дух. академии» (1860–1879 гг.). 185 О пожертвованиях м. Арсения для поощрения учено – литературной деятельности киевской академии см. подробнее в нашей статье – в Трудах киев. академии, 1882, стр. 445–446. 186 Объясняя побуждения, по коим о. Филарет рекомендовал одного из наставников здешней семинарии (Ф. Г. Л.) на академическую кафедру, он в своей записке, поданной Правлению академии, писал следующее: «... между прочим, я имел в виду и пользу, какую г. Л., при своих сведениях и литературных способностях, может принести нашим академическим изданиям. Г–на Л., со стороны его службы и дарований, я знаю хорошо и близко как профессора киевской семинарии, где я был недавно ректором, и как самого добросовестного и деятельного моего бывшего помощника по изданию «Руководства для сельских пастырей». Журн. Внутр. Правл. от 24 авг. 1861 г., 2-е приложение к журналу. 187 Благодаря участию пр. Филарета, в Трудах помещены, кроме слов и речей, следующие статьи м. Арсения – 1) введение в свящ. книги ветх. завета (1873 г. и 7), 2) записка о молоканской и других сектах в тамбовской епархии (1875 г., 3) замечания на книгу варшавского ксендза Пугатицкого (1873 г., Кроме того, пр. Филарет принимал, насколько нам известно, непосредственное участие в издании сочинений высокопр. Арсения, появившихся отдельно, каковы: 1) толкованье на первые 26 псалмов, 2) изъяснение божественной литургии Он лично просматривал эти сочинения и до печатания и во время печатания их. 188 При погребении произнесено было только 7 речей, 8–я осталась не произнесенною, а 9–я была сказана на поминальной трапезе. 190 Поминки по преосв. Филарете, епископе рижском, в кишиневской духовной семинарии. Л. М. Кишинев. 1882 г. (оттиск из 8 Кишинев. Епарх. Ведом. за тот же год, изданный с портретом Л. С. Мациевичем). 192 Ворон. Еп. Вед. 1882 г., Волын. Еп. Вед. Калуж. Еп. Вед. Полг. Еп. Вед. Херс. Еп. Вед. Особенного упоминания заслуживает внимание к памяти почившего редакции Воронеж. Еп. Ведомостей, которая, напечатавши на страницах своего издания некролог пр. Филарета, присоединила от себя следующее обращение к духовенству воронежской епархии: «Редакция Епарх. Ведомостей обращается с покорнейшею просьбою к родственникам, сотоварищам и лицам вообще знакомым с высокоуважаемым преосвящ. Филаретом, епископом рижским (уроженцем воронежской епархии, воспитанником здешней семинарии) сообщить свои воспоминания о нем, поделиться с читателями Еп. Вед. своими сведениями о жизни и деятельности замечательного иерарха земли русской, доставить, может быть, у кого – либо уцелевшие письма, труды его и вообще все, что будет сообщено, редакция с благодарностью напечатает на страницах своего издания. Читать далее Источник: Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной академии/Речь, произнес. в торжеств. собр. Киев. духов. акад. 28 сент. 1882 г. Ив. Корольковым. - Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1882. - 96, XIV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

К. был учредителем и председателем (1910-1912) Киевского религиозно-философского общества (1908-1919), объединившего философов, богословов, церковных и культурных деятелей для обсуждения актуальных вопросов современности. С 1914 г. член (затем товарищ председателя) Киевского научно-философского об-ва, основанного при ун-те св. Владимира. Член Киевского религиозно-просветительского об-ва, с 1897 г. действительный член Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, член Киевского педагогического об-ва взаимопомощи (в 1902-1905 был товарищем председателя об-ва). К. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (6 мая 1901) и св. Анны 3-й степени (6 мая 1907). К., убежденный в необходимости реформирования духовной школы, возглавил левое крыло профессуры КДА, к-рое боролось за предоставление духовным академиям права на самоуправление, за реализацию принципов выборности академического руководства и свободу научного исследования. Входил в комиссию по составлению проекта временных изменений устава правосл. духовных академий (окт. 1905), на основе к-рых Синод утвердил временные правила, регламентировавшие духовно-академическую жизнь с 1905 по 1909 г., участвовал в разработке проекта нового устава правосл. духовных академий (февр. 1906). Вошел в избранную 4 апр. 1917 г. Советом КДА комиссию для составления отзыва на определение Синода от 24-27 марта 1917 г. о временных правилах для духовных академий. Был членом Комиссии делегатов от всех академий, созванной Синодом с целью пересмотра действующего устава (8 мая - 5 июля 1917); комиссия разработала проект временного устава православных духовных академий (утвержден Синодом в июле 1917). В мае 1918 г. по поручению В. В. Зеньковского , министра исповеданий правительства гетмана П. П. Скоропадского, организовал из профессоров КДА комиссию, которая выработала на основе проекта временного устава правосл. духовных академий проект временного устава КДА. Был членом созданной Советом КДА 10 сент. 1918 г. комиссии по вопросу о введении нового устава и способах применения его в академической жизни. 11 апр. 1918 г. Советом КДА делегирован на I съезд представителей высших школ Украины (14-17 апр. 1918), созванный по инициативе Совета ун-та св. Владимира для решения вопросов, связанных с правовыми и финансовыми затруднениями, которые переживали в то время высшие школы.

http://pravenc.ru/text/2462181.html

Вклад профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Палестины Источник Скачать epub pdf Статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента III курса Московской Духовной Академии Лужнова Романа посвящена вкладу профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Святой Земли. Научный руководитель: преп. свящ. Александр Тимофеев. Статья публикуется в авторской редакции. В конце XIX – начале XX века русская богословская наука находилась на весьма высоком уровне, успешно конкурируя с западной, а в некоторых областях и превосходя ее. Однако атеистические гонения, имевшие место после Октябрьской революции 1917 года, обернулись для русской церковной науки подлинной трагедией. В России, ставшей к началу прошлого века главным богословским центром православия, большевиками была сделана попытка последовательного и методичного уничтожения всякой религиозной мысли. Само определение «богословия» как области научного знания считалось недопустимым. В результате богословская наука в России на несколько десятилетий практически прекратила свое существование. Вполне естественно, что в этих условиях произошло значительное качественное отставание отечественной богословской науки от западной, и, к сожалению, сложившийся разрыв начинает преодолеваться только теперь, спустя почти столетие. В связи с этим сегодня, наряду с глубоким и систематическим изучением достижений современной западной теологии и богословских трудов представителей русской эмиграции, одной из важнейших задач является восстановление преемственности по отношению к насильственно прерванным традициям русской богословской науки и осмысление ее богатейшего наследия. Дореволюционные православные ученые заложили тот прочный фундамент, на котором может сегодня произойти подлинное возрождение отечественного богословия. Необходимо лишь творчески воспользоваться плодами их трудов, воплотить в жизнь их заветы и продолжить начинания. Одним из замечательных представителей дореволюционной русской богословской науки является Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – выдающийся православный библеист и археолог, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор кафедры еврейского языка и библейской археологии Киевской Духовной Академии. К большому сожалению, сегодня это имя почти забыто и лишь в немногочисленных научных публикациях и интернет-статьях можно встретить ссылки на труды этого выдающегося исследователя Священного Писания. Того, кто, по словам известного дореволюционного богослова профессора Д. Глаголева, «создал целое направление в русской библейской науке» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

66 Орлово вино, т. е. подаренное помещиком села Матусова, Черкасского уезда, генерал-майором Алексеем Петровичем Орловым, у которого были имения и в Донской области.–Мартосово же, т. е. подаренное И. Р. Мартосом, помещиком и заслуженным чиновником, проживающим тогда в Киев на покой, близким некоторое время к м. Евгению. О нём см. «Киевскую Старину» 1904 г. ноябрь, стр. 170. 67 «Sophiewka» – это описание знаменитого сада в г. Умани, построенного в конце 18 в. графом Потоцким в честь своей жены красавицы гречанки Софии. 69 В библиотеке м. Евгевния было большое количество книг на польском языке. Он сам прекрасно знал этот язык, и пользуясь своим пребыванием и влиянием в Петербурге выхлопотал разрешение учредить и в новой Киевской Академии кафедру польского языка, подобно тому, как она существовала в старой Киевской Академии. Ибо язык этот он считал крайне необходимым не только для разработки местной истории, но и вообще истории русской. Первым бакалавром был иеромонах Анатолий Мартыновский , воспитанник Академии несчастного выпуска 1825г. В 1840 г., при преемнике м. Евгения, м. Филарете, кафедра польского языка в Академии была закрыта, и последним бакалавром его был знаменитый Виктор Ипатьевич Аскоченский. 70 Иеромонах Евгений Соловьев – бакалавр Киевской духовной Академии из магистров Московской духовной Академии выпуска 1820 г., родом Костромич. Был один из тех немалочисленных магистров тогдашней первоначальной академической эпохи, коим принятие монашества пошло не в прок и послужило к некоторой порухе умственных их способностей. Из Киевской Академии он перешёл в Орловскую семинарию, потом в Черниговскую. В конце 1831 г. он, по слабости здоровья, уволен, был от училищной службы и в начале 1832 г. отослан из Чернигов в Почаевскую лавру, по вызову Волынского епископа Амвросия Морева о присылке в лавру образованных иеромонахов. Св. Синод поручил Волынскому епископу иметь иером. Евгения под особенным своим надзором. По поводу переселения иером. Евгения в Почаев, вот что писал тогдашнему обер-прокурору Св. Синода Нечаеву Московский митрополит Филарет – с обычною ему жесткостью и колкостью суждения о людях, ему не угодных: «Между живыми находками, коими хвалится Преосвященный Волынский, есть не так выгодные, как между серебряными (тогда нашли в Почаевской лавре, принятие её от униатов, много слитков серебра и прочих драгоценностей), например: магистер из Чернигова. Это Евгений, столько раз отрешённый от училищной службы, домогавшийся лично быть представлен Государю Императору для доноса и проч. Удивляюсь Преосвященному Черниговскому, который так угощает Волынского». См. книгу: «Переписка Филарета митр. Московского с С. Д. Нечаевым», стр. 48). Не этот ли отзыв м. Филарета был причиною того, что несчастного Евгения препроводили на дальний север, и он скоро скончался в одном из монастырей Вологодской епархии? (См. «Историю Московской духовной академии» – Смирнова стр. 460).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

—539— будет представлена магистерская диссертация лицом, находящимся в таком неопределенном положении». – Настоящее дело о кандидате Дюлгерове и представляет собою искомый конкретный случай, побуждающий Совет Академии высказать свой принципиальный взгляд на данный вопрос. 4 . С указанным недоразумением сталкивались, очевидно, и другие духовные академии. По крайней мере Совет Императорской Киевской Духовной Академии, как видно из печатных протоколов его заседаний за 1913–1914 учебный год (стр. 691–692 – «Труды Императорской Киевской Духовной Академии», 1915 г. июнь) нашел такой выход из данного затруднения: не подчеркивая явственно номерации, он причисляет окончивших курс воспитанников Императорской Киевской Духовной Академии к трем разрядам: 1) к первому, с предоставлением права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний, 2) ко второму, также с предоставлением права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний, и 3) ко второму, с обязательством для удостоения степени магистра богословия выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим получен балл ниже 4. 5 . Совет Императорской Московской Духовной Академии, с своей стороны, полагал бы более целесообразным просто устранить допущенный при изменении устава 1910 года недосмотр и редактировать § 171-й действующего академического устава следующим образом: «Кандидаты богословия, числящиеся по первому разряду, пользуются правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Числящиеся по второму разряду должны, для удостоения степени магистра богословия, выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим они получили балл ниже 4 ½. – Тогда уже никаким второ-перво-разрядникам места не будет. – XVII. Отношение Канцелярии Учебного Комитета при Святейшем Синоде, от 28 июля за 2340: —540— «Канцелярия Учебного Комитета имеет честь уведомить Совет Императорской Московской Духовной Академии, что присланные при отношении от 21 июля с. г. за 663 документы кандидатов Академии, окончивших курс в настоящем 1915 году, в Комитете получены».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На ектениях произнесены были особые прошения, составленные митрополитом. Молебен окончился возглашением многолетия Государю Императору и всему царствующему дому, затем вечная память Императорам Александру I-мy и Николаю I-мy; потом многолетие св. Синоду и митрополиту, после того вечная память митрополитам московским Платону и Серафиму и киевскому Филарету, и архиепископам московскому Августину, ярославскому Симеону, подольскому Кириллу и всем усопшим наставникам и воспитанникам Академии и наконец многолетие всем бывшим и настоящим начальникам, наставникам и питомцам Академии. По прибытии митрополита и всех посетителей праздника в залу собрания, профессор Академии С. К. Смирнов читал историческую записку об Академии, за которою последовала речь митрополита Филарета, давшего после сего на благословение Академии образ Христа Спасителя. За сим прочитано было приветственное послание митрополита с.-петербургского Исидора, приславшего на благословение Академии список с Иверской иконы богоматери. После того произнес речь ректор Академии, протоиерей А. В. Горский. После речи прочитаны указ св. Синода о наградах наставникам Академии и предположение митрополита Филарета о его пожертвовании в пользу наставников Академии 12500 р. с обращением в награду одному из них, ежегодно избираемому конференцией, процентных денег с этой суммы. Далее прочитано было поздравительное письмо члена св. Синода протопресвитера В. И. Кутневича, выслушаны: приветствие товарища обер-прокурора св. Синода, адрес московского духовенства, телеграмма от Академии наук, речь ректора московского Уннверсатета С. И. Баршева, поздравление от петербургского Уноверситета, адрес киевской духовной Академии, письма: архиепископа тверского Филофея, епископов: костромского Платона, пензенского Антония и телеграмма Алексия таврического и др. Торжество заключилось обедом в келиях ректора и иллюминацией академического сада 321 . К радостнейшим торжествам Академии относятся Высочайшие посещения лавры и Академии. Ни одна Академия не поставлена в этом отношении в более благоприятное положение, как московская. Великий молитвенник за землю русскую искони привлекал в свою обитель великих Князей и Царей для молитвы и для испрошения благословения и сравнительно с другими местами, освященными жительством и местом покоя святых угодников Божиих, обитель Сергиева гораздо чаще видела Монархов русских в стенах своих. Прежде троицкая Семинария, потом Академия разделяли радость лавры о лицезрении Царственных особ, и питомцы Академии, прибывшие учиться из отдаленных пределов России, по справедливости могли гордиться, что им выпадал счастливый жребий видеть Царя и Царскую семью, которых многим из них иначе никогда не удалось бы увидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

—39— Справка: Присланные книги и рукописи переданы для научных занятий о. Инспектору Академии и студентам IV курса: Василию Грекову, Василию Сибирскому и Василию Георгиевскому . XIX. Отношения – Совета Казанской духовной Академии от 6 февраля за 146 и Ректора Императорского Новороссийского Университета от 18 февраля за 482 с уведомлением о получении рукописных сборников, препровождённых из Совета Академии при отношениях от 23 января и 1 февраля сего года за 33 и 52. XX. Отношение Правления Харьковской общественной библиотеки от 17 февраля за 1716 с выражением благодарности за присылку в библиотеку прежнего академического журнала, „Творения святых отцов“. Определили: Принять к сведению. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства; „1892. Мар. 7 . Исполнить“. 23 марта Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров. Н. Субботина , Е. Голубинского , свящ. Д. Касицына, не присутствовавших по домашним обстоятельствам. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1892. мар. 17-го. В Совет Академии“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 11-го марта текущего года за 1058: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 14 минувшего февраля за 101, в коем, донося, что Совет Московской духовной академии в собрании 31 января сего года избрал Преосвященного Митрополита Киевского Иоанникия в звание почётного члена академии, ходатайствует об утверждении его, Митрополита Иоанникия, в таковом звании. Приказали Преосвященного Митрополита Киевского Иоанникия, избранного Советом Московской духовной академии в звание почётного члена сей академии, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в таковом звании; —40— о чём, для зависящих распоряжений, Вашему Преосвященству послать указ“. Определили. Изготовив диплом для Его Высокопресвященства, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого, избранного в звание почётного члена Академии, просить Его Высокопреосвященство о принятии сего звания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. выше. Протоиерей Александр Иванович Суровцев (27.05.1862 - 25.03.1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), псаломщик Вологодской Покрово-Казанской церкви (03.09.1884 – 01.10.1885) окончил Казанскую духовную академию (1889). Рукоположен во время обучения в академии в диакона (08.11.1885) и в священника (22.03.1887). Священник Вологодской Ильинской церкви и учитель подготовительных классов Вологодского духовного училища (с 21.08.1889) учитель русского и церковно-славянского языка в том же училище (с 01.05.1892). Преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии (с 20.03.1896), преподаватель Священного Писания в той же семинарии (с 20.08.1907). С 14.02.1907 законоучитель Мариинской женской гимназии и с 02.03.1907 священник Покровско-Александровской церкви при женской гимназии. С 06.05.1911 протоиерей. С 1915 г. помощник смотрителя Вологодского духовного училища. См.: Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года//ВЕВ. 1900. 19. С. 229. Николаевская Озерская женская пустынь Грязовецкого уезда окончательно была закрыта в 1924 г. Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – русский религиозный писатель и публицист. Митрофан Павлович Инсарский окончил Пензенскую духовную семинарию (1900), Киевскую духовную академию (1904), оставлен на год профессорским стипендиатом при Киевской духовной академии. С 22.07.1905 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Доцент Киевской духовной академии с осени 1906 г. С 15.07.1907 преподаватель основного богословия Тифлисской семинарии. См. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 г. Киев, 1906. С. 14; Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1907-1908 г. Киев, 1908. С. 8. Александр Федорович Орлов (23.11.1888-?) родился в г. Инсар в семье учителя Инсарского приходского мужского училища. Окончил Пензенскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 07.10.1914 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии, с 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Пензенской семинарии. См. ЦВ. 1914. 42. С. 487; ЦВ. 1916. 14. С. 104.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Имп. дух. акад. относительно крайней продолжительности срока для избрания на ту или другую кафедру преподавателя, 2) что Устав Императорских духовных академий не дает каких-либо преимуществ профессорским стипендиатам пред другими лицами на замещение свободной кафедры и посему означенные стипендиаты должны быть рекомендуемы, как и другие лица, в качестве кандидатов на преподавательскую в академии кафедру, и 3) что при избрании того или иного лица на академическую кафедру предметом обсуждения в Совете академии должно быть не только достоинство прочитанных им пробных лекций, но и вообще соответствие помянутого лица в научном отношении должности преподавателя академии, и посему право участвовать в решении вопроса о замещении той или другой кафедры принадлежит, всеми присутствующим в соответствующем заседании членами Совета академии, независимо от того, прослушали некоторые из них одну или обе пробные лекции, произнесенные ищущим кафедры лицом: о чем и определяет послать Пре- —24— освященному Казанскому указ, в разрешение настоящего ходатайства Совета Императорской Казанской духовной академии, уведомив таковыми же и Преосвященных Митрополитов С.-Петербургского, Киевского и Ваше Преосвященство, для сведения и в потребных случаях руководства Советов Императорских С.-Петербургской, Киевской и Московской духовных академии». б) От 11 апреля 1914 года за 6158: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита Киевского, от 1 Марта 1914 г. 431, по ходатайству Совета Императорской Киевской духовной академии о преподании разъяснения по вопросу о том, имеют ли право принимать участие в голосовании вопроса о замещении то и или другой академической кафедры те из членов Совета, которые по тем или иным причинам не слышали ни одной из двух пробных лекций, произнесенных ищущим кафедры лицом. И, по справке, Приказали: Принимая во внимание, что при избрании того или иного лица на академическую кафедру предметом обсуждения в Совете академии должно быть не только достоинство прочитанных им пробных лекций, но и вообще соответствие помянутого лица в научном отношении должности преподавателя академии, Святейший Синод находит, что право участвовать в решении – голосовании – вопроса о замещении той или другой кафедры принадлежит всем присутствующим в соответствующем заседании членам Совета академии, независимо от того, прослушали ли некоторые из них одну или обе пробные лекции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1911 года, ныне преподавателя Томской духовной семинарии, иеромонаха Игнатия (Садковского) , от 31 августа 1911 года: «Честь имею покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии назначить меня на должность помощника библиотекаря, если таковая будет свободна». в) Прошение бывшего студента IV курса Киевской Духовной Академии, ныне секретаря Епископа Рыльского, Курской епархии, иеродиакона Вениамина (Исупова), от 28 мая 1911 года: —522— «Если представится когда-либо возможность определить меня помощником Библиотекаря Московской Духовной Академии, тο о сем почтительнейше имею заявить и просить Совет Академии. Иеродиаконом, как академист, я – восьмой год, а из Академии Киевской, согласно прошению, выбыл уже пятый год, – в 1906 году. По формуляру моя служба такова: был надзирателем духовного училища, жил в монастыре, состоял преподавателем богословских наук, теперь же – в настоящей должности. Мне всего 29 лет. Дело книжное и дело литературное – мое любимое дело». Справка: 1.) По § 110 лит. б п. 1 устава духовных академий «избрание кандидатов... на должности... библиотекаря и его помощника» и «увольнение от службы только что поименованных должностных лиц» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея; дела же о назначении пенсий и пособий служащим в Академии, по § 125 лит. в п. 6 прим. того же устава, представляются Правлением Академии Епархиальному Архиерею для надлежащих сношений с Обер-Прокурором Святейшего Синода. – 2) По § 96 академического устава: «Библиотекарь и его помощник избираются из лиц, имеющих – первый высшее богословское образование, а последний образование не ниже среднего. – 3) После бывших рассуждений, кандидатом на освобождающуюся должность помощника библиотекаря Академии единогласно избран был иеромонах Игнатий (Садковский) , определением Святейшего Синода от 17–19 августа текущего 1911 года за 6131 назначенный на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Томскую духовную семинарию, но, насколько известно Совету, к месту службы, по болезни, еще не являвшийся и в должность не вступавший.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010