Определенным итогом развития богословской науки в старой Киевской академии стали труды епископа Иринея (Фальковского). Основываясь на системе архиепископа Феофана Прокоповича, он создал свой полный курс богословия, который охватывал, догматику, полемику, а также нравственное богословие. О сочинениях епископа Иринея высказывались различные мнения, в большей же части они были положительные. Так, современный исследователь Н.Н. Лисовой характеризуя положение отечественного богословия в XIX-XX столетиях, писал, что совершенствование богословского образования (после системы Феофана Прокоповича) в Киевской Академии связано с именем архимандрита (впоследствии епископа) Иринея (Фальковского). Он, по словам Лисового, в 1795-1801 гг. осуществил радикальное преобразование всей богословской системы, задуманной и отчасти выполненной архиепископом Феофаном (Прокоповичем), самостоятельно ее переработав, дополнив новыми разделами и превратив в стройный концентрированный «Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия». «Компендиум» епископа Иринея, как по содержанию, так и по форме, намного превосходил, по мнению позднейших исследователей, положенную в его основу догматику Феофана и представлял «лучшую догматическую систему своего времени, не имевшую и не боявшуюся никаких соперников». Такие положительные отзывы имеются у митрополита Макария (Булгакова), Н. Глубоковского и у архиепископа Филарета (Гумилевского). Более резкий и негативный отзыв по поводу данного пособия находим в размышлениях священника Павла Флоренского, который обвиняет труд в излишней прозападности, схоластичности и даже в пропаганде католического учения. Однако, исследование источников, положенных в основание «Компендиума» епископа Иринея, показывает, что он вслед за архиеп. Феофаном использовал не только католических, но и лютеранских авторов. Проделав анализ положения обличительного богословия в Киево-Могилянской академии в конце XVII — начале вв., можем отметить следующее: Для профессоров этого времени ближайшими и непосредственными источниками при составлении их лекций были руководства по преподаванию в латино-польских академиях и коллегиях.

http://bogoslov.ru/article/3250809

В печати долгое время единственным свидетельством о возведении Мазепой нижнего этажа так называемого теперь старого академического корпуса являлось замечание составленной в названном столетии описи Киево-Михайловского монастыря, что „Киевский митрополит Рафаил Заборовский истощи имение свое на созидание Киевских училищ, яже на древнем Мазепы гетмана основании красно архитектором иноземцем соверши“ 1663 ; а за первоначальный вид этого гетманского сооружения принималось двухэтажное, с таковой же колоннадой перед окнами и тремя на кровле башенками здание, изображённое монахом Иннокентием Щирским на гравюре, предназначавшейся для „заслуженнейшего ректора“ Киево-Могилянской коллегии Прокопия Колачинского (1697–1701) г.), в качестве презента ко дню его рождения 1664 . В недавнее время в одном из рукописных сборников Киево-Софийского собора, содержащем в себе лекции, чи- —429— танные в 1698 и 1701 гг., среди заметок близко стоявшего к Киевской академии современника было найдено известие 1665 , что каменные школы в ней начали строиться весной 1704 г., а самый фундамент заложен был ещё осенью 1703 г. Аскоченский, имевший в виду, вероятно, то же самое свидетельство, прибавляет к нему одну не безынтересную подробность, будто стены выводились „под наблюдением самого гетмана Мазепы, часто посещавшего работы“ 1666 . С точным определением времени построения Мазепинского корпуса должно было бы, по-видимому, измениться и отношение исследователей к представленному на гравюре Щирского зданию: не мог же быть изображён на ней для Прокопия Колачинского, оставившего в мае–июне 1701 года ректорство в Академии, корпус, начатый постройкой при его преемнике Гедеоне Одорском. Продолжая однако же усматривать в изображённом Щирским здании первоначальный вид Мазепинского сооружения, думают устранить отмеченное хронологическое затруднение тем соображением, что гравюра поднесена была студентами Колачинскому, как бывшему ректору Академии, когда он состоял уже настоятелем Киево-Никольского монастыря; что титул: (Collegii) Rector emeritissimus в посвящении к гравюре присвоен ему за прежние заслуги Академии, в бытность в ней начальником 1667 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 23 декабря 2014 г.      23 декабря 2014 г. в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru . Участники заседания Синода имели суждение о кризисной ситуации, которая сложилась в украинском обществе. Синод постановил обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко в связи с кризисной ситуацией в украинском обществе. Опубликовано обращение священноначалия Украинской Православной Церкви к главе Украинского государства. Члены Синода заслушал информацию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия о ситуации, связанной с жилищно-коммунальными услугами для религиозных организаций, и постановили обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко и премьер-министра Украины А.П. Яценюка по поводу предоставления льгот на природный газ для религиозных организаций. Синод заслушал отчеты Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония о деятельности Управления делами в 2014 г., а также отчеты глав других синодальных отделов и структур. Был заслушан рапорт митрополита Бориспольского и Броварского Антония, ректора Киевской духовной академии и семинарии, о праздновании в 2015 году на общецерковном уровне 400-летия Киевских духовных школ. Киевская богословская образовательная традиция берет начало от 1615 г., когда в Киеве на Подоле была основана Братская школа. В 1632 г. после объединения с Лаврской школой она была превращена в Киевский коллегиум. В 1701 г. коллегиум получил от царя Петра I статус академии. В течение 1817-19 гг. была проведена образовательная реформа, в результате которой на базе Киево-Могилянской академии была создана Киевская духовная академия, Киевская духовная семинария и Киево-Подольское духовное училище. В начале ХХ в. Киевская духовная академия готовилась к торжественному празднованию своего 300-летия, которое было назначено на 1915 г. Однако, события Первой мировой войны не позволили Академии достойно отметить этот юбилей. После установления в Украине советской власти духовные учебные заведения прекратили свое существование. Первая попытка возрождения Киевских духовных школ была осуществлена после Второй мировой войны. Однако, тогда власти разрешили открыть в Киеве только семинарию, которая просуществовала всего 13 лет, и в 1960 г. снова была закрыта. Новое возрождение духовного образования в Киеве началось в 1989 г., когда в стенах Киево-Печерской Лавры начала действовать Киевская духовная семинария, а в 1992г. Был осуществлен первый набор в Киевскую духовную академию.

http://pravoslavie.ru/76051.html

Общецерковная аспирантура и докторантура начинает реализацию трехлетнего проекта «Религия, наука и общество» 6 июня, 2013. Новостная служба За три года Москву, Санкт-Петербург, Киев и другие города посетят пятнадцать ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки. 6 июня. ПРАВМИР. Общецерковная аспирантура и докторантура святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией начинает реализацию трехлетнего проекта с общей темой «Религия, наука и общество». Первый год будет посвящен вопросам социологии религии, второй – философии религии и диалога религии и науки, третий – современной теологии. За три года Москву, Санкт-Петербург, Киев и другие города посетят пятнадцать ведущих зарубежных ученых – специалистов в области философии религии, социологии религии, христианской теологии, а также диалога религии и науки. В рамках каждого визита каждый приглашенный ученый выступит с несколькими публичными лекциями на церковных и светских академических площадках, а также проведет исследовательский семинар с отобранной на конкурсной основе группой молодых перспективных ученых из России, Украины и Беларуси. В течение года под руководством одного из приглашенных ученых молодые специалисты будут заниматься исследовательской работой, результаты которой представят на итоговой конференции. Программа первого года открывается визитом в Киев 17-20 июня 2013 года всемирно известного философа, христианского мыслителя, лауреата Темплтоновской премии Чарльза Тейлора, который выступит с публичной лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе» в Киево-Могилянской академии (19 июня, 15:00), а на следующий день проведет семинар для исследовательской группы в Киевской духовной академии. В рамках проекта в Киеве с вводными лекциями также выступит один из ведущих специалистов в области социологии религии Хосе Казанова. Лекции состоятся в НПУ имени Драгоманова (17 июня, 15:00) и в Киево-Могилянской академии (18 июня, 17:00).

http://pravmir.ru/obshhecerkovnaya-aspir...

Подводя итог, можно сказать, что И.А. Шляпкин писал свой труд о личности митр. Димитрия Ростовского в связи с литературной деятельностью и обстоятельствами времени 30 . Однако на нынешний момент наши знания и о литературной деятельности, и об обстоятельствах времени значительно расширились, что позволяет нам по-новому взглянуть и на саму личность владыки. Выход в свет труда И.А. Шляпкина, 200-летие со дня восхождения Димитрия Савича на кафедру (1902 г.), а также 200-летие со дня преставления Ростовского святителя (1909 г.), которое сопровождалось торжественными мероприятиями, способствовали привлечению вниманию к личности митр. Димитрия. Значительная часть публикаций этого периода, посвященных митр. Димитрию Ростовскому − это популярные жизнеописания, отличающиеся друг от друга лишь по стилю изложения и объёму 31 и работы, носящие сугубо обобщающий характер 32 . Выходят и оригинальные научные работы, разной степени глубины и самостоятельности. Так, выводы И.А. Шляпкина о «латинизме» митр. Димитрия нашли своё отражение не только в работе польского исследователя А. Яблоновского, посвящённой Киево-Могилянской академии и её роли в распространении западноевропейской культуры в России 33 , но и в очерке А. Пыпина «Последние времена Московской Руси» 34 , где автор рисует портреты трёх представителей Российской интеллектуальной элиты конца XVII в.: Сильвестра Медведева, патр. Иоакима, митр. Димитрия Ростовского − причём утончённость мысли, доброта и терпимость последнего противопоставляются московской косности и воинствующему невежеству. Вывод сочинения, однако, весьма любопытен: конец XVII в. был канун реформы и лучшие люди искали «другого умственного порядка вещей», на первых порах находя его в латинской схоластике, однако далее петровская реформа откроет лучшим умам дорогу к «реальному и светскому знанию» 35 . Ростовский митрополит тем самым оказывается симпатичным как личность, но, в общем-то, безнадёжно увязшим в тупике «устарелой схоластики» 36 . От прочих биографий Ростовского митрополита отличается глава «Св. Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Академии (1651−1709)» из работы Ф.И. Титова, посвящённой Киево-Могилянской Академии в XVII−XVIII вв. 37 Текст этот состоит из двух частей – оригинального биографического очерка и экскурса в историю исправления текста Четий-Миней митр. Димитрия, предпринятого в 1755−1756 гг. киевскими экспертами и петербуржскими справщиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi, 1765-1800. Льbib, 1981. Кн. 1. 716, 729, 744; Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982. С. 14; Захара И. С. О предмете и задачах логики в Киево-Могилянской академии//Отечественная обществ. мысль эпохи средневековья: Ист.-филос. очерки. К., 1988. С. 300-309; Описи Киïвського haмichuцmba 70-80-х рр. XVIII ст. К., 1989. С. 34-35, 39, 187, 190, 198, 290, 321, 325; Власовський I. Нарис icmopiï УПЦ. Н.-Й.; К., 1990. Т. 3. С. 18; Берлинський М. Ф. Icmopiя мicma К., 1991. С. 134, 138, 146, 177, 188, 190, 192, 242; Бiдhob В. Церковна анатема на гетьмана Ibaha Мазепу//Cmapoжumhocmi. 1992. 15. С. 10-11; 16/17. С. 9; 1993. 2. С. 28-30; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 488-489; Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 3. С. 104; Бoлxobimihob Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995. С. 62, 68, 73, 188, 203, 205, 227, 251, 258, 296, 318, 331, 348, 363-365; Блажейовський Д. Киïвськоï церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 371; Кривцов Д. Ю. Предисловие Иоасафа Кроковского к изданию «Киевопечерского патерика» 1702 г.: Лит. особенности и идейные тенденции//Пробл. происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры: Сб. науч. тр. Н. Новг., 1997. С. 72-106; Верьовка Л. С. Кроковський Олександр, akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 297-299; Степовик Д. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 183-185; Кагамлик С. Р. Дiяч мазепинськоï доби: (Митр. Йоасаф Кроковський)//Украïнський цepk.-icm. календар, 2003. К., 2003. С. 104-106; она же. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005. С. 285-287; Хижняк З. I., Mahьkibcьkuй В. К. Icmopiя akaдeмiï. К., 2003. С. 57, 59, 77, 83, 87-88, 97, 103, 111, 126, 129-131; Павленко С. О. Оточення гетьмана Мазепи: Соратники та npuбiчhuku. К., 2004. С. 260-261; он же. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. К., 2005. С. 95-96; Прокоп " юк О.

http://pravenc.ru/text/578092.html

Основными событиями русской истории XVII в., значимыми с точки зрения последующего развития философской мысли, следует считать, по-видимому, Смутное время и раскол, приведший к возникновению старообрядчества. В это время происходит как бы временное «оскудение» русской святости, однако, необходимость просвещения все больше осознается церковной и государственной властью. В конце XVII в. в России возникают первые духовные школы. В 1687 г. братья Лихуды начинают преподавание в Славяно-греко-латинской школе, из которой выросла впоследствии Московская Духовная Академия. Одновременно борьба православных братств с Брестской церковной унией, проходившая главным образом на территории современной Украины, потребовала активного развития систематической богословской мысли и образования, опиравшихся на философский фундамент. В преобразованной в 1631 г. по образцу иезуитских школ Киево-могилянской коллегии философия становится одним из важнейших предметов преподавания; которое осуществлялось по латинским неосхоластическим образцам, возникшим в эпоху Контр-реформации, пишется большое количество учебников и руководств. Выпускники Киево-могилянской коллегии сыграли большую роль в развитии русской богословской и философской мысли и образования в Москве. §3. Русская мысль XVIII – начала XIX в. Программа европеизации русской культуры, предложенная Петром I, означала вместе с тем и ее радикальную секуляризацию, переориентацию и творческой, и обыденной жизни людей на ценности «земного града». Именно из стремления к осознанному преодолению этих тенденций возникнет впоследствии оригинальная русская философская традиция. Ее духовные истоки следует, в этом отношении искать в движениях, более или менее осознанно противостоявших секуляризации и подражательности: в религиозной практике и мысли преп. Паисия Величковского , св. Тихона Задонского , митр. Платона (Левшина) , оригинальных течениях русской литературы, духовных и мистических исканиях русских масонов (Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, Ф.А. Лабзин, М.М. Сперанский).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

В дек. 1904 г. в КДА был создан студенческий проповеднический кружок, который преследовал 2 цели: «разработку теоретических вопросов в области гомилетики и проповедывание слова Божия в церквах г. Киева» (Речь и отчет о состоянии КДА за 1909-1910 уч. г. К., 1910. С. 75). Члены кружка собирались на еженедельные встречи (как правило, по пятницам), на к-рых студенты, готовившиеся к произнесению проповеди в ближайший воскресный день, обсуждали их содержание. Кроме того, зачитывались и обсуждались доклады по теории и практике церковной проповеди. Руководили работой кружка преподаватели гомилетики (до 1910 прот. Н. Гроссу, с 1910 - архим. Тихон (Лященко)). В 1915 г. в состав кружка входило 52 студента. В течение 1914/15 уч. г. они произнесли 154 проповеди в различных храмах Киева. В 1910 г. была создана небольшая б-ка кружка, в которой хранились сборники проповедей лучших российских и зарубежных проповедников. Библиотека формировалась из книг, подаренных ректором и профессорами КДА, а также приобретенных на добровольные пожертвования членов кружка. В 1912 г. в б-ке кружка числилось 45 экземпляров (24 наименования) книг (Отчет о состоянии КДА за 1911-1912 уч. г.//ТКДА. 1913. 1. С. 70). Библиотека КДА унаследовала богатое книжное собрание Киево-Могилянской коллегии и академии. После закрытия старой академии в 1817 г. ее б-ка была передана в КДС. При этом она располагалась в прежнем помещении - на чердаке Свято-Духовской ц. Братского мон-ря. Обязанности библиотекаря КДС исполнял иером. Кирилл (Куницкий), последний библиотекарь Киево-Могилянской академии. В 1817-1819 гг. б-ка пополнялась лишь учебными пособиями и периодическими изданиями. В 1819 г. она была передана в новооткрытую КДА (инвентаризация б-ки не проводилась). О состоянии академической б-ки на рубеже XVIII и XIX вв. можно судить по каталогу, составленному еп. Иринеем (Фальковским) . В нем зафиксированы 6272 книги, более половины которых были светского содержания. По мнению укр. исследователя И. И. Корнейчука, структура каталога еп.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Ситуация меняется, и в настоящее время стало возможным объективное изучение христианских корней психологии. Не претендуя на полноту рассмотрения этой темы во всех ее аспектах, обратимся в первую очередь к основным работам, персоналиям и идеям, показывающим возможность взаимно позитивного отношения психологии и христианства в XVIII–XX веках. Полностью присоединяемся к мнению современных психологов о важности изучения дореволюционной религиозно-философской психологии, ибо «сегодня серьезное исследование и анализ работ, составляющих данное направление, приобретает особую актуальность в связи с поиском путей духовного возрождения России, а также в силу того, что до недавнего времени в оценке и изложении этих учений преобладали скорее идеолого-политические и атеистические мотивы, чем научно-познавательные»/Кольцова. 1997, с. 37/. В качестве вступления скажем несколько слов о XVII веке, потом остановимся на XVIII и XIX веках, а в XX веке возьмем дореволюционный период и начало советского периода. Известно, что в XVII веке в Киево-Могилянской академии преподавали психологию. До нашего времени сохранились рукописи таких курсов (1639, 1645–1647, 1687, 1693 годов)/Соколов. 1963, с. 251–252/. Даже советские исследователи вынуждены были признать, что эти «киевские ученые» (а фактически богословы, священники и монахи) внесли значительный вклад в развитие психологической мысли и разрабатывали вопросы психологии на уровне тогдашней западноевропейской науки/там же, с. 254/. Важно и то, что преподавание в позднее образованной Московской славяно-греко-латинской академии строилось по принципу Киево-Могилянской академии. А когда был открыт Московский университет, то добрая половина профессоров его первого призыва была из числа воспитанников обоих академий/там же, с. 255/. Это богословское влияние в психологии продолжало ощущаться и в XVIII в., и только XIX в. с его западничеством и рационализмом стал брать свое (и то не сразу). Можно по разному оценивать XVIII век в России, но, безусловно, что он был сложным для нее во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Стефан Яворский (до пострижения Симеон, Семен, 1658–1722) родился в небогатой семье в местечке Яворов Львовской губернии. В 1673 г. поступает учиться в Киево–Могилянский коллегиум, преобразованный в академию в 1701 г. В XVII в. это было единственное учебное заведение, готовящее богословов для России, Украины, Белоруссии. Коллегиум дал этим странам очень много знаменитых людей XVIIXVIII вв. После окончания этого заведения Ст. Яворский принимает униатство и уезжает учиться на Запад: учился в разных, в том числе иезуитских, школах Львова, Познани, Люблина, Вильно. (Такой путь обучения проходили тогда многие ученики Киево–Могилянского коллегиума – Феофил Кролик, Феофан Прокопович и многие другие. Это еще раз подчеркивает, как в людях тех лет и культуре XVIIXVIII вв. соединялись традиции национальные и европейские.) В 1689 г. Яворский в Киев и публично отрекается от униатства. Он выдерживает сложный экзамен и после принятия монашеского чина принимается на работу преподавателем Киево–Могилянского коллегиума. К этому времени он уже имел звание магистра философии и свободных искусств, ученого–богослова. В коллегиуме он стал вести курсы философии, риторики, поэтики, теологии. Учебников и программ тогда не было, каждый преподаватель самостоятельно разрабатывал свои курсы. В итоге они оказывались достаточно цельными и законченными. В историческом плане наибольший интерес представлял курс Яворского по философии. Он назывался очень длинно в традициях тех лет «Философское состязание, открытое на арене Киево–Могилянского гамнасиума российскими атлетами для вящей славы Того, который, будучи свободным от греха путником, единородным Сыном Отца, вступил на путь умножения славы наиблаженнейшей его матери, прошедшей быстро путь по иудейским взгорьям». Естественно, что курс читался на латинском языке. Современный исследователь творчества Ст. Яворского считает, что этот курс сыграл значительную роль в становлении русской философии, логики и психологии (см.: Захаров И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVIIXVIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010