во 2-й пол. XVI в. в результате похода кабард. кн. Темрюка (дек. 1562), поддержанного ногайскими мурзами и рус. царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу,- шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В нач. XVII в. ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до 1-й пол. XIX в. В XIX в. общества слились в единый ингуш. народ и определилась территория их совр. расселения. Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) В XVII в. некоторые из равнинных ингушских обществ были признаны нейтральной зоной между Российской и Османской империями. С 40-х гг. XVIII в. начались контакты ингушей с администрацией российских пограничных крепостей (Кизляр, Моздок и др.), некоторые ингушские роды приняли российское подданство, подписав присягу на верность Российской империи. По Кючюк-Кайнарджийскому миру 1774 г. территория расселения ингушских обществ вошла в состав Российской империи. Для освоения новых земель и управления ими с 1774 г. строилась Азовско-Моздокская (Кавказская) укрепленная линия, сюда российское правительство стало переселять жителей из центральных губерний (наибольшее количество людей было переселено на Терек в 1880-1890). 22 авг. (3 сент.) 1810 г. был подписан «Поручительный акт», по к-рому еще ряд ингуш. родов, живших в Тарской долине, принял российское подданство, обязавшись охранять район Военно-Грузинской дороги и оказывать военную помощь Российской империи в регионе. Им было предоставлено право пользоваться землями вдоль правого берега р. Терек. В 1810 г. близ аула Назрань была возведена российская крепость.

http://pravenc.ru/text/389549.html

В 1723 г. в Дербенте были образованы груз. и арм. поселения, напр. у крепости Св. Креста - 450 арм. и груз. семей. В состав российских войск входили арм. и груз. эскадроны, переведенные в крепость Св. Креста из Гиляна. Миссионерской деятельностью на территории Д. занимались основанный в 1736 г. кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь и Осетинская комиссия по обращению осетин и других горцев в Православие . Для новокрещеных были установлены разнообразные льготы. Так, уезжавшие из Кизляра на родину новокрещеные знатные люди получали по 20 р., простой люд - кормовые деньги и материю (холст) на платье; кроме того, с привезенных ими в Кизляр и Моздок товаров не взималась пошлина. Горцы, переходившие в рус. подданство и принимавшие Православие, селились близ рус. городов на Тереке. По Указу Правительствующего сената от 1762 г. они получали единовременное пособие из кизлярских доходов: уздени по 10 р., простые горцы по 5 р., а женщины сверх того зеркальце и ножницы. По нек-рым данным, за 30 первых лет существования кизлярский Крестовоздвиженский монастырь обратил в христианство ок. 20 тыс. горцев ( Цагарели. 1891. С. 35-36). 9 февр. 1743 г. груз. еп. Иосиф предложил Святейшему Синоду использовать груз. духовенство, проживавшее в Москве, в качестве миссионеров на Сев. Кавказе. Синод с согласия имп. Елизаветы Петровны основал Осетинскую миссию, центром к-рой стала сначала крепость Кизляр на Тереке, а затем др. крепость на той же реке, Моздок. Были посланы 3 груз. священника и рус. священник и все необходимое для храма. Позднее миссия получила название Осетинской духовной комиссии (1745) и с 1748 г. перешла под надзор Астраханского епископа. К началу правления Екатерины II на Сев. Кавказе насчитывалось 2085 крещеных, принадлежавших к разным народностям, гл. обр. осетин, ранее бывших мусульманами. В 1767 г. рус. священник стал главой миссии, состоявшей к 1769 г. из 4 священников, 4 диаконов и 4 псаломщиков. В 1771-1790 гг. крестили ок. 6 тыс. чел. В 1793 г. Астраханский епископ получил викарного епископа для руководства миссией с резиденцией в Моздоке, где была устроена типография для издания богослужебных книг и молитвословов на осет.

http://pravenc.ru/text/168606.html

До начала XIX века основными пунктами российско-горской торговли были три города - Екатеринодар, Моздок и Кизляр. В 1810х - 1820х гг. к ним добавляются несколько меновых дворов - Усть-Лабинский, Прочноокопский, Прохладненский, Константиногорский, Редутский, Малолагерный, Велико-лагерный, Новоекатерининский, Славянский и др. Такими же дворами являлись порты в Керчи и Бугазе, откуда доставлялись товары прибрежным адыгам. В 1811г. создаются и утверждаются императором специальные «Правила для торговли с черкесами и абазинами» в которых говорилось, что правительство хочет «возбудить сколько можно более сношений и посредством деятельности и выгод торговли внушить сим народам ее пользу и приучать к употреблению наших продуктов и изделий». Естественно, что российская администрация позволяла торговать на этих дворах только с «мирными» адыгами и продавать им только разрешенные виды товаров. Если соль, недостаток в которой испытывали адыги, в эти товары, как правило, входила, то с железом было сложнее - признавая, что у черкесов существует крайняя нужда в железе и не желая привести к упадку у них сельского хозяйства по причине его отсутствия, российские власти тем не менее считали, что проданное адыгам железо может пойти на изготовление не только плугов и борон, но также и оружия и пыталось ограничивать его продажу. Для этих целей даже производились специальные подсчеты потребности в поставках железа для невоенных нужд. С другой стороны, необходимо отметить, что русские войска и поселенцы, еще не прочно обосновавшиеся в регионе, не менее черкесов нуждались в продуктах сельскохозяйственного и ремесленного труда. Основными товарами, которые они приобретали у черкесов на меновых дворах были зерно, рогатый скот и прекрасные адыгские лошади, мед и воск, одежда, конская сбруя, дрова и т. д. О размерах этой торговли можно судить по следующим данным. На Редутском дворе только в апреле 1823 года адыги выменяли на соль 6888 пудов хлеба. В 1824г. по заданию Крымского губернатора русские предприниматели закупили у натухаевцев и шапсугов столько хлеба, сколько требовалось для прокормления голодающего населения Феодосийского уезда. В 1841 г. натухаевцы привезли в Анапу леса на 5138 арбах и купили 1500 пудов ( 24 тонны ) соли. Общий оборот меновых дворов в 1835 году составил более 193 800 рублей, в том числе 117 450 рублей горских товаров. В 1839 году только через Екатеринодарский карантин горцы ввезли в меновые дворы товаров на 175 тысяч рублей, а через них было пропущено русских товаров в пределы Закубанья почти на 101 тысячу рублей.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/13/kavk...

языке церковнослав. шрифтом. К кон. XVIII в. здесь было примерно 9 тыс. новокрещеных. Впосл. на работу миссии влияли 2 фактора: образование Грузинского Экзархата РПЦ и растянувшееся с кон. XVIII в. до 1864 г. завоевание Кавказа. Первый экзарх Грузии Феофилакт (Русанов ; 1817-1821) начал с русификации правосл. христиан Грузии и новокрещеных. Осетинская комиссия, закрытая после упразднения Моздокского вик-ства в 1799 г., была восстановлена в 1815 г. под тем же названием по инициативе архим. Досифея (Пицхелаурова), проекты к-рого поддержал Синод и утвердил император. После назначения экзархом архиеп. Феофилакта деятельность этой комиссии активизировалась, ежегодно Синод перечислял ей 12 тыс. р. В конце его правления насчитывалось ок. 47 тыс. новокрещеных. За 4 года архиеп. Феофилакт построил 30 храмов, при этом он стремился замещать духовные должности рус. священниками, чтобы способствовать русификации этого региона. Его преемник Иона (Василевский; 1821-1832) не пользовался методами принуждения при обращении в Православие, и к 30-м гг. XIX в. число новокрещеных выросло до 61 тыс. В связи с восстанием горских народов и объявлением «священной войны» ( джихада ) для миссии наступило сложное время. В 1860 г. в С.-Петербурге было основано Об-во восстановления Православия на Кавказе, в 1862 г. Осетинская духовная комиссия была распущена. Новое об-во ставило следующие цели: распространение христианства на Кавказе, основание школ, строительство храмов и восстановление древних церквей и монастырей, улучшение материального положения приходского духовенства, издание книг на языках народов Кавказа. Заселение русскими Сев. Кавказа, в т. ч. и Д., стало более интенсивным с образованием Кавказской губ. (1775) и Кавказского наместничества (1785). В это время на Сев. Кавказе было 5 городов - Кизляр, Моздок, Ставрополь, Георгиевск и Екатеринодар и 15 др. населенных пунктов, где проживало 22 156 чел. муж. пола. Рост числа рус. переселенцев на территории Д. шел в основном за счет отставных военных, гражданских чиновников и казаков, к-рым безвозмездно или на льготных условиях предоставлялись значительные земельные наделы.

http://pravenc.ru/text/168606.html

П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия). Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян). В византийском искусстве изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью ( Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия)//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153). Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

http://pravenc.ru/text/168061.html

45 Моздокская икона Божией Матери. По преданию Иверская икона Божией Матери принадлежала знаменитой грузинской царице Тамаре (1184–1213 гг.) (Блгв. Царица Тамара), распространявшей христианство между кавказскими горцами. После принятия многими черкесами христианства благочестивая царица прислала им в подарок эту икону. Икона хранилась в горах до 1768 года, где прославилась многими чудесами. Икону называли Иверской, так как она была написана в Иверии. Икона была написана на деревянной доске по золотому фону. Над ликом Богородицы сокращенно по-грузински написано «Пресвятая», а над Богомладенцем «Иисус Христос». Икона имела серебряную позолоченную чеканной работы ризу. На ризе (в отличие от иконы), Богородица увенчана короной, которую украшал бриллиант. Чудотворная икона сохранилась во время пожара, когда храм, в котором она находилась, был полностью уничтожен огнём. Когда храм был отстроен заново – вновь случился пожар, а икона осталась невредимой. Начиная с 1768 года, по приглашению императрицы Екатерины Второй, жители Горной Осетии стали селиться близ Моздока, сюда привезли и чудотворную икону. Моздок – в переводе с кабардинского языка – «глухой лес». Поселение в урочище Маздогу основано в 1759 году. В 1763 году принявший русское подданство и православие владелец Малой Кабарды Кургоко-Канчокин построил укреплённый форпост в центре Кавказских пограничных линий. В 1785 город Моздок получил статус уездного города Кавказского наместничества. (Город Моздок (республика Северная Осетия) расположен на южной окраине Терско-Кумской низменности, на высоком левом берегу реку Терек, в 92 км к северу от Владикавказа.) Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы (предположительно в 1796 году) распорядился чтобы святыню встречали с крестами и хоругвями. Прибыл и сам с духовенством в Моздок для поклонения. Архипастырь собирался поставить икону в соборе, но доставить икону не смогли – волы, запряженные в арбу, на которой находилась икона, не двигались с места.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первой настоятельницей теперь уже женского монастыря стала игуменья Нина (+1913). Под ее руководством сестры обители своим трудолюбием и желанием строго следовать монашескому образу жизни быстро снискали уважение со стороны местных жителей. В 1911 году в монастыре проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 рясофорных. В городе Петровске (ныне Махачкале) у монастыря имелось подворье. Размеренное течение монастырской жизни было нарушено в 1918 году. Настоятельницей женской обители в это время была игуменья Антонина. Однажды революционеры устроили в обители грабеж, а несколько сестер на оказанное святотатцам сопротивление, были убиты. С приходом частей Добровольческой армии по делу убийства монахинь было проведено следствие, преступники сурово наказаны. При восстановлении Советской власти в Кизляре справедливое наказание уголовников было расценено как расправа над революционерами. На основании этого игуменья Антонина была объявлена в розыск, а монастырь закрыт. В годы советской власти все монастырские постройки были уничтожены. В настоящее время на территории бывшего монастыря находится туберкулезная больница. По просьбе жителей Кизляра и с разрешения властей Республики Дагестан было решено возродить Крестовоздвиженский монастырь. Согласно решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена игуменья Михаила (Сафонова). 5 мая 2006 года состоялось официальное открытие и освящение монастыря Преосвященным Епископом Александром. Накануне освящения монастыря Преосвященным епископом Александром за долгое время запустения был совершен первый иноческий постриг. В Свято-Никольсоком храме монастыря хранятся два ковчега с частицами святых мощей многих угодников Божиих. Источник: сайт Владикавказской и Махачкалинской епархии … «обитель построена в 1736 г., по указу Государыни Императрицы Анны Иоанновны, при переселении крепости св. Креста в Кизляр иждивением доброхотных дателей грузин и старанием грузинского игумена Даниила, которым и церковь в 1738 г. деревянная во имя Воздвижения Креста Господня в Кизляр

http://sobory.ru/article/?object=08540

Кизляр. Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Кизлярский Кресто-Воздвиженский монастырь, общежительный, в городе Кизляре, Терской области. Основан в 1736 году игуменом Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 году обращен в женский. Здесь находятся особо чтимые иконы Божией Матери — Казанская и Грузинская Знамения — весьма древнего письма, принесенная сюда основателем обители и бывшая в его роде фамильной. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, возрожденный в 2006 году, - единственный монастырь на территории Кизлярского и Махачкалинского округов Владикавказской и Махачкалинской епархии. Время основания неизвестно. В 1735 году, по договору России с Ираном, была упразднена крепость Святого Креста. Гарнизон и административное управление этой крепости переведены в новооснованный генерал-аншефом В.Я. Левашовым город Кизляр. Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Манглийский, православный миссионер в Дагестанской области, принимая во внимание выгодное для дела миссии положение этого города, ходатайствует об открытии при Кизлярской Крестовоздвиженской церкви, построенной грузинами, мужского монастыря. Ходатайство это имело успех. Монастырь был открыт при астраханском епископе Илларионе  (1731-1755 гг.), который в 1739 году возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля – игумена Даниила. Архимандрит Даниил был родом из грузинских князей, с собой в обитель он привез фамильную икону Божией Матери «Знамение». Монастырские летописи свидетельствуют, что первый настоятель выхлопотал для церкви священные сосуды, а в 1752 году по делам монастыря был в Астрахани. Кизлярская обитель за годы своего существования несколько раз переживала периоды упадка. Причинами были частые грабительские набеги горцев на обитель и многочисленные стихийные бедствия. Например в 1744 году во время пожара монастырь сгорел вместе со всем городом.

http://sobory.ru/article/?object=08540

Время расцвета обители приходится на 1755-1805 гг., когда Кизляр являлся русской столицей Кавказа. Во второй половине 18 века, когда монастырем управлял игумен Антоний, в обители был наведен порядок, разведены многочисленные виноградники, дававшие хороший доход. К этому же периоду относятся и многие строительные работы. Так епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий I (1758-1776 гг.) за свой счет выстроил в монастыре церковь, которую сам же и освятил в 1764 году. 1 ноября 1831 г. чеченские отряды под предводительством Кази-Мулы совершили нападение на Кизляр. Город и монастырь подверглись разорению. После этого набега малочисленная братия монастыря не смогла привести в порядок монастырское хозяйство. В 1845 году епископ Ставропольский Иеремия (Соловьев) назначил специальную комиссию для заведования монастырем. В каком году здесь снова возродилась иноческая жизнь, в точности установить трудно из-за отсутствия документов. Ввиду упоминания существования школы для мальчиков, которую содержал монастырь, можно предположить, что 1884 году в Кизлярской обители жизнь стала устраиваться. К этому времени относится распоряжение епископа Владикавказского Иосифа (Чепиговского) настоятелю монастыря архимандриту Алексию о запрещении проводить в монастырском лесу прорубки. В 1887 году архимандрит Алексий покинул обитель, вместо него обителью управлял протоиерей Нобилетов. С 1897 по 1900 гг. настоятелем монастыря являлся архимандрит Филофей (Сташевский), при непродолжительном управлении которого стабилизировалось материальное положение обители. В это время в монастыре было 13 монахов и 15 послушников. 10 ноября 1901 года настоятелем Кизлярского монастыря стал иеромонах Глинской пустыни Геласий. Им был построен небольшой теплый храм во имя великомученика Георгия. Четыре с половиной года отец Геласий возглавлял монастырь. 11 февраля 1906 года он был зверски убит своим келейником, происходившим из крещенных персов. В 1908 году последовал указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женскую обитель. Оставшуюся братию (13 монахов и 20 послушников) перевели в другие монастыри Владикавказской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=08540

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010