Диавол, когда принес клевету Ангельским хорам на Бога, то он и был назван «диавол», то есть «клеветник»; и сам ангел, пал с вышемирных и по своим действиям стал врагом, когда еще не было этого видимого мира, и не было им, диаволом, околдованного человека. Он опять клевещет, клевещет Адаму на Бога, чтобы тот завидовал. Диавол лжет, он сначала не к Адаму приходит, а к Еве, как более слабой, и ей говорит: «Что это значит, что Бог сказал не есть от всякого дерева, которое в раю?» Ложь заключена в самих вопросах губителя. Диавол выведывал от нее, что среди насаждений таково, что вкушать от него Бог запретил: диавол не знал, что из насаждений или чего ради была дана заповедь. Ева была прямодушной, еще не искушенной на деле, не знала о хитрых проказах диавола, что он наносит смертную рану. Ибо было сказано: «От всякого дерева в раю ешьте пищу», – так сказал Бог. Диавол, чтобы оклеветать Бога, говорит: «Ведь знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро, и зло ». И таким образом, пользуясь клеветой, диавол увещевает несчастную Еву вкусить запретного. А она заставила сделать это и мужа, который пожелал стать богом, и лишила тем самым его и себя и того, что у них было: бессмертия, нетления, блаженства... Пишет Моисей – боговидец и божественный законодатель, говоря клеветы его в песнопении и издеваясь над лукавым. Ибо так же сказал диавол, когда он клеветал Адаму на Бога. «И ел Иаков, и насытился, и был отвергнут возлюбленный». То есть насытился, располнел, и оставил Бога, Который его сотворил; и отступил от Бога Спасителя Своего. Так сотворил Иакову, повернув его к мясоядению и пьянству, а затем и отвергнул к служению идолам. Против него Моисей вооружил войско из двадцати трех тысяч человек, и [людей] Иакова за один день в пустыне сжал как стебли травы. Но Человеколюбец Бог непреложно пришел к нам подчинить противоборца, воистину став подобен введенному в заблуждение Адаму, чтобы враг с ним не общался. Тот, кто боролся с людьми, стал побежден Богом, и сам человек становится Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И было в двадцать четвертый день первого месяца, что я видел это видение». Здесь приклони ко мне ухо, досточудный. Во дни ядения опресноков алкать не подобает. А он двадцать один день ничего не ел. Начал с третьего дня первого месяца до двадцать четвертого, когда кончил. А Пасху иудейскую Закон повелевает начинать в четырнадцатый день этого самого месяца, и кончать в двадцать первый день. Из этого явно, что они не Пасху праздновали, семьдесят лет в Вавилоне. Ибо тогда бы блаженный Даниил не алкал бы во дни Пасхи, поскольку их Закон этого не велит. И, таким образом, разве не являются сквернавцами эти беззаконники? – когда они в рассеянии (диаспоре) празднуют эти дни, ослушавшись своих пророков и владык, которые избрали ничего не творить на чуждой земле – от страха перед Законом. А эти теперь бесстрашно творят. Так что можешь увидеть у меня, почему Бог не любит требуемых служений, совершаемых ими, и желает их очнуть от беснования. Он повелел им приносить жертвы только в едином городе, чтобы те, кто далеко живет и не может придти на собрание, отказались от служений, и не желали [их совершать]. Не с самого начала Бог повелел им приносить жертвы, как свидетельствует Пророк, когда говорит: «Услышь слово Господне, князи Содомские, внимай Закон Бога нашего, народ Гоморрский». Не на них, но на иудеев [Господь тогда] гневался, ибо они беззаконно вели себя по их подобию, и возвратились к своему беснованию. Он их называет и псами, и одичавшими конями, которые на жену ближнего наскакивают – они сменили [разумеется] не природу, а перешли по своей воле к скотскому блуд «Что мне множество жертв ваших, – говорит Господь. – Ибо полно у Меня всесожжении овец; жира агнцев, и крови телят Я не желаю. И если кто явится с ними, кто взыскивает эти жертвы о рук ваших?» И прежде этого Бог сказал иудеям через Песнопевца: «Не приму от дома твоего тельцов и не приму от стад твоих козлищ (козлят)». И затем, гнушаясь их жертв, сказал: «Разве я ем мясо телят или пью кровь коз?» – не хочу жертвы скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

«И возвестил тебе, что Я желал к тебе прийти, и прежде возникновения твоего сделал тебя известным», – и приводя причину наказания: «Разве Я говорил делать Мне идолов, изваянных и литых?» Пусть бесстыжие не говорят, что мол ничего нам не показали пророки, и ни от кого мы не были предуведомлены отойти от зла. Повелевает Бог Пророку и говорит: «Поставь Мне человека верного в слышании: Урию священника, и Захарию сына Варахи». Но и тех было недостаточно для обличения иудеев. Но Бог прибавляет, говоря: «Возьми ты у Меня кожу новых бумаг, и напиши на них». Издавна Бог препятствовал им во зле, а так как они были настойчивы и не переменялись на добро, то со сбытием и опытом страдания они обличаемы от самого Писания, что они издавна и за много лет это слышали. Таким образом, в новую бумагу Он повелевает пророку написать проречение, которое сможет сохранить на многие лета совершение. Предложу и иные очевидные указания, что всегда иудеям проповедовали, и тем, что было (в их жизни) лучшего, и тем, что было (в их жизни) к худшему; и три раза они были в плену иноплеменников рабами. К Аврааму Бог сказал о первом их порабощении – в Египте: «Знай, что твое семя будет странником в земле чуждой, и поработят их, и будут зло поступать с ними четыреста лет. И будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю. А на четвертый род выйдет семя с богатством многим». Послушай причины их злого порабощения. Над ними не только творили насилие, как над рабами, но и принуждали делать кирпичи, и давить тесто для кирпичей, и к этому еще их калечили каждый день. «Будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю». То через Моисея Он бил египтян, то за мужчин их топил в Нильской реке, то через Ангела душил их первенцев, то в Чермнем море погубил их мужчин. Что Моисей, описывая в песнопениях, сказал: «Воспоем Господа, ибо Он в славе прославился, коня и всадника ввергнул в море». И опять Бог сказал причину исхода сынов Израиля: «выйдет семя с богатством многим». Бог повелевает им каждому взять у соседа сосуды серебряные и золотые – ибо поскольку они много лет работали, делая кирпичи и возводя городские стены, но никакой платы не получали, а, напротив, были избиваемы, – то премудрым образом искусно делает, что дурно с ними поступившие отдадут сосуды работникам в качестве платы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И вы тогда сможете без сомнения верить в грядущую награду за добрые дела, когда вы с Божьей помощью начнете полностью воздерживаться от злых дел. Ибо если ты желаешь равным образом творить и добрые, и злые дела, то какая будет польза в том, что ты, с одной стороны, созидаешь, а с другой – разрушаешь, и одного окрадываешь, а другого украшаешь? К таковым взывает в Евангелии Господь: Илипризнайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым ( Мф 12:33 ); и Соломон: как отвратительна собака, когдавозвращается на блевотину свою (ср. Притч 26:11 ), так и грешник, когда возвращается к своему греху; и пророк говорит: Горе грешнику, по земле ходящему двумя стезями (ср. Сир 2:12 ), а также: Никто не может служить двум господам ( Мф 6:24 ). Следовательно, как мы уже неоднократно отмечали выше, поскольку слово fides " вера получила название от fit» исполняться, то есть от того, что исполняется, тот человек может сказать о себе, что он твердо верит, который хочет подтверждать делами то, во что он верит. И как уже было сказано, сила веры состоит в том, что мы верим и в то, и в другое – и в то, что обещает нам Бог , и в то, чем Он угрожает. И если мы хотим, чтобы у нас была совершенная вера, то, страшась наказания, да не будем совершать злых дел и, желая награды, всеми силами будем стремиться совершать добрые поступки, чтобы нам не пришлось с неверующими и нечестивыми подвергаться вечному наказанию, но чтобы мы заслужили достижения вечной награды с верными, до конца пребывающими в творении добрых дел. Да удостоит нас этого Тот, Кто с Отцом и Духом Святым живет и царствует во веки веков. Аминь. Слово 39 238 2 . Но кто?то скажет: я не могу простить своих врагов. Если бы ты не имел грехов, которые Бог должен был бы тебе простить, тогда, вероятно, ты бы мог сказать, что ты не хочешь прощать своего ближнего. Итак, если ты несравнимо больше согрешил перед Богом, чем перед тобой согрешил человек, почему, вопреки повелению Господа, ты не прощаешь немногое, чтобы Бог соблаговолил простить тебе многое? Ибо вам Бог не предписывал: поститься более, чем можете, воздерживаться от вина и мяса, истощать себя частыми бдениями и плыть на восток или на запад в бесконечных трудах и опасностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И на земле была уже брошенная змея, которая поднималась на того, кто ее бросил, и Моисей отскочил. Сказал к нему Бог: «Протяни руку твою и возьми ее за хвост». Когда Моисей это сделал, в тот же миг животное превратилось в то, чем было прежде. Подобно обуздавшему звериное начало, [Христос победил смерть], когда Он сказал о Лазаре: «Развяжите от погребальных пелен и пустите его идти». Кто еще может здоровым сделать уже распадающегося и смердящего человека, который уже вкусил смерти. Так и сухой и безлиственный посох Аарона был без сока, без влаги, не был посажен в землю, но за одну ночь произвел листья и семена, даруя Аарону знамение священства. Сам Бог окружил посох листвой, посох, который не был посажен, был сам по себе: прозябнет ибо посох от корня Иессея. Человек по имени Иессей приходился отцом великому Давиду: ибо необходимо, чтобы одушевленный корень проразумел и одушевленный посох (ствол). Об этом Посохе сказал великий Исайя. Это открывая, богоносный Апостол явным для всех образом вопиет: «У меня есть Святитель великий, прошедший небеса». А Он идет в Иерусалим, чтобы вскоре принять добровольное распятие за нас, и простым словом внезапно Он высушил это растение, являя тем самым, что Он есть Тот, Кто повелел этому дереву прорасти. Что Он и мог бы приказать дереву Крестному стрясти пригвожденных. Но Бог терпит пригвожденность, как человек, плотью. Когда они шли в Иерусалим, то Иисус на пути взалкал, и увидев смоковницу, подошел к ней, ища плод, и не нашел [его]. Так говорит Евангелист. Это можно обсудить и разуметь так. Путь – это житие сие, по которому живое и святое Слово, став подобно нам плотью, ходит всюду, и обходит местности, везде пребывая Божеством, в умопостигаемом смысле алча спасения всех людей, более всего иудеев. Он подошел к смокве, то есть к иудейскому народу, ища плод – сладкое плодоносье у невидимых, умственно понимаемых смоковниц от Закона и пророков: собрание Божественных заповедей, подобных зернам, лежащим в смокве, вкушая от которых душа испытывает наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И поскольку корень всех зол есть алчность (cupiditas), а корень всех благ есть любовь, то какая польза человеку, если у него будет тысяча ветвей с прекраснейшими и приятнейшими цветами и плодами, но не будет живого и истинного корня? Ибо так же, как после того, как вырвут корень, все ветви немедленно засыхают и погибают, так и тот, кто ненавистью и гневом уничтожив в себе корень любви, ничего в себе не оставил из того, что могло бы его привести к вечной жизни. 4 . Тот же, кто сохраняет в сердце вышеупомянутые пороки и полагает, что многими милостынями сможет искупить эти грехи, пусть послушает Господа, говорящего в Евангелии: Если ты при несешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что?нибудь против тебя… пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф 5: 23–24 ). Эти слова ясно указывают на то, что не будет никакой пользы в приношении жертвы или творении милостыни, если этому не будет предшествовать примирение с врагами. Ибо о том, что Бог не захочет слушать наши слова, если мы желаем сохранять в сердце ненависть. Он сам сказал в Евангелии: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ), и: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк 6:46 ). Какие из этих слов Господь считал особенно важными? Как раз те, которые касаются мира и единодушия: Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас ( Мф 5:44 ); а также: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14:27 ); и еще: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (И н 13:35). Ибо если мы щедро раздаем милостыню, а врагов наших по заповеди Христовой не милуем, то мы предлагаем наше имение Богу, а нашу душу порабощаем Его противнику. Теперь посмотрите, разве может быть праведным и угодным Богу такое разделение: ибо не столько дел наших, сколько нас самих желает Бог . Ведь поскольку Он знает, что мы очень любим земное имущество, по этой причине Он хочет, чтобы мы Ему приносили в дар то, что любим; чтобы согласно Его словам, где будет сокровище наше, там было бы и сердце наше (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, сказано, что Он «упасет народы жезлом железным», то есть христиане обличат богоборцев, богохульников, отступников, неверующих. По словам Андрея Кесарий-ского, они в Судный День сокрушат все наглое высокомерие язычников, которые отказались принять радостное вино Святого Благовестия. Мир ненавидит христиан, потому что чувствует, что от них ему придет конец. Нежеланием принять христианство мир обрекает себя на кару Божию, и обвинителями в день Суда выступят христиане – это и будет проявление их власти над миром, над государственной властью. Почему жезл железный? Помните, в Книге пророка Даниила рассказывается о золотом царстве Вавилонском, серебряном Персидском, медном Греческом... и железном царстве – Римском. Тот самый железный жезл во времена Римской империи был вручен Богом христианам. Неслучайно это было предсказано в Писании: Промысл Божий должен был сокрушить национальную культуру для того, чтобы слово Божие стало доступно для всех людей. 81 «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр. 12, 5 ), то есть сатане не удалось уничтожить христиан. Святые похищаются из этого мира именно в тот момент, когда они уже созрели для благовестия, когда в них родился Христос. Поэтому праведники часто рано умирают. Как было сказано у пророка Исаии: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» ( Ис. 57, 1 ). Господь крадет у сатаны Своих праведников. И неслучайно самый близкий контакт человека с диаволом происходит в момент окончательного рождения, то есть когда человек рождается в вечности. Поэтому когда душа выходит из тела, она попадает на мытарства и встречается там с диаволом и бесами, проходя через их непосредственную область – поднебесную. 82 «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр. 12, 6 ). Дело Церкви завершится, когда она достигнет совершенства – соберет всех своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда один член тела режут или жгут, то все части вместе с ним содрогаются, испытывая боль. Если бьют одного раба, то все рабы устрашаются, мысленно, наедине с собой, обещая исправиться и не касаться запретного, за что покрыт ранами виновный раб, Божиим гневом влекомый на отмщение. Так, мне думается, Бог и устраивает, что в тысячном граде один дом мучим за согрешения, принимая здесь возмездие на протрезвление и исправление прочих сограждан. «Ибо падением нечестивых праведные бывают устрашены» – сказал премудрый в Боге Соломон. И никак не будет нам полезно на неуклонном и праведном Суде Святое Крещение, если здесь мы житием своим зло его похулили, живя недостойно имени Христова. Великий Апостол весьма ясно об этом говорит, велегласно восклицая: тот, кто отрекся от Закона Моисея при двух или трех свидетелях, тому смерть без милости. Сколь же худшей муки будет удостоен тот, кто попрал Сына Божия и думал осквернить Кровь Завета; кто попирает Сына Божия – Бога Слово, принимая Таинство без страха руками лихоимными, поднимающимися на ближнего. Таким образом, причащаясь Хлеба и Вина, верные видят умными очами, как в них пребывает Бог. «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и ум, как говорит сам Павел: «Не на двоих же я раскололся, один из которых пригвожден, а другой растлевается». Бог не истощится, принимаемый всеми по воздуху [в Причастии], и пребывает Тот же неизменный, что запечатлевает Павел, и строго являет, что примут муки с неверными те, кто по имени христиане, а на деле лукавы и безумны и ленятся о своем спасении. В Евангелиях сказано: «Если... скажет раб в сердце своем не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». «Рассечет» – не нужно понимать в смысле телесно, ибо это принадлежало бы грубости и гневливости, но: духовное отъятие даров Крещения, и отъятие дерзновения (свободной речи) к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Кого из богословцев я поставлю свидетелем этого? Не Исайю, не Иеремию, ни другого кого, кто был прежде пленения вавилонского, чтобы иудеи тогда не говорили, что они предварили те беды, которые были в вавилонском пленении, и тогда, в вавилонском пленении это все сбылось. Но дивный Малахия, который уже после возвращения из Вавилона и устроения града наглядно сказал об охвативших теперь нескончаемых бедствиях, которые сейчас есть, и что мы, народы, более прославляем Бога. Ибо сказал Пророк от лица Бога: «Как я приму ваши лица? – говорит Господь Вседержитель, – ибо от востока солнца до запада имя Мое прославилось в странах. И во всяком месте приносится курение имени Моему, и жертва чистая, а вы ее всегда оскверняете». Когда это так явилось? Когда на деле свершилось прореченное? Когда на всяком месте курение приносится Богу? И жертва чистая и нескверная? Нельзя назвать другого времени, кроме как настоящее: оно началось с пришествия Бога во плоти и будет до конца века. А жертву иудеев Закон ограничил не всюду, но на одном месте. Ибо Бог сказал им: «Ты не можешь приносить жертву ни в одном из городов твоих, которые Господь Бог твой даст тебе; но только на месте, которое изберет Господь Бог твой». Он говорил о чистой жертве, а жертва нечиста не по своей природе, ибо Закон дан Богом, но от злого ума приносящих ее. Ибо Бог принимает жертву, которая не имеет никакой скверны неправды. К тем, кто жертвует с усердием, но не отходит от зла, сказал Господь через пророка Исайю: «Грешник, который приносит в жертву Мне тельца, все равно что убивает пса»; «Что Мне множество жертв ваших» – говорит Господь»; «Каждение ваше Мне мерзостно». И еще через Давида: «Не приму от дома твоего тельцов, ни от стад твоих коз». А к любодейцам сказал: «Плата блуднице – не войдет в дом Господа». А к тем, кто приносит церковную утварь неправедным путем, Он сказал через Иеремию: «Золото и серебро – Мое, тот, кто взяв у другого, принес его Мне, Меня оскорбил как убогого». Это, богословя в Евангелиях, Он сказал яснее: «Если ты милуешь тем, что получил неправедно, милуй тех, кого ты обидел».

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Люди не видят, чтобы кровь была пролита его рукой или мечом; но из-за страсти гнева он человекоубийцей считается Господом, Который не только за дела, но и за желания воли и намерения воздаст каждому или награду, или наказание» (прп. Иоанн Кассиан . К Кастору, 8:19). Пусть ненавидящий еще «не поднял руки на человека и все-таки Бог уже смотрит на него как на убийцу. Жертва жива, но палач уже осужден» (св. Беда). «Следует понимать, что всякий человек, – это брат, ибо все мы братья во Христе» (св. Кесарий Арльский). Эти слова «относятся не только к мужчинам, но заповедь для мужского пола, который Бог сотворил первым, относится и к полу женскому» (блж. Августин). 16). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев. «Мы должны полагать души свои за братьев, – это значит, что мы всем должны жертвовать, чтобы в них насадить и возрастить ощущение Божественного, бессмертного и вечного, посредством нашего богоподобного самоприношения и самопожертвования даровать им Божественную, бессмертную и вечную жизнь, и утвердить их во всем этом» (прп. Иустин Попович) . «Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради других; ибо и это тоже значит: полагать души свои за братьев» (прп. Варсонофий Великий). 17). А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией. Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке» (свт. Григорий Палама ). «Если ты еще не способен умереть за брата, будь же, по крайней мере, готов поделиться с ним своим имуществом» (блж. Августин). «Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы оказался тем бедным?» (свт. Иоанн Златоуст ). 18). Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной. «Как же мы, неразумные, не можем понять этого и предпочитаем мертвящий огонь ада оживляющему пламени божественной любви? Любовь к Богу должна стоять для нас выше любой любви к какому-либо человеку» (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010