Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (Копинский (Купинский); ок. 1580 - 25.09(5.10).1640), митр. Киевский и Галицкий в 1631-1632 гг. (фактически до марта 1633). Биография Принадлежал к старинному мелкопоместному шляхетскому роду Копинских (Копенских), который относился к гербу «Lubicz» и происходил из Подляшья, из мест. Копина (ныне село Лукувского повята Люблинского воеводства, Польша); отдельные ветви рода в XVI-XVII вв. имели поместья в Белзском и Галицком воеводствах ( Boniecki A. Herbarz polski: Wiadomoci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich. Warsz., 1907. Cz. 1. T. 11. S. 190-191). Вероятно, И. принадлежал к ветви рода, связанной с Галицкой Русью . И. получил образование в одной из братских школ или в Острожской академии. Ок. 1598 г. он принял постриг в Киево-Печерском мон-ре , настоятелем которого тогда являлся архим. Елисей (Плетенецкий) . И. «неисходно» прожил в обители 16 лет, состоя блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, где под его началом подвизались 12 монахов. В 1612 г. кн. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал грамоту игумену Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря Афанасию и «отцу Исайе Печерскому» с разрешением строить мон-ри в его заднепровских владениях. В 1614 г. основатель и настоятель находившегося во владениях кн. Михаила Вишневецкого Густынского во имя Св. Троицы мон-ря (ныне в с. Густынь Черниговской обл., Украина) игум. Иоасаф Святогорец в связи с ухудшением здоровья пригласил И. в монастырь в качестве преемника, и тот начал строить в обители ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, кельи и др. здания. Вскоре игум. Иоасаф поправился, И. вернулся в Киев. 14 окт. 1615 г. Анна Гулевичевна Лозкина пожертвовала свой дом в Киеве для устройства там правосл. мон-ря и школы и передала его в ведение И. Приняв этот дар, православные образовали Киевское братство , которое должно было опекать учрежденные по воле Анны Гулевичевны киевский Братский в честь Богоявления мон-рь и братскую школу. И. стал старшим иеромонахом Братского мон-ря и старшим братчиком.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество Содержание Предисловие Часть первая. Жизнь дома и в школе Глава 1. Родина старца Паисия Величковского Глава 2. Происхождение старца Паисия. Детские годы в родной семье. Поступление в киевскую академию. Порядки академической жизни Глава 3. Жизнь Петра Величковского в Киевской академии. Возрастающее влечение к монашеству. Неудачная попытка поступить в Китаевский скит. Объяснение с префектом академии. Последнее свидание с матерью. Бегство от мира Часть вторая. Годы странничества – в поисках духовного руководства Глава 1. Начало странствования. Прибытие в Чернигов. Жизнь в Любечском монастыре. Первое искушение. Бегство в правобережную Украину Глава 2. Странствование по правобережной Украине Чернобыль. Ржищев. Повесть о замученном униатами православном дьячке. Пустынник Исихий. Пребывание в медведовском монастыре. Пострижение Петра в рясофор. Притеснение от униатов. Уход в Киево-Печерскую лавру Глава 3. Пребывание в Киево-Печерской лавре. Повесть о том, что было с матерью Платона по уходе сына из Полтавы. Замечательные лаврские подвижники. Предсказание одного из них об уходе Платона из лавры. Неожиданное исполнение этого предсказания Глава 4. Бегство из Киево-Печерской лавры за границу. Неожиданные встречи и препятствия на пути. Платон в матронинской обители. Встреча с иеросхимонахом Михаилом. Платон уходит в Молдовлахию Глава 5. Молдовлахийское монашество в XVIII веке. Жизнь Платона в Трейстенах. Неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом Платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. Беседы о. Михаила с братией. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает Трейстены и уходит с Онуфрием в скит Кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон Часть третья. Уединенная жизнь старца Паисия на Афоне и начало общежительного братства Глава 1. Переселение Платона на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Общий вид Киевской духовной академии 1903 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  25 декабря 2015 г. 12:40 Киевские духовные школы: четыре столетия служения Церкви В 2015 году Украинская Православная Церковь широко отмечала 400-летие Киевских духовных школ. Самобытная образовательная традиция, начало которой было положено в Киеве, оказала огромное влияние на развитие Православия не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых не мало прославленных в лике святых. XVII век Родоначальницей киевской духов¬но-образовательной традиции является Братская школа, открытая в Киеве в 1615 году. Ее создание стало возможным благодаря состоятельной аристократке Галшке (Елизавете) Гулевичевне-Лозкиной. 14 октября 1615 года она подписала грамоту о передаче участка земли на Подоле со всеми на нем строениями и доходами «правоверным христианом народу российского, в поветех воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского» для основания здесь монастыря и открытия школы для детей из всех сословий. Уже на следующий день в бывшей усадьбе Галшки Гулевичевны поселился иеромонах Исаия (Копинский; впоследствии — киевский митрополит), который создал здесь Богоявленский братский монастырь и школу.  С 1620 года главным жертвователем и покровителем братства стал гетман Петр Сагайдачный, вступивший в него вместе со всем Войском Запорожским. Весной того же года иерусалимский Патриарх Феофан, восстановивший православную иерархию в Киевской митрополии, проживал именно в Братском монастыре. С той поры киевская школа становится важнейшим православным учебным заведением в Речи Посполитой.  В 1631 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр Могила открыл в Киеве еще одну школу. Она расположилась в Троицком больничном монастыре на территории лавры. Для преподавания сюда были приглашены наставники Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов). Открытие в Киеве еще одной школы повлекло за собой конфликт c Киевским братством. 30 декабря 1631 года, чтобы его уладить, архимандрит Петр согла¬сился на объединение Братской и печерской школ. Местом пребывания объединенной школы был определен Братский монастырь. Отныне школу стали называть коллегией. Архимандрит Петр Могила получил статус главного братчика и покровителя коллегии. Основной упор в Киевской коллегии делался на изучение латинского и польского языков, которые рассматривались как средство интеграции православных студентов в мир европейкой науки и культуры, а также в общественную жизнь Речи Посполитой. 

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Иоанн (Пашин) , епископ Рыльский, викарий Курской епархии Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами. В 1890 году Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 году приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию. В 1901 году Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 года он был рукоположен во диакона, а 22 октября – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 года протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место настоятелем Никольской церкви был назначен отец Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Стараниями отца Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 года верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицей мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 году, празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся. В 1909 году отец Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения здесь он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке, помещение для которой было предоставлено помещиком Н.И. Демидовым, он же взял на себя расходы по отоплению и освещению школы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2008 18 мин., 19.04.2008 1-я страница обложки – портрет диктора телевидения, широко известного ведущего главных концертных программ страны Владимира Березина (фото Владимира Ештокина). Пролог: (на заставке – фото Александра Шурлакова) М. Ю. Лермонтов . Ангел . Стихотворение, 1831 г. («По небу полуночи ангел летел…»)//Фома. - – апрель 2008. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Грани : Владимир Легойда , главный редактор журнала «Фома». Эра равнодушия . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2008. – С.4. – (рубрика « Грани »). Колонка главного редактора, тема которой – эра равнодушия, пришедшая на смену царившей в 90-е годы эре недоверия. «Равнодушие распространяется незаметно, почти как радиация – без цвета, вкуса и запаха. Быстро и насмерть… Потому мы имеем то, что имеем: толерантное равнодушие детей при политкорректной апатии взрослых…». Вопрос номер один: (на заставке фото Владимира Ештокина) Почему молодежь (не) идет в Церковь? //Фома. – – апрель 2008. – С.5-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос ответили: Архимандрит Иона ( Черепанов ), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, заместитель Главы Синодального отдела по делам молодежи УПЦ, главный редактор молодежного журнала «Отрок.иа», Киев, Украина. Фото из архива автора. Без видимой причины . – С.6; Иван Демидов , академик Академии российского телевидения, Москва. Фото из архива журнала «Фома». Не идут – когда душа ленится . – С.6; Екатерина Юдина , инструктор детской общественной организации «Братство Православных Следопытов», Москва. Фото из архива автора. Как можно оттолкнуть от Церкви . – С.6; Виталий Койсин , научный сотрудник Левенского университета, Ливен, Бельгия. Фото из архива автора. Любовь против объективных причин . – С.6-7; Тутта Ларсен , телеведущая, Москва. Фото ИТАР-ТАСС. Церковь – не голливудское кино . – С.7; Женя Глюкк , ведущий программы «Русский рок» на «Радио Рокс», музыкант, писатель, Санкт-Петербург. Фото из архива автора. Перестаньте пугаться! – С.7;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2010 19 мин., 19.04.2010   1-я страница обложки – портрет прославленного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона Владислава Третьяка (фото Владимира Ештокина). См. рубрику: «Интервью номера» (С.8-11).   Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина)   Протоирей Леонид Грилихес. Пасхальная проповедь. Стихотворение//Фома. - (84) – апрель 2010. – С.2. – (рубрика «Пролог»).   Содержание : С. 3.   Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Пасха для всех, или О вере для воцерковленных и невоцерковленных . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Белый ангел. Фрагмент фрески Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.//Фома. - – апрель 2010. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог» ). публикация//Фома. Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.6-7.   Вопрос номера: Светлые дни Пасхи. Что нужно обязательно сделать в это время? //Фома. - – апрель 2010. – С.6-7. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос ответили:   Борис Корчевников , журналист, актер. Дать возможность Богу что - Фото Владимира Ештокина. – С.6;   Иван Семенов , обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести», Москва. Прикоснуться к тайне Великой Субботы . Фото Сергея Тетерина. – С.6;   Максим Костенко , координатор проектов Братства преподобного Иона Киевского (волонтерское движение «Молодость неравнодушна»), Киев. Стать участником Его дел . Фото из архива автора. – С.6;   Анна Бычкова , руководитель международного молодежного центра «Диалог будущего», член Императорского Православного Палестинского Общества, Москва. Окунуться в жизнь православных арабов . Фото из архива автора. – С.7;   Елена Ваенга , певица, актриса, композитор, автор песен, Санкт-Петербург. Разделить свою радость со всеми . PhotoXpress. – С.7;   Марина Кравцова , руководитель социальных мастерских для инвалидов, кандидат психологических наук, Минск. Совершить чудо . Фото из архива автора. – С.7.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом. В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион. В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф. В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской. В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года. В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому. В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го. В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию. В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3409...

Феофил Иванович (5.08.1865, с. Васильевка Хорольского у. Полтавской губ.- 23.01.1944, Харьков), лидер лубенского раскола - одного из направлений в укр. автокефалистском движении. Род. в семье священника. 15 авг. 1880 г. окончил Лубенское ДУ, в 1886 г. Полтавскую ДС, служил учителем в родном селе. В 1887 г. Полтавским и Переяславским еп. Иларионом (Юшеновым) рукоположен во священника к Никольской церкви мест. Маячка Кобелякского у. Проявил себя деятельным пастырем: при Б. были выстроены дома для причта, открыты 2 церковноприходские школы, читальня, культурная чайная, просветительское братство. С 1900 г. 2-й священник Всехсвятской кладбищенской ц. в Полтаве, одновременно преподавал Закон Божий в Полтавском епархиальном и Кобыжченском земском начальном уч-щах. В мае 1908 г. избран в совет Макариевского епархиального братства, в мае следующего года награжден орденом св. Анны 3-й степени. За годы служения в Полтаве стал известен как украинофил. На Полтавском епархиальном съезде (3-6 мая 1917) по докладу Б. была принята резолюция, представлявшая собой программу переустройства Церкви на Украине на национальных началах, к-рая предполагала введение укр. языка в богослужение, возрождение в богослужебной практике специфически укр. чинопоследований и обычаев, строительство храмов в национальном стиле, украинизацию духовных школ, запрет на поставление великороссов на укр. кафедры и т. д. Съезд также постановил войти в сношение с др. епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. На съезде Б. был избран делегатом на Всеукраинский церковный собор в Киеве (1918), а также председателем постоянного совета при Полтавском епископе (впосл. епархиальное управление), заменившего консисторию в ходе послереволюционных преобразований. Вместе с тем, испытав на себе значительное влияние Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) , Б. призывал к проведению украинизации в соответствии с канонами правосл. Церкви. Архиеп. Парфений и Б. резко отрицательно отнеслись к Киевскому собору 1921 г., положившему начало Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и ее неканонической иерархии самосвятов-липковцев (последователей В. Липковского ).

http://pravenc.ru/text/153631.html

Юлия Балакшина Данная публикация продолжает материал Юлии Балакшиной о движении 32-х петербургских священников за церковное обновление в начале ХХ века. Константин Маркович Аггеев родился 28 мая 1868 года в с. Лутово Богородицкого уезда Тульской губ. в крестьянской семье. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, открывавшее ему дорогу в семинарию. По окончании курса наук в Тульской Духовной семинарии в 1887 г. он в течение года исполнял должность надзирателя Ефремовского духовного училища, а затем для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. Поскольку материальное благосостояние семьи к этому времени сильно ухудшилось из-за психического заболевания отца, Константин Маркович был принят в академию на содержание Богоявленского братства для вспомоществования нуждающимся студентам. Друзьями и товарищами Константина Аггеева со времен учебы в Тульской семинарии были Петр Кудрявцев, будущий профессор КДА по кафедре истории философии, первый председатель Киевского РФО, и Василий Георгиевский , впоследствии митрополит Евлогий, экзарх русских церквей в Западной Европе. Сохранились воспоминания П.П. Кудрявцева о детских и юношеских годах Константина Аггеева . Повествуя о первых шагах своего друга «на поприще самостоятельной общественной деятельности» в качестве смотрителя Ефремовского духовного училища, Кудрявцев вспоминал, что уже в это время «его натура, цельная и непосредственная, выразилась вся целиком». Основными чертами «натуры» Аггеева он считал: «цельность и непосредственность всех его действий», «органическую неспособность к деланному движению или изысканному слову, к позе и фразе», «доверие и ощущение своего внутреннего человека», «богатый запас внутренней энергии», которая искала реализации в деле, в игре, в борьбе. Летние месяцы, свободные от занятий в Академии, Константин Аггеев проводил в селе Великое Староселье в качестве репетитора сына свящ. Иоанна Чернявского. Летом 1892 года он сделал предложение младшей дочери о. Иоанна Марии Ивановне Чернявской, которая и стала его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июля 2017 года 26 июля, 2017. Новостная служба 26 июля 2017 года на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Ж У Р Н А Л 16 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о многочисленных обращениях верующих Украинской Православной Церкви по поводу биометрических паспортов. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к Президенту Украины П.А. Порошенко, Премьер-министру Украины В.Б. Гройсману и Председателю Верховной Рады Украины А.В. Парубию по поводу биометрических паспортов. Ж У Р Н А Л 17 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – ИМЕЛИ РАССУЖДЕНИЕ о праздновании в 2018 году на общецерковном уровне 100-летия со дня мученической кончины священномученика Владимира, митрополита Киевского и 30-летия возрождения монашеской жизни в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. ПОСТАНОВИЛИ: Ж У Р Н А Л 18 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о требованиях Налогового кодекса Украины в части неприбыльности религиозных организаций путем внесения соответствующих пунктов Налогового кодекса в свои учредительные документы. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить внести изменения и дополнения и провести регистрацию в новой редакции уставов Синодальных отделов (миссий), Епархиальных управлений, монастырей, духовных учебных заведений, братств Украинской Православной Церкви в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины относительно неприбыльности религиозных организаций.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010