Феофилакт, архиепископ Тверской и Кашинский (Лопатинский Федор) Уроженец Волыни. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, затем в Коллегии святого Афанасия в Риме. В Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг. Был наставником Киево-Могилянской коллегии. В 1704 году был вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где был преподавателем богословия, затем наставником. С 1706 по 1708 годы – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1708 по 1722 годы – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 21 января 1722 года – советник Святейшего Синода. С 9 марта 1722 года архимандрит Московского Чудова монастыря. 24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 9 марта 1725 года возведён в сан архиепископа. 25 июня 1725 года назначен архиепископом Псковским. 15 июля 1726 года переведён на Рязанскую кафедру. 1 октября 1726 года, по личной двукратной просьбе, возвращён императрицей Екатериной I на Тверскую кафедру. С 1723 года – второй вице-президент Святейшего Синода. 6 апреля 1735 года был взят под стражу в Санкт-Петербурге и препровождён в Тайную канцелярию. 13 декабря 1738 года архиепископ Феофилакт был лишён епископского сана и заключён в Выборгскую крепость. 31 декабря 1740 года освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане. Скончался 6 мая 1741 года. Погребён в Александро-Невском монастыре. Преосвященный Феофилакт был школьным товарищем и другом архиепископа Феофана (Прокоповича ; † 1736). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киево-Могилянской коллегии. Главное направление богословского учения в Киево-Могилянской коллегии было схоластическое, его-то архимандрит Феофилакт принёс из Киева в Москву и строго держался всё время в период своего ректорства. Архимандрит Феофан (Прокопович) ввёл новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой, что послужило причиной раздора между ними. Архимандрит Феофилакт говорил, что отец Феофан внёс в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Впоследствии архимандрит Феофилакт написал жёсткое опровержение на книгу архимандрита Феофана «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о не удобоносимом иге...» под заглавием: «Иго Господне благо и бремя Его легко». Эти обвинения, предъявленные архимандритом Феофилактом архимандриту Феофану в неправомыслии, поддерживал и патриарший местоблюститель митрополит Стефан (Яворский ; † 1722).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киево-Братский мон-рь и Киевская Духовная Академия. Фотография. 1903 г. В ходе реформы Киево-Могилянская академия должна была быть разделена на 3 самостоятельных учебных заведения: духовное уч-ще, семинарию и академию. Осенью 1816 г. Комиссия духовных училищ сообщила в Киев, что в ближайшее время предполагается введение в академии нового устава. Комиссия просила Киевского митрополита ответить, достаточно ли академических зданий для размещения в них академии, семинарии и уч-ща. Кроме того, поскольку новый устав предполагал коренную реформу учебного процесса, комиссия просила представить в С.-Петербург конспекты лекций преподавателей Киево-Могилянской академии. После рассмотрения представленных конспектов Комиссия духовных уч-щ пришла к выводу, что практически никто из учителей Киево-Могилянской академии не готов к преподаванию по новой программе. Поэтому было решено прислать в киевскую школу в качестве преподавателей выпускников реформированной СПбДА. Однако заместить все вакансии сразу комиссия не могла. Помимо того, из числа воспитанников Киево-Могилянской академии и семинарий Киевского окр. оказалось невозможным набрать достаточное количество студентов, готовых к обучению в академии по новой программе. К тому же материальное положение киевского Братского в честь Богоявления мон-ря , в к-ром располагалась Киево-Могилянская академия, оставалось достаточно сложным: обитель не оправилась от последствий пожара 1811 г., богослужения в Богоявленском соборе не совершались, храм даже не был очищен от мусора, оставшегося после пожара. Все это заставило Комиссию духовных уч-щ 24 июля 1817 г. «открытие Киевской академии по новому образованию отсрочить до совершения хотя бы двухгодичного курса в семинариях Киевского округа по новому их образованию» (Акты. 1913. Т. 4. С. 666). Киевская академия была временно закрыта, а в ее помещениях разместились духовное училище и семинария. Имущество Киево-Могилянской академии было передано КДС, а руководство Киевским духовно-учебным окр. временно перешло к СПбДА, которая открыла в Киеве свою канцелярию.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 18.11.1683, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель. Биография Род. в протестант. семье в Пруссии. Обстоятельства переезда семьи И. на Украину неизвестны. Нек-рые исследователи считают фамилию Гизель латинизированной формой западнорус. фамилии Кисель и в связи с этим рассматривают переезд семьи И. как возвращение на родину. В литературе И. иногда смешивают с одним из лидеров движения социниан Евстафием Гизелем (Киселем), в 1-й пол. XVII в. возглавлявшим социнианский коллегиум в Киселине (ныне Кисилин) на Волыни. О наличии родственных связей между И. и Евстафием, представителем более старшего, чем И., поколения, нет сведений. Начальное образование И. получил, по всей видимости, в Пруссии. В Киеве он перешел в Православие, принял монашеский постриг, в кон. 30-х гг. XVII в. поступил в Киево-Могилянскую коллегию. В 1640-1642 гг. И. исполнял обязанности ректора учрежденного в 1639 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) уч-ща в Гоще (ныне поселок в Ровненской обл., Украина) и настоятеля Гощанского монастыря (см. Гощанский [Гощский] в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ). По свидетельству Иоанникия (Галятовского) , «ректор гойский» И. в качестве одного из секретарей участвовал в Соборе Западнорусской митрополии , созванном в 1640 г. митр. Петром (Могилой) для обсуждения составленного им Катехизиса и др. вопросов церковной жизни (см.: Макарий. Кн. 6. С. 556, 634). По окончании Киево-могилянской коллегии И. в числе др. ее воспитанников был послан митр. Петром за границу для продолжения образования. Данных о том, где именно учился И., нет. В качестве возможных учебных заведений называют Замойскую академию, ун-ты Крулевца (ныне Калининград) и Ростока ( Горобець, Cmpamiй. 2001), Львовскую иезуитскую коллегию ( Mokry. 1989). Слова Ростовского митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) в проповеди на годовщину смерти И. «Пирамида, или Столп» о том, что И. «премудрости вод напившися из рек разных, из разных школ иностранных, до которых и чрез моря путешествовал», трактуются рядом исследователей как свидетельство о том, что И. обучался в т. ч. в Англии. Бездоказательным является утверждение, что И. изучал за границей помимо богословия и философии историю и право.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1106 и 1108. Адрес: Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 1 Координаты: 50.434729, 30.555149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг. Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия). За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны - пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г. Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.

http://sobory.ru/article/?object=05645

Отзыв о книге свящ. Н. Шпачинского: «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние киевской митрополии в его правление (1757–1770 гг.).» – (Киев, 1907 г) Источник Главная ценность рассматриваемого сочинения заключается в его широкой документальности. При своем исследовании отцу Шпачинскому „пришлось обратиться“, как и подобало, к сырому, архивному материалу и на основании его восполнять существующие сведения, как о деятельности Арсения Могилянского на разных поприщах его служения, преимущественно в сане киевского митрополита, так и о состоянии киевской митрополии во время его управления ею, а отчасти и о состоянии Троицко-Сергиевой лавры и Переславской епархии, в первой из коих он был настоятелем, а во второй – архиепископом. Труды автора в данном направлении были очень усердны: он подолгу работал в архивах киевских (Киево-Печерской лавры, Выдубицкаго монастыря, Киево-Софийского собора, Киевской консистории, Киевской духовной академии), московских (Министерства Иностранных Дел, Министерства Юстиции) и петербургских (при Св. Синоде). Разумеется, нельзя сказать, что о. Шпачинским осмотрены все архивы, где он мог бы найти нужные для него сведения (напр., в Государственном Архиве); нельзя сказать и того, что и осмотренные архивы использованы им для своей цели вполне. Но кто знает, сколь пространное море представляют собою архивные материалы за рассматриваемое время (18-е столетие), тот не может поставить указанный дефект в особенную вину нашему автору. Наука движется совокупными усилиями тружеников, и в ряду этих тружеников отцу Шпачинскому (поколику дело касается избранной им для исследования темы) должно быть отведено почетное место. Немало труда положено автором и на изучение собранного обширного материала, который им надлежаще рассортирован и, согласно намеченному плану, в достаточно стройном порядке изложен (приведен в систему). Это положительные стороны рассматриваемого нами труда. К слабым же его сторонам (кроме некоторых недосмотров при изучении собранных материалов) должно отнести: не всегда верное освещение тех или иных событий и замечаемая по местам ограниченность исторического кругозора.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Лазарь, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Баранович) Родился в 1620 году в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии. Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года – ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года – Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком. С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии. 8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского. Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год. Участвовал в работе Московского Собора 1666–1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. 8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа. В 1692 году уволен на покой. Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Архиепископ Лазарь – ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его «великим столпом Церкви». В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь; воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киев. Богоявленский Братский монастырь. Киево-Могилянская академия /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Киево-Братский Богоявленский монастырь, 1 класса, в Киеве, на Подоле. Основан в XVI веке, в бытность Константинопольского патриарха Иеремии в России; состоял в его ведомстве и именовался патриаршею ставропигиею; в 1620 году патриарх греческий Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь называется братским, и основал здесь училище, которое в 1634 году Петром Могилою преобразовано в коллегию; а в настоящее время здесь находится духовная академия. В монастыре свято чтится чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 году в городе Вышгороде, но в 1662 году, во время войны с поляками и татарами, была пущена в Днепр и приплыла в Киев к Берегу Подола, где и была вынута из воды и перенесена в монастырь; празднование в честь этой святой иконы совершается 10 мая, 2 июня, 6 сентября и в субботу 5-й недели Великого поста. В монастыре также хранится животворящий крест, выточенный из кипарисного дерева (дар патриарха Феофана), частицы святых мощей печерских угодников и серебряный позолоченный крест, данный в 1622 году знаменитым гетманом Петром Сайгадачным. В пятки Великого поста в монастыре торжественно совершаются пассии, а в Лазареву субботу бывает торжественное перенесение вербы из Петро-Павловской семинарской церкви в монастырь. Монастырю принадлежит Гнилецкий или Глушенский Богородицкий скит, за селом Пироговым, в урочище «Церковщина», близ села Лесники, ныне Ходосовки, в 15 верстах от Киева, вниз по Днепру. Здесь в одном из холмов находится древние пещеры, представляющие собою воспроизведение в меньшем размере пещер Лаврских. В центре их открыта была пещерная церковь с престолом и жертвенником, обделанными из глиняного материка. Древнее Лаврское предание возводит начало этих пещер к преподобному Феодосию Печерскому, который ежегодно в течение Великого поста уходил на подвиги «в пещеру на село Лесники».

http://sobory.ru/article/?object=04839

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010