Пишу это, имея под рукою карту Кавказского края, на которой изображено разбросанное по краю епархиальное ведомство. Оно подобно разбитому сосуду, которого составные части все налицо, но находятся в отдельном состоянии, который по этой самой причине негоден для употребления. На правом фланге церкви Линейного войска глубоко вдались в епархиальное ведомство. Напротив того, начиная от центра, епархиальное ведомство рассыпано по земле Линейного войска, подобно островам по морю. Уже сам Ставрополь составляет островок, отдельный островок составляется Георгиевским, отдельный островок – Пятигорским, большой отдельный остров – благочиниями Миловидова и Замятина. Далее опять отдельные островки: Ростовановка, Моздок, Кизляр с Таруновкою и Черным Рынком. Во всей России нет подобной бессмыслицы. Напрасно прикрывают ее громкою фразою, говоря, что она сделана в видах административных. Это ошибочно: плодом административного соображения должно быть положение самое удобное, здесь видно противное. Распоряжение, противоположное всем правилам современной науки, уличаемое опытом в совершенной негодности, приведенное в исполнение с необыкновенною поспешностию, само сознается о себе, что оно – плод столкновения страстей. Повторяю, что я говорю это отнюдь не для порицания кого-либо. Знаю, что ошибки и увлечения свойственны всем человекам, особенно удобны для тех, которые не наблюдают строго за своим умом и сердцем при свете Евангелия. Говорю откровенно, движимый любовию, для пользы дела и единственно в тайной беседе с государственным человеком. Утаение истины пред государственным человеком есть государственное преступление. То же должно сказать о духовных учреждениях в Ставрополе. В избрании для них места, в самих проектах их не видно никакой системы. Все они разбросаны по разным частям и оконечностям немощеного города. Сообщение между ними крайне затруднительно в течение осени, зимы и весны, между тем, лица, им принадлежащие, должны наиболее ходить пешком. Учредители и строители должны всегда непременно иметь в виду не только построение и учреждение чего-либо, но и доставление удобств, доставление средств к содержанию и ремонту учреждений и зданий. С этою целию разумные предки наши по большей части соединяли в одном месте и кафедральный собор, и архиерейский дом, и Консисторию, и семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Но Матерь Божия предзнаменовала и Другое: Она - Покровительница Кавказа невредимостью от огненного запаления указала на то, что люди, которые прибегнут под ее благодатный кров с Ее иконой чудотворной безбедно " грядут на новое место жительства - под сень державы российския " . Сколько городов и весей было для них новым местом жительсва на протяжении многих лет - с середины 13 до 18 века? Так кочевали они, переселяясь с места на место. В 1763 г. " Высочайшим указом " устраивается город-крепость Моздок, " в поселение для новокрещенных горских жителей " . Уже в 1764 г. в городе была открыта школа, усилиями прибывших в город членов Кавказской миссии, которую еще в 1745г. открыла импер.Елисавета Петровна (Подворье миссии находилось в районе с.Майрамадага (по течению реки Фиаг-Дон)). В устроенной в Моздоке школе " обучали детей русской и осетинской грамоте, чтению церковных книг и церковному пнеию. Часть воспитанников школы по ее окончании поступала в Астраханскую Духовную семинарию… В архивах Северной Осетиии есть сведения, что в 1770г. католикос Антон Грузинский с разрешения Св.Синода открыл в самом Моздоке первую осетинскую типографию для издания богослужебных книг на русском языке " . Но тогда Российская миссия среди горцев осложнялась тем, что по Осетия по Белградскому мирному договору России с Турцией считалась находящейся под зависимостью от Кабардинского Независимого Княжества. Поэтому все первые миссионеры были грузины: это обеспечивало России алиби, если вдруг Турецкая Порта заявит, что миссия христианская етсь политический трюк России на Кавказской территории. Но в 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому договору Кабарда вошла окончательно в состав Российской империи . В 1793 г. имератирица Екатерина Вторая учредила викарную епископскую Моздокско-Маджарскую кафедру в составе Астраханской епархии, на которую был поставлен ревностный миссионер, ученый монах-архимандрит Гай (Бараташвили-Такаов), ставший ее первым епископом. В его владения входил и г.Кизляр . Епископ был " личностью яркой " , глубокообразованной (переводил с греческого на грузинский классиков античности); " прибыв в 1793г. в Моздок в сане епископа на Праздник Вознесения Христова, он тут же совершил первую епископскую литургию " . Ревностный, энергичный труженник на ниве Христовой. Даже Синод иногда именовал Моздокско-Маджарскую епархию без упоминания о ее " викарном " положении на Астраханском дворе: епископу доверяли и давали много самостоятельности. Ему и было суждено Промыслом Божиим встретить и принять на свои длани великую святыню Кавказа - Иверский образ Богоматери, который потом станет именоваться " Моздокским " .

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/mo...

Меры к избежанию вышеизложенных неудобств суть следующие: 1) Вообще план здания должно увеличить в ширину, уменьшив в длину, — чрез это комнаты сделаются глубже (они должны иметь до 6-ти сажен глубины), следовательно, менее подверженными влиянию ветра и мороза. 2) В одной оконечности здания устроить церковь, а в другой лестницу, таким образом все жилые покои, в которых предназначено проводить жизнь учащимся с их ректором и инспектором, будут обращены только одною стороною к воздуху, а с трех прочих сторон будут вполне ограждены. При таком плане сохранится 1) драгоценное здоровье жителей здания, 2) значительная денежная сумма по отоплению здания. Сие мнение мое предлагаю Правлению приобщить к делу и, оставив с него копию в Правлении, подлинник представить воззрению Великого начальства. 18 февраля 1858 года.  Ставропольское духовное училище Ставропольское духовное училище помещается в собственном каменном доме (находящемся близ самого Епископского дома), пожертвованного при Преосвященном Иеремии купцом Гниловским. Здание Училища по наружности обещает гораздо больше, нежели каково оно в сущности по общему характеру строений ставропольских. Оно не имеет удобств, необходимых и полезных для Училища. Впрочем, есть возможность его перестроить и сделать более удобным.  Посещение Епархии В 1858 году Епископ посетил ту часть Епархии, которую занимает Ставропольская губерния, южная и восточная часть коей разбросана, подобно островам по морю, по области Линейных казаков. Островами можно по всей справедливости назвать города Кизляр, Моздок, Пятигорск, самый Ставрополь: они со всех сторон окружены землями, принадлежащими Линейным казакам. Такое положение городов губернии, теснящихся на небольшом уголке земли посреди другого ведомства, соединено с большими неудобствами и в гражданском отношении. Епископ, посещая епархиальные города, по необходимости должен был проезжать по казачьим станицам, в которых, вследствие вновь сделанного распоряжения, входил в храмы Божий и беседовал с станичным народонаселением. Город Ставрополь Губернский город Ставрополь, как впервые виденный Епископом в 1858 году, имеет право на то, чтоб описание его в церковном отношении заняло первое место в описании посещенного Епископом отдела Епархии. Город недавно был казачьего станицею. Недавно в ущелиях его обитали горцы. Эти сыны дикой свободы, заметив, что водворение русских здесь прочно, а жительство для горцев, в их характере и направлении, неудобно и даже невозможно, удалились в горы. Аул заменен станицею. Когда же климат Георгиевска оказался крайне вредным для здоровья, а местность, ныне занимаемая Ставрополем, одною из лучших на Кавказе, весьма высокою (Ставрополь возвышается на 300 сажен над уровнем моря), обилующего превосходными ключевыми водами: тогда перенесен был сюда губернский город. Казачья станица с деревянного своею церковию передвинулась за Кубань.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

297 Уезд с центром в г. Куба, расположенном на реке Кудиалчай, впадающей в Каспийское море. Город Куба основан в XV в., в 1744–1789 гг. столица кубинских ханов, в 1806 г. занят русскими войсками и по Полистанскому мирному догово­ру 1813 г. оставлен за Россией. С учреждением Дербентской губернии становит­ся уездным городом, с 1859 г. входит в состав Бакинской губернии. Расположен в северной прикаспийской части современного Азербайджана. 298 Ленкорань – один из древнейших городов Азербайджана, расположен на Ленкоранской низменности, на р. Ленкораньчай, при впадении ее в Каспийское море, с 1846 г. – уездный город. 302 Владикавказ – в настоящее время столица Северной Осетии. Основан в 1863 г. как русская крепость близ осетинского селения Дзауджикау, обеспечивал сообщение с Грузией по Военно-Цэузинской дороге. 303 Моздок – в настоящее время районный центр Северной Осетии, находя­щийся в 92 км к северу от Владикавказа. 304 Кизляр – в настоящее время районный центр в Дагестане, расположен­ный в 170 км к северо-западу от Махачкалы. С 1860-х центр Кизлярского округа (с 1905 – отдела) Терской области. 311 Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) (27. 09. 1854, с. Могилы Веневского у. Тульской губ. – 16. 10. 1928, Ярославль), исповедник. С 6 марта 1918 г. являлся членом Высшего Церковного Совета при Св. Патриархе Ти­хоне и участвовал в рассмотрении, в том числе, и вопросов церковных наград. 315 Там же, л. 17–18об. Список кандидатов был таков: 1) Лаврентий, епископ Балахнинский; 2) Евлогий, архиепископ Вольский (в документе ошибка, в дейст­вительности – архиепископ Волынский – А Ж.); 3) Геннадий, епископ Нарв­ский; 4) Макарий, б. епископ Орловский; 5) Серафим, архиепископ Тверской; 6) Иоаким, б. архиепископ Нижегородский; 7) Анастасий, архиепископ Кишинев­ский; 8) Василий, б. архиепископ Черниговский; 9) Шавельский Георгий , прото­пресвитер; 10) Иоанн, епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии; 11) Фаддей, епископ Владимиро-Волынский; 12) Кудрявцев Михаил, протоиерей Нижнего Новгорода, вдовый; 13) Евдоким, архиепископ Американ­ский; 14) Сергий, митрополит Владимирский; 15) Варнава, б. архиепископ То­больский; 16) Андрей, епископ Уфимский (в протоколе ошибочно указана фами­лия, а не кафедра – Ухтомский); 17) Корнилий, епископ Рыбнинский; 18) Кирилл, экзарх Грузии; 19) Иосиф, епископ Угличский; 20) Алексий, епископ Са­рапульский; 21) Вениамин, архимандрит, ректор Тверской духовной семинарии; 22) Владимирский Феодор, протоиерей г. Арзамаса, вдовый; 23) Цветаев Нико­лай, протоиерей г. Нижнего Новгорода, вдовый; 24) Нестор, епископ Камчат­ский; 25) Серафим, епископ Челябинский; 26) Арсений, митрополит Новгород­ский; 27) Назарий, б. архиепископ Одесский, а ранее Нижегородский; 28) Виссарион (Зорнин), архимандрит; 29) Тополев Петр, преподаватель Нижего­родского духовного училища, холост.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 . Временный приют епископа нужно отштукатурить снаружи и внутри, отделать, меблировать. 2 . Крестовую церковь нужно расширить и сделать удобною для праздничных, высокоторжественных, торжественно-траурных служений зимою, ибо город не имеет теплой приличной церкви для сих служений. Кафедральный городской собор – холодный, и служение в нем зимою невозможно. 3 . Нужно завести для сих служений соответствующую ризницу. 4 . Нужно привести в благоустройство братские помещения и устроить помещение для певчих. 5 . Нужно завести библиотеку. По окончании такового устройства, ремонт упомянутых построек, ризницы, библиотеки, певческих одеяний должен потребовать всю вышеозначенную сумму – 3800 рублей. На покупку и устройство помещения для епископа, на Крестовую церковь , на помещение для епископского штата, на ризницу и библиотеку доселе в течение шестнадцатилетнего существования Кавказской епархии не отпущено от казны ни одного рубля, ни одного гроша, несмотря на бесчисленные представления епископов и многократное ходатайство светского кавказского начальства. Все, что сделано поныне, сделано на пожертвования, добровольно принесенные и испрошенные посредством сборщиков у граждан г. Ставрополя, у поселян Ставропольской губернии и у черноморских казаков. Они все сделали, что могли. Дальнейшее обременение их доставлением приношений оказывается вполне неудобным и даже невозможным». По возвращении князя наместника из С. – Петербурга в Тифлис Департамент общих дел Главного управления отношением от 13 апреля 1860 года за 2283 уведомил, между прочим, епископа, что князь наместник в бытность его в С. – Петербурге ходатайствовал о назначении жалованья духовенству городов Моздока и Кизляра. Обер-прокурор Святейшего Синода уведомил его сиятельство, что Святейший Синод всегда имел в виду, но к удовлетворению сего не мог принять никаких мер, по недостаточности денежных способов. Уведомляя о том, что этот отзыв обер-прокурора ему, епископу, сообщен, он в представлении своем к наместнику от 9 мая за 19 прибавляет 227 : «Как в настоящее время, по замирении Левого крыла, Вы изволили обратить особое внимание на распространение христианства между горцами, а Моздок и Кизляр суть единственные на Левом крыле пункты Кавказского епархиального ведомства, в которых совершается обращение горцев, то я считаю обязанностию своею просить ваше сиятельство, дабы Вы благоволили обратить на сие дело милостивое внимание Ваше к ускорению выдачи жалования вышеупомянутому духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

свящ. Михаил Благонравов 22. Архиепископ Гаий Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский, родом грузин, из княжеской фамилии Токаов, родился в 1750 г. в сел. Магаро Тифлисской губ. Время своей юности он провел при дворе грузинского царя, занимаясь письмоводством. В 1770 году он принял монашество, а в 1772 г. вместе с католикосом Антонием I и царевичем Леоном путешествовал в Петербург для политических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Пробыв два года в Петербурге, послы вернулись на родину, а Гаий поступил в Московскую академию для изучения русского, латинского и греческого языков. В 1784 г., по присоединении Крыма к России, Гаий возведен был в сан архимандрита и назначен в свиту генерала Потемкина, получившего в управление Новороссийский край. Когда учреждено было Моздокско-Маджарское викариатство, в которое вошли города: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Ставрополь, архимандрит Гаий, 29 мая 1793 г., был посвящен в епископа Моздокско-Маджарского, викария Астраханской епархии. По Высочайше утвержденному докладу Св. Синода, от 16 октября 1799 г., о распределении епархий и о названии их сообразно границам и названиям губерний, от Астраханской епархии была отделена Саратовская губерния, в которой образована самостоятельная епархия. Еп. Гаий был перемещен в Саратовскую епархию, а Моздокско-Маджарское викариатство сново вошло в состав Астраханской епархи. Так как в г. Саратове не было зданий ни для архиерея, ни для Консистории, ни для семинарии, а в уездном городе Пензе, бывшем до 1797 г. губернским, за упразднением губернских правительственных учреждений, оставалось много пустых и ничем не занятых каменных зданий, то указом Св. Синода велено епископу Саратовскому иметь местопребывание в г. Пензе. Поэтому еп. Гаий сначала именовался Саратовским и Пензенским, а с 1803 г. Пензенским и Саратовским. 10 января 1808 г. еп. Гаий был перемещен в Астрахань и пожалован архиепископом. Архиепископ Гаий был пастырь добрый, кроткий, сострадательный, обходительный, ласковый, общительный и гостеприимный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На тех же основаниях, как Оренбургская епархия, по докладу Св. Синода, учреждена Саратовская и Пензенская епархия в пределах вновь образованной, точнее восстановленной, Саратовской губернии, вместо прикрытой Пензенской губернии. Губернским городом назначен г. Саратов, но архиерейская кафедра и архиерейский дом устраивались в Пензе по тем же соображениям, по каким Оренбургская кафедра с её домом учреждалась в Уфе. В Саратовскую епархию по синодальному докладу переведен астраханский викарий, епископ моздокский Гаий, в виду того, что Моздокское и Можарское викариатство тогда прикрывалось. Как известно, вместе с епископом Гаием в Пензу перевезли все движимое имущество Моздокской кафедры. Помимо того, для устройства нового архиерейского дома в Пензе Св. Синод в своем докладе испрашивал разрешения употребить те деньги, которые предполагалось выручить от аукционной продажи архиерейского дома в Моздоке. Большая часть территории Саратовской епархии отделена от Астраханской епархии, в которой состояли из Саратовской губ. – губ. гор. Саратов с 54 цер., Аткарск с 47 цер., Балашов с 25 ц., Вольского уез. – 25 цер., Хвалынского уез. – 9 цер., уезда быв. гор. Кузнецка – 7 ц., Сердобского – 21 ц., Петровск с уез. – 34 ц., Камышинск – 26 ц. и Царицын – 18 ц., всего – 267 церк. От Тамбовской епархии отошло в Саратовскую епархию более 300 церквей по Саратовской губернии, именно: Пенза с 89 ц., быв. г. Мокшанск с 4 ц., Сердобск с 41 ц., Кузнецк с 98 ц., в округах: Новохоперском – 37 ц., Вольском – 14 ц., Хвалынском – 8 ц. и Петровском – 27 ц. Гор. Новохоперск с 6 церквами отошел к Саратовской епархии из Воронежской епархии. Таким образом, к Саратовской и Пензенской епархии, в составе одной Саратовской губернии, отписано из трех епархий около 600 церквей. 1176 После образования Саратовской и Пензенской епархии Астраханскую и Моздокскую (ранее и Ставропольскую) епархию, в границах одной Астраханской губернии, за исключением Уральского Войска, составили следующие города: каф. гор. Астрахань – с 25 ц., Красный Яр – 4 ц., Енотаевск – 7 ц., Черный Яр – 6 цер., Кизляр – 14 ц., Моздок – 13 ц., Ставрополь – 13 ц., Георгиевск – 16 ц. и Александров – 7 ц., всего только – 105 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Уже в первый год, по прибытии в Кавказскую епархию, владыка Игнатий посетил Пятигорск, Кизляр и Моздок. В Пятигорске он совершил торжественное освящение грота известного Большого Провала, ставшего доступным для обозрения и для лечения, благодаря проведенному в 1858 году к этому замечательному творению природы тоннеля. После погружения владыкой Игнатием креста в воды подземного озера Провала и окропления стен его грота освященной водой, здесь был поставлен образ Скорбящей Божией Матери. Впоследствии, в память о торжестве открытия тоннеля и освящения Провала, Управление Кавказских Минеральных Вод поставило в гроте киот с иконой целителя страждущих св. Пантелеймона. На следующее лето владыка Игнатий побывал в Черномории. Во время поездок по епархии преосвященный Игнатий всюду по-отечески беседовал со своей паствой, наставляя ее в истинах христианской веры. Кроме устных наставлений, он составил поучение «О спасении», которое распространялось в приходах. Ознакомившись с состоянием епархии, преосвященный Игнатий в 1859 году в своих предложениях на имя Кавказской духовной семинарии отметил, что священнослужители края стоят, за редким исключением, на высоте пастырского призвания. Однако, по его мнению, диаконы, будучи с низшим образовательным цензом, не всегда и не везде удовлетворяли своему назначению. Таким образом, налицо были уже первые плоды деятельности духовной семинарии, давшей епархии первых образованных, достойных священников, способных влить свежую струю в дело христианского воспитания прихожан. Благосостояние духовной семинарии всегда было предметом особых забот владыки Игнатия, разделявшего мнение своих предшественников об исключительном значении этого питомника духовного просвещения для молодой Кавказской епархии. Его также постоянно интересовало надлежащее воспитание детей духовенства в епархиальных духовных училищах. При нем в 1858 году Екатеринодарское духовное училище было, наконец, преобразовано из приходского в уездное. Лишь из-за бедности епархии не смогла быть осуществлена идея преосвященного Игнатия об учреждении епархиального женского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 19. Архиепископ Платон Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Петр Любарский, был сын священника Черниговской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. 13 ноября 1770 г. принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Крестовоздвиженский монастырь в г. Слободском. В 1772 г. возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и определен ректором Казанской семинарии. Отсюда был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, потом в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иерусалим», и наконец в Московский Донской монастырь. 26 февраля 1794 г. посвящен в епископа Тамбовского и Пензенского, но 11 марта того же года переименован в епископа Астраханского и Ставропольского, где 29 мая 1796 г. возведен в сан архиепископа. Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариятство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образом» способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя еп. Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 г. от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский еп. Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариятство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокского викариятства еп. Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. – Астраханским и Кавказским. Вступивши в управление Астраханскою епархиею еп. Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которые были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010