На Крестовоздвижение в Кизляре традиционно проходит большой крестный ход. В этом городе недалеко от чеченской границы на сегодняшний день живет самая большая русская община. Крестоходцы – их собирается несколько тысяч человек – идут несколько километров через весь город. Для мусульманского Дагестана это грандиозное и совершенно необычное зрелище, особенно если учесть, что среди участников очень много молодежи, детей и родителей с колясками. «Впереди шествия ехала грузовая Газель, переоборудованная в мобильную колокольню, и с этим колокольным звоном шел весь православный Кизляр. На нас выходили посмотреть все местные жители, выбегали школьники, почти все фотографировали. При этом взгляды были не косые, дескать, что тут православные устроили, а самые доброжелательные и любопытные», – вспоминает один из участников нашей экспедиции Александр Егорцев. Осенью он был здесь с женой и двумя маленькими детьми. Сначала боялись «ваххабитов», а потом привыкли и гуляли по ночам, смеется он. Вместе со священником Игорем Фоминым, настоятелем храма на территории одной из воинских частей Буйнакска, они забирались на самую высокую в стране арочную плотину Чиркейской ГЭС и пытались найти затерянный в горах Датунский храм, основанный в конце Х века миссионерами из Грузии. Вечером нас поят чаем с традиционным бисквитом в махачкалинской синагоге. Ее община маленькая, но очень дружная.   – К нам муфтии людей направляют, у которых совсем все плохо. Наверное, думают, что если еврей поможет, то точно все получится, – смеется хазан синагоги Султан Алхазов. Евреи пришли в Дагестан еще в IV веке, спасаясь от гонений в Персии. Советская власть пыталась приписать их к татам – иранскому этносу, ничего общего с иудаизмом не имеющему. Доходило совсем до смешного. Иосиф Матаев, главный балетмейстер легендарного ансамбля «Лезгинка», рассказывал в армии, чем горский еврей отличается от альпиниста. – Спрашивают же, раз горский, значит, по горам лазит, – говорит он. На Песах, иудейскую Пасху, махачкалинские евреи угощают мусульман и православных мацой. Те в долгу не остаются – в Курбан-байрам в синагогу приносят сладости, а христиане рады поделиться пасхой.

http://foma.ru/eto-kavkaz-chem-mahachkal...

Успех Басаева подтолкнул и Салмана Радуева повторить подобный «подвиг». После нападения на Кизляр и захвата роддома, банда Радуева, прикрываясь заложниками, уходила в Чечню. У села Первомайского банду остановили, а затем вокруг Первомайского происходило то, что трудно объяснить. С террористами вступили в бесплодные переговоры, упуская драгоценное время. Все эти дни террористы, используя строительную технику и труд заложников, вели фортификационные работы, готовясь к обороне села. И, надо сказать, очень умело и грамотно укрепились в населенном пункте. Амбразуры в каменных дома и подвалах, залитые на морозе водой мешки с песком, перекрытия из бетонных плит, отрытые траншеи и ходы сообщения - вооруженная до зубов банда опытных и хорошо обученных наемников успела основательно укрепится. Удивительно, но террористом все это время даже свет в Первомайском не отключали. Чтобы жили и готовились к обороне в комфортных условиях? А окружившие в это время Первомайское бойцы спецподразделений МВД, ГРУ и мотострелки все эти дни лежали в промерзшей и заснеженной степи, продуваемой пронизывающим ветром, делили на троих один сухпай и ждали приказа. И приказ на штурм пришел. Бойцов элитных подразделений, подготовленных к проведении уникальных спецопераций против террористов и опасных преступников, в нарушение всех боевых уставов Сухопутных войск, как пехоту, без грамотной артподготовки, бросили на штурм укрепленного населенного пункта против численного превосходящего противника. В лоб, по открытому полю, под огонь крупнокалиберных пулеметов, снайперский винтовок с двадцатикратной оптикой, гранатометчиков. Что это было, головотяпство и непрофессионализм руководства, или же чье-то желание положить на этом поле спецподразделения, подготовленные для борьбы с преступность и терроризмом? Боец «Витязя» Высокий профессионализм, мужество и отвага спецназа позволили некоторым подразделениям под плотным огнем пробиться в населенный пункт, выйти почти к центру Первомайского. Но сказалось значительное численное превосходство боевиков. Спецназ ВВ и собровцы получил приказ отойти. В этом бою пал смертью храбрых командир СОБРа Главного Управления по борьбе с организованной преступностью МВД России подполковник Андрей Владимирович Крестьянинов.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/26/...

Несмотря на эти неблагоприятные условия для ведения успешной войны, императрица, как мы видели, надеялась прекратить ее выгодным миром, т. е. уничтожением Прутского договора. Эту надежду поселили в ней донесения резидента Вешнякова. В начале 1736 года все еще хотели дать вид, что Россия, вынужденная враждебными действиями татар, ведет войну против них одних; с Портою разрыва не было, и Вешняков оставался в Константинополе, откуда 1 января он прислал такое описание состояния Турции: султан сам дел не знает и очень недалек; его умом и волею владеет кизляр-ага; все думают, что надобно оставить дела в этом положении, пока все рухнет вследствие или внешнего несчастия, или внутреннего волнения. Визирь – человек тупой, чуждый всякого знания света, все делает его кегая, а этот следует советам Бонневаля и французского посла: первый советует заблаговременно вооружаться, но не враждебно относиться к России и ласкать ее посланника; второй же требует сильного наступательного действия и недавно подал Порте на турецком языке сочинение, в котором рассматривается вопрос: французская ли или русская теперь возрастающая сила более вредна европейскому равновесию? Выводится, что туркам всего опаснее Россия, которая хочет овладеть Азовом и Крымом взамен уступленных Персии провинций, точно так как прутские несчастия были вознаграждены приобретениями по Ништадтскому миру, и, таким образом, Турции предстоит участь Швеции. Но, как видно, Бонневалевы внушения действительнее. После кегаи влиятелен рейс-эффенди, а муфтий – человек старый и малоумный. Крымцы, представляя свою опасность со стороны России, требуют немедленной помощи, в противном случае грозятся или бежать, или отыскать защитника надежнее. И Порта вооружается, но без всякого шума и озлобления в народе против России, ибо говорят, что татары сами вызвали русские нападения. «Дерзновенно и истинно донесу. – пишет Вешняков, – что в Турции нет ни начальников политических, ни руководителей военных, ни разумных правителей финансовых; все находится в страшном расстройстве и при малейшем бедствии будет находиться на краю бездны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Разбирая причины оттока русского населения с Северного Кавказа, авторы доклада ставят на первое место «геноцид русского населения». Произвольное использование этого юридического термина, не отражавшего реальную ситуацию даже в начале 1990-х, жестко раскритиковал уже упоминавшийся Константин Затулин. «Осторожней с этим термином, если вы хотите сохранить эти народы в составе России!» - предупредил он. Кстати, в прилагаемой к докладу внушительной таблице под названием «Факты притеснений русских в республиках СКФО и Адыгее за период 1991-2010 гг.» упоминается в том числе и такой эпизод: в 2010 году «в дагестанском городе Кизляр по невнимательности врачей и неправильно оказанной помощи при переломе пятилетнему русскому мальчику ампутировали правую руку». Это, безусловно, трагедия, но уместно ли иллюстрировать «геноцид русских» примером непрофессионализма, характерного, увы, и для вполне «русских» субъектов РФ?... Среди других объяснений выезда русских перечисляются подъем этнического самосознания, экономические причины и активизация политического ислама. Эти негативные моменты, за исключением первого, имеют место, однако главным из них на сегодняшний день, безусловно, является экономика. «Подъем этнического самосознания», под которым авторы понимают «формирование негативного отношения к русскому фактору в жизни кавказских этносов», «внедрение идеи " нашей земли " в противовес идее принадлежности к единой российской государственности» и т.д., сыграв отрицательную роль в 1990-е, доказал свою несостоятельность и принял ныне относительно цивилизованные формы. В докладе говорится, что на Северном Кавказе якобы идет «объективный процесс целенаправленного вытеснения русских из занимаемых ими социальных ниш», а давление на русское население в ряде сфер «носит характер прямого нарушения их прав ...в широком диапазоне - от убийств и грабежей, широко практиковавшихся особенно в периоды боевых действий, до искусственного создания бюрократических препон при попытке русских открыть свое дело или расширить производство, устроиться на работу, получить социальные гарантии, купить или даже хотя бы сохранить за собой имеющуюся жилплощадь».

http://ruskline.ru/opp/2015/sentyabr/2/v...

- Не фатально?! Можно исправить? - Зависит от стратегии, которую государство реализует на Северном Кавказе. Но все 2000-е годы государство на Кавказе занималось тем, что в пожарном режиме гасило очаги нестабильности. В последней фразе автора книги я все же услышал нотки оптимизма. Мы подошли от реакции на раздражители к планам будущего? МОНОПОЛИЯ НА НАСИЛИЕ Я рассказал Валерию Коровину о примере, с которым столкнулся лично: - В 2006 году у меня была тяжелая встреча в Дагестане с казачьим атаманом города Кизляра. Он мне рассказал о таком явлении, которое сам назвал «невербальным вытеснением». Я еще очень удивился: простой мужик, и такая терминология! Выглядит на Северном Кавказе это так. Ночью сосед выпустил куриц к тебе в огород, весь урожай клубники пропал. Сосед на претензии говорит: «Курица немного поел, тебе жалко?» Потом забросали арык кирпичом, и вся сточная вода оказалась у тебя в доме. Дочка пошла днем в магазин - залапали. И жаловаться бессмысленно. Собираешь вещи и уезжаешь... А потом я приехал в Кизляр спустя 12 лет. Этого атамана уже не было. Вот как бороться с тем, что тебе создают невыносимую токсичную среду? Атаман мне говорил, что русская община просто была вынуждена перенимать местные обычаи. Если раньше русскому после аварии на дороге, несмотря на то, кто виновен, бросали ключи в лицо со словами «завтра новую пригонишь», то теперь на такие конфликты выезжала казачья «группа поддержки». Со стволами. В итоге бойкого атамана, который реально знал, как общине за себя постоять, выжили. На смену ему пришел «добрый» атаман, при котором оставшихся в городе русских бабушек можно по пути в храм стрелять. Помните эту дикую историю, случившуюся в Кизляре в 2018-м? А до казачьей управы от храма всего 50 метров… И что русским делать? - Русских гонят там, где они слабы, - ответил Коровин. - А слабы они, потому что нет у них больше цивилизационной миссии, которую раньше государство для них определяло. Русские превращаются в просто людей, не имеющих силы для своей защиты. На Кавказе такой силой традиционно было казачество - отряды самообороны русских. Но тогда у казачества должно быть оружие…

http://ruskline.ru/opp/2021/11/10/kak_ve...

После трагедии в Кизляре главы традиционных религий призвали россиян к миру и солидарности 21 февраля, 2018. Новостная служба «Пусть постигшая нас общая беда еще теснее сплотит нас» 21 февраля. ПРАВМИР. Межрелигиозный совет России в связи с нападением на верующих в Кизляре призвал российское общество к миру, согласию и солидарности. Главы традиционных религий заявили, что «целью террориста и его вдохновителей является разжигание межрелигиозной розни, разрушение многовековых традиций мирного сосуществования христиан и мусульман в России» и призвали «сделать все возможное, чтобы не допустить этого». Заявление Межрелигиозного совета опубликовано на сайте организации. «В эти скорбные дни обращаемся ко всем с призывом воздержаться от провокационных действий. Террористический акт в Кизляре вновь и вновь заставляет всех нас обратить внимание на опасность распространения экстремизма и нетерпимости, особенно в среде молодежи. В этой связи призываем российское государство, общественные и религиозные институты уделять самое пристальное внимание нравственному воспитанию молодых людей, призванному оградить их от экстремистской угрозы», – говорится в заявлении совета. Представители Межрелигиозного совета призвали спецслужбы выявлять и обезвреживать террористов «до того, как они совершат преступления». «Призываем все наше общество к миру, согласию и солидарности. Пусть постигшая нас общая беда еще теснее сплотит нас», – обратились к россиянам главы традиционных религий. О важности сохранения межрелигиозного мира в России заявили и представители Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека которые специально приехали в Кизляр после трагедии. Они отметили, что «все дагестанцы, независимо от вероисповедания, мусульмане и христиане, сплотились вместе», так как расстрел прихожан стал «общим горем, которое всех консолидировало». «Хорошо, что мы поговорили о случившейся трагедии с представителями православного и исламского духовенства, от них в наибольшей степени зависит сохранение межнационального и межрелигиозного мира в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Они могут сделать для борьбы с террористической угрозой гораздо больше, чем спецслужбы и правоохранительные органы, потому что они обращаются к душам людей», – заявил председатель СПЧ Михаил Федотов.

http://pravmir.ru/posle-tragedii-v-kizly...

М. известен своей дипломатической деятельностью. Летом 1768 г. Соломон I направил митрополита Кутаисского М. послом ко двору российской имп. Екатерины II Алексеевны . Царь просил у России покровительства и помощи в борьбе с турками, обещая взамен участие груз. войска в русско-тур. войнах. В случае, если Соломон I больше не сможет сопротивляться тур. агрессии, он просил поселить его в России на «вечные времена» ( Рехвиашвили. 1982. С. 99-100). Российские власти с интересом отнеслись к предложению царя Имерети. Так, комендант Кизляра генерал-майор Н. А. Потапов получил от Коллегии иностранных дел указание снабдить М. всем необходимым и незамедлительно отправить его в С.-Петербург. Глава внешней политики гр. Н. И. Панин и кн. А. М. Голицын в письме Потапову указывали, что «приезд сего митрополита весьма кстати и ко времени и остается только пользоваться сходным с здешними видами владетеля его в рассуждении турок расположением». 30 нояб. Панин отправил письмо Соломону I, в к-ром сообщал, что М. будет с радостью принят в столице. 6 янв. 1769 г. М. покинул Кизляр (АВП РФ. Ф. Сношения России с Грузией, 1769-1773 гг. Оп. 110/2. Д. 10. Л. 32-36, 41-42; Грамоты. 1891. Т. 1. С. 19-22, 26-27). 8 марта католикос-патриарх прибыл в С.-Петербург и 14 марта представил при дворе обстоятельный отчет о царстве Имерети и предложении Соломона I. 28 мая М. было объявлено о решении Екатерины II: выделить военный отряд для отправки в Грузию (в конце авг. 1769 г. рус. отряды под командованием ген. гр. Г. фон Тотлебена пересекли груз. границу) и 50 тыс. р. для армейских нужд. Через 2 дня М. выехал на родину вместе с советником Екатерины II кн. А. Тархан-Моурави (в рус. традиции - Моуравов) и в сент. прибыл в Имерети. Его дипломатическая миссия оказалась успешной: после окончания русско-тур. войны в 23-м пункте Кючюк-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Портой Имерети и Мегрелия хоть и были признаны сферой влияния Турции, однако Порта отказывалась «требовать дани отроками и отроковицами и всякого рода других податей...» и обязывалась «все замки и укрепленные места, бывшие у грузинцев во владении, оставить паки под собственной стражей и правлением, так как и не притеснять никоим образом веру, монастыри и церкви и не препятствовать поправлению старых, созиданию новых» ( Юзефович. 2005. С. 57). В 1781-1784 гг. из-за конфликта с Соломоном I М. жил при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II .

http://pravenc.ru/text/2561632.html

Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия. Он взял ее руку и стал ее уговаривать, чтоб она его целовала; она слабо защищалась и только повторяла: «Поджалуста, поджалуста, не нада, не нада». Он стал настаивать; она задрожала, заплакала. – Я твоя пленница, – говорила она, – твоя раба; конечно ты можешь меня принудить, – и опять слезы. Григорий Александрович ударил себя в лоб кулаком и выскочил в другую комнату. Я зашел к нему; он сложа руки прохаживался угрюмый взад и вперед. – Что, батюшка? – сказал я ему. – Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя… Я покачал головою. – Хотите пари? – сказал он, – через неделю! – Извольте! Мы ударили по рукам и разошлись. На другой день он тотчас же отправил нарочного в Кизляр за разными покупками; привезено было множество разных персидских материй, всех не перечесть. – Как вы думаете, Максим Максимыч! – сказал он мне, показывая подарки, – устоит ли азиатская красавица против такой батареи? – Вы черкешенок не знаете, – отвечал я, – это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки, совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны. – Григорий Александрович улыбнулся и стал насвистывать марш. А ведь вышло, что я был прав: подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее – да и только; так что он решился на последнее средство. Раз утром он велел оседлать лошадь, оделся по-черкесски, вооружился и вошел к ней. «Бэла! – сказал он, – ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, – ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня». – Он отвернулся и протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала. Только стоя за дверью, я мог в щель рассмотреть ее лицо: и мне стало жаль – такая смертельная бледность покрыла это милое личико! Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал – и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был человек, бог его знает! Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так – глупость!..

http://azbyka.ru/fiction/geroj-nashego-v...

Верующие прошли около 3 километров 5 октября. ПРАВМИР. Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил крестный ход в городе Кизляр. Крестный ход, приуроченный к празднованию 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира и к 280-летию со дня основания города, собрал около 1 тысячи православных верующих, которые прошли в общей сложности около трех километров, сообщает сайт Махачкалинской епархии. «Остановка крестного хода была на месте теракта 2010 года. Здесь архипастырь совершил заупокойную литию», — говорится в сообщении. «Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно. Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану», — отметил владыка Варлаам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pervyiy-v-noveyshey-is...

XIX. Астраханская и Ставропольская – Астраханской губернии – Астрахань, Кизляр, Красный Яр, Черный Яр , Царицын , Дмитриевск , Саратов , Камышин, Ставрополь (Кавказский), Енотаевск, Терский городок, Симбирской провинции г. Петровск. 681 XX. Ростовская и Ярославская Московской губ. Переяславль-Залесской пров. Ростов, Ярославской пров. Ярославль, Романов, Пошехонье, Углицкой пров. Углич. 682 XXI. Белгородская и Обоянская – Белгородской губ. Белгород и все города, составляющие Белгородскую провинцию (Курск, Обоянь, Суджа, Мирополье, Карпов, Старый Оскол, Новый Оскол, Яблонов, Валуйки, Палатов, Тополье, Короча, Нежегольск, Салтов, Чугуев, Хотмыжск, Вольный и Алешня), Казацкие города слободских полков – Харьков, Сумы, Ахтырка, Изюм, Севской пров. Недригайлов, Каменный, часть Украинской линии к Донцу (Славяно-Сербия?), Воронежской губ. Бахмутская провинция (Бахмут), 683 Тор (ныне Славянск), Рай -городок, Ямполь, Маяки, Царев-Борисов, Старый Айдар, Новый Айдар, Воронежской пров. Верхососенск. XXII. Вологодская и Белозерская – Архангелогородской губ. Вологодск. пров. Вологда, Новгородской губ. Белозерской пров. Белозеро и Чаронда. XXIII. Архангелогородская и Холмогорская – Архангелогородской губ, и провинции – Архангельск, Холмогоры, Кевроль, Мезень, Пустозерский острог, Шенкурск, Кемский острог, Кольский острог. XXIV. Великоустюжская и Тотемская – Архангелогородской губ. Устюжской пров. Устюг, Соль-Вычегодская, Яренск, Лальский посад, Вологодской пров. Тотьма. XXV. Тобольская и Сибирская – Сибирской губернии, а) Тобольская провинция, б) Енисейск и вся Енисейская провинция, в) Екатеринбург и все Екатеринбургское ведомство, кроме того, что в Перми, Исецкая провинция. XXVI. Иркутская и Нерчинская – вся Иркутская провинция Сибирской губернии. 684 511 Проф. Т. В. Барсов . Синодальные учреждения прежнего времени. Спб. 1897 г., стр. 72–91; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического Комитета. Спб. 1869 г. вып. I, стр. 96–106, 114, 159; вып. II, 1871 г. стр. 161–163, 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010