Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/82453.html

57 Данные приводятся по изданию Парфентьев Н. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII веков. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки (109, 8). 59 Возможно, что понятие столповой роспев, означает также главный основной роспев, учитывая что столп переводится с греческого как памятный знак, стела, опора. 60 Во второй половине XV века в певческих азбуках перечислениях появилось название – Имена знамению столповому. 61 См. Кручинина А. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века (76, 48). Печенкин Г. Строчник знаменный обиходный. Утренние припевы (112, 90). Пожидаева Г. Певческие традиции Древней Руси (115, 66). Шабалин Д. Древнерусская музыкальная энциклопедия (170, 442–443). 63 Термин тонема был введен Б. Карастояновым для обозначения кратчайшей единицы распева, представляющей собой не отдельно взятый звук мелодии, а интонационный ход как материал для построения попевки (62). 65 О значении иазванных конечных оборотов в формообразовании песнопении и ладовой системе гласа см Алексеева г. Византииско-русская певческая палеофафия 203–208]. 66 Примеры использования попевок приводятся по печатной книге Октаи поморской старообрядческой традиции. 67 Особенностью кулизмы средней является ее присутствие во всех восьми гласах с одинаковым графическим изображением ядра но с различным мелодико-ритмическим рисунком. В первом гласе наряду с кулизмой средней встречается ее разновидность – кулизма скамеиная (см пример 1). 68 По словам прот. В. Металова подобная цикличность обусловлена законом рифмования гласовых попевок 43]. 69 Приведем толкование этой стихиры данное в Настольной книге свяшеннослужителя 476–477] Для готовящихся к встрече праздника Рождества Христова особенное значение имеет четвертая стихира обращенная непосредственно к нашей душе Что Тебе принесем Христе яко явился еси на земли яко человек нас ради? – спрашивает человек у Господа и вместе с тем у своеи собственной души «Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит ангели – пение небеса – звезду волсви – дары пастырие – чудо земля – вертеп пустыня – ясли Что же принесем мы взирая на это многообразие даров приносимых Господу благодарным творением? Изумителен ответ даваемый святым песнописцем «Мы же – Матерь Деву».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Рождественский Фестиваль древнерусской музыки впервые пройдет в Санкт-Петербурге с 19 по 24 января. «Праздник музыки родился благодаря идее собрать всех исполнителей русского традиционного пения в Санкт-Петербурге», — сообщила «Воде живой» куратор проекта Екатерина Матвеева. Одним из главных событий фестиваля станет премьера 19 января «Пещного действа» — богослужебного чина, раскрывающего историю трех отроков в пещи, впервые реконструированного ансамблем древнерусской музыки «Сирин». В этом году коллективу по руководством Андрея Котова исполняется 20 лет — это старейший и самый известный ансамбль древнерусской музыки в России. Его приезд в северную столицу ознаменуется также Рождественским концертом на подворье Оптиной пустыни (набережная Лейтенанта Шмидта,27). С другой стороной древнерусской музыки — традиционным исполнением духовных стихов — можно будет познакомиться на концерте 20 января в Народном православном университете на Литейном проспекте, 42. Там выступят исполнители из Москвы и Санкт-Петербурга — солисты, фольклорные ансамбли, церковные хоры. Богослужебная музыка будет представлена там же концертом 22 января «Знаменный роспев: богослужебное пение и чтение» с участием старообрядческих и единоверческих общин, а также всех коллективов, исполняющих знаменный роспев по невменной (крюковой) нотации. Впервые в Санкт-Петербурге 24 января пройдет сольный концерт Андрея Котова — одного из самых потрясающих исполнителей духовных стихов в России, создателя и бессменного художественного руководителя ансамбля «Сирин», певца, фольклориста и хормейстера, долгие годы изучающего аутентичное исполнение русской средневековой и народной музыки. Концерт, закрывающий программу фестиваля, состоится в клубе «Place» на улице Маршала Говорова, 47. В рамках фестиваля пройдут мастер-классы по древнерусской музыке и детский Рождественский праздник Контакты — Екатерина Матвеева 8(921) 320 10 79. pochtaekaterine@gmail.com «Вода живая», 17.01.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-01-17/1...

1, л. 1. Τ κυριακ πρτη την το Τελνου κα το Φαρισαου τν παραβολν ψλλει το Χριτο κκλησα. Μ προσευξμεϑα φαρισακς δελφοι... 2, л. 4. Τ δευτρα κυριακ το στου τν παραβολν ψλλει το Χριστο κκλησα. 3, л. 7 об. Τ παρασκευ σπρας ψλλονται σν τος λλοις κα τατα. 3, л. 9 об. Τ τρτη κυριακ τν νμνησιν τς δευτρας παρουσας το Κυρου... 4, л. 12 об. Τ παρασκευ τς Τυρινς τν μνμην πντων τν σων. 5, л. 14. Τ ε» κυριακ τς Τυρινς τν ξωραν το δμ ψλλει το Χριστο κκλησα. 6, л. 19. Τ πρτη κυριακ τν γων νηστιν. 7, л. 21 об. Τ δευτρα κυριακ τν νηστιν ψλλονται τατα το Γρηγορου το κα Παλαμ. 8, л. 23. Τη γ’ κυριακ τν γων νηστιν ψλλονται κα ταστα το τμιου Σταυροσ. 9, л. 27 об. Τ δ» κυριακ τν γων νηστειν ψλλονται κα τατα το γιου ωννου το Κλμακος. 10, л. 29. Τ πμπτη κυριακ τν νηστειν ψλλονται κα τατα τς σας μρτυρος μν Μαρας. 11, л. 33. Τ κυριακ τν Βαων ψλλονται κα τατα. 12, л. 35. Τ πμπτη σπρας ψλλονται τατα: συναχϑντωτ μν ν τ εκκλησα, κα ελογοντος το ιερως, ρχεται προεστς λγειν τα ουνϑη» μετ δε τατα ψλλει πρτος χρος. 13, л. 54. Αρχ τν ρν τν γων παϑν το Κυρου. 14, л. 60. Τ για κα μεγλη παρασκευ σπρας. 15, л. 64. Ες τος ανους το μεγλου σαββτου. 16, л. 66. Τ γω κα μεγλω σαββτω σπρας. После вечерних стихир великой Субботы (Σμερον αδης στνων βοα χατεπϑη μου τ χρτος) следует 5 листов нот без подписи текста. В начале книги вставлена тетрадь листа], мелкого почерка XVII века, – отрывок из Логики. [На листе, приклеенном к переплету, почерком начала XVIII века, тою же рукою, что и на предыдущих рукописях, написано: «Книга певческая греческая (зачеркнуто: на крюках) Триодь постная и в великий Пяток Страсти Господни на роспев»·. Позднейшая помета: «М. Стихиры греческия с нотами, начинающиися от первого воскресения недели Мытаря и Фарисея»]. XIII (по старому каталогу 207, по новому 7) . Содержит Нотный Стихирарь . Писан на бомбицине, правильным, тщательным и довольно крупным почерком (XII) XIV века, на 39-ти тетрадях и 2-х листах. Каждая тетрадь содержит ровно по 8-ми листов, исключая 5-й и 6-й, в которых по одному листу утрачено, поэтому всего в рукописи 312 листов. Заглавия, со множеством аббревиатюр, и начальные литтеры, писаны киноварью, от времени пожелтевшею. На первой странице и в начале главных отделов видны фигурные заставки. Начинается 1-м числом Сентября; содержит стихиры, большею частию славные, на следующие праздники:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Исследования по истории церковного пения, об церковном звукоряде, песнопениях, нотных книгах, мелодическом движении в знаменном роспеве. Данный труд протоиерея Иоанна Вознесенского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: О церковном пении православной греко-российской церкви./[Соч.] И. Вознесенского. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - Вып. 1-. - Рига : В типо-лит. Эрнста Платеса, 1890-./Вып. 1. Большой и малый знаменитый роспев. – 1890. – 230 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Л. 263. (@Вто. свтлы нели. пра з . прты влчца наше бца Л. 270. (@Бгорочны и ктобгорочны из мнё и из таевъ пваемы на смь глас в @). 528 (по преж. кат. 455) Обиход 898 нотный с Октоихом, в четв. долю, полууставом, 234 л., средины XVII в. Л. 1 замечено: (@проти в , новоправленыхъ книгъ@). Здесь слово «против» значит по прежнему «согласно», так как в рукописи действительно текст её б. ч. новоисправленный. – Без заглавия: Последование всенощного бдения. В последовании написано: «Благослови, душе моя, Господа», разделённое с припевами на 8 стихов; кафизма 1-ая и по кафизме слава 2-я и 3-я; «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», с самогласнами на 8 гласов, далее роспев: «помилуй мя, Боже» разделённый на строки (Слич. Чтен. Общ. любит. духовн. просв. стр. 121 и дал.) со стихирами, далее прокимны дневные, в неделю на полуношнице по каноне припевы Григория Синаита (Достойно) гласа 6-го и 5 (в 747 899 по преж. кат., Ирмологий, л. 296); «с нами Бог» на Рождество Христово, тропари на великом повечерии: (День прешед, благодарю тя, Господи и пр); «Бог Господь и явися нам» на 8 гласов, кафизма 2-я, 3-я и 17 с припевами и славами, полиелеос (хвалите имя господне); псалом: «На реках Вавилонских» написан 4 раза на разных нотах или распевах. С листа 32 до 47 величания на господские богородичны и избранным святым праздники; из Русских святых положены величания пр. Сергию и св. Петру и Февронии (Муромским); Июля 10 д. положению ризы Господней. Лист 46 оставлен белым. Л. 47 антифоны: «от юности моея», прокимны воскресны 8 гласов; слава, «молитв ради Богородицы, помилуй нас Боже, воскрес Иисус от гроба»; «величит душа моя Господа» на 9 песни, «свят Господь Бог наш» на все 8 гласов, преблагословенна еси Богородице Дево»; великое славословие, «утверди Боже» л. 51 об. (Здесь начинается так: соблюди. Господи, и помилуй благоверного царя и великого князя и благоверную царицу: (ум. 1669 г.) и патриарха имрк); стихи на молебне за достойно, л. 53 об. написано без нот (@ииское@) 900 Достойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛАГМА [греч. λλαγμα - перемена, изменение, смена], термин визант. муз. творчества, к-рый используется для указания на изменение мелодии песнопения в пределах одного гласа или с переходом в др. глас. Это изменение обозначает развитие мелодии, притом почти всегда в сочетании со сменой голосового регистра. А. обычно вводится указанием: «Другая мелодия» (μλος τερον - ср. «Ин роспев» ). А. встречаются в стихах аниксандария , «Блажен муж» , полиелея , антифонов и непорочных . Характерная запись содержится в кодексе 2-й пол. XIV в.: «Начало с Богом Святым великой вечерни хором: содержит аллагмы древние и новые различных мелургов...» (Ath. Cutl. gr. 457. Fol. 1). Еще более характерными являются примеры А. и анафоним в т. н. «полиелее Кукума» (см. Николай Кукум ) «    » (Εξομολογεσθε τ Κυρ), где чередуются разные мелодии: «Стих левый, мелос тот же, глас 1-й - анафонима правая, анафонима левая - аллагма правая, глас 2-й...» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 144v, 1453 г.). Лит.: Williams E. The Treatment of the Text in the Kalophonic Chanting of Psalm 2//Studies in Eastern Chant. Oxf., 1971. Vol. 2. P. 173-193; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 43; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 93-94. Г . Статис Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/114610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог «ИМЕНА ПОПЕВКАМ» одно из названий самого простого типа музыкально-теоретического руководства, посвященного попевкам,- «кокизника-перечисления» «ИН РОСПЕВ» в древнерусской певч. практике одно из названий мелодической версии песнопения при существовании традиционной ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ в одноголосном (монодийном) христ. богослужебном пении - мелодические фразы, предназначенные для настройки хора на исполнение гласовых песнопений ИОАСАФ ПАНТОКРАТОРСКИЙ [Агиорит] (кон. XVIII - XIX в.), мон. мон-ря Пантократорна Афоне, греч. певчий, мелург, переписчик муз. рукописей периода перехода к нотации Нового метода

http://pravenc.ru/rubrics/123242_9.html

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1743  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 43  голоса:  4.9 из  5) Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев). До конца XVII века православная церковная культура пронизывала все сферы жизни русского общества. Церковь была организующим началом не только духовной жизни, но и общественных отношений, быта русского человека. Одним из бытовых песенных жанров были “стихи покаянные”, “умилительные” или “слезные”. Мотивы бренности земного существования, подготовки к переходу в мир иной, сердечного раскаяния и умиления звучат в большинстве этих песнопений. В своих истоках покаянные стихи связаны с богослужебными песнопениями Великопостного периода, но отличаются от них более ярким и непосредственным выражением личного, индивидуального начала. Отдельные образцы таких песен встречаются уже в XVI веке, но широкое развитие этот жанр получает в XVII столетии, когда он становится одним из любимых видов домашнего пения. Покаянные стихи начинают записываться в отдельных сборниках, которые получают широкое распространение. Стилистической основой покаянных стихов остается знаменный роспев, вместе с тем мелодика их испытывает частичное воздействие народной песни и жанров светской бытовой музыки, прививающихся в это время на русской почве. В некоторых образцах духовного стиха формируется варьированная повторность куплетного типа. –:– 01:10 Стоп через Рекомендуемые аудио 8 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/vonmi-nebo-pokaya...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение». Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк. 1, 26–39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников. На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...] Изображения иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

http://pravicon.com/icon-27

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010