Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в. Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в. С 30-х гг. XIX в. начинается духовный и экономический расцвет В. м., связанный с увеличением числа паломников, приходивших к мощам прав. Симеона, а также с деятельностью архим. Афанасия (отказавшегося в 1827 от ректорства в семинарии из-за невозможности совмещать обе должности). В 1830 г. настоятель установил общую трапезу для насельников (ранее монахи готовили себе в кельях). С 1836 г. в мон-ре ежедневно служились 2 литургии. К сер. XIX в. обитель ежегодно посещали 70-80 тыс. чел., приезжавших для поклонения прав. Симеону со всех концов России. К 1825 г. было зафиксировано 44 исцеления от мощей святого, в 1825-1904 гг.- 170 чудотворений. Ежегодно 12 сент. устраивался крестный ход. Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в. Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в. В мон-ре началось широкомасштабное каменное строительство: в 1821-1834 гг. была возведена Преображенская ц. с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и арх. Михаила, в 30-х гг. отремонтирован Николаевский храм, в 1856 г. построена надвратная ц. во имя св. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1863 г. по прошению братии придел святых Симеона и Анны в Никольской ц. был переосвящен во имя прав. Симеона Верхотурского. В 1870 г. на братском кладбище поставили деревянную ц. во имя мч. Неофита, в память Пермского архиеп. Неофита (Соснина), похороненного в мон-ре. В 1865 г. построена гостиница, в 1889 г.- новый келейный корпус, в 1892-1894 гг.- каменная двухэтажная гостиница, в 1910-1914 гг.- деревянный барак для 500 чел. Церковь в честь Иконы Божией матери " Живоносный источник " на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Иконы Божией матери " Живоносный источник " на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в. Мон-рю принадлежала заимка Б. Актай (в 8 км от обители), где в 1888 г. был построен деревянный дом для паломников, в 1902-1904 гг.- неск. зданий, в апр. 1894 г.- ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 22 верстах от мон-ря, на реке М. Актай, мон-рь владел др. заимкой, где были устроены кельи с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/158212.html

Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Вид с юж. стороны. Фотография. 2002 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Вид с юж. стороны. Фотография. 2002 г. 25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц. В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ. 1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

http://pravenc.ru/text/154305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛО-ДИВЕЕВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЖЕНСКИЙ МОАСТЫРЬ Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. (Сарапульской и Можгинской епархии Удмуртской митрополии), находится в с. Норья Малопургинского р-на Удмуртии. Основан решением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. Первоначально монастырь, именовавшийся Мало-Серафимовским, располагался при деревянной ц. во имя св. кн. Александра Невского с. Русский Пычас Можгинского р-на Удмуртии. Храм был освящен 25 мая 1890 г., закрыт в 1941 г., открыт 1 июня 1945 г. Сестры проживали в деревянных домах, расположенных рядом с церковью. Имелось подсобное хозяйство. 2 янв. 1998 г. в мон-ре был впервые совершен монашеский постриг 14 насельниц, 4 янв. состоялось торжественное открытие мон-ря. 15 янв. того же года крестным ходом, к-рый возглавил Ижевский и Удмуртский архиеп. Николай (Шкрумко) , из кафедрального собора св. Александра Невского г. Ижевска в М.-Д. м. была перенесена икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей, ставшая главной святыней обители. 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 26 дек. 2003 г. Синод постановил перевести монастырь из с. Русский Пычас в с. Норья, где на территории храма во имя апостолов Петра и Павла (1889-1893) началось строительство келейного корпуса и подсобных помещений. Приход с. Б. Норья был открыт по определению Синода от 30 июля 1841 г., деревянный Петропавловский храм построен в 1843 г. 17 марта 1869 г. при нем учреждено церковноприходское попечительство. В 1889 г. на проценты с капитала елабужского купца Ф. Г. Чернова было начато возведение каменного храма, главный престол которого освящен во имя апостолов Петра и Павла (18 нояб. 1893), левый - в честь Покрова Пресв. Богородицы (23 сент. 1897), правый - в честь Богоявления (кон. 90-х гг. XIX в.). Четверик храма завершен горкой кокошников с пятиглавием, к основному объему храма примыкают приделы, также завершенные горками кокошников с одной главкой, трапезная, обширная апсида и шатровая колокольня. В 1940 г. указом Президиума Верховного Совета УАССР Петропавловская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Основанием для закрытия власти сочли «неспособность прихожан провести капитальный ремонт арендуемого храма, представляющего государственное достояние». В 1991 г. церковь была возвращена верующим, отреставрирована. В 2003 г. у местных жителей были выкуплены земли около храма, на к-рых построены 2-этажный кирпичный корпус с домовой ц. во имя равноап. Марии Магдалины (2006), ограда, устроены гостиница, трапезная для паломников, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2561736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан), на месте явления в 1856 г. крестьянину С. И. Сотникову некоего старца в блистающих ризах. Впосл. это место получило название «Святые кустики». Во 2-й пол. XIX в. здесь происходило множество чудес, к-рые записывали клирики окрестных церквей и засвидетельствовали еп. Уфимский Антоний (Храповицкий) и благочинный мон-рей Уфимской епархии сщмч. Андроник (Никольский) . В кон. 50-х гг. XIX в. на месте Г. м. Сотниковым был устроен шалаш, где он молился, в 1899 г.- изба, в к-рой поселилась бывш. послушница Серафимо-Понетаевского жен. мон-ря с 8 мирянками. В кон. 1900 г. местный землевладелец Г. Поспелов ходатайствовал перед еп. Уфимским Антонием (Храповицким) об учреждении жен. обители. В нач. мая 1901 г. указом еп. Антония в мест. Святые кустики была переведена благочинная Бирского Троицкого мон-ря мон. Серафима (Беляева) с неск. сестрами. Летом 1901 г. были построены 3 деревянных дома с хозяйственными службами, 2-этажный келейный корпус, в к-ром 21 дек. 1901 г. архим. Андроник (Никольский) освятил ц. во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича, покровителя ктитора обители Поспелова. Архим. Андроник определил в храм заштатного священника для ежедневных богослужений. К кон. 1901 г. в общине проживало более 30 чел., в дек. 1901 г. архим. Андроник постриг в рясофор 10 сестер. Община владела пожертвованными Поспеловым и др. 70 дес. земли. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Указом Святейшего Синода от 1 февр. 1902 г. община была официально зарегистрирована, 22 дек. 1904 г. преобразована в мон-рь, мон.

http://pravenc.ru/text/164475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии), в с. Большегнеушеве Рыльского р-на Курской обл. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 28 дек. 1998 г. при приходском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. В 1834 г. в с. Гнеушеве (после 1917 Большегнеушево) была возведена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 30-х гг. XX в. храм был разрушен, на его месте построена деревянная сельская школа. В нач. 90-х гг. XX в. началось возрождение прихода с. Большегнеушева. В 1998 г. здание школы было переоборудовано под храм и обложено кирпичом. Ок. 2000 г. по благословению настоятеля рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Ипполита (Халина; † 2002) в одном из домов Большегнеушева поселились 3 мирянки, ставшие первыми насельницами обители. К нач. 2012 г. на территории К. м. находились храм в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, левым - во имя прп. Иоанна Рильского, 2-этажный келейный корпус (2005-2010), трапезная, пекарня, склад, баня и жилой дом. Мон-рь окружает кирпичная ограда (2010). Среди святынь обители - икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне и переданная обители в 2010 г. в дар от монастыря Ватопед . В окрестностях К. м. имеется 2 источника: в честь иконы Рождества Пресв. Богородицы (освящен 21 сент. 1997) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 2009) с купелью. К маю 2012 г. в монастыре проживали настоятельница мон. Ипполита (Ильина) и ок. 20 насельниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Определения Свящ. Синода от 28.12. 1998 г.//ЖМП. 1999. 1. С. 14; То же, от 7.05.2003 г.//Там же. 2003. 5. С. 13; Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2006. С. 241-243; Из истории храмов Курской епархии: Обоянский и Суджанский р-ны. Курск, 2008. С. 144; Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле: Кн. об архим. Ипполите. М., 2010. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319836.html

Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г. Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г. Среди др. строений мон-ря к сер. XIX в. были возведены 4-этажный настоятельский корпус с домовой ц. прп. Антония Великого, 3-этажный корпус братских келий и еще один келейный корпус, расположенный вдоль южной стены и соединявший Архангельскую ц. с ц. прп. Григория Пельшемского. По свидетельству П. И. Пискарёва, в мон-ре находилось множество ветхих строений, к-рые не использовались ( Пискарёв. 1846. С. 40). Интерьер Троицкого собора Интерьер Троицкого собора После возобновления обители в 1882 г. были отремонтированы жилые корпуса, приведены в порядок и переосвящены церкви, укреплен речной берег. Однако проблема восстановления Троицкого собора, который с 1859 г. стоял без кровли, долгое время не была решена. К нач. XX в. собор был признан выдающимся памятником рус. архитектуры, требующим не просто ремонта, но реставрации в рамках научных возможностей того времени. Проект восстановления храма был разработан в 1907 г. А. К. Ивановым и Д. В. Милеевым и осуществлен в 1910-1911 гг. под надзором архит. А. Н. Полтанова. Архитекторами было принято решение не возобновлять собор в первоначальных формах XVII в., а восстановить облик на нач. XIX в. (с 4-скатной кровлей и папертью). Подпружные арки, паруса и часть сводов храма были сложены заново и укреплены стальными балками, купол был завершен главой на металлическом каркасе, изготовленном на Сормовском заводе. В 1912-1913 гг. поврежденные фрески были отреставрированы иконописной мастерской братьев М. Н. и Н. Н. Сафоновых, живопись в районе сводов частично была написана заново. А. А. Климкова Библиотека, реликвии, погребения В 1677-1678 гг. настоятель М. Ж. м. архим. Тихон Макариевский ( после 1706) составил обширный исторический труд - т. н. Латухинскую Степенную книгу, известную в 2 редакциях: Краткой и Пространной. Обилие источников (Воскресенская и Типографская летописи, «Книга глаголемая Новый летописец», Летописный свод (1652), Синопсис (1678) и др.), к-рые использовал архим. Тихон, свидетельствует об обширном книжном собрании мон-ря (см. подробнее: Латухинская Степенная книга: 1676 г./Подгот.: Н. Покровский, А. Сиренов. М., 2012; СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 31-42).

http://pravenc.ru/text/2561262.html

После закрытия Соловецкого мон-ря и организации в 1923-1939 гг. на Соловецких о-вах СЛОН в зданиях А. Г.-Р. с. располагалось отд-ние лагеря. Общее число заключенных на горе Голгофе составляло ок. 300 чел. Здесь содержалась часть заключенного в СЛОН правосл. и католич. духовенства, а также женщины-уголовницы, больные венерическими заболеваниями, наркоманки, проститутки, воровки. С окт. 1928 г. на Анзерском о-ве находился в заключении вместе с еп. Григорием (Козловым) сщмч. Петр (Зверев) , скончавшийся на острове от тифа в 1929 г. и похороненный у подножия скита. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. В 60-х гг. XX в. с открытием Соловецкого гос. историко-архитектурного музея-заповедника комплекс сооружений бывш. А. Г.-Р. с. получил статус памятника архитектуры, подлежащего охране гос-ва. К 2001 г. сохранился в полуразрушенном состоянии каменный Распятский храм и отреставрированный Воскресенский храм у подножия горы Голгофы. Близ Воскресенского храма в 1998 г. был выстроен небольшой келейный корпус, в к-ром каждое лето живут неск. иноков Соловецкого мон-ря. 3 июля 1994 г. братией Соловецкого мон-ря был освящен и воздвигнут у подножия горы Голгофы поклонный крест в память правосл. иерархов, содержавшихся в заключении на Анзерском о-ве. В 2000 г. состоялось обретение мощей прп. Иисуса. 24 авг. 2008 г. архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин великого освящения храма Распятия Господня, к этому дню полностью отреставрированного. Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мон-рь. Оп. 1-5. Ист.: Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. М., 1892. СПб., 19122; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Порфирий, архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове. СПб., 1864; Соловецкий Патерик. М., 1906, 1991р. С. 109-136; Православные русские обители. С. 32-35; Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922-1939 гг.: В 3 кн. Б. м. [Франкфурт н/М.], 1979-1987; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 193-203; Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. С. 181-187; Чухин И. И. Каналоармейцы. Петрозаводск, 1990. С. 40-42; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Ист. сборники; Вып. 2); Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 115; Севастьянов С. К. Житие Иисуса Голгофского - малоизвестный памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. 4. С. 22-28.

http://pravenc.ru/text/115450.html

Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) В 1819-1853 гг. при И. М. м. находилось Загаецкое уездное ДУ для детей духовенства Кременецкого у., впосл. переведенное в Кременец. В 1829 г. на территории обители был похоронен греч. митр. Даниил Никонисавский, к-рый отправился из Греции в Россию, спасаясь от тур. гонений, но по дороге заболел и скончался в таможенном г. Радзивилове (ныне Радивилов Ровненской обл., Украина). По распоряжению архим. Иерофея (Лобачевского) останки митр. Даниила были захоронены в храме свт. Иоанна Милостивого, на паперти с юж. стороны. В 1842 г. И. М. м. из заштатного был возведен в третьеклассный с положенным штатом, состоящем из игумена, 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, пономаря и послушника. Также распоряжением Синода от 20 марта 1842 г. все «недвижимое населенное имение» (133 муж. и 160 жен. пола крестьян) вместе с постройками перешло в ведение казны. За обителью, кроме церкви, келейного корпуса и сада, ничего не осталось. Чтобы поддержать разорявшийся мон-рь, 9 окт. 1848 г. гр. А. А. Орлова-Чесменская завещала обители 5 тыс. р. серебром. В 1865-1873 гг. к И. М. м. был приписан кременецкий Богоявленский мон-рь, и именно в нем проживали архимандриты И. М. м. В 90-х гг. XIX в. были построены деревянный 2-этажный братский корпус, дом для паломников, а также каменная ограда с 2 арками. Часть зданий в 1899-1900 гг. была повреждена пожарами, из-за чего настоятели обители обращались с воззваниями о пожертвованиях. Согласно актам ревизии 1892 г., в б-ке мон-ря хранилось неск. рукописей XVI-XVII вв. (в т. ч. рукописный сб. «История Загаецкого монастыря», к-рый в 1914 ген.-майор Н. М. Путилов вместе с частью архива обители по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) отослал в Киев, и на этом следы рукописи теряются; см.: Гpuropiй Крик та пластика сер. XX ст. К., 1995. С. 202). В кон. XIX в. в обители хранилось до 70 томов униат. книг, печатных и рукописных, на польск., лат. и др. языках. Также было неск. правосл. изданий, среди них - Острожская Библия 1581 г. Во время первой мировой войны небольшая часть книг и документов оказались в архивах и б-ках Львова, где с ними в 10-20-х гг. XX вв. работал укр. историк и публицист В. К. Липинский, исследовавший историю рода Ярмолинских в контексте украинско-польск. отношений ( Cмoлiй, Ричка. 1992. С. 141-143).

http://pravenc.ru/text/577900.html

Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. В 1753-1757 гг., при игум. Досифее, в Ж. м. вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи. Храм Рождества Пресв. Богородицы - характерный для Костромской губ. пример здания, сочетающего приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. Двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами. В 50-х гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в которых размещались ризница и б-ка. По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.

http://pravenc.ru/text/182215.html

С этого времени старая колокольня не использовалась, но сохранялась как памятник архитектуры. Из келейных и хозяйственных построек в 1685 г. в Ж. м. находились деревянные кельи, архимандричья, казенная, гостиная, 5 братских келий, келья дьячков, хлебня, конюшенный двор с избой; рядом с обителью - скотный двор с избами, дворы дьячка и стряпчего. В 1-й пол. XVIII в. с востока в линию с трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия были построены каменные настоятельские покои, в кон. XVIII в. с запада возвели братский корпус в скромных классицистических формах (сохр.). Вместе с церковью эти сооружения образовывали сплошной фасад Ж. м. со стороны Тьмаки. По ведомости 1917 г., за оградой Ж. м. находились гостиный двор, 6 домов, скотный двор, бани, сараи, погреба, мельничная изба. Братский корпус, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия настоятельские покои. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Братский корпус, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия настоятельские покои. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Документов о материальном положении Ж. м. в XIV-XV вв. не сохранилось. Вероятно, в монастырь поступали денежные, натуральные, а возможно, и земельные вклады. К сер. XVI в. Ж. м. располагал незначительными владениями в Тверском у. Самое крупное находилось в непосредственной близости от мон-ря, в вол. Суземье, состояло из села, 3 селищ, погоста с деревнями и починками. В вол. Воловичи Ж. м. владел сельцом, 22 деревнями, 2 починками. Происхождение обеих вотчин неизвестно. В вол. Кава на средства тверских владык для Ж. м. было куплено 3 деревни. Обстоятельства поступления в обитель с. Тредубье с пустошами Старицкого у. также не установлены. Сохранился подлинник жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1623 г. на все монастырские вотчины, выданной Ж. м. в связи с гибелью архива в Смутное время (РГАДА. Ф. 248). Согласно переписным книгам 2-й пол. XVII в., за монастырем числилось в 1653-1661 гг. 40 дворов, в 1678 г.- 47 дворов, в 1700 г.- 52 двора. В Тверском кремле мон-рю принадлежало подворье.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010