Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Монастырский ансамбль в XIX - нач. XX в. представлял собой архитектурно-ландшафтный комплекс, к-рый занимал большую территорию и состоял из частей нижней (приморской) и верхней (на склоне горы, именуемой Афонской). Обе части связаны «Царской аллеей» и дорогами, пешеходной и экипажной. В архитектурном облике обители и во внутреннем убранстве ее храмов просматриваются афонские традиции. За мон-рем и его окрестностями закрепилось название «Новый Афон». Комплекс т. н. нижнего монастыря в основном сложился в 80-х гг. XIX в. Восстановлен храм ап. Симона Кананита (освящен 10 мая 1882 г. архиеп. Иоанникием (Рудневым), экзархом Грузии); сооружены колокольня Покровского храма, к которому пристроена галерея (1882), придел во имя арх. Михаила (освящен 6 июня 1883 г. еп. Имеретинским свт. Гавриилом (Кикодзе)); келейный корпус, трапезная, гостиницы для привилегированных паломников и странноприимная, 2 больницы, часовня при монастырских вратах. В сер. 80-х гг. XIX в. устроены набережная и морская пристань, близ последней воздвигнута часовня во имя блгв. кн. Александра Невского (1890-1891, проект при участии архит. Н. И. Тарасова). По проекту и под наблюдением игум. Иерона была возведена бетонная плотина со шлюзами и водопадом на р. Псыртсха (1882), благоустроен берег близ ее устья, прежде заболоченный; устроены водяная мельница с водокачкой, пресноводные пруды с проточной водой. Разнообразные хозяйственные службы, склады, кирпичный завод, каменоломню и др. постройки связывала конно-железная дорога; для подвоза лесоматериалов использовалась паровая тяга. В 1882 г. построено здание школы. В 1884-1911 гг. создан «величественный и грандиозный» ансамбль т. н. верхнего мон-ря. Он сооружался в соответствии с замыслами и планами иеросхим. Иеронима по проекту игум. Иерона и архит. Н. Н. Никонова . Согласно афонской традиции, 2-3-этажные братские корпуса образуют замкнутый четырехугольник, внутри к-рого находится собор во имя вмч. Пантелеимона с приделами: свт. Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины. Собор заложен имп. Александром III Александровичем в 1888 г., главный престол освящен в сент. 1900 г. епископом Сухумским Арсением (Изотовым; † 1909). В братских корпусах были устроены и освящены храмы: Вознесения Господня (1894), ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1909). В зап. части комплекса т. н. верхнего мон-ря сооружена трапезная с колокольней над ней.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Домовая ц. во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Фотография. 2000 г. Домовая ц. во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Фотография. 2000 г. (Волгоградской митрополии), в с. Гусевка Ольховского р-на Волгоградской обл. Основан как жен. община стараниями свящ. с. Лопуховка (Камышинский у. Саратовской губ.) Иоанна Георгиевича Левитского и афонского схим. Никодима (Двойченкова), в 1871-1874 гг. купивших для общины (к 1874 в ней было ок. 50 чел.) участок земли в 281 дес. близ слободы Гусевка Царицынского у., 3 усадьбы в самой слободе, хутор Толмачёв и др. По благословению прп. Амвросия (Гренкова) Оптинского, покровительствовавшего общине, первой настоятельницей была назначена мон. Нина (Трунова), окормлял сестер свящ. Иоанн Левитский, переведенный из с. Лопуховка в храм слободы Гусевка. Материальное состояние общины значительно улучшилось в 1878 г., когда здесь поселилась духовная дочь прп. Амвросия, благотворительница и строительница обители Е. Н. Годейн, 15 дек. 1882 г. постриженная в иночество с именем Елисавета и ставшая впосл. духовной наставницей мн. сестер мон-ря. Мон. Елисавета несла послушание письмоводительницы при настоятельнице, писала иконы. Переписывалась с прп. Амвросием, к-рый помогал ей советами и неустанным попечением «о ходе и подробностях гусевских дел». На средства Елисаветы (полученные ею от продажи имений, в их числе было подмосковное имение в Горках, в к-ром позже жил В. И. Ленин) в обители был построен первый деревянный храм в честь Ченстоховской иконы Божией Матери, освященный 8 сент. 1879 г. Саратовским еп. Тихоном (Покровским) , кирпичные келейные и хозяйственные корпуса. В честь др. местночтимой святыни - списка с Ахтырской иконы Божией Матери , выполненного святогорскими монахами и привезенного с Афона схим. Никодимом в дар сестрам,- обитель именовалась Ахтырской. В 1880 г. община получила офиц. статус, в 1892 г. была обращена в нештатный общежительный мон-рь с игуменским управлением. К нач. XX в. А. м., окруженный каменной стеной, имел 6 сестринских корпусов, корпус настоятельницы, хозяйственные помещения, школу для девочек. В мон-ре проживали игумения, ок. 15 монахинь и ок. 80 послушниц. Обитель владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 дес. луговой земли, 12 тыс. р. капитала. В Камышине было устроено монастырское подворье с приютом для странников и богомольцев, в Толмачёве обители принадлежали мельница, конюшня, скотный двор, маслобойня.

http://pravenc.ru/text/77224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. (Симбирской и Новоспасской епархии Симбирской митрополии), расположен в с. Комаровка Ульяновского р-на и области. Основан решением Синода от 5 окт. 1994 г. при сельском храме во имя арх. Михаила. Согласно клировой ведомости, составленной в 1921 г. церковным старостой В. М. Фёдоровым, уроженцем с. Комаровка, храм был построен в 1912-1918 гг. на средства местного дворянина М. В. Сурина (Сурова?) и его родственницы, киевлянки М. М. Есикорской. В 1932 г. церковь была закрыта, в советские годы разрушалась, от храма остался лишь остов. 19 сент. 1994 г. состоялось освящение восстановленной Михаило-Архангельской ц.; возведена колокольня. На переданной мон-рю территории выстроены архиерейский, игуменский и келейные корпуса, трапезный корпус с домовым храмом во имя Жен-мироносиц, гостиница для паломников с колокольней и надвратным храмом во имя свт. Григория Паламы, дом для духовенства, каменная ограда, хозяйственные постройки, разбиты огороды, сады, заведена пасека, вырыт пруд, в к-ром разводится рыба, основаны художественная и швейная мастерские, устроены купальни на св. источнике и на пруду, деревянная надкладезная часовня. К нач. 2017 г. в обители проживали 28 сестер. Среди святынь М. а. м.- образ «Покров Архангела Михаила», заказанный в 1997 г. для мон-ря еп. Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) , Казанская икона Божией Матери, почерневший лик которой просветлел в мон-ре, икона свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, с частицей мощей и Иверский образ Божией Матери, привезенный с Афона в 2016 г., а также ковчег с частицами мощей 18 святых, в т. ч. равноап. Марии Магдалины, святителей Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары, преподобных Пимена Великого, оптинских старцев, Александра Свирского, Зосимы Соловецкого и др. С 1995 г. настоятельницей М. а. м. является игум. Магдалина (Митропольская), переведенная из коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы женского монастыря . Арх.: ГАУО. Ф. 185. Оп. 2. Ед. хр. 24. Лит.: Феоктистов А. Михаило-Архангельский жен. мон-рь//Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. М., 2004. С. 320-333; Дубовик Н. А. Долгий путь к любви. Ульяновск, 2011. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563792.html

Церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2005 г. Ок. 1686 г. в вост. части Г. м. был сооружен деревянный храм во имя прп. Сергия Радонежского. По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 20 марта 1700 г. началась заготовка материалов для постройки кирпичной Сергиевской ц., к-рая была возведена не ранее 1701-1703 гг. на средства посадского человека г. Гороховца Григория Ширяева. Сергиевский храм, поставленный к востоку от Сретенской ц., типичен для архитектуры Гороховца нач. XVIII в.: четверик с 2-скатной кровлей увенчан луковичной главой на барабане, украшенном аркатурным пояском; 3-частная апсида декорирована полуколонками, разделяющими ее центральную и боковые части. Фасады четверика завершены карнизом и рядом кокошников, углы отмечены пилястрами, арочные окна обрамлены простыми наличниками. Храм установлен на подклет, разделенный на множество помещений, имеющих отдельные входы и перекрытых низкими коробовыми сводами; апсида имеет прямоугольное основание. В трапезной сохранилась изразцовая печь XVIII в. В 1-й пол. XVIII в. на одной оси с храмами к западу была построена колокольня, в ее нижней части находятся св. врата, выше - восьмерик и ярус звона, увенчанный шатром, декорированным ложными слухами, по 3 на каждой грани. К 1767 г. мон-рь был огражден каменной стеной, небольшой фрагмент к-рой сохранился с юж. стороны. По данным переписной книги города 1678 г., в Г. м. находилось 20, в 1686 г.- 22 деревянные кельи. В 1-й пол. XVIII в. в сев.-зап. углу мон-ря был построен каменный 2-этажный келейный корпус, имеющий в плане Г-образную форму. В XVIII в. было также построено 2-этажное здание богадельни. Земельных владений у Г. м. не было. Согласно данным переписной книги города 1678 г., сестры «питаются милостынею и рукоделием». Мон-рю помогали вкладчики С. и М. Никифоровы-Ершовы, у к-рых к кон. XVII в. Г. м. купил мельницы и землю под покосы на берегу р. Люлих. В 1704 г. по указу царя Петра I мельницы были отобраны и отданы в оброк гороховецким винным откупщикам. Монахини голодали и вынуждены были «кормиться Христовым именем». С 1710 г. мон-рь получал в качестве руги часть оброчных денег, взимаемых с 6 бывш. монастырских мельниц,- 70-80 р. и столько же четвертей ржи в год.

http://pravenc.ru/text/166261.html

Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. В 1928 г. Пантелеимоновский придел был передан Муромскому архиву. В 30-40 гг. XX в. на местный краеведческий музей возложили обязанность контроля за состоянием монастырских построек. С 1933 г. территория мон-ря находилась в пользовании военного ведомства. Здесь размещался муромский полк. Троицкий собор, Казанскую надвратную церковь и колокольню приспособили под склады. В 1936 г. решением горсовета Трехсвятительско-Пантелеимонов храм был разобран до основания. Кирпич использован для строительства школы 16. В 1941 г. здание Троицкого собора было передано артели им. Н. К. Крупской под сапожную мастерскую. В послевоенные годы бывш. келейные корпуса переоборудовали под коммунальное жилье. В 1961-1962 гг. к 1100-летию Мурома в монастыре провели незначительную реставрацию. В 70-х гг. XX в. ансамбль стал охраняться как памятник республиканского значения. В мон-ре разместился Муромский реставрационный участок. В 1976 г. на территорию обители из с. Пьянгус Меленковского р-на перевезли в разобранном виде деревянную ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1715). Церковь планировали показывать посетителям как музейный экспонат под открытым небом ( Чернышев. 2016. С. 22). 15 мая 1991 г. М. Т. м. был возвращен РПЦ. Первая Божественная литургия была отслужена в надвратной Казанской ц. 26 мая, в день праздника Св. Троицы. 18 июня епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) вручил настоятельский крест бывш. насельнице рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря мон. Тавифе (Горлановой). 29 сент. она была возведена в сан игумении. Состоялось полное освящение Казанской ц. и малое освящение Троицкого собора. 5 июля того же года на монастырской колокольне впервые после долгих лет молчания зазвонили колокола. Полная звонница, отлитая в Воронеже, поступила в мон-рь 29 сент. того же года. 22 авг. 1991 г. из местного городского музея в обитель было передано 80 богослужебных предметов и икон. 4 нояб., в день празднования Казанской иконе Божией Матери, сестры переселились в восстановленный келейный корпус. 19 сент. 1992 г. состоялось торжественное перенесение из Благовещенского монастыря в М. Т. м. мощей святых кн. Петра и кнг. Февронии. Также в обители хранится «Виленский» крест-мощевик, переданный из городского музея в 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

По инициативе А. Г. Головиной в усадьбе ее сына Г. П. Головина указом Синода 20 июля 1852 г. была открыта жен. Влахернская общежительная община, устроенная по уставу Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Головина пожаловала общине 100 дес. земли, усадьбу, мельницу и дом на М. Дмитровке в Москве, Головин передал 8 дес. земли и обязался содержать священнослужителей. Деятельное участие в организации общины принимал Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) , с к-рым Головина состояла в переписке. В окт. 1853 г. святитель перевел из Дивеевского мон-ря во Влахернскую общину Е. А. Татаринову, назначив ее начальницей, 21 сент. 1858 г. митр. Филарет освятил Спасский собор. В усыпальнице под собором в 1856 г. была погребена Головина, перед кончиной постриженная в схиму с именем Иоанна. В сер. 50-х гг. в общине жили ок. 70 сестер. Указом Синода 13 нояб. 1861 г. Влахернская община была преобразована в общежительный мон-рь 3-го класса с 40 монахинями по штату. Татаринова в Троице-Сергиевой лавре была пострижена в монашество с именем Серафима, 23 сент. 1862 г. возведена в сан игумении. По ходатайству настоятельницы в мон-рь из с. Горбунова перевезли деревянный храм, освященный 14 нояб. 1864 г. прп. Антонием (Медведевым) во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1884-1886 гг. по проекту архит. Н. В. Никитина перед Спасским собором была возведена колокольня. В 1888-1890 гг. собор был перестроен и расширен, между основным объемом и колокольней устроена трапезная, в 1910 г. часть храма была расписана по эскизам В. М. Васнецова . 5 июня 1891 г. В. м. посетили вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Скончавшуюся в 1897 г. игум. Серафиму сменила игум. Леонида (Фризель), духовная дочь Оптинских старцев, состоявшая в переписке с преподобными Иларионом (Пономарёвым) , Амвросием (Гренковым) , Иосифом (Литовкиным) . (В фонде Оптиной пуст. (213) в ОР РГБ сохр. 43 письма прп. Илариона, 47 писем прп. Амвросия и 23 письма прп. Иосифа игум. Леониде.) При ней в обители по проекту А. А. Латкова была построена 2-этажная трапезная, больница, келейный корпус, устроена богадельня, проведен водопровод. После кончины игум. Леониды мон-рь возглавляли с 1904 г. игум. Евпраксия (Игнатьева), с 1917 г. игум. Аполлинария (Бучнева).

http://pravenc.ru/text/155033.html

Надвратная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 1748 г. Фотография. Нач. ХХ в. Надвратная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 1748 г. Фотография. Нач. ХХ в. За алтарными апсидами собора на месте разобранной в 1932 г. шатровой колокольни (1680) построена 2-ярусная 3-пролетная с 3 главами звонница с полным набором колоколов (освящена в 2004, архит. В. Н. Ижиков). В подклете совр. звонницы, под галереей звонов, в 2004 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Старейшим строением мон-ря является каменная 5-главая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возведенная в 1748 г. на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, выходцев из переславской Рыбной слободы. Храм возвели на месте сгоревшей в 1745 г. деревянной ц. Казанской иконы Божией Матери. Благовещенская ц. строилась как теплый монастырский храм с приделом Сретения Господня (юго-западный), трапезной (с 1902 Всехсвятский сев.-зап. придел) и подклетом, в к-ром находились 4 кельи и палатка для хранения овощей. В архитектурном отношении церковь представляет собой характерный образец рус. барокко сер. XVIII в. В ее интерьере сохранились настенные росписи XIX в. (ныне отреставрированы). Церковь во имя апостолов Петра и Павла над св. воротами обители построена также в 1748 г. на средства купца московской Садовой слободы Петра Романова Холщевникова, о чем свидетельствует сохранившаяся храмоздательная доска с надписью. Одноглавый храм в стиле петровского барокко, перекрытый высоким сомкнутым сводом, был восстановлен в 1999 г. Ограда с 4 башнями, построенная в 1761 г. при архим. Филарете, сохранилась частично и к 2019 г. восстановлена полностью. На территории обители находятся 2-этажный общежительный корпус с трапезной, кухней, просфорной и рукодельной комнатами, построенный в 1902 г. в стиле модерн, а также несколько построек хозяйственно-бытового назначения кон. XIX - нач. XX в. К 2019 г. возведены келейный корпус с архиерейскими и настоятельскими покоями и большой корпус келий (архит. В. Н. Ижиков). В настоятельских покоях освящен небольшой домовый храм прп. Сергия Радонежского (2006). Святыни

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона ( Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» ( Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли. Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

В 1585 г. в Межириче снова существовал правосл. приход. Об этом свидетельствует документ от 27 нояб. 1585 г.: поповичи мест. Межирич - Иоанн и Лука, подданные кн. Стефана Збаражского, жаловались на земянина Матфея Ланевского, к-рый увел их жен и разорил церковные дома. Правосл. приход в Межириче упоминается и в 1605 г., когда межиричский мещанин Павел Бадовский пожертвовал для него дом и усадьбу (ЦГИАК. Ф. 2229. Оп. 1. Д. 4). Между 1605 и 1612 гг. Троицкий храм в Межириче был преобразован в католич. костел, при к-ром был основан римско-католический мон-рь францисканцев, имевший статус конвента. Об этом свидетельствует фундационный акт от 28 июня 1612 г. за подписью уклонившегося в католицизм владельца г. Острога краковского каштеляна кн. Ивана Константиновича (Януша) Острожского, подарившего обители ряд земель и фольварков. Троицкий собор. Сер. XVI в., перестроен в 1606–1612 гг. Фотография. 2014 г. Троицкий собор. Сер. XVI в., перестроен в 1606–1612 гг. Фотография. 2014 г. В 1606-1612 гг. правосл. Троицкий храм был реконструирован под костел. Рядом на средства кн. Януша были построены келейный корпус, крепостные стены и башни. В 1614 г. гайдук Януша Андрош Зборовский подарил обители дом и усадьбу в мест. Красилов Кременецкого повета. 30 марта 1621 г. на основании завещания кнж. Екатерины Острожской-Любомирской коронный чашник Станислав Любомирский составил фундушевую запись для М. м. В 1631 г. в мон-ре уже существовал «шпиталь», фундатором к-рого являлся глава Острожской ординации староста луцкий кн. Владислав Доминик Острожский-Заславский. В 1649 г. он оформил очередную фундушевую запись в пользу монастырского костела. В 1649 г. постройки М. м. сильно пострадали от отрядов запорожских казаков под командованием Б. М. Хмельницкого, разрушивших крепости в Остроге и Межириче. Как сообщал «гвардиан» (настоятель) обители Людвик Буховецкий, были уничтожены все монастырские архивы. В 1-м сохранившемся описании обители (1708) сказано, что утварь кляштора (мон-ря), упомянутая в инвентарном описании за 1659 г. и при набеге казаков увезенная в Межиричский замок, «исчезла неизвестно куда». Костел и монастырь сохранились, были повреждены двое каменных ворот.

http://pravenc.ru/text/2562784.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010