Адрес: Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, Цаленджихский р-н, г. Цаленджиха Подробнее... Свято-Георгиевский собор (Сурами) [ править править код ] Церковь святого Георгия была возведена в начале 18 веке и некогда входила в состав Армянской Апостольской церкви. Уже в 30-е годы 20 столетия армянская община обратилась в властям с просьбой о реставрации собора. Несмотря на многочисленные обращения, просьбы не были удовлетворены, и в скором времени храм передали в состав Грузинской церкви. На сегодняшний день все внимание путешественников и паломников привлекает великолепная архитектура церкви, традиционная для Грузии. Здание отлично сохранилось до наших дней и радует всех посетителей светло-коричневым фасадом и острым серебряным куполом. На нём гордо возвышается крест, который видно издали. Возле церкви находится колокольня, она была построена немного позже основной достопримечательности. Интерьер представляет совокупность росписи и орнаментов на стенах. Возле алтаря можно увидеть несколько старинных икон и художественные изображения Святых. Адрес : Грузия, Шида-Картли, Хашурский р-н, пос. Сурами Проезд : Сурами находится на трассе Тбилиси-Кутаиси, примерно посередине. Церковь рядом с трассой. Подробнее... Храм святого Евстафия Мцхетского (Эртацминда) [ править править код ] Эртацминда (изменённая форма Эстате Цминда - святой Эстате) — грузинская православная церковь святого Эвстате (Евстафия), построенная в первой части XIII века. Расположена в деревне Эртацминда муниципалитета Каспи. Построенная из обработанного камня церковь стоит на двух столпах. По обе стороны от алтаря в два этажа построены комнаты. несмотря на существование росписи, церковь наиболее известна своим фасадом. Все четеры стороны церкви украшены большим декорированным Крестом . Храм Эртацминда стилистически повторяет церкви XII—XIII веков, в частности церкви Икорта, Питарети, Бетаниа, Кватахеви и др. С XVII века храмом управляла семья Тархнишвили. Стала местом упокоения представителей фамилии Саакадзе. Именно здесь похоронена голова убитого сына Георгия Саакадзе — Пааты.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век). На храме сохранилась надпись зодчего, гласящяя: «Я, Тодосак, строитель этой святой церкви». По другим сохранившимся надписям видно что под руководством Тодосака в Атене трудились, еще несколько каменотесов-армян. Храм несколько раз подвергался разграблению захватчиками вторгавшимися в регион. Уцелели в нем росписи 1080 года, а также видны следы пожара от нашествия шаха Аббаса I (который разжег в храме костер). Адрес : село Атени (10-12 км к югу от Гори), Грузия Подробнее... Мужской монастырь Бетания [ править править код ] Время основания неизвестно, однако есть сведения, что к XI в. обитель уже существовала как усыпальница княжеского рода Орбели, владевшего обширными территориями в Квемо Картли. Местное предание гласит, что первоначально ктиторы намеревались строить монастырь по другую сторону пещеры Самадло, на плоской вершине высокой горы, откуда открывался вид на все окрестности, и уже начали свозить туда камни, как к утру в недоумении обнаружили их исчезновение. Найдя свои строительные материалы глубоко внизу на дне ущелья сложенными вместе, строители решили возвести храм в указанном Богом месте. Другое предание повествует, что в древности здесь была крупная и богатая Лавра, и св. Тамара, последние годы жизни подвизавшаяся в пещерном монастыре Вардзиа, часто приезжала сюда летом для уединения и молитвы. Территория монастыря в древности была окружена массивной стеной, остатки которой сохранились до наших дней. Среди леса на склонах горы сохранились небольшие ямы с грудой камней - остатки монашеских келий. Известно, то в средние века монастырь пришел в запустение и был усыпальницей рода Бараташвили. Адрес: Монастырь расположен в 16 км от Тбилиси, в ущелье р. Вере ок. с. Самадло. Подробнее... Мужской монастырь Сапара [ править править код ] Монастырь Сапара ( ), иногда так же пишется «Сафара», был основан не позднее X века; в XIII веке он принадлежал владетелям Самцхе — князьям Джакели. Здесь была одна из их резиденций а также усыпальница.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Наталья Маруся Токарева — известный российский фотограф, преподаватель и руководитель школы творческой семейной фотографии «Марусина Мастерская». И сегодня у читателя Правмира есть возможность заглянуть в Марусин инстаграм и узнать еще немного о Грузии и нескольких удивительных местах этой прекрасной земли. В Тбилиси , как и в других грузинских городах, очень много храмов. Храмовой архитектурной доминантой столицы можно по праву назвать главный кафедральный храм Грузинской Православной Церкви – собор Святой Троицы – Цминда Самеба. Собор, конечно, красавец, является самым большим и высоким храмом Грузии. Гора , на которой Нина поставила крест, была местом языческого поклонения. Но, как это бывало, там, где стояли капища, строились христианские храмы. Гора, после воздвижения креста, стала местом молитв христиан и со временем тут построили храм. А еще позже был образован монастырь. По преданию, именно здесь , вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь. Крохотный храм святого Стефана уместился внутри крепостной башни. Строили ли саму башню вокруг храма или сам храм был построен внутри башни, не могу сказать, найти какую-то информацию о нем мне не удалось. Тем не менее, подняться на башню и посмотреть храм обязательно нужно, это самая высокая часть Сигнахи , откуда открывается отличный вид на Алазанскую долину. Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем. Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Это наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии, центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й половины XVI века до 1814 года. Он был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей.

http://pravmir.ru/o-gruzii-s-lyubovyu/

     20 мая Грузинская Православная Церковь празднует память преподобных отцов Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников – «вторых апостолов» Грузии. Пришедшие в VI столетии из Сирии, они стали продолжателями подвига святой равноапостольной Нино в христианском просвещении Иверии и зачинателями монастырского строительства на грузинской земле. А спустя несколько дней, в четверг по Вознесении Христовом, 24 мая, будет совершаться переходящее празднование преподобному Давиду Гареджийскому – по преданию, любимому ученику преподобного Иоанна, основателю великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры. Промыслом Божиим преподобный Давид становится всё более известным в России, во многом благодаря деятельности московского храма Живоначальной Троицы на Покровке, где уже много лет особо почитают этого святого. По апостольскому призыву В Тбилиси, в алтаре Патриаршего кафедрального собора Цминда Самеба – Пресвятой Троицы – хранится в ковчеге небольшой округлый гладкий камень цвета темной охры с красноватыми вкраплениями. Это чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви – Камень Благодати. С ним связано следующее предание. Шел VI век от Рождества Христова. К подножию горы на северо-западе Иерусалима (с эпохи Крестовых походов она будет известна как Гора Радости) приблизились несколько иноков, проделавших трудный путь из далекой земли, именуемой Сакартвело, или Иверия. Старец, возглавлявший паломников, вдруг сказал своим спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Отпустив учеников, он не пошел дальше, а когда пришла пора отправляться обратно, подобрал с земли три простых камня, в душе веруя, что взял их как бы с могилы Христа. В это время Иерусалимскому патриарху во сне предстал Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима». Патриаршие скороходы нагнали монахов и забрали два камня, а один оставили, передав старцу слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

http://pravoslavie.ru/113061.html

Подробнее... Троицкий женский монастырь Кацарети (Хашмийская Самеба) [ править править код ] Монастырь Самеба ( . ), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века. Адрес: Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, Хашмийская Самеба Проезд: Сначала надо попасть в село Хашми - туда ходят маршрутки. От северной окраины села начинается грунтовка, по которой надо пройти пешком 6 километров. Два километра дорога идёт по долине реки Иори, петляя среди кустов, потом начинает подниматься на горку. Следующие 4 километра - пологий спуск через лес. Дорога на этом участке ужасающа. Лесовозы продавили в ней глубокую колею, так что если вы решили прорываться на колёсах, то выбирайте сухую погоду. Подробнее... Мужской монастырь Хирса [ править править код ] Монастырь Хирса (монастырь святого Стефана, Степан-цминда) — мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке. Монастырь был основан в VI веке одним из ассирииских отцов Стефаном Хирским. Монастырский храм много раз перестраивался. Значительная часть церкви сегодня всё ещё находится под землёй — там ещё не проводились археологические раскопки. Адрес: Тибаани, Кахетия, Грузия Подробнее... Мзоврети [ править править код ] Мзоврети () - он же Мдзоврети или замок Ортубани. Фортификационное сооружение высоко на горе над рекой Дзама около села Ортубани в Дзамском ущелье Карельского района. Сейчас там строится монастырь. Ранее там был замок, а по некоторым данным, даже и целый город. В истории этого места очень много загадочного и необъяснимого. С названием этго места много путаницы. На туристических картах Грузии оно обозначено как крепость Zovreti, указатели на монастырь называт его Мзоврети, в интернете и литературе попадается так же Мдзоврети. Иногда это место обозначатся как Замок Ортубани от названия близлежащего поселка.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Тбилиси: В «день борьбы с гомофобией» прошло молитвенное шествие и акция протеста (ВИДЕО) Тбилиси, 19 мая 2015 г.      16-17 мая в связи с прибытием в столицу Грузии чудотворной иконы Ацкурской Богоматери принято решение провести молитвенное шествие, было заявлено на пресс-конференции в Грузинской Патриархии.      Крестный ход начался в соборе Светицховели во Мцхета c торжественного богослужения, затем состоялось праздничное шествие с иконами и хоругвями из Мцхета в Тбилиси. Затем праздничное богослужение состоялось в кафедральном соборе Тбилиси Цминда Самеба, сообщает Благовест-инфо. Гомосексуализму нет места в нашей стране, и так считает 99% населения Грузии Параллельно с этим ряд депутатов парламента от оппозиции, - и в частности, активист возглавляемого Михаилом Саакашвили «Единого национального движения» Чиора Тактакишвили, - заявили по телеканалам, что сожалеют о решении Грузинской Православной Церкви провести масштабное молитвенное шествие именно в международный день борьбы с гомофобией, что фактически оттеснило желающих принять участие в праздновании этого дня от центральных городских артерий. Крестный ход с Ацкурской иконой Божией Матери В те же часы по телеканалам и информационным порталам прозвучало заявление посла США в Грузии Ричарда Норланда, призвавшего отраздновать «день борьбы с гомофобией». По заявлению посла, у каждого человека должно быть право на то, чтобы его потенциал был реализован полностью. «Завтра в 11-й раз отмечается Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией. В этот день мы еще раз поддерживаем равенство и достоинство всех людей и подтверждаем, что права человека универсальны. Присоединяемся ко всем, кто трудится в Грузии, чтобы мирно отметить этот день», — сказано в заявлении американского дипломата. Акция " Нет гей-Европе " < Девятнадцать неправительственных организаций и правозащитных групп призвали власти Грузии обеспечить безопасность тех активистов, которые 17 мая собрались отметить «день борьбы с гомофобией» Место проведения и детали запланированного на 17 мая мероприятия были засекречены, и журналистов попросили пройти «аккредитацию».

http://pravoslavie.ru/79406.html

Рождество в Грузии: традиции, обычаи, рецепты Переступая порог, меквле должен оповестить хозяев: ‘Приношу вам радость, счастье, здоровье, доброту и благополучие!’ — в подарок он приносит фрукты и сладости. Только после этого начинается праздничная трапеза. 6 января, 2013 Переступая порог, меквле должен оповестить хозяев: ‘Приношу вам радость, счастье, здоровье, доброту и благополучие!’ — в подарок он приносит фрукты и сладости. Только после этого начинается праздничная трапеза. Рождество в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств. Мы расскажем нашим читателям о праздновании Рождества по-грузински. Алило В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но один обычай, забытый в советское время и возрожденный в 90-е годы Святейшим Католикосом-Патриархом Илией II, — общий для всей страны. Праздник отмечается напоминающим русское и украинское колядование шествием с песнопениями — Алило (от слова «аллилуия»). Этой традиции много веков — группа мужчин обходила дома с песнопением «Алило» и поздравляла всех с Рождеством. Процессию возглавлял «Махаробели» («вестник радости» — груз.) — хозяйка дома встречала его на пороге и одаривала фруктами, сладостями, хлебом, яйцами. Впоследствии мужчин заменили дети — они и сегодня идут впереди процессии, нарядно одетые, с венками на головах, символизируя ангелов. С ними, молясь, идут представители духовенства с иконами, крестами и хоругвями. В соответствии с дохристианскими еще традициями, в шествии участвуют ряженые, но изображают они евангельских персонажей — пастухов и волхвов. Алило начинается сразу после рождественского богослужения, и в нем участвует весь город. В Тбилиси он начинается в конце проспекта Руставели, на площади Роз, и движется до собора Цминда Самеба (собор Пресвятой Троицы — главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви), где участников встречает Патриарх и передает подарки и сладости. Пожертвования собирают в огромные корзины, которые заполняются по мере движения процессии — их везут на повозках волы.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-gruzii-tr...

Правительство Индии подарило Грузинской Церкви часть мощей св. вмц. Кетеван Тбилиси, 27 августа 2021 г. Фото: patriarchate.ge.      Православные верующие Грузии с радостью получили частицу мощей святой великомученицы царицы Кетеван (Кетеваны), подаренной Грузинской Православной Церкви в первой половине июля. Ранее мощи уже привозили на несколько месяцев в 2017-2018 годы для поклонения верующим Грузинской Церкви, а теперь решением премьер-министра Индии Нарендры Моди они навсегда останутся на родине святой. Действующее в Индии законодательство запрещает передачу иностранным государствам предметов, обнаруженных в ходе археологических раскопок, поскольку они считаются частью культурного наследия Индии, подчеркивает пресс-служба Грузинской Церкви. Но, принимая во внимание многовековые дружеские отношения между Грузией и Индией, а также по просьбе Католикоса-Патриарха Илии II, велись активные переговоры с правительством Индии при участии МИД Грузии, завершившиеся поистине беспрецедентным распоряжением премьер-министра Н. Моди. Photo: patriarchate.ge      Мощи были официально переданы ГПЦ в Свято-Троицком кафедральном соборе (Цминда Самеба) Тбилиси при участии Католикоса Илии II и других иерархов Грузинской Церкви, президента и премьер-министра Грузии, премьер-министра и министра иностранных дел Индии и других официальных лиц. Приветствие и благословение Католикоса-Патриарха передал Высокопреосвященный митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири), местоблюститель патриаршего престола ГПЦ, который подчеркнул, что время правления вмц. Кетеван в XVII веке было самым тяжелым периодом в истории Грузии, когда противник «желал полного уничтожения страны». Но «Церковь поддерживала людей и давала им силы бесстрашно противостоять невзгодам», - сказал Его Высокопреосвященство, передавая слова предстоятеля ГПЦ. «Сегодня у нас великий и исторический день… Отныне святая Кетеван будет укреплять отношения и культурную близость между нашими странами», - продолжил он. «Пусть молитвы святой Кетеван покроют всю Грузию!» - заключил иерарх.

http://pravoslavie.ru/141400.html

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Сионский кафедральный собор . Мощи: Кафедральный собор Святой Троицы : Метехская Успенская церковь . Мощи: Церковь Анчисхати . Мощи: Бодбийский женский монастырь : Церковь Александра Невского . Мощи и икона: Пантеон на горе Мтацминда. Мощи: Государственный музей искусства Грузии: Монастыри [ править править код ] Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори) [ править править код ] Табори или Таборский монастырь () - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды. История монастыря начинается в 2002 году, а вот история самого места гораздо старше. Сама гора и хребет некогда были названы Таборис-Мта ( ), что в точном переводе на русский звучит как Фаворская Гора. Это известное место около Назарета в Палестине, где произошло Преображение. Адрес: Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе. Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Тбилиси Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси) [ править править код ] Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров. Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси

33. Крест в монастыре Никорцминда В Рачинском округе горной Имеретии, в древнем храме XI века, существующем со времен Баграта IV и посвященном имени св. Николая Чудотворца, и ныне известном под именем Никорцминды (вместо Николоз-цминда «Святитель Николай»), находится, среди немногих полуразрушенных остатков древности: 1 . Замечательный по своим эмалям крест 11 . По обычному типу грузинских выносных крестов, его длинное древко обито серебром и оканчивается яблоком, на котором утвержден серебряный же чеканный ковчег или сион, с изображениями свв. Георгия и Димитрия, двух святителей, двух святых воинов и Благовещения. Надпись на яблоке (см. ниже), от имени жертвователей князей Рачинского округа Цулукидзе, относить все устройство креста к XVII или даже к XVIII веку. Но на кресте укреплены по концам рукавов три эмалевые медальона евангелистов, отличной византийской техники XI века, хотя более грубого рисунка, чем подобные им медальоны собрания А.В. Звенигородского. Лука и Марк представлены прямо на одно лицо и разнятся только складом бороды; Лука, кроме того, представляет небольшую лысину (любопытную деталь в типе этого евангелиста). Не будь Матфей седым, его лик был бы тождествен с двумя остальными. Все это указывает, конечно, на ремесленную работу, но не составляет черты византийского искусства, в каком бы то ни было периоде. Наиболее любопытны, поэтому, эмалевые краски. Между ними видную роль играет изумрудно-прозрачная эмаль: она составляет фоны нимбов, она же является цветом хитонов у двух апостолов. Далее употреблены: пепельно-голубая эмаль, бирюзовая для седины, яркая синяя и хром для золотых предметов, напр. окладов евангелия. Оторвавшиеся куски позволяют далее видеть, что темнокаштановый цвет, почти черный, для волос составляет сам по себе темногранатовую эмалевую краску, похожую на густое красное вино. Равно, насыщенный (розоватый) телесный цвет зависит от соединения рефлексов золота через полупрозрачную эмаль с легкой желтоватостью лесной краски. На разрушенных частях нимба изумрудного цвета можно наблюдать, что для укрепления этой эмали устроен ряд кружочков, залитых потом с верхом эмалью. Наконец, различный изменений в тонах эмали, явно, зависят здесь от толщины ее слоя: так, особенно мелкий слой дает оливковые оттенки по краям и сильно розовый тон посередине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005