127 Кирилл Белозерский – см.: Пролог, 9 июня. Полное Житие Кирилла Белозерского см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 7. С. 132217, 506512. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 128 Михаил Клопский – см.: Пролог, 11 января. Полное Житие Михаила Клопского см. в наст, изд.: Т. 7. С. 218231,512515. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 133 Дионисий Глушицкий – см.: Пролог, 1 июня. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. Фрагмент с рассказами о Кирилле Белозерском, Михаиле Клопском, Павле Обнорском и Дионисии Глушицком появляется в более поздней редакции текста, дошедшей в составе сборника «Крины сельные» и «Старчества» Матфея Никифорова. 138 Евфросиния Суздальская – см.: Пролог, 25 сентября. В «Цветнике священноинока Дорофея» перед рассказом о Евфросинии Суздальской или после него помещён рассказ о Зосиме Соловецком, в «Старчестве» Матфея Никифорова и «Кринах сельных» отсутствующий. 141 Сергий Радонежский – см.: Пролог, 25 сентября. Полное Житие Сергия Радонежского см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 6. С. 254411, 555564. В «Цветнике священноинока Дорофея» помещён более краткий рассказ о преподобном Сергии. 157 Антоний и Феодосий Печерские – рассказ об основателях Киево-Печерского монастыря Антонии (Пролог, 7 мая) и Феодосии (Пролог, 3 мая) значительно расширен по сравнению с соответствующим фрагментом «Цветника священноинока Дорофея». Хотя память обоих святых отмечена в Прологе, источником этого текста, несомненно, явился Киево-Печерский патерик, в состав которого на достаточно раннем этапе вошло полное Житие Феодосия Печерского (его текст см. в наст, изд.: СПб., 1997. Т. 1. С. 352433, 531534; там же см. принадлежащие Феодосию поучения и молитву – С. 434455, 534538; Киево-Печерский патерик см. в наст, изд.: СПб., 1997. Т. 4. С. 296489, 640667). Об Антонии см. первые главы Киево-Печерского патерика (в особенности «Нестера, мниха обители монастыря Печерьскаго, сказание, что ради прозвася Печерьскый монастырь. Слово 7», см. наст, изд.: Т. 4. С. 316323). Житие Антония (краткое, заново созданное взамен утраченного древнего) вошло в состав Киево-Печерского патерика на достаточно позднем этапе его бытования (подробнее см.: Ольшевская Л. А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика//Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 253315), но вполне могло быть источником публикуемого текста. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Феодосии ограничивается двумя краткими фразами, имя Антония только лишь упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 78-79; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 106-108; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 24-25. Лит.: СИСПРЦ. С. 88; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 130-133; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176; Описание о российских святых. С. 22; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 179-182; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 38-42; Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв.: Проблемы истории визант. города//Причерноморье в ср. века. М., 1991. С. 61-62; Карпов А. Ю. Несколько замечаний к Слову о прп. Евстратии Постнике//Россия и христ. Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 7-16; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 16-19; Литаврин Г. Г. Киево-Печерский Патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и мученичестве Евстратия Постника// о н же. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 19992. С. 478-495; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. С. 72-75. Е. В. Лопухина, М. В. П. Иконография Одно из ранних изображений Е.- многосюжетная ксилография мастера Илии , помещенная в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Центральная композиция выделена крупным размером: иудей пронзает копьем распятого на кресте Е. Преподобномученик в монашеских одеждах, с нимбом, голова покрыта куколем, кисти рук и ступни ног пробиты гвоздями, из правого ребра истекает кровь. Крест поставлен на равнине среди невысоких холмов, на фоне города с островерхими кровлями; группа иудеев и мучитель святого одеты в платье по зап. моде XVII в. В нижнем регистре в круглых клеймах помещены 2 композиции: слева на огненной колеснице возносится к небу душа Е., справа иудеи бросают его тело в море. Внизу двустишие: «Евстратий Христу в смерти наследник явися: Днесь жизни сонаследник с Христом воцарися» (Д.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Позднее к Патерику присоедили сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним: ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и прочее.   Волокаламский патерик Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. По определению историка Георгия Федотов а, Волоколамский патерик — «единственный патерик Северной Руси».   «Новый эклогион» Никодим Святогорец «Новый Эклогион» — жития пятидесяти святых, выбранные и пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем. «Новый Эклогион» — один из этапов большой «издательской программы» Никодима Святогорца, призванной возродить православие и дать миру необходимую литературу. Первым вышло «Добротолюбие», а потом — эта книга тоже. Никодим Святогорец выбрал неизданные жития из афонских библиотек и переложил их в современной, доступной манере.   Афонский патерик «Афонский патерик, или Жизнеописание Святых, на святой Афонской горе просиявших» — собрание житий афонских подвижников. Жития святых размещены в Афонском патерике в календарном порядке.   Соловецкий патерик Соловецкий патерик — собрание житий соловецких святых и не канонизированных подвижников неизвестного автора, от основания монастыря и до XIX века. « Наша цель — представить благосклонному вниманию читателя то, что сохранилось в письменных памятниках об особенно замечательных Соловецких отцах. Наше повествование, начинаясь с основателей и первоначальников Соловецкого иночества, продолжается чрез ряд веков до настоящего времени. Святое семя иночества, насажденное подвижническою рукою преподобных Зосимы и Савватия на дикий и необитаемый остров студеного моря, не переставало приносить плоды до ближайшей к нам современности. Надеемся, что оно, при благословении Божием, останется также плодоносно и на будущее время ».

http://blog.predanie.ru/article/20_pater...

78. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. M., 1898. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. M., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. M., 1898. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. M., 1899. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. M., 1899. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. M., 1900. 84. Собрание писем святителя Феофана. Вьш. 7. M., 1900. 85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. M., 1901. 86. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана. 5-е изд. M., 1904. 87. Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова м-ря. M., 1893. 88. Добротолюбие. 2-е изд. Т.1. M., 1883; 3-еизд. M., 1895. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т.2. M., 1884. 90. Добротолюбие. 2-е изд. Т.3. M., 1888; 3-еизд. M., 1900. 91. Добротолюбие. 2-е изд. Т.4. M., 1889. 92. Добротолюбие. 2-е изд. Т.5. M., 1890; 3-е изд. M., 1900. 93. Писание мужей апоетольских. Ерм . Пастырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 94. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1, 2. M., 1897. 95. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». (Машинопись. Ин. 200276). Загорск. 1990. 96. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. M., 1845. 97. Древний патерик. M., 1874. (Он же Скитский патерик). 98. Древний патерик: Избранные сказания. M., 1914. 99. Жизнь пустынных отцев/Творение пресв. Руфина. TCJI, 1898. 100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 101. «Лавсаик» /Сост. Палладий, еп. Еленопольский. СПб., 1850. 102. Луг духовный/Творение блаж. Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. M., 1898. 104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин; Изд. Московского дворянства, M., 1912. 105. Оптинский патерик. (Машинопись. Б-ка Московской Духовной Академии. Инв. 123611, С. 493).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

77. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898. 78. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900. 84. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904., 85. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895. 86. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884. 87. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900. 88. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900. 90. Писание мужей апостольских. Ерм . Пастырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 91. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1 и 2. М., 1897. 92. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». (Машинопись. Ин. 200276). Загорск. 1990. 93. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. 94. Древний патерик. М., 1874. (Он же Скитский патерик). 95. Древний патерик: Избранные сказания. М., 1914. 96. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСИ, 1898. 97. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 98. «Лавсаик» /Сост. Палладий, еп. Еленопольский. СПб., 1850. 99. Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 100. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898. 101. Отечник/Еп. Игнатий(Брянчанинов). 4-е изд. СПб., 1903. 102. Палестинский патерик/И. Помяловский. Вып. 5. СПб., 1895. 103. Пролог в поучениях/Прот. В. Гурьев . М., 1912. 104. Соловецкий патерик. М., 1895. 105. Троицкие цветки с луга духовного/Сост. арх. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997. 106. Цветник духовный. В 2 ч. 5-е изд. М., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Однако, с другой стороны, тот же князь Святополк, с целью эксплуатировать народное бедствие, позволяет ограбить инока Прохора, а также заточает игумена Иоанна в Туров (Сл. о пр. Прох., 125 об.–126); кн. Мстислав Святополкович подвергает пыткам ни в чем неповинного инока Феодора (Сл. о Ф. и В., 138), а упоминаемый выше Ростислав, по дороге на богомолье в Печерский монастырь, не только позволяет своей свите «роугатис» над пр. Григорием, но, недовольный его предсказаниями, даже «повел свзати емоу руц и ноз. и камень на выю его бсити и воврещи в водоу». (Сл. о пр. Григ., 114). Последний факт особенно характерен для религиозно–нравственного состояния тогдашнего русского общества. Как на проявление религиозного скептицизма, можно указать на то, что боярин Василий не верит во св. мощи: «чт ради домъ мой оставихъ, – рассуждает он, получивши от Георгия Симоновича поручение «ковати ракоу прибнаго ца нашего – и ког ради поуть шествоую. кого ли паки чть къ есмь не посланъ. ни ко ином велможи. чт рекоу и что възлю ко оно корьст камено. и кто ми дасть вт. кто ли не посмеетс моемоу безоумному приходоу. же глаше к соущимъ с ним. ина множаишаа сихъ»... (Сл. о поков. р., л. 70 об.). Многие также не хотят верить в истинность тех чудес, какие, по молитвам пр. Антония и Феодосия, творил инок Феодор: «се же иноврнымъ неврно мнитс величества ради чюдеси».. (Сл. о пр. Ф. и В., л. 137) 523 . Сказанного нами, думается, вполне достаточно для иллюстрации той нашей основной мысли, что Киево–Печерский Патерик – далеко не безразличный исторический источник, – и игнорирование его со стороны историка древней Руси может иметь лишь отрицательный результат. Несколько дополнений к «Исследованию о Киево–Печерском Патерике». В некоторых списках Печерского Патерика (напр. в рукоп. Каз. д. Ак. 917 (807) и Моск. д. Акад. 215) Симон называется епископом Владимирским «волыньскыа земл»: между Владимирскими епископами на Волыни известен св. Симеон, но он был рукоположен в 1123 г., а скончался в 1136. (Девятисотлетие православия на Волыни. Житом. 1892. Ч. I, 26; Н. И. Теодорович . Гор. Владимир Волынск. губ. в связи с историей Волынск, иерархии. Поч. 1893. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. также представлен в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) - иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 111; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. И. Б. Вологодская Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Моисея Угрина, как более древнего и почитаемого, помещено в 1-м ряду святых, он в куколе). Иконописец наделил М. такими специфическими чертами, как обширная плешь на голове и недлинная, разделенная на кудрявые «космочки» борода, он темноволосый, без проседи; в нимбе подпись - «  ». В монументальной живописи изображение М., выполненное в академических традициях, представлено в группе святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). М.- длиннобородый седовласый монах в серо-черной мантии, из-под к-рой видна епитрахиль, в черном островерхом куколе на голове, с длинными четками в левой руке, шествует первым в своем ряду. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625; Кн. 4. С. 761-763; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 174. 374; Алёхина Л. И. и др., сост. Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. М., 2006. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 189; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. VII, 25, 33, 71, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 158-159; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 22, 65, 93, 137, 141. Е. В. Лопухина Иконография Единоличный образ Е. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится у раки святого в Дальних пещерах. Преподобный показан вполоборота вправо, старцем в черном монашеском одеянии и в куколе, с раздвоенной на конце бородой средней величины с проседью, с правой рукой на груди, в опущенной левой - четки. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик Е. описан т. о.: «Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта» (БАН. Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 24-й). Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (более 15 вариантов гравюр). Его изображение помещено в 3-м или 5-м ряду крайним справа, оглавно, в куколе, без индивидуальных особенностей: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) - с наименованием «пре Ефимий» (Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63); на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) - дважды, в 3-м и 5-м ряду, в куколе и без него, с надписью: «пр Ефимии сх»; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - с надписью: «пре Ефи»; на тонолитографии 1893 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - в 3-м ряду 2-м справа, в виде старца, назван «преп. Евфимий схимн.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) в Соборе святых Дальних пещер помещены 2 святых с одинаковой надписью на нимбе: «преп.

http://pravenc.ru/text/187657.html

Имеются тропарь и кондак Л. ( Модест. 1885. С. 46-47). Мощи Л. почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно данным антропологических исследований, Л. преставился в возрасте 40-50 лет. Местная канонизация Л. совершилась ок. 1643 г., когда по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». Л. прославляется в 4-м стихе 3-й песни канона: «Лаврентие, затворивый себе Господеви, и дерзновение многое стяжавый оттуду к Нему непрестанно моляся всегда, еже изятися нам от различных страстей» (Дива Печер. 1997. С. 146). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. празднуется Собор всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Об облике Л. в Строгановском подлиннике без указания памяти сказано: «Сед, плешив, ризами аки Григорий, зрит назад, схима на плечах, ризы преподобнически багор, испод зелень, левою рукою поднял ризу правыя страны, а правыя страны длань вверх» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 - «левыя страны» 44-й). Образ Л. включается в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931, 1991p. С. 127-128; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 38-39. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 164; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 105; Описание о российских святых. С. 26-27; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 8-9; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 159; Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903. С. 8; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива Печер лаврських/Упоряд.: I. В. Жиленко. К., 1997. С. 66, 94, 137, 138; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475-476.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010