С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских ( Хуцишвили. 1987. С. 26). Возобновление храмов и спасение святынь во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели , после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания ( Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III ) и др. «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Патриарх Илия II рассказал о чуде, произошедшем с его мамой Тбилиси, 6 декабря 2014 г. На праздник Введения Пресвятой Богородицы после поздравлений народу Патриарх Илия II сказал: «Это величайший праздник. Когда Пресвятая Богородица была введена в Святая Святых, куда первосвященник входил один раз в год , – это было знаком того, что Она перед лицом всего мира была необыкновенным Человеком ...      Я хочу сегодня поговорить с вами о том, какое значение церковь имеет в нашей жизни. Церковь – это врата Царства Небесного. И счастлива та семья и тот человек, которые стоят перед этими вратами. Счастлив тот человек, который чувствует значение храма. В церкви присутствует особая благодать. Благодать Святого Духа… Я вспоминаю, когда мы начинали строительство Пресвятой Троицы ( Цминда Самеба – собор Пресвятой Троицы, кафедральный собор в Тбилиси – прим.ред ). Как мы вырыли котлован. И многие люди думали, чем его заполнить. И сможем ли построить этот храм. Даже когда еще ничего не было, мы уже чувствовали, что особая благодать была там. Я вспоминаю те дни, когда люди даже не хотели уходить оттуда. Была лишь яма... Бог заполнил все. И Бог построил нам этот храм, и вместе с Ним наш народ. Это стало храмом Святой Троицы. Все, что делает человек, является его автопортретом. Это означает, что сила Духа Святаго преизобильно изливается на Грузию». Патриарх Илия II продолжил: «Хочу вспомнить свое детство. Не проходило такой субботы и воскресенья, чтобы мои мама и папа, и мы с ними не шли бы в храм. В храм Ильи пророка во Владикавказе. Однажды во время службы мама сказала нам детям: « Вы будьте здесь, а я выйду». Она пошла к могиле, которая была и есть там. Могила Анастасии Андреевны. Ее фамилия была Андреева. По происхождению она была гречанкой. Ее предки были греками. Она была чудотворицей, скончалась в 1932 году. Она творила чудеса. Подошла мама к могилке, а там люди столпились, стоят на коленях и плачут. Мама удивилась, почему плачут... «Ты ничего не видишь?» – спрашивают мою маму. «Нет», – говорит. «Перекрестись и встань на колени». Это происходило днем, во время службы. Она встала на колени и увидела Пресвятую Богородицу со Спасителем на руках. Мама заплакала и наклонилась, чтобы поцеловать Богородице ножки, но Она исчезла и потом вновь появилась. При этом присутствовало 17 человек. 17 человек видели все это.

http://pravoslavie.ru/75656.html

Мон-рь Сафара (Сапара) представляет собой живописный ансамбль, состоящий из строений разных эпох. Его главный храм св. Саввы, как гласит строительная надпись, был построен на рубеже XIII и XIV вв. зодчим Парезасдзе по повелению министра при царском дворе Беки. Это крестово-купольное здание, план к-рого продолжает традиции церквей Самтавро, Бетаниа, Кватахеви, но купол здесь не такой высокий, как в храмах XII-XIII вв.; изменено оформление фасадов: на вост. фасаде нет сопутствующих центральному окну ниш, уменьшилось количество окон, интерьер освещен хуже, на барабане купола впервые появились ложные окна. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Основание мон-ря Зарзма связано с именем прп. Серапиона Зарзмского. Строительство же главного храма было предпринято Беки в нач. XIV в. Композиция плана схожа с композицией храма в Сафаре, художественное решение его фасадов соответствует художественной концепции, сформировавшейся на рубеже веков; орнаментальный декор резьбы по камню более сухой и мелкий, чем в Сафаре. К кон. XIII - нач. XIV в. относятся: вторично выстроенный св. царем Димитрием II Самопожертвователем (Тавдадебули) храм Метехи в Тбилиси, Бедиа в Абхазии, Гергетская Цминда-Самеба (Св. Троица) (близ Степанцминды (Казбеги)), являющаяся самой крупной часовней и единственным купольным зданием в этом горном регионе. Исторические события, особенно нашествие Тамерлана, надолго приостановили строительство храмов в Грузии. На протяжении почти всего XV в. в основном велись только восстановительные работы. Новая волна строительства началась с XVI в. К этому времени Грузия была раздроблена на отдельные царства и княжества. Развитие архитектуры происходило в основном в наиболее спокойных, гл. обр. горных, регионах. Преимущество отдавалось строительству крепостей, дворцов, караван-сараев, мостов, бань, сторожевых башен и т. п. В горных районах строили оригинальные жилые комплексы (Сванети, Хевсурети). Качество строительной техники, где наряду с камнем стали шире применять кирпич, снова повысилось. В храмовой архитектуре в основном сохранялись традиц. планы и формы, пространственно-композиционная структура, но изменился внешний вид и характер отдельных деталей.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья НИКОН (Бессонов (Безсонов) Николай (Микола) Николаевич; 1868 (по др. данным, 1871) - 1919), бывш. еп. Енисейский и Красноярский НИКОН (Васин Николай Иванович; род. 1.01.1942, Липецк), схимитрополит бывший Липецкий и Задонский НИКОН (Дегтяренко Николай Федорович; 1884 (по др. данным, 1878) -1937), еп. Красноярский и Енисейский НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), Новгородские, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОПОЛИТИАН (Никтополион, Никополит), мч. (пам. греч. 2, 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В Тбилиси прошла конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви Тбилиси, 23 марта 2007 г. Конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви, состоялась 23 марта в молодежном центре, при кафедральном соборе Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси, сообщает сайт Патриархия.ru . Кафедральный собор Цминда Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси. Фото Сони Овсянниковой Как сообщили в департаменте по связям с общественностью и СМИ Минюста Грузии, в молодежном центре при кафедральном соборе Самеба также открылась выставка, на которой представлены уникальные рукописные документы 1906-1940 годов, хранящиеся в национальном архиве Министерства юстиции Грузии, в том числе судебное дело Католикоса-Патриарха Грузии Амвросия и других духовных лиц. Грузинская Православная Церковь 25 марта отмечает день восстановления автокефалии. В связи с этим во всех действующих церквях Грузии состоится праздничная служба. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II проведет благодарственный молебен в кафедральном соборе Самеба. Об этом сообщил секретарь Католикоса-Патриарха всея Грузии протоиерей Михаил. В 1811 году, Российский император Александр I упразднил автокефалию Грузинской Церкви, отменил Патриаршее правление, и Грузинскую Церковь, на правах экзархата, подчинил Синоду Русской Церкви. В 1917 году автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена и введено Патриаршее правление. После восстановления автокефалии, первым Католикосом-Патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. По преданию, Христианство в Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV в. в Грузии существовали значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 г. от Антиохийской Церкви. В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную Церковь подтвердил Константинопольский Патриархат. С 1977 года и поныне, Католикос-Патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илия II. 24 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Декоративно-прикладное искусство ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА одно из наименований Папского престола; праздник в календаре Римско-католической Церкви; реликвия, которая хранится в базилике св. Петра в Риме КЕРАМИКА изделия из обожженной глины (в т. ч. в смеси с др. веществами) прикладного или декоративного назначения; одно из древнейших умений, распространенное в связи с доступностью материала и технологий обработки КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря КИРАМ [Кирам Казмох] (2-я пол. XVI - нач. XVII в.), арм. скульптор,резчик по камню, создатель хачкаров и надгробий ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) ОКЛАД декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота , серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари ПАЛА Д " ОРО «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря) ПАНАГИЯ в православном богослужении: 1) небольшая икона на цепочке, составляющая часть облачения епископа; 2) хлеб, возвышаемый во время торжественной трапезы в мон-ре

http://pravenc.ru/rubrics/123168_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История декоративно-прикладного искусства. Предметы церковного обихода (см. также " Литургика " ) АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ) ВЕНЕЦ венок; украшение из листьев, цветов, позднее драгоценных материалов, в виде кольца, вручаемое в знак к.-л. отличия, достоинства ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАЛА Д " ОРО «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря)

http://pravenc.ru/rubrics/123172.html

Сионский кафедральный собор (Тбилиси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сиони — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Содержание История [ править править код ] Основание храма Сиони () приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Проезд: Сионский собор хорошо виден с любой смотровой площадки. Он распознается по серому куполу, по тёмному куполу соседнего собора Норашен и по маленькой колокольне со шпилем. Если вы идете по переулкам Старого города, то надо сначала попасть на улицу Леселидзе, а затем выйти на параллельную ей Сионскую улицу. Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, 6. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Сионский_кафед...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукописи, миниатюры ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК [Хиландарский Паремийник], среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова ДОБРЕЙШЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Евангелие попа Добрейша], тетр, памятник болг. языка, книгописания и изобразительного искусства XIII в. ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/188512_2.html

Джем думал, конечно, по-грузински. В глазах у него поплыли знакомые горы, небо, облака, дом. Вот на крыльцо дома вышла мама, в чёрном платье. Мама у меня — самая красивая в нашем селе. А отец — самый сильный. И я был самый сильный, — подумал Джем, — был, был! Кто поймёт, как это — вчера быть самым сильным, а сегодня за тобой чужая женщина должна выносить твою грязь, горшок твой! Кто же это положил меня на лопатки? Я сам до этого всех на лопатки укладывал, а теперь — сколько времени я смотрю в потолок? Вот тебе и чемпион СССР! Эти грустные мысли Джем отгонял от себя, ибо, если им удавалось полностью овладеть сердцем Джема, они ввергали его в тоску. В такую тоску, что хотелось уйти из жизни совсем, навсегда. Поэтому Джем всеми силами отгонял эти страшные мысли. Он старался думать о другом — о матери, об отце, о братьях, о горах, о небе. Как ни странно, чем дольше он лежал здесь, с такими же, как он, «ранеными», тем реже тоска достигала былой, почти сокрушительной силы. А теперь у него появилась ещё одна мысль, которая добавляла ему сил, чтобы жить дальше. Это была мысль об Аньке, об этой хрупкой, как бы испуганной девчонке с пушистыми рыжеватыми волосами. Мысль эта светло оживала в его сердце, но едва только она поднимала свою пушистую голову, как ей навстречу, оттуда, из неизведанной сердечной глубины, сразу вставала другая мысль — сухая, чёрная. Чёрная мысль была — о фиксированном бедре, о хромоте и слабости. Так эти две мысли и стояли друг против друга, и ни одна не хотела уступать. Тогда Джем начинал думать снова. Он снова представлял, как он подходит к Аньке, как берёт её за руку, как обнимает и гладит её по пушистым, рыжеватым волосам. «Мамао чвено, рамели харцата щина цминда ихав сахе-ли шени…. Отче наш, сущий на небесах…» — читал он молитву, которой научила его мать. «Да будет воля Твоя». Твоя, Твоя, Твоя… Тихая крымская ночь, середина мая. Воздух прохладен и свеж. Джем ощущает прохладу, какие-то пьянящие запахи, слышит ночные звуки. Шум прибоя едва слышен, его прерывает шорох ветра в верхушках тополей. Там, над ними, сияют звёзды. Мы все знаем, что звёзды смотрят на нас со своей высоты. Знаем, но забываем. Глава 27

http://azbyka.ru/fiction/zvezdy-dushi-i-...

   001    002    003    004   005