Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

В 1657 г. царь Алексей Михайлович вернулся из Ливонского похода, где военная операция против Литвы прошла не совсем успешно для русской армии, и мрачное настроение государя усугубили вести от бояр, что Никон растрачивает государственную казну на строительство монастырей, содержание братии, тогда как эти деньги с успехом могли пойти на военную кампанию против Литвы и укрепление обороноспособности государства. Отношения царя и патриарха ухудшились. Кроме того, докладывали, что патриарх портит чистоту веры, смущает народ исправлением богослужебных книг и т.п. Касаясь вопроса реформ Стоглавого Собора, следует сказать, что этот Собор проходил в 1551 г. под председательством митрополита Макария, где присутствовал и царь Иоанн Грозный. Было рассмотрено 37 вопросов, касающихся разных сторон церковной жизни. В ста главах были изложены основные вероучительные, обрядовые и др. вопросы, откуда Собор и получил название «Стоглавый». Поскольку не было глубокого соответствия богослужебных текстов и текстов Священного Писания с греческими первоисточниками, при переписывании книг также вкрадывались ошибки, а нередко из-за утраты рукописи текст восстанавливался местами по памяти, появились искажения, добавления, поправки. Со временем в разных монастырях, епархиях, приходах служба существенно искажалась, появились разночтения в богослужебной практике Церкви. Чтобы все привести к общему знаменателю, патриарх Никон учреждает под Москвой ученое братство, которое разбирает греческие первоисточники, направляет от Киевской Академии в Грецию ряд образованных монахов во главе с Арсением Сухановым и, наконец, в 1654 г. собирает Архиерейский Собор, где была признана необходимость исправления богослужебных книг. Коломенский архиепископ Павел был единственным иерархом, отказавшимся подписать акт Собора. Уже в 1656 г. очередной Собор, на котором присутствовали два патриарха Сербский и Антиохийский, подтвердил законность Собора 1654 г. и постановил: новоисправленные книги исправлять по всем церквам, а старые – сжигать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Глава 5. Молитвы почитаемых русских подвижников Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Б предыдущих главах речь шла об исправлениях и переводах текстов, предназначенных для общественного богослужения. Другим источником информации о языковой норме эпохи будут вновь составленные богослужебные тексты. Эти тексты, в свою очередь, можно разделить на предназначенные для общественного богослужения и для келейного употребления. Благодаря цензорам и типографским справщикам, тексты, предназначенные для общественного богослужения (службы и акафисты), ориентированы на определенную грамматическую норму. В отличие от новосоставленных служб и акафистов, келейные молитвы не подлежали духовной цензуре, потому что они создавались не для того, чтобы быть напечатанными. Келейные молитвы в принципе не должны были получать широкого распространения. Как правило, они составлялись для собственного употребления или для духовных чад. Исключение составляли молитвы, написанные наиболее почитаемыми старцами и подвижниками. Эти молитвы нередко попадали в печать и становились известными широкому кругу лиц. Так, например, Молитва Парфения Киевского или Молитва преподобных отцев и старцев оптинских к концу XX века стали общеупотребительными. Общей особенностью подобных текстов является то, что они издавались, как правило, после смерти автора и входили в состав дневников, частных писем и других подобных сборников. Характерно, что тексты этих молитв не воспринимаются читателями как особый тип литургической письменности. Промежуточное положения занимают молитвы, употребляемые за общественным богослужением в пределах более или менее замкнутых объединений, братств и т.д. Свящ. Николай Балашов среди авторов подобных молитвословий называет прот. А. В. Рождественского и членов основанного Н.Н. Не-плюевым Крестовоздвиженского братства (Балашов 1997, с. 330–332). Очевидно, что были и другие опыты. 5.1. Издания молитв русских подвижников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Епископ Обуховский Иона ЖМП 3 март 2013 /  15 марта 2013 г. 10:00 Епископ Обуховский Иона: Полюбить прихожан как своих детей Церковная жизнь являет нам примеры дружных, крепких приходов. Викарий Киевской митрополии епископ Обуховский Иона (Черепанов) уже почти 15 лет является ­наместником одного из самых известных в Киеве монастырей. ­Славится Свято-Троицкая Ионинская обитель монолитным приходом, в котором выросло не одно поколение христиан. «Всё в руках настоятеля, — уверен епископ Иона, — надо захотеть стать ­настоящим отцом для своих прихожан и полюбить их как собственных детей». Для этого необходимы усилия и труд, ведь дети, как известно, бывают разные. Вовлеченные в совместную социальную работу молодые прихожане Ионинского монастыря более семи лет назад создали Братство преподобного Ионы Киевского. Теперь уже на всеукраинском уровне они продолжают развивать волонтерскую деятельность в рамках движения «Молодость неравнодушна» под руководством владыки, который уже два года возглавляет Синодальный ­отдел Украинской Православной Церкви по делам молодежи. От чего зависит, будет ли приход дружным, и какая в этом роль настоятеля и прихожан — делится опытом епископ Иона. — Ваше Преосвященство, об Ионинском монастыре сами прихожане говорят, что у вас царит доброжелательная атмосфера, но вместе с тем — дисциплина и порядок. Как удается это совмещать? — Приходят на ум слова профессора Преображенского доктору Борменталю о том, что единственно возможный способ воздействия на живые существа — это ласка. Идея мне очень близкая и, к сожалению, подзабытая сегодня. Наш современник знаменитый старец Иосиф Афонский в своих посланиях писал: «Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью» (Изложение монашеского опыта. ТСЛ, 1998). Мне кажется, что порядок в храме может быть достигнут только тогда, когда пастырь будет воспринимать себя не человеком, осуществляющим высокую духовную миссию, а отцом семейства. Ведь мы единая семья во Христе, мы все живем одними чаяниями — «жизни будущего века». Священник должен стремиться к тому, чтобы быть отцом для своей паствы. Дети бывают послушные, покладистые, которым вообще не нужно ничего говорить, они поступают, вдохновляясь примером родителей. Есть такие, которые живут будто сами по себе, пытаются самовольничать, особенно это касается переходного возраста. Есть дети, укоренившиеся в каких-то пагубных привычках, например, если у родителей не было времени ими заниматься. Часто они достигают такой степени распущенности, что направить их в какие-то определенные рамки уже довольно сложно. Есть дети, которые ведут себя неправильно в силу того, что не знают, как нужно поступать. Когда они сталкиваются с какими-то непредвиденными ситуациями, то делают ошибки не злонамеренно, не из вредности, а просто по незнанию.

http://e-vestnik.ru/church/polyubit_prih...

Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту православных святынь Сергей Демидов о том, как в Киево-Печерской лавре провели 14 октября – день, когда радикалы намеревались напасть на обитель 17.10.2018 878 14 октября на воскресное праздничное Богослужение в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах собрались тысячи верующих. Как известно, они это сделали по призыву Священноначалия Украинской Православной Церкви (УПЦ) в связи с новыми угрозами захвата радикалами и раскольниками главных Святынь нашей Церкви после антиканонических решений Синода Константинопольского Патриархата (КП-ля) по Украине. После Божественной Литургии вокруг Киево-Печерской Лавры состоялся Крестный ход, который, как и 7 октября и 13 октября вечером, организовал Союз Православных братств Украины. Несколько сот верующих, среди которых было немало приезжих из других регионов Украины, обошли Святыню с молитвенными остановками возле верхнего и нижнего входов в Лавру. Завершился Крестный ход возле Успенского собора Лавры после трехкратного его обхода верующими. В 17 часов в Лавре состоялись молитвенные стояния, во время которых были прочитаны акафисты в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возле Успенского собора его читал Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел, а перед входом в Лавру со стороны экономических ворот - Управделами УПЦ митрополит Антоний. Перед началом чтения владыка Антоний рассказал верующим о церковной ситуации, которая сложилась на Украине после беспрецедентных антиканонических действий КП-ля. На последнем своем Синоде он легализовал украинских раскольников, а также отменил решение своих предшественников по передаче Киевской Митрополии Русской Православной Церкви в 1686 году. По молитвам верующих УПЦ, а также в результате решительных действий украинских силовиков, которых немало собралось возле Киево-Печерской Лавры, радикальные националисты, проводившие свое шествие в честь УПА по центральным улицам Киева, так и не появились возле Православной Святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог 26.11.2019 776 Время на чтение 23 минут Часть первая Часть вторая В октябре – ноябре 1869 года Митрополит Михаил посетил северо-западную и крайнюю западную области Российской Империи. Политической кульминацией завершающего этапа пребывания Владыки в России была, конечно, встреча с Императором Александром II , в то время как культурная и духовная кульминация, на наш взгляд, пришлась на дни пребывания Владыки в Остроге на Волыни, в учреждениях Кирилло-Мефодиевского братства графини Антонины Дмитриевны Блудовой. Вместе с тем, связующими звеньями в череде паломничеств Владыки стали Славянские комитеты – его пребывание в Одессе послужило консолидации местных славянских (и славянофильских) общественных сил, логическим продолжением которой стало учреждение Славянского общества Свв. Кирилла и Мефодия; его диалог с М.П. Погодиным в Киеве происходил в дни подготовки к учреждению Киевского отдела Славянского комитета; Первосвятителя Сербии радушно принимали в Московском Славянском Комитете и его Санкт-Петербургском отделении. В этом смысле, пребывание Митрополита Михаила в России было результатом Славянского съезда 1867 года, организованного московскими и петербургскими славянофилами (о связи событий 1867 и 1869 гг. упоминал, как увидим ниже, Т.И. Филиппов) – к сожалению, в отечественной историографии эти два события (визит Митрополита и Славянский съезд), как правило, не рассматриваются в едином контексте, что искажает картину развития славянофильского движения и межславянских отношений. В предлагаемой вниманию читателей серии статей упомянутая ошибка нами выявлена и, по мере сил, исправлена. Кроме того, мы постарались, по возможности, подробно восстановить путь Владыки по землям, где проходил водораздел православной и католической цивилизаций, мира славяно-византийского и мира римско-немецкого. Водораздел, столь хорошо знакомый Владыке на Балканах.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Расколоучитель Варфоломей (Архондонис) пересек границу Церкви По поводу хамского письма Константинопольского патриарха Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию 07.12.2018 1930 Время на чтение 6 минут Патриарх Варфоломей направил Блаженнейшему Киевскому митрополиту Онуфрию письмо, в котором призывает его выдвинуть свою кандидатуру на пост главы нового малороссийского раскола на «разбойничьем соборе» 15 декабря, а если он не примет участия в сборище, стало быть, будет никем. Расколоучитель Варфоломей в этом скандальном письме лжет об истории воссоединения Русской Церкви 1686 года так, что его может опровергнуть любой школьник. Воссоединение Русской Церкви, переход Киевской и Малой России митрополии в Московский Патриархат были абсолютно каноничны, соборны, а потому неотменяемы. Патриарх Дионисий Четвертый не просто дал грамоту Русскому Патриарху, но она соборно была утверждена восточными Патриархами. Фанар сознательно фальсифицирует историю, изменяя титул Московских, Великой, Малой и Белой России Патриархов на никогда не существовавший титул «патриархов Московии». Мы, русские, помним, что православные ромеи взрастили Москву как преемницу падающей Византийской империи. Патриарх Варфоломей предает наследие великих Константинопольских Патриархов прошлого, поддерживавших Москву, добивавшихся воссоединения мало- и белорусских земель с взращенной Византией Московской Русью. Из Москвы выращивали преемника Ромейской Империи: Филофей Коккин, Иеремия Второй (давший Москве статус Третьего Рима), его помощник св. епископ Арсений (Элласонский), чьи мощи пребывают в Суздале, заставлявший Львовские православные братства подчиняться Москве, св. Афанасий Сидящий, требовавший у царя Алексея Михайловича присоединить Малороссию к России и намеревавшийся Московским Патриархам дать Вселенский титул, Дионисий Четвертый, передавший Мало- и Белорусскую митрополию Московскому Патриархату. Патриарх Варфоломей - это наследник униата патриарха Григория Маммы, разорвавшего единство Русской Церкви для уничтожения Православия и для этого поставившего в Киев вопреки канонам униата Григория Болгарина. Но даже искусственно отделенная униатом Маммой западнорусская митрополия никогда не считала себя « Украинс кой Церковью», но только Русской. Великие Константинопольские Патриархи Иеремия Второй, Афанасий Сидящий и Дионисий Четвертый ликвидировали униатское наследие Григория Маммы, в противовес унии создали Московский Патриархат, включивший Великую, Малую и Белую Россию, всю территорию Третьего Рима и всех Северных Земель, и в 1686-87 году воссоединили Русскую Православную Церковь, законно вернув ей Киевскую и Малой России митрополию.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/07/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эти книги портят духовный климат в Церкви Тревоги прихожанина Валерия Скрипко, познакомившегося с книгами И.Т. Лапкина, прот. Георгия Митрофанова 25.12.2018 1541 Время на чтение 4 минуты Недавно Русская Народная Линия вступилась за автора замечательной книги «Несвятые святые» митрополита Тихона, которого подверг критике либеральный священник Илья . Спешу сообщить родной РНЛ, что духовный климат в нашей Русской Православной Церкви гораздо сложней, чем кажется. Я столкнулся с этим реально, когда познакомился с некоторыми новыми книгами, которые пришли в библиотеку нашего собора. В начале этого года - это была книга миссионера и проповедника из Барнаула И.Т. Лапкина «К истинному православию». Меня, как читателя, сразу насторожил уже тон предисловия. Автор заявляет, что собирал материал этой книги сорок лет. «Сравнивая полученное со Священным писанием, приходится сделать заключение, что то, что сегодня называется православием, практически не имеет обоснования на страницах Библии. Создана совершенно новая религия. Возврат к первоисточнику возможен для тех, кто еще жив, если есть покаяние за отступления от Библии». Прочитав книгу И.Т. Лапкина, невольно думаешь: скорее всего, он сам претендует на создание какой-то «новой религии». В её основе – нетерпимость ко всему, что делает в наши дни Русская Православная Церковь! Игнатий Тихонович борется за «истинное православие» - если так можно выразиться, не совсем православными методами. Я написал критические заметки на эту статью. На все мои попытки их опубликовать - православные издания отвечали глухим молчанием! Даже те, кто ранее публиковал мои статьи. И вот новое поступление: в 2018-м году издательство «Эксмо» издаёт книгу архимандрита Спиридона (Кислякова) «Исповедь священника перед церковью», того самого, который сто лет назад возглавил Киевское сектантское «братство». Для каких же целей издаёт? - спросите вы. Наверное, чтобы и в наше время росло число сектантских «братств» и слабела наша родная РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/25/et...

Издаваемые проповеднические труды представляют плод посильного служения моего Церкви живым словом на различных поприщах деятельности – в бытность Ректором Московской Духовной Академии, Архипастырем Псковской и Новгородской Епархии, а также Председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, Председателем V Отдела Предсоборного Присутствия, Председателем Первого Противоалкогольного Съезда и Членом Государственного Совета. Настоящее издание, рассчитанное на три тома, не является полным собранием моих проповеднических трудов. Сопровождая словом назидания почти каждое богослужение и те или иные события церковно-общественной жизни, в которых приходилось быть непосредственным участником и которые требовали отклика, автор не всегда имел возможность воспроизвести затем сказанное. И из печатного материала иное – трудно было разыскать, иное имеет слишком частный или местный характер. Вошедшие в состав этого издания проповеди печатались преимущественно в следующих органах духовной периодической печати: в «Богословском Вестнике», «Трудах Киевской Духовной Академии», «Церковных Ведомостях», в Псковских, Новгородских Епархиальных Ведомостях и др., и только немногие печатаются теперь впервые, будучи воспроизведены по конспективным записям. При указанной выше неполноте предлагаемого здесь проповеднического материала нет, конечно, необходимости в соблюдении хронологического порядка в расположении его, и представляется более целесообразным расположить отдельные слова и речи по внутренней связи их содержания. Настоящее издание жертвуется мною в пользу Новгородского Братства Св. Софии. Арсений, Архиепископ Новгородский. 1 января 1914 года. Речь, произнесенная при наречении во Епископа Волоколамского 25 февраля 1899 года О цели святительского служения Богомудрые отцы и архипастыри! Высокие служения – особенно в дому Божием, в Церкви Бога жива ( 1Тим. 3:15 ) – даже самых великих, истинных избранников Божиих всегда больше устрашали и смущали своею трудностью и ответственностью, чем привлекали к себе величием и высотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010